Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем легкового автомобиля (стр. 1 из 6)

С пневматическим приводом

Последний тип привода, используемый на автотранспорте – пневматический, нашел большее применение на грузовых авто.


Работы такого типа идентичен гидравлическому, но в качестве рабочего элемента выступает сжатый воздух.

Краткая конструкция системы такова: имеются те же барабанные тормозные механизмы с кулачковым валом. Но соединен этот вал с рабочей тормозной камерой мембранного типа.

К этой камере подходят магистрали подачи воздуха. Давление воздуха обеспечивается компрессором и под давлением он сохраняется в ресиверах.

Управление механизмом осуществляется тормозным краном.

Принцип работы.

  • Водитель посредством педали открывает тормозным краном магистрали подачи воздуха.
  • Сжатый воздух попадает в рабочие камеры мембранного типа.
  • Мембрана соединена штоком с механизмом поворота кулачкового вала.
  • Сжатый воздух давит на мембрану, та отклоняется и толкает шток, который воздействует на механизм и вал проворачивается, разжимая колодки.

Замена тормозных колодок

Тормозные колодки передних тормозов необходимо заменить, если их толщина меньше минимально допустимой. Очередность работ при замене обкладок следующая:

  • Ослабить гайки крепления передних колес, поднять перед автомобиля и передние колеса.
  • Снять передние колеса.
  • Вывернуть болты из направляющих пальцев.
  • Извлечь суппорт и отвести его, не допуская нагрузки на гибкий тормозной шланг.
  • Извлечь изношенные колодки и заменить их новыми.
  • Вдвинуть поршень внутрь цилиндра суппорта, стараясь не повредить пыльник поршня и не допуская вытекания тормозной жидкости из бачка.
  • Установить на место суппорт и ввернуть болты в направляющие пальцы.
  • Установить передние колеса, наживить гайки, опустить перед автомобиля и затянуть колесные гайки с усилием 40…70 Нм.

Теоретическая часть

В современных машинах устанавливается два вида тормозов — дисковые и барабанные. Ранее спросом пользовались системы барабанного типа из-за большей площади контакта в процессе торможения и повышенного ресурса работы. Кроме того, благодаря использованию барабанной системы удавалось избежать применения тормозного усилителя (сегодня устанавливается во всех современных авто).

Но ситуация меняется, и барабанные тормоза все реже встречаются на автомобилях. Как правило, они устанавливаются на бюджетных моделях, а дорогие авто комплектуются исключительно дисковыми тормозами. Одна из причин, по которой производители отказались от барабанной тормозной системы — высокая вероятность перегрева, обусловленного закрытостью конструкции.  Второй недостаток — ограниченное давление прижатия колодок к основному механизму.

Дисковые тормоза показали эффективность в мире спорта. Наличие повышенной площади касания позволяет быстрее справляться с перегревом, а эффективность торможения растет. Благодаря механической надежности системы дискового типа, в ограничении сжатия нет необходимости, что повышает эффективность таких тормозов.

Минус — вероятность перегрева устройства из-за ограниченной площадки колодок. Как результат, нагреваются и близлежащие механизмы, к примеру, суппорт. Греется и рабочая жидкость, которая при активном применении тормозов может закипеть (несмотря на повышенную температуру кипения около 250 0С).  Вот почему на машинах с мощным мотором ставятся колодки с увеличенной площадью, размер которых часто достигает 30% площади диска. Для обеспечения работы таких механизмов применяются специальные суппорты с большим количеством поршней.

Суппорты тормозов, цилиндров. Тормозные колодки и накладки. Механизмы дисковых и колодочных тормозов.

Исполнительные механизмы тормозной системы требуют особого внимания, поскольку именно на них приходятся все механические и тепловые нагрузки. При наличии потеков жидкости из тормозных цилиндров последние подлежат немедленной замене. Не стоит тешить себя иллюзиями о замене резинок манжет. Все другие детали тормозной системы не должны иметь трещин, задиров и других механических повреждений.

Образование буртика на тормозных барабанах и дисках больше предельно допустимых размеров – также прямой сигнал к их замене. На таких автомобилях как Пежо оригинальные тормозные диски сделаны из мягкого металла и изнашиваются довольно быстро, примерно на каждую вторую замену тормозных колодок необходимо менять и тормозные диски, так как износ не должен превышать одного миллиметра с каждой стороны.

Иногда на тормозных суппортах передних и задних дисковых колес наблюдается скопление грязи и нагара. Это совсем не показатель к их замене. Достаточно лишь аккуратно очистить их поверхность при помощи металлической щетки, стараясь не задевать тормозные шланги. Течь из цилиндриков суппортов – прямое показание к их замене. Все возвратные пружины, держатели колодок, накладок, распорные планки не должны иметь следов коррозии.

Если на вышеперечисленных деталях имеется слой ржавчины, следует очистить ее щеткой или при помощи химического преобразователя. Толстый слой ржавчины на механизмах – прямое показание к его замене. Обязательно следует проверять степень износа тормозных накладок и колодок. В некоторых моделях специальные механизмы оповещают водителя о необходимой замене накладок истошным писком и скрипом. В любом случае, этим деталям обязательно необходим периодический осмотр. Накладки и колодки являются расходниками и подлежат периодической замене. Чтобы оценить их состояние, в некоторых моделях достаточно повернуть переднее колесо наружу.

В других моделях колесо придется снять. В моделях автомобилей с задними колодочными тормозами как правило, имеются специальные смотровые отверстия с резиновыми заглушками. В некоторых моделях автомобилей с задним и полным приводом (4WD) может наблюдаться снижение эффективности торможения задних колес вплоть до полного его исчезновения. Часто это связано с износом сальника полуоси и попадания трансмиссионного масла на барабан и тормозные колодки. Замасленные колодки необязательно заменять новыми. Достаточно тщательно промыть их и барабан специальным очистителем, но не бензином или другими органическими растворителями.

Температура кипения

В процессе торможения автомобиля элементы тормозной системы — колодки, диски, барабаны — сильно нагреваются. Часть образовавшегося при этом тепла отводится потоком набегающего воздуха, другая распространяется по деталям системы. Рабочие тормозные цилиндры, в которых непостердственно находится тормозная жидкость, могут разогреваться до довольно высоких температрур. К примеру, если легковой автомобиль, движущийся со скоростью 150 км/час, тормозится до полной остановки, то в результате трения выделяется столько тепла, что им можно нагреть обычную комнату от 0°С до 20°С.


В легковых автомобилях с дисковыми тормозами температура жидкости при движении по магистральным автострадам составляет приблизительно 60-70°С, в городских условиях — 80-100°С, на горных дорогах — 100-120°С, а при высокой скорости движения, температуре воздуха и при интенсивных торможениях — до 150°С и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до порядка 600°С. Такая температура может вызвать закипание тормозной жидкости и возникновение паровых пробок, которые приведут к падению давления в контуре и снижению эффективности тормозной системы. В отличие от жидкости, пар сжимается и при нажатии на педаль не передает усилие к рабочим цилиндрам системы. Следует отметить, что начало образования паровой фазы тормозной жидкости при нагреве, а следовательно, и паровых пробок в гидроприводе тормозов, происходит при температуре на 20-25°С ниже температуры кипения жидкости. Для надежной работы тормозов необходимо, чтобы она была выше рабочей температуры жидкости в тормозной системе. Для большей части тормозных жидкостей температура кипения в процессе эксплуатации снижается из?за их высокой гигроскопичности. Как правило, падение температуры кипения до 125?130°C является критичным и говорит о необходимости замены жидкости.

Тюнинг тормозной системы

Если произвести тюнинг тормозной системы, то изменения в своем авто вы заметите сразу же. Основные из них нельзя не отметить:

  • рабочие поверхности будут взаимодействовать на большей площади, а это значит, что эффективность торможения улучшится;
  • дисковый диск – не барабанный нужно установить на задние колеса. Про тормозную нагрузку и то, как она будет соотноситься с колесами, забывать нельзя. В противном случае авто может пойти в занос;
  • многопоршневая система суппортов – этот момент поможет усовершенствовать тормозную систему. Благодаря такой доработке тормозная система будет реагировать на малейшее касание педали тормоза;
  • усилитель вакуумного типа. Давление жидкости в тормозной системе благодаря этому увеличится.

Нельзя не отметить и то, что можно сменить тормозную жидкость. Использование средств с высокой сопротивляемостью к нагреву положительно отразится на тормозной системе.

Существует множество вариантов, которые помогут усовершенствовать тормозную систему вашего автомобиля. По каждому из пунктов вы можете обратиться в ателье, где профессиональные работники не только порекомендуют те или иные действия, но и с легкостью воплотят их в реальность.

Удачи на дорогах!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Диагностика тормозной системы

Для диагностирования общей эффективности тормозной системы зачастую применяются специальные стенды.

Наибольшее распространение получили барабанные стенды, позволяющие определить усилие, создаваемое тормозной системой на каждом колесе и время срабатывания системы.

Затем исходя из показаний, производится обслуживание и ремонт.

Народные методы диагностики тормозов.

Одним из таких методов является замер тормозного пути. Именно этот метод положен в основу площадочного стенда.

Суть метода сводиться к движению авто с определенной скоростью по ровной площадке с последующим экстренным торможением.

После этого замеряется тормозной путь и на основе замеров и сравнения их с номинальным значением, указанным в тех. документации к авто, определяется эффективность тормозов.

К примеру, на ВАЗ 2109 в полностью загруженном состоянии тормозной путь на сухой ровной поверхности при скорости 80 км/ч должен составлять примерно 38 м.

Значение меньше или таковое указывает на отличную работу тормозов, большее значение сигнализирует о проблемах в работе.


Недостатком этого метода является невозможность определения эффективности работы тормозов на каждом колесе и время срабатывания привода.

Также на показания в значительной мере влияют дорожные условия при проведении диагностики (мокрая поверхность дороги или сухая и т.д.).

7) Стояночная тормозная система автомобилей ваз 2110.

  • Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.)
  • Рабочие места и посты, в помещениях для ремонта автомобилей должны обеспечиваться безопасными условиями труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного рабочего положено не менее 45 квадратных метра и объемом помещения не менее 15 кубических метров. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Выезды из производственных помещений выполняются с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов.
  • Производственные помещения должны соответствовать требованиям технической этике. Так же посты должны быть обеспечены предупреждающими знаками.
  • При проведении всех работ, связанных с уходом за автомобилем и его техническим обслуживанием, надо строго соблюдать необходимые меры безопасности, имея в виду, что автомобиль является средством повышенной пожарной, экологической и функциональной опасности.
  • В помещении мастерской всегда поддерживать порядок. Не оставлять замасленных тряпок, способных вызвать самовозгорание, содержать электропроводку в исправном состояние, применять переносные лампы напряжением не более 12 В.
  • В помещениях, где обслуживаются автомобили, не хранить бензин, баллоны с газом, краску и другие легковоспламеняющиеся вещества и предметы, не использовать газовые горелки и паяльные лампы, имеющими открытый факел огня, а также не применять самодельные электроподогревающие устройства и не курить.
  • При продувке гидропривода тормозной системы автомобиля, а также при заливке тосола, оказывающего отравляющее действие на организм человека, не подсасывать его через шланг ртом, а использовать магистральный сжатый воздух или насос для подкачки шин.
  • Применяемый при работах инструмент должен содержатся чистом и исправном состояние. При работах выполняемых электроинструментом соблюдать правила техники безопасности.
    • Мой автомобиль ВАЗ-2110-11i-12i. Техобслуживание. Эксплуатация. Ремонт.
    • ВАЗ-2110,2112,2113.Пошаговый ремонт в фотографиях.
    • Автомобили ВАЗ 2110-2112.Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт.
    • Руководство по техническому обслуживанию и ремонту ВАЗ 2110, 2111, 2112.

Страница Устройство, диагностика, техническое обслуживание и ремонт тормозной системы ВАЗ 2110

Поиск по сайту:  

Устройство и принципы работы ручного тормоза.

Механический ручной тормоз — это система из управляющего рычага, посредством тяги и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колёс.

Существует также управление нажатием на педаль (находится около педали тормоза на машинах АКПП). Этот вид тормоза называют часто «ножником». При нажатии педали происходит активация стояночного тормоза, а при повторном нажатии начинается процесс расторможения.

Стояночный тормоз имеет следующее устройство не зависимо от вида:

1) Тормозные механизмы на задних колёсах;

2) Тросы привода данных тормозных механизмов;

3) То, при помощи чего включается тормоз (рычаг или педаль).

Рычаг имеет храповый механизм, именно он фиксирует рычаг и препятствует растормаживанию. Когда нажимается кнопка, происходит выключение сигнальной лампы на приборной панели, а также уже можно возвратить рычаг в исходное положение. Усилие от рычага к тормозным механизмам происходит при помощи стальных тросов, количество может быть от 1-го до 3-х.

Существуют следующие виды стояночных тормозов:

1) С барабанными тормозами. Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного с барабанным тормозом, наиболее прост. В конструкции существует рычаг, при помощи него усилие передаётся ведущей колодке от троса стояночного тормоза. Когда трос натягивается, рычаг толкает колодку, при этом она, в свою очередь, в движение приводит другую колодку, колесо при этом надёжно тормозится.

2) С дисковыми тормозами. Тут всё немного посложнее, есть три варианта.

— Кулачковый привод. Находится данный привод в суппорте механизма тормозной системы. Поршень у колодки оборудуется толкателем, опирающийся на кулачок с рычагом. Когда трос стояночного тормоза натягивается происходит поворачивание рычага, а также и вместе с ним кулачка, давящий на поршень и толкатель — колодка приводится в движение, и, когда упирается в диск, блокирует колесо.

— Винтовой привод. Находится данный привод также в суппорте механизма тормозной системы. Поршень оборудуется винтом и предусмотрена резьба, чтобы входил винт. Этот винт с рычагом очень жёстко связан. Когда трос стояночного тормоза натягивается рычаг совершает поворот, винт прокручивается и поршень перестаёт вращаться, поэтому он двигается вперёд и при этом происходит движение колодки вперёд следуя потом блокировке колёс.

— Барабанный тормозной механизм. Основным отличием является самостоятельная работа этой тормозной системы. Оборудуется этот тормозной механизм рядом с основной. Популярна эта система в автомобилях, в которых несколько поршней оборудовано в систему дисковых тормозов. Колодки же, упирающееся в барабан небольшого диаметра, тормозят машину.


3) Трансмиссионный стояночный тормоз. Применяется, в большинстве случаев, на грузовиках и внедорожниках. В качестве механизма в тормозной системе может использоваться диск с колодками, закреплённый на кардвале, либо барабан. Особенностью этого стояночного тормоза является то, что он действует на трансмиссию, а не на колёса.

4) С электронным приводом. Включение и выключение стояночного тормоза происходит путём специального выключателя. Современные автомобили всё чаще используют электропривод стояночного тормоза. Принцип действия заключается в электромоторе, взаимодействующем с дисковыми тормозами.

Обслуживание тормозной системы — рекомендации

Опытный автовладелец понимает важность контроля тормозов и правильной эксплуатации. Важно время от времени проверять элементы системы на факт отсутствия утечек

Кроме того, рекомендуется периодически проверять тормоза на эффективность.

У педали тормозов  имеется рабочий и свободный ход — его необходимо проверять с периодичность раз в 3-5 месяцев. При появлении сбоев в работе системы рекомендуется измерить упомянутые параметры, а также расстояние от тормозных колодок до барабана или диска.

В периодическом регулировании (настройке) нуждается и ручной тормоз. За его состоянием и эффективностью также рекомендуется следить. Это касается и крепежа тормозных колодок, а также главного цилиндра. Не меньшего внимания заслуживают оси, пружины и накладки механизма. Если поршни начинают клинить, рекомендуется поменять жидкость или цилиндр. Кроме того, передние цилиндры стоит время от времени обрабатывать с помощью WD-40.

Упомянутый состав используется для обработки цилиндра над манжетой, после чего поршень утапливается с помощью монтировки. Важно, чтобы он занял первоначальную позицию. После этого прокачиваем систему путем нажатия тормоза до момента, пока ход поршня не станет достаточно легким. Важно, чтобы в процессе работы монтировка не нарушила целостность тормозного диска.

Если поршень клинит, стоит подложить под него кусок отрезанной резинки, которая обеспечит возврат элемента в первоначальную позицию. Если клин имеет серьезный характер, с этим лучше не шутить и обратиться к мастерам на СТО.

В процессе эксплуатации в тормозной системы может появиться воздух, который необходимо удалить. Для решения этой задачи в тормозной цилиндр доливается тормозная жидкость. После этого на первом колесе выкручиваем клапанную крышку вторично цилиндра и опускаем штуцер с подключенной к нему резиновой трубкой, имеющей длину около 50 см. Вторая часть шланги погружается в стеклянную емкость, в которую заблаговременно наливается жидкость. Вместе с этой жидкостью выходит и воздух из системы. Применение стеклянной посуды позволяет визуально наблюдать выход пузырьков.

Тормозная система прокачивается до момента, пока из нее не выйдет весь воздух. Если его нет, это будет видно по отсутствию пузырьков. После завершения работ важно плотно затянуть перепускной клапан, нажимая в этот момент на педаль тормоза. В дальнейшем требуется убрать трубку и поменять крышку.

Прокачка тормозов начинается с самого дальнего от главного цилиндра колеса. По  завершению работы требуется долить тормозную жидкость до требуемого уровня.

В завершение выделим наиболее важные рекомендации:

Соблюдая приведенные рекомендации, можно с легкостью избежать проблем с тормозной системой машины и предотвратить серьезные последствия. Нередко бывает, когда недостаточный уровень обслуживания приводил к снижению эффективности или полному отказу тормозов, а так недалеко и до аварии

Регулировка тормозов автомобиля ЗИС-150

Для эксплуатационной регулировки тормозов автомобиля ЗИС-150 нужно:

  1. поднять колесо или ось автомобиля;
  2. вращать червяк (квадрат) тормозного рычага вправо до легкого притормаживания колеса, затем, повертывая червяк обратно, установить зазор между накладкой колодки и тормозным барабаном 0,25—0,4 мм, зазор следует измерять щупом через окно в тормозном барабане в средней части накладки;
  3. опробовать после регулировки всех колес действие тормозов на ходу или на испытательном станке.

После переклепки накладок, замены колодок или ремонта тормозного барабана производят полную регулировку тормозов эксцентричными опорными пальцами в такой последовательности:

  1. регулируют колодки червяком тормозного рычага в порядке, указанном выше;
  2. освобождают гайки опорных пальцев и поворотом их один к другому прижимают колодки до отказа к барабану и закрепляют гайки пальцев в этом положении;
  3. червяком устанавливают нормальный зазор между накладками и барабаном и проверяют легкость вращения колеса.

Как проверить регулятор давления (колдун)

Проверка регулятора давления должна проводиться через 30 тысяч километров пробега. Для этого необходим доступ к автомобилю снизу. Его устанавливают на подъемник, яму или эстакаду. Очистите колдун (регулятор давления) от грязи.

Если он отрегулирован нормально, то во время торможения передние колеса начинают останавливаться раньше задних. Если это не так, то колдун считается неисправным или неправильно отрегулированным. Здесь нужна помощь специалистов автосервиса.

Порядок проверки колдуна:

  1. Осмотрите регулятор на предмет течи тормозной жидкости.
  2. Осмотрите заглушку, в нормальном положении она утоплена на 1-2 миллиметра.
  3. Покачайте и пошевелите серьгой, люфта не должно быть.
  4. Попросите кого-нибудь нажать на тормоз. Поршень колдуна в этом случае должен выдвинуться из корпуса на 1,5-2,5 мм, и сжать пружину, опираясь на рычаг.
  5. Если эти условия не выполняются, то регулятор давления (колдун) считается неисправным и требуется обращение в автосервис.

Об этих операциях многие водители забывают, и пренебрегают проверкой регулятора давления тормозов.

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).

Наиболее частой проблемой тормозной системы является износ уплотнительных манжет, реже – самого поршня или возвратных пружин. Результатом небрежного отношения к чистоте тормозной жидкости, ее несвоевременной замены может стать поврежденный поршень и манжеты. Другой сопутствующей проблемой может стать утечка тормозной жидкости в вакуумный усилитель через поврежденные манжеты и сальники. В этом случае наблюдается снижение уровня жидкости в бачке при внешнем отсутствии потеков.

Другой распространенной проблемой может стать подсос воздуха через негерметичные соединения контуров. В этом случае наблюдается небольшое просачивание жидкости. Иногда тормозная жидкость может уходить через треснутый расширительный бачок. Другой, не менее серьезной проблемой может стать заклинивающий шток, связанный с тормозной педалью. Необходимость замены ГТЦ в сборе можно определить исключительно в условиях СТО на специальном оборудовании. Если на внутренней поверхности цилиндра имеются риски, сколы и задиры, он подлежит безоговорочной замене.

В других случаях, за исключением сильного износа рабочих поверхностей и выработки поршня на «эллипс», замене подлежать лишь резиновые манжеты. Это сильно удешевляет сам ремонт. Треснувший бачок для жидкости также подлежит замене. Потеки через соединения могут быть устранены затягиванием при помощи специализированного гаечного ключа. Использование герметика или каких-либо уплотнителей в соединениях тормозной системы не допускается.

Контуры тормозной системы

Рекомендуется периодически проверять состояние тормозных трубок и шлангов. Резиновые шланги с наличием трещин, следов потеков и коррозии подлежат немедленной замене. При наличии небольшой течи через соединения сначала стоит попыаться устранить более плотным затягиванием. Если это не помогает – заменить, желательно обе соединяемых детали. Небольшие вмятины и царапины на контурных трубках, а также обрывы пластиковых креплений – совсем не повод для паники.

Главное, чтобы контуры сохраняли проходимость для жидкости. Редко, но случаются засоры тормозных магистралей. В большинстве случаев ремонт может сводиться к прочистке и промывке всех элементов тормозной системы с последующим удалением воздуха из контуров. Если на тормозной магистрали нет ничего, кроме грязи и ее контуры выполняют свое главное назначение – подачу давления к тормозным механизмам колес, то будьте спокойны: ремонт и замена им еще долго не понадобится.


С этим читают