Москвич 410н

Джип: первый или не первый

Попробуем перенестись в 50-е года прошлого века. Это годы хрущевской оттепели


После двадцатого съезда партии в огромной советской стране, наконец, обратили внимание на потребности жителей сел. Жители больших и малых городов начали понемногу открывать для себя автомобильный туризм

Позже и селяне, и городские туристы заинтересуются на то время необычным автомобилем.

Идея о том, чтобы создавать комфортные легковые кузова на полноприводных платформах, была реализована еще во времена ВОВ. При этом первенство здесь было не за Советским Союзом, где тогда при практически полностью отсутствующих дорогах эти модели были самыми нужными. Например, в качестве прототипа и концепции в процессе создания ГАЗ-61 использовался Marmon Herrihgton. В свою очередь, он построен на платформе от Ford. Эта небольшая компания тогда создавала и даже переоборудовала моноприводные легковые седаны в полноприводные. Но и отечественные внедорожники, и американские были рамными.

Советский кроссовер?

Взглянув со стороны, данный автомобиль воспринимается едва ли не гибридом внедорожного авто для утилитарного использования и обыкновенной легковушки. Клиренс в 43 сантиметра и достаточное количество места в колесных арках говорит о том, будто бы компактный седан установлен на мощном шасси от серьезных полноразмерных джипов.

Однако это очень обманчивое впечатления. «Москвич 410» полноприводный, он разрабатывался специально для движения по серьезному бездорожью. В 50 годах по лужам, а также дорожным ухабам и даже небольшим буеракам могла проехать совершенно любая легковая модель с задним приводом.

Итак, «Москвич 410» является полноприводной версией модели 402. Это седан с несущим усиленным кузовом, подвеской на рессорах, пониженной передачей в раздаточной коробке.


Кроссовер это, или же внедорожник? Внешний вид и особенности конструкции говорят о том, что все-таки кроссовер, ведь машина построена на легковой базе. Но можно рискнуть и предположить, что кроссовер – это маркетинговый ход, а не технологическое понятие. Смысл – имидж внедорожника при очень скромных возможностях. И пускай во времена создания этого автомобиля о маркетинге не задумывались, то получается, что «Москвич 410» – все-таки внедорожник.

Факты из истории

Этот автомобиль обязан своему появлению строителям. В 50-х Москва была еще не такой огромной, как сегодня – можно было проехать город за полчаса. Но в конце 50-х руководство начало массовую застройку. Жители города стали постепенно переселяться в новые квартиры. Жители были рады своим личным кухням и туалетом, но эта радость была подпорчена тем, что было трудно попасть утром на работу. Вы скажете – метро, но скорость, с которой строилось метро, была гораздо медленнее той, с которой работали застройщики. Люди стояли в очередях в автобус, на котором можно было доехать до метро. А чтобы добраться до автобуса, нужно перепачкаться в грязи или глубоком снегу, ведь жилые кварталы обустраивались также очень медленно.

И вот в этот момент инженеры Московского Завода Малолитражный Автомобилей, которые производили «Москвич», решили помочь жителям теперь уже огромной столицы. В срочном порядке был разработан «Москвич 410» на базе 402 модели.

Еще немного о салоне

Попадая внутрь, можно отметить неплохую обзорность. Это все за счет высокой посадки и узких передних стоек. Наружные зеркала помогают мало. Места для ног достаточно всем – и водителю, и пассажирам. С настройкой переднего дивана у привычных к современному комфорту автолюбителей могут возникнуть трудности. Необходимо открутить барашки в месте, где сидение крепится к полу и затем двигать цельный диван вперед или назад. Спинка имеет только два возможных положения. Это вертикальное и горизонтальное.

Потолок отделан бежевой обивкой, дверные карты сделаны светло-коричневыми. Эти цвета хорошо сочетаются с пластиком передней панели. Приборная панель представляет собой спидометр в колодце, а также горизонтальные индикаторы. В некоторых моделях был и штатный радиоприемник.

Технические характеристики


Итак, давайте посмотрим, на что способен «Москвич-410». Технические характеристики для того времени были достаточно хороши – автомобиль оценили положительно.

  • Габариты: длина – 4055 мм, ширина – 1540 мм, высота – 1670 мм.
  • Клиренс составляет 220 мм.
  • Мотор – четырехцилиндровый, карбюраторный с объемом в 1,2 литра.
  • Мощность его составляет 35 л. с. при 4200 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент составляет 69,6 Нм при 2500 об/мин.
  • Коробка передач — механическая, трехступенчатая.
  • Подвеска – рессорного типа.
  • Тормоза – барабанные.
  • Масса автомобиля 1180 кг.
  • Максимальная скорость по паспорту – 85 километров в час.
  • Расход топлива составляет 10 л/100 км, что на 5 литров меньше, чем у предыдущей модели.

Двигатель

За исключением некоторых деталей, на автомобиле установлен тот же агрегат, что и на 402-й модели. По сравнению с 402-м здесь немного изменена форма.

Это рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный карбюраторный мотор 407Д. Агрегат является модернизированным вариантом К-38, которые ранее устанавливались на «Опели Кадеты» довоенного типа.

Мотор работал на 72-м бензине, который в то время стоил копейки.

Чуть позже, в 1958 году, на 410-й стали ставить моторы от 407-й модели. Он имел более высокую мощность в 45 л. с. Это значительно увеличило возможности автомобиля в условиях бездорожья.

Смена фамилии

Первая партия товарных «Москвичей» сошла с конвейера московского завода малолитражных автомобилей в январе 1947 года. В ней было всего 13 машин. Но если быть честным, то отсчет истории модели надо начинать на десяток лет раньше.


В 1937 году на заводе в немецком Рюссельсхайме собрали первые Opel Kadett K 38. Именно этот немецкий автомобиль стал родоначальником династии «Москвичей». Подписанное Сталиным постановление Комитета обороны от 26 августа 1945 года гласит: «поставить на производство автомобиль Opel Kadett К38 в его существующем виде». Советская машина почти полностью повторяет немецкую, но до сих пор точно неизвестно, как именно произошла «смена фамилии».

По одной из версий, по репарации из Рюссельсхайма в Москву был вывезен фактически комплектный завод и вся техническая документация. По другой — советские инженеры получили в свое распоряжение только несколько экземпляров «живых» Kadett и были вынуждены с нуля готовить всю документацию, искать оборудование и строить завод.

В своих мемуарах главный конструктор завода Александр Андронов описывает как раз вторую версию событий. Собирать оборудование пришлось с миру по нитке — отечественное, «ленд-лизовское», трофейное. В послевоенной разрухе выпуск машин наладили за два года. Андронов с семьей тогда жил в душевой заводского общежития.

Как рождался «Москвич»

Как уже было сказано, своим рождением «Москвич-410» обязан Никите Хрущеву. Он одобрил идею создания полноприводных легковых авто повышенной проходимости. Кроме того, на пленуме в 54-м году правительство принимает решение повысить производство зерна и увеличить разработку целинных земель. Вскоре выяснилось, что механизаторы имеют определенные трудности с ремонтными работами полевой техники. Для того чтобы добраться до места поломки, необходимо подходящее транспортное средство. Если в европейской части СССР автомеханик смог добраться до полей на попутке или же на телеге с лошадью, то на целине или в степях нужно было проехать несколько десятков километров. Грузовиков было очень мало, а использовать для этих целей ГАЗ-М72 было слишком дорого.


С этим читают