Виды технического обслуживания автомобиля: периодичность и нюансы то

Текущее техническое обслуживание

Текущее техническое обслуживание (ежечасный, ежесменный осмотр и контроль, смазка и другая подобная работа) должно выполняться производственным персоналом цеха или участка. Во-первых, это рационально с точки зрения персонала (не требует увеличения штата ремонтной службы). Во-вторых такой подход полезен в чисто методических целях -позволяет операторам, работающим на оборудовании более глубоко ознакомиться с устройством и принципом действия.


Текущее или нерегламентированное техническое обслуживание включает в себя:

  • четкое выполнение требований эксплуатации оборудования, указанных в технической эксплуатационной документации завода-изготовителя;
  • отслеживание режима работы оборудования с предотвращением перегрузок;
  • контроль температурного режима;
  • контроль периодичности смазки во всех точках;
  • моментальное отключение и обесточивание оборудования, вышедшего из строя;
  • визуальный контроль изношенности узлов и механизмов;

Методы ТОиР

Основная цель ТОиР это предупреждение, своевременное выявление и устранение отказов и повреждений следующими мерами:

  • контроль технического состояния инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;
  • плановая замена элементов по достижении определенной наработки или календарного срока службы;
  • плановая или в зависимости от технического состояния смазка, зарядка, заправка маслом, топливом иными специальными жидкостями и газами;
  • плановый и неплановый ремонт для устранения отказов, предотказных состояний и повреждений.

Возможны разные способы планирования работ по ТОиР:

  • по событию — например, устранение поломки оборудования, используется, если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;
  • регламентное обслуживание — для оборудования с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;
  • по состоянию — экспертным путём или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания — его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.

Регламентированное ТО включает в себя работы, выполняемые в соответствии с технической документацией в обязательном порядке после определенного пробега, наработки или временного интервала по заранее утвержденному регламенту. К таким работам обычно относятся: замена смазки в агрегатах, замена некоторых быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, испытания сосудов и грузоподъемных механизмов, регулировка и наладка ответственных рабочих машин (например, подъемных машин), периодическое техническое обслуживание по специальному графику и т. п., а также проверка технического состояния оборудования при помощи средств технической диагностики и визуально. Работы по регламентированному ТО обычно сопровождаются остановкой рабочих машин и проводятся по специальному графику. Нерегламентированное ТО включает в себя работы по чистке, обтяжке, регулировке, добавлению смазки, замене быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, и т. д. Потребность в этих работах выявляется при проведении периодических осмотров, мониторинга технического состояния с помощью диагностических систем и средств технической диагностики. Устраняются выявленные замечания во время технологических перерывов, переходов и обычно без остановки технологического процесса, или с кратковременной остановкой.

По видам и способам выполнения ремонт подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и повреждений путём замены износившейся составной части (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление исправности (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой составной части, включая базовые.

Перечень регламентных работ технического обслуживания автомобиля КамАЗ 53212

Техническое обслуживания ТО-1 для автомобиля КамАЗ 53212 представленная далее проводится согласно «Положению о текущем ремонте и обслуживании подвижного состава». Согласно данному положению первое техническое обслуживание для грузовых автомобилей проводится каждые 4000 км. В данные работы входят контрольно-диагностические, осмотровые, крепежные и смазочно-очистительные работы.

В перечень работ входит:

Общий осмотр:

1. Осмотреть автомобиль, проверить при этом состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков.

2. Механизмов дверей, запоров бортов платформы, буксирного (опорно-сцепного) устройства.

3. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки:

4. Проверить осмотром герметичность систем смазки и охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя).

5. Проверить на слух работу клапанного механизма.

6. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.), масляного картера.

7. Проверить крепление двигателя.

8. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

Сцепление:

9. Проверить свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения сцепления.

10. Проверить уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра привода выключения сцепления.

Коробка передач:

11. Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.

12. Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

Карданная передача:

13. Проверить крепление фланцев карданных валов. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи.

Задний мост:

14. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

15. Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей.

Рулевое управление и передняя ось:

16. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

17. Проверить крепление в шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф шаровых пальцев рулевых тяг.

18. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

Тормозная система:

19. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.

20. Проверить ход штоков тормозных камер.

21. Сменить спирт в предохранителе от замерзания.

Ходовая часть.

22. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески.

23. Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

24. Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Кабина, платформа (кузов) и оперение.

25. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

26. Проверить крепление платформы к раме автомобиля,

27. Проверить крепление, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

Система питания.

28. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.

Электрооборудование.

29. Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света.

30. Проверить состояние и крепление электропроводов.


31. Проверить крепление генератора и состояние его контактных соединений.

32. Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита.

Смазочные и очистительные работы:

33. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов с химмотологической картой.

34. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

Проверка автомобиля после обслуживания:

Из чего состоит ходовая часть автомобиля

Ходовая часть представляет собой совокупность узлов и механизмов, на которые передается вращающий момент от трансмиссии. Результатом работы всех этих узлов является движение автомобиля. Перечислим основные составляющие ходовой части:

  • несущий кузов (или рама);
  • балки мостов;
  • колеса (с дисками и шинами);
  • подвески (передняя и задняя).

Кроме того, ходовая часть содержит ряд вспомогательных механизмов и элементов. Это шаровые опоры, амортизаторы, рычаги, пружины, а также сайлентблоки, блоки тормозов и прочее. Каждая деталь выполняет какую-то определенную функцию для устойчивого движения и управления машиной. Некоторые узлы уменьшают вибрации и колебания при езде по неровной дороге. Большинство из этих дополнительных деталей располагается в подвесках.

Некоторые элементы ходовой части авто изнашиваются раньше других. Отсюда они получили наименование «расходники». Ниже уточним, о каких деталях речь:

  • Шаровые опоры служат для соединения рычага подвески и ступицы колеса. Представляют собой крепления по принципу шарниров.
  • Стабилизаторная стойка – шток с поворотными кулаками, соединяющий стабилизатор поперечной устойчивости и среднюю часть подвески.
  • Амортизаторы, гидравлические стойки и пружины играют роль буферного элемента между колесами и подвеской. Выполняют функцию смягчения ударных воздействий от дорожных неровностей при езде автомобиля.
  • Крепежные резиновые втулки – ими снабжаются болтовые соединения. Резиновые элементы поглощают вибрации и удары от колес, а также играют роль шарниров.
  • Сайлентблоки – шарниры для рычагов, состоящие из резины и металла.
  • Резиновые чехлы (пыльники) выполнены в виде гармошки. Защищают особо ответственные элементы подвески от пыли и влаги.
  • Сальники – резиновые кольца, уплотняющие движущиеся элементы узлов и механизмов и предотвращающие утечку эксплуатационных жидкостей.

Большая нагрузка, а значит, и ускоренный износ сопровождают работу подшипников ступицы. А эти детали критически важны для управляемости автомобиля. Поэтому их нужно часто осматривать.

Регламент работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту. / Техническое обслуживание систем безопасности / Услуги / О компании / Группа компаний Безопасность

Регламент работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту.

Настоящий специальный регламент о проведении технического обслуживания (ТО) и планово-предупредительного ремонта (ППР) принимается для контроля соответствия ОПС предъявляемым к ней требованиям: СНиПов, ГОСТов, руководящих документов, инструкций по эксплуатации с целью повышения эффективности работоспособности ОПС в исправном состоянии.

Регламент работ по ТО и ППР ОПС включает:

1. «Техническое обслуживание №1» — для систем пожарной сигнализации, выполняющееся ежемесячно;

2. «Техническое обслуживание №2» — для систем охранно-пожарной сигнализации, выполняющееся ежеквартально;

Техническое обслуживание №1

1.Внешний осмотр приемно-контрольной панели на:

Отсутствие механических повреждений корпуса;

Надежность крепления корпуса;

Отсутствие неисправностей;

2.Внешний осмотр устройства управления на:

Отсутствие механических повреждений;

Отсутствие неисправностей;

Отсутствие индикаций «Авария».

3.Проверка пожарных извещателей на:

Отсутствие механического повреждения;

Работоспособность, согласно инструкциям производителя;

Надежность крепления соединений;

4.Проверка режимов работы системы пожарной сигнализации в целом:

Проверка постановки объекта на охрану;

Проверка отсутствия ложных срабатываний пожарных извещателей;

Проверка реакций от извещателей пожарной охраны;

Проверка доставки сообщений на ЦСМ;

Проверка срабатывания звуковых, световых и индикационных извещателей;

Проверка снятия объекта с охраны;

Проверка памяти тревог по нарушенным зонам и индикации устройства управления;

5.Устранение выявленных неисправностей, выполнение настроечных и наладочных работ, в соответствии с зоной ответственности Исполнителя, согласно данному Регламенту.

6.Ведение отчетной документации по проведению ТО и ППР.

Техническое обслуживание №2

1.Внешний осмотр приемно-контрольной панели на:

1.1Отсутствие механических повреждений корпуса;

1.2Надежность крепления корпуса;

1.3Отсутствие неисправностей;

1.4Надежность кабельных соединений;

1.5Изоляционную надежность;

2.Внешний осмотр устройства управления на:

2.1Отсутствие механических повреждений;

2.2Отсутствие неисправностей;

2.3Отсутствие индикаций «Авария».

2.4Надежность кабельных соединений;


3.Проверка состояния:

3.1 Электрической сети 220 вольт;

3.2 Аккумуляторной батареи;

3.3 Каналов связи с ЦСМ;

4.Проверка охранных и пожарных извещателей на:

4.1Отсутствие механического повреждения;

4.2Работоспособность, согласно инструкциям производителя;

4.3Надежность крепления соединений;

4.4Отсутствие люфта дверей в закрытом состоянии, на которых установлены магнитоконтактные датчики;

5Проверка режимов работы системы охранно-пожарной сигнализации в целом:

5.1Проверка постановки объекта на охрану;

5.2Проверка отсутствия ложных срабатываний пожарных и охранных извещателей;

5.3Проверка работоспособности пожарных и охранных извещателей;

5.4Проверка доставки сообщений на ЦСМ;

5.5Проверка срабатывания: звуковых, световых и индикационных извещателей;

5.6Проверка снятия объекта с охраны;

5.7Проверка памяти тревог по нарушенным зонам и индикации устройства управления;

6Устранение выявленных неисправностей, выполнение настроечных и наладочных работ, в соответствии с зоной ответственности Исполнителя, согласно данному Регламенту.

7Ведение отчетной документации по проведению ТО и ППР.

Нормативные документы — это

Виды:

1) Руководящие документы ( 4 Материалы )

Руководящий документ устанавливает требования, нормы, определения и основные понятия,классификацию, алгоритм,цели и периодичность различных мероприятий.

2)Инструкции, требования, рекомендации ( 4 Материалы )

Инструкции, требования, рекомендации и другие документы, не вошедшие в остальные разделы 

3) ГОСТ ( 2 Материалы ) ГОСТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ) -одна из основных категорий стандартов в РФ.

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответст­вующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

  • проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
  • замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуа­тации
  • отключение или подключение системы отопления
  • доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
  • проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
  • подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
  • проверка состояния системы пожаротушения
  • проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
  • подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования

Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.

Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.

Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристи­кам, оснащенности и комплектации.

Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспо­могательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.

При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по фор­муле:

Системный подход к техобслуживанию

Для того чтобы техническое обслуживание полноценно решало задачу поддержания исправного состояния производственного оборудования, на предприятии должна быть создана система ТО, включающая специалистов, сервисные инструменты и приспособления, а также документацию, в которую заносятся отчёты о проведённом техобслуживании.

Системный подход позволяет оптимизировать затраты и исключить потери времени на обеспечение работоспособности производственного оборудования. Планирование данных работ даёт возможность сократить издержки и предотвратить аварийный ремонт станков, поскольку при такой организации условий для аварий просто не создаётся.

Обязательное наличие системы ТО предусмотрено современной концепцией обеспечения исправного функционирования промышленного оборудования. Комплекс сервисных мероприятий разрабатывается на основе эксплуатационной документации на технику. При этом учитываются указания производителей машин по регламентам и срокам проведения техобслуживания. Кроме того, учитывается специфика конкретного производства, режим его работы и условия, в которых эксплуатируются станки. На заключительном этапе планирования работ рассчитывается количество человеческих и материальных ресурсов, требуемых для проведения сервисных операций.

Следует понимать, что качество технического обслуживания напрямую определяет ресурс производственного оборудования. Ответственность в деле организации ТО напрямую снижает расходы на эксплуатацию станков и косвенно повышает качество конечной металлопродукции.

Виды технического обслуживания

Согласно современным подходам к организации сервиса производственного оборудования техобслуживание классифицируется в зависимости от следующих критериев:

  • этапы эксплуатации (хранение, непосредственное использование);
  • периодичность (регулярное, сезонное);
  • исполнитель (эксплуатант, уполномоченная организация, производитель);
  • методы ТО (поточное, централизованное, децентрализованное).

Выбор конкретного вида техобслуживания определяется типом оборудования, спецификой его конструкции. Специалисты, проводящие сервис, должны неукоснительно исполнять указания производителя и придерживаться требований упомянутых выше ГОСТов. В этом состоит залог исправной работы металлообрабатывающих станков, транспортировочно-подъёмных машин и любой другой промышленной техники.

Тормозная система

Тормозная система — это залог безопасного вождения, поэтому ей нужно уделять постоянное внимание и тестировать работы. После прохождения 45 тыс

км по рекомендации «АвтоВАЗ» официальный дилер должен провести следующий перечень работ:

  • тормозная система осматривается на предмет протечек тормозной жидкости из трубок, шлангов;
  • проверяется эффективность и исправность ручного тормоза;
  • проверяется и меняется тормозная жидкость в гидроприводе, ее состояние и заливается требуемый объем;
  • проводится тестирование вакуумного усилителя;
  • осматриваются тормозные колодки и устанавливается уровень износа (это касается задних и передних колодок).
  • проводится демонтаж тормозного барабана и проверяется его состояние и колодок;

Перечень регламентных работ технического обслуживания автомобиля КамАЗ 53212

Техническое обслуживания ТО-1 для автомобиля КамАЗ 53212 представленная далее проводится согласно «Положению о текущем ремонте и обслуживании подвижного состава». Согласно данному положению первое техническое обслуживание для грузовых автомобилей проводится каждые 4000 км. В данные работы входят контрольно-диагностические, осмотровые, крепежные и смазочно-очистительные работы.

В перечень работ входит:

Общий осмотр:

1. Осмотреть автомобиль, проверить при этом состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков.

2. Механизмов дверей, запоров бортов платформы, буксирного (опорно-сцепного) устройства.

3. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.


Двигатель, включая системы охлаждения, смазки:

4. Проверить осмотром герметичность систем смазки и охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя).

5. Проверить на слух работу клапанного механизма.

6. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.), масляного картера.

7. Проверить крепление двигателя.

8. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

Сцепление:

9. Проверить свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения сцепления.

10. Проверить уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра привода выключения сцепления.

Коробка передач:

11. Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.

12. Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

Карданная передача:

13. Проверить крепление фланцев карданных валов. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи.

Задний мост:

14. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

15. Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей.

Рулевое управление и передняя ось:

16. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

17. Проверить крепление в шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф шаровых пальцев рулевых тяг.

18. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

Тормозная система:

19. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.

20. Проверить ход штоков тормозных камер.

21. Сменить спирт в предохранителе от замерзания.

Ходовая часть.

22. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески.

23. Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

24. Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Кабина, платформа (кузов) и оперение.

25. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

26. Проверить крепление платформы к раме автомобиля,

27. Проверить крепление, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

Система питания.

28. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.

Электрооборудование.

29. Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света.

30. Проверить состояние и крепление электропроводов.

31. Проверить крепление генератора и состояние его контактных соединений.

32. Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита.

Смазочные и очистительные работы:

33. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов с химмотологической картой.

34. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

Проверка автомобиля после обслуживания:

35. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу или посту диагностики.


С этим читают