10 причин почему греется двигатель автомобиля

Признаки перегрева двигателя

Перегрев двигателя — одна из основных причин его поломки, которая сможет повлечь за собой массу других более серьезных проблем. Существует много признаков перегрева двигателя, которые способны негативно повлиять на его работоспособность.


слабый перегрев, короткий (10 мин) цикл работы с перегревом, последствия для автомобиля

Слабым перегревом является непрерывная работа двигателя на протяжении 5-10 мин при температуре выше рабочей. Такое случается после выхода из строя термостата, когда он не пускает охлаждающую жидкость на большой круг, или при отказе вентилятора.

Кратковременный перегрев двигателя приводит к подплавлению поршней. Однако, много моделей двигателей способны с легкостью выдерживать легкий перегрев двигателя. Более серьезный и длительный перегрев мотора, работающего под нагрузкой, проявят себя черным дымом из выхлопной трубы. Также появится более ощутимый признак — двигатель будет работать будто под нагрузкой.

Мотор будет постепенно нагреваться за счет большого трения подплавленных поршней двигателя с частичками алюминия, которые остались на поверхности стенок цилиндров.

средний (значительный перегрев), когда автомобиль с перегревом работает больше 20 мин, возможные последствия для автомобиля

Если двигатель проработает свыше 20 минут на запредельных температурах, то к повреждениям при слабом перегреве добавятся искривление ГБЦ, или образование в ней небольших трещин и даже прогорания прокладки.

Помимо этого специальная перегородка на поршнях может полностью разрушиться. В конечном счете средний перегрев может привести к постепенному пропусканию масла с различных сальников в двигателе. Результатом значительного перегрева двигателя может стать его капитальный ремонт, стоимость которого существенно велика, по сравнению с техническим обслуживанием.

сильный перегрев — катастрофа

В случае сильного перегрева, поломка может иметь более крупные последствий — в моторе появляется значительный стук либо он может «поймать клин». При сильном перегреве уцелеть могут далеко не всем главным элементам двигателя.

Сильное перегревание сначала приводит к тому, что прекращается охлаждения и поршни начинают постепенно плавиться и понемногу прогорать, далее появляются небольшие отверстия, в конечном счете они полностью разрушаются. Алюминий расплавляется и постепенное цепляется к стенкам цилиндров, что делает ход поршней более сложным. В результате этого мотор может полностью заглохнуть.

Постепенный нагрев двигателя приводит к тому, что масло теряет свои самые важные свойства и становится похожим на вещество, которое не смазывает трущиеся между собой детали. Далее от высокой температуры вкладыши плавятся и прилипает к коленчатому валу, что приведет к тяжелым последствиям. Ремонт двигателя при таком виде перегрева будет длительным и потребует большим денежных затрат на его восстановление.

Что такое тепловое переутомление

Разумеется, тепловое переутомление – это менее опасная форма перегрева, но если пострадавшему вовремя не оказать помощь и не восполнить запасы жидкости в организме, оно очень быстро перетекает в тепловой удар.

Тепловое переутомление характеризуется:

  • сильной жаждой;

  • слабостью, головной болью и потерей сознания.

При нехватке солей могут возникнуть:

  • мышечные спазмы;

  • тошнота и рвота;

  • головокружение и потеря сознания.

Первая помощь при перегреве

Если симптомы развиваются до теплового удара или не ослабевают в течение часа, срочно обращайтесь за медицинской помощью.

Что следует делать

Перенесите пострадавшего в прохладное место, уло­жите, приподняв ноги на 20—30 см. Снимите или расстегните всю тугую одежду.

Охладите тело

Положите холодную влажную ткань на лоб и верх­нюю часть тела пострадавшего, обмахивайте влажную кожу. Если человек в сознании и дышит без затрудне­ния, дайте ему выпить несколько глотков слабосоленой воды — одна чайная ложка на литр — или специальный напиток для спортсменов, содержащий соли и электро­литы. Постарайтесь уговорить пострадавшего выпивать по полстакана воды каждые 15 минут.

При рвоте пить не давайте, чтобы жидкость не попала в легкие. Не давайте спиртного и напитков с кофеином. Не давайте солевых таблеток.

Признаки перегрева

Особенности системы контроля температуры двигателя таковы, что реальная температура теплоносителя в системе охлаждения будет выше той, которую можно увидеть на приборной панели. У мотора нет запаса по превышению рабочей температуры. Он так спроектирован. При 60-70оС двигатель «вялый» и холодный, при 90 – 95оС работает без замечаний. При небольшой перегрузке, если температура прыгает за 110оС, работает на грани «инфаркта». Температурой перегрева двигателя считается величина в диапазоне от 110 до 120оС. Времени для реагирования остается совсем немного.

В более сложном положении находятся владельцы автомобилей, не оснащенных индикаторами температуры. При первых признаках перегрева двигателя высвечивается пиктограмма перегрева, как бы ставя водителя перед фактом произошедшего. Наличие цифрового или стрелочного индикатора помогает оценить работу датчика температуры, исключить из причин проблем и не попасть в ситуацию, когда из-за забарахлившей электроники легко можно пропустить признаки закипания двигателя.  


Первыми признаками надвигающегося перегрева двигателя будут: нагрев стенки салона под ногами водителя, резкое снижение мощности и интенсивная продолжительная работа вентилятора радиатора. Есть причины беспокоиться. Стрелка температуры двигателя еще не вошла в красную зону, а симптомы перегрева двигателя налицо, необратимые процессы уже начались. Последствия подобных перегревов еще не столь опасны, но при многократном повторении приводят к тому, что:

  • резиновые сальники, маслосъемные колечки клапанов, прокладка под головкой двигателя, резиновые патрубки быстро деградируют, становятся жесткими и ломкими;
  • охлаждающая жидкость намного быстрее теряет свои свойства, идет интенсивное окисление основы – тосола;
  • продукты окисления забивают соты радиатора охлаждения.

Важно! Подобные мелочи сами по себе не критичны, но способны спровоцировать полноценный перегрев двигателя при движении в жару, сильной перегрузке или в городской пробке

На эти признаки нужно обратить внимание.. Не стоит всемерно доверять показаниям электроники

Если есть причины считать, что температура двигателя не соответствует показаниям на приборной панели или налицо другие признаки перегретого двигателя, попробуйте брызнуть водой на блок или головку двигателя. Вскипание капель воды на алюминиевой поверхности – признак надвигающейся беды

Не стоит всемерно доверять показаниям электроники. Если есть причины считать, что температура двигателя не соответствует показаниям на приборной панели или налицо другие признаки перегретого двигателя, попробуйте брызнуть водой на блок или головку двигателя. Вскипание капель воды на алюминиевой поверхности – признак надвигающейся беды.

У некоторых моделей авто можно пропустить признаки перегрева из-за некорректной работы датчика и индикатора температуры. Например, долгое время считалось, что причины, по которым перегревается двигатель Калины, заложены в системе охлаждения. Показания индикатора температуры зашкаливали при отсутствии иных признаков перегрева. Причиной подобного было нарушение контакта в проводке из-за окисления клемм. По той же причине зачастую не включается электровентилятор радиатора.  

Признаком серьезного перегрева, требующего вмешательства в работу техники, является «кипение» мотора. При первых клубах пара необходимо снизить скорость, если условия движения позволяют, переключиться на нейтральную передачу и накатом доехать к возможному месту остановки.

Если не появились признаки разрушения вкладышей такие, как тяжелый, низкий гул или звонкие металлические удары, необходимо дать возможность мотору поработать некоторое время на холостых оборотах. Причина проста – заглушив мотор, вы тем самым остановите циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе и спровоцируете выброс кипящего тосола из радиатора. Далее доливаем чистой, а лучше дистиллированной воды в расширительный бачок, даем мотору остыть и пытаемся установить причины проблем. Даже если все в порядке, лучше обратиться к специалисту для диагностики.

Совет! Даже при сильном желании охладить двигатель, не стоит сразу открывать капот или пытаться открыть крышку радиатора. Очень высокая вероятность получить сильные ожоги паром и горячими каплями тосола.

Наиболее тяжелыми будут последствия, если перегрелся двигатель, и не было возможности снизить нагрузку. С симптомами разрушения вкладышей машину нужно отправлять на эвакуаторе в автосервис и там устанавливать причины и последствия.

Основные причины перегрева

Таковыми являются:

  • потеря или уменьшение количества теплоносителя в системе охлаждения ниже критического уровня;
  • нарушения в работе системы охлаждения;
  • последствия неправильной регулировки зажигания или использование топлива с низким октановым числом.

Потерять большое количество тосола можно, если в корпусе радиатора охлаждения или в местах крепления резиновых патрубков от удара или перегрузки образуется свищ или трещина приличных размеров. По мере вытекания тосола и уменьшения его количества в системе охлаждения давление в системе будет увеличиваться, что спровоцирует интенсивное выдавливание жидкости в расширительный бачок или усилит вытекание через место утечки. Признаком неисправности будет небольшая лужа тосола после остановки автомобиля.

Совет! Перед попыткой открыть капот и увидеть место утечки тосола обязательно заглушите двигатель, в противном случае капли горячего тосола, попадающие на вращающиеся лопасти вентилятора, могут неприятно «умыть» водителя.

Распространенной причиной закипания и критического перегрева мотора принято считать остановку циркуляции тосола из-за выхода из строя насоса системы охлаждения, датчика температуры или термостата.

В большинстве случаев причиной выхода из строя и заклинивания подшипников насоса является обыкновенная вода или старый тосол, используемый в качестве жидкости охлаждения. Растворенные в воде соли или продукты разложения тосола способны в самый неподходящий момент «намертво» прихватить подшипники помпы. По этой же причине выходит из строя важный элемент управления системой охлаждения – термостат. Складывается ситуация, когда радиатор остается холодным, а двигатель перегревается.

Самый «головотяпный» вариант перегрева мотора может случиться, если в бак автомобиля будет заправлен бензин с низким октановым числом или неправильно отрегулирован угол опережения зажигания. Причина – догорание части смеси в выхлопной системе. Перегрев не будет интенсивным, но, если подобная ситуация повторится, его последствия могут привести к выходу двигателя из строя.

В результате глубокого перегрева в течение 15-20 минут:

  • теряется геометрия и точность размеров головки двигателя;
  • лопаются и разрушаются поршневые кольца;
  • оплавляются, а в отдельных случаях и разрушаются поршни из алюминиевого сплава;
  • выходят из строя шатунные и коренные вкладыши из-за потери давления масла, вследствие его перегрева до сверхжидкого состояния.

Важно! Если в результате перегрева двигатель начал набирать обороты – это признак начала больших проблем, немедленно глушите его любой ценой. Но не стоит выливать на головку двигателя холодную воду – это только усилит ее деформацию

Видео о причинах перегрева двигателя:

Какая температура видеокарты считается нормальной

Перед тем как говорить о перегреве видеокарты, нужно определиться с тем, какую температуру можно считать максимально допустимой. Для того чтобы узнать температуру чипа видеокарты можно использовать различные специальные приложения, среди которых: Speccy, GPU Temp, GPU-Z и многие другие.

Температура, которую определят перечисленные выше программы, это просто цифра, которая многого не скажет обычному пользователю. Вопрос заключается в том, какая температура считается предельной для работы видеокарты. Есть множество разных мнений, но можно точно сказать, что температура видеокарты максимально может достигать больших значений, чем температура центрального процессора.


Компании NVIDIA и AMD сами заявляют, что максимальная температура работы их видеокарт около 105 градусов по Цельсию. Данная цифра актуальна для большинства моделей видеокарт, но возможны исключения.

Если температура видеокарты превысит максимально допустимую, начнется пропуск тактов и принудительное замедление работы устройства. В ситуации, когда подобные меры не помогают охладить видеокарту, происходит принудительная перезагрузка.

Но температура 105 градусов по Цельсию – это именно предельный результат. Гораздо лучше, если даже при максимальной нагрузке температура видеокарты не превышает 95 градусов по Цельсию. Для некоторых моделей видеокарт нормальной является работа при температуре в 30-60 градусов по Цельсию.

Перегревается двигатель, действия водителя что делать при перегреве

Если двигатель перегрелся, в первую очередь, необходимо в обязательном порядке остановить транспортное средство на обочине. Далее глушим мотор и открываем крышку капота. Ждем пока остынет двигатель, и только после этого открываем расширительный бачок для проверки уровня жидкости в системе охлаждения

В обязательном порядке соблюдайте меры предосторожности, потому что перегретая охлаждающая жидкость способна брызнуть из горловины, что приведет к ожогам на теле человека.

Затем доливаем до нормы охлаждающую жидкость, в крайнем случае можно долить воды. Ни в коем случае не поливайте мотор сверху холодной водой (чтобы он остыл быстрее)

В противном случае, капитальный ремонт двигателя обеспечен. Теперь заводим мотор и проверяем работоспособность вентилятора. Нужно обязательно прощупать все шланги, выходящие из термостата. При обнаружении течи антифриза, постарайтесь ее устранить либо максимально уменьшить. Если все в норме, но признаки перегрева сохраняются, обязательно в срочном порядке отправляйтесь на СТО.

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  •  гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры

Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Как и чем помочь при тепловом ударе?

При проявлении первых же симптомов теплового удара нужно начать оказывать первую помощь пострадавшему. При этом следует помнить, что лечение нужно начать до приезда скорой помощи, которую обязательно стоит вызвать, поскольку неспециалисту затруднительно определить форму теплового удара. Особенно быстро нужно реагировать, если ситуация касается людей пожилого возраста или маленьких детей.

Лечение теплового удара у взрослых до прибытия врача заключается в следующих мерах:

Обеспечить пребывание пострадавшего в тени или прохладном месте. Если это помещение, обеспечить доступ свежего воздуха и нормализацию влажности. Возле больного не должно быть большого скопления людей. Рекомендуется чем-нибудь обмахивать больного, например, веером. Пострадавший должен лежать только на спине. Голову и ноги при этом зафиксировать немного выше. Можно подложить подушку под них (если есть возможность) или то, что будет под рукой

Важно следить за моментом, когда у больного начинается рвота, и положить его так, чтобы избежать попадания масс в дыхательные пути. Если человека уже вырвало, следует убедиться, что во рту рвотных масс не осталось. Снять с больного верхнюю одежду и ту, что может сдавливать грудь и шею

Ремень на брюках и любую одежду из плотной или синтетической ткани тоже снять. Человека обернуть в мокрую ткань (чаще всего это простыня) или же обеспечить частое опрыскивание водой. Лицо постоянно протирать прохладной водой (как при обливании тела, так и при смачивании ткани для обертывания температура воды должна быть в пределах +18°С — +20°С). Дать пострадавшему много жидкости. Желательно, чтобы это была минеральная или хотя бы простая прохладная вода. Если есть возможность, то предложить настойку валерианы: на 1/3 стакана прохладной воды – 20 капель валерианы. Если состояние больного не очень тяжелое, допускается дать ему крепкий кофе или чай. Обеспечить постоянный холодный компресс на затылке и на лбу пострадавшего. Это может быть мокрая холодная ткань, бутылка с холодной водой или кубики льда, завернутые в ткань.

До приезда неотложки или при легкой форме можно использовать для лечения или снятия симптомов народные методы. Места повышенной пульсации обработать слабым уксусным раствором или приложить что-то холодное из морозилки. Можно заварить чай из ромашки и добавить лимон. Чтобы наладить периферическое кровоснабжение, на ступни и ладони делать компрессы из смеси хрена и лука.

После того, как состояние пострадавшего начало улучшаться, для восстановления сил можно ежедневно употреблять апельсиновый или арбузный соки. Если вследствие теплового удара были получены и легкие ожоги или покраснения, то их можно смазывать сметаной или кефиром.

В более тяжелых ситуациях:

  • Если нарушено сознание: дать понюхать больному ватку с нашатырным спиртом или 10% раствором аммиака.
  • В случае остановки сердца или дыхания делать непрямой массаж сердца или искусственное дыхание.

Даже после того, как больному оказана помощь, он пришел в сознание и его состояние улучшилось, медики советуют соблюдать постельный режим хотя бы 2 дня. Это время необходимо для того, чтобы восстановить циркуляцию крови, все биохимические процессы, восстановить нервную систему.

В тяжелых ситуациях может случиться выкидыш или замирание беременности на любом сроке. При первых же признаках теплового удара у беременных первое действие – вызвать скорую помощь и проводить мероприятия по охлаждению тела. Попробовать самостоятельно устранить  признаки можно лишь в том случае, если состояние замечено на начальном этапе. Если есть рвота, тошнота, нарушение сердцебиения, температура тела поднялась выше +38°С, полностью самостоятельное устранение симптомов (без обращения к врачу) запрещено.

В категорию повышенной опасности при получении теплового удара относятся и дети

Важно своевременно определить начальные признаки удара. Чаще всего кожа становится или намного влажнее или суше, пульс может зашкаливать за 100 ударов в минуту (это уже тревожный сигнал), может возникнуть тошнота, головная боль и головокружение

Для облегчения состояния ребенка посадить под прохладный душ или проводить обтирание мокрым полотенцем. Не допускать, чтобы вода была очень холодной, резкий температурный перепад недопустим. Обязательно обеспечить малышу лежачее положение в затемненной прохладной комнате, дать попить воды. При повышенной температуре дать жаропонижающее средство, которое, к тому же, снимет и головную боль. Хотя бы один взрослый должен все время находиться возле малыша во время лечения.

Как можно узнать о неполадке?

Выявить признаки перегретого двигателя достаточно трудно, поэтому говорить о перегреве с абсолютной уверенностью нельзя. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который записывает в свою память все показания температур, давления и другие рабочие параметры.

Старые модели, к сожалению, не обладают столь развитыми технологиями. Поэтому можно говорить только об общих признакам перегрева двигателя. Таковыми могут быть:

  • Излишняя шлифовка привалочной плоскости головки блока. Во время перегрева происходит сильная деформация этой части мотора, для которой необходим очень сложный ремонт.
  • Охлаждающая жидкость имеет мутноватый цвет с темными хлопьями. Они образуются в результате перегрева двигателя.

После основательного нагрева плоскости двигателя теряют свою геометрию ввиду деформаций металла в области картера, головки блока и коллекторов. Это приводит к появлению подтеков масла, так как герметизирующие прокладки просто дубеют и растрескиваются, теряя свои первоначальные свойства. Даже после замены сальников проблема потеков никуда не исчезнет. Их не будет какое-то время, но только пока манжеты новые, затем история повторится.

Перегревание организма у детей.

Склонность детей в отличие от взрослых к перегреванию, особенно новорожденных и детей до 1 года жизни, объясняется особенностью их теплообмена и терморегуляции. На протяжении всего детского возраста наблюдается эволюция процессов теплообмена, к-рая заключается не только в изменении теплообразования и теплоотдачи, но и в постепенном развитии центральных механизмов терморегуляции. У новорожденных детей реакции химической терморегуляции достаточно развиты; реакции физической терморегуляции представлены слабо, лихорадка мало выражена (атипична) и подъемы температуры чаще связаны с П. о. С возрастом регуляция теплообмена становится более экономичной и целенаправленной.

Перегреванию организма у грудных детей способствует повышение температуры воздуха и чрезмерное укутывание, у старших — длительное пребывание в жарком, душном помещении, на солнцепеке (условия, затрудняющие теплоотдачу), длительное физическое напряжение, напр, туристские походы, с.-х. работы без соответствующей экипировки, и другие условия, влияющие на повышение теплообразования.

Пребывание детей в возрасте 6—7 лет в помещении с температурой воздуха 29—31° и стен 27—28° в течение 6—8 час. вызывает повышение температуры их тела до 37,1 — 37,6°. Солнечное перегревание протекает с преобладанием первичных нарушений со стороны ц. н

с., причем повышение температуры тела имеет важное, хотя и не первостепенное значение.

У грудных детей Перегревание организма проявляется вялостью, резкой адинамией, нарушением сна, снижением аппетита, срыгиванием, в ряде случаев расстройством жел.-киш. тракта; при осмотре отмечается гиперемия кожных покровов, потливость, учащение дыхания и частоты пульса, приглушение тонов сердца и снижение АД. У детей более старшего возраста наблюдается головная боль, головокружение, общая слабость, сонливость, усталость, заторможенность, возможны тошнота, рвота, судороги, кратковременная потеря сознания, может быть повышение температуры тела до 40—41°.

Дифференциальную диагностику П. о. проводят с лихорадочной гипертермией (см. Гипертермический синдром), при к-рой обычно выявляются признаки острой инфекции, а повышение температуры тела связано с ознобом и первичным ограничением теплоотдачи. При перегревании наряду с увеличенной теплопродукцией наблюдается увеличение теплоотдачи, потоотделения и др.

Признаки перегрева

Судить об этом можно не только по выходящему из-под капота автомобиля пару. Существует ряд других, менее выраженных симптомов, сигнализирующих о начинающемся неприятном процессе. Так по каким признакам перегрев двигателя можно определить? Прежде всего, все современные автомобили оборудованы датчиками контроля температуры охлаждающего контура автомобиля. Все водители руководствуются именно данными с приборной панели. Стараются не доводить стрелку температуры двигателя до красной зоны, при которой уже возможно полное разрушение агрегата. Однако контролирующая система спроектирована таким образом, что фактическая температура циркулирующего теплоносителя всегда выше того значения, которое показывает приборная панель. На некоторых автомобилях используется обычная лампочка-индикатор, указывающая на перегрев, а некоторые не имеют даже этого. И водителю приходится полагаться исключительно на свои ощущения. Если интуиция и знания подведут, то серьезных проблем, увы, избежать не получится. Современные двигатели из алюминиевых сплавов, к сожалению, не имеют того запаса прочности, что был у их чугунных предшественников, которые с легкостью выдерживали и более высокие температуры. И все-таки, какие могут быть признаки и последствия, если перегрелся двигатель?

Когда стрелка еще не вышла в красную зону или лампочка не сигналит об опасности, всегда существуют ранние признаки обнаружения предстоящего перегрева

Первое, на что водителю следует обратить свое внимание, — это сильный нагрев фронтальной стенки кузова автомобиля. Она ближе всех расположена к двигателю, поэтому по ее температуре можно всегда понять, что происходит в настоящий момент с прибором

Как только станет ясно, что с ним происходит что-то неладное, необходимо обратить внимание на тяговую мощь ДВС и работу вентилятора. Обычно мощность сильно падает, а вентилятор продолжает работать без отключений. Это первый повод для беспокойства. Возможно, двигатель даже не дойдет до той критической точки, когда закипит тосол и пойдут трещины по клапанам, разрушатся уплотнители. Один нагрев до некритической температуры не вызовет серьезных неприятностей, но частый нагрев в скором времени принесет проблемы уже более серьезные. Поэтому лучше провести диагностику на раннем этапе, пока еще не все запущено. Обязательно стоит проверить двигатель и систему охлаждения.

Более серьезная стадия перегрева — когда на ходу начинает кипеть охлаждающая жидкость в самом радиаторе. Стрелка при таком подъеме температуры быстро переходит в красную зону. Одновременно с кипением тосола резко падает мощность самого двигателя. Машина начинает еле-еле плестись. Вместе с этим в работе двигателя появляются шумы и жесткость. Можно услышать стук металла. Это происходит по причине появления детонационных процессов внутри двигателя. Соответственно, заглянув под капот, можно увидеть на блоке и головке цилиндров трещины, деформации, потеки масла или антифриза под прокладкой головки и блока.

Еще одним признаком перегрева является появление белого налета на контактах свечей зажигания. Кроме самого нагара на ней будут присутствовать (но не обязательно) растрескивание корпуса или изолятора и многие другие деформации.

Узнать о перегреве можно, открыв крышку бачка с охлаждающей жидкостью. Это делать следует на холодном двигателе или после того, как он остынет достаточно. В противном случае жидкость от кипения вытечет наружу и ненароком окатит брызгами. Если двигатель перегревался, то на стенках бачка появляются темные пятна, а в самом теплоносителе образуются темные хлопья. Это говорит о том, что в результате перегрева в прибор попало масло. Это происходит из-за выгорания прокладок головки блока цилиндров. Необходимо достать масляной щуп и исследовать масло на наличие пены и эмульсии от попадания антифриза.

Способ шестой — андервольт

Андервольт, или понижение рабочего напряжения — способ снижения нагрева и энергопотребления устройства без потери скорости его работы. Основан он на том, что и процессоры и видеокарты имеют запас по питающему напряжению. Уменьшить его можно в среднем на 10%.Способ этот довольно трудоемкий и похож на разгон — вы уменьшаете рабочее напряжение чипа и тщательно тестируете его на стабильность. Если тесты проходят, то продолжайте уменьшать напряжение. 

Андервольт процессора Ryzen 5 1600 я описывал в блоге «Гайд: как снизить энергопотребление AMD Ryzen на 20%».

Симптомы теплового удара

Тепловой удар имеет острое начало и быстрое течение. Симптомы теплового удара иногда напоминают картину острого нарушения кровообращения в мозге.

По степени тяжести тепловой удар делят на три формы: легкая, средняя и тяжелая.

Легкая. Симптомы теплового удара в этом случае сводятся к адинамии, головной боли, учащенному дыханию, тошноте, тахикардии. При этом температура тела может быть нормальной или иметь субфебрильные значения. Изменений кожи не наблюдается. При быстром создании пострадавшему комфортных условий симптомы гипертермии быстро проходят.

Средняя тяжесть. Для этой степени теплового удара характерны: резкая адинамия, наличие тошноты, рвоты, головной боли, оглушенности, неуверенности движений, кратковременных потерь сознания. Кожа пострадавшего гиперемированная, влажная, дыхание учащенное, присутствует тахикардия и усиленное потоотделение. Температура поднимается до 39-40°С.

Тяжелая форма теплового удара. Имеет острое начало. Сознание пациента спутанное, вплоть до сопора и комы. Наблюдаются тонические и клонические судороги. Присутствует психомоторное возбуждение, галлюцинации, бред. Дыхание поверхностное, частое, аритмичное. Кожа сухая и горячая. Температура — 41-42°С. При данной форме теплового удара летальность достигает 20-30%.


С этим читают