Какие штрафы за превышение скорости?

Ограничения скоростного режима по ПДД

Что касается предельного значения, то ввиду технических особенностей ТС и вынуждающих превышать скорость обстоятельств (обгон и пр.), по-прежнему остается актуальной допустимая погрешность в 20 км/ч от действующего на заданном участке пути режима. И хотя это не означает, что водители могут ездить со скоростью 80 км/ч вместо положенных 60, даже после принятия новой редакции КоАП такие действия не будут предусматривать наложения санкций.


На автомагистрали

На сегодняшний день автомагистраль, начало и конец которой обозначаются дорожным указателем с изображением двух полос на зеленом фоне, относится к участкам пути, где действует самый высокий режим скоростей. Какой? Ответ на этот вопрос будет напрямую зависеть от типа ТС:

  • 110 км/ч для легковых автомобилей без прицепа, грузовых машин до 3,5 тонны и мотоциклов.
  • 90 км/ч для легковушек с прицепом, грузовиков массой свыше 3,5 тонны и пассажирских автобусов.
  • 60 км/ч для тех грузовиков, в кузовах которых находятся люди, а также автобусов, эксплуатируемых для перевозки детей.
  • 50 км/ч для буксировщиков.

Такие привилегии для автомагистралей обусловлены безупречным дорожным покрытием и простой дорожной конфигурацией, ввиду чего довольно часто высокоскоростные участки пути являются платными. К слову, в России автомагистралей по-прежнему совсем немного, хотя с каждым годом появляются новые участки таких дорог.

Вне населенного пункта

Если же доводится двигаться по обычной трассе, которая не подпадает под классификацию «Автомагистраль», то максимально разрешенная скорость движения для автомобилей и мотоциклов составляет 90 км/ч. На 20 км/ч (то есть до 70) придется сбавить скорость тем легковушкам, которые движутся с прицепом, и грузовикам со снаряженной массой выше 3,5 т, тогда как для оставшихся двух категорий (грузовики с людьми в кузове, организованный для перевозки детей транспорт, а также буксировщики) актуальным будет режим в 60 и 50 км/ч, соответственно.

В городе

Ввиду того, что сегодня даже в небольших населенных пунктах можно наблюдать интенсивное движение, в пределах этих зон действует свои скоростные рамки, но более универсальные, чем на предыдущих участках. Так, все виды транспортных средств могут передвигаться по городу с предельной скоростью в 60 км/ч. Исключением являются механические ТС, задействованные для буксировки других авто.

Попадание в ДТП с погрешностью в 1 км/ч и выше станет поводом для признания полной или частичной вины его участника

В жилой зоне

Особый режим действует и в пределах жилой зоны, обозначенной соответствующими знаками. Обычно речь идет о придомовых территориях многоквартирных домов, где разрешено двигаться со скоростью, не превышающей 20 км/ч, поскольку на таких участках много пешеходных зон и детей.

В то же время попадание в ДТП с погрешностью в 1 км/ч и выше станет поводом для признания полной или частичной вины его участника, поэтому лучше прибегать к таким приемам только в случаях крайней необходимости.

Чем и как фиксируется превышение скоростного режима

Давно и хорошо известна аппаратура, применяемая сотрудниками Госавтоинспекции для определения скорости движения транспортных средств: мобильные или стационарные радары.

Действие приборов основано на эффекте Доплера — изменении частоты электромагнитных волн, отражаемых от движущегося объекта. Радар излучает волны опорной частоты, принимает отраженный от движущегося автомобиля сигнал, фиксирует частоту принятого сигнала, сравнивает ее с опорной и, после несложной обработки, вычисляется скорость движения машины.

С развитием компьютерных технологий неизмеримо расширились и технические возможности контроля дорожного движения. Современные средства фото- и видео — фиксации (как связанные с радаром так и автономные) позволяют автоматически (без участия человека) определить не только скорость автомобиля, но и многие другие параметры, характеризующие дорожную ситуацию:

  • характер сигналов светофоров (запретительный, предупреждающий, разрешающий);
  • нарушение правил разметки (выезд за стоп-линию, на встречную полосу, обочину, заезд на велосипедные дорожки, проезд по полосе, предназначенной для общественного транспорта);
  • проезды под запрещённые знаки (включая нарушение правил проезда железнодорожного переезда);
  • нарушение правил проезда пешеходных переходов (не предоставление преимущества пешеходам);
  • нарушение правил остановки и стоянки (в том числе контроль платной парковки);
  • нарушение правил безопасности в салоне машины (не пристёгнутые ремни, разговор водителя по мобильному телефону без громкой связи во время движения)
  • нарушение правил использования светотехники автомобиля (ближний свет или дневные ходовые огни);
  • розыскные мероприятия (брошенные или угнанные машины)

Это стало возможным благодаря развитию не только средств, но и методов обработки информации, основанных на теории распознавания образов.

К примеру, определить был ли включен ближний свет автомобиля в сомнительном случае (специфическая освещённость объекта в момент съёмки, неудачный ракурс снимка и т.д.) помогает алгоритм выделения на объекте зоны наиболее вероятного расположения фар и последующего анализа этой зоны.

Схожий принцип применяется и при идентификации госномера машины. Понятно, что в этом случае мгновенно становится доступной история автомобиля и персональные данные его владельца.

Таким образом, современные средства автоматического контроля дорожного движения представляют собой целые комплексы, оснащённые не только собственно камерами (кстати, также специализированными: с широкоугольной оптикой и высоким разрешением), но и инфракрасными прожекторами, устройствами мобильной связи передачи данных на основной сервер, геолокации. Питание для работы таких комплексов становится возможным от солнечных батарей.

Технические возможности средств фото- и видео — фиксации ещё далеко не в полном объёме реализованы юридически, да и самих современных комплексов пока ещё не хватает. Передаваемая с них информация перепроверяется сотрудниками Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений и в случае подтверждения нарушения передаётся инспекторам для вынесения постановления. Однако совершенствование технических средств и методов обработки информации неизбежно будет «вытеснять» человеческий фактор в этом процессе.

Самыми современными и передовыми на сегодняшний день радарами для измерения скорости являются радар «ОСКОН» (в различных модификациях), «Стрелка» и ПКС-4.

Есть ли срок давности


Если на протяжении этого периода постановление не будет приведено в действие, привлечь к ответственности виновника будет невозможно с точки зрения закона.

Но под вопросом практическая реализация подобной возможности. По сути, только на 70-й день о нарушителе начинают вспоминать. Тогда штраф направляется для исполнения в службу приставов.

10 дней они отводят на добровольную оплату, а потом начинается применение схемы процессуального принуждения: взыскание из зарплаты, аресты банковских счетов и т. д. Первоначальный штраф может удвоиться или даже превратиться в исправительные работы.

Возможно, небольшими штрафами водитель и не привлечет внимания, но если речь идет о значительных суммах и санкциях, спрятаться не выйдет.

Некоторые тонкости

Иногда нарушение установлено не инспектором, а благодаря средствам видеозаписи. В этом случае сумма санкции может доходить до 5000 рублей, но водительское удостоверение в качестве меры наказания забрать не могут. Это действует независимо от того, с помощью какого радара был сделан снимок. При этом водитель имеет право проверить сертификат на устройства. Изучите время проведения проверки, величину погрешности прибора. Более того, вы можете запросить видеозапись, чтобы убедиться, что это действительно ваша машина нарушила правила

Камеры разделяются на три большие категории:

  • переносные,
  • мобильные,
  • фиксированные.

Первые два вида применяются инспекторами для обеспечения должного уровня безопасности дорожного движения на отдельных участках магистралей и дорог. Переносные типы являются ручными устройствами, а мобильные монтируются на специальных подставках.

Как мы заметили, в таблице штрафов за превышение скорости отмечено, что чем больше скорость, с которой движется автомобиль, тем больше денег придется заплатить. По новым правилам, если у одного из участников аварии было выявлено превышение скорости, он автоматически будет считаться виноватым. Поэтому не рекомендуется нарушать скоростной режим.

При выявлении факта нарушения ПДД штраф за превышение скорости в 2020 может быть выписан после некоторых действий. Инспектор должен познакомить нарушителя с показаниями на приборе. Доказать, что именно эта машина проехала, предъявить документацию на камеру. Если водитель повторно нарушил правила дорожного движения, то сумма штрафа может быть увеличена, кроме этого, повышается вероятность того, что водительское удостоверение будет забрано.

Как снизить размер штрафа за скорость?

Штрафы ГИБДД за превышение скорости можно оспорить. Сделать это проще, когда:

  • Нарушение зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме. Для обжалования необходимо будет обратиться в суд. Дается 10 дней после получения на опротестование и 60 суток на уплату штрафа. Доказать, что видеоприбор показал неверные результаты будет очень сложно. только если скорость увеличена на 1 км/ч. Тогда можно списать на погрешность прибора. Факт невиновности доказан, если вы предъявите факты, что в момент нарушения находились в другом месте, а авто управлял совершенно другой человек.
  • Если превышение скорости было зафиксировано сотрудником автоинспекции с помощью радара. Тогда оспорить показания можно на месте, проверив сертификат на прибор. Если все данные верны, вы признаете свою ошибку, то протокол сразу же оформляется. Если не согласны, то пишется жалоба в суд.

Можно ли и как оспорить наказание за превышение скорости?

Автоматизация процесса выявления нарушений скоростного режима вызывает со стороны автомобилистов естественные опасения невозможности отменить ошибочно принятые решения («с камерой не поспоришь»).

А причины ошибок могут быть самыми разнообразными: от фиксации дорожной ситуации в сложных погодных условиях до дублирования квитанций об оплате за одно и то же нарушение. При этом помимо ошибок самой аппаратуры (неверное распознание номера или определение скорости, которую технически не может развить данная модель автомобиля) может присутствовать и человеческий фактор: ошибка сотрудника, проверяющего технические материалы.

Центр фиксации нарушений лишь готовит материалы, а постановление о наказании выносит по-прежнему инспектор ГИБДД и такое постановление можно оспорить.

Постановление о нарушении можно оспорить в течение 10 дней с момента получения на руки или по почте (в случае фиксации камерой). Если водитель по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.д.) не успевает подать жалобу, допускается продление этого срока, но тогда нужно будет представлять соответствующие подтверждающие документы.

Оспорить постановление можно как в ГИБДД, так и в суде. При этом следует помнить, что на наложение штрафов или лишение прав за превышение скорости презумпция невиновности не распространяется и водителю самому придётся представлять доказательства своей правоты.

В случае если техническая ошибка очевидна (например, госномер автомобиля не соответствует зафиксированному на фото) имеет смысл обращаться в подразделения Госавтоинспекции. В Московском регионе из-за большого числа технических ошибок пришлось даже открыть соответствующее подразделение по личному приёму автомобилистов.

Если же водитель уверен в своей невиновности, но представляемые им доказательства требуют серьёзной экспертной проверки, лучше обжаловать постановление в суде: соответствующие проверки в ГИБДД в подавляющем большинстве случаев заканчиваются отказом в пересмотре постановления.

Срок рассмотрения жалобы в ГИБДД составляет также 10 дней, но даже в случае положительного решения, официальной отмены постановления иногда приходится ожидать более месяца. Ещё более длительные сроки рассмотрения иска в судах.

В этой связи рекомендуется оплачивать штрафы в установленные сроки. Дело в том, что статья 32.2 часть 1 КоАП отводит на это 60 дней от даты вступления постановления в законную силу (добавляется ещё 10 суток, предусмотренных на обжалование). В итоге у водителя есть 70 суток на оплату штрафа от даты выписки постановления. Но при нарушении уже этого срока дополнительное (а штраф придётся оплачивать всё равно) наказание составит двойную сумму штрафа или арест на срок до 15 суток.

Хорошая возможность сэкономить на уплате штрафа (или «заморозить» меньше денег при доказательстве водителем его правоты) — произвести оплату в течение 20 дней от даты вынесения постановления. Тогда согласно законодательства можно оплатить только 50% от суммы штрафа. Здесь следует иметь в виду, что скидка распространяется не на все виды нарушений (например, не действует при штрафе за проезд на красный сигнал светофора). Возможность льготной оплаты обычно указывается в самом бланке извещения о правонарушении.

В течение какого времени нарушение ПДД считается повторным?

Таким образом, неправомерные действия относятся к повторным, если они совершаются на протяжении одного года с даты наложения административного наказания.

Отсчет времени «повторности» начинается с момента наложения взыскания инспектором ГИБДД или судьей. При лишении ВУ – с даты решения судебного органа. Однако здесь существуют определенные особенности:

  1. При накладывании финансового взыскания отсчет выполняется с даты погашения штрафа.
  2. При лишении ВУ время годичный срок отсчитывается с даты получения изъятого ВУ в ГИБДД.

Таким образом, при повторении несоблюдения скоростного порога автомобилисту будет вынесено более жесткое наказание.

Правда ли, что «бесплатное» превышение снизят с 20 до 10 км/ч?

На самом деле, в настоящее время существует 2 вариации предложения по отмене ненаказуемой скорости:

  • допустимое превышение хотят отменить вовсе – и на 20, и даже на 1 км/ч будет штраф,
  • снижение ненаказуемой скорости с 20 до 10 км/ч – то есть 500 рублей штрафа будет выписано, если водитель будет ехать более чем на 10 км/ч быстрее, чем положено по ПДД.

И вот второй вариант, действительно, вносился на рассмотрение в думу. В нём предлагалось ввести штраф за превышение более чем на 10 километров в час только в населённых пунктах там, где ограничение установлено значением в 60 км/ч.

Но это было очень давно. Настолько, что проект соответствующего Федерального закона находится уже в архиве как устаревший и не принятый правительством.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новые штрафы и изменения ПДД с 1 января 2020 года – правда или нет?
  • Какие новые штрафы ГИБДД за превышение скорости вступили в силу?
  • Изменения в КоАП и увеличение штрафов – это правда или нет?

Штрафы ГИБДД за отсутствие страховки

Получение страхового полиса ОСАГО является необходимым условием использования автомобиля

Его наличие также важно, как и обладание водительским удостоверением. При этом действующим законодательством предусматривается несколько вариантов правонарушений, касающихся полиса ОСАГО:

  • в случае если водитель забыл страховой документ, допускается либо вынесение ему предупреждения, либо штраф величиной 500 рублей;
  • такая же сумма наказания предусмотрена, когда у полиса закончился срок действия или в него не вписан водитель, управляющий транспортным средством;
  • наиболее серьезным и строго наказываемым нарушением считается отсутствие полиса, который даже не оформлялся. В этом случае законом предусматривается штраф на сумму 800 рублей, а также запрет на использование транспортного средства в дальнейшем.

Для снятия наложенного запрета необходимо не только уплатить штраф, но и получить необходимый по действующему законодательству страховой полис ОСАГО.

Сроки оплаты и скидка в 50 %

Закон предусматривает способ сокращения штрафа за превышение в 2 раза: нужно внести половину суммы на протяжении 20 дней с момента оформления постановления о правонарушении (часть 3 статьи 32.2 КоАП).


Но если пропустить этот срок, платить нужно будет всю сумму. Общий срок оплаты составляет 60 дней.

Следует учесть, что законодательная поблажка действует не в каждом случае превышения скорости.

Для примера приведены штрафы, назначенные за нарушения, зафиксированные камерами в автоматическом режиме.

На сколько превышена скорость (км/ч) За первое нарушение (рублей) При повторном нарушении
от 20 до 40 250 250
от 40 до 60 500 2000 (скидка не действует)
от 60 до 80 1250 5000 (скидка не действует)
Больше 80 2500 5000 (скидка не действует)

На все штрафы вне зависимости от способа выявления превышения действует указанная скидка, если нарушение не квалифицируются по частям 6, 7 статьи 12.9 КоАП.

Закон позволяет оплату в рассрочку или же отсрочку платежа, но в данном случае скидка перестает действовать (31.5 КоАП).

Но есть и другие виды санкций по этой статье: 15 дней ареста, работы обязательного характера до 50 часов.

Восстановление срока оплаты

Закон предусматривает возможность продления сроков по ходатайству заинтересованного лица при совокупности следующих обстоятельств:

  1. Постановление направлено заказным письмом, а нарушение зафиксировано камерой автоматически.
  2. Письмо пришло с опозданием к адресату — после 20 дней от даты наложения взыскания.

Получение письма на 19-й день исключает возможность продления срока и использования скидки.

История ограничения скорости в России

Еще задолго до появления автомобилей во многих странах власти задумывались об ограничении скорости на дорогах для конных экипажей. Это было необходимо для безопасности на дорогах. 

Первой же попыткой навести порядок на дорогах России является указ Петра I от 1683 года, запрещающий быструю езду по Москве. Также Петр I запретил езду без возниц и с невзнузданными лошадьми. В том числе Российский император запретил кучерам бить прохожих хлыстами. Но главное, что сделал Петр I, – это ввел правила разъезда с правой стороны. 

В XVIII веке в России появилось еще одно законодательное регулирование скорости движения лошадей. 

Так, в 1737 году в России был издан указ, который запрещал быстро ездить на лошадях: 

«…ежели кто будет на лошадях скоро ездить, таких ловить и водить в полицию, где лакеев сечь нещадно, а самих – помещичьих штрафовать денежным штрафом по рассмотрению Сената».

Примерно в этот же период в России появились правила для ямской гоньбы, которые предписывали скоростной режим езды на лошадях в зимнее и летнее время. Зимой запрещалось ездить со скоростью более 12 верст в час (12,8 км/ч). Летом скорость была ограничена 10 верстами в час (10,66 км/ч). 

В 1742 году российская царица Елизавета Петровна была возмущена безопасностью на дорогах в Москве, где многие госслужащие слишком быстро ездят на лошадях и сбивают людей. В итоге императрица издала указ:

«Всем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убийства не чинили».

Это была первая попытка в России ввести ограничение скорости движения на дорогах страны. 

Но только в 1900 году в России были утверждены первые правила движения автотранспорта. Например, в городе Москве легковым машинам было разрешено ездить не больше 20 верст в час (21,33 км/ч). В Санкт-Петербурге разрешалось ездить не более 15 верст в час (16 км/ч).

В 1929 году в нашей стране были приняты первые ПДД, в которых максимальная скорость регулировалась только для движения в населенных пунктах. Например, в населенных пунктах легковым автомобилям разрешалось двигаться со скоростью не более 40 км в час. Грузовым автомобилям запрещалось ездить быстрее 30 км в час. 

К концу 1930-х годов эти ограничения скорости были изменены. Так, максимальную скорость в населенных пунктах для движения легковых автомобилей подняли до 50 км в час. Грузовикам разрешили ездить не более 35 км в час. 


После окончания Великой Отечественной войны власти подняли максимальную скорость движения транспорта в городах и населенных пунктах до 60 км в час.

Также впервые появляются ограничения при движении за городом. Например, в Московской области вне населенных пунктов разрешалось движение не более 80 км в час. 

Но, несмотря на это, в ПДД до 1971 года скорость движения автотранспорта за пределами городов и населенных пунктов не регулировалась. 

В 1976 году в стране начали действовать новые Правила дорожного движения, которые ограничили движение транспорта во всех населенных пунктах 60 км в час.

Вне населенных пунктов легковым автомобилям и грузовикам с полной массой не более 3500 кг разрешалось ездить не более 90 км в час. Также подобное ограничение действовало и для некоторых категорий автобусов. 

В 1987 году в ПДД внесли изменения, которые касались правил движения транспорта по автомагистралям. Так, начиная с этого года, по автомагистралям разрешили ездить со скоростью не более 110 км в час. 

Как оспорить штраф или лишение за превышение скорости

Если речь идет о мобильном или стационарном радаре (тренога), то инспектор должен предъявить доказательства превышения скорости именно вашего автомобиля.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Получить консультацию

  • Сотрудник ГИБДД обязан показать Вам зафиксированные показания радара (с которыми Вы не согласны, так как Ваш автомобиль не один на дороге и существует вероятность того, что данные показания принадлежат автомобилю, который ехал впереди Вас).

  • Если в зону действия радара попадают полосы движения с разными допустимыми скоростями, инспектор должен доказать то, что показания принадлежат именно Вашему автомобилю и что они измерены на участке с меньшей допустимой скоростью.

  • Попросите инспектора предъявить сертификат на данный радар: в нём содержится информация о проверке и допустимой погрешности прибора. В ряде случаев учет максимально допустимой погрешности радара может помочь Вам избежать максимальной административной ответственности.

Показания радара можно считать недостоверными, если:

Инспектор ГИБДД замерил скорость движения через стекло патрульного автомобиля или из стационарного пункта ГИБДД. В случае если Вы не согласны с показаниями радара инспектора, обязательно требуйте внесение всех сведений о нарушении ПДД в протокол.

Если инспектор отказывается вносить сведения в протокол, рекомендуем напомнить ему о статье 26.8 КоАП РФ, а именно:

1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. 2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе или постановлении по делу о нарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

Если речь идет о стационарной камере видеофиксации, то здесь стоит писать жалобу в отделение ГИБДД, вынесшее данное постановление или сразу обращаться в суд. Каждый случай достаточно индивидуальный, поэтому мы советуем воспользоваться помощью автоюриста.

Способы фиксации превышения скорости

  1. Переносные.
  2. Мобильные.
  3. Стационарные.

Мобильные и переносные устройства контроля скорости на трассах применяются инспекторами ГИБДД при контроле за передвижением ТС на разных дорожных отрезках. Переносные радары относятся к ручным устройствам, а мобильные –  монтируются на патрульной автомашине или на специализированной треноге.

При обнаружении факта передвижения ТС на повышенной скорости, работник ГИБДД обязан по желанию остановленного автомобилиста:

  • Предъявить ему зафиксированный замер скорости аппаратурой.
  • Доказать, что данный замер относится к ТС остановленного водителя, если замер осуществлялся при многочисленном движении ТС.
  • Показать сертификат на используемый радар, где должна быть отображена дата очередной метрологической калибровки с допустимой погрешностью показаний.

Стационарная аппаратура монтируется на конструкциях, установленных вдоль дорог, обычно, на местах с наиболее мощным потоком ТС и на дорожных отрезках с большим числом аварий. Устройства, контролирующие скорость, автоматически регистрируют факты передвижения ТС на повышенных скоростях с видео-фиксированием гос. номеров.

Зафиксированные сведения направляются в информационный центр для автоматического формирования постановления о неправомерном действии.  Распечатанное постановление на протяжении 3-х суток отправляется почтовым заказным письмом автовладельцу, за которым числиться данное ТС. Взыскание выписывается на автовладельца, даже, если в автомашине в период неправомерных действий находилось другое лицо. Оспорить вынесенной постановление можно либо в отделе ГИБДД, либо в судебной структуре на протяжении 10-ти суток с даты прибытия по почте квитанции о штрафе.


С этим читают