Шаровой шарнир своими руками

Содержание

Разновидности мебельных петель

В наше время на прилавках магазинов потребители встречают широкий ассортимент продукции в этой области. Крепления могут различаться по:


  • особенностям строения,
  • способу монтажа,
  • целевому назначению.

Фурнитура создает определенный стиль. Благодаря ей определяется дизайнерский уровень любого предмета обихода.

Обратив внимание на такие моменты, можно выбрать наиболее функциональные варианты, удовлетворяющие конкретный запрос. В зависимости от способа наложения на основу, комплектующие имеют разные названия

Одними из самых важных частей фурнитуры являются петли.

Накладные и полунакладные

Одними из наиболее распространенных среди специалистов являются накладные четырехшарнирные конструкции. Такой вариант используются, когда дверь полностью закрывает стенки короба, на котором она устанавливается. Он пользуется популярностью для установки на любую мебель: кухонную, гардеробную, офисную. Изделие дает возможность полностью закрывать шкафчик, плотно прижимая подвижные лицевые панели к основанию.

Механизм позволяет открыть дверь на 90 градусов. Он также поддерживает створки в выбранном положении и не дает образоваться перекосу.

Если боковину ниши закрывают одновременно две дверные панели, используются полунакладные детали. Их отличительной чертой является изгиб основания. Благодаря этой особенности, можно получить небольшой зазор между составляющими фасада, размещенными на одной площади.

Чаще всего такой вариант петель входит в состав кухонных гарнитуров.

Инверсные и рояльные

Инверсные крепления позволяют осуществлять открытие на 180º, образовывая единую линию с боковиной короба. Такие компоненты чаще всего применяются для оснащения встроенных пространств.

Вариант используется для тумбочек и шкафов. Он позволяет надежно закрепить боковую часть.

Рояльный механизм – устаревший тип продукции. Он очень прост и понятен даже неопытному мастеру, но все же не может похвастаться надежностью. Конструкция состоит из двух одинаковых металлических лент, соединенных стальной проволокой посредине. Чаще всего такой тип встречается на образцах из прошлых лет. Но иногда его применяют и сегодня, например, изготовляя кухонный уголок с откидными сиденьями.

Данный вид считается устаревшим. Именно поэтому ее редко используют и включают в состав современных конструкций.

Внутренние и угловые

Внутренняя конструкция берется в том случае, когда необходимо разместить двери внутри ниши. То есть, створка не перекрывает торцы стенок, а находится непосредственно между ними внутри.

Петля часто входит в состав пеналов и шкафов, которые имеют тяжелые дверцы.

В большинстве случаев нужно обеспечить прямоугольное открывание. Но иногда нужно прикрепить фасад под углом, отличающимся от стандарта на несколько градусов в ту или иную сторону. В этом случае применяются специальные крепежи, которые имеют соответствующую маркировку:

  • «плюс», если предполагается открытие со значением, выше 110º;
  • «минус», когда уровень открывания является ниже 90º.

Чаще всего приобретают такие петли для углового шкафа.

Петля принимает любой угол и обеспечивает системе необходимую прочность. Допускается также дополнить систему доводчиками.

Обратите внимание! Товары этой группы, представленные на рынке, имеют шаг 5º. Если полученное значение не кратно этому показателю, то используют дополнительные накладки

Эти приспособления позволяют задать правильные параметры самостоятельно.

Карточные петли

Представители данной группы во многом напоминает своих рояльных собратьев. Он также состоит из двух металлических пластин, которые соединяет один шарнир. Чаще всего такая вещь применяется в мебельном дизайне для придания вещам эффекта старины. Карточные элементы часто выполняют в виде различных фигур с волнистыми закругленными или заостренными краями.

С ее помощью чаще всего производится дополнение предметов интерьера в ретро стиле.

Штольные и ломберные

Штольные составляющие позволяют прикрепить створку не к боковине, а к глухой стенке тумбы, находящейся впереди. Часто эту разновидность аксессуаров также называют «глухими», потому что они присоединяют дверцу к располагающейся рядом фальш-панели.

Если фурнитура качественная, то с ее помощью удастся закрепить дверь любого веса и размера.

Ломберные вспомогательные используются для присоединения откидных элементов. Данная деталь устанавливается на тумбу с торцов, что дает возможность отводить створку на 180º.

Держатель также может использоваться в составе откидных частей мебели.

Типы ШРУСов, их устройство и принцип работы

В современных автомобилях используются различные ШРУСы, которые классифицируются:

  • по месту установки (внешние и внутренние);
  • по типу конструкции (шариковые, триподные, кулачковые и спаренные карданные).

Внешние и внутренние ШРУСы

На каждое колесо переднеприводного автомобиля устанавливаются 2 ШРУСа. Внутренний шарнир соединяет коробку передач и полуось, внешний – полуось со ступицей колеса. Работая в паре, они обеспечивают передачу крутящего момента при всех типах нагрузок.

В наиболее распространённых шариковых шарнирах, внешние ШРУСы оборудованы радиусными канавками, обеспечивающими бесперебойность работы автомобиля при поворотах колёс. Внутренние гранаты с прямыми канавками компенсируют перемещения деталей узла вдоль оси при колебаниях передней подвески и вибрации автомобиля.

Конструктивные отличия различных типов ШРУСов мы опишем ниже.

Шариковые

Состоят из корпуса (наружной обоймы) с 6 канавками, сепаратора, 6 шариков и внутренней обоймы с 6 канавками. В ходе эксплуатации автомобиля, шарики перемещаются по канавкам, обеспечивая передачу крутящего момента от двигателя на колёса.

Шариковые гранаты чаще всего встречаются на переднеприводных легковых автомобилях.

Внутреннее устройство шарикового ШРУСа

Принцип работы шарикового шруса

Триподные

В триподных ШРУСах вместо шариков используются сферические ролики, которые крепятся на пальцах опоры с помощью подшипников.

Триподные автомобильные гранаты устанавливаются как на легковые, так и на грузовые машины с малой грузоподъёмностью.

Принцип работы триподной автомобильной гранаты

Внутреннее устройство триподного ШРУСа

Кулачковые

Кулачковые ШРУСы конструктивно состоят из 2 вилок и 2 фасонных дисков. Площадь сцепления (контакта) вилок является значительной, поэтому элементы шарнира выдерживают серьёзные нагрузки при эксплуатации.

Кулачковые шарниры получили широкое распространение на грузовых автомобилях повышенной грузоподъёмности.


Внутреннее устройство кулачковой автомобильной гранаты

Спаренные карданные

Являются наименее востребованными устройствами. Изготавливаются из двух карданных шарниров, состыкованных между собой.

В настоящее время используются при производстве мощной строительной техники, тракторов, некоторых моделей грузовиков и внедорожников.

Принцип работы спаренного карданного ШРУСа

Основные виды гаражных петель

На рынке стройматериалов представлено большое разнообразие петель для распашных створок. Каждая разновидность обладает индивидуальными параметрами и преимуществами использования. В первую очередь при выборе необходимо выбрать вариант установки. Существуют следующие способы монтажа:

  • сварка — петли фиксируются на полотне и каркасе ворот;
  • монтаж с помощью болтов — используется при работе с древесным материалом;
  • крепление саморезами — подходит для конструкций, произведенных из профилированного листа.

По размещению фиксаторы подразделяются на скрытые и внутренние. Их главные различия заключаются в способе установки и декоративных характеристиках. Большое значение при выборе гаражных петель имеет вес ворот. Некорректный расчет предполагаемой нагрузки провоцирует перекос полотна и сложности с открытием. Для плотной листовой стали с большой массой рекомендуется приобретать усиленные фиксаторы.

С опорным подшипником

Петли, оснащенные опорным подшипником, являются базовой разновидностью из категории фиксаторов цилиндрического типа. Опорный подшипник и шарнирное соединение надежно защищены от внешнего воздействия основным корпусом, выполненным из металлических сплавов.

Модели с опорным подшипником предназначаются для легких распашных конструкций. Предельно допускаемая нагрузка составляет 100 кг. К створкам и раме фиксаторы с опорными подшипниками крепятся при помощи сварочного аппарата.

Цилиндрические с дополнительным усилением

Усиленные фиксаторы оснащаются дополнительными пластинами, что способствует распределению нагрузки на большую поверхность створок либо столба. Рекомендуется использовать петли цилиндрического типа с улучшенными пластинами для тонкопрофильных конструкций. Фиксация деталей к створкам распашных ворот и раме выполняется сваркой либо винтовым соединением.

В зависимости от стороны расположения цилиндрические усиленные петли подразделяются на правые и левые. Диаметр элемента составляет 50 мм. Максимальная совокупная нагрузка достигает 600 кг.

Сквозные

При отсутствии возможности закрепить петли путем сварки либо привинчивания к каркасу используется сквозная разновидность. Для установки в каркасе ворот просверливаются по всей длине монтажные колонны, в которые продевается часть фиксатора. Для окончательного закрепления используются гайки соответствующего размера. Сквозные фиксаторы благодаря особой схеме крепления выдерживают нагрузку до 200 кг.

Трехсекционные накладные

Для массивных распашных ворот необходимо увеличивать количество фиксаторов и выбирать разновидность, обладающую повышенной износоустойчивостью. Оптимальным вариантом являются трехсекционные модели, способные выдерживать нагрузку тяжелой конструкции. Главными достоинствами накладных трехсекционных петель являются:

  • плавное скольжение при открытии и закрытии ворот;
  • отсутствие скрипа;
  • надежная защита от взлома;
  • препятствование перекосу и провисанию створок.

Петли стрелы

Гаражные петли стрелы подходят для крепления крупногабаритных распашных полотен, калиток и тонкопрофильных конструкций. Основной отличительной чертой является увеличенная площадь фиксатора, за счет чего он обеспечивает дополнительную прочность и предотвращает перекосы.

В местах соединения петли стрелы способны выдерживать повышенное напряжение. Этому способствует равномерное распределение по всей длине створки. Диапазон габаритов фиксаторов варьируется в пределах до 700 мм, что дает возможность найти оптимальный вариант для любой конструкции ворот. Для производства фиксирующих деталей используется прочная листовая сталь, обеспечивающая длительный срок службы.

Накладные

Несмотря на простоту монтажа, накладные разновидности петель отличаются высокой надежностью. Для производства фиксаторов используются прочные материалы, включая сплавы стали, латунь и нержавейку, что значительно увеличивает вариативность их использования. Внутри корпуса размещается 2-4 шариковых подшипника, необходимых для плавного открытия ворот.

Для фиксации накладных петель на каркасе необходимо разметить их точное расположение и закрепить при помощи саморезов. Фиксаторы входят в категорию универсальных и не подразделяются на лево- и правосторонние. Если после монтажа возникает необходимость снять полотно с шарниров, потребуется выкрутить саморезы.

Врезка накладных петель

Нужные инструменты

Перед тем, как установить петли кухонные с доводчиком, следует правильно подготовить свое рабочее место. Такая фурнитура требует врезки, поэтому понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка и карандаш.
  • Дрель со фрезой необходимого диаметра.
  • Шуруповерт и набор шурупов.
  • Строительный уровень.

Вот с таким скромным набором инструментов проводится установка петель с доводчиком.

Подготовка к установке

Первым делом производится правильная разметка под петли. Для того, чтобы грамотно ее сделать, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Петли должны находиться не более чем в двух сантиметрах от края двери.
  • Расстояние от верхнего и нижнего краев до крайних петель не более 120 миллиметров.
  • Если петель более двух, средние располагаются строго посередине между соседними.
  • В местах разметки и будущей установки петель не должно быть полок и других преград.

В соответствии с указанными условиями приложите все петли с доводчиками к поверхности, после чего обведите. Не забудьте перепроверить все расстояния после нанесения разметки.

Установка дверных петель с доводчиком

Начинаем установку

Каждая петля мебельная накладная с доводчиком устанавливается по указанной инструкции:

  1. Наденьте на дрель фрезу, после чего приставьте ее к отмеченной карандашом позиции.
  2. Проделайте отверстие под точный размер устанавливаемой фурнитуры с доводчиком.
  3. Установите петлю в проделанное гнездо, убедитесь в ее плотном закреплении в нем.
  4. Просверлите отверстия под шурупы при помощи дрели (необходимо снять фрезу).
  5. Закрепите петлю в гнезде при помощи шурупов, следя за ее правильным положением.

Данные действия необходимо повторить со всеми петлями, которые планируется установить. После выполнения инструкции установленная мебельная фурнитура готова к использованию.

Винтовые съемники.

Усилие в таких видах съемников создается за счет ввинчивания болта в их корпус: корпус инструмента надевается на проушину шаровой опоры, болт упирается в палец и при закручивании выпрессовывает тот из его посадочного места.


Данные виды съемников достаточно компактны, поэтому считаются универсальными, то есть подходящими к любому авто, хотя наиболее популярны такие механизмы среди обладателей ВАЗов.

Рассмотрим, как сделать съемник шаровых опор своими руками на примерах винтовых вариантов.

Вариант №1 – винтовой разжимной.

  1. Возьмите 7-сантиметровый 4-х или 6-гранный прут с гранями под ключ на 17 либо 19.
  2. С помощью сверлильного танка сделайте внутри его корпуса отверстие и нарежьте резьбу под болт М8.
  3. Вкрутите данный болт в подготовленное для него отверстие. Съемник готов.

Как он работает, объясним на примере выпрессовки верхней шаровой опоры «семерки».

  1. Выкручиваем стопорную гайку. Выкручиваем, но не снимаем.
  2. Между пальцами опор устанавливаем сделанный съемник, болт в нем закручен до упора и упирается шляпкой в палец, который нужно выпрессовать.
  3. Берем 2 ключа: одним удерживаем корпус съемника, вторым раскручиваем его болт. Раскручиваем до тех пор, пока палец опоры не выпрессуется с гнезда.

При необходимости демонтажа нижней шаровой, все действия проделываются аналогичным образом, только с перевернутым съемником.

Вариант №2 – винтовой Г-образный.

  1. Возьмите 15-17-сантиметровый круглый металлический прут с диаметром 10 или более мм. С помощью тисков и молотка согните его буквой «Г» (длина короткого плеча должна ровняться 5 см).
  2. На длинном плече заготовки нарежьте резьбу и подберите к ней гайку.
  3. Возьмите металлическую пластину толщиной в полсантиметра и прорежьте в ней отверстие под палец опоры по технологии съемника-клина (она будет приведена ниже).
  4. На утолщенной части клина, напротив прореза, сделайте отверстие под Г-образную заготовку и вденьте в нее длинную часть прута, только после этого накрутите на «усовершенствованный» прут гайку. Сильно не закручивайте – клиновидная пластина должна иметь хороший ход.
  1. Вставьте пластину в щель между проушиной и опорой. Короткое плечо Г-образного элемента при этом должно упираться в палец.
  2. Начните закручивать гайку и делайте это до тех пор, пока палец не будет выдавлен.

Вариант №3 – винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка.

  1. Возьмите 7-8-сантиметровый металлический уголок, толщиной в полсантиметра, можно чуть меньше.
  2. С одной из сторон сделайте распил, этим распилом инструмент будет крепиться к проушине.
  3. Из пластин металла, равных по толщине металлу уголка, вырежьте 2 одинаковых треугольника и приварите их по бокам уголка.
  4. Возьмите гайку на 17, подберите к ней длинный болт, приварите к этой гайке с двух сторон проставки, они в будущем помогут расположить болт съемника на одной оси с пальцем опоры.

Далее всю эту конструкцию приварите к уголку перпендикулярно прорезу так, чтобы отверстие гайки находило прямо напротив пропила.

  1. Вкрутите болт в зафиксированную гайку и осуществите отжим пальца по технологии, описанной выше (в других видах винтовых съемников).

Как видите, для создания съемника шаровых опор можно использовать практически все подручные материалы, главное, понять принцип работы, в помощь вам чертеж:

Шарнирные подшипники

Шарнирный подшипник относится к подшипникам скольжения, у которых внутреннее и внешние кольца имеют сферическую форму.

Достаточно широкое применение этого типа подшипников в различных машинах и механизмах потребовало их стандартизации, и их форму, размеры, марки стали и особенности исполнения регламентируются ГОСТ 3635-78.

Этот стандарт устанавливает различные типы шарнирных подшипников – как для подвижных соединений:

  • ШС…К – с отверстиями для смазки во внутреннем и наружных кольцах;
  • ШСШ…К – с отверстиями и канавками в широком внутреннем кольце.

Эти типы подшипников предусмотрены для подвижных шаровых соединений.

Кроме того, ГОСТ предусматривает выпуск подшипников типа ШМ – без канавок для смазки – для неподвижных соединений.

В таблицах, содержащихся в официальном издании ГОСТ 3635-78, даны обозначения, размеры, максимальные углы поворота внутреннего кольца, определены радиальные и осевые нагрузки для каждой марки подшипника.

Предусмотрены исполнения изделий, имеющих особенности, которые необходимо согласовывать с заказчиком.

Чертёж шарнирного подшипника, как видите, предусматривает основные его характеристики, правда, являясь чертежом общего типа, не указывает, какие радиальные и осевые нагрузки являются для него расчетными.

Внешне такой подшипник выглядит довольно просто и является классическим примером шарового шарнира:

Классификация дверных петель

Современные петли для дверей, виды которых широко представлены на строительном рынке, классифицируют по нескольким определяющим признакам:

  • Место установки;
  • Разъемность механизма;
  • Способ крепления к коробке;
  • Материал изготовления;
  • Тип конструкции.

Следует уточнить, что необходимость самостоятельного выбора навесов для дверей затрагивает входные и межкомнатные двери, изготовленные из дерева или МДФ. Двери из других материалов (стальные, алюминиевые и пластиковые) поставляются уже укомплектованными соответствующей фурнитурой и петлями. Только для дверных створок из дерева существует потребность и возможность самостоятельной комплектации и установки петель по своему личному усмотрению. Поэтому классифицирующие признаки дверных петель будут рассматриваться в проекции на их использование в составе деревянных дверей.

Выбор конструкции шарнира для стедикама типа «Merlin»

Конструкция стедикама типа «Мерлин» («Merlin») допускает использование двух типов шарниров, шарового и карданного.

Шаровой шарнир значительно упрощает конструкцию стедикама, но он не способен передать вращение от ручки к подвижной части стедикама.

Такой шарнир проще изготовить, но сложнее снизить трение, возникающее между шариком и пяткой. Есть, правда, шаровые шарниры, обладающие меньшим трением. Пятка таких шарниров заполнена мелкими шариками. Но, мне такой шарнир раздобыть не удалось.

Во время экспериментов, я всё же попытался изготовить шаровой шарнир из шарика от узла крепления телескопической антенны и капролоновой пятки. Но, трение в шарнире оказалось слишком большим, даже после применения прокладки из фторопласта. Так что, пришлось подумать об изготовлении более сложного, карданного шарнира.

В карданном шарнире проще снизить трение, но его намного сложнее изготовить. Но, если я чего втемяшил себе в голову…

Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы

Во время ремонта ходовой части любого авто возникает необходимость снятия рулевых тяг или шаровых опор.


И в том, и в другом случае их наконечник имеет конусную форму, которая обеспечивает оптимальную посадку изделий в гнездо.

В процессе эксплуатации они очень уплотняются, а если между ними попала влага, то на их стыках образуется коррозия. Она еще больше затрудняет разъединение этих деталей.

Для облечения ремонтных работ отличным вариантом будет съемник шаровых опор своими руками, который значительно упростит ремонт и поможет снять наконечник с небольшими усилиями.

Зачем нужен съемник шаровых опор?

Без него сложно провести демонтаж и выполнить ремонтные работы ходовой части машины, также съемник может понадобиться для разборки рулевых шарниров. Он может использоваться для шаровых опор разных диаметров. При выборе его конструкции опираются на технические характеристики конкретного авто.

Теоретически демонтаж шаровых опор может проводиться любым подручным инструментом, с применением кувалды или молотка, но такой ремонт относится к «стрессовым».

Если в автосервисе предлагают именно такие услуги, то следует хорошенько подумать, прежде чем соглашаться на них. Ведь после такого ремонта удар идет на элементы подвески, которая может быстро выйти из строя.

Как выглядит съемник

Всего бывает три вида съемников:

  1. рычажный;
  2. шаровой;
  3. клин (вилка совместно с молотком).

Они отличаются между собой внешним видом, но принцип действия у них одинаковый. Палец выкручивается из своего посадочного места с помощью молотка или же прокручивания гайки.

Съемник устроен таким образом, что заполняет собой пространство между соединенными деталями и после его поворота можно услышать щелчок, свидетельствующий, что соединение ослабло и можно снять шаровую опору из ее посадочного места.

Съемник помогает провести демонтаж даже новичку авторемонтных работ.

Какой съемник лучше?

На видео можно увидеть несколько вариантов шаровых съемников, среди них наилучшим признан винтовой, но только он должен быть сделан качественно.

Его аналог в виде вилки является универсальным, так как он может использоваться не только для шаровых опор, помогает он и при съеме рулевых наконечников. Однако его работа может негативно повлиять на пыльники.

Бывают сложные случаи, когда приходиться работать со съемником и молотком в паре: вначале винтовым изделием распирают опоры, а затем нужно наносить удары кувалдой.

Схема самодельного съемника шаровых опор

Основными комплектующими винтового съемника являются:

  • поворотный кулак (2);
  • палец шарнира (1), который установлен в позицию 2;
  • кронштейн съемника (3), он надевается прямо на кулак;
  • винтовой упор (4) при прокручивании создает необходимое давление на позицию 1.

Такая конструкция выигрывает перед вилочной и рычажной моделью тем, что ее не только можно изготовить своими руками Также, при ее эксплуатации, создается равномерное давление на всю площадь шаровой опоры, что исключает повреждение узлов и их перекосы.

Единственным недостатком может выступать нехватка свободного места над крепежной гайкой, из-за чего такой съемник может не поместиться.

Материалы, которые понадобятся при изготовлении

Подойдут имеющиеся в мастерской инструменты и материалы, нужно будет найти:

  • молоток и тиски для того чтобы загнуть прут в нужном направлении;
  • плашка, используемая для резьбы;
  • длинный стальной прут (15-17 см), в диаметре он может быть от 10 до 12 мм, его можно заменить подходящим болтом;
  • дрель;
  • гайка, по размеру она подбирается согласно используемого болта;
  • пластина толщиной около 50 мм, выполненная из металла, размерами 2×8 см;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Приспособление для съема шаровых опор довольно сложное, но если следовать пошаговой инструкции можно выполнить его самостоятельно:

  1. применив тиски и молоток необходимо согнуть прут или болт так, чтобы у него получилось одно плечо короче другого примерно в два раза (одна сторона – 5 см, а другая 10-12 см);
  2. на длинной части прута нарезать резьбу при помощи плашки;
  3. на металлической пластине вырезать отверстие, которое будет специально для пальца опоры;
  4. согнуть деталь в виде клина, чтобы ее можно было надеть на него;
  5. готовый клин надеть на прут и сверху закрутить гайку, но так, чтобы он мог передвигаться вдоль болта.

Готовое приспособление пригодно для экстренной и плановой замены шаровых опор на Жигулях и Ланосе, а также некоторых марок зарубежных производителей.

Изготовленный съемник не является универсальным и не может использоваться для разных узлов, но если в первый раз его удалось выполнить, то последующие варианты получатся гораздо легче.

Назначение приводных валов

Не важно, как и где установлены двигатель и коробка передач, к ведущим колесам тягу необходимо подводить с помощью приводных валов.

Учитывая, что приводные валы всегда перемещаются, они должны быть соединены через шарниры.

Карданный вал

Карданный вал называется так из-за применения в его конструкции карданных шарниров (простейший из которых представлен на рисунке).

Карданный шарнир — очень древнее устройство. Состоит он из крестовины и двух подсоединенных к ней вилок, к которым, в свою очередь, подсоединены валы – ведущий и ведомый (рисунок 5.36).

В простейшем виде карданный шарнир недолговечен. Однако в современных автомобилях благодаря развитию технологий усложнилась конструкция крестовины. Рабочие поверхности теперь вращаются на игольчатых подшипниках, уменьшая потери на трение и увеличивая ресурс.

Рисунок 5.36 Простейшая карданная передача.

Если передача осуществляется через один карданный шарнир и ведущий вал вращается равномерно, то ведомый вал будет вращаться неравномерно – опережать ведущий вал и отставать от него на два оборота. В результате этого получается неравномерное вращение механизмов привода ведущих колес, что способствует увеличению износа механизмов и шин. Неравномерность вращения возрастает при увеличении угла между валами.

Для устранения этого недостатка применяют двойную карданную передачу, в которой на обоих концах вала устанавливают карданные шарниры. При установке вилок обоих карданных шарниров на валу в одной плоскости неравномерность вращения, создаваемая первым карданным шарниром, выровняется вторым карданным шарниром, и механизмы привода ведущих колес будут вращаться равномерно.

Рисунок 5.37 Крестовина карданного шарнира.

ШРУС

Своеобразный мутант, полученный путем скрещивания шарового шарнира с карданом Гука, представляет совершенно новый вид соединения элементов. Он представляет собой деформированный шарикоподшипник, где внутренняя обойма приняла вид сферы с прорезями, а внешняя — сферы с канавками на внутренней поверхности. Оба кольца шлицевым соединением крепятся на приводной вал. Шарики, помещенные между ними, удерживает сепаратор.

Шарнир равных угловых скоростей при значительных углах поворота претерпевает большие нагрузки. «Вывернутые колеса» при номинальных скоростях чреваты повреждениями узла.

ШРУСы подлежат обязательной герметизации пыльниками. Их место эксплуатации способствует попаданию внутрь шарнира пыли и влаги, быстро выводящих его из строя. Абразивы и коррозия разрушают канавки, шарики, убивают сепаратор. На современных автомобилях применяют весьма надежное соединение шарнирное, загерметизированное в кожухе, способствующем полному использованию его ресурса.


С этим читают