Универсал (кузов)

Особенности

Форма универсала имеет принципиальное отличие от седана в том, что багажное отделение и пассажирский салон объединены, крыша продлена до заднего габарита, а в задней стенке кузова имеется дополнительная дверь.

Универсалы имеют обычно пять дверей, реже — три, задняя дверь служит для доступа в увеличенное багажное отделение. При этом в Северной Америке, как правило, учитывают только боковые двери и говорят о «четырёх-» и «двухдверном» универсале.

В настоящее время во многих развитых странах является общепринятым использование разделительной сетки между салоном и багажным отделением универсала для предотвращения травмирования пассажиров перевозимым грузом при ДТП. В частности, таковое требование включено в состав правил Еврокомиссии для производителей автомобилей (Правило R17 ЕЭК ООН).

От хетчбэка универсал отличается длиной заднего свеса: у хетчбэка он короткий, а у универсала — как на базовом седане или часто длиннее.


Универсал Audi 100 Avant внешне напоминает хетчбэк из-за сильно наклонённой задней стенки кузова

Некоторые универсалы (Audi 100 Avant) имеют покатую крышу, как у хетчбэка, но длина заднего свеса выдаёт в них универсал. За границей в некоторых странах такой тип кузова с длиной заднего свеса как у седана и покатой задней стенкой кузова могут также называть «лифтбэк».

Многие универсалы обладают возможностью трансформации задней части кузова путём складывания всех рядов сидений, кроме первого. Всего рядов сидений в кузове универсала может быть два, три или даже четыре (некоторые американские модели на шасси полноразмерных седанов и лёгких грузовиков). Встречаются[кому?] салоны с двумя рядами обычных (поперечно расположенных) сидений со вторым рядом, смотрящим назад, или с двумя рядами обычных сидений и расположенными в задней части боковыми (продольно расположенными) сиденьями, часто они выполняются складными.

Американский универсал марки «Бьюик» с приподнятой в задней части крышей и убирающимся остеклением задней двери

Большинство универсалов имеют простую подъёмную или открывающуюся набок дверь в задке, однако у некоторых моделей (преимущественно североамериканских) она двустворчатая — состоящая из верхней и нижней независимо открываемых створок. Нижняя створка короче верхней и не имеет остекления, её открывают для перевозки особо длинномерных грузов. Из отечественных моделей такую имели ГАЗ-22 и ранние выпуски «Москвича-426»[источник не указан 360 дней].

Очень редким типом задней двери является двустворчатая задняя дверь, верхняя часть которой выполнена в виде окна и полностью убирается в дверь — этот тип использовался практически только в Северной Америке в пятидесятые—семидесятые годы, и нередко сочетался с кузовом «хардтоп-универсал». Также на некоторых современных универсалах и внедорожниках предусмотрена возможность отдельно открыть стекло задней двери. Наконец, на полноразмерных универсалах GM первой половины семидесятых годов встречался уникальный тип задней двери (англ. Сlamshell), нижняя часть которой убиралась электроприводом внутрь пола кузова, а стекло — одновременно втягивалось внутрь крыши .

Крыша в задней части универсала иногда может быть приподнята для увеличения полезного объёма.

Характеристики и плюсы универсала

На сегодняшний день чаще всего универсал это “производная” седана, с большим объемом багажника и пятой дверью. Заводы серийного производства чаще всего выпускают вначале седан, а через небольшой промежуток времени с конвейера сходит и универсал. Современный “сарай” чаще всего имеет пять дверей (кстати в Северной Америке пятую дверь не признают), реже это трехдверный универсал. Неотъемлемый аксессуар универсала – “растянувшиеся” во всю крышу рейлинги, подчеркивающие его длину.

От хэтчбека универсал отличается длинной задней частью автомобиля, нередко длинна седана и универсала одинаковы, но иногда “универсальный” кузов немного длиннее. Именно по этой характерной черте можно отличить лифтбек от универсала, еще у лифтбека задняя дверь расположена под более острым углом. Крыша универсала длиннее, она плавно переходит в пятую дверь, чаще всего салон автомобиля объединен с багажным отделением.

Обычно сидения в таком кузове могут трансформироваться в ровный пол, это сделано для удобства перевозки длинного или объемного груза. Такая трансформация салона дает возможность с удобством переночевать двоим взрослым людям. Свободное место с таким положением сидений значительно превышает 1000 литров!

Универсал Skoda Superb

Все чаще универсалы делают с повышенной грузоподъемностью, обычно на 100-250 кг. У автомобилей одной и той же серии, одного и того же года, в разном кузове может отличаться подвеска. Многие умельцы предпочитают устанавливать усиленные детали на свой седан, что бы эксплуатировать его “по полной”.

Любители такой модели кузова знают очень много тонкостей, например заядлый фанат универсала никогда не купит автомобиль с порогом (когда при открытой задней двери, пол багажника перетекает в выступающий порог), это не практично для универсала. Есть множество моделей с отдельно открывающимся задним стеклом (когда задняя дверь закрыта и можно открыть только окошко).

На самом деле вариаций этого кузова огромное множество, от двустворчатых дверей, до заезжающего автоматического порожка.

Необычный универсал от Aston Martin

Все чаще универсалы стали покупать как семейные автомобили, ведь в этот вместительный кузов можно усесться всей семьей и отправиться в долгое путешествие, прихватив с собой массу необходимых вещей. Да, Вам действительно не придется в чем то себя ограничивать, беспокоиться что вещи не влезут в багажник и придется тесниться в салоне.


Сегодня у каждого бренда есть этот тип кузова. С каждым годом популярность универсалов набирает обороты. Они не только практичнее седанов, но и выглядят более эстетично и выдержанно. Теперь это уже не тот автомобиль, напоминающий “рабочий сарай”, теперь это SW (Sport Wagon) от которого просто нереально оторвать взгляд.

Peugeot 508 Sport Wagon 2019

Так же следует отметить, что универсалы очень ценятся на вторичном рынке. Продать “вагон” в достойном состоянии не составит никакого труда.

Ford Focus Wagon 2015

Несмотря на выпуск нового поколения Ford Focus Wagon, модель 2011 модельного года с рестайлингом 2015 года пользуется особой популярностью среди российских автомобилистов.

Экстерьер автомобиля выполнен на основе дизайнерской платформы Iosis Max. В сравнении с предшественником, длина машины увеличилась, а высота сократилась. Это позволило придать Ford Focus Wagon 2015 строгий и прогрессивный внешний вид, в котором отображаются некоторые акценты Aston Martin.

Спереди модель пережила множество изменений. Все детали обладают новым стилевым исполнением. Кормовая часть практически не поменялась, за исключением обновленной оптики.

В салоне устранены все недочеты предыдущих версий и появились дополнительные элементы. Автомобиль отличается хорошей эргономикой и качественными отделочными материалами. Число элементов управления на центральной консоли сократилось, при этом стояночный тормоз установлен по-новому.

Еще производитель доработал шумоизоляцию и предусмотрел наличие 3-спицевого рулевого колеса. В Ford Focus Wagon 2015 есть мультимедийная система с голосовым управлением, модули регулировки климатической установки и новая акустика. Объем багажника составляет 372 литра.

Ассортимент силовых установок представлен такими вариантами:

  1. 1,6-литровый мотор мощностью 105 л. с., генерирующий 105 л. с. и 150 Нм. Двигатель комплектуется 5-ступенчатой механической коробкой передач или 6-диапазонным «роботом» PowerShift. Разгон автомобиля с «механикой» от 0 до100 км/час происходит за 12,4 секунды, а с «роботом» – за 13,2 секунды. Расход топлива с МКПП составляет 6 литров на 100 км, а с роботизированным вариантом – 6,4 л на «сотню».
  2. 1,6-литровый двигатель с запасом мощности 125 л. с. и крутящим моментом 159 Нм. Установка поставляется с идентичными коробками передач. Максимальная скорость ограничивается 198 и 195 км/ч в зависимости от выбранной версии. Разгон от 0 до 100 км/ч занимает 11 секунд для версии с механической коробкой. «Робот» разгоняет машину до идентичных скоростей на 0,8 секунд медленнее.
  3. Топовый силовой агрегат обладает объемом 2 литра и мощностью 150 «лошадок». Он комплектуется только с роботизированной КПП и имеет разгон от 0 до 100 км/ч за 9,4 секунды. Максимальная скорость составляет 202 км/ч, а заявленный расход топлива – 6,4 л на 100 км.

При разработке рестайлинговой версии производители предусмотрели обновленную подвеску, обеспечивающую плавный и стабильный ход. Ford Focus Wagon 2015 построен на базе архитектуры «C1» с независимой подвеской McPherson.


По умолчанию доступны адаптивные настройки электроусилителя руля, надежные сайлентблоки и втулки, а также полный пакет систем безопасности.

Opel Insignia 2012 — комфорт и роскошь в одной машине

Корпорация Opel продавала на российском рынке один из самых удачных автомобилей в своей линейке — Insignia. Поставлялся транспорт в разных видах кузова, но у покупателей взыскал популярность универсал, который выглядит очень презентабельно и необычно. Машина обладает уникальным стилем и шармом, она создана с нуля, а не взята у других концернов по частям, как многие другие модели Опель.

Из преимуществ можно выделить такие особенности:

  • внешний вид остается просто прекрасным, несмотря на возраст, машинка до сих пор смотрится современно и дает возможность наслаждаться владением, даже если вы — автомобильный эстет;
  • салон отлично собран из элитных материалов, здесь можно найти все для отличного комфорта, отыскать прекрасные возможности эксплуатации и наслаждаться каждой поездкой на машине;
  • из двигателей можно рассматривать бензиновые агрегаты всей линейки, есть турбированные моторы, представлены машины на механике и автомате, можно найти любую комбинацию;
  • потенциал эксплуатации довольно большой, при качественном обслуживании машина сможет прослужить до 350000 км без капремонтов и прочих неприятных моментов, это хороший показатель.

Нужно понимать, что у Opel есть свои особенности. В частности, появились сложности с поиском запчастей. Но вскоре концерн возобновит работу в России и привезет официальные магазины и станции, которые смогут нормально обслуживать машину. Insignia хочет качественного сервиса. Это машина, которой необходимы оригинальные товары для длительной и качественной поездки. Иначе проблемы могут прийти неожиданно. Цена нормального варианта — около 600 000 рублей.

История появления кузова “универсал”

Однозначно сказать когда появился первый автомобиль в кузове универсал невозможно. Еще до Второй мировой войны были известны автомобили напоминавшие по своему внешнему виду универсал, но это были единичные и очень редкие случаи. Эти автомобили собирались не серийно. Изначально были автомобили в которых части кузова были сделаны из дерева, потом это плавно переросло в стиль Woodie, когда автомобиль просто украшали деревом. Вы наверно очень часто встречали такие автомобили в Американских фильмах.

Автомобиль в стиле Woodie

Со временем всё возрастающая скорость и надежность потребовала изменения тогдашних привычных форм и материалов. Массовое производство автомобилей в цельнометаллическом кузове универсал началось в 1940 годы. За реализацию этих идей принялись две фирмы Wyllis и Plymouth, их и принято считать основоположниками данного типа кузова.

1940 Plymouth Deluxe

Если с появлением первого универсала сложно определиться, то я с уверенностью могу сказать когда потребность в данном типе кузова резко возрастала. Это была Америка, 50-е годы, когда уже у населения появилась необходимость покупки авто, а так же возможность выбора. Семье требовался не только респектабельный автомобиль, но вместительный и практичный. Поэтому их выбор целиком и полностью был очевиден.

Рассвет эпохи универсалов пришелся на середину 50-х , конец 70-х годов. В данный период времени и появились разновидности таких автомобилей как трехдверные универсалы, спортивные универсалы, автомобили с 4-мя рядами сидений, универсалы-хардтопы и т.д. Уже в конце 50-х годов половина выпускавшихся автомобилей были именно универсалы.


В середине 70-х годов выпуск универсалов намного сократился, более популярны стали минивэны (которые приравнивались к легким грузовичкам), джипы и огромные внедорожники. К 2000 годам универсалы в Америке практически перестали выпускаться.

Трехдверный универсал Ford Mustang

В европейских странах универсал имел стабильную популярность в отличии от Америки и использовался как семейный автомобиль или коммерческий транспорт.

История

Woodie — традиционный тип американского универсала с деревянным кузовом

Классический американский полноразмерный универсал начала 1970-х годов используется в качестве тягача для моторного катера

Хардтоп-универсал Mercury конца 1950-х годов с фальшь-деревянной отделкой

В довоенные годы универсалы представляли собой сравнительно редкие узко специализированные грузопассажирские автомобили, в основном эксплуатировавшиеся мелкими бизнесменами. Большинство из них собиралось не на конвейере, а небольшими фирмами, широко использовавшими в конструкции кузовов дерево. В 1950-е годы непрактичные деревянные кузова вышли из моды, но в Северной Америке до сих пор существует традиция отделывать борта универсалов (и минивэнов) под дерево (стиль Woodie).

Первые цельнометаллические универсалы были практически одновременно представлены фирмами Wyllis и Plymouth в конце 1940-х годов, что положило начало эпохе массового производства автомобилей с данным типом кузова.

Всплеск популярности универсалов произошёл в 1950-е годы в Северной Америке в связи с активным развитием пригородов (субурбания), населению которых требовался достаточно вместительный, но при этом респектабельный транспорт. В результате вторая половина 1950-х и весь период вплоть до конца 1970-х годов стали эпохой расцвета американских полноразмерных универсалов. Именно в этот период появились такие экзотические варианты, как универсалы-хардтопы без центральной стойки кузова, двух / трёхдверные «спортивные» универсалы, универсалы с 4 рядами сидений на шасси грузовиков, всевозможные вариации компоновок салона, конструкции задней двери, и так далее. В конце пятидесятых годов на универсалы различных видов приходилось более половины производственной программы таких сравнительно бюджетных американских марок, как Plymouth.

Между тем, бензиновые кризисы и 1980 годов, а также появление в 1984 году первых американских минивэнов — моделей Dodge Caravan и Plymouth Voyager — и мода на большие комфортабельные внедорожники положили конец господству больших американских универсалов. Американское законодательство в области экономии топлива, введённое после 1975 года (Corporate Average Fuel Economy — CAFE), устанавливало различные нормы вредных выбросов и расхода топлива для различных классов автомобилей, превышение которых приводило к штрафам для компаний-производителей. Для его обхода минивэны были сертифицированы как лёгкие грузовые автомобили (light trucks), что сделало их выпуск намного выгоднее, чем легковых универсалов той же вместимости. В итоге если в 1979 году на light trucks (включая минивэны и «джипы») приходилось лишь 9,7 % продаж, к началу 2000-х годов доля этой категории транспортных средств на рынке США подошла к 50 %, универсалы же практически перестали выпускаться. Правда, в последние годы в Америке намечается определённая тенденция к возрождению этого класса автомобилей, но уже преимущественно в качестве имиджевых, а не утилитарных транспортных средств.

В Европе же универсалы весь послевоенный период сохранили свою сравнительно скромную, но стабильную популярность в качестве семейного и грузопассажирского коммерческого автомобиля.

В СССР универсал воспринимался главным образом как грузовой, а лишь затем как пассажирский автомобиль. Большая часть из них работала в народном хозяйстве, в частности — в системе торговли и службе такси. Этот подход во многом сохраняется и в современной России, где универсалы часто выполняют работу коммерческого развозного автомобиля, а не семейного транспортного средства.

Ранее универсалы часто использовались в качестве базы для автомобилей скорой помощи. Такую практику ещё сравнительно недавно можно было увидеть и в России, где в «скорой» работали универсалы «Волга». Однако современные стандарты в большинстве случаев допускают использование для этой цели автомобилей по минимальному объёму салона не меньше микроавтобуса. Поэтому кузов кареты «скорой» на базе легкового универсала приходится подвергать весьма существенной переделке, включающей повышение уровня крыши, что в большинстве случаев делает их использование экономически невыгодным.

Следует отметить, что кузова многих современных автомобилей класса SUV по сути принадлежат к типу универсала по своей конфигурации, однако в существующей практике их принято выделять в отдельную категорию.

KIA Ceed 2010 — будьте осторожны при покупке

Отличный вариант универсала с хорошими техническими возможностями — KIA Ceed позапрошлого поколения. Оптимальной будет машина 2010 года, которая стоит до 450 000 рублей, при этом дает отличный комфорт поездки и позволяет эксплуатировать транспорт фактически в любых условиях. Сид неплох во всем, кроме надежности после 5-7 лет эксплуатации, так что при выборе машины придется проявить бдительность.

Особое внимание нужно обратить на такие детали:

кузовные детали в целом неплохо защищены от коррозийного воздействия, но есть проблемы с ЛКП, большое количество подкрасов говорит о скорых проблемах с ржавчиной и другими вопросами; салон изнашивается довольно быстро, так что не будет трудностей с определением большого пробега машины, практически на всех Сидах скручен пробег, так что будьте внимательны; двигатели неплохие, но служат в среднем до 200000 км, как и коробки передач, эти узлы стоит внимательно диагностировать при покупке, иначе вам будет непросто избежать проблем; автомобиль в целом неплох, но есть ряд деталей, на которые важно обратить внимание при подборе, поэтому лучше обратиться в хороший сервисный центр и заказать полную диагностику.

Тем не менее, среди Ceed 2010 года выпуска попадаются очень неплохие варианты. Рассматривайте двигатель 1.6 на 126 сил с механикой. Эта комплектация оказалась довольно выносливой, пусть и не слишком балует возможностями на трассе. Следует внимательно относиться к рекомендациям при покупке, иначе можно приобрести довольно сомнительный вариант Сида и потратить много денег на его восстановление. Запчасти для корейца довольно дорогие.

Hyundai i40 Wagon

Hyundai i40 Wagon  можно считать настоящим «бриллиантом» в сегменте универсалов, который доступен на территории Российской Федерации. Эта модель является детищем популярного южнокрейского бренда, и уже несколько лет считается лучшей среди своих основных конкурентов. И автомобиль есть за что хвалить. Во-первых, это относительно доступный ценник за такое качество (стоимость варьируется от 600 000 рублей до 990 000 рублей). Во-вторых, это отменный внешний вид, созданием которого занимались, опять же, европейские дизайнеры. В-третьих, это великолепный, просторный салон, который выполнен только с использованием качественных и дорогих материалов. По этому параметру Хендэ Ай40 обходит всех своих конкурентов.

Кроме этого, данный универсал оснащается современными силовыми установками, расход которых не превышает средний показатель обычного седана. В смешанном цикле предлагаемые двухлитровые бензиновые агрегаты тратят от 7 до 8 литров топлива. Конечно же, этот показатель является более, чем приемлемым, учитывая габариты корейского автомобиля:

  • длина кузова корейца составляет 477 см;
  • высота — 147 см;
  • ширина автомобиля — 181,5 см;
  • дорожный просвет — 14,7 см;
  • багажное отделение вмещает в себя от 553 литров до 1 719 литров груза. Второй показатель актуален только в том случае, если сложить задний диван.

С этим читают