Что обозначает категория водительских прав в1

Какие нужны документы для сдачи экзамена в ГАИ

Кандидата в водители допустят до сдачи экзамена на права только после того, как он предоставит необходимые документы. Если вы сдаете на права впервые, вам нужно подготовить:


1Паспорт.

Если подходит время заменить паспорт по возрасту, сделайте это заранее. С просроченным паспортом к экзаменам не допустят. В законах ничего не сказано о том, что в паспорте обязательно должна быть отметка о прописке, но если ее нет, лучше заранее уточните этот вопрос в МРЭО.

2Заключение шоферской медкомиссии.

Чтобы сдать на права категории В, необходимо пройти как минимум 4 врачей — нарколога,психиатра, терапевта и офтальмолога. За заключение медкомиссии будущему водителю, в зависимости от региона, придется заплатить от 1000 до 3000 руб. Подробно о том, как оформить медсправку, мы писали здесь. Заключение 2020 года по форме N 003-В/у выглядит так:

3Документ, который подтверждает, что вы прошли обучение в автошколе.

Каждая автошкола выдает своим выпускникам справки или свидетельства о завершении обучения. Единой формы для них нет, поэтому такой документ может выглядеть как угодно. Главное, чтобы на нем было ваше имя и печать автошколы. Получить права без обучения в автошколе в 2020 году нельзя.

4Заверенное письменное согласие одного из родителей (если вам не исполнилось 18 лет).

Согласие родителей на сдачу экзамена в ГИБДД не нужно, если вы состоите в браке или получили эмансипацию.

5Заявление.

О том, где скачать заявление и как правильно его заполнить, читайте ниже.

Для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляются следующие документы: а) заявление; б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; в) медицинское заключение; г) российское национальное водительское удостоверение (при наличии); д) документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий; е) письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

п. 18 Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097

Нужна ли квитанция об оплате?

Предоставлять квитанцию об оплате госпошлины вы не обязаны, и можете приложить ее к пакету документов исключительно по желанию. Сотрудник ГИБДД самостоятельно проверит факт оплаты по базе ГИС ГМП.

Куда сдавать документы?

Если вы постоянно проживаете в РФ, сдать документы можно в любое подразделение ГИБДД, которое проводит экзамены для кандидатов в водители, вне зависимости от места прописки. Остальным следует обращаться в МРЭО региона, в котором они временно проживают.

I. Категории транспортных средств по ФЗ №196

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (право на управление транспортными средствами):

  • Категория «A» — мотоциклы.

  • Категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.

  • Категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

  • Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

  • Категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг.

  • Категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.

  • Категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы.

  • Категория «Tm» — трамваи.

  • Категория «Tb» — троллейбусы.

  • Категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы.

  • Подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см., и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.

  • Подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы.


  • Подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

  • Подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

  • Подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.

  • Подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.

Получение водительского удостоверения «В1»

Получение категорий «В» и последующих за ней требует исполнения 18 лет. Но обучаться можно уже заранее на некоторые категории и подкатегории, если проходите курсы в техникуме или другом специализированном учреждении предлагающем такие услуги.

В основном популярностью и спросом в этом случае пользуются все разновидности подкатегории «В», реже «А». Подать заявку на прохождении доступных курсов вождения можно уже с 17 лет. Если экзамен пройден, необходимо потерпеть с получением прав до совершеннолетия. Скорее всего, закончится срок действия медицинской справки, её необходимо заменить на действующую, заново пройдя медкомиссию.

Все рассмотренные категории прав открываются на 10 лет, после чего водительское удостоверение необходимо поменять без необходимости пересдачи экзамена. Если открыта вышестоящая (главная категория), например, «В», то дополнительное обучение на подкатегорию «В1» проходить не надо. Закон одинаков для всех и разрешает пользоваться этим. Эти правила относятся ко всем категориям/подкатегориям.

Получение прав и открытие новых категорий

Если не считать подкатегории, которые присваиваются автоматически, для получения прав, как и для открытия новых разрешений, потребуется пройти определённую процедуру.

Она начинается с посещения специализированной и обязательно сертифицированной автошколы. Здесь в составе группы, а иногда и в индивидуальном порядке, проходится полный курс обучения. Помимо теории, кандидаты занимаются практическими упражнениями, в сопровождении инструктора на специально оснащённых машинах выезжают в город.

Но успешная сдача теории и практики в автошколе ещё не даёт возможность получить удостоверение. После автошколы требуется взять документ об её окончании, а также медицинскую правку, и отправиться в отделение ГИБДД. Вопросами выдачи прав и проверкой знаний и навыков занимается МРЭО при автоинспекции.

Здесь требуется пройти ещё 3 испытания:

  • Знание теории. Знать требуется не только правила движения, но также устройство автомобиля, на управление которым вы претендуете, прочие области, необходимые для вождения.
  • Практика на площадке. Если теория сдана успешно, кандидат отправляется на следующий этап. Ему требуется выполнить стандартные манёвры на специально оборудованной площадке. В основном это развороты, маневрирование задним ходом, парковка и пр.
  • Экзамен в реальных условиях. Когда 2 предыдущих этапа пройдены, остаётся последний. Кандидат выезжает в город в сопровождении инспектора. Он следит за тем, как водитель себя ведёт в тех или иных ситуациях, контролирует обстановку, правильно читает знаки и разметку. Если ошибки не допущены, тогда инспектор ставит отметку об успешном завершении испытаний.

С этим документом кандидату остаётся передать бумаги в соответствующее окошко МРЭО, после чего ему будут выданы водительские права установленного образца с открытой категорией того или иного типа.

Даже если у водителя есть действующее удостоверение, но ему требуется открыть новую категорию, придётся пройти аналогичные испытания. Но только не всегда нужно посещать автошколу. Всё зависит от того, какие права требуется получить, и какие метки есть в текущем удостоверении.

Сделать метку в ранее выданном документе не получится, поскольку бумага уже заламинирована. В этом случае изготавливаются новые пластиковые документы.

Открытие новой категории для иногородних

Также стоит отдельно взглянуть на то, каким образом можно открыть новую категорию в своих действующих водительских правах всем иногородним.

Ведь довольно часто человек прописан в одном населённом пункте, но проживает или работает в другом. Тогда ему требуется не по прописке сделать себе ВУ.

Практически все автошколы позволяют иногородним проходить у себя обучение. Единственным отличием в сравнении с обучением по месту регистрации является расширенный пакет документов.

Он состоит из:

  • внутреннего гражданского паспорта;
  • медицинской справки;
  • справки, подтверждающей местную регистрацию;
  • справки из ГИБДД о том, что водитель не был лишён прав.

Особых проблем с этим возникнуть не должно. Но приготовьтесь к тому, что автошкола может не принять вас на обучение, если у вас отсутствует местная прописка.

При этом сложностей с ГИБДД (МРЭО) не будет. Согласно действующим правилам, ВУ можно получить в любом удобном для кандидата отделении, без привязки к прописке.

Нынешний формат ВУ предусматривает выдачу документа сроком на 10 лет. Когда 10 лет с момента выдачи проходит, удостоверение утрачивает свою силу, а водитель теряет возможность управлять транспортным средством.

Учитывая этот нюанс, каждые 10 лет придётся обновлять корочку. Но переживать сильно не стоит. Проходить повторное обучение и сдавать экзамены нет необходимости. Но сохраняется требование обязательно пройти медицинскую проверку и получить справку из сертифицированного медицинского учреждения.

Менять документ раньше положенного срока нужно, если:

  • права были утеряны;
  • документы украли;
  • они пришли в состояние негодности;
  • автомобилист поменял фамилию или имя;
  • требуется замена прав старого образца на новые.

При замене в обновлённых правах остаётся тот же срок действия, но и на документе до его утраты или порчи. Если хотите сразу продлить их на 10 лет, кроме паспорта, предъявите свежую медицинскую справку.

Как открыть категории А и А1 на мотоцикл?


Перед тем, как открыть категорию А, следует определиться с разницей в понятиях:

  • Категория А. Получение категории А означает возможность управления всеми видами мототранспорта без исключения (имеющими коляски и 3 — и 4 — колесными автомашинами массой не более 400 кг.). Присваивают ее лицам с 18 лет.

  • Подкатегория А1. Введена в рамках категории А последними новшествами в дорожные правила. Подкатегория А1 разрешает управлять облегченным видом мототранспорта с объемом двигателя не более 125 куб. см. и мощностью не выше 11 кВт. Присваивается лицам с 16 лет.

Если человек — начинающий водитель, то получить права категории А он вправе после обучения мотовождению, прохождения медицинской комиссии и сдачи тестов в ГИБДД.

Учебный процесс проводится в лицензированной мотошколе (или автошколе с соответствующей лицензией), чья программа согласована с ГИБДД. Обучение включает в себя:

  • Освоение теоретической части (112 часов). В рамках нее слушателям даются знания по профильному праву, ПДД, техническому устройству мотосредств, основам психологии водителя и медицинской помощи.

  • Освоение практической части (18 часов — для МКПП, 16 часов — для АКПП). Слушатели получают навыки вождения на автодроме и в условиях города.

  • Сдачу внутреннего экзамена (проходит посредством сдачи тестов).

  • Получение сертификата после прохождения экзамена.

Автошкола после набора группы в 20 человек регистрирует ее в ГИБДД. В день регистрации определяется дата экзамена слушателей в государственном органе.

К экзамену в ГИБДД допускаются лица, представившие:

  • паспорт;

  • медсправку с отметкой о том, что выдана для прав категории А и А1;

  • заявление, заполненное согласно требованиям;

  • сертификат об окончании курсов автошколы;

  • квитанцию об оплате госпошлины;

Пакет документации в ГИБДД направляет автошкола.

При наличии у водителя категории А отдельно открытие категории А1 не осуществляется — соответствующая отметка о присвоении этой подкатегории автоматически ставится в водительском удостоверении. В обратном порядке это правило не действует.

Также получение права категории А1 отличается тем, что практические занятия в рамках обучающего процесса осуществляется на облегченном виде мототранспорта. В остальном учеба на категории А и А1 схожа по алгоритму.

Если водитель с категорией В имеет медицинское заключение, разрешающее управлять мотоциклетным транспортом, он может добавить категорию А1 в свое водительское удостоверение.

Управление новыми видами легкового транспорта

К таким видам относятся трициклы и квадрициклы. Право вождения таких автомобилей предоставляет наличие подкатегории «В1». Но и тут не обошлось без специфических нюансов. Первый из них — технические параметры транспортных новшеств. Объем двигателя не может быть больше 50 куб. см, а максимальная разрешенная масса — до 550 кг. Второй нюанс — тест на внимательность. Квадрицикл и квадроцикл — это два разных транспортных средства. Второй вариант представляет собой внедорожник, оснащенный рамой вместо кабины и использующийся вне автотрасс общего пользования. Разрешение управлять квадроциклом дает категория «М», открываемая при переходе от прав старого образца к новым водительским удостоверениям автоматически. Остается определиться, что каждое из автомобильных новшеств представляет в глазах инспектора ГИБДД. С технической точки зрения — это средства, развивающие скорость 50 км/ч и имеющие мощность двигателя 50 куб. см. или 250 кВт для электрических мотосредств. Трицикл — транспортное средство на трех колесах. Оно подлежит регистрации и разрешено для передвижения на дорогах общего пользования. Квадрицикл, по аналогии с трициклом — четырехколесное транспортное средство, также подлежащее регистрации и допускаемое на автотрассы. Технические параметры, определяющие квадрицикл:

  • Масса до 400 кг (550 кг если мотосредство предназначено для грузоперевозок);
  • Скорость более 25 км/ч;
  • Предельная мощность ДВС — 20 л.с. или 15 кВт.

Последний нюанс, относительно разрешения на вождение трицикла или квадрицикла относится к системе управления. Существуют две разновидности мотосредств. Первые оснащены рулем автомобильного вида, вторые — мотоциклетного. Соответственно этому, водительские права может сопровождать дополнительная пометка: AS — если имеется только категория «В» и MS —  если присутствует исключительно категория «А».

Как открыть ВЕ в водительском удостоверении

Если в старых правах у водителя была категория E, то BE должна быть проставлена автоматически при замене водительского удостоверения на новое. В иных случаях предстоит пройти специальную подготовку и сдать экзамен в ГИБДД. Об этом ниже.

Обязательное требование к кандидатам, желающим управлять транспортными средствами с тяжеловесными прицепами — это наличие открытой категории В не менее 1 года с момента выдачи. При меньшем стаже вождения добавить e к b в правах не получится. Это требование зиждется на повышении безопасности дорожного движения и снижении аварийности с участием новичков на дороге.

Прохождение медкомиссии

Сперва необходимо пройти медкомиссию и получить медицинскую справку, свидетельствующую об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем с прицепом

Список необходимых врачей описан в соответствующей статье, поэтому не станем заострять на нем внимание. Мы рекомендуем соблюдать эту последовательность и получить медсправку до посещения автошколы с деньгами и комплектом для поступления, так как при наличии проблем со здоровьем о категории прав BE, а вместе с ней и об обучении, придется забыть

Обучение в автошколе

Получить право управления автомобиля с прицепом займет немного времени — срок обучения на категорию ВЕ, в среднем, составляет 1 месяц и включает в себя:

  • Прохождение теоретического курса. Так как «B» уже открыта в водительском удостоверении — восполнить знания можно самостоятельно без посещения автошколы. Выбор остается за учеником.
  • Преподавание навыков вождения автомобилей с прицепом и выполнение специфических упражнений на автодроме;
  • Сдача внутреннего экзамена и получение свидетельства об успешном прохождении обучения. Этот документ является основанием для допуска к проверке знаний и умений в ГИБДД.

Стоимость обучения на права категории BE зависит от региона проживания. Если брать среднюю цифру по стране, то вышеозначенные услуги стоят в районе 15000 рублей, с учетом преподавания практики управления транспортным средством с прицепом.

Сдача экзаменов в ГИБДД

В Госавтоинспекции предусмотрена трехступенчатая проверка знаний будущих автомобилистов. Каждая ступень отсеивает лиц, имеющих недостаточные познания для получения категории ВЕ в правах.

Первый этап: экзамен по теории

Он состоит из 20 вопросов, в которых допустимо совершить 2 ошибки. Но они могут дорого стоить — за каждую ошибку даются дополнительные вопросы, на которые допускаются ответы, исключительно без ошибок. За одну ошибку прибавят дополнительные 5 вопросов, за две — десять.

Второй этап: экзамен на автодроме

Для получения водительского удостоверения с категорией BE будущий водитель «легкового автопоезда» должен сдать несколько упражнений на специально подготовленной площадке. Демонстрировать предстоит следующие упражнения:

  • Заезд в гараж задним ходом — тут нужна действительно ювелирная точность, чтобы «заломить» прицеп на 90 градусов и вписаться в установленные рамки;
  • Езда «задом» по коридору, обозначенному конусами.
  • Сцепка прицепа с авто.
  • Маневры в ограниченном пространстве.
  • Параллельная парковка;
  • Остановка.

На площадке не допускается совершать ошибки и пересдать их на месте.

Третий этап: езда по городу

Тут без каких-либо сюрпризов, чтобы открыть категорию BE экзаменуемый должен проехать на автомобиле с прицепом, также, как при получении прав на «B». Маршруты движения можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД и подготовиться к экзамену заранее, изучив все знаки и тонкости преодоления этих траекторий.Вот такие проверки предстоит пройти автолюбителю, чтобы законно передвигаться по дорогам общего пользования с прицепом. Нужно это было или нет? — решайте сами. После прохождения всех испытаний водитель может получить права с открытой категорией ВЕ в ГИБДД и управлять автомобилем, не переживая о возможных нападках со стороны инспекторов ДПС при проверке документов.

Появление прав нового типа

На данный момент лицам, успешно сдавшим все испытательные экзамены в автошколе и в последствие в ГИБДД, выдаются водительские удостоверения. С 2014 года вступил в силу закон, в соответствие с которым выдаются права нового типа. Но если вы получили права немного раньше, то их менять не нужно, они не утратили свою силу. Если документ не подлежит смене по особым обстоятельствам, то срок его действия составляет 10 лет.

Интересным фактом является то, что сейчас в обороте находятся права 3-х видов:

  • удостоверения, выданные в период 1999- 2011 год;
  • первые пластиковые права, выданные с 2011 года;
  • обновленные удостоверения.

Водительские права нового образца начали изготовляться с целью приведения документа к единым международным стандартам. Документ соответствует принятой форме и требованиям, предъявляемым на территории стран-участниц Конвенции, которые регулируют так же и ПДД.

Законная езда на скутере с открытой категорией «М»

Когда права будут в кармане водителя, можно на законных основаниях садиться за руль мопеда и бороздить по дорогам общего пользования. Не стоит забывать, что наличие водительского удостоверения с вожделенной категорией «М» не отменяет требований по соблюдению правил дорожного движения. В случае грубого нарушения ПДД на скутере вас лишат права управления всеми транспортными средствами.

К обязательным правилам по управлению мопедами относятся:

  • Использование шлема;
  • Трезвость (за нахождение в состоянии алкогольного опьянения лишат водительского удостоверения);
  • Фары ближнего света должны быть включены;
  • Возраст от 16 лет;
  • Запрещено ехать посередине дороге на скутере. Для этого предусмотрена правая часть проезжей части, велосипедные дорожки или езда по обочине (если это не доставляет неудобств пешеходам);
  • Буксировка запрещена в любом виде (если мопед используется как тягач или как прицеп) и т.д.

Как видно из перечисленных выше требований введение новой категории «М» в правах должно положительно сказаться на общей дорожной обстановке. Прежняя беспечность и авантюризм скутеристов и водителей мопедов теперь может дорого им стоить.

Каким должен быть возраст

Начиная с 2014 года, в законодательстве появились определенные нововведения, идентифицирующие мопед как транспортное средство с объемом мотора до 50 кубических сантиметров. Следовательно, возможность их эксплуатации появляется только после сдачи экзаменов на водительское удостоверение категории М. Если присутствует документ с категорией выше, например, А1, по новой сдавать экзамены для получения категории М не потребуется.

Зачастую молодые люди, которые уже хотят эксплуатировать транспортное средство самостоятельно, спрашивают, с какого момента появляется законная возможность использования мопеда или скутера. Если учитывать законы Российской Федерации, такая возможность появляется исключительно по достижению 16-летнего возраста.

К слову, мопед и скутер относятся к одной категории транспортных средств, то есть объем мотора их не более 50 кубических сантиметров, а максимально возможная скорость – 50 километров в час. Следовательно, также, как и в случае с мопедом, необходимо наличие прав категории М.

Если молодой человек нарушил правила дорожного движения, он несет ровно такую же ответственность (как административную, так и уголовную), как и другие участники дорожного движения. Но следует учитывать то, что подросток отвечает за свои действия лишь частично, и, например, если он каким-либо образом нарушил ПДД, штрафные санкции будут накладываться на его родителей либо законных опекунов.

Что еще сказано в ПДД

Не так давно правом управления скутером или мопедом в отсутствие водительских документов имели практически все. Однако из-за невнимательности и неаккуратного вождения увеличилось количество аварий на дороге, виновниками которых становились малолетние водители.

По вполне разумной и логичной причине, правительство внесло изменения в текущее законодательство, обязывающие эксплуатировать скутер или мопед только в том случае, если имеются водительские права категории М. Как уже упоминалось выше, гражданину необязательно повторно проходить тестирование для получения категории М, если уже имеется водительский документ, содержащий отметку о наличии, например, категории А1.

Следует упомянуть о том, что если технические характеристики транспортного средства превосходят характеристики мопеда или скутера, то оно относится к иной категории транспорта, и в этом случае потребуется сдача экзаменов на открытие категории А1.

Категория М

В группу ТС — М входят четырехколесные автомобили, которые используются для пассажирских перевозок.

К транспортным средствам категории М1 относится легковой автомобиль — 4-х колесные ТС, если число пассажирских мест без водителя не превышает 8. Основное требование — двигатель авто не должен быть более 50 кубов, а мощность электродвигателя — не более 4 кВт.

Технический регламент — документация, регламентирующая любой вид продукции с целью проверки качества по стандартам.

Например, для автомобилей техрегламент используется, чтобы установить требования к техосмотру, для диагностической карты. Стандарты помогают обезопасить движение, качественно улучшают техосмотр.

М2 — ТС, включенные в группу М, у которых более 8 мест для перевозки пассажиров, например, автобус. Общая масса такого автомобиля не должна превышать 5 т.

Категория М3 по техническому регламенту ТС — автомобили с сиденьями для более чем 8 пассажиров, общая масса авто превышает 5 т.


С этим читают