Система кругового обзора автомобиля: как работает, установка своими руками

Тонкости самостоятельного монтажа

Очень часто случается так, что отсутствие современных комплексов безопасности становится причиной не самых приятных последствий, поэтому спрос на современные гаджеты для авто лишь увеличивается. И система кругового обзора 360 градусов не стала исключением. Конструктивно, каждая такая система включает следующие компоненты:


  • блок управления;
  • видеокамеры;
  • питающие и управляющие кабели;
  • поля для калибровки;
  • кабели для соединения камер и ИК-приемника.

Комплектация может меняться в зависимости от конкретной системы. Но и без этого понятно, что самостоятельно разобраться с таким набором непросто. К тому же стоит учитывать и тот момент, что все это придется интегрировать со штатной навигационной системой. Ошибки в коммутации легко приведут к тому, что система камер кругового обзора просто не станет работать, а в худшем – окажутся нерабочими и штатные системы навигации и безопасности, часто работающие вместе. Поэтому установку такой системы оптимально доверить профессионалам, поскольку это один из тех случаев, когда экономия может оказаться нецелесообразной.

В каких ситуациях полезно такое оборудование?

Складывается впечатление, что подобное оборудование может применяться лишь для парковки. Однако это не так. Спектр применения таких девайсов намного шире и не ограничивается одной только парковкой. Так, камеры также помогут в следующих ситуациях:

  • При проезде слепых перекрёстков. Часто камера, установленная на уровне решётки радиатора автомобиля, сможет увидеть намного больше, чем водитель. Она способна обеспечить безопасный проезд перекрёстков со слепыми зонами.
  • При движении по узким улицам. Часто водителю приходится вытягиваться во весь рост и смотреть, не задевает ли его авто препятствия в виде шлакоблоков, бордюров, парковочных столбиков или других автомобилей. Такая система упрощает езду на узких участках.
  • Ориентация на дороге. Некоторые начинающие водители настолько поверхностно знакомы с габаритами своего авто, что не знают, как пропустить между колёс яму или другое препятствие. Часто они даже не понимают, насколько далеко они находятся от других машин или разделительных полос. Система кругового обзора значительно облегчит жизнь дилетантам водительского мастерства.

Самостоятельная установка

Для начала вам придётся купить всю необходимую электронику.

Покупки

Первым делом выберите «процессор» с дисплеем.

Если вы собираетесь сэкономить, можете купить селектор для четырёх камер. Он будет выводить на экран изображение лишь одной из них. Выбирать транслирующее устройство можно при помощи пульта.

Также можно приобрести цифровой видеорегистратор для автомобилей — универсал. Он будет выводить на дисплей одновременно изображение с четырёх камер.

Но верхом цифровой мысли являются дорогостоящие, но функциональные видеорегистраторы, которые способны монтировать из четырёх изображений одно панорамное и при этом помещать в обстановку изображение машины, чтобы водитель мог управлять ей как будто от третьего лица.

Далее, приобретите камеры.

Для установки спереди и сзади подойдут обычные камеры для автомобилей, у которых есть парковочные линии. Стоят они не очень дорого, покупать для этих целей «навороченные» девайсы не имеет смысла.

Для установки на зеркала потребуются специальные панорамные камеры. Парковочные линии им не нужны. Важен лишь большой угол обзора. Они обойдутся чуть дороже.

Монтаж


Для начала расскажем, как установить заднюю камеру.

Итак, вырезаем отверстие под неё между плафонами подсветки номерного знака. Края отверстия нужно после этого обработать наждачкой. В отверстие вставляем камеру, фиксируем её при помощи термоклея.

По такому же принципу устанавливаем переднюю камеру, которую монтируем в решётку радиатора.

Иногда у камер есть специальные защёлки, при помощи которых их можно закреплять на поверхности без необходимости использования клеящих веществ.

Для установки боковых камер придётся попотеть. Это более трудоёмкий процесс.

  • Итак, для начала снимите обшивку дверей автомобиля.
  • Затем аккуратно демонтируйте боковые зеркала.
  • Закрепите в зеркалах камеры. Для этого проделайте в каркасах отверстия, подходящие по размеру к камерам, и закрепите в них миниатюрные устройства.
  • Установите зеркала на место.
  • Протяните шнуры через дверные коннекторы.

После этого все шнуры нужно прокинуть по салону к селектору и подключить. Далее, проводится настройка системы и монитора. Делать это нужно по инструкции, приложенной к селектору или видеорегистратору.

После настройки вы должны получить изображение обстановки вокруг автомобиля.

Когда вы получите искомое изображение, можете радоваться тому, что теперь стали обладателем автомобиля, оборудованного системой кругового обзора. Теперь даже муха не пролетит мимо вашей машины незамеченной. Что уж говорить о незамеченных столбах или машинах.

Что это?

Интеллектуальная система кругового обзора автомобиля представляет собой устройство из нескольких компонентов. В его состав обычно входят четыре камеры, селектор и дисплей.

Система рассчитывает показатели длины и ширины автомобиля, выводя их на экран, и изображает траекторию с учётом габаритов в виде нескольких линий. Это помогает водителю увидеть свой автомобиль как бы со стороны и осуществить сложный манёвр самостоятельно, минимизируя при этом риски.

Камеры

Как мы уже сказали, в системе кругового обзора автомобиля чаще всего используются четыре камеры. Первая устанавливается в одно из отверстий решётки радиатора. Она считывает обстановку впереди автомобиля. Камера заднего вида же устанавливается в зоне подсветки автомобильного номера. Третья и четвёртая камеры располагаются по бокам зеркал обзора.


Благодаря тому, что устройства, расположенные по бокам, являются панорамными, работа четырёх камер обеспечивает круговой обзор машины, практически лишённый слепых зон.

Дисплей

Напомним, что дисплей находится в салоне. Он установлен таким образом, чтобы водитель мог хорошо видеть изображение. Дисплей может работать в разных режимах.

  • Он может показывать полную обстановку вокруг автомобиля или даже выводить картинку смонтированного изображения машины и обстановки вокруг. Но на это способны лишь дорогие системы.
  • Он может показывать изображение с конкретных камер. При этом устройство, трансляция с которого необходима, водитель выбирает вручную.
  • Также обычно система оснащена режимом парковки. Когда машина начинает ехать назад, на экране появляется изображение оптимальной траектории с графическими «бортами», за которые не следует заезжать.

Часто для помощи с парковкой используется просто парктроник. Однако эта система работает тогда, когда автомобиль движется на небольшой скорости. Когда он начинает ехать быстрее чем десять километров в час, наблюдение и датчики автоматически переходят в спящий режим. Современная система кругового обзора работает при любых скоростях.

Назначение и функции кругового обзора

Система кругового обзора относится к активной безопасности автомобиля. Основной ее задачей является сбор визуальной информации вокруг машины с последующим выводом ее в виде круговой панорамы на мультимедийный экран. Это позволяет водителю лучше ориентироваться и полноценно контролировать ситуацию вокруг автомобиля в сложных условиях движения или в момент парковки. Благодаря этому значительно снижается риск возникновения аварийных ситуаций.

Впервые подобная система была установлена в 2007 году на автомобилях Nissan, под названием AVM, что расшифровывается как Around View Monitor. Как правило, функция кругового обзора присутствует в машинах премиум-класса. Однако, сейчас ее можно установить в любой автомобиль, предварительно купив готовый комплект со всеми датчиками и блоком управления.

Среди основных функций можно выделить следующие:

  • возможность точного маневрирования в ограниченном пространстве либо на бездорожье. Перед водителем в мельчайших подробностях выводится картинка вокруг автомобиля, включая самые “не просматриваемые” участки дороги;
  • возможность записи движения (опционально).

Что это такое

Прежде чем устанавливать систему кругового обзора на авто своими руками, не лишним будет несколько детальнее узнать об особенностях этого оборудования и его функциональных возможностях.

Основной задачей системы является демонстрация водителю через экран в салоне транспортного средства текущей обстановки, которая наблюдается вокруг автомобиля, в режиме реального времени. Наличие кругового обзора способствует упрощению совершаемых сложных манёвров, включая парковку в условиях крайне ограниченного пространства или движение задним ходом при наличии препятствий с разных сторон.

Для обеспечения работоспособности автомобильную систему оснащают специальным программным обеспечением. Его устанавливают непосредственно в управляющий блок, отвечающий не только за круговой обзор для конкретного автомобиля, но и управление иными системами активной безопасности.

Функционирует оборудование за счёт камер. Чтобы следить за происходящим по всему периметру транспортного средства, требуется установить минимум 4 камеры:

  • Передняя. Чаще всего местом для её установки выступает решётка радиатора транспортного средства. Но возможны и иные варианты, что зависит от конкретного авто и его конструктивных особенностей.
  • Боковые. Минимум по одной камере устанавливают с левого и правого борта машины. Наиболее удобным местом монтажа считается корпус боковых зеркал.
  • Задняя. Крепится в районе номерного знака, на заднем бампере и в других зонах, в зависимости от конструкции и модели авто.

Повышенные требования предъявляются к такой характеристике как угол обзора каждой камеры. Если он будет недостаточно большим, скомпоновать изображения со всех камер для получения панорамного изображения, отображаемого на дисплее в салоне, не получится. Для лучшей детализации некоторые системы предусматривают наличие большего числа камер.


Во время работы системы активной безопасности зачастую дисплей в салоне разделяется на 2 равные части. С одной стороны отображается общий вид на машину с панорамной точки, а на другой транслируется текущее изображение одной из камер. Когда речь идёт о движении задним ходом, парковке или заезде на эстакаду, на второй части экрана включают именно заднюю камеру.

Так как круговой обзор работает совместно с ассистентом парковки, на дисплее в салоне также отображается графическая информация в виде направляющих движения, зелёных и красных зон. Ещё водитель может получать дополнительные сигналы оповещения звукового типа при приближении к объектам и препятствиях.

Можно выделить несколько основных режимов, в которых работает оборудование. Некоторые включаются автоматически, а другие могут быть активированы по команде самого водителя, в зависимости от того, что именно он хочет видеть на дисплее в конкретный момент.

  • Ручной режим. Позволяет выбирать для отображения на дисплее одну из сторон транспортного средства.
  • Панорамный режим. При его включении на экране появляется картинка сразу со всех имеющихся наружных камер.
  • Парковочный режим. Включается автоматически, без участия водителя. Становится активным, когда скорость падает до 10-15 километров в час. На экране отображается наиболее оптимальная траектория или графические ограничители, которые меняют цвет с зелёного на красный (в большинстве случаев) по мере приближения к объекту или препятствию.

Все парковочные системы с функцией кругового обзора не требуют ручной активации. Они включаются автоматически при достижении определённого значения по скорости движения. Когда скорость повышается, систем так же автоматически отключается. Это позволяет водителю не отвлекаться от управления транспортным средством.

Понимая, что собой представляет автомобильная система кругового обзора, не лишним будет сделать некоторые дополнения. Устройство функционирует лишь при движении транспортного средства на относительно небольшой скорости. В большинстве случаев речь идёт о 10-15 километрах в час. Отключение и активация может происходить в автоматическом режиме при включении задней передачи, либо в ручном режиме. В последнем случае используются специальные кнопки и переключатели, выведенные в салон транспортного средства.

Как установить систему кругового обзора

Если установка подобной системы не предусмотрена производителем в качестве опции при покупке автомобиля, водитель может установить ее самостоятельно или при помощи специалистов сервисных центров. В продаже можно найти готовые наборы для установки, но, при желании, можно приобрести элементы отдельно друг от друга, чтобы сэкономить. Для реализации системы кругового обзора в автомобиле потребуются:

Дисплей с «мозгом» системы. Есть три варианта подобных устройств в продаже: Селектор для четырех камер, который может выводить изображения с них по очереди. То есть, водитель сможет выбрать, с какой камеры изображение он хочет видеть в данный момент, после чего переключиться на нее. По сути, подобный вариант нельзя назвать полноценной системой кругового обзора;

Дисплей с «мозгом», способный одновременно обрабатывать сигналы с четырех камер. Это значит, что водитель будет видеть на экране видео сразу с четырех камер, тем самым полностью контролируя ситуацию вокруг автомобиля; Дисплей с «мозгом», способный выводить информацию с четырех камер, компоновать ее и отображать 3Д-панорамный вид автомобиля сверху или от третьего лица (в зависимости от функциональности). Подобные дисплеи позволяют реализовать полноценную систему кругового обзора автомобиля.

Четыре камеры

Здесь важно отметить, что камеры должны различаться. Спереди и сзади автомобиля потребуется установить обычные парковочные камеры, которые позволяют выводить соответствующие парковочные линии

Их стоимость невелика, и лучше приобрести бюджетные модели без дополнительных «наворотов». На левом и правом зеркале нужно установить панорамные камеры, которые не имеют парковочных линий, но обладают большим углом обзора. Стандартные инструменты и расходные материалы для проведения подобных работ: клей, провода, режущий инструмент и прочее.

Когда все необходимое оборудование и инструменты будут приобретены, можно переходить к процессу установки системы кругового обзора. Он выглядит следующим образом:

Первым делом устанавливаем заднюю камеру на автомобиль. Для этого вырезаем небольшое отверстие в центре площадки для крепления номерного знака. Далее обязательно обработайте поверхность наждачной бумагой. Установите камеру и при помощи клея ее зафиксируйте

Обратите внимание, что для работ нужно выбирать такой клей, который не изменяет своих свойств при различных температурах;

Далее в решетку радиатора в передней части автомобиля устанавливается вторая камера по тому же принципу; Следующий шаг – это установка камер в зеркала. Данная процедура несколько сложнее, чем установка передних и задних камер

Чтобы установить камеру в боковое зеркало заднего вида, потребуется сперва его снять. Далее в каркасе зеркала аккуратно проделайте отверстия для крепления камер и закрепите их внутри. Через дверные коннекторы протяните кабели, которые идут от камер, и установите зеркало обратно на автомобиль. Проделать это необходимо с обоими боковыми зеркалами;

После этого потребуется провести провода ото всех камер к «мозгу» системы и дисплею; Заключительный шаг – это настройка системы. В зависимости от того, какую модель монитора вы выбрали, а также от процессора, установленного внутри, будут различаться инструкции по настройке системы. Ознакомьтесь с приложенной к устройству инструкции, чтобы произвести настройку правильно.

Выполнив описанные выше действия, установку системы кругового обзора автомобиля можно считать завершенной. После этого вы сможете при парковке видеть, что происходит вокруг автомобиля, тем самым минимально рискую получить повреждения кузова вследствие неудачного маневрирования.


С этим читают