Описание моделей и принципа действия шестеренных насосов

Статьи о товаре

Насос шестеренчатый

Слаженная работа гидравлических систем сельскохозяйственной и промышленной техники возможна при соответствующем давлении в них масла. Обеспечить нужные параметры позволит шестеренчатый насос. е привода насоса. Насос не развивает нужное давление Это может случиться при засоренности золотника распределительного механизма, а также неправильной регулировке клапана-предохранителя. Перегрев насоса Основными причинами такой неисправности являются присутствие в масле воды, воздуха или различных примесей. Возможно также, что уровень масла в системе ниже установленного минимума. Также перегрев может наблюдаться при длительной работе мотора на предельных нагрузках и загрязненных фильтрующих элементах. Перегреву будет способствовать и подклинивание отдельных деталей вследствие их чрезмерного износа. Самопроизвольное отключение насоса Это проявляется вследствие неисправности, износа приводного механизма.

Правильная эксплуатация насоса

Шестеренчатые насосы должны эксплуатироваться только с подходящим типом масла с необходимой вязкостью. Масло должно иметь оптимальную рабочую температуру. Эксплуатация насосов в зимнее время предусматривает выполнение обязательного предварите

Белорусские тракторы: богатые традиции, движение вперед

Сегодня около 8% колесных тракторов, производимых в мире, приходятся на Республику Беларусь — страну с давними машиностроительными традициями. Линейка предлагаемой белорусами техники очень богата, а цена по сравнению с зарубежными аналогами приятно радует. Разумеется, и по комфорту тракторы МТЗ, «Полесье» лишь незначительно отличаются от импортных. ием не возникает. Как утверждают потребители, белорусские тракторы — это повышенная проходимость, универсальность и умеренный комфорт по сравнению с John Deere, New Holland, Deutz Fahr, Massey Ferguson и др. Отметим также: перечисленные производители конструируют свою технику таким образом, что многие функции в ней практически не востребованы. Особенно это касается фермерских хозяйств с небольшими площадями пашен. Получается, что российские аграрии переплачивают и за дорогую марку тракторов, и за бесполезные опции в них. С техникой «Беларус» такой ситуации не наблюдается.

Конструкция МТЗ, серии, назначение


Белорусские инженеры не стали изобретать велосипед, и сегодня их тракторы имеют классическую полурамную конструкцию с дизельными двигателями, устанавливаемыми спереди, задние ведущие колеса, по габаритам значительно превышающие передние направляющие. Однако это уже не те тихоходные «железные кони», которые пришли на смену крестьянской лошадке и обрабатывали посевны Все статьи

Рабочий процесс шестеренного насоса

Рабочий процесс шестеренного насоса протекает следующим образом. Ведущая шестерня 2 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 1 и приводит ее во вращательное движение. При вращении шестерен насоса в противоположные стороны в камере всасывания А зубья выходят из зацепления, образуя разрежение (вакуум). За счет вакуума из бака в камеру всасывания поступает рабочая жидкость и заполняет впадины между зубьями шестерен 1 и 2. Рабочая жидкость вместе с впадинами зубьев шестерен перемещается по внутренней поверхности колодцев корпуса 3 и переносится со стороны всасывания (из камеры А) в сторону нагнетания (в камеру Б). В камере нагнетания зубья шестерен входят в зацепление и выталкивают жидкость из впадин, которая из камеры Б поступает в нагнетательный трубопровод.

Между зубьями шестерен 1 и 2, находящимися в зацеплении, образуется плотный контакт, поэтому обратный перенос жидкости из полости нагнетания в полость всасывания невозможен. Следовательно, во время работы насоса каждая вновь вступающая в зацепление пара зубьев закрывает выход жидкости из камеры нагнетания в камеру всасывания. В дальнейшем процесс повторяется.

С целью уменьшения влияния торцового износа качающего узла на долговечность насоса и повышения общей надежности его с 1968 года выпускаются более совершенные насосы НШ-32У и НШ-46У (буква У означает «унифицированные»).

Описание устройства и работы шестеренных насосов НШ32

Принцип работы шестеренного насоса НШ 32

Нагнетание рабочей жидкости в шестеренном насосе НШ-32 осуществляется при помощи ведущей 1 (смотри рис. слева) и ведомой 2 шестерен, расположенных между подшипниковой 3 и поджимной 4 обоймами и пластинками 5. Подшипниковая обойма с установленными на ней антифрикционными вкладышами 6 служит единой опорой для всех цапф шестерен. Поджимная обойма под действием давления рабочей жидкости в полости манжеты 7 уплотняет по периферии зубья шестерен со стороны зоны высокого давления. Опорная пластина 3 служит для перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Боковые поверхности шестерен уплотняются двумя пластинками под действием давления жидкости в полостях с торцевыми манжетами 9, 10. Рабочие кромки торцевых манжет предохранены от выдавливания в торцевые зазорами пластинами 11, кольцами 12, 13 н предохранительными прокладками 21, 22. Ведущий вал насоса уплотняется манжетами 14, которые фиксируются опорным 15 и пружинным 16 кольцами. Центрирование ведущего вала качающего узла относительно установочного бурта корпуса обеспечивается агулкой 17. Крышка 18 присоединяется к корпусу 19 болтами, герметичность по плоскости разъема корпус-крышка достигается установкой резинового уплотнительного кольца 20. При транспортировке входное и выходное отверстия насоса закрываются пробками 23 и 24.

Насос НШ 32У-3 полностью взаимозаменяем с аналогичными насосами других производителей — НШ 32В-3, НШ 32УК-3, НШ 32УЖ-3

Габаритные и присоединительные размеры насосов НШ 100-4, НШ 100А-3 и НШ 71-4, НШ 71А-3

     Рекомендации по монтажу насосов НШ100 и НШ71:      На насосы НШ не должны передаваться механические усилия от деформаций н перемещений присоединяемых к нему гидролиний. С целью снижения влияния вибраций, пульсаций давления и резонансных явлений на насос НШ (НШ 100, НШ71 и т.д), на участке напорной гидролинии рекомендуется установить компенсирующее звено.      Скорость изменения давления в гидросистеме до номинального значения не должна превышать 100—350 МПа/с при увеличении давления и 1000 МПа/с при уменьшении. Фильтрующее устройство должно иметь номинальную тонкость фильтрации не грубее 25 мкм н находиться в удобном для технического обслуживания месте. Для предотвращения загрязнения рабочей жидкости во время заправки рекомендуется оборудовать гидравлическую систему устройством при принудительной заливке через фильтр тонкой очистки (25 мкм).      Рекомендуемый объем гидробака должен быть не менее 1/3 двухминутной объемной подачи насоса НШ, в зависимости от режима работы машины (легкий или тяжелый, но в два раза превышать заполняемый объем полостей гидравлической системы н обеспечивать требуемый температурный режим. Внутри гидробака между всасывающим и сливным отверстиями должна быть предусмотрена перегородка высотой 2/3 уровня масла в гндробаке.      Отверстие всасывающей гндролнннн должно располагаться у дна гидробака на расстоянии не менее трех диаметров трубы от стенки гидробака и не менее двух диаметров от дна гклробака. Отверстие сливное гидролннин должно быть расположено ниже минимально допустимого уровня рабочей жидкости в гидробаке. На гндробаке должен быть указатель уровня жидкости масла закрытого типа.      Воздух, попадающий в бак через сапун должен быть тщательно очшиен. Уровень рабочей жидкости в баке должен быть выше входного отверстия насоса на 150 мм. Гидроцилиндры должны иметь устройство, предотвращающее образование вакуума о полостях цилиндров и присоединенных к ним гидролиниях при опускании рабочего органа машины. В противном случае возможен подсос воздуха через штоковые уплотнения цилиндров и уплотнения угловых подвижных соединений гидролинии, что приводит интенсивному износу деталей насоса НШ 100 (а также насосов НШ с другим рабочим объёмом) и других узлов гидравлической системы.      Рекомендуется также применять в цилиндрах разгрузочные устройства, снижающие пиковые давления при подходе поршня к крайним положениям, что одновременно уменьшает время работы гидравлической системы, в режиме предохранительного клапана.      При монтаже и демонтаже элементов гидравлического привода, а также при замене масла необходимо соблюдать чистоту. Применяемое масло служит не только рабочей жидкостью для приведения в действие исполнительных органов машины, но и одновременно смазкой для подшипников насоса НШ. Поэтому загрязнение рабочей жидкости механическими примесями или попадание в них влаги вызывает образование надиров по поверхности подшипников скольжения и выводит шестерённые насосы из строя.

Устройство шестеренного насоса типа НШ-У

Устройство шестеренного насоса типа НШ-У показано на рисунке.

Общая конструктивная схема насоса типа НШ-У такая же, как и насоса типа НШ-В и НШ-Д, но вместо разгрузочной пластинки с уплотнительным кольцом введена сплошная резиновая уплотнительная манжета 10 (рис. а), которая зажата между крышкой 1 и корпусом 5. В цилиндрические отверстия манжеты вставлены резиновые кольца 14 (рис. б) с прилегающими к крышке стальными тонкими шайбами 9 (рис. а) для уплотнения передних опорных втулок. Резиновые кольца 14 (рис. б) препятствуют выдавливанию манжеты в зазор между хвостовиком и втулкой и отверстием в крышке.

Кроме того, запорные пружинки для фиксации опорных втулок в определенном развернутом положении устранены. Поэтому в корпус насоса вставляют опорные втулки без разворота. Для лучшего приспособления втулки к корпусу колодец в крышке под ведомую шестерню расточен на 0,5 мм больше.

Для снижения давления на подшипники и уменьшения износа сопряженных поверхностей подшипника и цапфы на торцах опорных втулок, прилегающих к торцам шестерен, сделаны дугообразные разгрузочные канавки 2X2 мм. Для подвода смазки к подшипнику на торце от стыковой плоскости опорной втулки к осевому отверстию сделана канавка 0,4Х0,6 мм.

Для предотвращения утечек жидкости из полости А (рис. б) во всасывающую полость насоса на стороне всасывания в расточку корпуса диаметром 59 мм встановлены клиновое резиновое уплотнение 8 и клиновой алюминиевый вкладыш 7. Утечки жидкости через зазор между передними втулками и цапфами шестерен поступают через отверстие в крышке и осевое отверстие в ведомой шестерне в канал, соединяющий кольцевые выточки колодцев на дне корпуса с камерой всасывания.

В комплект алюминиевой крышки 1 входят манжета 12 (рис. б), которая уплотняет хвостовик ведущей шестерни, опорное 11 и стопорное 13 кольца. Крышка 1 крепится к корпусу 5 насоса болтами 6 с пружинными шайбами.

Для того чтобы внутренние потери жидкости в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и втулок оставались минимальными длительное время эксплуатации, в конструкции насоса НШ-У применено автоматический поджим, который осуществляется следующим образом. Рабочая жидкость из камеры нагнетания поступает по пазу в полость А (рис. б) над передними опорными втулками, и стремится поджать эти подвижные втулки к торцам шестерен, устраняя зазор между ними. Если бы не было автоматического поджима, то появился бы зазор между торцами втулок и шестерен, который увеличивался бы за счет износа этих деталей по торцам.

Так как опорные подвижные втулки поджимаются давлением жидкости к торцам шестерен насоса, благодаря чему создается прижимающее усилие, то со стороны зубьев шестерен действует также давление жидкости, но на меньшую площадь, которое создает отжимающее усилие. В результате прижимающее усилие втулки к торцам шестерен незначительно превосходит отжимающее усилие, поэтому сохраняется необходимая масляная пленка между трущимися поверхностями опорных втулок и шестерен.

Достоинством насосов типа НШ-У является также то, что все уплотнительные кольца заменены манжетой и резиновым клиновидным сегментом.

В насосах НШ-У (в отличие от насосов НШ-В, НШ-Э и НШ-Д) торцовый износ качающего узла (шестерен и втулок) не влияет на уплотняющие свойства манжеты 10 потому, что она зажата между крышкой и корпусом, следовательно, при проседании качающего узла до 2—3 мм (против 0,3 в насосах НШ-В и НШ-Д) всасывающая полость будет изолирована от нагнетательной и поджим передних втулок будет осуществляться с постоянной силой.

Конструктивные усовершенствования узлов уплотнения и автоматической компенсации торцовых зазоров позволили увеличить гарантийную наработку насоса НШ-У до 1000 часов против 800 часов для насосов НШ-Э и НШ-Д. В настоящее время Московский завод тракторных гидроагрегатов (МЗТГ) гарантирует работу насосов НШ-46У до 4000 часов.

Насосы НШ-У допускают как правое, так и левое вращение. На заводе-изготовителе их собирают только для правого (вращение вала ведущей шестерни по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода) или только для левого (вращение вала ведущей шестерни против часовой стрелки) вращения. Порядок переналадки насосов типа НШ-У с правого вращения на левое такой же, как и у насосов типа НШ-Э и НШ-Д. Установочные размеры насосов НШ-У ничем не отличаются от тех же размеров предыдущих выпусков насосов.

Благодаря вышеизложенным усовершенствованиям насос НШ-32У получил Знак качества. Его применяют в гидросистемах всех тракторов класса 14—20 кН (1,4—2 тс), в гидросистеме рулевого управления трактора Т-150К, на дорожных и сельскохозяйственных машинах.

Неисправности и возможные причины

1. Отсутствие или недостаток нагнетаемого масла в гидравлическую систему.

  • возможна утечка;
  • сломан привод;
  • насос изношен по ресурсу.

2. Появление в гидробаке пены или нагнетание воздуха в гидросистему.

  • разгерметизирован трубопровод;
  • пониженная температура масла;
  • износ манжеты привода.

3. Гул и вибрация при работе насоса.

  • слабый крепёж трубопровода и/или других узлов системы;
  • износ муфты привода;
  • вибрация запорных клапанов.

4. Отсутствие максимального давления при работе.

  • загрязнённый золотник клапана;
  • перекошенная регулировка клапана;
  • общий износ насоса.

5. Периодический перегрев насоса.

  • засорение фильтра;
  • работа на повышенной мощности сверх нормы;
  • низкий уровень масла в гидробаке.

Советы и рекомендации

Чтобы насос НШ работал, как швейцарский хронометр долго и исправно, не превышайте его лимитированное время:

  • сельхоз техника не более 4000 часов;
  • городская не больше 1000 часов;
  • промышленная и строительная не более 3000 часов.

При замене насоса в обязательном порядке смените фильтр, что гарантирует уменьшение расходов на текущий ремонт и снизит простаивание техники.

Используйте только оригинальные запчасти и детали – это сохранит весь узел от износа и увеличит прибыльность работы.

Конструктивно шестеренные насосы НШ делятся на плоские, круглые и универсальные насосы НШ. А так же шестеренные насосы НШ бывают правого и левого вращения, и односекционными, двухсекционными и трехсекционными (последние два вида называются тандемом или спаренным НШ). Определить вращение шестеренчатого насоса не сложно, для этого его нужно поставить валом  (приводом) вверх. Если он вращается по часосвой стрелке то он правого вращения, а если против часовой стрелки то он соответственно левого вращения.

Насос нш 32 характеристики

Ниже приведем таблицу с техническими характеристиками НШ-32

Характеристика НШ32-4 НШ32-4Л НШ32А-3  НШ32А-3Л
НШ 32В-3 НШ 32В-3(Л)
Рабочий объём (возможное отклонение ± 3%), см³ 32
Вращение вала правое левое правое левое
Давление на выходе, МПа 20 16
Частота вращения вала, об/с 40
Объёмная подача, л/мин 68,6
Давление на входе минимальное / максимальное, МПа 0,018 / 0,15
Минимальный коэффициент подачи 0,94
КПД, не менее 0,83
Мощность, кВт 33,2 26,6
Рабочая температура окружающей среды, °C -50…+60
Допустимая кинематическая вязкость жидкости, мм²/с 30…40 55…70
Масса, кг 7

Рекомендации к эксплуатации

Обязательно придерживайтесь лимитированного времени, чтобы обеспечить длительную и эффективную эксплуатацию:

• Не более 3000 часов для строительной и промышленной техники.

• Не более 1000 часов для городской техники.

• Не более 4000 часов для сельскохозяйственной техники.

Меняйте фильтр при каждой замене насоса, так можно снизить простаивание техники и сократить расходы на текущий ремонт. Допустимо использование только оригинальных деталей и запчастей, в противном случае преждевременный износ рабочего узла будет неизбежен.

Технические характеристики насосов типов НШ-У и НШ-К

Технические характеристики насосов типов НШ-У и НШ-К приведены в таблице.

 

Показатели

Марки насосов

НШ-32У НШ-46У НШ-32 НШ-32-2 НШ-50 НШ-50-2 НШ-67 НШ-100-2
Рабочий объем, см3 31,7 46,5 31,5 31,5 48,8 48,8 69 98,8
Давление на выходе из насоса, МПа (ксг/см 2 ):
номинальное 10

(100)

10

(100)

12,5

(125)

14

(140)

12,5

(125)

14

(140)

10

(100)

14

(140)

максимальное 14

(140)

14

(140)

16

(160)

16

(160)

16

(160)

16

(160)

13,5

(135)

16

(160)

Давление на входе в насосе, МПа (кгс/см2) 0,08

(0,8)

0,08

(0,8)

0,085

(0,85)

0,08—0,12

(0,8-1,2)

0,085

(0,85)

0,08—0,12

(0,8—1,2)

0,08—0,12

(0,8—1,2)

0,08—0,12

(0,8—

1,2)

Частота вращения, об/мин:
номинальная 1650 1650 1920 1920 1920 1920 1500 1500
максимальная 1920 1920 2400 2400 2400 2400 1920 2000
минимальная 1200 1200 960 960 960 960 1200 960
Номинальная объемная подача при номинальном режиме работы, л/мин 52,5 76,7 56,8 55,6 88,1 86,2 93,1 139,3
Номинальная потребляемая мощность, кВт (л. с.) 12,1

(18,5)

15,4

(21)

20,0

(27,2)

23,8

(32,4)

17,9

(24,4)

37,5

(51,0)

Первоначальный к.п.д., не менее
объемный * 0,92 0,92 0,94 0,92 0,94 0,92 0,92 0,94
полный 0,85 0,83 0,85 0,83 0,85 0,85
Масса, кг 5,3 7,0 6,6 6,8 7,8 7,4 17,4 17,5
Направление вращения ведущего вала Право с или левое по требованию заказчика

* Объемный к.п.д. определяют при работе насоса в номинальном режиме на миниральном масле с кинематической вязкоcтью (60—70)*10 в -6 степени м2/с (60-70сСт) пр л температуре +50°С.

Рабочий объем за один оборот в кубических сантиметрах, максимальная, минимальная и номинальная частота вращения ведущего вала, объемный и общий к. п. д. насоса определяют опытным путем во время стендовых испытаний.

Максимальную, минимальную и номинальную частоту вращения ведущего вала устанавливают по величине объемного к.п.д. насоса в зависимости от частоты вращения.

Номинальную объемную подачу насоса подсчитывают по формуле:

Мощность, необходимую для привода насоса, определяют в соответствии с формулами:


Общий (эффективный) к.п.д. насоса равен:

Объемный к.п.д. подсчитывают по формуле:

Фактическую минутную объемную подачу насоса определяют опытным путем, а теоретическую подсчитывают по формуле:

Теоретическую объемную подачу насоса обычно определяют приближенно опытным путем.

В случае необходимости крутящий момент, который нужно приложить к валу насоса, определяют по формуле:

1 Принцип действия и описание

Гидромотор устроен довольно просто. В его корпус установлена пара шестеренок. Между этими шестернями имеется небольшой зазор. Этого зазора достаточно для вращения и смазывания шестерней маслом. Масло выдавливается посредством действий шестерней, которые вращаются в разные стороны, вследствие чего создается внутреннее давление.

Гидромотор, устроенный по принципы НШ, имеет другую специфику. Корпус устройства выполнен из алюминия и на валу установлены шестерни. В нем отсутствуют подшипники, а вместо них используются бронзовые втулки, которые плавают в масле. Гидромотор закрыт крышкой с резиновым уплотнителем.

Насосы шестеренчатые НШ

Гидромотор отличается от напорного агрегата приемом рабочей жидкости, которая поступает на вход под давлением и при ее выходе снимается вращательный момент с вала. Электронасос в технике используется чаще, но гидромотор обладает рядом преимуществ, к которым можно отнести:

  • малый вес, который в 15 раз легче от напорного аппарата;
  • меньший в 3 раза размер.

Надежная работа и простота в изготовлении НШ и гидромоторов дают серьезное основание для популярности их применения в дорожных машинах. Рассмотри принцип действия насосов НШ.

У шестерных насосов КПД может достигать 0,8-0,95%. Этот параметр напрямую связан с протеканием рабочей жидкости (масла) через зазоры между корпусом и зубцовыми головками. Еще могут происходить протечки по самим зубьям. Можно добиться минимальных значений утечек путем занижения зазоров между корпусом и шестеренками, а так же при возникновении внутреннего давления шестерни прижимаются к боковым стенкам корпуса.

Чтобы исключить протечки используемой жидкости и защитить внутренние втулки от проникновения грязи или пыли, используют специальное уплотнение, которое зафиксировано кольцами стопора и опоры. Рядом с шестернями двигаются втулки, выполненные из бронзы.

Насосы шестеренные Гидросила серии «К»

В камере всоса размещена пластина для разгрузки, которая имеет резиновую обтяжку. Пластина позволяет ликвидировать перекашивание втулок, которое возникает в следствие разной нагрузки в камерах. Данная пластина аккуратно стоит между втулками и верхней крышки. Для подачи и выхода жидкости устанавливаются патрубки с торцов корпуса.

Как известно, НШ имеют две стороны вращения, которые можно изменить. Для этого потребуется поменять местами между собой ведомую и ведущую шестерни, а так же втулки и развернуть крышку.

Если поменять входное или выходное направление, то жидкость будет выдавливаться через сальник шестерни. Для отвода излишек жидкости в корпусе нарезано отверстие с резьбой. Отвод выполняется через трубопровод который прикрепляется к штуцеру.

1.1 Обозначения и маркировка НШ

Шестерный насос может быть как левым, так и правым (насосы шестеренные НШ 16г 3). На это влияет специфика сборки. Насос НШ левостороннего типа изготавливается под заказ. Второе их название — реверсивные. У НШ левостороннего типа ведущий ротор оборачивается против часовой стрелки, а обозначаются они литерой Л.

Схема определения направления вращения насоса НШ-100А

Наиболее часто применяют агрегаты с правосторонним устройством привода. Правосторонние не имеют маркировки и ротор в них вращается по часовой стрелке. Для примера можно взять несколько аппаратов: насос НШ 100А 3Л, насос НШ 32УЛ, насос НШ 150ГУЛ, насос НШ 16 Г3, насос шламовый НШ 80. Любой их параметр имеет предназначение и расшифровку:

  • первые цифры, в данном случае 100, 32, 150, 16, обозначают объем устройства (32 см³, 16 см³);
  • литеры А, Г, У обозначают заводскую модификацию. Литера А указывает на то, что модели с такой маркировкой выполнены в круглом исполнении, а другие буквы обозначают плоское исполнение;
  • второй цифровой ряд 1-4 означает выходное давление;
  • литера Л дает понять, что ротор вращается против часовой стрелке.

С этим читают