Учебные программы

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ТЮНИНГ-БОКСОМ И ЧИП-ТЮНИНГОМ?

  1. Блок управления поднимает наддув до запрашиваемых величин.
  2. Т.к. при более низком давлении топлива требуется большее время открытия форсунок — последнее увеличивается.

Минусы такой «коробочки» это:


  • меньшие мощностные показатели по сравнению с чип-тюнингом, несмотря на все заверения продавцов и производителей
  • дымность и в целом некорректная работа программы ЭБУ
  • неправильные показания расхода топлива на бортовом компьютере
  • выход из строя данного девайса
  • возможная ошибка «Низкое давление в рампе»

Плюсы:

  • Простота установки
  • Возможность в любой момент демонтировать

Принцип проведения диагностики для начинающих

Диагностирующий авто человек должен не только профессионально обращаться со всеми программами и приборами, он должен в обязательном порядке проводить сбор информации и её обработку, после чего принимать окончательное решение.

Если к специалисту по чип-тюнингу приехал клиент, первым делом необходимо произвести опрос, чтобы узнать о сути проблемы, расспросить о том, когда и как проявляется неисправность.

Ещё необходимо визуально произвести осмотр подкапотного пространства. Мастер должен убедиться в отсутствии видимых повреждений, связанных с электропроводкой, шлангами и высоковольтными проводами.

Работа с инструментарием и программными приложениями должна стать третьим шагом, для начала посредством сканера нужно будет определить тип ЭБУ и системы. После установления вида заводской прошивки необходимо вспомнить о её достоинствах и возможных недостатках, составе и особенностях.

На четвёртом этапе нужно проверить свечи, специалист должен по взгляду определить количество имеющегося на них нагара и цвет образовавшегося покрытия

Следует уделить внимание пробоям на изоляторе

Затем необходимо проверить параметры датчиков и иных исполнительных элементов. Провести диагностику системы питания, чтобы узнать давление топлива. Если проблем нет — нужно включить силовой агрегат, посредством сканера узнать показания, проверить движок на наличие посторонних шумов и гула.

Далее необходимо произвести проверку мотора газоанализатором и мотортестером, чтобы получить осциллограммы высокого напряжения.

После проведения столь сложной процедуры диагностирующий авто специалист получает множество данных, которые ему придётся сопоставить друг с другом, чтобы сделать детальный анализ и вывод.

Что такое чип-тюнинг и зачем он нужен

Чип-тюнинг — это изменение программы блока управления ДВС, что позволяет улучшить показатели двигателя внутреннего сгорания. Сделать можно практически всё — от изменения топливных карт и сдвига отсечки до отключения различных датчиков, таких как лямбда-зонды.

Почему же он так популярен? Всё предельно просто: современные автоконцерны очень сильно «душат» свои двигатели в угоду экологическим требованиям. Именно поэтому, изменяя прошивку даже на атмосферном двигателе, можно получить существенный прирост мощности. Нередко люди выбивают катализаторы и им требуется прошить машину, чтобы исключить второй лямбда-зонд из системы регулировки топлива.

Турбодвигатели после прошивки словно обретают вторую жизнь. Чипуя турбомотор, можно добиться прироста мощности в 30-40%, естественно, для этого требуется поднять давление наддува.

Чиповка часто происходит со снятием ЭБУ


Если убрать вопросы мощности, то стоит поговорить про уменьшение класса экологичности, например, с евро-4 на евро-2. Эта процедура позволяет исключить цепь второй лямбды и удалить катализатор, при этом мощность всё же немного вырастает за счёт уменьшения сопротивления на выпуске.

Еще огромный раздел чиповки — это изменение программы управления АКПП. Не секрет, что современные «автоматы» имеют собственный ECU, который отвечает за скорость, плавность и то, на каких оборотах переключать передачу. Прошивкой можно убрать тупость коробки, изменить диапазон переключения той или иной передачи, в общем, можно полностью подстроить коробку под себя. К сожалению, хороших мастеров по АКПП довольно мало, а самостоятельно данную процедуру проводить не рекомендуется, поскольку можно с легкостью отправить КПП в аварийный режим работы.

Стоит ли её делать: все плюсы и минусы «чиповки»

На вопрос, стоит ли делать чиповку автомобиля, однозначного ответа нет. С одной стороны, это прирост мощности, улучшение отклика на педаль газа, да и в принципе реализация всего потенциала двигателя.

А с другой стороны — потеря ресурса, увеличение расхода топлива и повышение требований к нему. Кто-то волнуется за значительное снижение экологичности выхлопа. Да и прочие вытекающие, ведь тюнинг — это болезнь. Мощности, к сожалению, всегда мало. Будь под капотом и 300, и 500 сил, человек ко всему привыкает, и машина уже не кажется такой быстрой.

Таблица прироста мощности в зависимости от объема двигателя

Прирост мощности: черные линии — до, красные — после

Данная таблица поможет четко понять рамки прибавки лошадиных сил. С помощью нее легко подсчитать прирост именно на своём моторе. Нужно сразу сказать: чем больше мотор, тем сильнее удастся форсировать силовой агрегат. На турбированных силовых установках можно добиться просто огромного прироста.

Объем силовой установки в литрах Прибавка мощности атмосферный ДВС, л.с. Прибавка мощности турбированный ДВС,л.с.
1.4 8-15 20-40
1.5 10-18 25-45
1.6 10-20 30-50
1.8 12-23 35-50
1.9 13-25 40-55
2.0 15-25 40-60
2.4 20-30 50-80
2.5 22-33 55-85
2.7 25-35 60-90
2.8 30-40 70-100
2.9 35-45 75-100
3.0 35-50 80-105
3.0d 20-30 50-70

Если же говорить о прошивке АКПП, то здесь прирост может составить до 10-15%. Проявится это в скорости переключения передач, также добавит прыти в режиме «газ в пол». «Шить» автомат рекомендуется вместе с прошивкой ЭБУ двигателя. Это легко объяснить: максимальная мощность будет развиваться двигателем уже на других оборотах, нежели в стандарте. Поэтому и переключение передач нужно подстроить под новую конфигурацию двигателя. Это создаст оптимальные условия для максимально быстрого разгона машины, а также позволить немного снизить расход топлива.

Что нужно для проведения

Как минимум потребуется автомобиль, оснащенный системой электронного впрыска топлива, он должен иметь блок управления, который можно перепрошить. Да, на старых автомобилях ЭБУ не поддавался программной доработке, но с современными автомобилями такой проблемы нет — они с легкостью чипуются.

Дальше все зависит от потребностей. Если вы решили немного поднять динамические характеристики авто, то нужно просто записаться в специализированный сервис, где специалисты за небольшие деньги загрузят вам новую прошивку. Но если речь идет о существенном увеличении мощности, здесь уже малой кровью не отделаться. Потребуется настройщик-профессионал, а также диностенд, который позволит в режиме онлайн-настройки подобрать оптимальные значения топливных карт, зажигания и прочего. При желании сильно поднять мощность может возникнуть нужда в более производительной топливной аппаратуре, других свечах и компонентах впускной и выпускной систем.

Профессиональный чип-тюнинг с применением диностенда

Ресурс двигателя

Любые модификации программного обеспечения скажутся на ресурсе силовой установке — эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Масштаб ущерба зависит от целей. Если просто немного поднять мощность, грубо говоря, «раздушить» мотор, то существенной потери ресурса не будет — максимум он уменьшится на 10-20 тысяч километров. Но если конкретно выжать из агрегата все соки, то скажется это довольно плачевно. Например, ресурс боевого турбомотора около 50000 км. Говоря про атмодвигатели надо понимать, что повышение мощности на атмосфере происходит благодаря смещению отсечки и изменению углов зажигания и топливных карт, ведь, чтобы получить от агрегата больше мощности, нужно загнать туда как можно больше топлива. Слишком высокие обороты существенно снизят ресурс мотора — примерно на 30%.

Матчасть чип-тюнинга для начинающих

  • Основы автоэлектрики. Как минимум уметь самостоятельно установить магнитолу в машину и проверить мультиметром датчик.
  • Умение паять и работать с паяльной станцией. Работа с тонкими дорожками и проводами не должна быть проблемой.
  • Умение читать схемы автомобильной электрики и электроники.
  • Умение пользоваться мультиметром и осциллографом.
  • Наличие элементарных навыков диагностики. Минимальный уровень — автосканер ELM327.
  • Понимание принципов работы датчиков двигателя и их влияние на работу автомобиля.
  • Знание технического английского. 70% мануалов написаны английском, а Google-переводчик корректный результат не даст.

ПОЧЕМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НЕ ДЕЛАЕТ ЧИП-ТЮНИНГ С КОНВЕЙЕРА?

Производитель авто редактирует программу управления двигателем руководствуясь

  • Экологическими нормами. В случае с бензиновым двигателем, более ранний угол опережения зажигания повышает температуру в камере сгорания, а потому способствует большему выбросу оксидов азота. Более богатая смесь на дизельных моторах также повышает выбросы вредных веществ. И хотя повышение незначительное, но этого достаточно, чтобы автомобиль невозможно было сертифицировать.
  • Маркетингом, т.е. из одного двигателя необходимо сделать целый ряд разных мощностей и стоимости.
  • Качеством топлива. Делается определенный запас под возможность использования некачественного низкооктанового бензина в исключительных ситуациях. Хотя многие производители, как, например, BMW, не оставляют такого запаса. В любом случае, любая программа двигателя имеет защиту от детонации.

Программа мастер-класса:

1. Основы микропроцессорной техники—  Принцип кодирования (0 или 1)—  Принцип работы ячейки памяти—  Понятие EEPROM и FLASH—  Понятие разрядности—  Представление чисел—  Обзор видов микропроцессоров—  Структурная схема микропроцессора—  Ключевые понятия. “Дамп” (DUMP), “прошивка” и др. —  Как пишутся программы для микроконтроллеров. Понятие компиляции—  Понятие мнемоники — представление в коде—  Код и данные в дампе. Что правится при чип-тюнинге2. Обзор программ для изменения калибровок—  Общие принципы работы программ—  WinOls—  Titanium—  ChipTunerPro—  Swiftec3. Откуда берутся карты для редактирования прошивок (Ols, Damos, Driver, Xml и т.д.)—  Программы дизассемблеры IDA, Ghidra—  Принцип работы—  Заключение

Где лучше произвести чип-тюнинг двигателя

Данную процедуру следует проводить только у хороших мастеров, которые уже имеют положительную репутацию. Действия, производимые с программой двигателя, должны быть точными: какое-либо отклонение топливных карт или углов зажигания может привести к детонации, сильному увеличению расхода или ухудшению динамических характеристик. Если вы делаете боевой мотор, то обязательно запишитесь на онлайн-отстройку, что позволит раскрыть весь потенциал.


В Москве

Компания «ЧИП-МСК» поможет качественно отшить машину. Здесь удалят сажевый фильтр, могут сделать выхлопную систему.

Адрес: Проспект Будённого 33А,Москва. Номер тел. +7 (909) 907-75-75.

Крупнейшая сеть «Чипмастер» поможет с прошивкой, удалят катализатор, стирают ошибки по Airbag, помогут отключить иммобилайзер.

Адрес центрального офиса и техцентра:

г. Москва, Иркутская д.1.

Ещё 9 станций:

  • Осташковское ш., рядом со МКАД;
  • Кутузовский проспект, напротив Триумфальной арки;
  • Каширское ш. (пересечение Каширского ш. и МКАД);
  • Днепропетровский пр-д;
  • Люберцы (авторынок «Гарант»);
  • Волоколамское (МКАД);
  • Рязанский пр-т;
  • Люберцы, район Кожухово;
  • Огородный проезд;
  • Волгоградский пр-т 32.

Номер телефона: +7-916-611-16-59

В Санкт-Петербурге

Компания «ЧИП СПБ».

Телефон: +7 (812) 999-3456.

Сервис находится по адресу: Санкт-Петербург, ул.Новороссийская, д.55, Калининский район, ближайшее метро Площадь Мужества, здание под виадуком Гражданского проспекта.

Чиптюнинг№1 — прочипуют практически любой автомобиль, а также отремонтируют выхлопную систему и настроят ГБО.

Находятся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская 46а.

Номер телефона: 8(911)9412451.

Автомастерская, проводящая чип-тюнинг

Чип-тюнинг двигателя своими руками

Самостоятельно провести чип-тюнинг непросто. Для этого потребуется соответствующее оборудование: как минимум ноутбук и кабель для синхронизации компьютера и блока управления двигателем. А также понадобится огромный багаж знаний, ведь неправильной прошивкой можно с легкостью загубить мотор. Да, с атмосферным риск не так велик, но вот турбоагрегат неправильная смесь может убить моментально. Если вы всё-таки решили обновить свой мотор самостоятельно, то не поленитесь установить широкополосный лямбда-зонд, который позволит оценить топливовоздушную смесь, а для турбированных агрегатов понадобится датчик давления наддува.


Сначала разберемся с атмосферным двигателем. Залить готовую прошивку довольно просто: сама процедура не требует временных затрат. Но вот с поиском хорошей программы для вашего силового агрегата придется потрудиться. В итоге после массы прочтенных статей и тест-драйвов прошивок вы придете к своему идеалу. Если у вас абсолютно стоковая конфигурация, стоят стандартные распредвалы, нет изменений впуска и выпуска, то онлайн-прошивка вам не нужна, следует просто залить хорошую программу. А если вы собираете «злой атмосферник», то добиться максимальной отдачи получится только в режиме реального времени: в одиночку такое провернуть довольно сложно. Не проще ли съездить к профессионалам и зашить проверенную сотней автолюбителей прошивку?

Прошивка своими руками автомобиля ВАЗ

С наддувными моторами всё намного сложнее, поскольку повышать давление турбины нужно с умом. Если стоковый буст 0,5 бар, то выше 0,9 уже подниматься опасно как для двигателя, так и для компонентов нагнетателя. Также стоит понимать, что топливные карты могут быть прописаны до определенных значений буста, при превышении которого сработает отсечка. Такой мотор намного легче загубить, нежели атмосферный, но прирост мощности от правильной прошивки гораздо больше. При чиповке такого мотора нужно установить дополнительные датчики, сигнализирующие о температуре масла и выхлопа, а также сенсоры давления наддува и широкополосный лямбда-зонд. Я бы не стал рисковать двигателем, и направился бы к профессионалам.

Настройку ГБО рекомендуется производить только у мастеров. Неправильно откалиброванные форсунки и плохо настроенная подача газа может убить силовой агрегат за 10-20 тысяч километров. Если вам дорог двигатель, то для настройки газа следует обратиться в специализированную СТО.

МОЖЕТ ЛИ «СЛЕТЕТЬ ПРОШИВКА»?

Нет, прошивка не меняется, а если такое и случится, то двигатель вряд ли запустится, т.к. контрольная сумма будет неверна. Многие путают прошивку с адаптациями работы двигателя. В блоке управления, так же как и в любом компьютере, есть оперативная память, в которой хранится множество параметров работы двигателя. При выключении зажигания, некоторые параметры, как, например, долгосрочная коррекция топлива, адаптация управления наддувом, давления в топливной рампе, дроссельной заслонки и т.д., сохраняются в т.н. EEPROM, чтобы при старте двигателя снова «оказаться» в оперативной памяти. Иногда, при снятии клеммы с АКБ и сброса адаптаций с помощи диагностического сканера, можно наблюдать иную работу мотора, нежели к которой привык владелец, вплоть до некоторой потери мощности и даже нестабильной работы (в случае неисправных каких-либо систем мотора). После нескольких десятков километров все приходит в норму. Стоит сказать, что после записи прошивки адаптации так же слетают.

Прошивку можно переписать дилерским диагностическим оборудованием, что иногда делает дилер, в случае если вышло заводское обновление прошивки. Но это не «слет» прошивки, а намеренное ее стирание и запись нового файла.

ЧИП-ТЮНИНГ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

При чип-тюнинге изменяются три основных параметра работы двигателя:

1. Угол опережения зажигания.

чип-тюнинге атмосферных моторов

Чем выше обороты и/или ниже нагрузка — тем раньше угол. И наоборот. Как правило, угол опережения зажигания (забегая вперед, так же как и большинство параметров) «правится» только на максимальной или близкой к максимальной нагрузке. В некоторых случаях редактируется поправка (дельта) угла, которая зависит, например, от температуры впускного воздуха или охлаждающей жидкости. Чем выше температура, тем позднее зажигание, чтобы предотвратить детонацию. И не всегда угол зажигания делается раньше. Почему? Ответ будет ниже.

2. Топливная смесь.

Двигатели, оборудованные системой непосредственного впрыска, при которой впрыск топлива происходит напрямую в камеру сгорания с давлением от 100 до 200 бар(новейшие авто), работают на т.н. сверхбедной(гомогенной) смеси на низких нагрузках. Обычно это соотношение равно 22 : 1. «Нормальный» бензиновый двигатель не может работать на такой смеси. Именно поэтому для сверхбедной смеси разрабатывают поршни специальной формы, форсунки с соответствующим факелом распыла, вихревые заслонки, подающие воздух по стенке коллектора в определенных режимах работы. В таком случае пары бензина точно подаются к электроду свечи зажигания.

Повышение при чип-тюнинге давления в рампе на несколько бар дают лучшее смесеобразование и чуть больше мощности. Кроме того, часто на современных автомобилях устанавливается блок управления подкачивающим бензонасосом, расположенным в баке. Блок «завязан» на ЭБУ, поэтому в прошивке так же можно повысить и низкое давление топлива, но это актуально обычно при установке более производительной турбины.

3. Давление наддува

Многие полагают, что чип-тюнинг не имеет смысла, если двигатель не оборудован наддувом… и по сути они правы. Ведь для того, чтобы получить больше мощности и момента надо сжечь больше топлива при названных выше условиях.

Одно из них — топливная смесь. Чтобы она была, скажем, даже 12.5 : 1 при дольшем времени впрыска, требуется закачать в цилиндры больше воздуха. Турбо и/или механические нагнетатели, как раз созданы для этого. Но в конечном итоге не воздух добавляет лошадиные силы и ньютон-метры, а именно топливо! Как правило, давление увеличивается на 0.3-0.5 бара, если речь идет о безопасном тюнинге без установки другого «железа». Теперь вернемся к первому разделу «Угол опережения зажигания». Помните физику? Оказывается при сжатии воздуха его температура увеличивается. А чем выше температура впускного воздуха, тем больше склонность к детонации. Следовательно, угол зажигания нужно делать зачастую даже позже на максимальной нагрузке. А если быть еще точнее, то надо увеличивать значения оси «нагрузка» и приводить в соответствие с ней таблицу со значениями угла зажигания. Иногда заводские инженеры оставляют некоторый простор для «творчества» и можно не просто сделать зажигание чуть раньше, а увеличить на целых 5 и более градусов даже на возросшей нагрузке! Порой они просто не заполняют таблицу полностью и делают на высокой нагрузке(недостижимой в стоке) слишком поздний угол.

Вывод:

Максимальная прибавка на «атмосфернике» всего 10%, на двигателях с наддувом до 50%, благодаря одной лишь перепрошивке ЭБУ, а точнее: • повышению давления наддува • изменению угла зажигания • обогащению смеси • повышению давления в рампе


С этим читают