История колеса

История развития и совершенствования

В каком году изобрели колесо с настоящей, современной покрышкой? Случилось это в 1888, и заслуга принадлежит вовсе не инженеру, и не автомеханику. Благодарить надо обычного ветеринара из Шотландии Джона Бойда Данлопа. Наблюдая, как его сын катается на велосипеде, мысленно врач возмущался шуму, который производят железные колеса велосипеда, соприкасаясь с покрытием дорожки. Случайно он заметил, насколько смягчился звук, когда колесо наехало на прорезиненный шланг для поливки цветов, забытый на дорожке. Недолго думая, ветеринар отрезал куски нужного размера, запаял их и надел на сталь.


Так появились первые пневматические шины. Это изобретение сделало имя Данлопа знаменитым на всю планету, одноименная фирма, выпускающая покрышки для автомобилей, существует и сегодня.

Позднее был изобретен подшипник, а в начале прошлого столетия появились колеса с дисками из легких сплавов. Сегодня колесо – это достаточно сложная конструкция, мало чем напоминающая первые прототипы. Для его изготовления используются различные материалы и особые технологии, над разработкой которых трудятся целые команды специалистов.

История изобретений

1. Алкоголь

Некоторые археологи считают, что первоначально зерно выращивалось для производства пива, а не хлеба. Хотя масштабы влияния алкоголя на человеческую цивилизацию еще обсуждаются — его древнее происхождение ни для кого не секрет. Самое древнее доказательство того, что люди употребляли алкоголь, найденное на данный момент, — это 9000-летние химические следы ферментированного напитка, обнаруженные на питьевом сосуде в неолитическом поселении Цзяху, Китай.

2. Одежда

Поскольку текстиль, кожа и меха имеют тенденцию разрушаться с течением времени, ученым пришлось проявить творческий подход в том, чтобы определить происхождение одежды. Возраст платья (на фото), найденного в Египте, составляет как минимум 5100 лет, то есть оно относительно недавнее. Это платье, относящееся к периоду правления Первой династии правителей Древнего Египта или же к периоду Древнего царства, сделано из льна (и является самым древним предметом одежды, сделанной из текстиля).

Но на самом деле, одеждой человечество начало пользоваться гораздо раньше. Каменный инструмент, найденный во время археологических раскопок в Германии, имеет следы дубления кожи животных, что говорит о том, что неандертальцы носили выделанные шкуры 100 000 лет назад. Исследование 2011 года предполагает, что происхождение одежды можно проследить благодаря эволюции бельевых вшей, т.е. ей около 170 000 лет.

3. Ювелирные украшения

Одежда, безусловно, помогала людям компенсировать утерянную с эволюцией шерсть и мигрировать в районы с более холодным климатом, но возможно, одежда имела и культурный смысл. Как свидетельствуют археологические источники, люди также уже давно украшали себя ювелирными изделиями. К самым древним сохранившимся ювелирным украшениям относятся 82 000-летние проколотые раковины, покрытые красным пигментом из пещеры в Марокко, а также ожерелье из когтей орла возрастом 130 000 лет, найденное в пещере Неандерталь в Хорватии.

В России у места впадения ручья Сунгирь в реку Клязьма, во Владимирской области, были найдены 30 000 летние останки людей, 40-50 летнего мужчины и двух детей 10-14 лет. На костюмах погребенных людей — огромное количество украшений, всего около 80 тысяч. С уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день среди всех евразийских погребений верхнего палеолита самое большое количество украшений происходит из Сунгиря (стоянка древнего человека на территории Владимирской области).

4. Лодки

До того, как повозки с впряжёнными животными стали основным средством передвижения, люди уже долгое время использовали плоты и лодки. Предполагается, что каноэ «Пессе», датируемое радиоуглеродным методом около 8200-7600 гг. до н. э., найденное в Нидерландах, является самой древней сохранившейся в мире лодкой. Но вероятнее всего, что для того чтобы ориентироваться на море, для рыбалки или разведки, люди научились строить лодки еще раньше. В конце концов переселенцы каким-то образом пересекли океаны и попали в Австралию, Индонезию и острова в Тихом океане не менее чем 45 000 лет назад.

5. Календарь

Задолго до того, как были изобретены зубчатые шестеренки часов, люди использовали сложные методы для определения времени. Одна группа археологов утверждает, что первый лунный календарь появился 10 000 лет назад. Это ансамбль Абердиншир, находящийся в Шотландии, который состоит из 12 ям и образует дугообразную конструкцию. Она обозначает месяцы года. В Центральной Африке, России и на Украине были найдены уже не календари в виде ям, а различные рисунки на камнях, костях и сосудах, также делящиеся на 12.

6. Географические карты

Людям пришлось изобретать не только способы отслеживания лунных циклов, но и понять, как ориентироваться в пространстве. Археологи все еще обсуждают значение раннего наскального искусства, но некоторые из самых старых примеров возможных доисторических карт происходят из пещеры Абаунц в Испании. Считается, что каменные таблички возрастом 14 000 лет изображают горы, реки и пруды, пересекающиеся маршруты и охотничьи тропы. Также картоподобные изображения гор, рек, долин и маршрутов, найденные в окрестностях города Павлова (Чехия) были датированы приблизительно 25 тысячелетием до н. э.

Инструменты для создания колеса

Одно можно сказать о Квеклосе наверняка: он был гением и мастером своего дела, ведь, чтобы сделать из игрушки полноразмерную повозку, нужно решить целый ряд проблем. Некоторые ученые, в том числе и Энтони, считают, что медные инструменты неслучайно появились незадолго до первой повозки. Колесо и ось невозможно было создать при помощи примитивных каменных орудий.

Как пишет Стивен Фогель, автор книги «Почему колесо круглое», самое важное в колесе — это то, насколько крепко оно сидит на оси. Если колесо сидит слишком крепко, повозка не поедет; если слишком свободно — колесо отпадет

В крошечной модели этой проблемы нет. Не требуется в моделях и определенное соотношение между диаметром и длиной оси, тогда как в полноразмерной повозке слишком толстая ось создает слишком сильное трение, а слишком тонкая — ломается под тяжестью груза.

Не всё так просто и с самим колесом.

Итальянская Pirelli в России

Итальянская Pirelli представлена в России в рамках совместного предприятия ООО «Пирелли Тайр Руссия», организованного с Ростехом, которому принадлежит 25% совместного предприятия. Со стороны Ростеха цель создания СП – привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий, со стороны Pirelli – ускоренный выход на российский рынок. 

В состав совместного предприятия входят шинные заводы в Кирове и Воронеже. Первый из них был приобретен СП в конце 2011 года, второй – в 2012 году. С момента приобретения СП обоих предприятий началась глубокая модернизация производства. В 2012 – 2019 годы на модернизацию Воронежского и Кировского шинных заводов направлено более 250 млн евро. Ежегодно завод в Кирове выпускает более 6 миллионов легковых шин размером от 14 до 17 дюймов под брендом Pirelli, в том числе шин линейки Green Performance, эксплуатация которых оказывает минимальное воздействие на окружающую среду.

Воронежский завод серийно производит легковые шины премиального сегмента с диаметром от 16 до 21 дюйма. В 2013 году здесь состоялся запуск нового производства мощностью 2 млн шин в год. В октябре 2018 года Госкорпорация Ростех подписала с СП Меморандум о взаимопонимании в отношении оценки возможности увеличения мощностей по производству премиальных шин на Воронежском шинном заводе. При благоприятной рыночной конъюнктуре объем производства планируется увеличить в два раза до 4 млн шин в год. Инвестиции по этому проекту оцениваются примерно в 100 млн евро. Помимо этого на базе Воронежского шинного завода создан логистический центр, который позволяет отправлять продукцию СП на экспорт в Европу и страны СНГ. ​

Шинные инновации: без шума и проколов

Производители шин продолжают совершенствовать свои технологии и материалы

В последние несколько лет особое внимание и инвестиции направлены на обеспечение безопасности при вождении. Самая частая проблема, связанная с шинами, – это проколы

Новые технологии способны решить это, гарантируя безопасность даже в случае проколотой шины. В компании Pirelli для этого были разработаны две технологии: Seal Inside и Run Flat.

Технология Pirelli Seal Inside действует на основе самогерметизации посредством дополнительного специального слоя на внутренней поверхности шины. Другими словами – герметизирующая мастика охватывает вызвавший прокол и застрявший в шине предмет, создавая уплотнение вокруг него. После извлечения предмета из шины уплотняющаяся мастика затягивается в отверстие, герметизируя его края. Такие самогерметизирующиеся шины Pirelli позволяют безопасно продолжить поездку даже на проколотой шине, сохраняя полный контроль над автомобилем.

Технология Run Flat – сегодня одна из самых распространенных в производстве всех ведущих производителей автомобильных шин. Pirelli также не является исключением. На русский язык название этой технологии можно перевести как «езда на спущенной покрышке». Шина Run Flat имеет усиленное и более широкое бортовое кольцо. Когда обычная покрышка сдувается, она оседает под действием веса автомобиля, а борта просто сплющиваются. Несколько километров при такой ситуации способны почти полностью «убить» шину.

Технология Run Flat подразумевает применение в составе конструкции покрышки усилителей, в роли которых выступает оригинальный каркас, бортовые кольца, а также уникальная высокопрочная вставка в боковине шин. Pirelli использует в производстве своих шин множество типов резиновых смесей, часть из которых идет на основную часть покрышки, часть – на боковую. Это максимально безопасная шина, которая, в случае прокола, позволит вам доехать до пункта назначения, не прибегая к замене шины. 

Еще одна инновация от Pirelli – технология шумоподавления Pirelli Noise Cancelling System (сокращенно PNCS). Это наилучшее решение по снижению шума, создаваемого шинами на дороге. Вибрации, создаваемые конструкцией шины во время поездки и проявляющиеся внутри салона, называются кавитационным шумом. Система PNCS снижает шум на два-три децибела, в среднем уменьшая его вдвое. Можно представить, что шум от четырех шин с действующей технологией PNCS равен шуму двух «обычных» шин.

Шумопоглощающая технология PNCS – это, прежде всего, специальный материал, который находится внутри полости шины на гермослое. Он представляет собой своеобразную звукопоглощающую губку, открытые поры которой гасят вибрации воздуха и не дают им передаваться далее в узлы подвески и нарастать, создавая шум внутри салона автомобиля.

Чаще всего шины Pirelli с технологией шумоподавления PNCS приходятся на автомобили премиум- и люкс-класса для наивысшего комфорта внутри салона во время движения. На данный момент этой технологией оснащены шины Pirelli P Zero, которые подходят автомобилям марок Audi, Ferrari, Jaguar, Porsche и McLaren.

Идея создания рычага

И в то время кроманьонцы изобрели еще и рычаг. С этого момента началась история изобретения колеса.

Как это случилось? Благодаря нажатию на подложенную палку под бревно, оно стало катиться. После повторного нажатия оно покатилось еще дальше. Тогда стали использовать еще больше подобных рычагов, благодаря которым уже можно было передвигать одновременно несколько бревен.

Потом пришла прекрасная идея — положить на катящиеся бревна наискосок другое бревно, и оно покатилось вместе с ними.

Таким образом, пришла очередная мысль, что бревна транспортируемые уже сами могли бы быть в качестве «транспорта», если поперек сверху еще положить бревна. В Древнем Египте таким образом передвигали немыслимой величины каменные статуи. История происхождения колеса продолжала пополняться любопытными фактами.

Оригинальные виды колёс

  • Колесо эллиптической формы (расположенное под таким углом, что, если смотреть сбоку, выглядит как круг) — позволяет грести в воде.
  • Квадратное колесо, патент на которое в 1959 году получил американец Альберт Сфредда. Оно легко шло по снегу, песку, грязи, преодолевало ямы. Вопреки опасениям, машина на таких колёсах не «хромала» и развивала скорость до 60 км/ч.
  • Роторно-фрезерный движитель — вариант колёсного движителя, в котором используются роторы- в сочетании с поддерживающими лыжами.
  • Многокамерное колесо с пневматическим принципом качения.
  • Мотор-колесо
  • Колесный движитель американца Р. Берда
  • Ренское колесо

Механизм и мифология

По Востоку распространяется образ колеса как символа солнца и власти. Хетты клянутся колесом, в индийском эпосе бог Индра похищает колесо у бога солнца Сурьи, у иранцев Небесное Колесо — оружие богов. Ассоциация понятна: солнце — круглое и могущественное, колесо — тоже круглое и дарит человеку скорость, а с ней преимущество в бою и власть. Нам, привыкшим к быстрой езде, не понять, как скорость в 25-30 км/ч пьянила пешее дотоле человечество. Хотя лошадь приручили на тысячу лет позже, и повозку еще долго таскали онагры — азиатские ослы.

Но как деревянное колесо могло появиться в Месопотамии, отнюдь не изобиловавшей лесами? Подходящие леса были на востоке Турции и севере Ирана. Эти области и считали родиной колеса, пока археологи не обнаружили в армяно-грузинском пограничье и верховьях Куры многочисленные и даже более древние, чем в Междуречье, колесничные захоронения рубежа IV-III тыс. до н. э. Когда из-за строительства Севанской ГЭС уровень воды в озере упал, обнажились погребения с колесницами — тяжелыми и неповоротливыми. Тянуть их могли только волы.

Быстро катясь по свету, колесо почти одновременно с Месопотамией попадает на север. Древние захоронения с повозкой найдены у Элисты в Калмыкии. А дальше, в степи, ему уже нет границ: следующее древнейшее колесо нашли в селе Герасимовка Оренбургской области.


Колесо III тыс. до н. э., найденное при раскопках месопотамского города-государ­ства Ур

Уже в середине III тысячелетия до н. э. деревянное колесо оборачивали в кожу, а к 2000 г. до н. э. стали забивать в обод медные гвозди острием наружу — для лучшего сцепления с землей. Колеса еще сплошные, но уже не вырезанные из цельного ствола, а составные, сколоченные из трех частей. Такую древесину найти легче. Примерно тогда же люди приручают лошадь, и повозки разделяются на быстрые конные двуколки — боевые колесницы и экипажи правителя — и двухосные телеги с впряженным волом — для хозяйства.

Повозка едет на восток через степи Азии от одних племен к другим (слово «телега» — монгольского происхождения). Это фиксируют наскальные рисунки южной Сибири. Кочевники-скотоводы делают большие крытые повозки — дома на колесах. К середине II тысячелетия до н. э. колесо докатилось до Китая эпохи царства Инь.

Слова «коло» и «рото» — колесо — были в индоевропейском, общем предке германских, славянских, роман-ских, иранских языков… Значит, они возникли на прародине индоариев — в восточной Турции и северном Ираке в III тысячелетии до н. э. Именно оттуда начинается расселение племен, включая великую миграцию индоариев в Европу. Ученые до сих пор спорят, каким маршрутом они продвигались: из Малой Азии на Балканы, через Причерноморские степи в Венгрию, через Среднюю Азию — или всеми этими путями одновременно? В любом случае, их победоносное шествие было в немалой степени обеспечено военным успехом колесниц. По ходу миграции совершенствуется и само колесо. У того, что к 2000 году до н. э. доехало до нынешней Голландии, уже имелись спицы и обод.

Колесо Дхармы на барельефе из буддийского святилища Санчи в Индии — символ ступеней духов­ного совершен­ствования (11-1 вв. до н. э.)

Реальные факты из истории возникновения ножниц

На сегодняшний день специалисты пока не пришли к единому мнению относительно страны, которая на самом деле является родиной ножниц. Одни уверены, что они появились в Китае, а другие, что в одной из стран Средиземноморья.

Начиная примерно с 4 века до нашей эры, они были распространены в огромном количестве стран – от Египта и до Англии. Применялся данный прибор для самых разнообразных целей – животноводство, медицина, выкройка и пошив вещей, и даже маникюр и парикмахерские услуги.

Время шло, и устройство ножниц неустанно совершенствовалось. Так, в 8 веке нашей эры, у одного ремесленника на Ближнем Востоке возникла идея загнуть кольцами ручки ножниц, и, самое главное, соединить лезвия заклепкой. К сожалению, имя этого новатора история не сохранила. Есть теория, что на такие изменения его натолкнул Архимедов рычаг.

Как и большинство других инструментов и приспособлений, ножницы пережили ряд трансформаций. Со временем их начали изготавливать разными способами, из различных материалов, они стали отличаться друг от друга по форме и отделке. За 3,5 тыс. лет своего существования им удалось пройти сложный путь до настоящих ювелирных и технологических шедевров.

За этот период было изобретено множество других инструментов, предназначенных для того, чтобы что-то отрезать, разрезать или прокалывать, но ни один из них не может сравниться с ножницами в простоте и эффективности.


Практически два столетия пружинные и рычажные ножницы существовали параллельно и в определенной степени конкурировали между собой. Доказательства этого факта были найдены на миниатюрах и картинах, которые датируются 9 веком.

Эволюция внешнего вида и назначения

Со временем ножницы стали изготавливать из разных материалов – железа, серебра, стали. Затем самые дорогие стали покрывать золотом и украшать. Иногда мастера настолько увлекались декорированием инструмента, что использовать его по прямому назначению становилось невозможно. Одни напоминали причудливую птицу, клюв которой разрезал бумагу, у других вместо стандартных круглых колец для пальцев были изогнутые виноградные лозы, третьи были очень похожи на драконов из восточных сказок и т.д. Многие из таких инструментов, сделанных из благородных металлов (серебра и золота), становились настоящими предметами роскоши.

Параллельно с этим, ножницы стали придумывать для конкретных целей и специальностей. Одни применялись в медицине, другие – в цирюльнях, третьи – для скотоводства. Во Франции существовали специальные приспособления, которые применялись для разделывания домашней птицы. В Германии есть инструменты, которые служат для резки металла в случаях дорожно-транспортных происшествий – ими можно разрезать дверь, которую не удается открыть или вскрыть корпус автомобиля.

Ножницы для стрижки газонов были изобретены в Англии.

На Руси ножницы появились в 10 столетии, их нашли в деревне Гнездово (12 км от Смоленска).

В древние времена в России производством ножниц занимались кустари, преимущественно в губерниях, где изготавливались ножи. Закалке подвергались только лезвия. Важным моментом в процессе была обработка двух лезвий одновременно, чтобы они были абсолютно одинаковыми. Кольца закаляли только у элитных инструментов, чтобы облегчить процесс полирования.

Прогресс не стоял на месте, и со временем стали делать керамические ножницы, которые были гораздо прочнее и крепче стальных, имели более длительный срок службы и резали на порядок тоньше.

Но и этого оказалось мало, и были изобретены инструменты, которые по своему внешнему виду абсолютно не похожи на свой «исходный вариант», а больше напоминают нож для мясорубки – такой нож с легкостью режет резину, линолеум, пластик или толстую кожу, со скоростью около 20 м/с.

Ещё одним современным заменителем стальных ножниц являются лазерные. Они способны разрезать материал по выкройке, которая задается программой, и сразу же обрабатывать края, чтобы избежать их обсыпания. Скорость работы такого приспособления около 1 м/с.

Колеса из будущего

По большому счету, конструкция колеса получила свою завершенную форму, и каким образом его можно усовершенствовать, совершенно непонятно. Однако многие компании находятся в активном поиске новых идей и решений и регулярно представляют миру экзотические прототипы. Так, известная компания «Michelin» относительно недавно представила новаторскую концепцию Tweel.


В 2006 г. компания «Michelin» удивила всех бескамерным колесом. Оно не пневматическое, так как целиком и полностью состоит из резиновых протекторов. Они соединены с центром при помощи эластичных спиц. Последние повторяют все деформации колеса, отчего поглощаются удары. Представители компании «Michelin» утверждают, что даже лишенные воздуха шины Tweel обладают точно такой же грузоподъемностью, устойчивостью на бездорожье, как и их пневматические аналоги.

Несмотря на то, что шины Tweel имеют множество преимуществ, у них есть один большой недостаток. Автомобиль, укомплектованный ими, при разгоне более чем 80 км. в ч. начинает сильно вибрировать.

Безусловно, шины Tweel являются самой революционной технологией на сегодняшний день. Но они предназначены исключительно для электромобилей. При этом в активную систему Tweel входит двигатель, подвеска, коробка передач и трансмиссионный вал.

В природе

Человеческие изобретения часто появляются как имитация природы (например, ранние конструкции самолётов напоминали птиц), но в природе имеется очень мало конструкций, напоминающих колесо. Исследователи связывает это с тем, что:

  • преимущества колеса проявляются только в определённых нечасто встречающихся условиях. Для эффективности колеса нужна гладкая твёрдая поверхность. Конечности же животных являются более универсальным движителем: с помощью лап (ног) можно перемещаться не только по ровной поверхности, но и прыгать, плавать, нырять, лазать, преодолевать труднопреодолимые препятствия, двигаться боком, разворачиваться на месте и т. д. Это даёт эволюционное преимущество в дикой природе.
  • колесо должно свободно вращаться вокруг оси и потому не может быть органом, которому нужны подвод нервов и питательных веществ.

В качестве возможных аналогов колеса Г. Шольц перечисляет:

  • креветку Nannosquilla decemspinosa (англ.)русск., которая перемешается, перекатываясь как нечто среднее между колесным и гусеничным движителем;
  • гусеницу Pleuroptya ruralis (англ.)русск., также активно перемещающуюся, свернувшись в колесообразную форму.

Примеров пассивного качения в природе гораздо больше. Шольц указывает, в частности, на:

  • перекати-поле;
  • паука Capparaceae aureola, свёртывающегося в шар для движения вниз по склону;
  • краба Hippa pacifica (англ.)русск., который использует округлую форму тела, чтобы кататься по песку в зоне прибоя.

На микроскопическом уровне у бактерий встречается биохимический механизм осевого вращения (жгутик), но бактерии не «катятся» вокруг оси-жгутика в прямом смысле этого глагола, аналогов жгутика в макроскопическом мире нет.

Жук-навозник

Как ближайший пример (и возможный прототип) колеса, Шольц указывает на жука-навозника, который скатывает экскременты животных в шарик и затем закатывает его в норку. При этом одна пара задних ног придерживает шарик с двух противоположных сторон, образуя аналог оси.

Эритроциты в кровеносных сосудах образуют сложные структуры, катящиеся подобно колесу, как по стенкам сосудов, так и в плазме, что приводит к снижению сопротивления тока крови. Явление открыто советским учёным Чижевским А.Л. в 1951г.

Паутина, состоящая из белковых молекул, не перекручивается в отличие от канатов, и позволяет пауку вращаться на ней в горизонтальной плоскости неограниченное время.

Древние изобретения

7. Кулинария

Кода люди научились добывать огонь, они изобрели кулинарию. Ведь если приготовить мясо и некоторые виды растительной пищи на огне, то не нужно тратить столько энергии на пережевывание и переваривание этих продуктов. Ранее считалось, что люди стали использовать огонь для приготовления пищи 500 000 лет назад, но палеонтологи установили, что люди стали обрабатывать пищу на огне примерно 1,9 миллиона лет назад. Начиная с Homo erectus, строение зубов начинает меняться, что, по мнению ученых, является признаком возникновения привычки готовить пищу.

8. Музыкальные инструменты

Современные ученые предполагают, что музыка существует уже около 50 000 лет. Самые древние экземпляры музыкального инструмента были найдены при раскопках в Германии, в пещере Холе-Фельс. Они лежали рядом со скульптурами, которые относят к 35 000-40 000 лет до нашей эры. Это были флейты, сделанные из крыла стервятника и бивней мамонта. Их толщина не превышает 8 мм, а длина составляет 21,8 см. В корпусе пробито 5 отверстий, которые при игре закрывались пальцами.

9. Клей

Обычный современный клей из маркета имеет длинную историю. Около 200 000 лет назад неандертальцы, блуждающие по Европе, использовали клейкую смолу из бересты, чтобы прикрепить свои каменные наконечники инструментов к рукояткам. Сделать открытие ученым помогли окаменелости отпечатков пальцев в смоле вместе с орудием. Чтобы получить такой клей, березу специально обжигали. В процессе обжига выделялась смола и затем, этой смолой склеивались все элементы.

10. Керамика

За тысячи лет до изобретения колеса, люди делали сосуды для еды, питья и хранения продуктов, путем создания формы из глины и последующим обжигом ее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из дерева и коры, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Самые древние керамические сосуды были найдены в Китае и им исполнилось 20 000 лет. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон. Позже появился гончарный круг, и некоторые даже утверждают, что он является первым типом колеса, когда-либо созданным.

11. Лук и стрелы

Остатки пяти луков, созданных 9000 лет назад, были найдены в поселке каменного века Холмегардс Мозе в Дании. Но лук и стрелы были изобретены гораздо раньше. Недавно ученые сообщили об обнаружении окровавленного наконечника стрелы возрастом не менее 64 тыс. лет, причем не в Европе, а в южноафриканской пещере Сибуду. Эти находки очень важны, так как изобретение этих орудий требует сложных форм мышления. Если мы узнаем, когда были изобретены лук и стрелы, мы установим, когда наши предки начали мыслить, как современные люди.

Оригинальные виды колёс

  • Колесо эллиптической формы (расположенное под таким углом, что, если смотреть сбоку, выглядит как круг) — позволяет грести в воде.
  • Квадратное колесо, патент на которое в 1959 году получил американец Альберт Сфредда. Оно легко шло по снегу, песку, грязи, преодолевало ямы. Вопреки опасениям, машина на таких колёсах не «хромала» и развивала скорость до 60 км/ч.
  • Роторно-фрезерный движитель — вариант колёсного движителя, в котором используются роторы-фрезы в сочетании с поддерживающими лыжами.
  • «Шагающее» колесо (ротопед директора пражского НИИ техники привода Ю. Мацкерле, российский вариант и пр.).
  • Многокамерное колесо с пневматическим принципом качения.
  • Мотор-колесо
  • Колесный движитель американца Р. Берда
  • Ренское колесо

В автомобиле

Основная статья: Колесо (автотранспорт)

Колесо гоночного автомобиля

Колесо современного автомобиля (в сборе с шиной)

В общепринятой автомобилестроении терминологии, колесом называется только узел, расположенный между ступицей и шиной (см. рис.), — состоящий, в свою очередь, из обода, на который сажается шина, и диска или спиц, служащих для соединения обода со ступицей.

Несмотря на это, в быту автолюбители очень часто называют колесо в этом значении «колёсным диском» («литые диски», «легкосплавные диски», и так далее).

Колёса первых автомобилей по сути не отличались от колёс конных экипажей и были сделаны из дерева. Впоследствии появились колёса с металлическим ободом и деревянными спицами, а также с металлическими проволочными спицами, как у мотоциклетных. Шины изначально имели вид сплошных резиновых лент, впоследствии, по мере роста скоростей, их сменили пневматические шины, высота профиля которых вплоть до 1960-х годов постоянно увеличивалась, повышая комфортабельность езды и грузоподъёмность автомобиля. На грузовиках резиновые ленты можно было встретить ещё в 1920-х годах, а на военных автомобилях и сегодня могут применяться сплошные шины — гусматики, впервые разработанные для бронеавтомобилей времён Первой мировой войны.

Начиная с 1920-х годов спицованные колёса стали постепенно заменять на колёса со штампованными металлическими дисками, более простыми и дешёвыми в производстве. Уже в середине следующего десятилетия они стали стандартом де-факто, но кое-где, например в США, «спицовка» продолжала сохранять определённую популярность у покупателей дорогих автомобилей вплоть до 1950-х — 1960-х годов в качестве дополнительного оборудования или даже заводской опции (в отдельных случаях и в 1980-е — 1990-е, например, заводские спицованные диски предлагались на Cadillac Deville Brougham до 1996 года). Сегодня она ассоциируется в первую очередь с классическими автомобилями и субкультурой лоурайдеров.

В 1960-х годах появились в качестве спортивной опции колёса, целиком или частично отлитые из лёгкого сплава, алюминиевого или магниевого. Сегодня ими снабжается едва ли не большинство автомобилей.

В символике

  • Движущееся колесо является древним символом означающим цикличность и повторяемость. В качестве примера можно привести индийскую систему чакр и китайский символ «Инь и ян». Интересно отметить, что колёса были запрещены к применению в повседневной жизни в древнем Тибете.
  • Крылатое колесо на гербе Панамы является символом прогресса.
  • Колесо служило символом солнца в древнем Египте.
  • В картах таро десятая из старших аркан называется колесо фортуны и символизирует изменения*.
  • В языческой мифологии термин Колесо года обозначает ежегодную повторяющуюся последовательность сезонных праздников.
  • Колесо является атрибутом Тараниса, кельтского божества-громовержца.

В вексиллологии и геральдике

Герб города Эрфурт

Колесо в геральдике — это искуственная негеральдическая фигура, образованная кольцом с исходящими из центра лучами — спицами. Фигура также может дополняться еще одним кольцом, или шаром (безантом) по центру. Количество и форма лучей, формы кольца и шара широко варьируются образуя большое разнообразие вариантов этой фигуры. Художественный образ может быть дополнен прочими элементами, как то: крылья, стрелы и т.п.

В геральдическом описании колесо можетблазонироваться, как кольцо, а потому некоторые герольдисты не считают его самостоятельной геральдической фигурой.

В современной геральдике, помимо простого, известно использование следующих вариаций колеса:

  • Железнодорожное
  • Зубчатое (шестерня)
  • Крылатое

На гербах и флагах некоторых стран, городов, муниципальных районов и т. д. присутствуют шестерни или их сегменты (подробнее см. ).

Колесо является важной вексиллологической фигурой на флаге и эмблеме современной Индии. В этом случае оно символизирует закон (дхарма)

Колесо помещено на флаг цыган, символизируя кочевую жизнь цыган и их индийские корни. Также оно присутствует на эмблеме Монголии, относясь к буддизму.


С этим читают