Чебоксарский завод промышленных тракторов

Модификации и разновидности

Модели различаются расположением водительской кабины, мощностью двигателя, стандартными инструментами. Каждая модификация трактора на гусеницах выполняет набор индивидуальных работ. Но главное разделение по классам выглядит согласно выполняемому действию.


  • Сельскохозяйственные трактора. Задействуются в агротехнической отрасли, легко переносят передвижение по бездорожью или грунтовой дороге.
  • Промышленные модели. Применяется на промышленных производствах, где служит основой, к которой подвешивается навесное оборудование. После подбора навесного инструмента, машина может работать под видом бульдозера, трубоукладчика, погрузчика или экскаватора. Машины выполнены со смещенным центром тяжести. Такое конструктивное решение объясняется требованием к навеске большого противовеса, который нужен при установке тяжелого отвала или вил.
  • Трелевочные трактора.Данные модификации выполняют монотонную работу в лесозаготовительной отрасли. Трелевочные модели сделаны с увеличенной силой тяги для прохождения сложных, пресеченных участков грунта.

Это интересно: Обзор белорусского трактора МТЗ-1021

John Deere

С логотипом в виде скачущего оленя и лозунгом: «Ничто так не бежит, как Deere», эта американская компания действительно отвечает за свои слова, производя передовое оборудование для сельского хозяйства, строительства и лесной промышленности.

В 2016 году компания была внесена в список Fortune Global 500 (рейтинг компаний по объемам выручки). По иронии судьбы, бренд был основан Джоном Диром для того, чтобы избежать банкротства. Разработка и выпуск тракторов марки John Deere датированы 10-ми годами XX века, и, в отличие от других компаний, этот бренд выпускал 4-х и 6-цилиндровые тракторы большой мощности с улучшенной гидравликой. Это сделало продукцию компании очень популярной на рынке

Разработчики бренда всегда уделяли внимание комфорту водителя трактора, что отразилось в модели Sound idea, кабина которой была оснащена динамиками и кондиционером. В настоящее время в John Deere трудится более 67 тыс

человек, и это лучший производитель тракторов в мире.

История

Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. В 1892 году Джон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрел, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

По недостоверным источникам, первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым.

Согласно документам, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» и вскоре построил такую гусеничную тележку для использования с конной тягой. Также Блинов выступал с докладом «Паровоз с бесконечными рельсами для проселочных дорог» на нижегородской выставке в 1896 году.

Писатель Лев Давыдов (наст. фамилия Ломберг) утверждал, что постройка прототипа (самоходного) трактора была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков — три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.Несмотря на распространённость мнения о постройке Блиновым трактора, ни в архивах, ни где-либо ещё нет ни одного документального свидетельства об этом, есть только свидетельства о постройке им гусеничного вагона на гужевом ходу. Сведения о постройке Блиновым самоходного устройства ранее публикаций Льва Давыдова отсутствуют. (Подробнее см. Блинов, Фёдор Абрамович)

В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их фирма построила 15 тракторов. Их шеститонный #3 является старейшим трактором с двигателем внутреннего сгорания в Соединенных Штатах и хранится в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Бензиновый двухцилиндровый двигатель имел совершенно ненадежную систему зажигания и мощность 30 л. с. на холостом ходу и 18 л. с. под нагрузкой.

Дэн Элбон с его прототипом Ivel Agricultural Motor. Фото из North Bedfordshire Gazette, 23 января 1903

Первым практически пригодным был трехколесный трактор Ivel Дэна Элборна 1902 года. Было построено около 500 таких легких и мощных машин.

В 1912 году фирма «Холт-Парр» начала выпуск гусеничных тракторов. Машина эта не была гусеничной в полном смысле этого слова, так как металлические ленты были надеты только на задние опорные колёса, а впереди у этой машины оставили обыкновенные колёса. В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве, где был выставлен «Холт», русские эксперты определили его неполноценность. Фирма «Холт» учла указания русских инженеров и переделала трактор целиком на гусеничный ход в 1914—1915 годах.

Первый советский трактор «Коммунар»

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.

«Универсал-3-4»

Во второй половине 1940-х годов дополнительно были разработаны еще две модификации «Универсала» — 3 и 4. «Универсал-3» имеет сближенные передние колеса, высокий просвет и колею задних колес 1,34 м. Таким образом, в нем сочетаются передняя часть трактора У-1 и задняя часть У-2.

Трактор У-3 предназначен для междуряд ной обработки высокостебельных культур с междурядьями 60, 65 и 70 см, поливного и неполивного хлопчатника, кукурузы и других. Управление трактором осуществляется поворотом передней оси и торможением отстающего ведущего колеса. Тормоза колодочные. При повороте трактора они действуют автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз.

Трактор «Универсал-4» предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48. Он может быть использован также на севе, бороновании, культивации и других сельскохозяйственных работах. Трактор имеет три колеса, оснащенных пневматическими шинами: одно переднее, направляющее, и два задних, ведущих. Пневматические шины уменьшают повреждаемость хлопчатника при уборке, повышают плавность хода и уменьшают потери на самопередвижение трактора. Наличие одного переднего колеса вместо обычных двух увеличивает защитные зоны. Управление трактором осуществляется поворотом переднего колеса и торможением ведущего колеса.

С 1934 по 1955 год было произведено более 2010 тыс. тракторов «Универсал» четырех модификаций. С выпуска «Универсала» началось новое направление в отечественном тракторостроении — производство пропашных и универсально-пропашных тракторов. В настоящее время это самый распространенный тип тракторов в сельском хозяйстве страны.

«Трактор, ХК, Челябинск» в публикациях DK.RU

«Ашан» уволил десятки менеджеров после антикоррупционного расследования
Бананы из России: челябинское УФАС уличило предпринимателя в обмане
Врачи отрицают отравление у Навального. У него диагностировали нарушение обмена веществ
Банки стали охотнее рефинансировать кредиты. В каких случаях выгодно оформить новый займ?
На жителей Челябинской области заводят дела за отказ отдавать птиц
Эксперты: молодёжь Челябинска ищет подработку в такси
На площади Революции открывают рынок для фермеров: будут установлены павильоны
Внешние рынки сбыта — страховка на черный день или вопрос жизнеспособности бизнеса?
Кризис – не повод для паники, а толчок для развития
Сохранить бизнес во время пандемии
Безопасность и вкус. Как современные технологии изменили самогоноварение
Спрос на знания, отказ от рабочих мест и экономия на аренде. Уроки кризиса
«Чат-боты не скоро заменят специалистов по логистике» — Анна Рамазанова, «Амега»
«Функции практически безграничные»: в Коркино нашли способ перерабатывать отходы в корма
«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Мы почти супермены». Как парни с Уралмаша накрыли своим Wi-Fi всю Россию
«Ожидал, что сейчас намного проще найти сотрудников, но людям хватает пособия. Нонсенс!»
«В апреле 2019-го заработали миллион, теперь — 60 тыс. Но перспективы — дух захватывает!»
«Пятикратный рост и планы на Европу». Как уральский бизнес выстрелил в Москве и не только
Как мебельщики заработали на замершем рынке больше 10 млн руб. невзирая на коронакризис
Павел Блохин: «Это чисто спортивная конкуренция: отработать там, где другие не успевают»

Zoom, исчезновение SIM-карт и мифы о 5G. Сергей Эмдин — о том, как COVID-19 изменил мир Вице-мэр Александр Егоров – о «раззаборивании», песчаном пляже у «Родины» и аукционахПосткарантинный Сочи: Ницца и Тагил в одном флаконе«Бить в колокола, просить помощи у близких». Как справиться с эмоциональным выгоранием«Возникнет новая форма школьного обучения: потребность есть, а бизнеса — еще нет»«Путину ужасно надоело все происходящее. Но надо довести этот корабль», — Захар Прилепин «Лотос»: ваше здоровье — наша забота!

«А что, если российский избиратель тоже поведет себя иррационально и захочет в Евросоюз?» «Челябинск так и остался Танкоградом». Вице-мэр Олег Извеков – о будущей стратегии города«Политика везде!» Челябинский бизнесмен отвечает коллеге, которому неинтересна Беларусь«Тотального карантина осенью не будет. Экономика важнее, а нас ожидает естественный отбор»«Волнует мало». Челябинский бизнесмен — о том, почему ему неинтересны протесты в Беларуси«Инвесторы выходят из проектов — боятся санкций». Колонка из протестующей Белоруссии«Если раньше брали автомобиль на 20 лет, то сегодня от покупки до продажи — 3 года»

Лайфхаки

Удаленка бьет по здоровью. Как болтовня в офисе влияет на душевное равновесие Андрей Мовчан: «Белоруссия так и не выросла из экономических штанишек Горбачева»«Вряд ли люди в обозримом будущем вернутся в самолеты». Туризм изменился навсегда?«Подумаешь — обучение. Лишь бы язык был подвешен!»

Что важно понять про образование«Пандемия обострила страх нищеты и преступности». Россияне снова за стабильностьОплати счета и экономь

Как увеличить доход, чтобы хватало на весь месяц. ТРИ СПОСОБА«Инвесторам стоит ехать в Сибирь, на Восток, там происходит много захватывающих вещей»

1.Тракторы: назначение, компоновка, классификация, индексация.

Трактор – колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Компоновка – устройство с/х машин. Основные сборочные единицы трактра составляют:

  • Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)
  • Трансмисся
  • Ходовая часть
  • Механизмы управления и торможения
  • Рабочие и вспомогательное оборудование

ДВС – тепловая машина, которая предназначена для преобразования хим. Энергии топлива и атмосферного воздуха в механическую энергию.

Классификация трактора: 1. По назначению:

  1. Основного назначения – тракторы используются в растениеводстве(Вспашка, боронование, культивация Т150, Т150К, ДТ75МВ, Т100В)
  2. Универсально пропашного назначения – это тракторы обработки междурядьев (МТЗ, ЛТЗ60Ав, ВТЗ)
  3. Специального назначения – тракторы, которые применяются для обработки отдельных культур ( хлопок, рис, виноградники МТЗ 80Х хлопчатник, Т16ММЧ чай)

2. По типу ходовой части: Колесные и гусеничные.

3. По типу остов:


1) рамные – две поперечные балки связанные двумя поперечными (Т150, ДТ75)

2) полурамные – две короткие продольные балки связанные 2 поперечными. Степень подвижности больше, чем у рамных.

3) безрамные – отсутствует конструкция, которая представляет собой остов из соелиненных м/у собой отдельных механизмов (Т16, мотоблоки, самоходные шасси)

4. По типу трансмиссии – совокупность механизма, которая предназначена для передачи вращающего момента конечного вала на задний мост (ведущий):

1) Механическая

2) Гидровлическая

3) Электрическая — электроткары

5. По классу тяги: (2,6,9,14,20,30,40,50,60 к Ньютонов)

Индиксация – это марка трактора, которая представляет собой абвиатуру цифр указывающих на завод изготовитель, а также указывает мощность двигателя.

2. Автомобили: назначение, компоновка, классификация, индексация.

Автомобиль- это самоходное транспортное средство предназначенное для перевозки грузов и людей, или выполнения спец. операций.

Автомобили классифицируют по следующим признакам:

назначению – 1)грузовые: (особо малые массы от0,3-1т; малой 1-3т, средней массы 3-5т, большой 5-8т, особо большой массой более 8т)

2) пассажирские (при кол-ве меньше 8 чел – легковые, при кол. Более 8 чел – автобусы)

3) специальные – предназначены для выполнения определенных работ (скорая, молоковозки и др.)

  • типу шасси – рамные и безрамные;
  • приспособляемости к дорожным условиям – нормальной и повышенной проходимости;
  • числу осей – двух-, трехосные;
  • типу двигателя – карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.

В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.

Общие понятия о технологиях в с/х производстве, их виды.

Под технологией с/х производства понимают систему производства, хранения, переработки и реализации продукции с конкретными количественными и качественными показателями при наименьших затратах труда, средств и энергии.

Процессы совершенства технологии происходят при наличии след факторов:

  1. Наличия в хозяйстве средств интенсификации семян, удобрений, машин, топлива, средств хим. защиты и т. д.
  2. Учет конкретных агроклиматических условий
  3. Человеческий фактор

В зависимости от наличия в хозяйстве средств интенсификации различают след. виды технологии: 1. Экстенсивная;

2. нормальная;

3. интенсивная – обеспечивает нормальный уровень минеральных удобрений

4. сверх интенсивная – посев семян точности


Имеется базовая технология, и все эти баз. Технологии внесены в федеральный регистр « технология производства продукции растениеводства».

Они построены по определенному принципу: блочно-модульному.

Баз. Техн. Включает в себя 9 технологических модулей:

  1. Основная обработка почвы
  2. Предпосевная обработка почвы
  3. Обработка посевного материала
  4. Посев (посадка)
  5. Уход за посевом
  6. Уборка урожая
  7. Послеуборочная обработка
  8. Хранение
  9. Реализация

Привязка баз. техн. к конкретным делается с помощью адаптера – перечень технологических операций и набор для их выполнения.

studfiles.net

Caterpillar Inc.

Компания Caterpillar Inc. разрабатывает и продает технику, двигатели и финансовые продукты. Модели серии Challenger были выпущены под этим брендом в 1970 году. После начала сотрудничества с компанией Claas в 1997 году, последняя занимается продвижением тракторов Challenger в Европе, а Caterpillar продает модели LEXION в Соединенных Штатах Америки.

Создание совместного предприятия Claas и Caterpillar было инициировано для производства комбайнов. В 2002 году все права на Challenger были проданы Caterpillar компании AGCO. Также бренд продал права на использование лицензий CAT и The Challenger, что положило конец деятельности компании на рынке сельскохозяйственной продукции.

5

Claas Tractor

Компания Claas базируется в Германии, а датой ее основания является 1913 год. Под именем бренда выпускается широкий ассортимент продукции, где, кроме тракторов, есть косилки, пресс-подборщики, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны и даже грабли. В 2013 году компания изготовила 450 тыс. зерноуборочных комбайнов, что является лучшим результатом в мире. Марка Claas сделал уверенный шаг в сторону технического прогресса, разработав в 1971 году пикап для уборки сахарного тростника. В конце XX века совместно с Caterpillar разработчики компании представили комбайн Lexion. В 2013 году модель Axion 850 получил звание машины и трактора года в Германии.

Это интересно: Сравнительная характеристика какой трактор лучше МТЗ или ЮМЗ — выкладываем по порядку

Трактора по типу движителя

В тракторах применяются два вида движителей — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.

Колёсный трактор

Современные колёсные тракторы можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать относительно большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными и даже строенными колёсами, как правило, на обеих осях). Некоторые колёсные тракторы имеют возможность перехода на полугусеничный ход, а также шины низкого давления для работы на переувлажнённых и рыхлых почвах.

Состав с тюльпанами

Гусеничный трактор

Гусеничные тракторы имеют бо́льшую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют тракторы с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (5-40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости. В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.

Сила мотивации

Однако массовое производство новой машины надо было еще наладить. Перейти к серийному выпуску и быстро задействовать все мощности завода было совсем не просто. Надо отдать должное мощным организаторским способностям директора завода А. М. Тарасова, который сумел воодушевить весь коллектив и увлечь сотрудников как в идейном, так и в материальном смысле.

В частности, тракторостроители получили свыше 8 тыс. кв. м жилья, конструкторов и других сотрудников поощряли премиями. Среди рабочих развернулось соревнование за овладение проектными нормами, всеми силами мастера старались, чтобы конвейер сборки тракторов заработал на полную мощность.

Вот, например, одно из сообщений заводской газеты, характерное для того времени: «Токарь Иван Пашукевич на подрезке торца главного балансира обработал 35 деталей вместо 17 по заданию».

Для оптимизации производства внедряли новые методы и технологии. Например, стали применять электроискровой метод упрочнения режущего инструмента и штампов. Семь новых установок повышали стойкость инструмента на 30-40 %. Технологи механического цеха придумали специальные приспособления для закругления зубьев шестерен по радиусу.

Конструкторы разработали независимый привод к валу отбора мощности. Этот узел позволил полностью обеспечить выполнение работ с безмоторными машинами. Инженеры создали конструкцию выносных цилиндров, рассчитанных на работу трактора с секционными сельскохозяйственными машинами, навешиваемыми с боков трактора. Всего в 1954 году молодые рационализаторы внесли около 800.предложений, давших экономию в 2,6 млн рублей.

Результат упорного труда не заставил себя ждать: в конце октября с железнодорожной платформы завода на Украину, в РСФСР, Грузию, Латвию и Эстонию ушли первые составы с МТЗ-2. К концу 1953 года было выпущено около 500 тракторов, а дальше завод стремительно наращивал темпы. Так, план первого полугодия 1955 года по выпуску валовой продукции предприятие выполнило уже на 102 %.

Примечания

  1. Трактор, статья из Большой советской энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
  3. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
  4. , с. 27.
  5. .
  6. , с. 21−22.
  7. Удод И. С. Токмак — родина отечественного тракторостроения // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 87-92.
  8. . Система агрегатирования в промышленности (2007).
  9. Трактор: Учебн. пособие для учащихся 9 и 10 кл. сельск. школы / Под. ред. Орлова М. А.. — М.: Просвещение, 1977. — 303 с.
  10. . trackmuseum.ru. Дата обращения 8 сентября 2016.

Опыт эксплуатации трелевочного трактора ТДТ-55. Достоинства и недостатки

Эксплуатирующие трактора ТДТ-55 обычно выделают следующие достоинства данной техники:

  • простота ремонта – большинство даже серьезных поломок при наличии инструментов можно устранить прямо «в поле»;
  • надежность – в силу простоты своей конструкции сами поломки происходят крайне редко;
  • неприхотливость к качеству топлива – устанавливаемые двигателя абсолютно не чувствительны к качеству дизеля, трактор может работать на любом топливе;
  • доступность запчастей – несмотря на снятие модели с производства приобрести все необходимое для ремонта очень просто (причем как новые детали, так и с разборки);
  • невысокая стоимость;
  • функциональность.

С учетом соотношения цены, многофункциональности и надежности ТДТ-55 недостатки найти достаточно сложно. Но при критическом взгляде на данную модель можно уверенно выделить следующие минусы:

  • недостаточная комфортабельность кабины водителя;
  • даже с учетом гидроусилителя необходимо прикладывать 30-40 Н к педали для её нажатия;
  • приборная панель ограничивает обзор из кабины;
  • при движении на некоторых моделях выходят пальцы из траков.

Но, по отзывам владельцев, эксплуатирующих ТДТ-55 непрерывно, поломки в основном случаются из-за фактора чисто физического. При всех достоинствах у данного трактора имеются свои слабые места в конструкции. В первую очередь это касается отдельных узлов:

  • сцепления;
  • коробки переключения передач;
  • пускового двигателя;
  • «паразитная» шестерня под крышкой лобовины;
  • если выжимной подшипник становится разболтанным – возникает биение вала;

шатунов – необходимо обязательно подбирать их по весу, разбежка при этом должна быть минимальной;

  • рычаги и балансиры;
  • манжеты главной передачи

Особые сложности обычно возникают именно при снятии КПП. Так как это подразумевает демонтаж большого количества механизмов. Что соответственно увеличивает сложность самого ремонта, а также количество затрачиваемого на него времени. Фактически, именно это является главным минусом – необходимость отсоединения множества деталей при ремонте.

Например, при замене манжеты главной передачи, которая течет на тракторах с большим пробегом достаточно часто, необходимо обязательно осуществлять съем всего заднего моста целиком. В некоторых случаях возможно обойтись без снятия моста – достаточно отсоединить крепящие болты с обеих сторон. Требуется помощь напарника.

При приобретении запасных частей необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • по возможности стоит отказаться от покупки продукции «no name» — желательно отдавать предпочтение «Кировград» и «Винница»;
  • вес – особенно это касается многокомпонентных деталей, где требуется сбалансированная работа.

Оптимальным решением будет приобретение деталей снятых с утилизированной техники. В большинстве случаев они является в разы более качественными, чем приобретенные в магазине, новые.

Запуск в производство

Минскому тракторному заводу удалось перейти к выпуску тракторов «Беларус» МТЗ-50 без остановки производства. Это верный показатель слаженной работы. Перестройка производства, переход на новую продукцию в условиях предприятия, где ежегодно выпускаются десятки тысяч машин, — дело необычайной сложности. Впервые в отрасли был разработан и внедрен гидроусилитель рулевого управления.

Конструкторское бюро (КБ) гидравлических систем возглавлял П. Я. Прицкер, кандидат технических наук, первый заместитель главного конструктора Минского тракторного завода, лауреат Государственной премии. КБ агрегатирования, которое возглавлял инженер-конструктор Б. Б. Хина, проводило технико-экономический анализ и расчеты по эффективности каждого агрегата. Совместно со Всесоюзным институтом сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХМ) и Научным автотракторным институтом (НАТИ) разрабатывались специальные методики расчетов, которые можно было в перспективе применить для ЭВМ.

КБ электрооборудования и приборов возглавлял прибывший с авиационного завода опытный инженер Л. Я. Трембовольский. Специализированные инженерные расчеты выполняли инженеры Н. 3. Семенов, И. Н. Ружанская, И. Л. Пескина, Б. Довгаль, В.Я. Рубенчики др. Огромная подготовительная работа, проведенная на заводе, смелые организационные и технические решения, невзирая на некоторые недоработки, дали возможность быстро увеличивать темп производства тракторов сразу после перехода на новую модель и восполнить неизбежные потери.

https://youtube.com/watch?v=bbzB4l0myAI

Как это происходило, свидетельствует среднесуточный выпуск машин по месяцам 1962 года: январь — 40 штук, февраль — 103, март -137, апрель и май — по 151, декабрь — 191. Для сравнения: когда американская автомобильная компания «Дженерал Моторе» при переходе на изготовление новой модели автомобиля остановила производство на полтора месяца, она потеряла 420% месячного выпуска машин.

Легионеры

Весной высшее руководство «Трактора» обновило состав совета директоров клуба — в него вошли новые гендиректор и главный тренер. А также утвердило и с помпой презентовало стратегию развития клуба до 2025 года. В ней было много сказано о привлечении местных воспитанников. Однако перед этим сезоном наиболее впечатляюще выглядит иностранная селекция.

В основном челябинцы ориентировались на шведский рынок. Клуб подписал нападающего Якоба Берглунда, прошлый сезон выступавшего за «Нефтехимик». Основным вратарем станет Роман Вилл. Но наиболее впечатляющими приобретениями стали два хоккеиста из НХЛ — нападающий «Торонто Мейпл Лифс» Понтус Оберг и защитник «Баффало Сейбрз» Лоуренс Пайлат.

Из предыдущего легионерского состава в «Тракторе» продолжат играть чешские форварды Лукаш Седлак и Томаш Гика, а также американский защитник с белорусским паспортом Ник Бейлен, который не будет считаться легионером. Всего в клубе сейчас шесть иностранцев, хотя лимит на легионеров для российских команд КХЛ позволяет им держать в заявке на матч только пятерых игроков без гражданства стран ЕАЭС.

— Если бюджет позволяет, то есть смысл держать в составе и шесть легионеров, — объяснил «Известиям» двукратный обладатель Кубка Гагарина Алексей Бадюков. — Когда один из них травмируется, ка это было в прошлом сезоне с Гикой, всегда можно заполнить вакансию шестым иностранцем. В принципе, приход Оберга и Пайлата придает оптимизма. Да и Вилл — хороший вратарь. Другое дело, что в прошлом сезоне Ессе Виртанен приходил в качестве статусного защитника, одного из лучших в чемпионате Швеции. Но что-то у него не пошло. Тут всегда есть риск попасть мимо. Однако пока у «Трактора» всё на бумаге выглядит достаточно неплохо. Заявка на успех сделана.

Отличия от других транспортных средств

Необходимостью развития большой силы тяги при небольшой скорости движения обусловлены многие особенности конструкции трактора. Так на тракторах используются предпочтительно дизельные двигатели в том числе потому, что способны выдавать большой по величине крутящий момент при относительно низких скоростях вращения. Двигатели тракторов в большинстве случаев рассчитаны на возможность длительной работы при постоянной частоте вращения и высокой нагрузке.

КП трактора обычно имеет большое количество передач, для того, чтобы обеспечивать работу двигателя в оптимальном диапазоне оборотов при различных нагрузках и скоростях движения. Также на тракторах могут применяться гидротрансформаторы или даже электрическая передача.

Необходимость реализации большой силы тяги требует использования движителя соответствующего задаче. В большинстве случаев тракторы предназначены для движения по поверхностям, не приспособленным для движения транспорта, и могут быть не рассчитаны на движение по дорогам общего пользования. Наиболее распространены колёсные тракторы, в которых ведущие, либо все колёса имеют большую площадь контакта с поверхностью и грунтозацепы, а также гусеничные и полугусеничные. Для увеличения силы тяги применяется балластный вес.

С тракторами агрегируются различные навесные и прицепные агрегаты, а также рабочие органы. Некоторые из них требуют для своей работы подвода энергии. Для этой цели на тракторах устанавливаются валы отбора мощности, а также гидронасос создающий давление для работы гидроприводов.

Особенности МТЗ-2

МТЗ-2 конструировали с учетом его предназначения – выполнять сельскохозяйственные работы по уходу и уборке пропашных культур с прицепными и навесными машинами, пахать легкие почвы. Этим объясняются его особенности. Колеса трактора разработаны таким образом, чтобы не причинять вреда пашне и урожаю: след передних и задних колес совпадает. Таким образом, он очень удобен для междурядной обработки низкостебельных культур (капусты, лука, сахарной свеклы).

https://youtube.com/watch?v=25MK9c2hd4M

Надо отметить, что проект трактора сдан в двух модификациях, и, кроме модели МТЗ-2, существовала еще модель МТЗ-1, предназначенная для обработки высокостебельных культур (кукурузы, подсолнеч ника, сорго, горчицы). Ее особенности: сближенные передние колеса. Обе модели не предусматривали крытой кабины для тракториста.

Трактор имел гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен регулируемым прицепным приспособлением. Изначально МТЗ-2 был укомплектован дизельным двигателем Д-36 мощностью 37 л. с., однако впоследствии двигатель был заменен более мощным – Д40К.

Несмотря на большие достоинства, трактор обладал и рядом недостатков: низкой транспортной скоростью, недостаточным числом передач, высоким расходом топлива и большим весом. Коллектив конструкторов постоянно совершенствовал модель. Под руководством главного конструктора И. И. Дронга была разработана схема модернизации трактора, согласно которой был снижен вес машины, а двигатель заменен более мощным.

Новый двигатель Д-40К мощностью 40 л. с. был внедрен в производство с 1957 года. Также изменения коснулись гидравлической системы для работы с навесными и полунавесными сельскохозяйственными орудиями и некоторых других узлов и деталей трактора. Так получилась новая серия – МТЗ-5.

С 1954 года модель МТЗ-2 выпускали на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Унификация техники МТЗ и Южмаш была стопроцентной. Массовое производство модели продолжалось до 1958 года. Трактор получил признание не только на родине, его с успехом экспортировали в страны соцлагеря и даже выпускали в ГДР, Болгарии, Индии, Бирме.


С этим читают