Ооо «элара»

[править] Хазарин как типаж


Настоящий хазарин и его соседи

Настоящий хазарин должен был:

  • убивать@разграблять;
  • торговать@накоплять;
  • выбирать, какому богу молиться, в зависимости от курса цен на соль, шёлк, жеребцов, серебро и т. д.;
  • регулярно менять союзников и обвинять их при этом во лжи и коварстве.

Другим примером могут служить монеты. Каганат не обладал достаточным экономическим могуществом, чтобы бить собственную повсеместно признаваемую монету уровня ромейского солида или арабского дирхема. Вместо этого чеканились поддельные серебрянные дирхемы с надписью «Муса — пророк Аллаха» (вместо положенного «Мухаммед — пророк Аллаха»), что устраивало все авраамические конфессии и давало ход монете повсюду. Местом чеканки, правда, честно указывалась Хазария.

[править] Откуда есть пошла земля хазарская

Наши иудейские предки приехали на территорию современной России во II веке, славяне как народ появились в VI веке, поэтому уже в гостях не грубите.

— Соловьёв
◄ ►

Йоба. Недозолотая орда.

Полуйоба.

Тюрки суть очередной подарок западному миру с севера Китая, вслед за ятиями и перед монголами согнанные с насиженных мест глобальным похолоданием и китайскими звездюлями. Первыми из тюрок в III—IV веках н. э. на запад двинулись огурские племена (хунну, булгары, отчасти авары, а также хазары), а в авангарде огуров — широко известные гунны, к середине V века завоевавшие чуть не пол-Европы. Во второй половине того же века, сразу после развала державы гуннов, на смену им из Поволжья и Причерноморья прибыла некоторая часть булгар (другие предпочли Волжскую Булгарию). В обозах они привезли из Приднепровья славян, а из Заволжья — авар, гремучую смесь огуров, восточноиранских кочевников типа аорсов и ятиев и даже протомонголов и тунгусов.

Покуда в Европе булгары и авары выясняли, кто из них главнее, в Центральной Азии в середине VI века «настоящие» тюрки (кёк-тюрки) основали здоровенную йобу — Тюркский каганат — от Средней Азии до северного Китая. Уже через полвека из-за феодальных войн оная развалилась на восточную и западную полуйобы, однако ещё до того успела завоевать обширные территории на Кавказе и в устье Волги, где в это время жили булгары, авары, а также другие народы, пришедшие с гуннами.

Среди этих народов выделялись былые союзники гуннов акациры (одно из огурских племён) и сильно отюреченные финно-угры савиры. Сии последние (при случае норовившие назваться гуннами) сто лет подряд (с 460-х гг. по 560-е гг.) нанимались попеременно к ромеям, лазам и персам и творили беспредел в Закавказье, пока не были разбиты персами, вытеснены в Дагестан и заперты там мощной крепостью Дербент. Кёк-тюрки, опасаясь былой славы савиров, возвысили над ними акациров и новых пришельцев, в том числе уйгуров. Через 30 лет после распада единого Тюркского каганата западные власти утратили контроль над Прикаспием, и получившие независимость потомки акациров, восточных савиров, кёк-тюрок и уйгуров выходят на историческую сцену под именем хазар. Первым делом новоявленные хазары продемонстировали, что хоть говорят они на огурском языке, но по духу они савиры — заключили союз с византийцами, ополчились на персов и заодно взяли Тбилиси.

[править] Принятие иудаизма

Из хазарско-еврейской переписки очевидно принятие частью хазар раввинистического иудаизма, хотя существуют попытки приписать хазарам караизм, либо считать караимов потомками хазар.

Первым принял раввинистический иудаизм хазарский полководец Булан. Иудейское население Хазарии было в значительной степени потомками древнего христианского населения этой страны (Христианским было ещё население государства остроготов). Сближение живших на территории каганата христиан и иудеев постепенно происходило после I Никейского собора, осудившего и арианство — так же, как и иудаизм, одну из государственных религий Хазарского каганата, — и иудаизм, в результате чего преследуемые кафоликами ариане и иудеи стали рассматривать друг друга как близкие конфессии или даже единоверцев. (Хотя сам Арий подчёркивал, что он отрицал только предвечное существование Троицы — до Вознесения Христа, и ариане так же, как и православные, признавали «монархию» Бога-Отца, а не отрицали Троицу и поклонялись только Богу-Отцу, как иудеи).

[править] Хазары и происхождение ашкеназов

Теория происхождения европейских евреев от хазар, которую часто пытаются использовать для троллинга сионистов. Сама идея берёт истоки в вышеописанных хазарско-караимских теориях, проходит через XIX и XX века и наконец расцветает в виде книги «Тринадцатое Колено» Артура Кестлера.

С точки зрения троллинга ЕРЖ теория так себе. Дело в том, что иудаизм вообще не зациклен на этногенезе, а в сионизме право на израильскую землю на основании происхождения не является ключевой идеей (но всё же существенной, так что на книгу Кестлера обиделись). Не добавляет троллинг-потенциала теории и тот факт, что большинство её сторонников — сами евреи, а Артурчик вообще был видный сионист — правда, социалистического толка, недовольный усилением в Израиле национально-религиозного фланга в 70-е (когда книга и была написана).

Единственные, кто действительно бугуртит от этой теории, — историки, знакомые с реальной историей расселения евреев в Восточной Европе и недовольные игнорированием тем же Кестлером больших масс еврейских переселенцев заведомо нехазарского происхождения с запада.

Описание событий

По разным версиям мог быть один масштабный поход на Хазарский Каганат в 965 году, либо состоялись несколько походов, один на Саркел в 965 году и еще один в 966-967 или 968-969 годах, когда была разрушена столица Хазар город Итиль.

(подробнее о версиях хронологии восточных походов Святослава см. соотв. статью)

Поход Святослава на хазарский каганатХуд. Е. Штыров

Версия летописи — хазарский поход 965 года

Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата. Летописец очень кратко описывает события:

Такая трактовка не учитывает данные арабского историка Ибн-Хаукаля, а также возможность причастности хазар к направлению печенегов на Киев для осады города во время отсутствия князя в 968 году.

Вариант направления восточного похода Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 году

Святослав. Разгром Хазарии А.М. Булдаков

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем СвятославомХуд. В. Киреев


Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царьНовосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230..

Последующие события

О завоевании Тамани в источниках не говорится, однако вскоре после похода там возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.

По сообщению ал-Бируни в трактате «Мас’удовский Канон» (1037), в XI веке Итиль находился в развалинах. Волжская Хазария была окончательно сметена, по-видимому, в середине XI века в ходе нашествия очередной кочевой волны — половцев. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, просуществовавшего до начала XII века. В XII веке на месте Итиля в низовьях Волги существовал город Саксин, среди его жителей упоминаются хазары-мусульмане, но основное население составляли огузы. Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 и 1083 годами в связи с действиями князя Олега Святославича, которого они пленили и выдали Византии Святослав после боя с хазарамиХуд. С. Покотилов

Итоги и результаты

  • Хазарская крепость Саркел перешла под управлене русов и сменила название на «Белая Вежа».
  • Старая и новая столицы каганата были взяты штурмом и разграблены
  • По одной из версий, именно после походов Святослава на хазар русы начинают присутствовать на Тамани (будущее Тмутараканское княжество)
  • Разгром Хазарского каганата повлёк за собой усиление Волжской Булгарии и других государств, подчинивших себе земли хазар.
  • От власти хазар были освобождены вятичи, перешедшие под покровительство киевских князей.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Святославе Игоревиче
  2. Ибн-Хаукаль, «Книга Путей и Стран»
  3. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230.

Примечания

  1. Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. М., 1937. — С. 84.
  2. Кизилов М. Топоним «Хазария» в источниках позднесредневекового и раннего нового времени (об инерционности исторического мышления) // Хазары: Миф и история. — М. — Иерусалим, 2010. — С. 307—315.
  3. Эрдаль М. Хазарский язык // Хазары, сб. статей. — М., 2005. — С. 125—139.
  4. Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. — М., 1997. — С. 167 и сл.
  5. Плетнёва С. А. Очерки хазарской археологии. М.— Иерусалим, 1999. — С. 4. Ивик О., Ключников В. Хазары. М., 2013. — С. 6.
  6. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI вв. — М.: Издательство Восточной литературы, 1963. — C. 145.
  7. Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. — М.: Высшая школа, 1969 — С. 255.
  8. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. — Л.: Наука, 1978. — C. 37—38.
  9. Фёдоров-Гусейнов Г. С. История происхождения кумыков. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. — С. 18.

[править] Конспирология и троллинг

Итак ясно, что ложное учение Иисуса в Риме, Моисея у хазар и Мани в Туркестане отняло у них силу и мужество, которыми они некогда обладали, и привело их в состояние слабости и упадка перед своими соперниками.

— Зороастрийцы троллируют
◄ ►

Неполиткорректный памятник.

Политкорректный памятник.

Видишь Хазарию? А она есть! ответ пиндосским иллюминатам.

Культ победы. Если посмотреть на отношения Руси с Хазарским каганатом под нужным углом, вырисовывается картина прям конфетка: диды воевали с мировым еврейством и победили! В этом случае можно смаковать победу или заниматься трансисторическими проекциями. ЗОГ и Мировой Кагал превращаются в знакомый со школьной скамьи Каганат. Евреи в преддверии неминуемого поражения Израиля в войне с арабами строят себе запасной аэродром в виде Украины-Нью-Хазарии. Как только Кадыров перестает быть братушкой, он тут же становится крипто-жидо-хазаром, мечтающим о возрождении Каганата. Поле для фантазии огромное.

Нетрадиционные историки. Лев наш Гумилёв видит в первом хазарском беке Овадии сионистское оккупационное правительство, отстранившее кагана-батюшку и поработившее хазарских братушек. Впрочем, Гумилеву ЗОГ в целом по барабану, но вот особо впечатлительные личности, найдя у него подобный пассаж, начинают исступлённо плясать в конспирологическом угаре. Алсо тот же автор в свойственной ему стиле исторических фантазий придумал, что крымские караимы — продукт брака еврея с хазаркой. Мол такие дети по хазарско-еврейским правилам считаются дважды ублюдками, а потому были отселены в хазарскую Пердолию, чтобы не отсвечивали.

Неожиданно слабо в дисциплине «Хазарский Каганат» выступил Хроноеб: просто сдвинул Хазарию на 1000 лет вперёд, да так и оставил.

Памятник в Белгороде. Как-то в Чернянском районе Белгородской области на 1040-летие победы над Хазарским Каганатом весьма известный своим ПГМ скульптор Клыков запилил памятник, представляющий Святослава на коне, попирающим щит с «Маген Давидом». Милый сердцу любого юдоеда монумент пришлось свинтить из-за резкого противления семитски настроенной публики. Геральдисты также вздохнули с облегчением, так как с момента падения каганата до момента, когда «магендавид» стал более-менее еврейским символом, прошло лет 300. Памятник, правда, стоит, но звезда на щите заменена на нечто похожее на розу ветров. Учитывая, что сие суть символ НАТО, памятник символизирует…

Реванш Белого Дома. Окончательный писец Хазарии наступил, когда Святослав захватил стратегически важный город Саркел () . Он стал русским и был переименован в Белую Вежу (русс. рас. — Белый Дом). Тысячу лет спустя победу Белого Дома над СССР ознаменовали Беловежские соглашения . Через 2 года вся кутерьма завершилась символическим штурмом и взятием (барабанная дробь) Белого Дома. Совпадение? Не думаю.

Как эвфемизм. А ещё конспирологи очень любят использовать слово «хазары» как эвфемизм. Поскольку за обсирание ЕРЖ как таковых и приписывание им коварных планов можно и по статье залететь, все жидоеды-профессионалы заменяют слово «евреи» на «хазары». Поскольку народ как бы вымерший, то и разжечь против него межнационально-межконфессиональную рознь как бы и невозможно, десу.

[править] Происхождение

Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа, в отличие от (волжских) «болгар» — «смешанных», хана которых ибн-Фадлан называл «царём славян», хотя тюркские языки хазар и болгар были очень близки, не допускают взаимопонимания с другими тюркскими языками, и, как и современный чувашский язык, объединяемый с ними в булгарскую группу тюркских языков, представляли собой своеобразный «мост» между тюркскими и монгольскими языками. Мы не знаем масштабы тюркско-славянского билингвизма ни среди болгар, ни среди хазар. Считается, что хазарам близки барсилы, савиры, баланджары, гунны, уйгуры и т. д. Российские учёные считают, что хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.

Этноним «хазары» также вызывает споры. Одни видят в нём персидское هزار‎, hezâr — «тысяча». По другой версии, слово «хазары» происходит от тюркской основы «каз» — «кочевать». Существует версия вайнахской этимологии слова «Хазария» — от чеченского «Хаза аре» («Красивое поле»), озвученной, например, на круглом столе начальником Архивного управления при Президенте и Правительстве Чеченской Республики Магомедом Музаевым и изложенная на чеченском новостном сайте ИА Чеченинфо.

В Военной энциклопедии 1911 года слово «козар» производили от монгольских слов «ко» — броня, защита и «зар» — граница («защитник границы»), признавая, что это — оригинальная версия авторского коллектива «Военной энциклопедии». Но хазары не имеют отношения к монголам.

В средневековой еврейской литературе хазары возводились к потомку Ноя Тогарме либо признавались потомками колена Симеона.

Наконец существовала версия, что хазары изначально были евреями, переселившимися в Дагестан из Армении, что они не приняли иудаизм, а вернулись к нему.

Племя хазаров

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам…» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.


После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.

[править] Наследие

◄ ►

Гипотетическая эволюция рогулей.

Фантазии на тему сокола. Герб Старой Ладоги с одобрения главгеральдиста Г.В. Вилинбахова.

Незалежные фантазии.

Потомки Кия заплатили дани сполна.

Есть ряд явлений, топонимов, художественных произведений и элементов геральдики, восходящих к Каганату:

Чувашский язык — последний потомок той группы языков, к которой относились гуннский, булгарский и хазарский. ЧСХ, сами чуваши — не совсем типичные тюрки, а скорее потомки савиров, да ещё испытавших влияние местных финно-угорских народов.

Хазарское море — именно под таким именем в Иране, тюркских и арабских государствах известно Каспийское море. В некоторых источниках Хазарским морем называют Азовское или даже Чёрное моря. Вероятно, это пошло от тюрок-двоечников, не знавших, что Итиль впадает в Хазарское море.

Хазарией долгое время (до XVI века) у многих народов звался Крымнаш.

Хазарские рогули а.к.а. Пикирующий сокол — малозначительный кейс, ставший грандиозным источником геральдического срача после принятия рогулей гербом Незалежной. История такова. В момент пришествия русов Хазарский Каганат был региональной сверхдержавой. Высочайшим титулом на раёне был каган, так что великие князья с самого начала титуловались в дипломатической переписке каганами, а в геральдике использовали фигуры, слегка напоминавшие традиционных тюркских пикирующих соколов, символизировавших Тенгри (в ипостаси громовержца). Спустя какую-то тысячу лет сравнение с тюрками, а тем более с жидотюрками, утратило былые понты, и «каганство» русских князей от Рюрика до Ярослава Мудрого замалчивалось. В ту пору древнейшим известным русским геральдическим символом были рогули Владимира, которые были без каких-либо оснований атрибутированы как фамильный герб «трезубец», восходящий к Рюрику. После провозглашения самостийности «тризуб» попал на украинский герб. В последнее же время буйство фантазии разыгралось не на шутку и вылилось в идею, что мнимый «трезубец Рюрика» есть ни что иное как хазарский символ пикирующего сокола. Идея овладела умами по обе стороны границы, породив как герб Старой Ладоги, так и шеврон батальона «Донбасс». Однако факты упрямы: первый достоверно известный нам княжеский знак — «двузубец» Святослава, который его сыновья стали творчески развивать, добавляя к нему дополнительные зубцы, кресты и т. д. Точку в споре поставил найденный недавно в Ладоге фрагмент печати времён Рюрика с изображением хищной птицы (орла либо ворона), которая оказалась вовсе не пикирующей, а нормальной, головой вверх, как у всех германцев: так, монеты с аналогичным изображением чеканились в ту пору в Дании и Фризии.

«Кузари» — средневековое еврейское художественное произведение, описывающее диспут клириков трёх конфессий при дворе Булана. К упомянутым персонажам там присоединяется четвёртый — философ, что чрезвычайно любопытно и означает весьма многое, но выходит за рамки этой статьи.

«Хазарский словарь» — удивительный «роман-лексикон» (то есть натуральный роман из псевдословарных статей о «хазарском вопросе», фактически со встроенным гипертекстом — и это в 1984 году!) сербского писателя Милорада Павича. Рекомендуется не только и не столько интересующимся хазарами, поскольку последние там взяты скорее как основа сюжета — детали, исторические личности и события были если не выдуманы автором с нуля, то очень сильно переделаны и творчески дополнены. Но доставляет, ещё как. Одна из фишек — роман существует в двух версиях, «мужской» и «женской». По словам самого Павича, вся головоломка, описанная в книге, складывается окончательно и целиком только после сравнения двух версий (по сути — единственного абзаца). Настоятельно рекомендуется, особенно любителям всяких там Умберто Эко и прочего литературного постмодернизма.

[править] История

Говорящие камни: История Хазарии 5

История Хазарии

Маяцкая крепость

Земли города Азова в период существования Хазарского каганата в 8-10 веках н.э.

Павел Ларенок — Хазарский каганат на Нижнем Дону

С 620-х до 650-х годов Хазария была частью Западно-Тюркского каганата, после распада которого получила суверенитет. От тюрков хазарам достались социальные и политические термины («каган» и др.), а также династия Ашина.

В 684 году хазары подчинили Закавказье, начались Арабо-Хазарские войны. В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708, 709–710 и 713–714 годах арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.

В начале 8 в. хазары, к тому времени смешавшиеся с горскими евреями, пришедшими на Кавказ (в Дагестане) из Ирана и Армении, стали принимать иудаизм. Лидером иудаизации был хазарский полководец Булан.

В 705 году хазары принимали активное участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 году сослан в Херсон. В 710 году Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.


В 712–722 годах хазары заняли территорию современного Азербайджана и часть Армении. В ответ, наместник халифа в Закавказье Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками совершил поход на хазар, дойдя до их столицы Баланджара, но осада была неудачной.

В 730 году, произошло новое вторжение хазарского войска в Азербайджан, в ходе которого арабы потерпели поражение, а Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками был убит.

732–733 годах Масламе удалось захватить у хазар Баб ал-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на Север против Хазарии привело к неудаче.

В 732 году будущий византийский император Константин V женился на дочери хазарского кагана Ирине Чичак, их сын Лев IV Хазар правил в 775–780 годах.

В 737 году арабы совершили новый поход против хазар во главе с двоюродным братом халифа Марваном ибн Мухаммадом. Марван дошёл до Дона (или Волги) и заставил хазарского кагана подписать мирный договор на условиях принятия ислама.

В 762–763 годах и в 799 году хазары вновь опустошали Азербайджан в отместку за убийства арабами дочерей хазарского кагана, выданных замуж за арабских наместников в Закавказье.

Во время халифа Харуна ар-Рашида (786−809 годы) в Хазарии к власти приходит Обадия, который делает иудаизм государственной религией, что вызвало Гражданскую войну в Хазарии.

Около 913 года Хазары пропустили войско русов разграбить берега южного Каспия, но на обратном пути, мусульманская гвардия хазарского царя — арсии — разгромила войско русов.

После неудачной попытки Византии натравить в 932 году на хазар аланов, византийцы подкупили князя русов Хельгу (Олег). Хельгу в 940 году напал на хазарский город Самкерц — Фанагорию на Тамани. В отместку хазарский полководец, наместник хазарского царя на Боспоре Песах разорил византийские города Крыма, а затем победил Хельгу и приказал ему идти в поход на Византию.

В 965 году русский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию.

Независимое хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.

В 1064 году три тысячи хазарских семей переселились в Кахтан-Самандар.

Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

Другой осколок иудейской Хазарии — небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало на Кавказе до монголо-татарского нашествия в 1238–1239 годах. В 1030 году оно отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна.

Культура, религия и социальная система

Дополнительные сведения: Хазарский язык, Еврейско-хазарская переписка, и Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. В VIII—IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм.

Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура, но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы.


С этим читают