Львовский автобусный завод

Производимая продукция (неполный перечень)


Троллейбус ElectroLAZ-12 в Тернополе, Украина

Автобус ЛАЗ-695, старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа»

AeroLAZ-12, обслуживающий аэропорты (Львов, 2008)

  • ЛАЗ-699Т
  • ЛАЗ-5207 (LAZ Liner 12)
  • ЛАЗ-52072
  • ЛАЗ-52075
  • ЛАЗ-5208 (NeoLAZ 12)
  • ЛАЗ-5252
  • ЛАЗ-52522
  • ЛАЗ-52528
  • ЛАЗ-A07310
  • ЛАЗ-А1414
  • ЛАЗ-«Украина-71»
  • ЛАЗ-«Украина-34»
  • NeoLAZ 10 (4208)
  • LinerLAZ 9 (A141)
  • CityLAZ 10 (A152)
  • InterLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ-12
  • InterLAZ 12LE (A183)
  • AeroLAZ 12 (AX183)
  • CityLAZ 13.5 (A191)
  • CityLAZ 13.5LE (A191)
  • InterLAZ 13.5LE (A191)
  • AeroLAZ 13.5 (AX191)
  • ЛАЗ-А291
  • CityLAZ-20
  • ElectroLAZ-12
  • ElectroLAZ-20

Первые автобусы ЛАЗ

После того, как весной 1956 года первый ЛАЗ-695 увидел мир, их производство было поставлено на конвейер. Кстати в автобусах этой марки применялись двигатели ЗИЛ-124. На то время основными городскими автобусами был ЗИС-155. По сравнению с ним ЛАЗ вмещал в себе на несколько пассажиров больше, развивал по городу такую же скорость, но был длиннее и намного легче.

Один из первых ЛАЗ-695

В 1957 году было принято решение модернизировать модель 695. Таким образом, новый ЛАЗ-695Б получил усиление основания кузова, а также было введено пневмопривод открывания дверей, то есть двери можно было открыть автоматически, а не с помощью механического рычага. На протяжении последующих годов, вплоть до 1986 автобусы ЛАЗ совершенствовались с каждым годом. В их конструкциях применялось что-то новое.

Эксплуатация в регионах

Через косую черту указано количество всего ПС / только действующего ПС.

Регион Кол-во
Житомирская область 29 / 18
Львовская область 25 / 23
Республика Крым 24 / 8
Николаевская область 22 / 22
Одесская область 22 / 20
Донецкая область 20 / 20
Днепропетровская область 18 / 11
Тернопольская область 18 / 10
Ровненская область 17 / 17
Луганская область 17 / 17
Винницкая область 16 / 7
Херсонская область 13 / 13
Киевская область 12 / 4
Черкасская область 12 / 2
Красноярский край 12 / 7
Запорожская область 8 / 8
Полтавская область 8 / 3
Хмельницкая область 8 / 3
Ивано-Франковская область 8 / 7
Кировоградская область 8 / 6
Армения 7 / 7
Краснодарский край 6 / 6
Приднестровье 6 / 5
Ростовская область 6 / 6
Черниговская область 6 / 3
Узбекистан 6 / 6
Закарпатская область 5 / 2
Забайкальский край 5 / 0
Ставропольский край 4 / 3
Харьковская область 4 / 1
Молдавия 4 / 4
Карагандинская область 4 / 3
Москва 3 / 2
Киргизия 3 / 3
Киев 3 / 2
Волынская область 3 / 0
Тверская область 3 / 0
Челябинская область 3 / 3
Восточно-Казахстанская область 3 / 3
Оренбургская область 3 / 3
Пензенская область 3 / 0
Омская область 3 / 2
Адыгея 3 / 3
Свердловская область 2 / 0
Смоленская область 2 / 1
Ханты-Мансийский АО 2 / 2
Саратовская область 2 / 0
Иркутская область 2 / 1
Северная Осетия 2 / 2
Саха (Якутия) 2 / 1
Алматы 2 / 2
Костанайская область 2 / 2
Таджикистан 2 / 1
Московская область 1 / 0
Санкт-Петербург 1 / 0
Самарская область 1 / 0
Башкортостан 1 / 1
Чувашия 1 / 0
Воронежская область 1 / 1
Псковская область 1 / 0
Архангельская область 1 / 1
Волгоградская область 1 / 1
Астраханская область 1 / 0
Хабаровский край 1 / 0
Черновицкая область 1 / 1
Сумская область 1 / 0
Хакасия 1 / 0
Коми 1 / 0
Новосибирская область 1 / 0
Бурятия 1 / 1
Мордовия 1 / 0
Амурская область 1 / 1
Алматинская область 1 / 0
Северо-Казахстанская область 1 / 1
Куба 1 / 1
Всего 455 / 314
     
Регион Кол-во
Днепропетровская область 48 / 36
Республика Крым 41 / 14
Одесская область 36 / 34
Полтавская область 36 / 31
Луганская область 35 / 34
Харьковская область 34 / 26
Львовская область 31 / 28
Киевская область 20 / 12
Донецкая область 20 / 18
Иркутская область 18 / 15
Сумская область 16 / 16
Черниговская область 15 / 15
Николаевская область 13 / 13
Киев 12 / 12
Запорожская область 12 / 8
Херсонская область 10 / 10
Кировоградская область 10 / 8
Приднестровье 9 / 8
Башкортостан 9 / 4
Красноярский край 9 / 5
Черкасская область 8 / 7
Житомирская область 8 / 7
Краснодарский край 7 / 5
Омская область 7 / 5
Волынская область 6 / 5
Волгоградская область 6 / 4
Ямало-Ненецкий АО 5 / 3
Винницкая область 5 / 3
Брестская область 5 / 5
Хабаровский край 5 / 4
Ивано-Франковская область 5 / 4
Ровненская область 4 / 4
Томская область 4 / 2
Хмельницкая область 4 / 4
Воронежская область 4 / 4
Карагандинская область 4 / 3
Свердловская область 3 / 3
Минская область 3 / 3
Ульяновская область 3 / 3
Тернопольская область 3 / 3
Закарпатская область 3 / 2
Коми 3 / 3
Московская область 2 / 1
Ставропольский край 2 / 1
Санкт-Петербург 2 / 1
Минск 2 / 2
Восточно-Казахстанская область 2 / 2
Орловская область 2 / 1
Черновицкая область 2 / 2
Адыгея 2 / 1
Бурятия 2 / 2
Кызылординская область 2 / 2
Куба 2 / 2
Киргизия 1 / 1
Удмуртия 1 / 0
Витебская область 1 / 0
Ростовская область 1 / 1
Вологодская область 1 / 0
Челябинская область 1 / 1
Гродненская область 1 / 1
Ханты-Мансийский АО 1 / 1
Саратовская область 1 / 1
Псковская область 1 / 0
Архангельская область 1 / 0
Татарстан 1 / 1
Оренбургская область 1 / 1
Астраханская область 1 / 1
Калининградская область 1 / 1
Забайкальский край 1 / 1
Магаданская область 1 / 0
Севастополь 1 / 1
Таджикистан 1 / 1
Всего 580 / 463
     
Регион Кол-во
Литва 4 / 1
Московская область 2 / 1
Санкт-Петербург 2 / 1
Москва 1 / 0
Киев 1 / 1
Смоленская область 1 / 1
Минск 1 / 0
Эстония 1 / 1
Всего 13 / 6
     

Выведена из эксплуатации:

Регион Кол-во
Абхазия
Азербайджан
Акмолинская область
Алтайский край
Атырауская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Германия
Гомельская область
Грузия
Дагестан
Еврейская автономная область
Жамбылская область
Ивановская область
Ингушетия
Кабардино-Балкария
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесия
Карелия
Кемеровская область — Кузбасс
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Латвия
Ленинградская область
Липецкая область
Марий Эл
Могилёвская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Нур-Султан
Павлодарская область
Пермский край
Приморский край
Рязанская область
Сахалинская область
Тамбовская область
Тульская область
Тюменская область
Чечня
Ярославская область

Технические характеристики

ЛАЗ-695-ый обладает бензиновым V-образным восьмицилиндровым силовым агрегатом с карбюраторной системой подачи от ЗИЛ 130Я2, рабочий объем которого составляет 6 литра. Мотор, функционирующий на бензине является, чуть ли не главнейшим минусом машины, потому что традиционный расход горючего составляет целых 35-40 литров на сотню километров, а ведь и сам бензин стоит намного дороже, чем дизельное топливо. Предельная скорость ЛАЗа – 80 км/ч.

Между прочими характеристиками, необходимо выделить присутствие 34-ех посадочных мест и водительское сидение, на которое устанавливались рессоры. Данное устройство давало возможность менять положения в разных плоскостях. ЛАЗ-695 оборудовали воздушной отопительной системой, в какой для того, чтобы охладить мотор были использованы тепловые системы охлаждения. Уже в 1985-ом году, инженерный состав предприятия смогли сконструировать модификацию 695-НГ, какая функционировала на природном газе. Потом, данная модификация пользовалась немалой популярностью, когда был в самом пике топливный кризис.

Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами на 2-ой и 5-ой скоростях. Также шла 2-ух контурная система тормозов с пневмоприводом. Вдобавок ко всему, российский автомобиль имел зависимую подвеску – впереди стояли амортизаторы и рессоры полиэллиптического вида, а сзади похожее устройство, однако без амортизаторов. Данный социальный автомобиль обладал неприхотливыми качествами в эксплуатировании, было выносливое и отличилось надежностью среди водителей. Автобус имеет дисковые колеса, а те в свою очередь – бортовые и замочные кольца. На заднем мосту установлены спаренные колеса. Размер шин следующие: 280-508Р. Во всех колесах давление составляет 0.50 МПа.Технические характеристики

Модификация Тип двигателя Объем двигателя Мощность Коробка передач Разгон до 100км/час, с. Максимальная скорость км/ч
ЛАЗ 695 6.0 MT Бензин 5966 см³ Механическая 5ст. 80

Сцепление


Если говорить о сцеплении, то оно было выполнено в форме сухого однодискового формата с гидроприводом выключения через четыре рычага, которые выключаются. В гнезде кожуха сцепления находится шестнадцать нажимных пружин. В главный цилиндр выключения сцепления заливают тормозную жидкость. Рычаг переключения связан с коробкой переключения передач тягой в виде трубы. Карданный вал обладает двумя карданами. Из двух мостов, ведущий – задний. 1-ая ступень в главном редукторе, а 2-ая в колесных. Картер моста сварен и штампован. В центральном редукторе шестерни получили нарезку зубьев по форме спирали.

В разъемной коробке поместился дифференциал. В редукторе колеса применяются стандартные шестерни цилиндрической формы, имеющими внешнее и внутреннее зацепление. Расположенный впереди мост состоит из кованой балки, имеющей двутавровое сечение. С помощью рессор и пружин достигается плавный ход – если автобус не нагружен, функционируют рессоры, если ЛАЗ едет под нагрузкой, в силу вступают и пружины. На конце рессоры присутствуют штампованные чашки, на которых находятся резиновые подушки.

Рулевое управление

695-ый обладает рулевым управлением с усилителем, который призван облегчить работу шофера, и повышает безопасность движения при повороте. Задействует рулевое колесо с рулевой колонкой, редуктор, расположенный в углу. Он имеет карданную передачу и рулевое устройство механизма. Усилитель руля оказывает воздействие на сошку устройства руля. К механизму руля относят червяк 3-ех гребневым роликом глобоидальной формы.

Система тормозов

Система тормозов двухконтурного вида, имеет пневматический привод и барабанный механизм. Тормоз стояночного типа оказывает влияние на устройства задних колес. Их привод – механический. Тормоз запасного типа – один из контуров рабочей системы тормозов. Давление в пневматическом приводе тормоза равняется 6.0 — 7.7 кгс/см.кв. Приводит в действие воздушный компрессор, обладающий парой цилиндров. Он имеет поршня и водяное охлаждение. Также он соединен гибкими шлангами с пневматической системой. В регуляторе давления находятся клапана шарикового типа. Чтобы накопить воздух, установлены 5 ресиверов с датчиками давления. А на одном из них даже существует кран для накачивания колес. В тормозном барабане содержится две тормозные колодки.

Архив моделей марки LAZ

ЛАЗ 6991978 года

История марки LAZ / ЛАЗ

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — советское и украинское автомобильное предприятие. Днём основания Львовского автобусного завода является 21 мая 1945 года. Около десяти лет завод выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы. В 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый автобус ЛАЗ-695 и с того момента начался их серийный выпуск. Для разработки этого автобуса ЛАЗ закупил образцы самых современных европейских автобусов — Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса Магирус TR-120.

С 1960-х гг. прошлого века ЛАЗ являлся основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур. В 1994 году на базе предприятия было создано Открытое Акционерное Общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду Госимущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522. С 2001 года завод получил статус частного предприятия с коллективной формой собственности. В 2002 начался выпуск четырёх совсем новых моделей автобусов: пригородных и туристических Лайнер 9, 10, 12, а также особенно больших городских ЛАЗ-А291. Была адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252. В августе 2003 года был выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства совершенно новых моделей, которое получило название НЕОЛАЗ. В мае 2004 года были представлены две следующие модели НЕОЛАЗа: городской автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-А183 «Сити» и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт». Модельный ряд автобуса оборудованы двигателями Ярославского моторного завода (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задними мостами Raba (Венгрия).

В 2007 году производство холдинговой компании «ЛАЗ», в которую входят Львовский автобусный завод, а также Днепровский автобусный завод (Днепродзержинск) и Николаевский машиностроительный завод (Николаев), составило 471 единицы (автобусов и троллейбусов). 30 марта 2010 года во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих Евро-2012 (в конечном счете эти автобусы так и не были поставлены). В 2013 году завод ЛАЗ переживает сложные времена. Владельцы завода объявили о процедуре его банкротства. Годом позже конвейер по производству автобусов во Львове полностью останавливается, отсутствие экспортных заказов и задолженность за выполненные поставки техники окончательно обострили ситуацию. В марте 2015 года все помещения завода и остатки оборудования были выставлены на аукцион.

Троллейбусы ЛАЗ-695Т[ | ]

Стремительное развитие троллейбусных систем во многих городах СССР в начале 60-х гг. и нехватка подвижного состава для них заставили начать выпуск троллейбусных машин в автобусных кузовах. Троллейбус на базе автобуса ЛАЗ-695Б впервые был изготовлен в Баку в 1962 г. и получил наименование БТЛ-62. Он был переделан из автобуса первого поколения 1959 г.


Летом 1963 г. первый троллейбус на базе автобусного кузова предположительно модели ЛАЗ-695Б был изготовлен непосредственно на ЛАЗе. В некоторой заводской документации указывался базовый кузов автобуса ЛАЗ-695Е. Однако, следует исходить из того, что в 1963 г. на ЛАЗе основным автобусом был ещё ЛАЗ-695Б, и только в 1964 г. завод полностью перешёл на производство ЛАЗ-695Е. Впрочем, по сути, в тот момент эти автобусы отличались только моделью устанавливаемого двигателя, которого на троллейбусе не было, поэтому модель базового кузова в любом случае первого поколения для троллейбуса не принципиальна.

Львовский троллейбус получил наименование ЛАЗ-695Т и был изготовлен на заводе в количестве всего 10 штук. Все львовские троллейбусы остались работать в родном городе, а для других городов выпуск троллейбусов был развернут на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ), где он получил наименование «Киев-5ЛА» (ЛАЗ-695Э). Для производства Киева-5 на КЗЭТ поступали готовые кузова львовских автобусов, а на заводе электротранспорта только монтировалось электрооборудования собственного производства. Всего на КЗЭТ в 1963—1964 гг. собрано 75 троллейбусов «Киев-5ЛА».

Однако мощностей Киевского завода не хватало для удовлетворения быстро развития троллейбуса даже в УССР, и к производству ЛАЗ-695Т подключился (в том же 1963 г.) Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), который к этому времени уже передал производство своих самосвалов в Саранск и фактически остался без объекта производства. В Одессе троллейбус получил наименование ОдАЗ-695Т. Из Львова на ОдАЗ поступали автобусные кузова с элементами ходовой части, а из Киева всё электрооборудование. Собранные на ОдАЗе троллейбусы в основном предназначались для троллейбусных парков близлежащих областных центров, имеющих троллейбусное движение. Всего в Одессе за три года (1963—1965 гг) собрали 476 троллейбусов ОдАЗ-695Т.

На троллейбусах типа ЛАЗ-695Т (а также Киев-5ЛА и ОдАЗ-695Т) был установлен электродвигатель мощностью 78 кВт. По сравнению с самым распространенным троллейбусом того времени МТБ-82, львовский троллейбус вышел намного легче и при сравнимой мощности двигателя и максимальной скорость (около 50 км/час) был более динамичным и экономичным. Хотя в то же время он был недолговечным (срок службы 7-8 лет) и маловместительным (часть электрооборудования разместилась в и без того тесном салоне с узкими проходами между сиденьями и узкими дверными проёмами), выпуск этих машин в какой-то мере позволил сократить дефицит в троллейбусном подвижном составе страны.

Виды: турист и прочие

В модельном ряду украинского производителя присутствовали автобусы различных типов:

В соответствии с назначением в ассортименте присутствовали модели общего и специального назначения. Городской, пригородный, междугородный, туристический транспорт различных годов выпуска соответствовали стандартам и требованиям тогдашних лет, что и способствовало высокому спросу. Автобусы дальнего следования предоставлялись в стандартной комплектации и с дополнительными функциями, что гарантирует выбор. Спецтехника создавалась на базе моделей общего назначения.


Автобус ЛАЗ-697М Турист. Фото Википедия

  • В соответствии с классом вместимости в линейке завода преобладали средние и большие модели. Независимо от габаритов техника характеризуется удобством управления и хорошим уровнем маневренности.
  • Расположение пола в большинстве случаев обеспечивает назначение моделей. Высокопольные транспортные средства, обладающие повышенной проходимостью, успешно эксплуатируются на пригородных и междугородных маршрутах. Низкопольные, предназначенные для движения по городским дорогам, обеспечивают удобство пассажиров различных категорий.
  • Заднемоторные автобусы преобладают в ассортименте, однако не являются редкостью и модели с передним размещением силового агрегата.

Другие характеристики представлены далее, а также в отдельных публикациях на нашем сайте, ссылки даны в тексте.

Примечания

  1. ↑ Краткая биография автозаводов. Годы и факты // журнал «За рулём», № 12, декабрь 1974. стр.20
  2. ↑ И. С. Деркач. Львов: путеводитель. 2-е изд., доп. Львов, «Каменяр», 1974. стр.13-14
  3. ↑ Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.187
  4. ↑ Первые первых специализированных // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.34-36
  5. Годы и факты // «За рулём», № 11, ноябрь 1967. стр.19
  6. Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.101
  7. Г. А. Сухарев, В. Л. Гоц, Р. А. Гаврилюк, Н. М. Дружкин, С. И. Магдыш, А. И. Величко. Механизация нанесения противошумной мастики БПМ-1 на кузова автобусов // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1977. стр.30-31
  8. ↑ канд. тех. н. Ю. К. Есеновский-Лашков, И. А. Коровкин. Новые автобусы // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.16-19
  9. Цифры, события, факты // журнал «Автомобильный транспорт», № 1, 1982. стр.39
  10. А. И. Титков. Автомобильная техника в XI пятилетке // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1982. стр.1-5
  11. Серийные газобаллонные автобусы // журнал «Автомобильный транспорт», № 8, 1985. стр.32
  12. В. И. Пашков, С. Г. Сидоренко. Автомобильная промышленность за 1991 год и девять месяцев 1992 года // «Автомобильная промышленность», № 3, 1993. стр.1-6
  13. Р. С. Асатрян. Автобусо- и троллейбусостроение страны: состояние и перспективы // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.1-3
  14. Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.8
  15. Журнал «Грузовик-пресс», № 9/2010, стр. 70-73
  16. В. П. Морозов. Автомобильная промышленность в современных условиях // «Автомобильная промышленность», № 7, 1993. стр.9-11
  17. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст

Салон

Первое время ЛАЗ-695 был несовершенен. Двери были недостаточно широкими, возле них не было площадки, проход между сидениями оставлял желать лучшего. Интересной особенностью первых ЛАЗов была быстрая трансформация в санитарную машину. Сидения демонтировались, а справа от водителя размещалась дверца для удобства погрузки раненых. Учитывая реалии послевоенного времени, такая модификация была более чем актуальной.

Поскольку вариаций ЛАЗ-695 было достаточно много, мы остановимся на самой популярной моделью ЛАЗ-695Н, которая чаще всего использовалась для перевозки пассажиров. Автобус имел кузов вагонной формы, был трехдверным. Две четырехстворчатых двери предназначались для пассажиров, еще одна – для водителя. Сидения располагались в четыре ряда, а двигатель – сзади. Также в салоне была воздушная система отопления, которая использовала тепло системы охлаждения. Ну а мест для сидения было 34, общая пассажировместимость достигала 67 человек.

Большое количество приборов, контрольных лампочек и кнопок для управления дверьми, освещением и прочим, располагались на единственной приборной панели непосредственно перед шофером. Рычаг тормоза стояночного типа и ручка управления коробкой передач разместились по правой стороне от шофера. Сразу возле передней двери расположилось двойное кресло, которое развернуто на 90 градусов. За задней же дверью, в конце автобуса, установлен большой диван на 5 посадочных мест.

лаз I[править]

В Викиданных есть лексема лаз (L183996).

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ла́з ла́зы
Р. ла́за ла́зов
Д. ла́зу ла́зам
В. ла́з ла́зы
Тв. ла́зом ла́зами
Пр. ла́зе ла́зах
М. (в) лазу́ и (в) ла́зе  —

лаз

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -лаз-.

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. узкое небольшое отверстие, через которое можно пройти, проникнуть, пролезть куда-либо; лазейка ◆ Туземцы ловят сурков петлями, которые настораживают над лазом из главной норы, и капканами, которые ставят на торных тропах, проложенных от одной сурчины к другим; сурки любят целыми семьями посещать своих соседей и принимать гостей: соберутся кучкой, посидят на задних лапках, посвищут и разойдутся. С. Т. Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вёл графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ А если и есть такие ораторы на свете, которые находят за лучшее пищать где-нибудь в укромном месте, куда никому даже лазу нет, то я их не одобряю и успеха им предрекать не могу. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863–1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Когда же воротились домой, попадья шепнула Степанидушке: — Хоть все лазы облазил, а не нашёл. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875–1881 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Девки, поправляя вал, работали опять возле ельника, заделывали в валу протоптанные скотиной лазы, заваливали их землей и парным, приятно-вонючим навозом, который работники от времени до времени подвозили со скотного двора через аллею, ― аллея вся была усеяна влажными и блестящими шмотами. И. А. Бунин, «Митина любовь», 1924 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Его дело ― подготовить из нижнего подвала нечто вроде собачьего лаза, выводящего под стенами здания наружу. В. М. Чернов, «Перед бурей», 1953 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ В лазе показались голова и плечи сержанта Сироты. К. М. Симонов, «Живые и мертвые», 1955-1959 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Там, в лазу, на выходе, вторая дверка, потоньше, изнутри бревешком прижата. Евгений Нечаев, «Под горой Метелихой», 1966 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Лесные старцы жили кто в норе, кто в лазу, кто под кокорою. М. М. Пришвин, «Иван-Осляничек», 1917-1923
  2. спец. устройство для доступа обслуживающего персонала внутрь аппарата, сооружения, машины, котла и т. п. для осмотра и ремонта ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимыправить

Родственные словаправить

Ближайшее родство
  • существительные: лазание, лазейка; скалолаз
  • глаголы: лазать
Список всех слов с корнем «-лез-/-лес-/-лаз-//в словоформах: -лаж-»
  • существительные: лестница, лесенка, лаз, залезание
  • прилагательные: лестничный, безвылазный, облезлый
  • глаголы: лазать, лазить, лезть, лажу

С этим читают