Знак «лежачий полицейский»

Что это такое и почему так называется

В действительности про лежачих полицейских и правила их проезда должны рассказывать ещё в автошколе, когда человек готовится стать водителем. Там объясняют теоретическую часть, затем на практике демонстрируют правильную технику преодоления помехи.


Но опыт многих учеников автошкол показывает, что этот урок часто не проводится. В итоге водитель может похвастаться разве что знаниями теории, но никак не готов к реальному преодолению помехи.

Для начала следует разобраться, зачем нужны лежачие полицейские. Это искусственная неровность, которая устанавливается перпендикулярно направлению движения на дорожном покрытии. Она нужна для того, чтобы заставлять водителей сбрасывать скорость на определённых участках дороги, являющиеся потенциально опасными. В основном такие конструкции используют на оживлённых участках, около образовательных учреждений, перед пешеходными переходами и пр.

Теперь вы понимаете, что значит лежачий полицейский и какие функции он выполняет. Но открытым остаётся вопрос названия помехи. Ведь это разговорное выражение, не имеющее ничего общего с официальным названием. Предлагаем разобраться в том, как правильно называются лежачие полицейские, и почему эти конструкции связывают с сотрудниками правоохранительных органов.

А правильное название лежачего полицейского звучит как искусственная дорожная неровность (ИДН). Интересно узнать, почему лежачий полицейский именно так называется, и какая тут связь с сотрудниками полиции. Точно сказать, откуда пошло народное название, и кто его впервые употребил, сложно. Но сам факт происхождения такого обозначения объяснить достаточно легко.

Главной задачей сотрудника ГИБДД является обеспечение безопасного движения транспортных средств и пешеходов всеми возможными и доступными ему способами в рамках вверенного участка. Когда полицейский выполняет свою работу, с целью предупреждения правонарушений ему разрешается использовать физические меры воздействия, не выходя за рамки действующих законодательных актов. Потому сотрудники службы могут остановить машину или потребовать от водителей сбросить скорость, если дорожная ситуация этого требует.

Теперь посмотрите на искусственную дорожную неровность. Её конструкция предельно простая, но функции она выполняет фактически те же самые, что и настоящие полицейские. То есть главной задачей искусственной неровности является остановка и снижение скорости движения транспортных средств на участках, которые считаются потенциально опасными.

Конструктивно установленные по ГОСТу лежачие полицейские выполнены так, что даже лихачи на автомобилях с внушительным дорожным просветом всё равно притормаживают перед прохождением преграды. Что уж говорить про владельцев спортивных заниженных машин. Для них вообще неровность становится настоящей проблемой. Зато они точно не пронесутся через лежачего полицейского на запредельной скорости. Делают они это предельно аккуратно, на минимальной скорости, чтобы не сломать подвеску и не поцарапать днище машины.

В итоге искусственные дорожные помехи, единожды установленные по всем правилам в необходимой зоне, могут круглые сутки в течение всего своего эксплуатационного срока контролировать дорожную ситуацию, спасать пешеходов, предотвращать возможные аварии, наезды и пр.

Польза от лежачих полицейских несоизмеримо огромная. И тут главное, чтобы их делали правильно, согласно действующим стандартам. Ведь неоднократно вы могли встретить на дороге конструкции из асфальта странной формы. Одна помеха выше, другая ниже. Хотя в действительности законные и настоящие искусственные дорожные неровности должны изготавливать из специальной износостойкой резины определённого размера.

Можно сделать объективный вывод о том, что искусственные неровности просто лежат на дороге, но при этом способны отлично справляться с функцией управления дорожного движения. Свои задачи лежачий полицейский решает не хуже, а порой даже лучше, чем настоящий представитель ведомства.

Знак “Искусственная неровность” (Лежачий полицейский)

Дорожный знак «Искусственная неровность» устанавливается там, где есть повышенная опасность наезда на пешеходов. Чаще всего это дороги у детсадов, школ, больниц, а также в жилых районах с малоэтажной застройкой.

Основной знак 5.20 «Искусственная неровность» (лежачий полицейский) относится к группе предписывающих знаков. Имеет форму синего квадрата с белым треугольником внутри. На фоне треугольника черное символическое изображение неровности.

Кроме этого основного знака 5.20, могут использоваться дополнительные обозначения.

1 Предупреждающий знак 1.17 «Искусственная неровность». Как все предупреждающие знаки, он имеет треугольную форму с красной каймой. Внутри красной каймы белый треугольник с черным символом неровности.

2 Черно-белая «шахматная разметка» на самой неровности.

Предупреждающий красный треугольник 1.17 устанавливается за 50-100 метров до самой неровности для того, чтобы водители успели снизить скорость. Вне населенных пунктов, где разрешенный скоростной режим выше, предупреждающий красный треугольник 1.17 устанавливается дальше от реального расположения препятствия, за 150-300 метров.

Основной знак 5.20 (синий квадрат) устанавливается точно напротив неровности. Вместе с шахматной разметкой или без неё, он указывает на точное расположение препятствия.

Основной и предупреждающий знаки «Искусственная неровность» не указывают скорости, на которой нужно проезжать это место. Поэтому штрафов за нарушение скоростного режима, предписанного этими знаками, не предусмотрено.

Каждое искусственное препятствие имеет свои стандарты по высоте и ширине. Но в практических дорожных условиях они могут значительно отличаться. Одно можно проехать на более высокой скорости, другое нужно проезжать медленнее. Бывает, что со временем препятствия раскатываются и становятся ниже, особенно летом, когда асфальт мягкий от жары. Поэтому иногда дорожные строители могут делать их немного выше стандарта, в расчете на то, что скоро высота снизится.

Поэтому препятствие в незнакомом месте, которое встретилось на пути водителя первый раз, может таить в себе неприятные сюрпризы. Преодолевать такие незнакомые преграды следует с минимальной скоростью.

Средняя скорость для проезда «лежачих полицейских» – около 20 км/ч.

Безопасность на дороге на новом уровне

Независимо от формы и размеров искусственных препятствий, они всё равно пагубно влияют на подвеску автомобиля. Ходовая часть при проезде таких преград страдает, и в итоге это приводит к уменьшению ресурса. К тому же, некоторые искусственные неровности не видно ночью на дороге, из-за чего водители проезжают их быстро. Самой меньшей неприятностью в такой ситуации будет поломка узлов машины, а в худшем случае — авария.

Издалека они напоминают уже знакомые «лежачие полицейские», но без выпуклости. Полосы обычно двухцветные, а в некоторых случаях — светоотражающие. При наезде на них на высокой скорости, водитель чувствует вибрацию, но при этом дискомфорта у него не возникает.

После проезда первой полосы водитель понимает, что необходимо снизить скорость, и последнюю часть уже проезжает медленно, поэтому вибрации практически не чувствует.

Раньше они наносились только на трассах – в тестовых режимах. Сейчас же, звуковые полосы есть и в черте города.

Шумовые полосы встречаются часто и приносят автомобилю гораздо меньше вреда, чем «лежащие полицейские». В некоторых местах даже устанавливают «зебру» для пешеходов, при наезде на которую, возникают шумы. Водители привыкли к этому и при возникновении вибраций, не задумываясь снижают скорость движения.

Лежачие полицейские – это незаменимый фактор обеспечения безопасности на дорогах. Однако они должны сопровождаться соответствующим знаком и видны в темноте за счёт светоотражающих элементов. Лишь тогда от них будет только польза.

Post Views: 1

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Ос* ноеные положения»

Сведения о стандарте


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» (ФГУП «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и Техническим комитетом по стандартизации ТК418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И 8ВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N9 295-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация. уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Стандартинформ. 2007

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

fl

ГОСТ Р 52605-2006

Как не стоит проезжать ИДН

Можно воочию наблюдать, как ездят по лежачему полицейскому разные машины, а точнее водители. Техника прохождения препятствия встречается разнообразная, и далеко не каждая из них правильная.

Чтобы понимать, как поступать не стоит, нужно немного заглянуть в теорию и физические силы.

  1. Когда водитель нажимает на тормоз, происходит блокировка тормозных колодок его автомобиля. В результате возникает высокое давление в той точке, где соприкасается колесо с дорожным покрытием.
  2. Возникает сила торможения транспортного средства. Причём направлена она в сторону, противоположную движению машины.
  3. Параллельно с этим действует сила инерции, воздействующая по ходу текущего движения автомобиля.
  4. В результате действует одна сила, тянущая машину назад, и вторая, которая заставляет автомобиль двигаться вперёд.
  5. Образуется момент силы, прижимающий переднюю часть автотранспортного средства к дороге, а заднее часть автомобиля поднимается.
  6. Подобное явление значительно воздействует на переднюю автомобильную подвеску, поскольку растёт нагрузка на неё.

Уровень этой воздействующей нагрузки напрямую зависит от того, насколько интенсивным было торможение. Чем резче водитель нажимает педаль тормоза до упора, то есть тормозит, тем сильнее будет воздействующая нагрузка.

В нормальной ситуации, когда водитель движется по прямой, и ему требуется на ровной поверхности быстро остановиться, ситуация не такая страшная. Но если подобное торможение происходит при преодолении препятствия, то нагрузка, воздействующая на переднюю подвеску машины, усиливается многократно.

Если один раз проехать подобным образом искусственную дорожную неровность, существенного ущерба машине удастся избежать. Но когда водитель постоянно именно так тормозит и проходит лежачих полицейский, это приводит к быстрому износу подвески и её поломке.

Основную нагрузку берёт на себя именно передняя подвеска. Потому настоятельно не рекомендуется тормозить непосредственно перед препятствием. Выжимая тормоз в пол, вы лишь ухудшаете состояние своего авто, и приближаете момент необходимого посещения автосервиса с целью восстановления или ремонта подвески.

Какой должен быть лежачий полицейский?

Сейчас существует несколько вариантов создания лежачих полицейских. В основном их изготавливают из композитных смесей, или полимеров. В самом начале создания это были просто насыпи щебня, или глины.

Какой должен быть лежачий полицейский:

  • Уровень возвышенности зависит от того, в каком месте находится лежачий полицейский. Параметры, размеры, а также способы изготовления лежачих полицейских, регламентируются специальным ГОСТом. Наиболее популярными сейчас являются полимерные устройства, которые оснащены функцией препятствования обледенению во время гололеда.
  • Лежачий полицейский устанавливают в местах, где присутствует отличный слив. То есть во время сильного ливня автомобилист не попадет в неприятную ситуацию. Такие устройства монтируются в местах с хорошим освещением, чтобы автомобилисты в ночное время суток могли заметить возвышенность, снизив скорость. 

Почему возникает стук при переезде лежачего полицейского?

Однако лежачий полицейский может стать и своеобразным методом диагностики неполадок автомобиля. Многих молодых автомобилистов тревожит, что при переезде через лежачего полицейского, слышен стук или скрип. 

Почему возникает стук при переезде лежачего полицейского:

  • Стоит позаботиться, и отвезти машину на диагностику. Существует несколько причин, по которым возникает скрип и стук при переезде через искусственную неровность.
  • Поломка в передней части подвески. Только в 7% всех случаев, причиной скрипа и стука является задняя часть автомобиля. В зимнее время, при обледенении дороги, снижается эластичность всех резиновых деталей автомобиля, уплотнительных прокладок.
  • Именно они в зимнее время могут стучать. Чтобы такого не происходило, необходимо приобрести специальную смазку для резиновых деталей и в зимнее время покрывать их. 

 Всем автолюбителям рекомендуем прочесть:

  • «Страхование автомобиля КАСКО и ОСАГО: в чем между ними разница, отличие?»
  • «Как зарегистрироваться на Бла-Бла Кар для пассажира и поиска попутчика»
  • «Как называется путешествие на автомобиле? Как подготовить автомобиль к дальней поездке, что проверить перед поездкой?»
  • «Какой автомобиль лучше для путешествий: топ 10 автомобилей по рейтингу»
  • «Куда полететь, поехать на машине по России, за границу летом?»

Современные иностранные автомобили отличаются низким уровнем расположения деталей. Поэтому при превышении скорости, нижняя часть авто может царапаться и повреждаться. Чтобы этого не происходило, не превышайте скорость при переезде через ИДН.

Чистая физика

Понимание того, как правильно проезжать ИН, связано с простыми физическими законами.

 Когда вы жмете на педаль тормоза, в точке контакта колес с дорогой возникают тормозные силы, направленные в противоположную движению сторону (назад).

 Но сразу встать, как вкопанному, автомобилю мешает сила инерции — она приложена к центру массы машины, который находится намного выше поверхности дороги. Инерция тянет машину вперед.

Вот эти две разнонаправленные силы, которые приложены к разным местам автомобиля, и действуют на него одновременно, называются в физике моментом сил.

 И в описанной ситуации момент сил прижимает переднюю часть автомобиля вперед, а заднюю — приподнимает. При этом пружины передней подвески сжимаются, нагрузка на рычаги и подшипники увеличивается.

 И чем сильнее торможение, тем больше нагрузка на переднюю подвеску.

А теперь представьте, что будет с подвеской, если при таком давлении она получит еще и удар снизу — как бывает, если проезжать «лежачий полицейский» и продолжать тормозить.

Очень скоро из-за регулярного проезда ИН таким вот образом детали подвески исчерпают свой ресурс и выйдут из строя. Поэтому нужно учиться проезжать «искусственных полицейских» правильно.


Начнем с разбора типичных ошибок.

Основные положения при установке «Лежачего полицейского»

  • ИН следует устанавливать на дорогах, для принудительного торможения;
  • По виду конструкции дорожные неровности делятся на монолитные (из асфальтобетона) и сборно-разборные;
  • ИН стоит располагать во всю ширину проезжей части, чтоб не допустить вероятность ее объезда. Возможны незначительные отклонения, но только на 20 см с обеих сторон;
  • Необходимо наличие рабочего водоотвода в предполагаемой зоне возведения ИН;
  • Перед ИДН обязательно присутствие знаков дорожного движения, предупреждающих о препятствии, и приметной издалека разметки;

Правила установки монолитных ИДН

  1. Конструкции производятся только из асфальтобетона. По поперечному срезу они могут быть волнообразными и трапециевидными.
  2. Вид продольного профиля зависит от наличия или отсутствия дождеприемных колодцев на спуске у ИН. Если водостока нет, края профиля обрезаются около бордюрного камня. Делается это для того, чтобы вода не застаивалась и стекала вдоль дороги.
  3. Длина «лежачего полицейского» зависит от разрешенной скорости на этом участке, а вот максимальная высота всегда одинакова. Она не может превышать 0,07 метра.
  4. Установка асфальтобетонной неровности возможна только в местах, где есть хорошее освещение.

Правила установки разборных «лежачих полицейских»

  1. Элементы собираются из одной или пары пластин, соединяющихся вместе посредством выточенных пазов. В них должны находиться специальные отверстия для надежного крепления болтами к дорожному полотну.
  2. Конструкции надлежит легко монтироваться и демонтироваться. Отдельные ее части обязаны без труда меняться, при необходимости.
  3. Максимальная высота элементов колеблется от 5 до 6 сантиметров, а длина ИН рассчитывается от предельно разрешенной скорости.
  4. Состав ИДН должен быть прочным, но эластичным. Необходим высокий коэффициент сцепления с поверхностью.
  5. Обязательно нанесение светоотражающих элементов по ходу движения транспорта для гарантии видимости ИН в ночное время суток.
  6. При отсутствии некоторых частей или выступании деталей монтажа эксплуатация ИН опасна для водителей и недопустима. Это может привести к повреждениям автомобильных шин.
  7. Осуществляя демонтаж ИН, следует убрать все крепежи, заделать отверстия в дороге и ликвидировать знаки дорожного движения и разметку.

Таблица допустимых размеров искусственной неровности на дороге

В ГОСТе указаны все необходимые параметры для такой неровности. Прежде всего, её размеры определяются исходя из ограничения скорости.

При ограничении скоростного режима до 20 км/ч устанавливается следующая размерность неровности на дороге:

  1. Для волнообразного профиля длина – от 3 до 3.5 м, высота – 0,07 м, а радиус криволинейной поверхности – от 11 до 15 м.
  2. Для трапециевидного профиля: длина горизонтальной части – от 2 до 2.5 м, наклонной части – от 1 до 1,15 м. при этом максимальная высота гребня – 0,07 м.

Чтобы соблюдался скоростной режим 40 км/ч, размеры следующие:

  1. Для волнообразного профиля длина – от 6.25 до 6.75 м, высота такая же – 0.07 м. Радиус криволинейной поверхности – от 48 до 57.
  2. Для трапециевидного профиля длина горизонтальной части – от 3 до 5 м, наклонной части – от 1.75 до 2.25 м, а высота гребня – 0.07 м.

Как можно заметить, высота везде одинаковая. Именно она позволяет беспроблемно проезжать такое препятствие автомобилям практически с любым клиренсом.

Как установить искусственную неровность – действия согласно закону

Если жильцы дома хотят чтобы во дворе установили искусственную неровность и знак, нужно обратиться:

  • в ГИБДД,
  • в администрацию района.

Эти обращения можно сделать как лично, так и через интернет-сайт учреждения. При этом не стоит забывать, что в таких действиях могут и отказать. Чтобы этого не произошло, рекомендуется указать наиболее вескую причину и аргументировать её. При обращении в ГИБДД не будет лишним сбор подписей у жильцов дома, на территории которого планируется установка.

Бывает и такое, что гражданин часто переходит дорогу по пешеходному переходу в одном и том же месте, но там отсутствуют «лежачие». Из-за этого автомобили проезжают очень быстро и не всегда успевают затормозить. Тогда гражданин понимает, что на таком участке необходима искусственная неровность со знаком.

Для проведения установки необходимы вышеописанные действия, и обращаться нужно в те же самые службы.

7 Оборудование техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями

7.1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.

7.2 Перед ИН на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность».

7.3 Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 «Зона действия», установленной совместное предупреждающим дорожным знаком 1.17 «Искусственная неровность».

7.4 Если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют

6

ГОСТ Р 52605-2006

ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

7.S 8 случае применения различных конструкций ИН линии разметки на дорожное покрытие и на бордюрный камень наносят в соответствии с рисунком 4.

При необходимости устройства возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИН. нанесение линии разметки наносят в соответствии с рисунком 5.

6 — сборно-разборная конструкция

Рисунок 4 — Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 при устройстве ИН

7

ГОСТ Р 52605—2006

Рисунок 5— Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 в случае возвышающегося пешеходного перехода, совмещенного с ИН

8

ГОСТ Р 52605-2006

Библиография

СНиП 2.07.01—89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 2.05.02—85 Автомобильные дороги


9

ГОСТ Р 52605—2006

XQK625.745.6:006.354 ОКС 93.080.30 Д28

Ключевые слова: искусственная неровность, технические требования, правила применения

ОКП 52 1000

10

Редактор О. в. Гзпвмввва Технический редактор Л. А. Гусева Корректор Н. И. Гэвршцук Компьютерная верстка 7! Ф. Кузнецовой

Сдано о набор 24.01.2007. Подписано о почать 07.02.2007. Формат 60 64’Je. Бумага офсетная. Гарнитура Ариел. Печать офсетная. Уел. леч. л.1.66. Уч-изд. л. 1.00. Тираж 250 ом. Зак. 244. С 3674.

ФГУП «Стаидартиифорни. 123095 Моста. Гранатный пер., 4.

Набрано и отпечатано е Калужской типографии стандартов, 246021 Калуга, ул. Московская. 256.

Изменение № 1 ГОСТ Р 52605—2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 № 2220-ст

Дата введения — 2014—02—28

Раздел 2. Заменить ссылку: «ГОСТ Р 51256—99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» на «ГОСТ Р 51256—2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования ».

Пункт 6.2 изложить в новой редакции:

«6.2 ИН устраивают за 10—15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

ИН допускается устраи вать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:

• в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения. на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах (1):

• перед опасны ми участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 « Ограничение максимальной скорости». 5.3.1 «Зона сограничением максимальной скорости». 5.21 «Жилая зона»:

• перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м дозиака 2.5 «Движение без остановки запрещено»:

• по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга».

Пункт 6.3. Заменить ссылку: (2) на {1).

Пункт 6.4. Искл ючить слова: а при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью ограждений».

Пункты 7.2—7.4 исключить.

Элемент «Библиография». Позицию (1] изложить в новой редакции:

« СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01—69*»;

позицию исключить.

(ИУС N»4 2014г.)

1


С этим читают