Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования

Новости

20 октября 2018

Удивительно, но как показывает практика, очень немногие знают, что такое ТОиР. Даже те, кто по работе тесно связан с производством. И даже инженеры. И даже профессиональные тренеры производственного персонала. Да, они слышали, что природе существуют главные механики, но чем они занимаются — представления весьма туманные. Служба главного инженера почему-то ближе и понятнее широким массам.

А тем не менее, ТОиР — это один из ключевых активов производства. И техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования — это один из важнейших бизнес-процессов на производстве.

Почему же так получилось, что одна из самых важных служб предприятия остается в тени? Почему ей отводятся вторые роли? Вероятно причина в том, что ремонтная служба не участвует прямым образом в производстве продукции, не выполняет и не перевыполняет план, показатели ее работы не столь очевидны, как показатели производственных участков. А ведь именно от качества работы службы Главного механика зависит возможность производства работать и приносить прибыль собственникам предприятия.

Кто знает, сколько стоит один час простоя производственной линии? Один час простоя среднего предприятия стоит МИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ. И произойти этот простой может по причине выхода из строя любого технологического агрегата. Обеспечить бесперебойную работу оборудования, избежать внеплановых простоев — это и есть основная задача службы ТОиР.

Управление техническим обслуживанием и ремонтом — очень сложный процесс. Он включает в себя управление материально-техническим обеспечением ремонтной службы, управление нарядами и работами по обслуживанию и ремонту оборудования, управление ремонтным персоналом, учет оборудования, внесение усовершенствований по механической части, диагностика состояния оборудования с целью прогнозирования и своевременного предотвращения поломок, планирование ремонтов и многое-многое другое.

Главный механик должен постоянно анализировать эффективность работы своей службы, и управлять ей на основании формируемых отчетов.

И здесь на помощь руководителям ремонтных служб приходят информационные системы управления ТОиР. Они помогают в учете, планировании, отчетности и в анализе. Хранят в себе базу данных об оборудовании. Учитывают нормативы и необходимые компетенции персонала. Без внедрения информационных систем управления ТОИР работа ремонтной службы больше похожа на борьбу со стихией аварий и неисправностей.

О том, какие сегодня существуют информационные системы управления ТОИР, чем они различаются, и какие есть критерии выбора информационных систем именно для вашего предприятия — читайте в нашем бесплатном учебном курсе «ПН-03-Д. Информационные системы ТОиР» — https://toir.pro/local/crw/course.php?id=242.

Капитальный ремонт

КР транспортных средств не является обязательным техническим воздейст­вием в системе ТО и ремонта. При достижении 100 % нормативного ресурса по пробегу производится списание либо КР транспортного средства. Для ТС категории М3 бело­русского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сооб­щении, допускается проведение не более одного КР.


КР транспортных средств и (или) их агрегатов проводится в специализиро­ванных ремонтных организациях в соответствии с СТБ 928, СТБ 929, СТБ 930.

Перед постановкой транспортного средства на КР в сроки, предусмотренные ТД, техническое состояние его проверяется комиссией, возглавляемой главным инже­нером эксплуатирующей организации. Результаты работы комиссии и ее предложения оформляются актом.

Программа — техническое обслуживание

Комплекс программ технического обслуживания — это типовые программыг предназначенные для наладки, планирования и диагностики функционирования аппаратуры ВМ.  

Комплекс программ технического обслуживания ( КПТО) предназначен для проверки правильности функционирования технических средств ЭВМ ЕС-1020.  

Комплекс программ технического обслуживания содержит тест-программы двух категорий: работающие без операционной системы и работающие под управлением операционной системы.  

Комплекс программ технического обслуживания используется в процессе наладки и эксплуатации ЭВМ. Для наладки машины и отдельных ее блоков применяют настроечные тестовые программы, а в процессе эксплуатации — проверочные и диагностические тесты, позволяющие определить и локализовать неисправность конкретного устройства.  

Комплекс программ технического обслуживания ( КПТО) — это комплекс программ, содержащий тест-программы ( наладочные, проверочные и диагностические), разработанные для центральных процессоров, оперативной памяти, устройств ввода-вывода, внешней памяти.  

Комплекс программ технического обслуживания предназначен для профилактического контроля машины во время планового обслуживания, для контроля и локализации неисправностей в процессе эксплуатации ЭВМ ( внеплановое обслуживание), для оперативной проверки работоспособности внешних устройств в мультипрограммном режиме, а также для наладки серийных образцов машин.  

Комплекс программ технического обслуживания ( КПТО) — это отдельные группы программ для различных моделей ЭВМ, которые по своему функциональному назначению делятся на наладочные, проверочные и диагностические. КПТО содержит программы двух видов: работающие без операционной системы; работающие под управлением операционной системы.  

Комплект программ технического обслуживания ( КПТО) ЕС-1015 обеспечивает эффективную профилактику и обслуживание машины. К основным функциям КПТО относятся: устранение исправляемых ошибок, возникающих во время работы; регистрация сбоев в автоматическом режиме; автоматическое тестирование машины в процессе профилактики; выявление неисправных узлов и блоков.  

Пакеты программ технического обслуживания предназначены для проверки работоспособности устройств машины как в режиме профилактических работ, так и в процессе выполнения заданий.  

Комплекс программ технического обслуживания ЭВМ включает тестовые программы, которые по функциональному назначению делятся на наладочные, проверочные и диагностические.  

Комплекс программ технического обслуживания ЕС ЭВМ предназначен для профилактического контроля машин во время планового обслуживания, для контроля и локализации неисправностей в процессе эксплуатации ЭВМ ( внеплановое обслуживание), для оперативной проверки работоспособности внешних устройств в мультипрограммном режиме, а также для наладки серийных образцов машин. В комплекс входят тестовые преграммы, которые разделяются на две группы: программы, работающие под управлением операционной системы, и программы, работающие независимо от операционной системы.  

Пакеты, программ технического обслуживания предназначены для проверки работоспособности устройств машины как в режиме профилактических работ, так и в процессе выполнения заданий.  

Для обеспечения эффективности программы технического обслуживания клапанов на КС должны быть организованы соответствующие учет, хранение, замена, осмотр и ремонт клапанов и др. Внедрение программы технического обслуживания позволит свести к минимуму вынужденные остановки ГПА из-за неисправностей клапанов.  

Структура общего программного обеспечения.  

Структура и назначение комплекса программ технического обслуживания и операционной системы ЭВМ подробно рассмотрены в , поэтому здесь они не приводятся. Так как в состав дополнительного общего программного обеспечения включены дополнительные модули операционной системы -, то возможна и другая структура общего программного обеспечения, в которой, например, введено понятие операционной системы ИВЦ, состоящей из операционной системы ЭВМ ( ВК), дополнительных модулей операционной системы и прикладных программ общего назначения. Однако, учитывая, что документация системы программного обеспечения ЭВМ ( ВК) поставляется заводом-изготовителем ЭВМ ( ВК) в законченном виде, нецелесообразно ее делить и смешивать с документацией на дополнительные программные модули.  

«Об утверждении ставок платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад, техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам»

Дата официального опубликования: 17.03.2011

Распоряжение

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2009 N 1372р, с изм., внесенными распоряжениями ОАО «РЖД» от 29.12.2006 N 2615р, от 31.03.2008 N 648р)

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2006 г. прилагаемые:

  • ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад;
  • ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам.

2. Установить, что ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад, техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам, изменяются не чаще одного раза в год.


3. Вице-президенту Бабаеву С.М., начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Донькину А.В. и начальникам железных дорог довести настоящее распоряжение до сведения заинтересованных физических и юридических лиц. Обеспечить взимание платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад, техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам, в соответствии с настоящим распоряжением.

4. Начальникам железных дорог обеспечить в установленном порядке внесение изменений, вытекающих из пункта 1 настоящего распоряжения, в договоры на оказание услуг по предоставлению локомотивных бригад, по управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам.

5. Вице-президенту Бабаеву С.М., начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., начальнику Центра контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль» Иванову О.Б. и генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Донькину А.В. в целях исключения случаев нарушений при взимании платы за услуги установить контроль за исполнением настоящего распоряжения.

Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин

Ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад

Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2005 г. N 2328р

Ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад и койко-мест проиндексированы с 1 июля 2009 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 01.07.2009 N 1372р.

Ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад проиндексированы с 1 апреля 2008 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.03.2008 N 648р.


Ставки платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад проиндексированы с 1 января 2007 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2006 N 2615р.

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2009 N 1372р, с изм., внесенными распоряжениями ОАО «РЖД» от 29.12.2006 N 2615р, от 31.03.2008 N 648р)

Железные дороги Ставка платы за услуги по предоставлению локомотивных бригад, руб./час(без учета НДС)
Сахалинская, Дальневосточная, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Красноярская 1650
Октябрьская, Северная, Западно-Сибирская, Свердловская, Московская, Калининградская, Южно-Уральская, Горьковская, Куйбышевская, Северо-Кавказская, Приволжская, Юго-Восточная 1150

Кроме платы за услуги по предоставлению локомотивных бригад взимается плата за предоставление койко-мест при длительном (сверх нормативов) пребывании в домах отдыха ОАО «РЖД» локомотивных бригад ОАО «РЖД», управляющих локомотивами сторонних организаций в размере 400 руб./сут. (без учета НДС) за 1 койко-место.

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 01.07.2009 N 1372р)

Характеристики

Размер предприятия и отрасль, в которой оно работает, являются главными характеристиками объекта автоматизации. От этих характеристик во многом зависит выбор определенного решения по автоматизации и его архитектура. В капиталоемких отраслях большим предприятиям требуются более сложные и дорогие решения по автоматизации процессов ТОиР.

Процессы ТОиР обычно характеризуются широкой территориальной распространенностью. Для автоматизации данных процессов необходима установка рабочих мест как можно ближе к месту проведения ремонтных работ или же к местам, где накапливается информация о состоянии оборудования, например, диспетчерские или пункты диагностики. Следует отметить, что результат эксплуатации системы требует установки рабочих мест в непосредственной близости от места проведения работ (участки, требующие ремонта, склады ТМЦ, пункты диагностирования, места выписки нарядов на работы).

Важным показателем для начала ремонта является количество записей по номенклатуре ТМЦ, поскольку мотивированность планирования при проведении ремонтов в большей мере определяется аргументированностью планирования ТМЦ, поэтому, как правило, заказываемые позиции должны вноситься в систему и использоваться при формировании планов ремонта.

Количество единиц оборудования в базе дает возможность проанализировать, с какой точностью проведено описание структуры оборудования. В зависимости от того, на сколько широко проведено описание может зависеть дальнейшая оценка информации и разработка улучшенных стратегий обслуживания. Большая часть проектов характеризуется результатом описания структуры оборудования. Это значительно усложняет применение в автоматизированной системе таких подходов как ремонт по состоянию и анализ причин отказов.

Количество наряд-заданий, которые создаются в системе вручную или автоматически, показывает активность использования данной системы. Соответственно, чем больше наряд-заданий, тем больше информации для дальнейшей оценки. Суммарные, большие наряд-заказы, главной задачей которых является списание на них расходов по работам нельзя считать достаточными для решения аналитических задач.

Что мы подразумеваем под термином ТОиР

Задачи обслуживания и ремонта возникли с появлением у человека первых орудий труда. Некоторые историки утверждают, что этой проблемой начали заниматься в средневековой Франции, поскольку слово «ремонт» происходит от французского «remonter». Сейчас трудно сказать, так это или нет, но даже в «Капитале» Маркса данной теме посвящена солидная глава («Развитие машин»), где рассматриваются проблемы износа, старения и необходимости ремонта и восстановления средств труда.

Поскольку в начале своего развития промышленность не располагала данными о надежности деталей, сроках износа механизмов и т.д., первые системы предполагали просто периодический осмотр и ремонт — в зависимости от ситуации. По мере развития производства развивались и системы технического обслуживания. Следующее поколение таких систем осуществляло принудительное проведение плановых текущих и капитальных ремонтов, планируя обеспечение ремонтных служб запасными частями. Нормативное наличие запасных частей на складе рассчитывалось исходя из сроков службы деталей и механизмов .

Современные стандарты определяют систему техничес­кого обслуживания и ремонта техники (ТОиР) как «совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему». Определение, прямо скажем, не очень понятное, но, тем не менее, в данных стандартах четко зафиксированы термины и определения, а также выделены основные задачи информационного и материально­технического обеспечения обслуживания и ремонта. Так, например, в сказано, что информационное обеспечение предназначено для:

  • формирования организационной структуры служб ТО и ремонта;
  • обеспечения своевременного выполнения ТО и ремонта изделий с заданным качеством;
  • перспективного и текущего планирования ТО и ремонта.

На этапе эксплуатации изделия необходимо решать следующие задачи материально­технического обеспечения (МТО):

  • организация пунктов ТО и ремонта, включая их оснащение средствами ТО и ремонта;
  • изготовление запасных частей и специальных средств ТО и ремонта изделий;
  • обеспечение пунктов ТО и ремонта запасными частями и материалами;
  • организация в случае необходимости производства по восстановлению составных частей изделия;
  • оперативное планирование МТО.

В свою очередь, с появлением стандартов ИСО задачи ТОиР были отражены в этапах жизненного цикла изделий (, раздел 5.1.1, п. 10 «Техническая помощь и обслуживание», п. 11 «Послепродажная деятельность») и стали неотъемлемой частью общей системы PLM предприятия.

В зарубежных источниках эти задачи обычно относят к одному из разделов MES­системы (от англ. Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами), который принято обозначать как EAM (от англ. Enterprise Asset Management, управление техническим обслуживанием и ремонтами). ЕАМ­системы позволяют согласованно управлять следующими процессами:

  • техническое обслуживание и ремонт;
  • материально­техническое снаб­жение;
  • управление складскими запасами (запчасти для техничес­кого обслуживания);
  • управление финансами, качеством и трудовыми ресурсами в части технического обслуживания, ремонтов и материально­технического обеспечения.

Регламентированный ремонт

РР: Ремонт ТС, выполняемый с периодично­стью и в объеме, установленными настоящим техническим кодексом, независимо от технического состояния ТС в момент начала ремонта.

РР выполняется для ТС категории М3 белорусского производства, применяе­мых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении.

РР транспортных средств проводится в специализированных ремонтных орга­низациях. РР включает обязательную замену деталей и узлов, выработавших свой ре­сурс или утративших работоспособность, влияющих на безопасность движения и пере­возку пассажиров. РР выполняется на пробеге не более 2/3 нормативного ресурса, но не реже 1 раза в 5 лет. Перечни узлов и деталей транспортных средств, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, приведены в приложении Ж. Примерный перечень работ РР транспортных средств приведен в приложении К.

Виды ТОиР

Существует три основных вида ТОиР, используемых на предприятиях.

Первый вид — обслуживание «по событию». Данный вид получает право на существование, при условии, что себестоимость ремонта достаточно низкая, а брак продукции, полученный в результате поломки оборудования, незначителен и не окажет никакого влияния на выполнение обязательств перед заказчиками. В случае непредвиденного ремонта предприятие несет убытки в результате брака продукции и нарушения обязательств, и вынуждено делать срочные закупки, как правило, не выгодные по ценовым условиям, и ждать, пока заказанные запчасти будут доставлены от поставщика.

Вторым видом ТОиР считается регламентное обслуживание. У каждого актива есть паспорт производителя, в котором написано, в каком режиме и какое обслуживание необходимо предоставить для того, чтобы оборудование продолжало свою работу. Этот вид обслуживания самый дорогой, хотя и дает самый высокий процент готовности оборудования.

Третий вид обслуживания – «по состоянию». С помощью установленных на оборудовании измерителей или экспертным путем производится оценка его состояния, на основании чего делается прогноз, о времени вывода данного оборудования в ремонт. Положительные стороны этого типа обслуживания в том, что себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ очень высока.

Литература

  1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала. Пер. И.И. Степанова­Скворцова. М.: Политиздат, 1967. 908 с.
  2. Афанасьев Н.А., Юсипов М.А. Система технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промышленных предприятий (система ТОР ЭО). — Москва, Энергоатомиздат. 1989.
  3. ГОСТ 18322­78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
  4. ГОСТ 28470­90 Система технического обслуживания и ремонта технических средств вычислительной техники и информатики. Виды и методы технического обслуживания. ГОСТ 15.601­98 Техническое обслуживание и ремонт техники.
  5. ИСО 9004­1­94 Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Enterprise_asset_management
  7. Андрей Синельников. Techno­logiCS 6 — процессный подход к разработке и внедрению. САПР и графика. 2011. № 5. С. 36­40.
  8. Евгений Слинкин. Techno­logiCS 6 — разработка новой функциональности собственными силами. САПР и графика. 2011. № 11. С. 24­32.

Что в итоге

В итоге была разработана и внедрена понятная, эффективная и гибко настраиваемая подсистема ТОиР, которую сам пользователь может настроить для нужд своего предприятия, так как все необходимые настройки находятся в открытом коде. Такой подход дает неоспоримые преимущества по отношению к имеющимся на рынке системам:

  • заказчик получает эффективную подсистему ТОиР, не содержащую избыточности и автоматизирующую только те функции и процессы, которые необходимы заказчику;
  • так как использованные структуры данных основаны не на таблицах базы данных, а на объектах системы, они будут поддерживаться и в будущем, как бы разработчик ни трансформировал внутреннюю структуру данных;
  • структуры данных находятся в рамках единой базы, а следовательно, система поддерживает и в будущем всегда будет автоматически поддерживать их целостность;
  • помимо обеспечения целостности пользовательских данных, система автоматически разграничивает права доступа к ним в соответствии с общей настройкой системы;
  • в будущем, в случае изменения состава процедур или объема автоматизируемых процессов, заказчик всегда сможет изменять и расширять данное решение сам, не прибегая к услугам разработчика. 

С этим читают