Какие признаки указывают на порванную подушку двигателя

Порванная подушка двигателя: признаки


Как и любая другая деталь, опора силовой установки также имеет ограниченный срок службы и со временем выходит из строя. В среднем, подушки на современных авто рассчитаны как минимум на 100-120 тыс. км, хотя на практике данные элементы могут нуждаться в замене как раньше, так и намного позже данного срока.

Обычно причиной проблем становится резиновая вставка, которая попросту растрескивается и рвется от нагрузки. Реже трещины появляются в металлической части опоры, разбиваются места установки крепежей и т.д.

Так или иначе, на неисправность подушек мотора обычно указывают такие симптомы:

  1. Сам двигатель работает ровно, однако водитель ощущает явное усиление вибраций по кузову, на руле, на ручке КПП и т.д.;
  2. В момент начала движения с места, а также во время торможения можно услышать пощелкивание или приглушенные стуки в подкапотном пространстве;
  3. При езде по неровной дороге слышны удары спереди автомобиля, такие удары во многих случаях ощущаются на рычаге КПП, переключение передач на «механике» в этот момент может быть затруднено;

Чтобы проверить подушки двигателя, не обязательно сразу обращаться на СТО и загонять автомобиль на стенд. Обычно неисправность можно установить и локализовать самостоятельно даже при наличии не слишком богатого опыта по ремонту и обслуживанию авто.

Самым простым способом первичной диагностики является раскачивание двигателя руками в подкапотном пространстве, после чего по стуку можно локализовать порванную или треснувшую опору.

Еще одним приемом в рамках диагностики подушек двигателя является прием, когда сначала открывается и фиксируется капот, затем машину заводят и подают на первой передаче рывками вперед. Аналогичным образом автомобиль подается и назад. В это время помощник снаружи следит за колебаниями ДВС.

Чтобы провести более тонкую проверку, сначала необходимо заранее выяснить, где точно расположены опоры на конкретной модели. Затем потребуется доступные для обзора элементы предварительно осмотреть. Трещины, разрывы и другие повреждения обычно видны и хорошо просматриваются.

Для полноценной визуальной оценки нижних подушек нужно быть готовым к тому, что машину нужно будет поставить в гараж со смотровой ямой, заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником.

Если поверхностная диагностика ничего не показывает, тогда следует снова задействовать помощника. Один человек монтировкой сдвигает опору, тогда как другой следит за тем, не появляются ли разрывы в резиновой вставке в тот самый момент, когда опора перемещается. Бывает, что некоторые трещины без раскачки сразу не видны.


После обнаружения порванной подушки двигателя, поврежденный элемент следует заменить. Не рекомендуется пытаться выпрессовать резиновую вставку из цилиндра в целях экономии на запчасти, так как такой кустарный ремонт зачастую не приносит желаемых результатов.

Что касается самой замены, верхнюю подушку заменить достаточно просто. Автомобиль нужно поднять на домкрате, произвести демонтаж старой подушки и установить новую

Если же приходится менять нижние опоры, также важно учитывать, что двигатель после снятия этой подушки опускается вниз. Это значит, что потребуется дополнительный упор, который подпирает ДВС, позволяя направить подушку и правильно закрепить данный элемент

Подушка двигателя: функции и описание

Главная функция подушки двигателя – устранять вибрации и прочие движения мотора в подкапотном пространстве, которые могут передаваться кузову машины и соответственно влиять на ее работу.

Чтобы эта функция выполнялась исправно, двигатель должен быть надежно закреплен под капотом: он располагается на подушке, которая в свою очередь крепится к несущим кузовным частям. Подушка двигателя – своего рода промежуточное звено между кузовом и мотором.

Разумеется, если подушка по какой-либо причине перестает выполнять отведенную ей роль, водитель транспортного средства может начать испытывать разного рода дискомфорт в процессе управления автомобилем.

Раньше (до 80-ых гг.) отечественный и зарубежный автопром использовал в качестве подушки резину высокой плотности. Она прикручивалась к мотору и кузову. Это было неплохое решение для автомобилей тех лет, ведь большинство из них имело заднеприводную конструкцию. Такая резиновая прокладка хорошо выполняла свои основные функции.

Но с развитием автопромышленности требования к подушкам изменились. Кузов современного автомобиля гораздо легче и тоньше своих предшественников 40-летней давности. Кроме того, поменялись требования к пассивной безопасности. Поэтому теперь подушки представляют собой более сложную конструкцию, выполненную из резины и металла. Дорогие автомобили оснащаются гидравлическими опорами ДВС, способными обеспечить максимальный комфорт водителю.

Сегодня большинство легковых автомобилей имеют передний привод. Двигатель в этом случае крепится на несколько опор, как правило, 4 или 5. В основном пара подушек находится в зоне коробки переключения передач, остальные  — в зоне двигателя. Мотор и коробка жестко соединены между собой.

Опоры, которые крепятся непосредственно к двигателю, разделяют на переднюю, заднюю и правую. Передняя имеет крепление на передней балке и располагается снизу. Правая подушка крепится к переднему правому лонжерону и находится сверху. Задняя подушка располагается снизу, а крепится к днищу или подрамнику (во многих автомобилях задняя опора не предусмотрена).

Конструкция опор может отличаться формой и материалами, из которых они изготавливаются. Если речь идет о резинометаллических подушках, в конструкции будет присутствовать цилиндр из металла с впрессованным в него сайлент-блоком.

Как уже говорилось, основная цель такой конструкции – зафиксировать двигатель под капотом. Эта фиксация должна быть крайне надежной, но при этом не слишком жесткой. Подушка должна обеспечивать поглощение вибраций и колебаний, а благодаря этому и более комфортное управление транспортным средством (навесное оборудование не будет страдать от вибраций, снимается нагрузка с двигателя и с кузова).

Самостоятельная замена опор двигателя

Для того, чтобы содержать свой автомобиль в идеальном порядке, необходимо регулярно проверять техническое состояние. Поскольку поломка одной детали способна вывести из строя весь дорогостоящий агрегат, необходимо своевременно заменять неисправный механизм.

Предлагаем вам подробную инструкцию, как поменять непригодные подушки двигателя своими руками:

  1. обесточив аккумулятор снятием клемм, автомобиль приподнимают на достаточную высоту для обеспечения комфортного доступа к мотору. После применения домкрата машину надежно фиксируют деревянными брусками;
  2. используя то же подъемное устройство, поднимают мотор, освобождая от нагрузки требуемую деталь;
  3. крепление подушек двигателя осуществляется определенным количеством болтов, которые надлежит снять, предварительно раскрутив;
  4. после удаления негодной детали, новая запчасть устанавливается на подходящее место. Крепежными элементами в виде болтов надежно фиксируют гидроопору двигателя. Следует отметить, что работающий мотор во время затягивания крепежа позволит обезопасить автомобиль от последующей чрезмерной вибрации;
  5. завершение установки подушки опоры двигателя сопровождается возвращением на положенные места всех демонтированных деталей.

Осмотр и замена верхней подушки является достаточно простым процессом. Доступность манипуляций обеспечивается возможностью обойтись без ямы. Кроме того, необязательно поднимать автомобиль.

Замена подушки двигателя в случае обнаружения неисправности

Если требуется заменить подушки двигателя, признаки неисправности, описанные выше, как правило, позволят добраться своим ходом до ближайшего автосервиса или собственного гаража. Но ехать при этом следует аккуратно, по возможности со скоростью не выше 60 км/ч. Износу подвергается обычно задняя либо левая подушка. Обнаруженная неисправность одной опоры, скорее всего, повлечет за собой замену и второй подушки. По окончании осмотра нужно заранее приобрести необходимые запчасти — ездить за ними на машине в процессе замены подушек не получится.

Подготовка к замене подушки двигателя Работы по замене опор рекомендуется производить в тепле, поскольку используемая резина при низких температурах дубеет и теряет эластичность. Это значительно усложнит процесс. Желательно также загнать автомобиль на смотровую яму и замену проводить оттуда, предварительно отсоединив клеммы аккумулятора. Осматривать чаще начинают левую переднюю сторону мотора, где неисправность подушек появляется в большинстве случаев и доступ к которой наиболее удобен. Оторванное крепление можно отремонтировать, поскольку цена новой подушки для двигателя иномарки составляет около 2000 рублей (а для внедорожника она вдвое выше). Если же пострадал резиновый элемент, опору в любом случае придется менять. Процесс замены опоры двигателя Прежде всего, с мотора снимаются элементы защиты для облегчения доступа к нужным деталям. Затем под двигателем устанавливается домкрат для обеспечения его поддержки во время откручивания подушек. Если процесс происходит в смотровой яме, поперек нее можно положить широкую, достаточно прочную доску и на нее установить домкрат. Далее агрегат приподнимается домкратом до того момента, когда будет возможно свободно открутить заменяемую опору. После откручивания крепежных винтов и снятия старой опоры на ее место устанавливается новая, и операция повторяется в обратном порядке. Замена задней подушки, как правило, связана с определенными трудностями. Эта опора испытывает во время эксплуатации двигателя наибольшие нагрузки. В результате этого деформируется весь крепеж, включая болты. По форме крепеж отличается от остальных опор. Здесь домкрата уже будет недостаточно. Чтобы освободить опору, оптимальнее подвесить мотор к верхней балке. Если такой возможности нет, можно соорудить перекладину на двух стаканах, приподняв заранее двигатель домкратом. В некоторых моделях автомобилей внешние элементы могут помешать устранению неисправности, и их придется снять. Сильно деформированный болт крепежа подушки рациональнее спилить отрезным кругом. Иногда такой болт пытаются выровнять и открутить, но через некоторое время его все равно придется менять.  Старая опора зачастую прикипает к раме с образованием ржавчины из-за накопления грязи. Для ее снятия может помочь масло или средство типа WD-40

Новую заднюю опору важно правильно установить. Нанесенная на опоре стрелка должна быть направлена вперед, по направлению движения машины.  В остальном сборка осуществляется в обратном порядке. После замены задней опоры можно приступать к правой

Здесь также есть вероятность столкнуться с деформированными болтами, однако более серьезная проблема состоит в расположенном тут генераторе либо компрессоре автомобильного кондиционера. Известно, что снятие компрессора может повлечь за собой разгерметизацию контура и утечку хладагента. Если ремонт происходит в СТО, впоследствии лучше проверить кондиционер на предмет возможных неисправностей. Недальновидные сотрудники автосервисов иногда самолично снимают компрессор для экономии времени, не предупреждая об этом автовладельца. В иномарках в большинстве случаев правая опора двигателя располагается ближе к передней части. Поэтому для доступа к этой подушке зачастую снимается правая фара и радиаторная решетка. Часть деформированных болтов не удастся срезать даже болгаркой, поскольку доступ к ним ограничен другими соседними элементами либо попросту до них не достать. В данном случае лучше действовать обычной ножовкой по металлу, срезая поврежденный болт вручную. Процедура эта займет гораздо больше времени, но так вы хотя бы не повредите соседние детали и узлы. Новая опора ставится на место старой как обычно, в обратном порядке. При установке радиаторной решетки надо быть осторожным — соты радиатора достаточно острые, чтобы порезаться. Безопасность при работе Самое главное — надежно и безопасно зафиксировать мотор. Для помощи и подстраховки желателен второй помощник.

Трясет? Смени подушку! — kurier.lt

Любой автомобилист хочет чувствовать себя комфортно в салоне своего авто. Вибрация кузова и шум, источником которых является работающий двигатель, трансмиссия или подвеска, быстро утомляют и раздражают водителя. Более того, вибрация кузова негативно сказывается на состоянии всего автомобиля (появляются трещины, откручиваются гайки, болты и т. д.).

Как правило, вибрация передается кузову через элементы подвески двигателя, трансмиссии, ходовой части. Чтобы этого не происходило, двигатель, коробка передач и другие узлы авто крепятся с помощью специальных опор или так называемых подушек. Так что же собой представляет подушка двигателя или КПП?

Подушки (опоры) двигателя или КПП — это резинометаллические изделия, которые, как было сказано ранее, предназначены для крепления двигателя, коробки передач и некоторых других деталей к кузову. Более того, они способны гасить вибрацию прикрепляемых узлов.

Для изготовления подушек двигателя и подушек КПП используют металл и высокопрочную резину. Металлическая основа обеспечивает механическую поддержку двигателя (или коробки передач), не позволяя ему перемещаться при ускорении, движении и торможении авто. Резиновая вставка, находящаяся между металлическими частями, обеспечивает амортизационные свойства подушки, благодаря которым подавляется вибрация. Конструкции подушек двигателя и КПП, предназначенных для разных автомобилей, отличаются между собой. Поскольку двигатель чаще всего крепится к кузову в трех точках, то подушки часто делят на правые и левые, а также передние и задние.

Кроме обычных резиновых подушек, существуют также гидравлические подушки двигателя и коробки передач. Они имеют полости, заполненные гликолем или специальной гидравлической жидкостью. В продаже также можно встретить подушки двигателя (или коробки передач), изготовленные из полиуретана. Разумеется, демпфирующие характеристики как гидравлических, так и полиуретановых подушек отличаются от обычных резиновых, но и стоят они дороже.


Опоры двигателя и опоры КПП работают в трудных условиях — большая нагрузка, разные погодные условия и перепады температуры окружающей среды, протекающее моторное масло и т. д. Очевидно, что все это способствует их постепенному износу в процессе эксплуатации автомобиля. Поэтому, как и другие детали авто, подушки подвески двигателя и КПП имеют ограниченный ресурс. Помните, как бы хорошо вы не заботились о состоянии своего авто, все равно рано или поздно вы можете столкнуться с необходимостью замены подушек двигателя и подушек КПП.

Срок службы подушки во многом зависит от условий эксплуатации авто. Во время движения на подушки двигателя и подушки коробки передач могут попадать мелкие камни, грязь, песок, летящие от дороги.

Как определить, что подушка двигателя порвана

У каждой детали в автомобиле есть свой ресурс, подушки двигателя не исключение и тоже к 100 000 – 120 000 км. могут износиться. Все зависит от того, как машина эксплуатировалась. Самой распространенной причиной выхода из строя опоры двигателя является резиновая вставка, которая со временем начинает трескаться и рваться. Также бывают случаи, когда трескается металлическая часть опоры или разбиваются места крепления крепежей.

Признаки неисправности подушек двигателя:

  • сидя за рулем чувствуются вибрации на руле, кузове и рычаге коробки передач;
  • во время старта машины с места или во время торможения слышны постукивания под капотом;
  • также на кочках слышно как мотор ударяется об элементы кузова автомобиля.

Для диагностики подушек двигателя не обязательно ехать на СТО, можно и самостоятельно все понять. Причем бывают случаи, что визуально видно, что мотор стоит не ровно. Чтобы вместо старых подушек поставить новые, все-таки придется ехать на сервис, потому что мотор поднимать нужно будет.

Чтобы точно определить, какая из опор требует замены – надо узнать, где конкретно находятся эти опоры в машине, визуально их осмотреть, если виден дефект, то можно смело эти опоры менять. На нижние опоры посмотреть можно будет только при помощи подъемника или ямы.

Бывают случаи, когда без раскачки мотора не видны трещины в подушках двигателя. Поэтому можно самому раскачивать мотор и смотреть, а также можно задействовать помощника для этой цели. Пока один человек раскачивает мотор, другой может смотреть за состоянием опор и увидеть характерные трещинки. Если вы обнаружили, что подушка двигателя порвана, это значит, что надо ее поменять, не стоит пытаться ее как-то отремонтировать. Стоят подушки для мотора обычно недорого.

Где располагается

Не каждый водитель знает досконально как устроена машина, а сейчас многие его вообще не знают. Поэтому про наличие гидроопор и их расположение тоже знают далеко не все. Просто подняв крышку капота, не залезая под машину снизу, максимум что можно увидеть, это верхнюю подушку.

В каждой модели и марке машины опоры расположены по разному, и их количество тоже существенно отличается. Это в основном обусловлено разным расположением моторов, в разных марках и моделях, а так же разным размещением коробок передач

Наиболее важно, чтобы подушки надежно крепились, чтобы исключит их смещение при работе мотора

Наиболее часто гидроопоры располагаются в трех точках снизу двигателя и в двух точках сверху. Гидроопора двигателя правая, левая и центральная соответственно

Точно такие же опоры могут держать и коробку передач, тут важно владельцу понимать где кончается двигатель, и начинается коробка

Поэтому жесткое крепление мотора к корпусу может выломать крепеж и сами крепления. Чтобы этому противостоять и были созданы подушки гидроопоры. Как работает гидроопора двигателя? Она предназначена для обеспечения мягкого и одновременно надежного крепления. Служит своеобразной прокладкой между кузовом и мотором, которая предохраняет обе детали от повреждений.


Подавление вибраций и препятствие смещению мотора с одной стороны, с другой – защита мотора от ударов, идущих от колес. Таких опор бывает от трех и до пяти штук. Современные автомобили оснащаются как гидроопорами так и резинометаллическими подушками.

Подробно останавливаться на резинометаллических я не буду, у них устройство проще, но гидравлические амортизируют гораздо лучше. Так как резинометаллическая не способна подстраиваться под нагрузку и имеют постоянную жесткость.

Состоит подушка из двух резиновых емкостей. Какая жидкость в подушках используется? Они заполненных пропиленгликолем (либо другой подходящей жидкостью), между которыми расположена мембрана. Суть действия похожа на работу амортизатора. Вибрация вызывает перемещение этой жидкости из одной камеры в другую.

За счет мембраны происходит сглаживание вибраций при холостых оборотах, как в гибкой опоре. С возрастанием оборотов и соответственно вибрации, которые за счет мембраны уже не удается погасить. Тут начинается переливание жидкости в нижнюю емкость из верхней. За счет этого увеличивается жесткость подушки.

Причины

Почему так происходит? Существует несколько причин, из-за которых передняя и задняя подушка двигателя выходит из строя:

  • Неполная работа подвески. Часто владельцы иномарок, в погоне за лучшей управляемостью и внешним видом, устанавливают более жёсткие амортизаторы и диски с низкопрофильной резиной. Да, эти доработки дают существенный эффект. Но для ям такая схема не предназначена. В результате колесо и амортизатор не полностью гасят колебания. Они передаются на другие элементы подвески – рычаги, шаровые, а также на опору двигателя. Страдает и сам кузов. При изменении характеристик подвески, следует быть крайне аккуратным на неровностях.
  • Тип двигателя. На моторах с V-образным расположением цилиндров, вибрация двигателя на холостых оборотах возникает раньше, чем на рядных агрегатах. Наименее всего склонны к неисправностям 4-цилиндровые рядные двигателя. Они имеют наилучший баланс и развесовку. При работе КШМ, такой мотор издает минимум посторонних вибраций. Соответственно, подушка практически не загружена.
  • Манера езды. От этого параметра зависит многое, в том числе и состояние задних и передних подушек двигателя. Как это отображается на практике? Огромные нагрузки опора терпит при резких разгонах и торможениях. Здесь не приходится ничего объяснять – это элементарные законы физики. При смещении центра тяжести, на опору возлагается колоссальная нагрузка. И чем сильнее был старт и торможение, тем меньше будет ресурс сайлентблока.
  • Состояние дороги. Даже при самой аккуратной езде, признаки неисправности подушки двигателя будут возникать, если вы часто ездите по плохим дорогам. Здесь страдает не только опора, но и все элементы подвески. Если есть возможность объехать этот участок, лучше сделать это. Так вы сохраните целостность ходовой части и опор двигателя.
  • Естественный износ. На каком пробеге проявляются первые признаки неисправности подушки двигателя? Обычно этот резинометаллический элемент довольно крепкий. При умеренной эксплуатации замена подушек требуется лишь к 200 тысячам километров. У некоторых автомобилистов опоры служат десятилетиями. Но помимо механических нагрузок, подушка подвергается и температурным перепадам. В итоге резина «дубеет», теряя свою эластичность. Это и есть основной причиной выхода из строя данного элемента. В результате сайлентблок начинает трескаться и расслаиваться. Появляется посторонний шум в двигателе и вибрации.

Конструктивные особенности

Жесткое крепление двигателя способствует передачи шумов в салон авто и повышает нагрузку на детали ДВС, так как при проезде неровностей кузов неизбежно «играет». Поэтому в конструкции подушек используются вибродемпфирующие материалы. В современном автомобилестроении применяется несколько видов конструкции опор:

  • резинометаллическая подушка. Крепление агрегатов осуществляется к металлическим элементам, между которыми находится слой резины. Идентичную конструкцию имеют сайлентблоки, использующиеся в подвеске автомобиля. Данный тип подушек является наиболее распространенным, поскольку имеет большой ресурс и низкую себестоимость производства. В некоторых видах резинометаллических опор используются пружины, повышающие жесткость, а также буферные элементы, снижающие ударные нагрузки. В качестве демпферного материала применяется резиновый сплав или полиуретан;
  • гидравлическая подушка. Принцип действия приближен к работе амортизаторов. Конструкция гидроопор является более прогрессивной, поскольку позволяет адаптировать гашение вибраций под изменяющуюся амплитуду колебаний двигателя и КПП. Устройство предполагает наличие рабочей жидкости, мембраны, верхней (рабочей) и нижней (расширительной) камер, а также дросселирующего канала. На холостых оборотах вибрации ДВС гасит мембрана. При возрастании оборотов жесткости мембраны не хватает, поэтому гашение колебаний начинает осуществляться гидравлической жидкостью. Благодаря такому принципу работы подушка остается мягкой на холостом ходу, меняя жесткость только по мере возрастания оборотов двигателя.

Рассматривать устройство электромагнитных и электровакуумных подушек двигателя мы не будем, так как встречаются они только на автомобилях представительского класса, где замена подушки двигателя своими руками – явление на грани фантастики.

Где находится и как выглядит опора двигателя

Подушки могут крепить двигатель к подрамнику, раме или непосредственно к кузову автомобиля. На фото представлены основные виды опор, так что найти по аналогии опору ДВС на своем автомобиле сможет даже начинающий автолюбитель. Для надежной фиксации мотора используется как минимум 3 подушки. Чаще всего используется схема с тремя нижними и двумя верхними опорами.

ПОДРОБНОСТИ: Замена масла в двигателе ВАЗ 21099 карбюратор. Фото, инструкция как залить масло в двигатель ВАЗ 21099.

Диагностика

Дабы замена подушек двигатели не была напрасной, необходимо должное внимание уделить диагностике. Основные неисправности:

  • проседание резинового слоя, вследствие чего металлические части опоры начинают контактировать, тем самым передавая вибрации с подушек на кузов (характерно лишь для некоторых типов конструкции);
  • отслоение резинотехнического слоя от металлических обойм, что приводит к болтанке;
  • появление трещин, надорванностей резины;
  • разрушение демпфирующего слоя вследствие попадания моторного масла либо иных технических жидкостей, разъедающих резину подушек;
  • разгерметизация, вследствие чего из гидроопоры вытекает рабочая жидкость (обычно это гидравлическая жидкость либо пропиленгликоль, использующийся при изготовлении антифриза);
  • обламывание металлического кронштейна (поломка редкая, но все-таки случается).

Проверку стоит начинать с визуального осмотра. Если явных признаков неисправности не было выявлено, необходимо завести двигатель. За верхними подушками можно наблюдать, открыв капот, задние и боковые опоры чаще всего хорошо видны из смотровой ямы. Попросите помощника «покрутить» двигатель, так как вибрации могут проявлять себя лишь в определенной частоте оборотов.


С этим читают