Как открутить гайку без ключа

Содержание

Как открутить гайку ступицы — основные 5 способов

Чтобы решить проблему, как открутить ступичную гайку, необходимо определить способ демонтажа. Выполнять это можно одним из двух основных способом:


  1. Со снятым колесом.
  2. Авто стоит на колесах.

Важно знать:

При откручивании конргайки ступицы важно обеспечить соблюдение техники безопасности. Под высокой нагрузкой автомобиль может сдвинуться с места и травмировать мастера

Чтобы этого не произошло – используем упоры. Они устанавливаются под колеса с двух сторон. Также необходимо включить стояночный тормоз. Так обеспечим удержание кузова машины в заданном положении.

Если гайка не откручивается, делаем выбор с учетом следующих возможных способов:

Наименование Описание Какие необходимы инструменты Когда следует применять
«Варварский» вариант Предусматривает демонтаж, последующая замена. Дрель со сверлами по металлу (разных диаметров), зубило, молоток (небольшую кувалду). Используется, если шансов открутить обычным способом не осталось.
«Горячий» метод Разогрев металла в месте соединения. Горелка. Подшипники и ступицы подлежат замене.
«Деликатная» работа Аккуратно откручивать прикипевшую запчасть, постепенно увеличивая усилие рычагом с одновременным постукиванием по корпусу. Трубчатый торцевой ключ, усиленная отвертка, молоток, труба-удлинитель, смазка глубокого проникновения. При необходимости выполнить работу максимально аккуратно
Максимальное усилие Мощный ключ и длинная труба позволяют существенно повысить усилие, тем самым, возрастают шансы сорвать резьбу. Торцевой ключ повышенной прочности, длинная труба. Головки для слизанных гаек. Ключ с гидравлическим или электрическим приводом. Сильно прикипевшая гайка.
С помощью химических веществ Промоченная ветошь постепенно снимает проблему. Керосин и (или) уайт-спирит, молоток, ветошь. Если есть запас времени.

Быстро откручивать прикипевший элемент можно, если обеспечить наличие рычага. Он устанавливается на ключ-трещотку с помощью небольшой монтировки. Можно использовать кусок трубы подходящего диаметра с длиной не менее 1 метра.

Откручивание ступичной гайки на ВАЗ: «жги, бей и крути!»

Теперь рассмотрим способы, которые могут быть единственно эффективными в вашем случае, но от этого они не менее радикальные, даже варварские.

Сильные удары молотом

Бьешь по ступице — бьешь по подшипнику! Если будете осуществлять замену, тогда — вперед! Если же дорожите подшипником, избегайте этого способа.

Прогрев ступичной гайки горелкой. Не рекомендуется!

Использование горелки

Гарантированно сработает закон физики, и тело (читай: гайка ступицы) будет расширяться. А это существенно облегчит снятие упрямой детали. Есть одно «но»: разогревается не только эта одна деталь, но и все остальное, в области действия горелки. Например, подшипник. А этого лучше не допускать. В качестве более щадящего варианта можем предложить использовать паяльник и… терпение. Оно вам понадобится.

Прыжки на рычаге

Сорвать гайку ступицы поможет зубило

«Метод» таит в себе опасность неожиданного срыва граней гайки, поломки ключа и так далее. Просто не делайте так.

Берете зубило, делаете зарубки на гранях

Увеличение диаметра, конечно, делает ступичную гайку непригодной для дальнейшей эксплуатации, зато ее легко будет отвернуть.

Способы и ремонтные работы

Смесители для кухни и ванной выполнены из латуни, которая не ржавеет. Но она так же, как и другие металлы, из которых могут быть выполнены прочие части, закисает в результате взаимодействия с накипью, грязью и другими веществами. Чтобы избавиться от ржавчины и без труда открутить прикипевшую гайку смесителя, пользуются такими методами:

  • механическим;
  • термическим;
  • химическим.

Попытаться открутить сначала рожковыми, накидными, торцевыми ключами, потом разводным. Если не поддается, изменить в большую сторону силу воздействия, увеличив длину ключа отрезком трубы. При силовом воздействии стираются грани гайки. Она становится круглой. В некоторых моделях смесителей изначально используют такие элементы.

Когда нет граней, ключ прокручивается и не может зацепиться. В данном случае к гайке приваривают торцовую головку и откручивают с помощью воротка. Или делают насечки зубилом с помощью молотка.

Иногда помогает нагревание. Температура способствует расширению материала. Используют различные источники тепла. Подойдет для этих целей паяльная лампа. Но при сильном нагревании расплавятся пластиковые детали смесителя. Строительный фен с горячим воздухом создает щадящую температуру.

После нагревания попытаться открутить, сначала простучав гайку с болтом. При постукивании ржавчина и накипь рассыпаются. Откручивать методом раскачивания: сначала направить ключ по часовой стрелке, затем против часовой. Ржавчина разрушается, когда ключ движется в разных направлениях.

В ванной при замене картриджа однорычажного смесителя сначала снимают ручку (гусак) смесителя и излив. Для этого откручивают болтик на корпусе. Под ручкой расположена декоративная деталь, которая закрывает основную большую гайку. Декоративная сферическая гайка откручивается рукой. Но иногда она тоже прикипает к корпусу. Поэтому заливают под нее растворитель или уксусную кислоту. Можно воспользоваться шприцем и тонкой струйкой ввести жидкость под деталь. Подождать, пока откиснет налет. Постучать по краям, используя деревянную колодку. После этого надеть шестигранный накидной ключ, который обхватывает все грани. Откручивать, используя метод раскачивания.

Под декоративной деталью расположена большая гайка. Она фиксирует картридж в рычажных смесителях. Как правило, большая гайка изготовлена из латуни. Желтый цвет выделяет ее среди остальных элементов крана. Большая гайка состоит из 6 граней с внутренней резьбой.

Если стоит цель сохранить смеситель, нужно действовать осторожно, не нарушая целостности гайки. Для откручивания использовать шестигранную головку, но лучше торцевой трубчатый ключ нужного размера

Использовать перед откручиванием проникающие жидкости или уксус. Смочить ткань уксусом и подождать несколько часов, пока жидкость проникает вглубь. Затем накинуть торцевой ключ с воротком и откручивать осторожно рывками против часовой стрелки.


Для разрушения ржавчины на металлических изделиях используют химические вещества:

  • растворы кислот;
  • средство WP-40;
  • растворители ржавчины.

Растворы уксусной, соляной, серной, ортофосфорной кислот, взаимодействуя со ржавчиной, частично съедают её, делают рыхлой. Популярное средство WP-40 содержит в составе уайт-спирит, бензин легколетучий, минеральное масло. Также пользуются бензином, керосином, спиртом для устранения ржавчины на креплении.

При сантехнических ремонтных работах часто для разрушения заржавевших гаек под раковиной используют зубило, молоток.

Помощь химических веществ в откручивании заржавевшей гайки наглядно представлена в следующем видео.

Демонтаж прикипевшего кран букса

Если кран не удается починить из-за того, что кран-букса сильно прикипела к корпусу, приходится применять дополнительные хитрости:

Захват граней шлямбура трубным ключом

  1. «Облизавшиеся» грани шлямбура можно крепко обхватить трубным ключом. Методом раскачки надо попробовать сорвать шлямбур с места. Но главное не перестараться, иначе можно сорвать резьбу и сломать смеситель.
  2. Применение химических средств поможет ослабить резьбовое соединение. Хорошо действуют WD-40, уксус, моющее средство Sillit и другие кислотосодержащие растворы. Если поверхностное смазывание не помогло, то из пластилина можно вылепить маленькую емкость вокруг шлямбура и налить туда один из этих растворов. Глубина емкости должна обеспечить полное покрытие кран буксы раствором.
  3. Сдвинуть резьбу с места поможет термический метод. Строительным феном прогревают резьбовую часть корпуса смесителя, пока шлямбур не начнет откручиваться от руки.

Такую фрезу можно использовать вместо сверла

  1. 90% китайских смесителей изготовлены из деформируемого сплава. Легкое простукивание молотком вокруг резьбы ослабит налет, и шлямбур провернется по резьбе.
  2. Когда все методы испробованы, остается последнее решение: удаление кран-буксы высверливанием. Для этого ножовкой по металлу срезают выступающую часть шлямбура и подходящим по диаметру сверлом высверливают оставшуюся в корпусе смесителя деталь. Вместо сверла подойдет аналогичного размера фреза.После высверливания придется нарезать новую резьбу в корпусе смесителя. Такой сложный ремонт имеет смысл производить для дорогих и качественных смесителей. Если у вас был установлен дешевый смеситель, проще и дешевле будет сменить его на новый.

Как отремонтировать кран-буксу, смотрите в видео:

Болгарка, напильник либо ножовка по металлу

Если ухватиться решительно не за что, а гайка формой похожа уже не на шестигранник, а на цилиндр, выход всё равно есть. Почему бы не сделать грани по-новому? Размеры гайки уже будут поменьше, но ведь и ключ можно взять соответствующий случаю.

Для таких целей как нельзя лучше подойдёт болгарка с диском по металлу. Но это — инструмент только для тех, кто умеет им пользоваться. Кто впервые взял её в руки, пусть сразу же положит на место и возьмёт напильник либо ножовку. А можно воспользоваться заточным кругом.

Ручным инструментом возни будет побольше, чем электрическим, но зато, скорее всего, обойдётся без травм. Как сделать грани, описывать, думаю, смысла нет — здесь и так всё ясно. Кстати, не надо делать все шесть граней. Достаточно убрать скругление с двух противоположных сторон гайки, чтобы можно было ухватиться ключом, или же сделать что-то, сечением напоминающее квадрат.

Как открутить гайку смесителя, если она прикипела

Легче всего заставить прикипевшую гайку открутиться — это сбить её при помощи зубила или молотка. Можно воспользоваться болгаркой. Но в большинстве случаев такой вариант не подходит. Требуется именно открутить, чтобы впоследствии её можно было закрутить обратно. Казалось бы, ситуация безнадёжна, но это несколько не соответствует истине. Есть несколько способов, которые помогут «переупрямить» приржавевшую гайку.

Растворяем ржавчину

Многим известна такая жидкость как WD-40. В простонародье её называют «вэдэшкой». Суть этого средства в том, что оно растворяет ржавый налёт и, как следствие, снижает трение. В результате крепление постепенно начинает поддаваться.

Если этого средства под рукой не оказалось, то ему можно найти замену. Неплохо для этого подходит керосин, чистящее средство для карбюратора, бензин, а также тормозная жидкость. Помимо этого, для этих же целей подойдёт уксус, йод или спирт.

Руководство к действию:

  1. Основательно поливаем гайку жидкостью и выжидаем около тридцати минут. Как только время пройдёт, можно брать ключ и пробовать отворачивать. Если крепление не поддаётся или поддаётся, но очень туго, значит жидкость пропитала ржавчину недостаточно. Вновь смачиваем, только на этот раз кусок тряпки, и обматываем ею гайку. Так у жидкости будет больше шансов разъесть ржавчину.
  2. После такой примочки элемент крепления должен начать двигаться. Чтобы движение было более лёгким, можно немного по ней постучать молотком. А уже потом при помощи ключа можно попытаться сорвать её. Чтобы рывок был более сильным, можно удлинить ручку ключа. Подойдёт любой обрезок трубы.

Нагреваем гайку

Воздействие высоких температур приводит к расширению металлов, а соответственно, и ржавчина разрушится. После такой экзекуции любое, даже напрочь закисшее соединение, перестанет быть таким крепким. Для нагрева можно пользоваться любым тепловым источником. Можно использовать строительный фен, горелку, паяльную лампу или обычную зажигалку.

Руководство к действию:

Основательно прогреваем саму гайку и винт. После этого пытаемся ключом провернуть её. Иногда у крепления грани повреждены, что не позволяет использовать ключ. В таком случае на гайку одеваем торцевую головку и вместе с ней прогреваем. Затем воротком откручиваем.

Разрушаем гайку


Разрушить соединение можно обычным зубилом, её можно перерезать ножовкой или болгаркой, а можно и дрелью.

Руководство к действию:

  1. Ударяя молотком по зубилу, на гранях гайки делаем канавки. Удары должны быть сильными, чтобы зубило входило глубоко. От этого увеличивается внутренний диаметр. Постепенно мы разрушим элемент крепления. Такой же эффект получится, если дрелью высверлить дырки на гранях. Когда гайка будет разрушена, она без труда снимется.
  2. Намного быстрее дело будет двигаться, если срезать гайку ножовкой или электрической болгаркой. Главное, сделать распил вдоль оси.

Как видите, даже самую заржавленную гайку можно открутить (если этого сильно захотеть). Однако намного лучше не доводить ситуацию до такого результата. Лучше изначально использовать крепление, которое не подвержено коррозии. Тогда уж точно не придётся ломать голову над тем как открутить «упрямицу» и при этом не поломать её.

Как отвернуть ступичную гайку — деликатный способ

  • Трубчатый торцевой гаечный ключ — «вороток». Инструмент должен быть изготовлен из высокопрочной стали.
  • Мощная отвертка.
  • Железная труба.
  • WD-40.
  • Металлическая щетка.
  1. Очищаем резьбу от загрязнений, используя щетку с металлической щетиной. Теперь следует пропитать ступичную гайку проникающей смазкой. Например, WD-40.
  2. Пропитываем проникающей смесью ступицу. На 10-15 минут можно передохнуть, а затем следует надеть на гайку головку от ключа и несколько раз ударяем по ней молотком, постепенно повышая силу удара. Только не переусердствуйте: смысл данного действия в том, чтобы произвести небольшую деформацию гайки, за счет этого снять ее будет легче. И сразу после ударов следует попытаться открутить ступичную гайку на ВАЗ или машине другой марки.

Как открутить?

Для каждого случая, когда не удаётся снять гайку с болта или шпильки по причинам, указанным выше, существуют проверенные практикой способы по исправлению ситуации. О них будет полезно узнать автолюбителям и другим людям, которым приходится иметь дело с ремонтом техники.

Сорваны грани

Здесь могут помочь следующие инструменты:

  • головка с соответствующим размером (особенно в случаях, если сорваны не все границы граней на гайке);
  • газовый ключ;
  • пассатижи или плоскогубцы (с мелким крепежом);
  • специальный съёмник для гаек с сорванными гранями.

Если эти инструменты не справляются с задачей, тогда нужно применить более трудоёмкие меры:

  • восстановить грани путём стачивания напильником или подрезания болгаркой (получится грань под ключ меньшего размера);
  • на гайку со слизанными гранями приварить другую – с чёткими границами граней;
  • когда проблема в сорванных гранях шпильки или болта, то можно приварить к шляпке этих крепежных изделий Т-образный штырь и с помощью рычага попытаться выкрутить их.

Ржавый крепеж

Ржавые детали крепежа иногда удаётся открутить после их простукивания тяжёлым предметом, а также размачивания ржавчины керосином или специальными средствами.

Сорванная резьба

В случаях с сорванной резьбой не могут помочь ни инструменты, ни все те меры устранения помех с ремонтом, что описаны выше для сорванных граней и ржавчины. Если имеется свободный доступ к проблемным местам, то здесь может пригодиться специальный инструмент под названием гайкорез. С его помощью гайка с сорванной резьбой раскалывается пополам и убирается с болта, а на её место потом закручивается новая. Если же нарушена резьба на штыре, то приходится удалять полностью соединение.

Такая проблема решается легко – шпилька или штырь обрезается вместе с сорванной резьбой.

К сожалению, многие из названых методов не подходят для решения данной проблемы в труднодоступном месте. В таких местах чаще всего принимают кардинальные меры – либо срезают крепёж полностью, либо демонтируют по частям (например, срезают гайку, а потом высверливают штырь или шпильку).

В каких сферах применяют левостороннюю резьбу

Для предотвращения раскручивания соединений

Вот простые примеры, когда необходимо применение такого нестандартного крепежа:

  1. В узлах и деталях, вращающихся в правую сторону, при действии механизма детали могут раскрутиться. Мощная вращательная сила механизма раскручивает гайку, поэтому, чтобы предотвратить раскручивание, применяется левый крепеж в направлении вращения вала.
  2. Ниппель у радиаторов отопительной системы оснащен разнонаправленной резьбой. Соединительная муфта при скручивании специальным ключом приводит к стягиванию резиновой прокладки в секциях радиаторов.
  3. В колесах грузовых машин ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ используется левостороннее крепление.
  4. Патрон дрели со сверлом крутится вправо. Чтобы предотвратить расслабление соединения деталей, патрон крепится к валу левой резьбой.
  5. Лопасти домашнего вентилятора.
  6. Редуктор передает крутящий момент от двигателя к ножам мотокосы.
  7. Педали велосипеда.
  8. Крепление фрезы на вал, диски шлифовальных машин.
  9. Некоторые детали в торцовках и циркулярных пил.

В стягивающих конструкциях

Представим такую картину: хозяйки вывешивают мокрое белье на веревку на просушку. От постоянного использования веревка начинает провисать. Натяжку для белья приходится частенько регулировать. В таких случаях используют здесь болты с двухсторонней нарезкой. Одна сторона болта направляется вправо, а другая — налево. То есть в данном случае левая резьба используется, чтобы отрегулировать степень натяжки.

Обозначение на чертеже левой резьбы

Принцип действия можно представить так: на одном конце гайки нарезается правая резьба, а на другом –левая, вкручиваются болты. При вращении гайки в одну сторону получается удлинение, в другую – укорачивание.

Использование левостороннего крепления в стяжных конструкциях является ярким примером.

Такое устройство, используемое в такелажных работах, — талреп относится к разновидности винтовой стяжки. В данной конструкции действует пара грузозахватных элементов. На одной из них – стандартная резьба, на другой соответственно – левая. При вращении конструкции во время работы корпус элемента вращается, происходит ослабление стяжки, а изменение направления вращения приводит к нагружению (натяжению).То есть при вращении детали механизма удаляются друг от друга или сближаются.


Натягиванием тросов устанавливаются мачты на кораблях.

Для защиты от опасных действий

Для защиты от повышенной опасности при выполнении некоторых операций требуется тщательный контроль рабочего оборудования. В газовом хозяйстве вентиль редуктора баллона со сжатым пропаном оснащен левосторонней резьбой, а кислородный баллон – правой. Следовательно, присоединить к кислородному баллону баллон с пропаном невозможно. Применение такого способа помогает уменьшить вероятность печальных последствий.

Как открутить гайку с сорванными гранями

Если вы заметили, что на ремонтируемом агрегате имеются подобные проблемы, то спешить точно не нужно. Стоит подходить грамотно к решению этих вопросов.

Важно тщательно изучить болт и гайку, которые предстоит выкручивать. Когда есть резьба, которая выступает над гайкой, то её стоит очистить от ржавчины

Это необходимо для облегчения хода самой гайки. А также бывает полезно промочить эту часть болта жидкостью WD-40. Если её нет под рукой, то можно будет воспользоваться тормозной жидкостью, дизтопливом или керосином.

Если заранее подумать о том, что предстоит сложная работа по выкручиванию ржавых болтов, то можно прикупить средство на основе дисульфида молибдена. Такой препарат помогает справиться с деталями, у которых резьба практически наполовину уже разъедена ржавчиной.

После того как вы нанесли подобные жидкости на гайку и болт, подождите не менее 20 минут. Это время отводится для того, чтобы произошло проникновение растворителей ржавчины между витками резьбы. Чтобы не стоять сложа руки в это время можно немного простукивать снимаемые элементы для облегчения проникновения жидкости. Частые несильные постукивания способствуют ускорению растворения ржавчины, что позволяет уже немного сдвинуть гайку относительно её болта.

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями

Эффект несильной вибрации при съёме ржавых элементов используется в пневматических гайковёртах, которыми часто пользуются профессиональные автомобильные слесари. Подобный принцип действия имеет и ударная отвёртка, которая считается намного более эффективной, чем простая.

Только после того, как будут проведены вышеуказанные действия, стоит приступать к откручиванию заржавевшей гайки. Само откручивание стоит производить с использованием накидного ключа или головки. Такой инструмент обхватывает все грани. В отличие от рожкового ключа, который контактирует только с двумя гранями.

Если на гайке имеются уже зализанные грани, то инструменты типа накидной головки могут не справляться. В этом случае придётся воспользоваться специальной пастой, помогающей зафиксировать ключ на тех гранях крепежа, на которые в обычных условиях сложно воздействовать. Очень популярной является подобная паста от фирмы Liqui Moly.

Бывает, что усилия для откручивания гайки не хватает. Помогает использование трубы в качестве рычага. Однако такие действия оказываются эффективными только при условии, что гайка накручена на болт. Если речь идёт о закоревшей шпильке, то её просто можно обломать.

Итак, подведём некий итог и перечислим используемые способы и инструментарий для удаления заржавевшей гайки:

  1. Выступающую резьбу над гайкой очищаем (в том числе и механическим способом) от ржавчины;
  2. Наносим жидкости, помогающие избавиться от ржавчины – WD-40, керосин, дизтопливо или что-то специальное. Например, растворитель с дисульфидом молибдена;
  3. Простукиваем гайку и болт для лучшего проникновения таких жидкостей по резьбе;
  4. По возможности используем пневматический инструмент, облегчающий подобные работы;
  5. Гайку откручиваем накидной головкой или ключом;
  6. Если накидной инструмент не цепляет слизанные грани, то воспользуемся специальной пастой.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Как открутить сорванный болт или гайку

При откручивании гаек и болтов с повреждёнными гранями также лучше использовать накидной ключ или головку.Если не надевается можно немного подстучать молоточком и отвернуть,затем поменять на новый.

В случае когда граней почти нет,ищем небольшой разводной ключ и пробуем. Должно получится. Неполучается?! Тогда острым зубилом делаем паз и под углом ударяем в сторону откручивания,гайки обычно отворачиваются, если нет то гайку можно разрубить пополам,а болт придётся срезать и высверливать.

>>Информация о чебоксарском агрегатном заводе и его продукции.Чебоксарский агрегатный завод выпускает продукцию промышленного назначения и товары для народного хозяйства.

Иногда и маленькие винтики с прямыми и крестообразными шлицами могут прикипеть очень сильно,в таком случае возьмите хорошую отвёртку и ударяя молотком по рукоядке выворачивайте.Можно так же воспользоваться ударной отвёрткой,ударяя по краю шляпки в направлении откручивания.

Шпильки. Они не имеют граней за которые может зацепится ключ. На свободную часть резьбы навинтите две гайки и законтрите их,затянув навстречу друг другу.За нижнюю гайку откручивайте шпильку.


С этим читают