Урок 4. как пользоваться автоматической коробкой передач

Класс токоограничения

Цифра после тока КЗ (3 или 2) — класс токоограничения.


Выключатель с такой функцией не позволяет току короткого замыкания принимать его самое максимальное значение и производит отключение на как можно ранней стадии.

То есть, эта цифра показывает, насколько быстро внутри устройства гасится электрическая дуга, не позволяя отдельным элементам и деталям, нагреваться до предельных температур и способствовать пожару.

Класс ‘2’ ограничивает ток КЗ в пределах половины полупериода

Класс ‘3’ в пределах 1/3 полупериода

Грубо говоря, автомат с «троечкой», справится с последствиями тока КЗ быстрее, чем с «двоечкой». По времени это можно отразить следующей таблицей.

Устройства с «первым» классом, вообще никоим образом и никакими цифрами не маркируются.

Все вышеприведенные маркировки располагаются на лицевой стороне. Теперь переходим к боковой грани. Там тоже есть масса полезной информации.

Урок 4. Как пользоваться автоматической коробкой передач

Для того, чтобы понять, как пользоваться автоматической коробкой передач, достаточно знать какие режимы есть у автомата и каким образом их включать. Поэтому рассмотрим основные и возможные режимы, а также как ими пользоваться.

Что означают буквы на коробке автомат

Наиболее распространенные, присутствующие почти на всех автоматических коробках передач:

  • P (Parkind) — режим парковки, автомобиль никуда не укатится как в заведенном состоянии, так и в заглушенном;
  • R (Reverse) — режим заднего хода (задняя передача);
  • N (Neutral) — нейтральная передача (автомобиль не реагирует на газ, но колеса не заблокированы и машина может покатиться, если стоит под горку);
  • D (Drive) — режим движения вперед.

Перечислили стандартные режимы большинства автоматических коробок передач, но ведь бывают и более навороченные, технологичные коробки с дополнительными режимами, рассмотрим их:

  • S (Sport) — название режима говорит само за себя, коробка начинает переключать передачи более резко и быстро, в отличии от обычного комфортного режима (также данное обозначение может носить другой характер — SNOW зимний режим);
  • W (Winter) H (Hold) * — зимние режимы, которые помогают исключить пробуксовку колес;
  • Режим селектора (обозначен на фото ниже) — предназначен для ручного переключения передач движением вперед и назад;
  • L (Low) — пониженная передача, режим характерный для внедорожников с автоматом.

Как переключить режим коробки автомат

На всех автоматических коробках передач стандартные режимы должны переключаться только после полной остановки автомобиля и нажатой педали тормоза.

Понятно, что в селективном (ручном) режиме для переключения передач останавливаться не надо.

Правильная эксплуатация коробки автомат

Выделим несколько случаев эксплуатации, которые могут привести к повышенному износу или выходу из строя автоматической коробки передач.

Избегайте пробуксовки. Автомат, в силу своей конструкции не любит пробуксовку и может выйти из строя. Поэтому старайтесь не давать резко газу на снежных или ледяных поверхностях. Если вы застряли, то не стоит давить на педаль газа в режиме Drive (D), обязательно включите режим W (зимний) или перейдите в ручной режим на 1 передачу (если есть селектор).

Также крайне не желательно буксировать тяжелые прицепы и другие автомобили, это создает чрезмерную нагрузку на автомат. В целом, буксировка автомобилей на автомате дело ответственное и тут желательно обращаться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля и узнать условия буксировки. Скорее всего ограничения будут по скорости и продолжительности буксировки автомобиля.

Не давайте сильной нагрузки на не прогретую коробку автомат, то есть не следует резко ускоряться в первые минуты после начала движения, необходимо дать прогреться коробке. Это особенно актуально в зимний период во время мороза.


«Питер — АТ» ИНН 780703320484 ОГРНИП 313784720500453

Завести с буксира

Есть рекомендации и на счёт того, как завести машину с коробкой автоматом с буксира. «Толкнуть» автомат конечно не получится, а вот разогнав его до определённой скорости завести всё же выйдет:

  1. Установите рычаг в положение «N»и включите зажигание. Если погода холодная, то нажмите газ, перед началом движения;
  2. После начала движения нужно разогнать машину до 30 км/ч (зима) или до 50 км/ч (лето);
  3. Двигайтесь так около 2 минут;
  4. Включите рычаг в положение 2, после того, как двигатель начнёт вращаться, жмите газ;
  5. Как только двигатель запустится, поставьте рычаг на «N»;

Итог

Принимая на себя управление автомобилем с автоматом, стоит принимать в расчёт индивидуальные особенности машины. Если вы пересаживаетесь с механики, то первое, чему стоит научиться, это держать левую ногу подальше от педалей, и не дёргать рычаг во время движения. В остальном, управление такой машиной зачастую освоить гораздо легче, чем механику, да и сосредоточение в ситуации вождения происходит на дорожной ситуации, а не на педали сцепления. Если вы новичок, то автомат освоить вам будет гораздо проще. Езда на автомате приносит больше удовольствия людям, у которых нет большого опыта вождения. Будьте аккуратны на дорогах и удачного вам пути!

Сегодняшний наш пост посвятим такой актуальной теме как коробка передач автомат значение букв, особенно она актуальна для тех, кто пересаживается с коробки механики на коробку автомат. Такой водитель видит рычаг скорости с абсолютно незнакомыми значениями и цифрами. И первым ощущением у него будет – ничего не понятно, родная механика ближе к сердцу и понятна. Но на самом деле все очень просто, буквально после недельной езды на автоматической КПП новоиспеченный так сказать «автоматчик» уже без какого-либо труда будет устанавливать ручку управления скоростями автомобиля в нужное ему положение, даже не задумываясь об этом.

Вот, к примеру, обычные фото некоторых видов автоматических трансмиссий автомобильных КПП. Для многих приверженцев механики эти символы ничего не говорят, а лишь только больше их запутывают и отдаляют от АКПП.

Рудименты прошлого

Эти буквы пришли из далеких времен, когда об управляющей электронике производители автомобилей даже не слышали. Автоматические коробки меняли ступени в зависимости от давления масла внутри исполнительных механизмов. Если давление масла превышало определенное значение, срабатывало реле и фрикционы переводили планетарный ряд в новое положение.

Но при выезде на бездорожье, во время пробуксовки автомат не понимал, что автомобиль увяз в грязи. При подаче газа он все так же мирно перебирал передачи вместо того, чтобы позволить водителю раскрутить мотор до «красной зоны» и выбраться из ловушки. Поэтому инженеры ввели механический ограничитель переключения ступеней. При переводе селектора в L коробка блокировала исполнительный механизм переключения ступеней, и автомобиль полз по грязи только на первой передаче. Позднее к этому режиму добавились еще два, помогающие пользоваться гидромеханическим автоматом более корректно.

При переводе рычага в позицию 2 машина ползала только на первой и второй, а в позиции 3 коробка не переключалась выше 3 ступени. Это было удобно при активной езде, а также при транспортировке прицепа, когда требуется все время удерживать двигатель на высоких оборотах, где вырабатывается самая высокая мощность и крутящий момент. В третьей позиции селектора можно ездить на подъемах и при поездках на вершины холмов в регионах с горным ландшафтом. Кроме того, в этих ограничительных режимах было удобно тормозить двигателем при спуске с гор по извилистым дорожкам с множеством поворотов и виражей. Но ездить постоянно на них все же нельзя, так как идет повышенный износ механики трансмиссии.

Выбор автоматического выключателя по типу характеристики.

Существуют различные время-токовых характеристики (ВТХ) автоматических выключателей. Подробно мы их разобрали в одной из наших прошлых статей, кому интересно, советуем обязательно ознакомиться, — тут.

Время токовые характеристики автоматических выключателей B C D

Если рассмотреть вопрос более обобщённо, то можно выделить, несколько основных характеристик: B, С, D. Данные характеристики определяют при какой величине тока, автомат отключится мгновенно. Параметры отключения для характеристик B, С, D:

  1. B — от 3 до 5 ×In;
  2. C — от 5 до 10 ×In;
  3. D — от 10 до 20 ×In.

In — это номинальный ток автоматического выключателя. То есть мы берём номинальный ток автомата, например 16А и получаем следующие данные:

  1. Автоматический выключатель с характеристикой B16 отключится мгновенно при величине тока от 48 до 80 А;
  2. Автомат с характеристикой С16 отключится мгновенно при токе от 80 до 160 А;
  3. Автомат с характеристикой D16 отключится мгновенно при токе от 160 до 320 А.

Стоит отметить, что автоматические устройства с характеристикой D используются в основном в промышленности. В бытовых сетях используются в основном устройства с характеристикой B и С.

Автоматы с характеристикой С используются для обеспечения защиты групповых линий и отдельных устройств с большим пусковым током. Автоматы с характеристикой B в основном используются для реализации защиты линий освещения и устройств с низким пусковым током.

Селективность автоматических выключателей.

При выборе устройства автоматического отключения важно уделить внимание такому параметру, как селективность. Под селективностью подразумевается такое техническое решение, при котором в случае неисправности отключается непосредственно неисправная линия, а не к примеру групповая линия. Селективность реализуется двумя способами:

Селективность реализуется двумя способами:

  1. Выбор номинального тока автоматического выключателя;
  2. выбор характеристики автоматического выключателя;

Характеристики автоматических выключателей


Для групповых линий следует выбирать автоматы с характеристикой С и с большим номинальным током (расчётным током в групповой линии). Для питающей линии одной нагрузки следует выбирать автоматы с характеристиками B и С, при этом если нагрузка имеет низкий пусковой ток, то следует выбрать устройство с характеристикой B.

Выбор автоматического выключателя по количеству полюсов.

В зависимости от напряжения в сети, для защиты устройств и питающих кабелей могут использоваться следующие автоматические выключатели:

Для сети 230 В:

  1. Однополюсные;
  2. двухполюсные.

Для сети 400 В (380В):

  1. Трёхполюсные;
  2. четырёхполюсные.

Выбор автоматических выключателей по количеству полюсов

Однополюсные и трёхполюсные автоматы коммутируют фазные проводники. Двухполюсные и четырёхполюсные автоматические выключатели помимо фазных проводников, коммутируют также и нулевые проводники.

Выбор автоматического выключателя по производителю.

Выбор автоматического выключателя по производителю

Многие задаются вопросом какой марки автоматический выключатель выбрать ? Для начала следует определится с сегментном и имеющимся бюджетом. Так ведущим игроками в премиум сегменте являются следующие производители:

  1. ABB — устройства шведско-швейцарской компании, на текущий момент являются лидером по качеству, надёжности и соответственно по дороговизне автоматических устройств;
  2. Legrand (Франция) — устройства во многом схожи с ABB по качеству и цене, — надёжные автоматические выключатели;
  3. Schneider Electric (Франция) — отличные устройства, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке стран СНГ.

Автоматические выключатели среднего ценового сегмента:

  1. Moeller (Eaton) — немецкий бренд. Качественные автоматические выключатели по приемлемой стоимости;
  2. Siemens — немецкий бренд. Выпускает также качественную автоматику, которая немногим уступает ABB, Legrand и Schneider Electric.

Автоматы бюджетного сегмента представлены в большом количестве, в эту категорию попадает много устройств от китайских производителей. В целом, можно выделить несколько «более или менее» вменяемых брендов: КЭАЗ, DEKraft , IEK. Однако, мы бы Вам рекомендовали использовать автоматические выключатели из премиум сегмента или среднего ценового сегмента.

  • Мы в TELEGRAM;
  • Мы на YouTube;

Перед стартом

Все автовладельцы знают, что на МКП нужно переставить рычаг на первую скорость, перед началом движения. Для коробки автомат существует порядок действий, которые помогут сохранить её работоспособность на долгий срок, которые стоит осуществить, перед тем как трогаться:

  1. Перед стартом двигателя ручка должна находиться в положении «P» или «N». В противном случае машина может не завестись или ваша коробка просто сломается;
  2. Зимой стоит после запуска двигателя, стоя на месте, передвинуть ручку во все возможные положения, задерживаясь на каждом по несколько секунд. Это разогреет коробку до рабочей температуры. После стоит включить режим «D» и пару минут удерживать машину тормозом, не касаясь педали газа.

Читать дальше: Периодичность повышения квалификации водителей

Теперь машина готова к старту, можно трогаться.

АКПП — что это такое

Классическая автоматическая передача представляет собой довольно сложный комплекс из двух устройств. Ответить на вопрос:  «Что это такое АКПП?» возможно только разобравшись в ее конструкции.

Автоматическая передача состоит из трех основных частей:

  • Гидротрансформатора, который принимает крутящий момент от силового агрегата и передает его на следующий непосредственно за ним механизм.
  • Собственно коробки перемены передач планетарного типа — данное устройство преобразует усилие и осуществляет привод колес через главный редуктор.
  • Устройства управления, состоящего из некоторого количества золотников, регулирующего потоки масла к исполнительным механизмам.

По аналогии с механической трансмиссией гидротрансформатор АКПП играет роль сцепления — он установлен между двигателем и планетарным механизмом. Его устройство значительно более сложное и допускает проскальзывание передачи во время начала движения и торможения. На большинстве современных АКПП гидротрансформатор блокируется при высоких оборотах двигателя.

Видео компании Тойота поясняет принцип работы гидротрансформатора и других элементов АКПП:


Планетарная коробка соответствует по назначению своему механическому аналогу. Разница состоит в том, что в автомате переключения производятся сервоприводами, а на механике – вручную.

Фактически управление работой АКПП осуществляется при помощи двух педалей: акселератора и тормоза. При этом нажатие на «газ» не приводит к увеличению частоты оборотов двигателя, а влияет непосредственно на скорость движения.

Устройство узлов и механизмов

Конструкции отдельных элементов могут различаться. Рассмотрим только один из наиболее часто встречающихся вариантов — гидротрансформатор. Он имеет в своем составе:

  • турбонасос;
  • турбину;
  • статор.

Корпус данного устройства жестко устанавливается на маховике, чем по аналогии оно сходно с корзиной механического сцепления.

Статоры бывают двух видов: неподвижные по отношению к блоку двигателя или стопорящиеся при помощи ленточного тормоза. Такая конструкция позволяет обеспечивать оптимальное использование крутящего момента, особенно на малых оборотах. Корпус гидротрансформатора заполнен вязким маслом.

Планетарная коробка или редуктор представляет собой целый набор механизмов в ее состав входят:

  • эпицикл — большая шестерня с обращенными внутрь зубьями;
  • малая солнечная шестерня;
  • водило с шестернями сателлитами.

Видео — принцип работы планетарного ряда автоматической коробки передач:

Один из вышеперечисленных узлов зафиксирован неподвижно по отношению к картеру коробки. Сателлиты находятся одновременно в зацеплении, как эпицикла, так и малой солнечной шестерни. Помимо названных узлов в состав коробки входят фрикционные муфты, которые, в свою очередь, состоят из двух элементов: хаба – ступицы и барабана.

Между ними находится комплект из чередующихся стальных и пластиковых фрикционных дисков и кольцеобразного поршня, управляющего их работой. В планетарной КП имеется также обгонная муфта, ее конструкция может быть разной. Она устроена таким образом, что способна вращаться достаточно свободно в одну сторону и заклинивает при изменении направления.

Устройство АКПП, помимо названных выше узлов, имеет еще и механизм управления, принцип работы которого зависит от типа исполнительных механизмов.

В современных АКП золотники гидроприводов перемещаются под воздействием соленоидов, напряжение на которые поддается от электронного блока управления. В классическом варианте управление осуществляется с учетом положения педали акселератора и регулятора давления масла центробежного типа установленного на выходном валу коробки.

Водитель выбирает режим работы АКП при помощи селектора, в большинстве современных автомобилей он устанавливается на центральной консоли. Управление может быть продублировано кнопками на рулевом колесе.

Что такое коробка автомат

Что такое акпп – это сокращенное название от Автоматическая Коробка Переключения Передач, позволяет водителю не производить переключение передачи вручную при наборе скорости автомобилем либо её снижении, умная электроника делает это за него, выбирая оптимальный момент включения повышенной передачи либо момент для включения пониженной передачи, водителю остаётся только выбрать направление на селекторе переключения вперед или назад и нажать на педаль тормоза или газа в зависимости от потребности, педаль сцепления при такой коробке – отсутствует, есть только газ и тормоз.

Коробка передач автомат, значение букв, фото

Вот, к примеру, обычные фото некоторых видов автоматических трансмиссий автомобильных КПП. Для многих приверженцев механики эти символы ничего не говорят, а лишь только больше их запутывают и отдаляют от АКПП.

Поэтому давайте попробуем развеять туман сомнений и незнания, путем разъяснения значений каждого символа на АКПП:

  1. Р – на английском переводится как Parcking, парковка или стоянка. В этот режим автомобиль переводится только лишь после полной остановки. Если вы стоите с бугра, то рекомендуется сначала установить автомобиль на ручник и лишь потом перевести рычаг в положение Parcking, после чего уже можно покидать авто и уходить по своим делам
  2. R – дословно Reverse, обратно, назад –  то есть обычная задняя передача, включаете в том случае когда есть необходимость ехать задним ходом
  3. N – переводится как Neutral то есть нейтраль, нейтральная скорость, в основном её применяют для буксировки автомобиля, обычно когда стоят в пробке рекомендуется удерживать педаль тормоза не переводя автомобиль в положение нейтралки – так как это не механическая коробка, но тем не менее многие владельцы АКПП при стоянки особенно в пробках переводят рычаг в положение N, ведь согласитесь что держать ногу на педали по 20-30 минут ну совсем уж как то не комфортно
  4. D или A – можно встретить оба этих обозначения Drive или Automate что по сути то же самое, то есть в это положение вы переключаетесь когда вам необходимо ехать, выжали тормоз, поставили рычаг скорости в положение D или A и просто нажимаете педаль газа плавно отпуская педаль тормоза и все движение начато, теперь нет нужды переключать ручкой, просто регулируете скорость вашего движение усилием нажатия ногой на педаль газа в вашем автомобиле

  5. L или B (l , 1 , 1L ) – некоторые виды АКПП оснащаются и дополнительными функциями (Low или Bottom) что дословно можно перевести как медленно или первая передача. Используется, как правило, на гололеде, очень крутых спусках или подъёмах в горку или для торможения двигателем

  6.  B  или попросту Block зачастую обозначает блокировку дифференциалов, как правило на джипах или полноприводных авто, в каких случаях включается лучше прочитать в мануале именно к вашей модели автомобиля

  7. 2 или 2L, 3 или D3, 4 или D4 – означает ограничение переключение скорости коробкой, то есть поставили на 2 – значит коробка не переключится выше второй передачи как сильно бы вы не давили на газ, поставили в режим 3 – выше третей передачи коробка не переключится что бы вы не делали с педалью акселератора, так же и 4 – выше четвертой скорости переключение происходить не будет, например у вас 6 ступеней в коробке, вы установили в режим 4 – значит автомобиль сам переключится с 1 по 4 передачу, авто на 5-и 6 уже переключаться не будет


С этим читают