Обгон на тот свет. как правильно выполнять один из самых опасных маневров на дороге

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2020 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша

Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности)

Правила обгона

Правила обгона четко оговорены в правилах дорожного движения, они разделены в зависимости от того, на дороге какого значения осуществляется маневр – на трассе, территории населенного пункта.


Как выполнить в населенном пункте

В населенном пункте выполнять обгоны крайне нежелательно, потому что на пути водителя могут встретиться пешеходные переходы, светофоры и в таком случае может создаться аварийная ситуация для самого обгоняющего и параллельно двигающихся транспортных средств. Но если подобный маневр все-таки решено совершить, то он выполняется в следующем порядке:

  1. водитель должен убедиться в том, что встречная полоса свободна и спереди, и сзади;
  2. включают левый поворот и начинают обгон, убедившись, что сзади идущее транспортное средство не пытается совершить идентичный маневр;
  3. обойдя параллельно движущийся автомобиль, нужно включить правый поворотник;
  4. убедиться в том, что сзади идущая машина не увеличила своей скорости, а перед ней не движется мотоцикл;
  5. вернуться на свою «законную» полосу движения.

Не стоит начинать обгон, если впереди расположен светофор, любое видимое препятствие на дороге. Еще один нюанс: в населенных пунктах отсутствуют знаки, предупреждающие о нахождении на дороге моста (через реку, овраг). Но это не отменяет правила, которое запрещает обгон на мосту.

Скорость при обгоне

Обгон запрещен в том случае, если скорость автомобиля для совершения маневра недостаточная. Если скорость обгоняющего транспортного средства 85 км/ч, а движущегося впереди 90 км/ч, то для полноценного обзора трассы по встречной полосе понадобится просмотр на 180 метров вперед и назад.

Даже 100%-ное зрение не даст возможности критично оценить ситуацию. В таком случае обгон нецелесообразен – можно стать помехой и параллельно движущемуся автомобилю, и встречному транспорту.

Где запрещен

Обгон запрещен правилами дорожного движения:

  • на пешеходных переходах;
  • на дорогах, где видимость только условная;
  • на перекрестках, но только в том случае, если автомобиль не движется по главной дороге;
  • в тоннелях, на эстакадах, мостах;
  • на переездах по железнодорожному полотну и за 100 метров до/после таковых.

Нельзя совершать рассматриваемый обгон, если сзади идущий автомобиль включил левый поворотник и явно собирается выполнить идентичное движение – в этом еще нужно убедиться, потому что транспортное средство может подать сигнал поворота и при уходе налево, и при развороте

Этот же запрет накладывается на ситуацию, когда впереди идущая машина включила левый поворотник и совершенно неважно, какой именно маневр он будет совершать

Обгон нескольких транспортных средств ПДД

В ПДД от редакции 2019 года нет запрета на совершение обгона двух и более автомобилей одновременно. Но водитель предварительно должен убедиться в следующем:

  • встречная полоса абсолютно свободна;
  • впереди не начинается сплошная разделительная полоса, нет знака «Обгон запрещен», моста или железнодорожного переезда;
  • сзади и впереди отсутствуют обгоняющие автомобили.

Одновременно обгонять можно и 2, и 20 машин, но только при условии правильного выполнения маневра.

Как вести себя, если обгоняют

Если сзади идущий автомобиль начинает обгон (включил левый поворотник и явно указывает на будущий маневр), то идущее по его пути транспортное средство должно выполнить следующие действия:

  • снизить скорость движения;
  • прижаться максимально вправо.

После завершения маневра можно будет вернуться на прежнее место в полосе и повысить скорость.

Смотрите в этом видео о правилах обгона:

Что такое обгон

Обгон – это, согласно определению в правилах дорожного движения, опережение одного или нескольких транспортных средств, которое совершается путем выезда на встречную полосу движения и возвращением на ранее занимаемую часть дороги. Обгон не всегда является нарушением ПДД – например, если он был осуществлен по соответствующей разметке и по всем правилам.

Правила дорожного движения и обгон

В правилах дорожного движения четко указано, что обгоном можно считать маневр, во время которого водитель совершает выезд на встречную полосу с целью опережения впереди идущего транспортного средства. Особенность маневра – водитель обязан вернуться в полосу своего предыдущего движения сразу после его завершения.


Правильно совершенный обгон не является нарушением и не карается штрафными санкциями. Такой маневр разрешено совершать только с левой стороны.

Чем отличается обгон от объезда

Обгон Объезд

Правила, регулирующие проведение обгона и объезда, практически не различаются, но если водитель при выполнении таких маневров пересечет сплошную разделительную полосу или выедет на полосу встречного движения без оценки уровня опасности ситуации, то подобное нарушение карается законом – накладывается штраф, возможно лишение водительских прав, но самое важное – вероятность ДТП

Виды обгонов

Существует всего два вида обгона – слева и справа от впереди идущего транспортного средства. В первом случае нет никаких нарушений – именно слева можно правилами дорожного движения обгонять автомобили. Но если такой маневр совершается справа, то для этого должно «сработать» исключение – движение транспорта осуществляется по трехполосной трассе, а впереди идущий автомобиль находится на средней полосе.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

Дорожный знак, запрещающий закон, имеет индивидуальный номер в правилах дорожного движения – 3.20. Он категорически запрещает обгон транспортных средств, исключением признаются только мопеды, тихоходные транспортные средства, гужевой транспорт, мотоциклы без коляски и велосипеды.

Устанавливается такой запрещающий знак только на тех участках трассы/дороги, где предположительно может создаться аварийная ситуация – например, на крутых и затяжных поворотах, подъемах с разным углом наклона, в местах сужения дороги и так далее.

Действие запрещающего обгон знака начинается с того места, где он остановлен. Заканчивается его действие на первом перекрестке по ходу движения, но это правило не действует в отношении проселочных, лесных других видов дорог, которые признаются примыкающими или второстепенными. Если такой знак установлен в населенном пункте, то его действие заканчивается либо после соответствующего знака (перечеркнутого) либо по выезду из города, поселка, деревни.

Знак, запрещающий обгон, выполненный на желтом фоне – временное ограничение. Устанавливается на дороге, если на ней имеется ремонтируемый или строящийся участок. Правила дорожного движения гласят:

Если рядом с «желтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «желтому», то приоритетным является знак на желтом фоне.

Штраф за неправильный обгон

Неправильно совершенный обгон карается штрафом, его сумма зависит от того, какой именно этап маневра был осуществлен с нарушениями – об этом четко указано в Кодексе об административных нарушениях (часть 4 статья 12.5):

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечет штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечет штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечет для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Организованная транспортная колонна

Особый случай на дороге – это проносящиеся с «мигалками», сиренами (или «крякалками») специальные автомобили. Об их правах и обязанностях мы поговорим позже. А еще и попытаемся ответить на вопрос: «Кем и почему им дарованы такие привилегии?».

Но бывает и так: указанные летящие и ревущие спецавтомобили сопровождают иной транспорт (как правило, представительского класса).

Это наши «отцы народов» едут по своим делам и им нельзя, как простым смертным, стоять в пробках. Мы имеем дело с организованной транспортной колонной.

Очень четкое и понятное определение, согласно которому организованная транспортная колонна характеризуется следующими признаками.

Признак первый.

Организованная транспортная колонна — это группа автомобилей, состоящая из трех ТС, одно из которых – специальный автомобиль с «мигалкой» красного и синего цвета.

Признак второй.

Транспортные средства в составе организованной транспортной колонны должны двигаться друг за другом непосредственно, в одном ряду (одной полосе) и без каких-то необоснованных дистанций между собой.

Признак третий.

На всех транспортных средствах, двигающихся в составе такой колонны, должны быть включены фары ближнего света. Кстати, это требование уже не такое актуальное, ибо в РФ при движении  в светлое время суток по любым дорогам водители должны использовать внешние световые приборы (дневной свет, дневные ходовые огни, противотуманные фары).

В реальности же организованная транспортная колонна может и не соответствовать заявленным в Правилах требованиям. Наиболее распространенные нарушения принципов воплощаются в следующих примерах.

1. Количество автомобилей в составе организованной транспортной колонны может быть и менее трех.


К примеру, мэр города или председатель местного законодательного (представительного) органа власти передвигаются на служебном автомобиле в сопровождении спецавтомобиля с «мигалкой». В итоге – два автомобиля.  Формально ПДД нарушены в части численности колонны, но фактически обычный водитель ничего поделать не сможет, ибо данный проблесковый маячок однозначно требует предоставления приоритета «маячку» и сопровождаемому им транспортному средству.

2. Спецавтомобиль, возглавляющий организованную транспортную колонну, имеет только синий проблесковый маячок.

Очень частый и распространенный случай, когда в качестве головного спецтранспорта используется не машина ГИБДД, а полиции вообще (только с синей «мигалкой»). Правила организованной транспортной колонны тоже нарушены, ибо рядовому водителю трудно идентифицировать двигающиеся в составе колонны транспортные средства, не являющие спецавтомобилями.

3. Автомобиль с проблесковым маячком не снабжен цветографическими схемами.

Выставленный на крышу автомобиля (иногда личного) нестационарный, переносной проблесковый маячок синего цвета превращает его в спецавтомобиль, но он не оснащен цветографическими схемами. И юридически он не может быть головным автомобилем в составе колонны. Рядовому водителю и здесь нужно проявлять внимательность, так как практически невозможно при таком раскладе вообще квалифицировать сам факт организованной транспортной колонны.

Мы отметили наиболее частые нарушения требований в организации такого режима движения отнюдь не напрасно. Просто в случае конфликта на дороге или даже ДТП с участием организованной транспортной колонны доказать правоту простому автолюбителю бывает практически невозможно. Судебные инстанции, например, в подавляющем числе случаев (практически 100%) принимают сторону «маячка». К сожалению, такова российская судебная практика.

Поэтому водитель, невзирая на подобные несоответствия, обязан выполнять предписания ПДД. Требования, которые предъявляют Правила к рядовым водителям в части движения организованных транспортных колонн, касаются предоставления им приоритета и запрещения пересекать такие колонны, занимать в них место, а также производить их обгон (при дополнительно включенном специальном звуковом сигнале).

Более детально о действиях водителей мы поговорим во втором разделе ПДД

Здесь же постулируем следующее: внимательность, предупредительность, осторожность — вот «три кита» безопасности водителя, когда он находятся на дороге в условиях движения по ней организованной транспортной колонны

Что это такое

Препятствие обгону – это действия со стороны обгоняемого, направленные на затруднение движения обгоняющего.

Затруднения могут быть разного рода:

  • вызывание помех или препятствий;
  • воздействие на вынужденную остановку обгоняющего.

Затруднения появляются в результате повышения скорости, преднамеренного сокращения расстояния между обгоняемым и впереди двигающимся автомобилем, наезда на противоположную сторону движения, уменьшения промежутка с обгоняющей машиной.

Если человек замечает, что на его полосе другой автовладелец включил на своем авто поворотник, то следует сохранить на прежнем уровне скорость передвижения. Обгоняющий водитель удостоверившись, что движущийся перед ним транспорт не предпримет правомерных или опрометчивых действий, начинает заезжать на вторую полосу с противоположным направлением.

При включении мигающего знака поворота обгоняемым транспортом, означающего перестройку на полосу встречного движения, можно трактовать как препятствие обгону. Подобная ситуация случается, когда водитель позади идущего автомобиля также начинает передвижение на другую полосу.

Но бывают случаи, когда водитель желает совершить поворот. Тогда событие не относится описываемой категории.

Другим примером выступает случай, когда обгоняемый автомобиль начинает сближаться с обгоняющей машиной. Эти действия подразумевают осознанное создание помех для автомобиля, выехавшего на встречное направление.

Водитель обгоняемого транспорта, начинает повышать скорость и уменьшать расстояние до впереди идущей машины. Эта ситуация предполагает создание помех. В результате водитель автомобиля, начавшего перемещаться с повышенной скоростью, препятствует желаемому маневру со стороны другого участника езды.


С этим читают