Гост 33556-2015 рессоры листовые автомобильных транспортных средств. технические требования и методы испытаний

Легированные и углеродистые материалы

Этот вид материала используют для производства жестких (силовых) упругих элементов. Причиной именно такому применению стало то, что высокий модуль упругости этой стали сильно ограничивает упругую деформацию детали, которая будет произведена из рессорно-пружинной стали


Также важно отметить, что этот тип продукта является высокотехнологичным и в то же время довольно приемлемым по своей стоимости. Кроме использования в авто- и тракторостроении, этот вид материала также широко применяется для изготовления силовых элементов в различных приборах

Чаще всего детали, которые произведены из этой стали, называют одним общим названием — пружинные стали общего назначения.

Смотреть галерею

Для того чтобы обеспечить необходимую работоспособность силовых упругих элементов, необходимо, чтобы рессорная сталь обладала высоким пределом не только упругости, но и выносливости, а также релаксационной стойкостью.

Достоинства и недостатки рессор

Важное преимущество рессорной подвески – простота конструкции. Также она довольно недорогая и надежная

Рессоре не страшны перегрузки и плохие автомобильные дороги с ямами и выбоинами, что особенно актуально для нашей страны. Рессора универсальна. Она гасит не только нагрузки, которые возникают во время торможения или разгона, но и те, что появляются на поворотах. В пользу рессорных подвесок говорит и тот факт, что они компактны, располагаются внизу автомобиля и потому не занимают часть погрузочной площадки багажника. Но есть у рессоры и недостатки. Во-первых, она быстро изнашивается. Виноваты в этом и сами автолюбители, когда нагружают свои машины под завязку, от чего подвеска быстро проседает. Во-вторых, за рессорой необходимо постоянно ухаживать – смазывать и чистить листы. Если этого не делать, то застрявший там мусор будет издавать скрипы. Сегодня рессора применяется не так часто – лишь для некоторых моделей легковых автомобилей и УАЗов. Причина, по которой ее реже стали использовать, – сильная нагрузка на листы при движении автомобиля, что приводит к ухудшению управляемости на высокой скорости. Важно! Качественную термообработку рессорных листов, их упрочнение и горячую правку можно сделать только на авторемонтном заводе, поскольку для этого требуется специальное оборудование, которого нет на обычных СТО.

Виды

Когда мы знаем, что такое рессоры на машине, можно перейти к изучению их видов и особенностей.

В зависимости от того, как будет эксплуатироваться лист, один из видов применяется только на грузовиках, главная функция которых – перевозить грузы огромной массы. При этом рессора должна обеспечивать плавный ход машины. Первый вид – это тяжелые грузовики для транспортировки металлических изделий, песка, щебня, различных строительных материалов. Второй вид – это рессоры для легковых автомобилей и внедорожников, автобусов.

Максимальную эффективность подвески можно получить лишь тогда, когда машина загружена. Во всех остальных случаях достичь необходимого уровня комфорта будет очень сложно.

Также можно выделить полуэллиптические или торсионные элементы. И хотя такие подвески гораздо лучше по уровню эксплуатации по сравнению с рессорами пластинчатого типа, они требуют особого обслуживания и внимания.

Марки пружинной стали, классификация и области применения

Главное отличие данной разновидности металлопродукции от аналогов – увеличенный (причем значительно) предел текучести. Эта особенность пружинной стали дает возможность всем образцам, которые из нее изготовлены, восстанавливать свою форму после устранения причин, вызвавших деформацию. Разберемся с марками пружинной стали и спецификой и ее использования.

ТУ на продукцию из пружинной стали, сортамент и ряд других параметров определены соответствующими ГОСТ. Для проката – № 14959 от 1979, для пружин – № 13764 от 1986 годов.

Обозначение стали

Оно довольно сложное, с некоторыми оговорками касательно отдельных ее марок. Например, по суммарной массе остаточных долей компонентов. Но в общем виде маркировка следующая:

Позиции (слева направо)

  • Первая – масса углерода, выраженная сотыми долями процента (2 цифры). Вторая – легирующий элемент (одна или несколько букв). Третья – его доля, округленная до целого значения (цифры). Их отсутствие свидетельствует о том, то данный показатель не превышает 1,5%.

Виды

В зависимости от дальнейшей эксплуатации, первые используются для большегрузных автомобилей, где требуется перевести существенный вес, поддерживая плавность хода (например, грузовики для перевозки металла, песка, щебня, других строительных материалов либо же отходов). Рессора второго типа хорошо подходит к легко грузовым, а также пассажирским автомобилям (автобусам, перевозимых пассажиров).

Последние же устанавливаются на легковые автомобили повышенной проходимости. Нужно понимать, что максимальный положительный эффект от амортизации можно получить, если транспортное средство должным образом загружено. В остальных случаях достигнуть нужного уровня комфорта в процессе езды (чтобы не трясло) может оказаться весьма проблематично. Особенно если движение осуществляется по неровной дороге.

Стандартная рессора автомобиля представляет несколько соединенных между собой металлических пластин. В зависимости от металла (сплава), из которого изготавливаются пластины (обычно это сталь) и их количества будет регулироваться жесткость хода транспортного средства. Не все пластины одинаковы по толщине. Самая первая (которая соприкасается с элементами крепления автомобиля) должна быть несколько толще остальных.

Каждый лист поверхностно проходит специальную химическую обработку, благодаря которой существенно возрастает срок его службы. Крепят листовую рессору между собой специальным хомутом, стягиваемым болтами. При этом в поверхности листов присутствовать каких-либо отверстий не должно. Это существенно снижает их устойчивость и долговечность.

В места соприкосновения хомута с металлическими рессорами подкладывают специальные резиновые проставки, чтобы избежать неблагоприятного воздействия (трения) металлических элементов крепления друг на друга.

Марки стали по ГОСТу 14959–79

Это стали с высоким содержанием углерода, но с малым легированием. Госстандарт 14959 обозначает – легированный сплав следующих марок:

  • 3К-7 – применяется в выработке проволоки холоднотянутым способом, из которой изготавливают пружины, незакаливаемые;
  • 50ХГ – производят рессоры для автомашин и пружины для жд. составов;
  • 50ХГА – назначение в производстве как у предыдущей марки рессорно пружинной стали;
  • 50ХГФА – выпускают особенные пружины и рессорные детали для машин;
  • 50ХСА – пружины специального назначения и небольшие детали для механизмов часов;
  • 50ХФА – изготавливают детали с повышенной нагрузкой, с требованиями высочайшей устойчивости и прочности, которые действуют при больших температурах – до 300 градусов.
  • 51ХФА – для пружинной проволоки;
  • 55С2 — для производства пружинных механизмов и рессор, используемых в тракторостроении, машиностроении, для подвижных составов на ж/д;
  • 55С2А – производят авторессоры, пружины для поездов;
  • 55С2ГФ – для выработки очень прочных пружин специального направления, авторессор;
  • 55ХГР – производят полосовую сталь пружинную, толщина которой варьируется от 3 до 24 мм;
  • 60Г – для выработки круглых и гладких пружин, колечки и прочие выработки пружинного типа, обладающих высокой стойкостью к изнашиванию и упругостью, например, скобы, втулки, тамбурины для тормозящих систем, применяемые в тяжелом машиностроении;

Интересно: торсионная сталь, марки 60С2 – пружины высокой нагрузки, фрикционные диски, пружинные шайбочки;

  • 60С2А – производят те же изделия, что из стали предыдущего типа;
  • 60С2Г – тип рессорной стали, из которой производят тракторные и авторессоры;
  • 60С2Н2А – производят ответственные рессоры с высокой нагрузкой на сплав;
  • 60С2ХА – для выработки высоконагруженных пружинных продуктов, на которые производится постоянная нагрузка;
  • 60С2ХФА – это круглая сталь с элементами калибровки, из которой производят пружины и пластины рессор с высокой ответственностью;
  • 65 – изготавливают детали с повышенной прочностью и упругостью, которые эксплуатируются при большом давлении при высоких статистических нагрузках и сильной вибрации;
  • 65Г – изготавливают детали, которые будут работать без ударных нагрузок;
  • 65ГА – проволока для пружин, прошедшая закалку;
  • рессорная сталь марки — 65С2ВА, высоконагруженные рессорные пласты и пружины;
  • 68А – закаленная проволока для производства пружинных приспособлений калибром 1.2-5,5 мм;
  • 70 – детали для машиностроения, от которых необходима повышенная износоустойчивость;
  • 70Г – для пружинных элементов;
  • 70Г2 — производят землеройные ножи и пружины для разных отраслей промышленной индустрии;
  • 70С2ХА – пружинные элементы для часовых устройств и большие пружины специального назначения;
  • 70С3А – пружины с большой нагрузкой;
  • марка рессорно пружинной стали 70ХГФА – проволока для выработки пружинных элементов с термообработкой;
  • 75 – любые пружинные и другие детали, используемые в машиностроении, на которые оказывается большая нагрузка вибрациями;
  • 80 – для выработки плоских деталей;
  • 85 – износостойкие детали;
  • SH, SL, SM, ДН, ДМ – машинные пружины, работающие при статистических нагрузках;
  • КТ-2 – для выработки холоднотянутой проволоки, которая навивается без термической обработки.

Первыми цифрами обозначается среднее содержание углерода в конкретной стали и обозначается она в процентном эквиваленте. После цифр идет литера, обозначающая конкретные легирующие присадки добавлены в сплав, а последнее число – это содержание добавок. Стоит отметить, что если легирующего связующего меньше 1,5%, то число не пишется, содержание больше чем 2,5% обозначается тройкой, промежуточное значение между двумя первыми значениями – прописывается цифрой 2.

Пружинный прокат будь то некорродирующая полоса, листы, шестигранники или квадраты, подразделяются на группы с некоторыми характеристиками:

  • химический состав – первоклассная нержавеющая листовая спецсталь, которая нормируется по значениям от 1 до 4Б;
  • способ обработки – горячекатаная полоса, поверхность которой обтачивается или шлифуется, калиброванный прокат, кованный, специально отделанный прокат.

Разновидности рессор

В автомобилестроении нашего времени существует несколько типов рессор, но для обычных серийных авто самое большое распространение получил листовой тип конструкции.

Данная разновидность представляет собой набор стальных листов, которые между собой соединяются специальными хомутами и монтируются на ходовую часть транспортного средства.


Поскольку этот автомобильный узел должен выдерживать повышенные нагрузки, его производят из прочной закаленной стали. По своей форме данная часть ходового агрегата является листами стали прямоугольной формы, которые изогнуты на подобии «серпа».

Чтобы обеспечить всей конструкции дополнительную упругость, каждый лист модифицирован так, что обладает разной степенью изогнутости. Чтобы предотвратить боковое смещение и обеспечить максимально надежную фиксацию, листы имеют форму желоба.

Поскольку рессоры всегда эксплуатируются в условиях постоянных деформирующих движений, то специфика их производства обеспечивает высочайшую стойкость к механическому износу.

В современных моделях легковых автомобилей такой тип узлов используется очень редко. Этому есть несколько причин. Основной из них является то, что легковые машины обычно предназначены для использования на высоких скоростях. При этом к подвеске выдвигаются повышенные требования по надежности и управляемости. Но листовой тип рессор имеет свойство незначительно смещать продольно мест автомобиля, к которому они прикреплены. Это немного ухудшает управляемость машиной на высокой скорости.

Кольцевые рессоры

Кольцевые рессоры применяются преимущественно в случаях, когда требуется обеспечить высокую жесткость в малых габаритах (например, в некоторых конструкциях поглощающих аппаратов автосцепки). Достигается это за счет рационального использования материала колец и наличия сил трения между кольцами. Для обеспечения стабильного трения и предотвращения заклинивания применяется смазка.

Кольцевые рессоры (рис. 4, а) представляют собой жесткий упругий элемент для восприятия сжимающих осевых нагрузок. Кольцевая рессора состоит из набора термически обработанных колец, соприкасающихся коническими поверхностями Под действием нагрузки Р, несмотря на значительные силы трения на конусных поверхностях колец, препятствующие их относительному скольжению, они вдвигаются одно в другое. Кольца, передавая усилия своими коническими поверхностями, деформируются: внешние подвергаются упругому растяжению, а внутренние – упругому сжатию. В результате общая высота рессоры H уменьшается. После снятия нагрузки, так как угол конусности β больше угла трения р = arct μ (где μ – коэффициент трения скольжения), рессора восстанавливает свои прежние размеры за счет сил упругости. Взаимное перемещение колец обычно незначительно (1,5–4,5 мм), вследствие чего для получения достаточного прогиба необходимо иметь большое количество колец.

Рис. 4 – Кольцевая рессора и диаграмма ее работы

Величина работы сил трения между кольцами (рис. 4, б), совершаемой при загружении рессоры, зависит от точности их изготовления и наличия смазки.

Расположение рессор

Чаще всего в автомобилестроении рессоры устанавливаются на грузовые транспортные средства. При этом выделяют передние и задние конструкции.

Передние в основном предназначены для обеспечения комфортабельности езды в кабине. Задние же обычно имеют другое назначены – несение большей части нагрузки, для этого данный тип автомобильного узла усиливают.

Такое усиление обычно достигается благодаря добавлению большего количества листов. Самой высокой нагрузке подвергается нижняя часть конструкции, в результате чего туда устанавливаются 2-3 специальные коренные рессоры. Хотя такое решение и способствует снижению комфортабельности езды, но значительно увеличивает жесткость подвески.

Листовые рессоры с прогрессивной характеристикой упругости

Листовые рессоры могут иметь прогрессивную характеристику упругости. Чтобы добиться увеличения жесткости при увеличении нагрузки, рессоры задней подвески легковых автомобилей выполняют двухступенчатыми. В этом случае однолистовая параболическая рессора или двух- либо трехлистовая трапецеидальная при прогибе опираются на лист второй ступени (, варианты а и б). Кроме того, существует возможность установки упора, смещенного по длине рессоры. Этот упор приводит к уменьшению рабочей длины рессоры при ходе сжатия и соответственно к увеличению жесткости (вариант в).

Рисунок 10 — Различные варианты исполнения продольных листовых рессор с прогрессивной характеристикой упругости для легковых автомобилей

а — однолистовая рессора с плавно включающимся подрессорником; б — то же, трапецеидальная; в — укорачивание одного из плеч рессоры на ходе сжатия

Конструктивные решения а и б позволяют так подобрать длину и толщину листов обеих ступеней, что при ходе сжатия подвески до крайнего верхнего положения (т.е. при максимальной нагрузке) напряжения распределяются равномерно. Установка дополнительного ограничителя, напротив, может привести к концентрации напряжений в месте опоры рессоры.

Для грузовых автомобилей изменение нагрузки значительно больше. Чтобы жесткость подвески у незагруженного автомобиля не была чрезмерно высокой, требуется более прогрессивная характеристика, которую можно получить только с помощью дополнительных рессор. Эти дополнительные рессоры с собственной характеристикой упругости крепят на основных рессорах. После определенной величины хода fE подвески () достигают специальных упоров.


Рисунок 11 — Для грузовых автомобилей требуется значительно более высокая прогрессивность характеристики упругости подвески, которой можно добиться только с помощью дополнительной рессоры, устанавливаемой сверху на основную рессору. Дополнительная рессора после перемещения подвески вверх на определенную величину fE хода упирается в специальные опоры

В большинстве случаев дополнительные рессоры имеют более высокую жесткость, чем основные, что позволяет избежать слишком низкой частоты колебаний груженого автомобиля и удержать в определенных пределах крен кузова на поворотах. Повышения жесткости достигают путем уменьшения длины листов (lZ вместо lH основной рессоры) и увеличения толщины. Поскольку дополнительная рессора включается в работу только в конце хода подвески, возникающие в ней напряжения изгиба меньше, чем в листах основной рессоры.

Расположенные один над другим пакеты рессор могут быть как трапецеидальными (), так и параболическими (), имеющими следующие характеристики:

Таблица 1 — Характеристики наборов листовых рессор
Основная рессора Дополнительная рессора
Расстояние между ушками L, мм 1800
Длина рессоры, мм 1120
Ширина листа B, мм 100 100
Наибольшая толщина h1, мм 22 29
Жесткость рессоры c2h, Н/мм 245 730
Наибольшая нагрузка Fmax, кН 33,2 9,8
Наибольшая нагрузка Fmax, МПа 680 222

Рисунок 12 — Задняя рессора грузового автомобиля, имеющая прогрессивную характеристику упругости. Трапецеидальная рессора выполнена без проставок между листами

Рисунок 13 — Рессора нового поколения для грузовых автомобилей, имеющая прокладки между листами по концам и в зоне центрального стяжного болта

В обоих случаях в качестве аварийной меры на случай поломки коренного листа сделано так, что конец второго листа охватывает левое ушко. Правый конец рессоры, изображенной на , скользит по опоре. Этот вариант исполнения конца рессоры часто встречается в подвеске грузовых автомобилей (). В легковых автомобилях применение подобного конструктивного решения создавало бы неприятный шум.

Рисунок 14 — Чтобы компенсировать изменение длины в процессе колебаний рессора может с одной стороны иметь скользящую опору

а — прямой конец рессоры с удлиненным для безопасности вторым листом; б — изогнутый коренной лист

Другие статьи по подвеске автомобиля

  • Листовые рессоры
  • Винтовые пружины
  • Торсионы
  • Стабилизаторы поперечной устойчивости
  • Резиновые и пневматические упругие элементы подвески
  • Ограничители хода и дополнительные упругие элементы
  • Ограничители хода отбоя
  • Подвески ведомых задних колес
  • Подвески ведущих задних колес

Почему рессорных подвесок нет на легковых авто?

Продолжаем изучать, что такое рессоры на машине (фото конструкции есть в нашей статье). Эти элементы созданы для того, чтобы выдерживать большие нагрузки в плане грузоподъемности и не только – на легковых машинах таких нагрузок попросту нет. Но есть и еще одна небольшая особенность – комфортность пружин значительно выше. Пассажиры и водитель не будут прыгать на креслах, когда автомобиль будет проезжать лежачий полицейский или ухаб.

Рессора сделает систему подвески очень жесткой, даже жестче, чем спортивные подвески на пружинах. Небольшие кочки будут сильно ощущаться. Кроме того, на такой подвеске не слишком острая управляемость, так как ход ее все-таки ограничен.

На легковых автомобилях такая конструкция просто не нужна. Для работы рессор нужен вес. Можно встретить подобную конструкцию на легковых китайских пикапах – но и они рассчитаны на перевозку около тонны груза. Если кузов пустой, машина теряет управляемость, а задняя часть будет прыгать по дороге.

Конструкция

Как уже упоминалось, самой упругой составляющей подвески является рессора. Данный узел представляет собой группу листов (обычно семь), которые стягиваются специальным болтом. Толщина первого листа самая большая (7 мм). Остальные листы немного тоньше — 6 мм.

Все листы рессор стягиваются между собой тремя хомутами, которые ограничивают боковые перемещения. С нижней стороны крепление хомута производится с помощью специальных клепок, устанавливаемых на последнем листе. С верхней части концы хомута затягиваются уже на первом листе. Верхняя часть каждого листа поддается специальной обработке, что позволяет повысить общий срок службы изделия.

«Уши» основного листа расположены симметрично поперечному сечению листа. Данная позиция способствует максимальной надежности и исключает чрезмерные усилия. Правая часть рессоры монтируется на кронштейне посредством резиновых втулок. При этом крепление кронштейна производится к лонжерону на раме транспортного средства. Правая часть имеет подвес  шарнирного типа. Основные удерживающие элементы — серьга и пальцы, устанавливаемые с применением резиновых втулок.

Рессоры имеют идентичный вид с двух сторон, поэтому монтировать их можно, как угодно. Одинаковыми являются и штампованные чаши, которые скреплены заклепками к основным листам. Благодаря применению штампованных чашек, появился шанс повысить площадь прикосновения листа и резиновой подушки. Такое совмещение — возможность уменьшить износ устройства и повысить его ресурс.

Резиновая подушка рессоры имеет два утолщения — снизу и сверху. Ее назначение — качественное удерживание концов рессор на своих кронштейнах. Последние, в свою очередь, производятся из качественного чугуна. Фиксация кронштейнов производится к специальным лонжеронам на раме. Крепление чаши к кронштейнам производится с помощью болтовых соединений.

Чтобы качественно зафиксировать подушки из резины, крышки должны быть хорошо протянуты. Сегодня есть несколько видов съемных крышке, позволяющих демонтировать рессоры и производить замену резиновых подушек (если в этом есть необходимость).

Еще один конструктивный узел устройства — обойма буфера, вылитая из цельного чугуна. Ее крепление осуществляется к нижней части лонжерона рамы при помощи мощных болтов. Во внутренней части обоймы есть резиновый буфер, который нужен для смягчения ударов, принимаемых лонжеронами в случае сильных ударов и «продавливании» рессор. В роли ограничителя прогиба выступает обойма резинового буфера. В случае сдавливания буфера именно она является упором для мостового кожуха.

Главная особенность рессор листового типа в том, что они играют роль не только упругих элементов системы, но и выполняют направляющую опцию. С помощью листовой рессоры происходит передача основных нагрузок, появляющихся при раскачивании колес, а также толкающих усилий в процессе разгона и остановки транспортного средства.

В период движения под горку, при повороте транспортного средства, а также под влиянием иных воздействий рессоры подвержены кручению. При этом максимальную нагрузку получают коренные листы устройства

При этом важно учесть, что в случае чрезмерных и регулярных нагрузок на рессоры их ресурс существенно уменьшается.

Нельзя не отметить и трение, возникающее в листовых рессорах при чрезмерных нагрузках. Появляющиеся силы трения не дают рессорам прогибаться, тем самым снижая упругие свойства изделия

В итоге происходит блокирование упругого элемента, и передача большей части нагрузки на кузов транспортного средства. Как следствие, плавность хода снижается в разы.

Описанная выше конструкция рессор активно проявляется при движении авто даже по небольшим неровностям. С повышением скорости уровень вибрации и шумы только возрастают. Для избавления от данной проблемы между листами проставляются специальные прокладки, которые частично убирают проблему.


Стоит отметить, что общее число рессор может меняться. Здесь многое зависит от массы транспортного средства, характеристик силового узла, грузоподъемности и ряда других характеристик.

Достоинства и недостатки рессор

Как и все элементы подвески, рессорные листы обладают позитивными и негативными характеристиками. Одними из важных достоинств служат относительная простота изготовления, ремонта и монтажных/демонтажных работ. Этот узел не боится перегрузок и дорог низкого качества, где имеются не только выбоины, но и множество ям.

Благодаря пружинным характеристикам гасятся колебания, возникающие во время разгона либо торможения, а также при возникновении заносов. Компактность подобной подвески обеспечивается её расположением снизу, что экономит багажное пространство в багажной части автомобиля.

Основной недостаток состоит в том, что происходит быстрый износ. Виновниками зачастую становятся автомобилисты, которые перегружают машины больше нормы, что приводит к проседанию и потере пружинных качеств. Не всем автовладельцам нравится то, что за листами, стянутыми хомутами, приходится периодически ухаживать, а также контролировать состояние смазки проушин. Если процедуру не проводить своевременно, то появятся посторонние шумы и существенно увеличится износ трущихся поверхностей.

Обслуживание

Для исключения поломок и продления срока службы рессоры нуждаются  в правильном и своевременном обслуживании. Так, очистка должна осуществляться хотя бы раз в 10 тысяч километров

При выполнении данной работы узел необходимо демонтировать, уделив внимание каждой детали. Каждая рессора очищается с помощью наждачной бумаги и с последующей промывкой керосином

После рессоры окрашиваются и смазываются тавотой и графитным составом. По завершении работ все монтируется на место.

Для сохранения конструкции узла необходимо раз  в два дня производить осмотр рессоров на факт качества протяжки стремянок, фиксирующих изделия к передней оси и мосту. Учтите, что даже незначительное послабление является поводом для ремонта.

Смазывайте серьги и рессорные пальцы хотя бы один раз в два дня. При выполнении данной работы может понадобиться специальный тавонагнетатель. Закачивание самой смазки производится посредством применения специальных ниппелей. Учтите, что рессорные пальцы — весьма хрупкое оборудование, поэтому во время ремонта применение молотка запрещено. Также будьте осторожными при протягивании болтов. Здесь также есть большой риск повредить устройство. Если авто эксплуатируется в тяжелых условиях, то будет логично обмотать узел шпагатом и закрыть брезентовым чехлом.

Перед каждой поездкой рессоры нужно вычищать от грязи и обращать внимание на расположение листов друг относительно друга (они не  должны быть смещены).

Устройство

Что представляет собой рессора, знают практически все автомобилисты с опытом. Но новички часто не имеют ни малейшего понятия, что такое рессоры.

Элемент изготавливается из специальных стальных сплавов. Каждый имеет разную длину. Она зависит от того, какие характеристики должна иметь рессора. Толщина листов тоже разная. Обычно первый лист, который непосредственно соприкасается с элементами кузова, должен быть толще, чем все прочие. Вся сборка зафиксирована хомутами. На легковых моделях авто рессору крепят под мостами. В грузовых автомобилях этот элемент подвески закреплен над мостом.

Каждый из листов при сборке на производстве специальным образом обрабатывается. Это позволяет значительно увеличить срок службы детали. Крепление сборок рессор осуществляется специальным хомутом, который затем должен быть стянут болтами. Но отверстий на поверхности листов быть не должно. Это снизит долговечность изделия и устойчивость.

Концы листов соединяются с кузовом автомобиля при помощи шарнирных соединений. Рессора нужна для передачи нагрузок на ходовую часть от рамы грузовика или кузова. Можно выделить и такие конструкции, где элементы работают на изгиб, как упругие балки. Обычно в таких изделиях несколько листов, но сейчас в строительстве грузовиков применяют и монолистовые решения. В таких подвесках основную роль отводят все же амортизаторам.

Что касается числа рессор, то это зависит от модели автомобиля, его типа, веса, грузоподъемности и прочих характеристик.

Эллиптические рессоры

Эллиптическая рессора состоит из двух незамкнутых листовых рессор, повернутых вогнутой стороной друг к другу и соединенных по концам шарнирами, скобами или специальными наконечниками. Эти рессоры называются эллиптическими потому, что в первых эллиптических рессорах вогнутые стороны коренных листов образовывали эллипс. Эллиптические рессоры имеют большую гибкость по сравнению с подвесными и применяются преимущественно в центральном рессорном подвешивании тележек пассажирских и грузовых вагонов. Для восприятия значительных нагрузок такие рессоры ставят группами в несколько рядов. В таком случае эллиптические рессоры называются двух-, трех-, четырехрядными и т. д.

На вагонах железных дорог применялось несколько типов эллиптических рессор. Они отличаются между собой главным образом соединением концов коренных листов. Наиболее распространенной рессорой, обладающей лучшими свойствами по сравнению с другими рессорами, так как она проста по конструкции и в изготовлении, сборке и разборке, а также обладает хорошей гибкостью, является рессора, сконструированная техником Н. К. Галаховым.

Эллиптическая рессора Галахова (рис. 2, а) состоит из половин – верхней и нижней, составленных каждая из нескольких изогнутых листов одинакового профиля. Обе половины соединяются вместе двумя наконечниками (5) и (1) (рис. 2, б) специальной формы, прикрепляемыми к концам коренных листов короткими болтами или заклепками (2). Наконечник (5) нижней половины имеет продольный буртик с радиусом закругления 8 мм, а по наконечнику (1) верхней половины проходит продольный желоб. В собранной рессоре буртик с желобом образуют полушарнир. Чтобы верхняя половина рессоры не смещалась относительно нижней в поперечном направлении, в средней части наконечника (5) сделан вырез (4) шириной 40 мм, а в наконечнике (1) – вырез с приклепанным сухарем (3) такой же ширины. Собирается и разбирается рессора Галахова легко, что удобно при ремонте, установке и перевозке.

Рис. 2 – Эллиптическая рессора Галахова и ее концевые шарниры

Рессоры Галахова изготовляют из желобчатой стали сечением 76×10 мм. Каждый пакет рессоры (незамкнутая половина одного ряда) собирается из шести-семи листов. Длина хорды в свободном состоянии составляет 850–930 мм, а фабричная высота – около 400 мм. Стрела прогиба (в) у эллиптических рессор измеряется между коренными листами верхней и нижней половины около хомутов, а высота рессоры (г) – между наружными наборными листами. Расстояние между центрами наконечников коренных листов незагруженной рессоры называется длиной хорды (б), а загруженной – длиной рессоры (а).

Эллиптические рессоры (рис. 3) ставятся в некоторых типах тележек грузовых вагонов вместе с пружинами. Они состоят из двух листовых рессор с небольшим изгибом коренных листов, концы которых входят в специальные литые стальные наконечники. Наборных листов по четыре. Будучи разъемными, эти рессоры удобны при сборке и постановке на тележки.

Рис. 3 – Эллиптическая рессора тележек грузовых вагонов


С этим читают