Кулачковый механизм: схема, применение, эксцентриситет

Содержание

Диагностика и замена гидрокомпенсаторов

При выходе из строя одного или нескольких ГК появляется стук, похожий на клапанный. Этот звук хорошо распространяется в металле, поэтому для определения неисправного гидрокомпенсатора применяют фонендоскоп. Аналог этого прибора можно изготовить и самостоятельно из стального стержня длиной около 700 мм и диаметром 5-6 мм. На один торец стержня крепится жестяная банка из-под пива с обрезанным верхом, а на его середину — деревянная ручка. Приложив ухо к банке и поочередно приставляя свободный торец «фонендоскопа» к головке блока в зоне каждого компенсатора, на слух определяют неисправный по усиленному стуку. «Подозрительный» ГК следует демонтировать и проверить.


Извлечь ГК из седла можно с помощью магнита. Если это не удается (ГК «прикипел» или заклинил), его извлекают съемником, предварительно приварив к нему тягу с крюком. Некоторые гидрокомпенсаторы поддаются разборке, что позволяет определить степень износа внутренних деталей. Разборку следует производить с особой аккуратностью, чтобы не повредить поверхности сопряженных элементов.

Гидроопоры разбираются после снятия стопорного кольца; внутренние детали гидротолкателя «вытряхивают», аккуратно постукивая его корпусом о металлическую поверхность. Загрязненный компенсатор промывают в ацетоне или в другом растворителе.

Визуальный осмотр позволяет обнаружить внешние повреждения торцевой поверхности гидрокомпенсатора, подвергающейся нагрузкам (выбоины, царапины или задиры). В процессе эксплуатации на ней может образоваться даже углубление.

Существует еще один простой и действенный способ контроля состояния демонтированного ГК: после заполнения маслом он не должен сжиматься при прикладывании усилия рук. В противном случае он неисправен и подлежит замене. Работоспособный ГК, сжатый в струбцине, оказывает значительное сопротивление и незначительно уменьшает длину только через 20-30 сек.

Гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсаторы клапанов являются деталями, относящимися к системе газораспределения двигателя и отвечают за компенсацию теплового зазора между толкателем клапанов и торцевой частью клапана. Гидрокомпенсатор клапанов является на сегодня обязательной частью практически любого легкового автомобиля, вне зависимости от его класса и назначения.

Для чего нужен гидрокомпенсатор клапанов?

Клапаны цилиндра, толкатели клапанов – неотъемлемые детали двигателя автомобиля. Задачей клапанов является впуск топливо–воздушной смеси в цилиндр, а затем выпуск отработавших газов из цилиндра. Управление открытием и закрытием клапанов осуществляется распределительным валом через специальные толкатели. Между толкателями и клапанами существует зазор, который изменяется по мере прогрева двигателя. Если данный зазор не устранить, толкатель будет стучать о клапан, чего быть не должно.

Для автоматического устранения данного зазора применяются специальные устройства, которые работают за счет давления масла и называются гидрокомпенсаторы клапанов. Гидрокомпенсаторы клапанов устанавливаются на каждый клапан и соединены с масляной системой двигателя.

Гидрокомпенсатор представляет собой корпус, который внешне похож на поршень. На верхнюю часть корпуса оказывает давление толкатель или эксцентрик распредвала. Боковая стенка корпуса обязательно имеет канавку и отверстия для подачи масла. Внутри в центре корпуса размещается плунжер и поршень, являющиеся главными рабочими частями. Под воздействием давления масла поршень смещается вниз и давит на торец клапана.

Между поршнем и плунжером имеется пружина с шайбой в центре отверстия и шариком, который выполняет функцию запорного клапана, удерживающего в полости поршня достаточное количество масла. Когда клапан находится в положении «закрыто», то масляные каналы корпуса сообщаются с каналами системы смазки мотора. Давление масла уравнивается. При давлении эксцентрика корпус смещается с клапаном вниз и сообщающиеся каналы перекрываются. В этот момент в плунжере находится именно такое количество масла, которое обеспечивает беззазорное соприкосновение рабочих частей. Поэтому клапана с такими компенсаторами не стучат.

Как часто менять гидрокомпенсаторы клапанов?

Необходимость замены гидрокомпенсаторов клапанов возникает в случае износа его рабочих частей (например, износ плунжерной пары или перепускного шарикового клапана). При этом пробег автомобиля может быть самый разный, в зависимости от многих факторов – от надежности данного узла, изначально заложенной при конструировании, от качества используемых материалов, и, самое главное – от качества масла и его своевременной замены.

При использовании качественного масла и регламента технического обслуживания, неисправность гидрокомпенсаторов клапанов может не возникнуть до конца срока службы автомобиля. И наоборот, при использовании масла низкого качества, частом перегреве двигателя, гидрокомпенсаторы могут выйти из строя. Об износе и выходе из строя гидрокомпенсаторов клапанов могут подсказать шумы и стуки, возникающие при работе двигателя.

Тип — толкатель

Тип толкателя зависит от геометрии отливаемого изделия. Удельное давление на выталкиваемую часть изделия должно быть минимальным, насколько это возможно, чтобы избежать его деформации. Профилированные толкатели должны стопориться от проворачивания.  

Оба типа толкателей нечувствительны к механическим перегрузкам, так как, если внешняя нагрузка превышает подъемную силу толкателя, то его шток остается в крайнем нижнем положении, а двигатель продолжает работать, создавая нормальное рабочее усилие на штоке. При этом не образуются ни повышенные токи в двигателе, ни повышенные напряжения в элементах толкателя. Преимущество толкателя заключается еще в том, что ход его может быть ограничен произвольно как в сторону подъема, так и в сторону спуска без изменения величины подъемного усилия.  

При этих типах толкателей кулачки имеют малые габариты, рабочие поверхности могут быть хорошо смазаны, а потому их износ, несмотря на трение скольжения, сравнительно невелик.  

При этом типе толкателя кулачкового механизма ( рис. 10.7) потери на трение происходят в поступательной паре 0 — 2, где толкатель скользит в направляющей втулке, и в высшей паре скольжения и качения I — 2, где кулачок соприкасается с рабочей плоскостью толкателя. Потерями от обкатывающего движения обычно пренебрегают. Следовательно, необходимо учесть потери на трение скольжения в трех зонах контакта в условиях перекоса толкателя.  

Изменение номинального хода каждого типа толкателя при сохранении тягового усилия производится установкой на штоки тормоза ( внутри корпуса) трубок, ограничивающих перемещение поршня.  

Фиксация распределительного вала ГАЗ-51.  

В двигателях внутреннего сгорания применяются два основных типа толкателей: роликовые и тарельчатые. В автомобильных двигателях наиболее распространены тарельчатые толкатели с плоской или слегка выпуклой ( по сфере большого радиуса) тарелкой. Роликовые толкатели установлены на двигателях ЯАЗ-204. Преимущество роликовых толкателей состоит в тойм, что они вызывают меньший износ кулачков распределительного вала.  

В зависимости от выбранного профиля кулачка и типа толкателя определяют подъем, скорость и ускорение толкателя и клапана.  

В ззвисимости от выбранного профиля кулачка и типа толкателя определяют подъем, скорость и ускорение толкателя и клапана.  

Основными параметрами, определяющими профиль кулачка, являются максимальная высота подъема клапана, фазы газораспределения, тип толкателя и соотношение плеч коромысла.  

Построение профиля кулачка с выпуклым профилем.  

Основными параметрами, определяющими профиль кулачка, являются максимальная высота подъема клапана, фазы газораспределения и тип толкателя.  

Построение кулачка с выпуклым профилем.| Схема механизма газораспределения с подвесными клапанами и нижним распределительным валом.  

Для обеспечения принятого закона подъема клапана можно применять кулачки с разными толкателями, причем в зависимости от типа толкателя кулачки будут иметь тот или иной ( неодинаковый) профиль.  

Основными факторами, определяющими профиль кулачков распределительного вала, являются заданные фазы газораспределения двигателя, высота подъема клапанов и тип толкателей.  

Немного теории

Скорость открытия и закрытия впускных клапанов двигателя регулируется с помощью распределительного механизма, в основе которого – распределительный вал. Если точнее – процесс контролируется с помощью специальных кулачков, находящихся на распредвале ГРМ.

Реклама:

Кулачки представляют собой отливы определенной формы и размера, действующие на клапан при вращении вала. Они надавливают на поверхность клапана и толкают его вниз, он открывается. Когда кулачок проворачивается, он закрывается.


Обратная сторона… опоры

      Основные причины выхода из строя гидрокомпенсатора (ГК) — загрязнение масляных каналов двигателя и износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжерной пары, изготовленных с высокой степенью точности. К загрязнению приводит использование несоответствующего масла, несоблюдение сроков его замены или неисправность масляного фильтра, пропускающего грязное масло через перепускной клапан.

При увеличении посадочного зазора в плунжерной паре повышается утечка масла из камеры высокого давления. Гидрокомпенсатор теряет «жесткость», поэтому эффективность передачи усилия кулачка на стержень клапана ГРМ снижается. То же самое происходит при износе обратного клапана камеры высокого давления. Неисправности системы смазки двигателя замедляют наполнение ГК маслом и не позволяют поглощать зазоры в ГРМ.

Внутренний объем ГК должен быть заполнен маслом. Пустой или частично заполненный («завоздушенный») гидрокомпенсатор не выполняет своего основного назначения — устранения зазоров в деталях ГРМ. В результате возникают ударные нагрузки, которые проявляются характерным стуком. Это приводит к ускоренному износу деталей ГРМ и ухудшению работы мотора. Поломкам способствует и попадание в ГК с маслом частиц изношенных деталей: узел может заклинить. В зависимости от того, в каком положении это произошло, в ГРМ либо появятся большие зазоры, либо клапаны окажутся «зажатыми» (возрастает нагрузка на распредвал, падает мощность и т.д.).

Чтобы избежать этого, необходимо:

  • контролировать и поддерживать внутреннюю чистоту двигателя — проводить смену масла и масляного фильтра в сроки, рекомендованные автопроизводителем, с понижающим коэффициентом 0,6 — 0,9, учитывающим условия эксплуатации машины;
  • промывать двигатель перед очередной сменой масла, используя медленно действующие промывки «на пробег». При загрязнении внутренних поверхностей двигателя (что обнаруживается, например, при снятии кожуха ГРМ) быстродействующие средства промывки применять не рекомендуется, так как отслоившиеся куски грязи с потоком масла могут попасть во внутренние полости компенсаторов и вывести их из строя.

Необходимо знать, что малые зазоры между подвижными элементами гидрокомпенсатора обуславливают применение в двигателе маловязких масел высокого качества — синтетических или полусинтетических (SAE 0W40, 5W40, 10W30 и др.). Использовать минеральные масла (например, SAE 15W40) из-за их повышенной вязкости и склонности к смолистым отложениям не рекомендуется.

Основные технические характеристики ТЭ:

Наименование параметра Величина
Толкатель ТЭ-16 Толкатель ТЭ-25 Толкатель ТЭ-30 Толкатель ТЭ-50 Толкатель ТЭ-80 Толкатель ТЭ-200
Среднее усилие подъема, Н 160 250 300 500 800 2000
Развиваемое усилие подъема, Н 200 300 350 600 900 2200
Ход штока, мм 35 35 35 60 60 60
Номинальная мощность двигателя, кВт 0,06 0,06 0,06 0,39 0,39 0,55
Номинальное напряжение питающей сети, В 380 380 380 380 380 380
Частота тока питающей сети, Гц 50 50 50 50 50 50
Число оборотов двигателя (синхронное), об/мин 2800 2800 2800 2800 2800 2800
Масса рабочей жидкости, кг, не более 1,35 1,35 1,35 2,1 1,6 1,8
Масса толкателя, кг, не более 12,8 12,8 12,8 12,8 15,5 18

Примечание:

  • в таблице приведены параметры толкателей в холодном состоянии;
  • у толкателей в нагретом состоянии допускается увеличение времени подъема штока не более чем на 25%, времени обратного хода штока не более, чем на 15%;
  • в зависимости от колебания напряжения в пределах от 0,85 до 1,1 от номинального, частоты (50 или 60Гц) питающей сети, допускается изменение времени подъема и опускания штока в пределах ±15% от величины, указанной в таблице.

Основные узлы и детали:

  • 1 — асинхронный двигатель;
  • 2 — корпус с цилиндром;
  • 3 — рабочий поршень;
  • 4 —  шток;
  • 5 — подшипниковый щит, в который запрессован рабочий вал;
  • 6  — рабочее колесо; 
  • 7 —  контровочная гайка;
  • 8 — заливное отверстие.

Принцип действия:

Гидравлический толкатель состоит из электродвигателя, поршня, штока, центробежного колеса. Уплотнительное кольцо не допускает утечки тормозной жидкости. В гидротолкателе применяется электродвигатель АДГМ. При работе электродвигателя рабочее колесо, вращаясь, создает избыточное давление рабочей жидкости, которая нагнетается под поршень и поднимает его со штоком до крайнего верхнего положения. Поршень остается в крайнем верхнем положении до тех пор, пока работает электродвигатель. При выключении двигателя рабочее колесо останавливается, и поршень со штоком под действием внешней нагрузки и собственного веса опускается вниз.

ВНИМАНИЕ! Заправку рабочей жидкости производить после установки толкателя на тормозной механизм, в вертикальном положении  ± 15°. Размеры всех гидротолкателей унифицированы и взаимозаменяемы с размерами гидротолкателей других заводов производителей

Размеры всех гидротолкателей унифицированы и взаимозаменяемы с размерами гидротолкателей других заводов производителей.

Габаритные и установочные размеры толкателей электрогидравлических ТЭ-16, ТЭ-25, ТЭ-30:

Габаритные и установочные размеры толкателей электрогидравлических ТЭ-50, ТЭ-80, ТЭ-200:

Тип толкателя Величина, мм
B A f d c a D
Гидротолкатель ТЭ50 435 465 65 16 18 60 230
Гидротолкатель ТЭ80 435 465 65 16 18 60 230
Гидротолкатель ТЭ200 565 610 60 20 40 90 260

 

Не допускается применение гидротолкателя во взрывоопасной среде, а также в атмосфере, разрушающей металл и резину.

Для применения в подземных выработках рудников и шахт, в том числе опасных по газу и пыли, выпускаются электрогидравлические толкатели «ТЭ» взрывобезопасного исполнения РВ ЕхвI.

Взрывозащищенные толкатели предназначены для работы в сети переменного тока напряжением 660/380 В (по заказу 660/1140 В); Y/D; I Y ном = 0,27A/I ном = 0,4A, частотой 50 Гц, в повторно-кратковременном режиме при ПВ 60% и менее, с частотой включений до 720 вкл/час, при этом номинальные значения климатических факторов внешней среды должны соответствовать видам климатического исполнения У категории 2.

Исторический экскурс


Гидрокомпенсаторы, они же — гидротолкатели или в простонародье «гидрики» появились достаточно давно. Разберем, зачем нужны компенсаторы и как они появились в моторах многих автомобилей.

Их появлением в конструкции газораспределительных механизмов автомобилей, водители во многом обязаны японским автоинженерам, так как именно они стали массово применять «гидрики» в конструкции системы ГРМ моторов

В то время, при проектировке ДВС, большое внимание уделялось не только его основным узлам (коленчатый вал, поршни, шатуны), но и деталям газораспределительного механизма. Инженеры постепенно «доводили» прежние поколения своих силовых агрегатов до совершенства

Так, на смену привычным механическим толкателям и пришли гидротолкатели.

Конструкция механических толкателей, распространенная в то время, постепенно начала выходить из обихода. Обусловлено это следующими моментами: — стандартный механический толкатель требует постоянного внимания и регулировки; — механизм ГРМ с механическими толкателями производит больше шума, по сравнению с гидротолкателями.

Пришедшие на смену стандартным толкателям гидрокомпенсаторы, намного лучше подошли для использования в двигателях утилитарных автомобилей. Как известно, при повседневной эксплуатации машины в типовых задачах, «рабочие» обороты редко превышают отметку в 3500 оборотов на тахометре. Поэтому для подобных режимов работы (и даже вплоть до 5000), использование «гидриков» в механизме ГРМ полностью оправдывает себя ввиду тихой работы и отсутствия необходимости в обслуживании.

Однако не всё так гладко: про «крутибельность» силового агрегата на оборотах выше 6000 лучше позабыть. Гидроопоры попросту не успевают справляться со своей основной задачей при работе на высоких оборотах, из-за чего они быстро выходят из строя и начинают стучать.

Газораспределительный механизм с нижним расположением распределительного вала

На показан газораспределительный механизм двигателя с нижним расположением распределительного вала. Газораспределительный механизм верхнеклапанный, с шестеренным приводом и двумя клапанами на цилиндр.

Рисунок 5 – Газораспределительный механизм с нижним расположением распределительного вала

1 – распределительный вал; 2 – клапан; 3, 20 – втулки; 4 – пружина; 5 – коромысло; 6 – ось; 7 – винт; 8 – штанга; 9 – толкатель; 10, 11, 12 – шестерни; 13 – шейка; 14 – эксцентрик; 15 – кулачок; 16 – сухарь; 17, 19 – шайбы; 18 – колпачок

Механизм включает в себя распределительный вал 1, привод распределительного вала, толкатели 9, штанги 8 толкателей, регулировочные винты 7, ось 6 коромысел, коромысла 5, клапаны 2, направляющие втулки 3 клапанов и пружины 4 с деталями крепления.

Распределительный вал – стальной, кованый, имеет пять опорных шеек 13, кулачки 15 (впускные и выпускные), шестерню 12 привода масляного насоса и распределители зажигания, а также эксцентрик 14 привода топливного насоса. Вал установлен в блоке цилиндров двигателя на запрессованных биметаллических втулках, изготовленных из стали и покрытых изнутри слоем свинцовистого баббита.

Привод распределительного вала осуществляется через прикрепленную к его переднему концу ведомую шестерню 10, изготовленную из текстолита. Она находится в зацеплении с ведущей стальной шестерней 11, установленной на коленчатом валу. Обе шестерни выполнены косозубыми для уменьшения шума и обеспечения плавной работы. Передаточное отношение шестеренного привода – отношение числа зубьев ведущей шестерни к числу зубьев ведомой шестерни – равно 1:2, т.е. ведомая шестерня 10 имеет в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня 11. Это необходимо для того, чтобы за два оборота коленчатого вала распределительный вал совершал один оборот, обеспечивая за полный цикл двигателя открытие впускного и выпускного клапанов каждого цилиндра по одному разу.

Толкатели 9 служат для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам 8. Они изготовлены из стали, и их торцы, соприкасающиеся с кулачками, выполнены сферическими и наплавлены отбеленным чугуном для уменьшения изнашивания. Внутри толкатели имеют сферические углубления для установки штанг. Толкатели перемещаются в направляющих отверстиях блока цилиндров.

Штанги 8 передают усилие от толкателей к коромыслам 5. Они изготовлены из алюминиевого сплава, и на их концы напрессованы стальные наконечники.

Коромысла 5 предназначены для передачи усилия от штанг к клапанам. Коромысла стальные, имеют неравные плечи для уменьшения высоты подъема толкателей и штанг, в их короткие плечи ввернуты винты 7 для регулирования теплового зазора. Коромысла установлены на втулках на полой оси 6, закрепленной в головке цилиндров.

Клапаны 2 изготовлены из легированных жаропрочных сталей. Для лучшего наполнения цилиндров двигателя горючей смесью диаметр головки у впускного клапана больше, чем у выпускного.


Пружины 4 изготовлены из рессорно-пружинной стали. Деталями их крепления являются шайбы 17 и 19, сухари 16 и втулки 20. Резиновые маслоотражательные колпачки 18, установленные на впускных клапанах, исключают проникновение масла через зазоры между направляющими втулками и стержнями впускных клапанов.

Работа механизма

Газораспределительный механизм (ГРМ) работает следующим образом. При вращении распределительного вала его кулачки поочередно набегают на толкатели 9 в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Усилие от толкателей 9 через штанги 8 передается к коромыслам 5, которые, поворачиваясь на оси 6, воздействуют на стержни клапанов 2, преодолевают сопротивление пружин 4 и открывают клапаны. При дальнейшем повороте распределительного вала кулачки сходят с толкателей, которые вместе со штангами и коромыслами возвращаются в исходное положение под действием пружин, закрывающих также клапаны.

Другие статьи по двигателю

  • Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)
  • Неисправности и техническое обслуживание КШМ и ГРМ
  • Гидравлический толкатель клапана
  • Система смазки двигателя
  • Вентиляция картера двигателя
  • Система охлаждения двигателя
  • Техническое обслуживание системы охлаждения
  • Стартер — назначение, устройство, работа
  • Электронное управление двигателем
  • Датчики контроля параметров работы двигателя

Толкатель электрогидравлический ТЭ-80 Гидротолкатель ТЭ-80 Спецмаш-Украина

Гидротолкатель ТЭ-80 устанавливается на тормоза колодочные серии ТКГ-400, ТКГ-500.

ВНИМАНИЕ! Электрогидравлические толкатели серии ТЭ-80 являются полным аналогом устаревших и снятых с производства толкателей серии ТЭГ80, ТГМ80. Технические характеристики толкателей ТЭ-80

Технические характеристики толкателей ТЭ-80

Габаритно-присоединительные размеры толкателей ТЭ-80

Техническое обслуживание гидротолкателей серии ТЭ

Техническое обслуживание гидротолкателя должно проводиться не реже 2-х раз в год

Замену рабочей жидкости производить 1 раз в год при проведении работ по техническому обслуживанию. В процессе эксплуатации гидротолкателя необходимо: — следить за уровнем рабочей жидкости; — следить за состоянием резиновых уплотнений, в случае износа манжет и уплотнительных колец — произвести их замену (ремкомплект гидротолкателя); — обращать внимание на возникновение посторонних шумов при работе толкателя (исправно работающий подшипник должен издавать слабый и равномерный шум); — контролировать нагрев гидротолкателя; — не допускать попадания воды, грязи, абразивных частиц на узел уплотнения штока; — проверять затяжку крепежных изделий; — контролировать герметичность уплотнения подшипникового щита (отворачиванием сливного болта электродвигателя); — следить, чтобы проводящие провода не имели повреждений изоляции. Заполнение (при замене и дозаливке) гидротолкателя рабочей жидкостью следует осуществлять следующим образом: — установить гидротолкатель вертикально и выдвинуть шток, вывернуть заливную пробку из отверстия корпуса гидротолкателя; — залить через отверстие рабочую жидкость в гидротолкатель до заполнения; — закрыть отверстие для заливки и вручную прокачать штоком рабочую жидкость для удаления воздуха из-под поршня; — долить рабочую жидкость до уровня.ВНИМАНИЕ! Перед заливкой необходимо убедиться в отсутствии в жидкости воды и примесей

Разборку толкателя следует производить следующим образом: — отсоединить гидротолкатель от сети, контура заземления и снять с механизма; — слить рабочую жидкость; — отвернуть гайки на болтах, крепящих корпус к станине электродвигателя, и вынуть болты из отверстий; — отсоединить корпус от электродвигателя; — отвернуть гайку, крепящую рабочее колесо на валу электродвигателя, снять рабочее колесо и регулировочные шайбы под ней; — отвернуть винты и снять со щита корпус насоса; — отвернуть винты, крепящие подшипниковый щит к станине, и снять его, используя два диаметрально расположенных паза; — извлечь ротор из статора. Сборку толкателя следует производить в обратной последовательности.

Наша компания уделяет большое внимание качеству поставляемого оборудования. В настоящее время на рынке появились гидротолкатели китайского производства выдаваемые за российский продукт, конструкция которых несколько отличается от традиционно выпускаемых толкателей

Будьте осторожны! Остерегайтесь подделок.

Стук гидрокомпенсатора – вероятные причины и их решение.

Есть две причины стука гидрокомпенсатора – в его внутреннюю полость не поступает масло (или поступает, но мало), изношены рабочие поверхности, из-за чего масло из наполненного компенсатора выдавливается наружу. Масло может не поступать в гидрокомпенсатор из-за попадания металлической стружки (остатки производства) в очень тонкий канал или из-за его закоксовывания при использовании некачественной смазки. Проблемы из-за стружки обычно возникают на этапе обкатки или после нее. Если же стук в приводе клапанов начал появляться после 20 тыс. км, вероятнее всего, закоксовались тонкие масляные каналы.

Заклинивший гидрокомпенсатор – это, как правило, результат использования некачественного масла.

В последнем случае проблему может решить промывка двигателя с использованием соответствующей добавки к маслу. Если после пробега, указанного в инструкции к промывке, стук на прогретом и на холодном двигателе не исчез, придется демонтировать гидрокомпенсатор и промыть его (если он разборный), или заменить на новый. Канал в головке блока можно почистить с помощью ершика для чистки зубов. В двигателях ЗМЗ-406, которые устанавливали на модификации «Газели», встречаются как разборные, так и неразборные гидрокомпенсаторы.

Если стук исчез после промывки двигателя, желательно сменить масло. И не экономьте, а залейте в мотор хорошее масло – тот тип и сорт, который указан в руководстве по эксплуатации машины.

Владимир Корницкий Фото Юрия Нестерова

Видео- проверка гидрокомпенсаторов:

 {source}


С этим читают