Опасная обочина. водителю-убийце в домашнем аресте отказали

Назначение дорожного знака

Изучая правила дорожного движения, автовладельцы должны старательно запоминать каждый знак, поскольку невозможно выделить группу дорожных «помощников», которые были бы совершенно не важны для участников движения в момент следования по автотрассе.


Предупреждающие знаки или, как их часто называют некоторые автовладельцы, таблички, призваны заблаговременно уведомить участников дорожного движения о том, что возникли определённые факторы, препятствующие поддержанию безопасности движения. При обнаружении такой предупредительно-информационной «таблички» не следует паниковать, вполне достаточно сконцентрироваться, повысить бдительность, чтобы не упустить ни одной малейшей детали, способной спровоцировать опасность. Совсем не мешает снизить скорость движения транспортного средства, если вы визуализировали знак «Опасная обочина».

Опасная обочина дороги

Где и когда устанавливается

Достаточно часто табличку «Опасная обочина» сопровождает другой дорожный знак, в частности «Дорожные работы». Автодорога, действительно, нуждается в проведении ремонтных работ. Если это так, то на определённые участки трассы пригоняется специальная техника, привозятся строительные материалы. Всё это располагают по краю трассы, что уже создаёт некоторую преграду для безопасного движения транспортных средств. Если снизить скорость, не позволять себе совершать рискованные обгоны на этом конкретном участке, то ни с какими проблемами автовладельцы точно не пересекутся.

Знак «Опасная обочина» устанавливают и в тех случаях, когда выезд на обочину будет сопровождаться опасностью по причине особенностей местного рельефа, климатических условий. Не секрет, что вряд ли опытный водитель предпочтёт совершить остановку своего транспортного средства на том участке автотрассы, который сопровождается обрывом, оврагом. Одно неловкое движение и машина устремится вниз. В лучшем случае вам придётся распрощаться со своим «железным конём», который из-за таких необдуманных действий превратится в груду металла. В худшем случае могут пострадать пассажиры автомобиля и сам водитель.

Дорожные службы устанавливают знак «Опасная обочина» на расстоянии от пятидесяти до ста метров, если такой опасный участок находится в пределах населённого пункта. Если же такой участок встречается на пути следования за пределами населённых пунктов, то шоферы об этом уведомляются за сто пятьдесят или даже триста метров.

Дорожный знак “Ремонтные работы”

Совсем не лишним для тех, кто управляет транспортным средством, будет обратить внимание на дополнительные информационные таблички, установленные рядом. Если вы обнаружите прямоугольную табличку, на которой будет указано число, значит, знайте, что она подсказывает вам протяженность опасного участка

Также рядом могут находиться «помощники», ориентирующие водителей на то, что впереди ведутся ремонтные работы.

Конечно, можно изменить маршрут движения и проследовать по той дороге, где исключена такая «неприятность». Однако вряд ли такой выбор можно радостно приветствовать, поскольку объезд может спровоцировать проехать несколько дополнительных десятков километров. Такое решение повлечёт лишний расход топливных ресурсов и потерю драгоценного времени

Разумнее просто снизить скорость и осторожно проехать опасный участок, тем более что в большинстве случаев он характеризуется небольшой протяжённостью

Итак, если вы стремитесь к тому, чтобы каждая поездка приносила вам моральное наслаждение, тогда «подружитесь» с информационными «помощниками», научитесь понимать их с полуслова, полувзгляда.

Правила применения знаков безопасности

Знаки безопасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания и не создавали неудобств при выполнении людьми своей профессиональной или иной деятельности, не загораживали проход, проезд, не препятствовали перемещению грузов.

Знаки безопасности, размещенные на воротах и над входными дверьми помещений, означают, что зона действия этих знаков распространяется на всю территорию и площадь за воротами и дверями. Размещение знаков безопасности на воротах и дверях следует выполнять таким образом, чтобы зрительное восприятие знака не зависело от положения ворот или дверей (открыто, закрыто). Эвакуационные знаки безопасности «Выход» «Запасный выход» должны размещаться только над дверями, ведущими к выходу.

Знаки безопасности, установленные у въезда/входа на объект или участок, означают, что их действие распространяется на объект или участок в целом. При необходимости ограничить зону действия знака безопасности соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи на дополнительном знаке. Знаки безопасности с внешним или внутренним освещением следует применять в условиях отсутствия или недостаточного освещения.

То, что легко запомнить

Итак, выше было рассказано про первые предупреждающие знаки. ПДД с комментариями, на самом деле, ясно дают понять, что означает тот или иной указатель. Потому запомнить их довольно просто. Даже по самой картинке, изображенной на табличке. Если, к примеру, в треугольнике нарисован трамвай, то это означает пересечение с линией, по которым следуют эти ТС. Все просто! Нумеруется этот знак как 1.5. Следующим идет указатель, означающий, что дальше пересекаются равнозначные дороги. Это треугольник, внутри которого нарисован крест. При приближении к такому участку человек, по правилам, должен будет уступить дорогу машине, приближающейся справа.


Указатель 1.7 предупреждает о том, что скоро будет пересечение с круговым движением. В треугольнике по кругу нарисованы стрелочки – так что запомнить легко. Если в треугольнике нарисован светофор, то человек должен знать – он приближается к тому перекрестку, где движение будет регулироваться светофором.

Еще простым знаком является 1.9, предупреждающий о приближении к паромной переправе или разводному мосту. И 1.10 – он означает выезд на берег или набережную.

Виды и исполнения знаков безопасности

Знаки безопасности по видам применяемых материалов могут быть несветящимися, световозвращающими и фотолюминесцентными.

Несветящиеся знаки безопасности выполняют из несветящихся материалов. Такие знаки зрительно воспринимаются за счет рассеяния падающего на них естественного или искусственного света. Знаки безопасности, изготовленные на основе несветящихся материалов, следует применять в условиях хорошего и достаточного освещения.

Световозвращающие знаки безопасности выполняют из световозвращающих материалов (или с одновременным использованием световозвращающих и несветящихся материалов). Такие знаки зрительно воспринимаются светящимися при освещении их поверхности пучком (лучом) света, направленным со стороны наблюдателя, и несветящимися — при освещении их поверхности ненаправленным со стороны наблюдателя светом (например при общем освещении). Световозвращающие знаки безопасности следует устанавливать в местах, где отсутствует освещение или имеется низкий уровень фонового освещения (менее 20 лк по СНиП 23-05): при проведении работ с использованием индивидуальных источников света, фонарей (например в туннелях, шахтах и т.п.), а также для обеспечения безопасности при проведении работ на дорогах, автомобильных трассах, в аэропортах и т.п.

Фотолюминесцентные знаки безопасности выполняют из фотолюминесцентных материалов (или с одновременным использованием фотолюминесцентных и несветящихся материалов), они зрительно воспринимаются светящимися в темноте после прекращения действия естественного или искусственного света и несветящимися — при рассеянном освещении. Фотолюминесцентные знаки безопасности следует применять там, где возможно аварийное отключение источников света, а также в качестве элементов фотолюминесцентных эвакуационных систем для обеспечения самостоятельного выхода людей из опасных зон в случае возникновения аварий, пожара или других чрезвычайных ситуаций. Для возбуждения фотолюминесцентного свечения знаков безопасности необходимо наличие в помещении, где они установлены, искусственного или естественного освещения и освещенность поверхности знаков должна быть не менее 25 лк.

Для повышения эффективности зрительного восприятия знаков безопасности в особо сложных условиях применения (например в шахтах, туннелях, аэропортах и т.п.) допускается их изготовление с использованием комбинации фотолюминесцентных и световозвращающих материалов.

Знаки безопасности по конструктивному исполнению могут быть плоскими или объемными. Плоские знаки имеют одно цветографическое изображение на плоском носителе и хорошо наблюдаются с одного направления, перпендикулярного к плоскости знака. Плоские знаки безопасности могут быть с внешним освещением (подсветкой) поверхности электрическими светильниками.Объемные знаки имеют два и более цветографических изображений на сторонах соответствующего многогранника (например на сторонах тетраэдра, пирамиды, куба, октаэдра, призмы, параллелепипеда и т.д.). Цветографическое изображение объемных знаков может наблюдаться с двух и более различных направлений. Объемные знаки могут быть с внешним или внутренним электрическим освещением поверхности (подсветкой).

Знаки безопасности с внешним или внутренним освещением должны быть подключены к аварийному или автономному источнику электроснабжения. Плоские и объемные знаки безопасности наружного размещения должны освещаться от сети наружного электроснабжения.

Знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности «Аптечка первой медицинской помощи» должны быть выполнены с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов. Знаки для обозначения эвакуационных выходов из залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока.

Знаки с внешним или внутренним электрическим освещением для пожароопасных и взрывоопасных помещений должны быть выполнены в пожаробезопасном и взрывозащищенном исполнении соответственно, а для взрывопожароопасных помещений — во взрывозащищенном исполнении. Знаки безопасности, предназначенные для размещения в производственных условиях, содержащих агрессивные химические среды, должны выдерживать воздействие газообразных, парообразных и аэрозольных химических сред.

Как устанавливаются предупреждающие дорожные знаки

Выше уже говорилось о правилах соблюдения расстояния при установке. Оно строго определено законодательством, но при этом, если имеются таблички, указывающие расстояние до объекта (8.1.1), тогда расстояние установки треугольных знаков может быть изменено.


Изменение параметров расстояния возможно и зависит от таких обстоятельств:

  • установленная скорость движения;
  • условия видимости на дорожном участке;
  • имеющиеся технические ресурсы.

Установка осуществляется при помощи организаций, предоставляющих услуги по монтажу и обслуживанию специализированных конструкций, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения.

Такие виды работ проводятся только по согласованию и с разрешения администрации и органов ГИБДД. Предупреждающие знаки устанавливают на автострадах, трассах и дорогах с больших потоком движения, на улицах населённых пунктов.

Качественно и правильно установленные указатели гарантируют повышение безопасности и снижение количества возникающих аварийных ситуаций.

Об изменениях дороги

Указатель 1.19 означает опасную обочину. То есть человеку стоит ехать как можно дальше от неё. В противном случае по обочине можно будет скатиться, например, в обрыв. Всякое бывает, особенно в гористой местности.

Еще надо бы запомнить значение указателей 1.20.1 – 1.20.3. Они предупреждают о сужении дороги. А то, каким именно образом она будет сужена, можно понять непосредственно по изображению на треугольной табличке.

Также следовало бы запомнить значение табличек 1.34.1, 1.34.2 и 1.34.3. Они последние в списке предупреждающих, однако тоже касаются изменений на дороге. А означают они направление поворота. Выглядят как длинная прямоугольная узкая табличка красного цвета с многочисленными белыми стрелочками. В общем, куда они указывают, туда и надо ехать.

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

  1. Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
  2. Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.

Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.


На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

Что называется обочиной

Согласно п. 1.2 ПДД, под обочиной принято понимать край дороги, составляющий единую плоскость с ее проезжей частью (ПЧ) и отделенный от последней прерывистой или сплошной линией разметки.

В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:

  1. Асфальтовые — на загородном шоссе с двумя (или более) полосами для движения в одну сторону. На такой дороге обочиной является край шоссе шириной до 1 метра. По сути, это продолжение единого асфальтированного полотна трассы, отделенное от транспортных полос разметкой.
  2. Грунтовые — в городе, поселке или на загородной асфальтированной двух-, четырехполосной дороге. Начинаются практически у самой разметки с края ПЧ. Могут иметь покрытие из щебня, песка, травы и т. д. (см. рис. 1). Ширина составляет 1–2 метра.
  3. В виде велодорожки — в населенном пункте. Если ширина городской улицы позволяет выделить с краю ПЧ дорожку, по которой может проехать один велосипед (или разъехаться 2 встречных велосипедиста), то в мегаполисах такие полосы нередко обозначают разметкой и превращают их в отдельные обочины-велодорожки (см. рис. 2). Двигаться по ним можно только на велосипедах, электросамокатах и приравненных к ним средствам передвижения.
  4. Если ширина улицы в городе недостаточна, очень часто обочина как таковая на ней отсутствует, а правый край ПЧ дороги ограничивает возвышающийся над ней бордюр тротуара, передвигаться по которому допускается исключительно пешим участникам уличного движения.

Боковой интервал и дистанция

Безопасный боковой интервал между транспортными средствами, движущимися бок о бок в попутном направлении или навстречу друг другу, а также безопасная дистанция между транспортными средствами, едущими по одной полосе друг за другом, играют очень важную роль при расположении ТС на проезжей части. Пункт 9.10. Правил советует каждому водителю выбирать их так, чтобы полностью исключить возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего транспортного средства или при возникновении необходимости объезда препятствия, например, неровности на проезжей части.

Правила не регламентируют величину безопасного бокового интервала и безопасной дистанции. Однако, принято считать, что при движении по соседним полосам интервал должен равняться 1 метру. Это вполне соотносится с реальной действительностью, если соблюдать дорожную разметку. При езде с высокой скоростью, встречном разъезде, при движении по неровной или скользкой дороге, при возможности выброса гравия из-под колес транспортных средств боковой интервал следует увеличить. Так же необходимо поступить при повороте в непосредственной близости длинномера (автопоезда, автобуса, троллейбуса или трамвая). Имея большой интервал между передними и задними колесами, кузов этих ТС сильно смещается к центру поворота, и стандартного интервала может быть недостаточно для удачного завершения маневра.

Транспортные средства, имеющие задний свес, то есть большое расстояние от задних колес до заднего края кузова, также представляют некоторую опасность. При повороте их задний правый или задний левый угол выдвигается во внешнюю, а не во внутреннюю сторону закругления. При этом водитель длинномерного ТС может даже не заметить столкновения и покинуть место происшествия. Виноват в такой ситуации не только он сам, но и водитель, не соблюдающий безопасный боковой интервал. При участии в ДТП такого рода трамвая ответственность за него будет нести водитель автомобиля, так как маневренность трамвая ограничена рельсами, и он не может изменить заданную траекторию движения.

Условия при выборе безопасной дистанции, так же как и при выборе оптимальной скорости движения, постоянно меняются. Величина дистанции находится в прямой зависимости от погоды, состояния проезжей части, уклона дороги, видимости, скорости движения, качества шин и тормозов, времени реакции водителя. Дистанцию следует увеличивать, если условия неблагоприятные. При отсутствии опасностей на дороге дистанцию можно сократить. Правильной принято считать такую дистанцию, которая позволяет остановиться и избежать столкновения в случае внезапного экстренного торможения. В ситуации, когда сложно правильно определить величину безопасной дистанции, лучше несколько завысить ее значение. От слишком большой дистанции неприятных последствий намного меньше, чем от слишком маленькой, так как в последнем случае легко оказаться виновником ДТП.

Точно указать допустимую дорожную дистанцию для огромного количества дорожных ситуаций – невозможная задача. Однако, существует общее правило, согласно которому безопасным является расстояние, которое автомобиль преодолевает за две секунды за исключением варианта со скользким дорожным покрытием.

Статья 12.15. КоАП РФ описывает виды наказаний, предусмотренных за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а также правил обгона и встречного разъезда. За неправильный выбор полосы движения или езду по обочине придется заплатить штраф 1500 рублей. Запрещенное движение по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам карается 2000 рублями штрафа. Штраф от 1000 до 1500 рублей налагается за выезд на встречную сторону дороги или на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. Все остальные случаи езды по встречной полосе, а именно:

  • выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки,
  • движение по проезжей части встречного направления,
  • въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением,
  • попытка повернуть налево при въезде на круговое движение,
  • запрещенный обгон;

предполагают штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное такое нарушение наказывается лишением прав на 1 год при условии, что оно зафиксировано сотрудником автоинспекции. В случае, когда фиксация произошла при помощи автоматической фото- или видеокамеры, нарушителю грозит только штраф в размере 5000 рублей.

Согласно пункту 1.2. Правил ТС, стоящее в пробке или остановившееся для пропуска пешеходов перед зеброй, не считается препятствием. Опережение такого автомобиля там, где это запрещено ПДД, является нарушением статьи 12.15.4. Кодекса.

Дорожные помехи

Предупреждающие знаки ПДД, фото которых предоставлены ниже, порой действительно могут спасти жизнь. Или как минимум техническое состояние автомобиля. Взять, к примеру, указатели 1.13 и 1.14. Они означают крутой спуск и подъем. Увидев их, человек может заблаговременно снизить скорость, понизить передачу и спокойно проехать это препятствие.

Указатель 1.15 означает приближение к скользкой дороге. Кстати, нередко их устанавливают непосредственно перед этим участком. Так что, увидев знак, на котором изображена машина с кривыми скользкими следами позади неё, следует уменьшить скорость и быть особенно осторожным. Указатель 1.16 является одним из самых нелюбимых у водителей. Ведь он предупреждает о том, что впереди – неровная дорога. А это выбоины, волнистость, ямы — в общем, все, из-за чего “летит” подвеска. А бывает, что под знаком ставят табличку с указанием промежутка (в метрах), на протяжении которого будут появляться эти самые неровности. И у нас, в России, там нередко можно увидеть четырехзначную цифру.

Указатель 1.17 предупреждает человека о том, что впереди его ждет “лежачий полицейский”, то есть искусственная неровность. Знак 1.18 устанавливают перед тем участком, при движении на котором из-под колес возможен выброс щебня или гравия. В общем, чтобы спасти свою машину от технических повреждений, стоит поучить ПДД. Предупреждающие дорожные знаки знать надо – хотя бы из соображений собственной выгоды, образованности и безопасности.

Первые 10 знаков, которые нужно запомнить

Итак, стоит начать рассказывать по порядку про предупреждающие знаки. ПДД их нумеруют – так получается их проще запомнить и в дальнейшем употреблять в теории. И первые знаки носят предупреждающий характер обо всем, что связано с железной дорогой. Что ж, надо их перечислить.

1.1 – это самый первый из них. На нем изображен “забор”, и он означает, что близится железнодорожный переезд, перед которым установлен шлагбаум. Второй – 1.2. На нем уже изображен поезд, что означает приближение ж/д-переезда без шлагбаума. 1.3.1 и 1.3.2 по смыслу пересекаются. Первый из перечисленных означает переезд с одним путем, а второй – с двумя и более. То, как они выглядят, можно понять по представленной выше фотографии.

Следующие указатели известны под номерами 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5 и 1.4.6. Это последние шесть знаков, и все они означают приближение к ж/д-переезду. Это дополнительное предупреждение, и устанавливают его вне населенных пунктов. Выглядят они как прямоугольные длинные таблички с нарисованными наискось линиями – тремя, двумя и одной. Означают они количество метров, которое осталось до ж/д-путей. 3 полоски – 150-300 метров. Две – 50-150. Одна – менее 50. По левой стороне дороги устанавливают таблички, на которых линии идут снизу вверх в правую сторону. По правой – соответственно, наоборот.


С этим читают