Расход топлива автомобиля

Как выглядит программа по расчету расхода топлива?

В упрощенном виде она представляет собой окно, в котором размещены ячейки для ввода такой информации:


  • количества километров
  • норму расхода на 100 либо 1 км
  • возможность расчета в одну сторону либо туда-обратно
  • стоимость топлива (не всегда)

Такого рода программное обеспечение позволяет рассчитать количество топлива и затраты на поездку.

Существуют также онлайн сервисы, способные рассчитать расход топлива — калькулятор. Конечно, рассчитаны они в основном для автолюбителей. Достаточно ввести значения в окна калькулятора, он выдаст требуемое количество топлива на поездку. Можете воспользоваться подобным сервисом у нас на сайте.

К программам по расчету расхода топлива относятся:

  • 1С: Управление автотранспортом Стандарт
  • автоматизированный расчет с использованием EXCEL
  • программные продукты на базе на базе MS Access, например «Путевой лист автомобиля»
  • Fuel Manager для устройств с ОС Android и iOS

Как рассчитать расход топлива на 100 км?

На самом деле все просто. Не нужно никаких сложных формул. Понадобится только калькулятор. Суть заключается в том, чтобы засечь пройденное расстояние на бензине от заправки до заправки. Итак, поступаем следующим образом:

  1. Не заправляемся до тех пор, пока не загорится датчик «бензоколонка» на приборной панели. Обычно это означает, что в баке остается еще около 10 литров бензина.
  2. Теперь едем на ближайшую заправку и заправляем полный бак топлива. Обязательно заливайте такой бензин, который требуется производителем автомобиля. В технических характеристиках это указано.
  3. Получаем чек на заправке и смотрим, какой объем топлива нам заправили. Запишите это значение или просто сохраните чек. Теперь сбрасываем счетчик пробега.
  4. Ездим по своим делам. Нам необходимо израсходовать топливо до тех пор, пока снова не загорится лампочка «заправка».

Теперь, когда мы потратили весь бензин, мы можем посчитать реальный расход топлива автомобиля. Все необходимые параметры у нас есть. Формула расхода топлива будет выглядеть следующим образом:

Расход = X * 100 / Y.

В этой формуле:

  1. X – объем заправленного топлива. Он указывается в чеке.
  2. Y – пройденное расстояние, которое вы видите перед собой на приборной панели (если помните, то при заправке мы сбрасывали счетчик пробега).

Для простоты приведем простой пример. Допустим, после загорания лампочки «бензоколонка» мы заправили 40 литров топлива. Сбросили счетчик пробега, поездили по делам и снова увидели лампочку «бензоколонка». Теперь смотрим на счетчик и видим, что мы, например, проехали 500 километров. Это значит, что на 500 километров уходит 40 литров бензина. Если 500 разделить на 40, то мы получим расход бензина на 1 километр. В данном случае будет 0.08 литра на километр. Но нам необходимо знать, как рассчитать расход топлива на 100 км, а значит, полученное значение нужно умножить на 100. В итоге выйдет 8 литров – именно столько в данном примере автомобиль будет потреблять бензина.

Нормы расхода бензина

Данная величина необходима для бухгалтерских подсчетов, где на предприятии имеется служебный транспорт. Таким образом, ведется учет затрат на ГСМ. Нормы расхода бензина требуются для:

  • калькуляции себестоимости поездки;
  • ведения налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • учет расходов по каждому водителю.

Если на транспортном средстве нет бортового компьютера, то калькулятор расхода топлива будет вестись по формуле:

расход горючего на 100 км пути = потраченное количество в литрах / пройденный путь (из расчета город или трасса) * 100

В данном варианте берется среднее значение расхода топлива из спецификации к транспорту или согласно приказу организации.

В зависимости от использования ТС, в калькулятор могут входить различные поправки:

  1. Сезонность (Юг от 5 до 7%; Центр и Урал от 10 до 12%; Сибирь и Север 15%; Крайний Север от 18 до 20%).
  2. Возраст автомобиля (от 5 до 8 лет и пробегом более 100 000 км – 5%; от 8 лет и пробегом свыше 150 000 км – 10%).
  3. Поездка в населенном пункте (здесь могут быть разные коэффициенты для каждого города) или по трассе. Действует следующее правило в зависимости от количества населения в городе: более 3 млн – 25%; от 1 до 3 млн – 20%; от 250 000 до 1 млн – 15%; от 100 тыс. до 250 тыс – 10%.

Если машина оснащена климат-контролем и кондиционером, то к калькулятору применяется прибавочный коэффициент в значении 7%.


При перевозке тяжелых грузов – от 15 до 35%.

К любым грузовым транспортным средствам (даже без учета груза) к калькулятору прибавляется 10% коэффициента поправки.

Расчет расхода топлива для автолюбителя

Моментальный (мгновенный) расход — количество потребляемого топлива в данный момент времени. Его информационная ценность в том, что можно понять, как различные режимы вождения влияют на экономию горючего. Узнать его можно только благодаря БК.

Бортовой компьютер — устройство, которое позволяет определить текущие параметры работоспособности автомобиля. Он отображает:

  • скорость автомобиля
  • обороты двигателя и его температуру
  • остаток топлива в баке
  • средний расход на 100 км
  • расход горючего за текущую поездку
  • моментальный расход
  • время поездки
  • пройденный путь

Устройство позволяет запрограммировать новый круиз, рассчитать необходимое количество топлива.

Бортовой компьютер предупредит о превышении параметров работы транспортного средства, к примеру, повышении температуры в двигателе или необходимости технического обслуживания.

Следовательно, если у вас на автомобиле установлен БК, всю информацию по расходу вы можете увидеть на его экране. Но что делать тем автолюбителям, у которых это чудо техники не установлено?

Как рассчитать средний расход топлива на 100 км без БК?

Формула расчета такова: Количество литров потраченного топлива делят на пройденный за поездку километраж, полученное значение умножают на сто. В результате получается потребление на 100 км пробега.

Если лень запоминать формулу, то можно произвести расчет на компьютере при помощи встроенного в Windows 7 и 8 калькулятора. Включается режим расчета так:

Для возвращения к привычному виду калькулятора нажмите Ctrl+F4. Пример расчета:

Пройденный километраж можно узнать благодаря одометру. В большинстве современных автомобилей при наличии электронного одометра есть возможность отследить количество пройденных километров за определенную поездку.

Сложнее определить количество израсходованного горючего. Проблема в том, что никогда не ясно, сколько точно бензина в баке. Самым простым способом кажется следующий вариант: полностью заполнить бак (его емкость указана в руководстве по эксплуатации ТС) и полностью израсходовать горючее. У данного способа два минуса:

  • надо возить с собой канистру с топливом (ведь неизвестно где и когда оно закончится);
  • у абсолютного большинства автомобилей при ситуации сухого бака может выйти из строя топливный насос и/или вновь завести автомобиль будет невозможно без дополнительных процедур (таких, как подкачка).

Мы рекомендуем следующие способы измерения среднего расхода топлива:


«От полного бака»:

  1. заливаете полный бак, фиксируете показания одометра;
  2. проезжаете определенное расстояние (чем больше, тем точнее будет расчет);
  3. вновь заезжаете на заправку и заправляете до полного бака
  4. минусуете записанные показатели одометра от тепершних — у вас есть километраж;
  5. количество залитого при второй заправке топлива равняется израсходованному;
  6. применяете формулу расчета.

Если вы проедете ровно 100км между заправками, то количество залитого при второй заправке топлива равняется среднему расходу на 100км.

При заливке до полного бака тоже возможны варианты: полностью заливать горловину или нет и т.п. При таком варианте заправки у заправщика больше возможностей для махинаций. Поэтому возможен вариант до первого отстрела пистолета

Вы обращали внимание, что заправщик фиксирует пистолет и топливо льется в бак без зажатия пистолета рукой (кстати, там тоже 2 положения фиксации)? Когда бак почти полный фиксатор «стреляет» и горючее перестает литься. Для «идеального» измерения обе заправки можно проводить на одной и той же колонке

«По лампочке резерва топлива»:

  1. ездите, пока не загорится эта лампочка;
  2. заправляетесь (количество заправленного будет равняться израсходованному горючему) и фиксируете показания одометра;
  3. ездите, пока лампочка вновь не загорится, фиксируете показания одометра, отнимаете от них полученные в пункте 2 и получаете пройденное расстояние;
  4. применяете формулу расчета.

Помните, что расход топлива зависит от множества факторов (которые будут указаны ниже), поэтому для расчета наиболее реалистичного среднего расхода топлива следует выбирать максимально возможное расстояние

Для расчета необходимого количества топлива (а также средств для его приобретения) на прохождение определенного маршрута, у нас на сайте есть специальный онлайн-сервис. Приглашаем им воспользоваться!

Проверить пробег авто с помощью документов

  • Чтобы рассчитать реальный пробег машины, необходимо, в первую очередь, взять сервисную книжку авто и ПТС. Там вы увидите год выпуска транспортного средства. Исходя из того, что в среднем за год автомобиль проезжает порядка 15-16 тысяч километров, можно сделать вывод, соотнеся эти данные с годом выпуска. Допустим, одометр показывает на авто 2007 года пробег 70 тысяч километров. Опираясь на вышесказанное, делаем подсчет. За всё время машина должна была проехать примерно 160 тысяч километров. Отсюда следует, что стрелка прибора показывает неверно.
  • Рекомендуем ознакомиться с документом о последней замене масла. Здесь также может быть подвох. В данной брошюре, как правило, указано, при каком пробеге производили замену. Скажем, вам приглянулась машина, на одометре указано 60 с чем-то тысяч километров. Смотрите брошюру и видите, что масло было заменено на 110 тысячах. Вывод наклевывается сам собой.
  • Помимо года выпуска машины, в сервисной книжке можно проверить и пробег. Как правило, после выполнения планового обслуживания мастера ставят отметку о километраже.
  • В паспорте транспортного средства вы найдете информацию о том, какого производства автомобиль. Немецкие машины бывшего употребления обычно продают после 100-150 тысяч километров. Если пробег окажется меньше, значит показатели были скручены.

Читать дальше: Каталог запчастей на хендай солярис 2012 года

Нормы ГСМ и путевой лист

Существуют специальные нормы горючих и смазочных материалов (ГСМ), причем данные нормативы имеют исключительно юридический смысл и не имеют никакого отношения к тем цифрам, которые указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Согласно нормам ГСМ, эксплуатационная трата горючего должна учитывать такие параметры как загрузка авто, плотность движения в потоке, климатические факторы, состояние дорог и использование дополнительной электроники – кондиционер, печка, подогрев зеркал и т.д.

Данные нормы необходимы, дабы предприятия не завышали отчетные траты на бензин, а стремились экономно расходовать ГСМ и оплачивали налоги честно. Показатели также рассчитаны в путевом листе (нормы расхода топлива задокументированы для каждого отдельного авто). Путевой лист – документ, который должен быть у каждого водителя коммерческой либо государственной организации. Тоже самое касается и потребления солярки (дизельного топлива) для грузовиков.

Использование спутниковых систем

Для транспортных компаний, которые оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров, контроль расхода горючего – одна из важнейших задач. С ней продуктивно справляется система спутникового слежения, следящая за передвижением машины. С её помощью можно получить точную информацию о пробеге автомобиля.

Voyager 2 – одна из подобных систем. Благодаря ей можно эффективно и быстро установить и провести все необходимые настройки на любые виды транспорта. Модуль подключают через бортовую сеть машины. Есть один дискретный вход для подключения зажигания. По этой причине нельзя установить дополнительные датчики.

Модуль обладает встроенной памятью, куда записываются полученные со спутника данные. Общий объем позволяет хранить до 65 000 контрольных точек. Таким образом, это – ещё один способ, как узнать, сколько топлива расходуется в автомобиле.

Проверяем через интернет


Десятки сайтов в интернете бесплатно предлагают свою помощь в поиске необходимого направления и вычислении денежных затрат на горючее. Это возможно при помощи специальных программ. Можно выбрать различные режимы:

  • быстрый – в дороге вы проведёте минимум времени;
  • короткий – километрах минимальный;
  • экономный – на горючее получается минимум затрат.

Водителю дается право самостоятельно выбирать промежуточный пункты, в которые ему требуется заехать. Программа сама вычисляет все возможные нюансы и выдает конечный результат. Кроме того, многие калькуляторы учитывают:

  • профиль пути;
  • переезды, переправы на паромах и таможни;
  • пробки в конкретное время;
  • скоростные ограничения на дорогах.

Практический расчет расхода горючего для автотранспорта различной грузоподъемности

Нормативные расчеты топливных затрат грузового автомобиля (рассчитываются в л/100км) каждая автотранспортная компания ведет самостоятельно. Так же, как у электронных калькуляторов в Интернете, недостатком общепринятых методик подсчета становится базирование на средних показателях.В формуле Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D) базовым показателем становится расход без груза в снаряженном состоянии (Hsan), который индивидуален у каждого грузовика. Меняются показатели расстояния пробега (S), работы с грузом в топливе (Hw) и километрах (W). Вводятся поправочные коэффициенты D (в процентах), по которым усредненно учитывается увеличение нормы расхода для зимы, крупных городов, возраста грузовика, использование кондиционера.Реальный расход топлива может не совпадать с нормативами, что влияет на выбор маршрута. Так, при транспортировке груза из Одессы в Кривой Рог логичен выбор маршрута через Николаев, Баштанку, Новый Буг, длина которого составляет 305 километров. Для тягача «Мерседес» с заводским нормативом расхода в 19,8 литра на 100 км подсчет на электронном калькуляторе даст результат в 60,39 литров.Расчет по нормативной формуле, с принятым предприятием нормативом работы с грузом в топливе (Hw) в 5 литров, более точен. Он учитывает загрузку грузом в 20 тонн и равен 0,01 х (19,8 литров х 305 + 5 л х 305) = 75,64 литра. К этой цифре нужно добавить прибавочный коэффициент в 15% для проезда 20 км через Николаев, который увеличит расход на 0,74 литра.В реальности к нормативному расходу топлива нужно добавлять 10% расхода горючего на участке разбитой дороги в 68 километров между Южным и Николаевым, где расход топлива увеличивается на 10% (1,68 л). Длина разбитых участков автотрассы между Баштанкой и Кривым Рогом составляет 120 км. На этих участках скорость фуры не превышает 40 км/час, а расход топлива увеличивается на 15% (около 5 литров). Следовательно, на разбитом маршруте к нормативному расходу нужно прибавить 7 литров дизтоплива. Общий расход составит 83,06 литра.Более длинный маршрут через Николаев, в объезд Херсона, Берислава, Новой Каховки, Орджоникидзе, составит 445 км. При расходе топлива в 111 литров он сократит время в пути на 2 часа и убережет подвеску фуры от преждевременного ремонта.Дополнительная норма расходования дизтоплива вводится для автопоездов. У автопоездов нормативное планирование расхода учитывает массу прицепа и грузоподъемность прицепа. Показатель загрузки (полной или неполной) учитывается в значениях Hw и W.При этом в расчетах по средним нормам не учитываются скорость движения, транспортировка груза по перегруженным автотрассам (движение в режиме «газ – тормоз»), маршруты по плохим дорогам (с регулярным торможением).Особенно труден расчет расхода дизтоплива для маршрутов по горной местности. Такие участки трассы  проходятся на пониженных передачах, для которых расход солярки значительно увеличивается.Опытные водители, частные перевозчики на собственных грузовиках не пользуются онлайн калькуляторами и поправочными коэффициентами. Расход топлива рассчитывается по собственным, эмпирически выведенным формулам, связанным с грузом автомобиля, общим весом тентованного или самосвального автопоезда, особенностями равнинного или горного маршрута. Для каждого режима движения и отдельных участков маршрута водитель оформляет отдельную табличку.  Правильно замерив и рассчитав расход топлива, водитель может планировать затраты на маршрутный пробег автомобиля, быть уверенным в успешном окончании рентабельной грузоперевозки.

Факторы влияющие на расход топлива

Все, кто считают, что расход топлива зависит только лишь от лошадиных сил, крутящего момента, объема двигателя – заблуждаются. Эти факторы важны, однако они недостаточны.

Расход топлива на автомобиле зависит от:

  • состояния машины;
  • горючего;
  • стиля езды;
  • климатических условий;
  • покрышек;
  • аэродинамики.

Постараемся разобраться подробнее. От состояния машины и правда зависит многое – автомобиль на обкатке требует больше топлива, а старая машина с большим количеством неисправностей – еще больше.

Горючее. От типа и качества бензина зависит скорость его сгорания, полнота распада топлива на составляющие (часть не отработанного горючего может «улетать» в выхлоп) и многое другое. На А95 и на А98 расход всегда немного различен.

Стиль езды – понятие индивидуальное и очень влияющее на расход. Чем более размеренным и спокойным является стиль вождения, тем более экономной будет машина. Например, со старта автомобилист «топит педаль в пол», а второй водитель на таком же авто делает плавный старт. Даже, если у них изначально было равное количество бензина, лихач остановится раньше, а спокойный водитель сможет проехать большую дистанцию.

Что касается климатических условий, то режимы работы мотора очень зависимы от температуры окружающей среды. Именно поэтому есть смысл отдельно рассчитать расход топлива в зимнее время года. Включив полученную цифру в среднее арифметическое вы получите еще более точное значение среднего расхода.

Когда разговор заходит о покрышках, то многие водители почему-то сомневаются, что тип резины способен влиять на расход бензина. А зря, так как влияние очевидно. Знаете, какой расход топлива у танка Т-34? В среднем около 185 литров на 100 км. Да, страшный показатель! Однако, это не только из-за того, что на тонну веса направлено 19 лошадиных сил. Общая площадь и масса гусеницы создает колоссальное сцепление с трассой и это расходует много горючего. С покрышками дела обстоят также: чем меньше будет масса покрышки и ее площадь поверхности – тем меньше бензина потребуется для раскрутки коленвала и следовательно – для проворачивания колеса.

Интересно, что на расход топлива влияет 6 факторов в таком процентном соотношении:

  1. Всего лишь 60% расхода уходит на передвижение.
  2. 15% забирает включенный кондиционер.
  3. 12% уходит на старт непрогретого двигателя.
  4. 5% забирает освещение – генератор «просит» больше горючего.
  5. 4% — открытые окна.
  6. 4% — покрышки и слишком малое давление в них.

Аэродинамика – тоже немаловажный фактор. Воздух оказывает значительное сопротивление движению автомобиля, особенно на высокой скорости. Чтобы преодолеть воздушную завесу автомобилю также приходится сжигать дополнительное топливо.


С этим читают