Приборы для диагностики автомобиля

Указатель давления масла

Указатель давления масла служит для контроля за давлением масла в системе смазки работающего двигателя. Он состоит из датчика и приемника. Датчик, устанавливаемый на корпусе фильтра грубой очистки или на блоке двигателя, состоит из корпуса 9, диафрагмы 10, пластины 11, соединенной с массой и имеющей выгиб на середине и контакт 12 на конце, и из изолированной от корпуса биметаллической пластины 1, имеющей обмотку 2. Обмотка соединена одним концом с контактом биметаллической пластины 1, другим — с выводным контактным винтом 3.


Приемник размещен на щитке приборов и имеет биметаллическую пластину 5 с обмоткой 6. Обмотка соединена последовательно через дополнительное сопротивление 8 с обмоткой 2 биметаллической пластины датчика. Один конец биметаллической пластины приемника через рычаг соединен со стрелкой 7, другой закреплен на корпусе прибора.

Работа указателя давления масла основана на принципе неодинакового линейного расширения двух различных металлов: при нагревании биметаллическая пластина изгибается, при охлаждении выпрямляется.

При включении зажигания ток проходит через обмотку 6 биметаллической пластины 5 приемника, дополнительное сопротивление 8, обмотку 2 биметаллической пластины 1 датчика и через замкнутые контакты 13 и 12 на массу. При этом биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается, размыкает контакты, затем, охлаждаясь, вновь их замыкает и т.д. Замыкание и размыкание контактов происходит быстро, а поэтому величина тока, идущего по обмотке 6 пластины приемника, настолько мала, что не отклоняет стрелки от нуля.

В работающем двигателе давление масла вызывает изгиб диафрагмы. Пластина 11 отжимается, увеличивая тем самым время, в течение которого контакты датчика замкнуты. В результате этого увеличивается сила тока, поступающего в обмотку 6 биметаллической пластины приемника. Биметаллическая пластина 5 нагревается, изгибается и отклоняет стрелку, показывая величину давления масла.

Применение

Мембранные манометры применяются для измерения небольших избыточных давлений (0,04 МПа) жидких, газообразных и особенно вязких сред (сахарный сироп, сусло, купажи, масло, мазут и др.).

Расходомер предназначен для измерения объемного расхода жидкостей, газов и паров. Прибор работает с использованием принципа постоянного перепада давления. Расходомер имеет стеклянный корпус, в котором свободно вниз или вверх перемещается поплавок. Расходомер устанавливается в вертикальном положении на восходящем потоке. Поднимаемый потоком поплавок остается в таком положении, при котором действующая на него подъемная сила, профильное сопротивление и его вес уравновешиваются. Считывание величины расхода производится по шкале, которая нанесена на поверхность измерительной трубы.

Применяется для оптимального натяжения полотен ленточных пил (ленточнопильные станки), а также растяжек, стержневой и проволочной арматуры и т.д. Прибор устанавливается на режущее полотно и фиксируется винтами. Шкала прибора поворачивается так, чтобы он показывал нулевое значение. Затем производится натяжение ленточной пилы. Усилие натяжения контролируется по отклонению стрелки прибора. По достижении нужного значения натяжения тензометр снимается с пилы.

Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром

Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.

Как замерить ток утечки аккумулятора

Для диагностики утечки тока потребуется тестер-мультиметр – он может работать как вольтметр, омметр и амперметр с проводами и зажимами «крокодилами». Потребуется рожковый ключ, перчатки и блокнот для записей.

Автомобиль следует подготовить:

  • выключить всю электронику, включая видеорегистратор и усилители;
  • отсоединить скрытые потребители в бардачке и под капотом;
  • открыть капот, закрепить его и ослабить минусовую клемму на аккумуляторе;
  • закрыть двери, но окна открыть для возможности проникнуть в салон, если сработает центральный замок.

Порядок измерения утечки тока аккумулятора

  • мультиметр поставить на измерение ампер в положение 10 А;
  • сделать разрыв цепи, подключить в разрыв амперметр только на отрицательном полюсе;
  • снять показания утечки.

При показателях, соответствующих норме – 20-80 мА, диагностика считается законченной.

Найти и устранить утечку

В поисках нарушения, сопровождающегося утечкой тока, придется обследовать цепи всех потребителей. Начинать нужно с установленного внештатного оборудования. Именно там часто находят проблемы. Причины – дополнительный монтаж проводов выполнен в неподходящем и неудобном месте. Они могут нагреваться, перетираться.

Проблемным местом считают сигнализацию и двери. Неисправными могут быть концевики на схеме замыкания и размыкания двери. Сигнализация после включения через 5 минут должна уменьшить потребление тока. Нет – повод к обследованию.

Если причины утечки не установлены – проверять нужно генератор. Если силовой агрегат не подзаряжает аккумулятор, это определяется так:

  • Замерить напряжение на клеммах АКБ при отсутствии потребителей – при полной зарядке 12,6- 12,9 В.
  • Завести двигатель, включить потребителей – обогрев, фары, печку, произвести замер на клеммах АКБ – от 12,8 до 14,3 В.

Напряжение на клеммах меньше – генератор не подзаряжает аккумулятор.

Посмотрите видео, как проверить аккумулятор на утечку тока.

Электронная (виртуальная)

Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.

У такой панели есть свои преимущества:

  • большая информативность;
  • красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
  • индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
  • взаимодействие с водителем.

На виртуальной панели может отображаться навигатор

Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.

Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.

Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.

Три группы приборов

При выполнении комплексной диагностики задействовано сложное оборудование – три основные группы приборов и каждая со своими задачами.

Принципиальным отличием диагностики автомобиля от его технического обслуживание является отсутствие требований к нормативным временным показателям ее проведения, а также к пробегу автомобиля.

Т.е. Вы можете остановиться прямо в пути и использовав специальные приборы тут же провести диагностику своего автомобиля, если конечно они у Вас есть.

Таким образом, на участке диагностики должен находиться:

  1. Мотортестер;
  2. Сканер;
  3. Газоанализатор.

Поговорим о каждом из этих устройств отдельно.

Признаки поломки катушки зажигания

Выделяют несколько основных признаков поломки катушки:

  • обратный выхлоп, вызванный попаданием части топлива в выпускной коллектор авто;
  • повышенный расход бензина – увеличение расходов на регулярные заправки машины;
  • пропуски зажигания, возникающие из-за нарушения порядка воспламенения топлива;
  • полная остановка двигателя – агрегат глохнет по причине нестабильного искрообразования;
  • снижение мощности, появление сильных рывков, жесткая работа на холостых оборотах;
  • сложности с пуском мотора – возникают при наличии единственной неисправной катушки;
  • сигнал контрольной лампы Check Engine с сохранением соответствующего кода поломки.

Появление обратного выхлопа

Обратный выхлоп – специфический признак неисправности катушки зажигания, который проявляется на ранней стадии такой поломки. Он связан с попаданием несгоревшего бензина в глушитель. Из-за этого водитель видит черный дым в совокупности с сильным запахом топлива, доносящимся из выхлопной трубы автомобиля.

Повышенный расход топлива

О неполадках с катушкой может свидетельствовать повышенный расход топлива. Неисправность приводит к снижению привычной для водителя динамики. Он автоматически начинает сильнее обычного давить на педаль газа, что и увеличивает потребление бензина. Со временем заметно возрастают расходы на заправку транспортного средства.

Пропуски зажигания топлива

Катушка – одно из основных устройств системы зажигания автомобиля. При возникновении поломки нарушается порядок воспламенения топливной смеси. В результате появляется характерный треск. При движении проблема выражается в неравномерной работе мотора, постоянных рывках. При запуске двигателя на холостых оборотах водитель почувствует вибрацию.

Полная остановка двигателя

Если глохнет двигатель во время движения, то проблема может быть связана с катушкой зажигания. Ее поломка приводит к нестабильному искрообразованию. При последующих попытках запустить мотор автовладелец тоже может испытывать затруднения.

Рывки и падение мощности

Еще один распространенный признак поломки – появление рывков во время движения автомобиля. Мотор начинает неустойчиво работать, вибрировать на холостых оборотах. Заметно падает мощность, снижается удобство повседневной эксплуатации транспортного средства. При наборе скорости могут возникать характерные провалы.


Перечисленные признаки характерны для пробоя катушки зажигания. Под ним понимают физическое повреждение ее первичной или вторичной обмотки. Устройство продолжает функционировать, но часть электроэнергии передается на корпус. В результате свеча не может работать на полную мощность, утрачивается динамика двигателя. Такой же эффект наблюдают владельцы автомобилей с дизельными моторами, у которых выходят из строя свечи накала.

Проблемы с запуском мотора

О неисправности системы зажигания часто сообщает плохой запуск двигателя. Обычно такая ситуация возникает при наличии одной катушки. Коленвал будет вращаться, но мотор не начнет работать из-за отсутствия искры в цилиндрах. Проблема может многократно повторяться.

Сигнал контрольной лампы

Появление сигнала Check Engine в современных автомобилях может свидетельствовать о проблемах с катушкой. Подобное оповещение возникает и при других неисправностях. В ЭБУ транспортного средства должен сохраниться код поломки – P0351. При появлении таких признаков следует немедленно обратиться за диагностикой, которая проводится с применением специального сканера.

Классификация измерительных приборов

Контрольно-измерительные приборы используются для соответствующего контроля разных видов величин (колебаний, размеров, температуры и много др.). Таких изделий существует огромное количество, так почти любой физический процесс требует измерения и описания.

Все КИПы согласно способу учета делят на несколько основных категорий:

  • Устройства компарирующего типа представляют собой механизмы, для измерения которыми требуется вмешательство человека, что сравнивает полученные данные с эталонной величиной (весы).
  • Показывающие механизмы. Измеряемый параметр указывается на определенной шкале. Такие устройства не могут следить за динамически изменяемыми процессами, так как они способны реагировать только на измерение в определенный момент.
  • Регистрирующие. Эти механизмы сложны за своей структурой, что позволяет им фиксировать показатели через определенный промежуток времени и записывать их. В большинстве случаев они выдают значения в виде диаграмм.
  • Суммированные устройства предоставляют возможность сложения быстро изменяющихся процессов и вывода их на экран. Ярким примером таких приборов являются электрические счетчики.

Как понять, что нужна диагностика

Самые распространенные причины проблем в работе электрообрудования:

  • Неисправности аккумулятора. Это могут быть окисление клемм, разрушение пластин, короткое замыкание, возникающее между электродами.
  • Неполадки с генератором. Может замкнуться его обмотка, повредиться провода. Иногда из строя выходит диодный мост, изнашиваются щетки, ломаются подшипники или регулятор напряжения.

Они могут проявляться отсутствием заряда батареи, аномальным шумом при работе генератора, отказом стартера, когда при его включении свет фар остается ярким. Знаком неисправности электрообрудования становятся негорящие лампы фар, а также светящийся индикатор на приборной панели, который должен погаснуть после запуска двигателя. Неравномерная работа мотора тоже свидетельствует о проблеме.

Рекомендуем прочитать о штрафе за светодиодные фары. Из статьи вы узнаете о том, какие можно поставить лампочки, допустимых вариантах применения светодиодных фар, штрафе за нарушение установки.

А здесь подробнее о полномочиях сотрудников технадзора ГИБДД.

Электрооборудование авто – не только необходимый помощник в управлении техникой. Оно еще и дарит комфорт, увеличивает безопасность транспортного средства. Поэтому все звенья системы нуждаются в контроле состояния и своевременном ремонте.

Виды систем зажигания

Важный элемент — распределяющее устройство, по типу которого различается контактная или бесконтактная система зажигания, а на новых автомобилях устанавливается более технологичная электронная система зажигания. Каждая из них имеет свои преимущества, которые нужно знать владельцу автомобиля.

Контактная система зажигания распределяет ток высокого напряжения по соответствующим цилиндрам при помощи механического устройства – прерывателя-распределителя. В нем располагается ротор трамблера, который поочередно прикасаясь к контактам, замыкает их на катушку высокого напряжения. На таких принципах работает система зажигания карбюраторного двигателя старых автомобилей.

  • Повышение скорости вращения коленвала и поиск новых технологий, повышающих надежность, привело к тому, что появилась контактно-транзисторная система зажигания. В ней механический прерыватель-распределитель соединяет транзисторный коммутатор, по которому протекает ток низкого напряжения, что приводит к продлению срока службы контактов. Такая комбинированная система зажигания позволила отказаться от конденсатора, запараллеленного с контактами прерывателя. В остальном – это та же классическая система зажигания.
  • Бесконтактная система зажигания – более современная альтернатива устаревшим контактным конструкциям. В ней контактный распределитель системы зажигания заменяется аналогичным устройством, работающим на оптическом, индуктивном сенсоре или датчике Холла. Импульс от него идет на транзисторный коммутатор, который и управляет повышающей обмоткой катушки зажигания, выступая прерывателем импульсов. Такая конструкция повышает КПД всей системы, позволяет экономить топливо при увеличении мощности двигателя, улучшает холодный запуск.

Электронная система работает непосредственно через  установленный в ЭБУ микропроцессор при помощи специализированного программного обеспечения. Такая система зажигания служит долго и устанавливается на самые современные автомобили. В первых версиях она объединялась с системой впрыска топлива, но теперь она является составной частью единой системы управления двигателем.

Служба КИПиА

Как и любой механизм или электрическая схема, приборы и системы КИПиА выходят из строя или изнашиваются, что приводит к искажению измеряемых показателей. А, значит, прибор необходимо или заменить новым, или отремонтировать на месте (в условиях небольшой мастерской сделать это практически невозможно). Поэтому на вопрос, чем занимаются инженеры и слесаря КИПиА, можно ответить так – они следят за исправностью измерительных приборов и автоматики.

Производители машин вынуждены справляться с уникальными задачами различных приложений и, следовательно, должны решать вопросы, касающиеся размеров компонентов. В прошлом они могли сделать это, выбрав различные семейства компонентов автоматизации для разных машин, чтобы адаптироваться к изменениям скорости, нагрузки или мощности

Также важно выбирать надежные компоненты, чтобы избежать преждевременного отказа

Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики машин в создании гибкой автоматизации, возникает вопрос: что могут сделать производители электромеханических компонентов и механических фаз, чтобы лучше справляться с этими проблемами? По крайней мере частично, они могут ответить, создавая масштабируемые и настраиваемые платформы продуктов, которые могут адаптироваться к более широкому спектру требований к приложениям.


Ведь именно от их четкой и стабильной работы зависит весь технологический процесс, а также безопасность обслуживающего персонала. Кстати, на больших предприятиях организуются специальные отделы и бригады из специалистов. И поверьте, никто не будет заставлять котельщика заниматься ремонтом газоанализатора. И если уж говорить о четкости работы подразделения, то в его штате должны быть все специалисты по КИПиА.

Механические фазы, которые являются масштабируемыми, были разработаны с особым намерением адаптироваться к разной степени изменчивости в требованиях к приложениям, таким как мощность, скорость, длина хода, нагрузка или крутильная деформация, прочность и точность. Для достижения такого уровня гибкости можно использовать различные платформы автоматизации, такие как шарнирные роботизированные рычаги. Традиционные роботизированные рукава были спроектированы так, что они были жестко встроены в рабочий уровень с задачей производства одного типа продукции.

К примеру, один слесарь должен заниматься только расходомерами сыпучих и жидкостных материалов, другой счетчиками контроля электроэнергии и похожих приборов. И самое главное, в отлаженном коллективе взаимозаменяемость не приветствуется.

Что касается небольших предприятий, то здесь все по-другому. Конечно, в штат набираются высококвалифицированные специалисты, но круг их работы расширен в виду того, что все приборы и системы КИПиА основаны на микроэлектронных схемах. Поэтому слесаря выполняют функции киповцев, а также занимаются телефонной связью, установкой и обслуживанием слаботочек (сигнализация, видеонаблюдение).

Однако с наступлением кооперативных роботов легче присоединить системы сочлененных рычагов к новым приложениям. Линейные механические фазы могут использоваться в одноосных или многоосных ориентациях, которые по своей природе обеспечивают гибкость. В качестве однофазной фазы они очень экономичны, но также и в многоосных конфигурациях, как правило, в декартовых или портальных решениях, они исключительно выгодны. Линейные фазы обычно могут достигать более высоких нагрузок и точности и способны работать в более сложных приложениях, чем роботизированные.

Но если руководство этого завода или фабрики узнает, что один из слесарей КИПиА разбирается в компьютерах, то уже ему не отвертеться от ремонта компьютерной техники и установки программ на ней.

Контроль измерительных приборов

Для обеспечения единообразия, верности и правильного применения мер и измерительных приборов установлен определенный порядок их контроля. Для этой цели организована Государственная служба мер и измерительных приборов во главе с Государственным комитетом СССР по стандартам. Контроль-

ные операции осуществляются при помощи образцовых и эталонных мер и приборов.

Основными операциями контроля прлборов являются испытание, градуировка и поверка.

При испытании вновь разработанные и предназначенные для производства меры и приборы проходят всестороннюю проверку для установления целесообразности их производства.

Градуировкой называется операция, при помощи которой делениям шкалы прибора придают значения, выраженные в единицах измерения. Эта операция осуществляется приборами более высокой точности. По нескольким точкам значений измеряемой величины строят градуировочные кривые, на основании которых на шкалу наносят значения, соответствующие определенным отметкам шкалы. Градуировка производится при изготовлении приборов или при изменении условий их применения.

Поверкой называется сравнение показаний поверяемых приборов с показаниями образцовых для определения их погрешности. При поверке, кроме определения погрешностей, проводят внешний осмотр и опробование приборов, определяют сопротивление электрической изоляции, качество записи показаний, скорость передвижения диаграммной ленты. Все рабочие приборы поверяют в лаборатории не реже одного раза в два года. Кроме того, приборы поверяются на месте установки: наиболее ответственные- один раз в смену или сутки, все другие — от одного раза в неделю до одного раза в три месяца. Поверка на месте часто сводится к определению погрешности показаний прибора на рабочей точке шкалы и правильности возврата стрелки к нулевой точке.

Осциллограф и мотор-тест

Осциллографом называют прибор, который преобразует данные о работе какой-либо автомобильной системы в специальные графики и диаграммы. Диагност на основе полученной информации делает выводы о работоспособности отдельных узлов и автономных цепочек транспортного средства.

Проще говоря, это небольшое устройство с дисплеем, оснащенное различными датчиками и переходниками, преобразующее ошибки в числовые и графические комбинации.

Мотор-тест устроен сложнее, чем осциллограф. Он применяется для тестирования электроустройств и цепей двигателя. Прибор проводит поиск и анализ неисправностей с помощью своих датчиков. Это отличает его от автомобильного сканера, так как последний использует информацию из, которую предоставляет ему ЭБУ.

Обратите внимание Мотор-тест может выполнять те же задачи, что и осциллограф. В этом режиме прибор анализирует работу датчиков ЭБУ, изучает сигналы электронных команд, с помощью которых контроллер управляет работой «подвластных» ему устройств и систем мотора.. Мотор-тест используют также и для обычного тестирования

При этом устройство сканирует работу систем двигателя, сообщая об ошибках и сбоях. С его помощью можно следить за изменением давления в цилиндрах двигателя, обнаруживать «нерабочие» цилиндры, определять ослабление тяги во впускном коллекторе, измерять силу пускового тока и тому подобное

Мотор-тест используют также и для обычного тестирования. При этом устройство сканирует работу систем двигателя, сообщая об ошибках и сбоях. С его помощью можно следить за изменением давления в цилиндрах двигателя, обнаруживать «нерабочие» цилиндры, определять ослабление тяги во впускном коллекторе, измерять силу пускового тока и тому подобное.

Для полного удобства диагноста мотор-тест оснащают дополнительными опциями. Например, с его помощью можно измерить температуру технических жидкостей или давление масла в моторе. Такой анализ прибор совершает при помощи специальных датчиков, которые переводят неэлектрические параметры в электрические данные.


С этим читают