Статья 217. меры обеспечения соблюдения таможенного транзита

Транзитная декларация

Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое — товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе — в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие — в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое — должна быть представлена транзитная декларация, пятое — приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое — должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее — транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями. Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, — транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас — это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение — код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков. В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах. Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное. Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю. Еще в качестве транзитной декларации могут использоваться документы, предусмотренные международными соглашениями, в частности книжка МДП. Причем эта декларация признается всеми странами, которые подписали конвенцию МДП 1975 г.

Обеспечение уплаты при временном ввозе

Временный ввоз представляет собой операцию, которая предполагает временное пребывание иностранных товаров на территории страны ТС. При подобной процедуре участники ВЭД могут быть полностью или частично освобождены от обязательств по уплате платежей.


По истечении срока использования товаров они попадают в список тех, что фигурируют в процедуре реэкспорта.

Временный ввоз может использоваться в самых разных случаях:

  • Организация представлений, выставок.
  • Приём представителей других стран.
  • Иные международные мероприятия.

Такая процедура позволяет значительно уменьшить размер платежей или полностью избавиться от необходимости их уплаты.

Когда задействованы другие грузовые автомобили

Декларация на международную таможенную перевалку выдается на одну машину. Таковы требования правил международного таможенного транзита. Иногда ситуация складывается таким образом, что непременно необходимо перегрузить спецгруз на две машины или даже на несколько фур, чтобы они далее следовали через чужое государство в пункт прибытия. При таком варианте транзитная декларация выдается на каждую фуру в отдельности. Выдается бумага тому, кто перевозит груз, быть может, экспедитору.

Перегружать спецгруз с одной фуры на другую можно с согласия таможни. Однако в тех ситуациях, когда не нарушаются соответствующие печати и пломбы, допустимо ограничиться только уведомлением.

Справочник МАП

Порядок продления срока таможенного транзита

  Версия для печати

Информация обновлена

АСМАП напоминает международным автомобильным перевозчикам о порядке продления срока таможенного транзита на территории Российской Федерации. 

Правовой основой указанного порядка выступает статья 219 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также пункты 24, 27 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067.

В соответствии с вышеуказанными нормами:

  • С целью продления срока таможенного транзита перевозчик (водитель или представитель транспортной компании) представляет в ближайший таможенный орган:
    • мотивированное заявление, составленное в произвольной форме (представляется или направляется любым способом);
    • транзитную декларацию (книжку МДП), а также два экземпляра накладной CMR, находящиеся у перевозчика (водителя), оформленные в таможенном органе отправления (представляются непосредственно);
  • Решение о продлении срока таможенного транзита принимает начальник таможенного органа путем наложения соответствующей резолюции на обращении заявителя. 
  • Должностное лицо таможенного органа не позднее суток с момента принятия положительного решения о продлении срока таможенного транзита:
    • указывает в ТД (отрывном листе книжки МДП) и двух экземплярах накладной CMR, оформленных в установленном порядке в таможне отправления, сведения о новом сроке таможенного транзита, которые заверяет подписью и оттиском личной номерной печати;
    • помещает в пакет-сейф вышеуказанные ТД и один экземпляр накладной CMR;
    • возвращает перевозчику пакет-сейф и второй экземпляр вышеуказанной накладной CMR;

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» к таможенным органам, помимо ФТС России, РТУ и таможен, относятся таможенные посты. Информация о регионах деятельности, адресах и контактных телефонах российских таможенных органов размещена на сайте АСМАП в разделе Россия-Таможенные вопросы-Адреса и контактные телефоны таможенных органов.

Отдельно сообщаем, что АСМАП обратилась в ФТС России с предложением о внесении изменений в ведомственные нормативные правовые акты в части создания возможности продления срока таможенного транзита без присутствия перевозчика (водителя) и, соответственно, без представления оригиналов транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документов, на основании обмена информации в электронном  виде, в том числе с использованием сети Интернет. Согласно ответа ФТС России правовые основания на внесение вышеуказанных изменений отсутствуют. Вместе с тем возможность реализации упомянутых предложений АСМАП будет рассмотрена ФТС России в рамках проводимой в настоящее время работы по организации декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме.

АСМАП

Завершение процедуры

Товары и транспортные средства должны быть размещены в зоне таможенного контроля и в течение 1 ч перевозчик должен уведомить таможенный орган, что он разместил товары в ЗТК. Если перевозчик прибывает в ночное время либо в выходные и праздничные дни, то, соответственно — в течение 2 ч с момента начала работы таможенного органа. Таможенный орган обязан в течение 1 ч с момента уведомления зарегистрировать прибытие транспортного средства и выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии. Оно оформляется в двух экземплярах. Это своеобразный акт приема-передачи, там перечисляется, какие документы представляются перевозчиком и в скольких экземплярах, и две росписи — перевозчика и инспектора. В моей практике был случай, когда перевозчик говорил, что отдал инспектору книжку МДП (кстати, строгой отчетности), а инспектор утверждал, что не брал. Во избежание подобных ситуаций решили, что подтверждение о прибытии должно быть обязательно. После того как зарегистрировано прибытие транспортного средства, осуществляются отдельные формы таможенного контроля, в том числе в рамках системы управления рисками. Если никаких нарушений не выявлено, таможенный орган обязан оформить завершение таможенного транзита в течение 24 ч с момента регистрации. Подтверждением того, что процедура таможенного транзита завершена, является проставление штампа «Товар поступил», которое заверяется личной номерной печатью, и перевозчику выдается бланк транспортного документа, экземпляр CMR, например, с отметками таможенного органа о завершении транзита. Самая неприятная новация для перевозчиков и участников ВЭД при транзите — в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру либо с передачей на временное хранение. За это тоже предусмотрена административная ответственность. В настоящее время мы готовим поправки в ТК ТС и в части завершения таможенного транзита. Мы несколько по-иному планируем прописать норму: в течение 3 ч заинтересованное лицо обязано поместить товары под определенную процедуру либо на временное хранение. Из этого пункта перевозчик снят, но добавлен еще один пункт: если заинтересованное лицо не поместил товары под определенную процедуру либо на временное хранение, то перевозчик обязан это сделать сам. То есть разбили эту операцию на два этапа, чтобы четко ответственность переходила от одного лица к другому. Пока белорусские и казахстанские коллеги не имели возражений по этой редакции. И есть еще одна неприятная норма — положение, касающееся определения места доставки, по которому таможенный орган вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Случаи, когда таможенный орган вправе это сделать, определены национальным законодательством. Сегодня таких случаев три: 1) товары подлежат декларированию в специализированных таможенных органах; 2) в таможенном органе, где будет осуществляться декларирование товаров, произошло стихийное бедствие; 3) случаи, определенные постановлением Правительства. В последнем случае речь идет о реализации положений Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, чтобы иметь возможность направлять товары непосредственно на логистические терминалы, которые находятся рядом с границей.

Вывезти и не опоздать


Срок таможенного транзита назначает таможня. Тот, кто доставляет спецгруз, не должен опаздывать и шутить со сроками. Но путь неблизкий, в дороге все может случиться, таможня это обязана учитывать. Основные ориентиры:

  • это законодательные требования по сну и бодрствованию водителя, основанные на законе об охране труда;
  • километраж и дороги;
  • тип и надежность машин, что осуществляют перевалочный грузопоток.

Конечно, в жизни много интересных нюансов. К примеру, в пункте таможенного надзора в какие-то дни скапливается много транзитного транспорта, так лучше выбирать удобные дни для транспортировки. А когда фура в дороге сломалась, произошло ДТП, то сроки перевалки спецгруза таможенники увеличивают.

Имеется такое понятие, как рекомендованные сроки транспортировки грузов. Однако таможня смотрит на реальную ситуацию и старается максимально сократить время в пути, чтобы избежать простаивания фуры и избежать возможного хищения спецгруза.

Подтвердить документально

Правильно оформленные документы имеют большое значение, особенно при перевозках через иноземные державы. И допустим, если говорить о перевалке багажа через таможню РФ, все документы таможенного транзита непременно представляют для ознакомления ее служащим. Основные официальные бумаги:

  • коносамент;
  • инвойс;
  • отправитель и получатель;
  • номер официального документа (контракта, договора);
  • особенности поставки;
  • вес и стоимость;
  • код ТНВЭД.

Помимо этого, имеют право затребовать и другие официальные бумаги, подтверждающие сертификат происхождения товара, заключение санитарной службы, свидетельство о госрегистрации, ветеринарный сертификат. А в роли транзитной декларации могут выступить транспортные документы, коммерческие или таможенные.

Когда речь идет о перевалке грузопотока от границ России до помещений для временного хранения багажа в границах нашей державы, то в качестве таможенной декларации допустимо предоставить бумаги о внутреннем таможенном транзите.

Проверка не повредит

В век электронных возможностей весь документооборот проходит через особые носители. Поэтому и контроль таможенного транзита стал возможен при помощи компьютерных технологий. Виртуальные системы позволяют быстро и качественно контролировать перевалку иноземного грузопотока через земли чужой державы.


Имея единую базу данных, таможенники делают запросы о регистрации прибывшего груза из другой страны, подают сами эти сведения, сверяют информацию о прибытии с теми данными, что содержатся в транспортной декларации. При необходимости дополняют информацию новыми сведениями. С помощью единого информационного ресурса можно также получить подтверждение документа о погашении пошлин и налогов, узнать, в достаточной ли сумме эти платежи.

Сейчас проводится масштабная операция по детализации и обновлению базы данных с другими странами, предпочтительно с нашими экономическими союзниками, что намного облегчит задачу по надзору за иностранными грузопотоками.

Перевозки по территории одной державы

Многие иноземные компании имеют свои спецсклады в пределах границ Российской Федерации для перевалки грузопотока. Иногда требуется перевалка багажа из пункта А в пункт Б, прежде чем он покинет земли РФ. В обозначенном варианте мы говорим о внутреннем таможенном транзите. Это такое официальное мероприятие, что подразумевает перевалку спецгруза на иностранной территории без уплаты пошлин и налогов, что отражено в законодательстве РФ. Внутреннюю перевалку организует сам перевозящий либо таможенный перевозчик.

Такая таможенная процедура не распространяется на товары, перевозимые воздушным транспортом. Если была совершена вынужденная посадка на территории России либо это была плановая посадка, но без выгрузки части товара. Не имеет отношение к данному виду таможенной процедуры и транспортировка товара по трубопроводам и по линиям электропередач.

Декларирование

Что касается собственно таможенного транзита. Во-первых, это такая же процедура, как, например, процедура экспорта, соответственно, все положения, касающиеся декларирования товаров, применяются и при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. В частности, возникли такие новые, в том числе и для таможенников, понятия, как «выпуск товаров в соответствии с процедурой транзита», «отказ в выпуске», «регистрация транзитной декларации», «отказ в регистрации транзитной декларации» и «отзыв транзитной декларации». Все эти действия фиксируются должностными лицами и их можно обжаловать. Причем каждое действие, допустим, отказ таможенного органа в регистрации транзитной декларации, оформляется в письменном виде и выдается декларанту. Появилось еще одно новое понятие — «декларант таможенной процедуры таможенного транзита» (раньше было — «лицо, получающее разрешение на внутренний таможенный транзит»). Кто может быть декларантом процедуры таможенного транзита? Перечень лиц, которые могут выступать декларантом, содержится в ст. 186 ТК ТС. В п. 3 указаны лица, которые могут быть декларантом таможенного транзита. Декларантами могут быть: 1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; 2) экспедитор, если он является лицом государства — члена ТС; 3) несколько смешное положение: «а также лица, указанные в п. п. 1 и 2» (в этой статье всего 3 пункта). По сравнению с ТК РФ добавилось лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, а если такая сделка не заключалась, то лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. Также физические лица могут быть декларантами таможенного транзита. Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные сведения, в том числе полномочия лица, выступающего декларантом. В отношении транзита Решением Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. N 438 определен перечень документов, которые подтверждают полномочия лиц. Если декларирование осуществляет таможенный перевозчик — это копия свидетельства о включении в реестр таможенных перевозчиков, если уполномоченный экономический оператор (УЭО) — соответственно, копия свидетельства о включении в реестр УЭО, если экспедитор — копия договора транспортной экспедиции, если участник ВЭД — копия контракта. Мы долго думали, какие же документы будут подтверждать полномочия перевозчика как декларанта и остановились на том, что если перечисленные ранее документы не представлены, то декларантом выступает перевозчик, — то есть от противного. Потому что договор перевозки как таковой — это транспортный документ, и он в любом случае всегда представляется таможенному органу, иного документа перевозчик не может представить, чтобы подтвердить свои полномочия.

Когда ничего не нужно платить

В особых вариантах ввозимый зарубежный продукт не влечет за собой уплаты таможенных пошлин и налогов.

Порядок таможенного транзита определяет следующие ситуации, когда:

  • зарубежные грузопотоки транспортируют поездами, с помощью трубопроводов или высоковольтных электролиний;
  • есть межгосударственные договоренности;
  • спецгруз провозят под таможенным сопровождением;
  • различные обстоятельства, основанные на контрактах между державами.

Строгость таможенной перевалки проистекает еще и от других мер, связанных с различными опасениями. Дороги грузопотоков назначает отправляющий таможенный орган, указывая это в официальных бумагах. Избрать аналогичный путь грузопотокам – таким правом обладает лишь отправляющий таможенный орган, либо, возможно, какая-нибудь иная официальная инстанция, встречающаяся по дороге передвижения транзитных грузовых потоков.

Чем перевозящий обязан

Без разницы, является ли перевозящий международный багаж декларантом или не является, таможенный транзит товаров требует от него единых обязанностей:

  • доставить багаж туда, где его ждут в оговоренный промежуток времени определенным маршрутом, если таковой оговорен заранее;
  • иметь с собой все официальные бумаги;
  • беречь в сохранности товар, документы, пломбы и печати.

Без согласия таможни перевозящий не имеет шанса заменить фуру, осуществить какие-то манипуляции с багажом, относящимся к тем, которые подпадают под требования перевалки иноземных спецгрузов. Перевозящий должен обеспечить безопасность перевозок, опираясь на правила дорожного движения, не допускать по своей вине ДТП и поломки машины.

Таможенное сопровождение

Таможенный орган может принять решение об организации таможенного сопровождения только в следующих случаях:

  • когда на это есть предпосылки, определенные системой управления рисками
  • когда перевозчик или декларант не предоставили достаточное обеспечение уплаты ввозных таможенных налогов и пошлин
  • когда перевозчик неоднократно не выполнил возложенные на него обязанности по перевозке товаров по процедуре таможенного транзита. При этом необходимо, чтобы постановления о привлечении к административной ответственности вступили в законную силу, а также хотя бы одно постановление не было исполнено.
  • когда перевозчик не исполняет обязанности по уплате таможенных пошлин или налогов в соответствии со статьей 227 ТК ТС.

В том случае, если таможенным органом принято решение об организации таможенного сопровождения таможенного транзита оно должно быть организовано не позднее чем через 24 часа после принятия решения.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенное оформление.


С этим читают