Всё про коэффициент бонус-малус (кбм)

Классы водителя в таблице КБМ

Всего в таблице существует 15 классов КБМ. Минимальный, самый низкий класс – М, он выдается водителям, которые считаются наиболее опасными. Пользоваться этими классами для расчетов просто.


Приемлемыми считаются классы от 3-го до 13-го. Классы от 2-го до М означают наиболее высокий риск для страховой компании. Их риски для страховой и других участников дорожного движения рассчитываются не только по количеству ДТП, но и относительно опыта вождения. Частое попадание в аварии является и гарантией таких ситуаций в будущем.

Так если водитель с опытом в 1 год сделал за это время сразу две аварии, то он считается весьма опасным и ему присваивается класс М. И, наоборот, если водитель с большим опытом вождения и высоким классом 10 произвел за предыдущий год те же 2 аварии, то он не будет значить сильную опасность для общества. Его класс изменится до 3.

Классы КБМ

КБМ подразделяется на классы. Они нужны, чтобы вычислить скидку, либо же наоборот наценку на полис. Присваиваемый класс зависит от множества факторов. К таким относятся дорожно-транспортные происшествия, количество случаев либо наоборот, их полное отсутствие. По мере накопления стажа вождения, при этом автомобиль застрахован, при отсутствии страховых случаев (аварий), каждый год повышается классность.

Каждое повышение класса дает скидку. Т.е 3 класс равен значению 1, 4 класс уже будет равен значению 0,95. Скидка будет составлять 5% каждый год. Если водитель будет участником аварий, класс будет понижаться, тем самым повышая стоимость страхования.

Для чего нужен КБМ?

По сути данный показатель направлен на повышение выгоды страховой компании. То есть если по вине водителя нее происходят ДТП, то СК не нужно кому-то возмещать ущерб. Соответственно прибыль растет.

С другой стороны, за отсутствие ДТП умелому автолюбителю полагается скидка на полис. И чем выше класс КБМ у водителя, тем дешевле будет стоить автогражданка. Если же автомобиль попал в ДТП по вине собственника, то соответственно скидка может существенно упасть или вовсе стоимость полиса может подорожать для конкретного лица.

Для того чтобы выполнить расчет, необходима специальная таблица, в которой диапазон коэффициента варьируется от 2,45 до 0,5.

Нужно учесть:

  • По умолчанию, клиент обратившийся в СК получает 3 класс со значением Следовательно человек в данном случае не получает никакой скидки.
  • Если автолюбитель за один год не попал в ДТП, то класс возрастает до 4, а КБМ становиться 0,95, то есть скидка на полис 5%.
  • С каждым годом без аварии класс водителя растет, а скидка увеличивается на 5%.

Автолюбитель, попавший в ДТП по своей вине, рассчитывает бонус-малус по тому же принципу, однако, в обратном порядке. Дополнительно, если в договор ОСАГО вписано сразу несколько водителей, то в таком случае расчеты осуществляются на основании максимального коэффициента за каждого человека.

Причины высокого КБМ

Любой начинающий водитель после получения водительского удостоверения считается потенциально опасным водителем, так как не имеет водительского стажа, а если его возраст ниже 23 лет, то вдвойне. Поэтому при расчете стоимости полиса ОСАГО с таким водителем будет примерно в 2 раза дороже, чем с водителем, чей стаж больше 3 лет и возраст более 23 лет. Разберемся, что же такое все-таки КБМ? КБМ – коэффициент бонус-малус – коэффициент, который повышает или понижает стоимость полиса осаго, то есть определяет скидку. Многие водители вообще не знают, что им предназначена скидка за безаварийное вождение и водительский стаж. Стандартный КБМ 1 – многие агенты и страховые ведут расчет, исходя из этого коэффициента. По законодательству, если водитель отъездил год без аварий, то страховая компания, где был застрахован этот человек, должна подать в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) данные о нем, и при заключении следующего полиса ОСАГО его КБМ должен быть ниже на 5% от стоимости. И так каждый год. Максимальная скидка равна 50%. То есть надо 10 лет отъездить без аварий

И самое важное, следить за тем, чтобы страховая компания подавала данные в РСА о Вашем безаварийном стаже. Основными причинами, почему КБМ не начисляется:

Первой причиной является смена водительского удостоверения. Следует понимать, что страховая компания данные по всем водителям и страховщикам передает в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). И если, например, была замена прав по причине смене фамилии для девушек, потере, истечении срока действия, то данные из РСА по той или иной причине могут не подгружаться, таким образом вы можете честно отъездить 10 лет без аварий и после этого поменять права, и обнаружить что после замены прав вы потеряли скидку в 50 % и Ваш КБМ стал равен 1.

Второй причиной, могут быть ошибки, которые могут внести страховые компании при оформлении полиса, тогда получится, так что вы теряете страховой год, поэтому все Ваши скидки уничтожаться, так как одним из условий предоставления скидки является непрерывное страхование и вот Вы опять потеряли скидку.

Третьей причиной, и это основная причина высокого КБМ – это аварии. Если вы попадаете в ДТП то КБМ увеличивается, это как бы санкции, которые применяют страховые компании за ДТП, которые произошли по Вашей вине. Тут стоит отметить, что ДТП, в которых виновник не вы никак не влияют на Ваш КБМ, и в конце страхового периода вы получите скидку, как будто аварии не было.

Стоит отметить, что в зависимости от значения КБМ водителю присваивают определенный класс. То есть если вы страхуетесь первый год, то Ваш класс равен 3, а далее в зависимости от того есть у Вас аварии или нет, Ваш класс повышается или понижается соответственно.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.

Класс КБМ Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).

  1. Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
  2. Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
  3. Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.

Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.

Где проверять коэффициент бонус-малус?

Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.

Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?


Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:

  1. В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
  2. В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
  3. Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
  4. В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
  5. В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.

В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.

Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.

При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.

Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке

Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.

Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.

Определение КБМ

Определяется этот коэффициент с самого начала вождения и далее изменяется каждый год. Система определения КБМ устанавливается государством, а поэтому является одинаковой для всех участников. С 2015 года эти расчеты подвластны Банку России.

Система КБМ состоит из 15 классов, каждый год класс водителя меняется в зависимости от его дисциплинированности. Для ответа как посчитать КБМ необходимо сначала определить класс водителя. Если у него нет стажа, то ему будет назначен на первый год 3 класс. И ему соответствует коэффициент 1. В этом случае он платит за полис ровно по тарифу без скидок, но и без наценок.

Если за этот год водитель ни разу не попадет в аварию – то на следующей его класс поднимется до 4, его коэффициент станет 0,95 и соответственно на оплату будет предоставлена скидка 0,25. Если попадет в одну аварию – то класс останется таким же. А если на его счету уже будет два неприятных случая – то класс снизится до М. Класс М является самым низким, его коэффициент – самым высоким 2,45. То есть водителю теперь придется платить за полис почти в полтора раза больше. Так расшифровка коэффициента зависит напрямую от класса и количества аварий за год.

Обратите внимание! К расчету принимаются только те прецеденты, по которым производились выплаты. То есть если водитель урегулировал ситуацию самостоятельно, или не являлся виновником происшествия – эти случаи в расчетах не учитываются

Дополнительная информация. Максимальная скидка на договор существует в размере 50%, то есть половины стоимости. Ее может получить водитель, который 10 лет находится за рулем и за это время не попал ни в одну аварию.

Ограниченное ОСАГО

Применение КБМ для расчета тарифа зависит от вида полиса, количества водителей, допущенных к управлению автомобилем. Если в полисе количество водителей строго определено и каждый из них сюда вписан, то такой вид страхования является ограниченным.

В этом случае КБМ определяется для каждого водителя, а затем выбирается водитель с наиболее низким классом. Именно его коэффициент учитывается при определении тарифа.

Обратите внимание! Таким образом, законодательство не только дисциплинирует водителей, но и заставляет собственников автомобилей ограничивать физический доступ к ним неаккуратных знакомых и родственников. То есть ситуация на дорогах начинает регулироваться самими гражданами

Неограниченное ОСАГО

Если к управлению допущено неограниченное количество людей, и соответственно их нельзя прописать в договоре, а также понять их историю вождения, то КБМ для страхования определяется по собственнику автомобиля.

В этом случае за прошлый год берется история именно того собственника, который владел этим средством. То есть при смене владельца будет учитываться история предыдущего.

Досрочное расторжение договора

Полис выдается на один год, получить следующий можно только после окончания его действия. Если полис менять хотя бы за один день до окончания его действия, то есть расторгнуть договор страхования досрочно, то законодательство применяет разные способы дальнейшего расчета:

Для «безаварийного» водителя скидка за прошедший период меньше года не учитывается. Считать коэффициент необходимо по предыдущему году.

Для «аварийного» водителя учитываются все фактически произошедшие прецеденты за этот период. Коэффициент повышается даже при досрочном расторжении.

Обратите внимание! Так законодательство устраняет возможность снизить свой коэффициент за счет досрочной смены договора или частой смены собственника. При этом регулируется и дисциплинированность водителей в заключении договоров

Дополнительная информация. КБМ не привязан навсегда к самому автомобилю. Если его приобретает гражданин у собственника, у которого было неограниченное ОСАГО, и желает вписать в полис только себя – то будет учитываться только по застрахованному лицу.

Способы расчёта и проверки КБМ по ОСАГО

В зависимости от обстоятельств одним людям удобнее самостоятельно просчитать свой возможный КБМ, а другим легче обратиться к официальным базам данных и получить информацию в готовом виде. Однако в спорных ситуациях, когда рассчитанный страховщиком КБМ отличается от предполагаемого автовладельцем в неблагоприятную сторону, очень полезно уметь самостоятельно высчитывать свой коэффициент.


Ваше умение рассчитать КБМ самостоятельно может помочь вам при разрешении спорных ситуаций

Расчёт КБМ по таблице значений

Для расчёта коэффициента бонус-малус для ОСАГО нам понадобятся следующие сведения:

  • водительский стаж;
  • история обращений за страховыми возмещениями за последние годы.

Расчёты для определения КБМ проводятся на основании таблицы, принятой во всех страховых компаниях России.

Новым понятием в таблице является «класс автовладельца». Всего можно выделить 15 классов от M до 13. Начальным классом, который присваивается автовладельцам, не имевшим прежде опыта вождения ТС, является третий. Именно ему соответствует нейтральный КБМ равный единице, то есть 100% цены. Далее в зависимости от понижения или повышения автовладельца в классе будет меняться и его КБМ. За каждый последующий год безаварийного вождения коэффициент бонус-малус водителя снижается на 0,05, то есть итоговая цена страхового полиса будет на 5% меньше. Эту тенденцию вы можете заметить самостоятельно, просмотрев второй столбик таблицы сверху вниз.

Минимальное значение КБМ соответствует классу M. M расшифровывается как malus, известный нам по названию обсуждаемого коэффициента. Малус является низшей точкой этого коэффициент и составляет 2,45, то есть он делает полис почти в 2,5 раза дороже.

Также вы можете заметить, что в КБМ не всегда изменяется на одинаковое количество пунктов. Основная логика заключается в том, что чем дольше водитель управляет автомобилем без наступления страховых случаев, тем меньше становится коэффициент. Если в первый же год он попал в аварию, то происходит наибольшая потеря в КБМ — с 1 до 1,4, то есть подорожание на 40% у полиса. Это вызвано тем, что молодой водитель никак себя позитивно не зарекомендовал и уже попал в аварию, а это ставит под сомнение уровень его навыков по управлению транспортными средствами.

Для определения класса учитываются сведения по договорам, закончившимся не более года назад. Поэтому когда перерыв в страховании составляет больше года, бонус обнуляется.

Таблица: определение КБМ

Класс автовладельца КБМ Изменение класса автовладельца в связи с наступлением страховых случаев за год
0 выплат 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 и более выплат
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Видео: о проверке КБМ по таблице

Проверка КБМ на официальном сайте РСА

Иногда полезно взглянуть на себя глазами страховщика и понять, на какую скидку вы вправе рассчитывать. Следует отметить, что буквально в последние месяцы он претерпел серьёзнейшие перемены, став более современным и удобным в использовании.

В целом следует совершить лишь эти несколько простых шагов, чтобы получить интересующую информацию о коэффициенте бонус-малус:

  1. Зайти на официальный портал РСА. Страница «Проверить КБМ» находится в разделе «Расчёты». Там необходимо поставить галочку, выражающую согласие на обработку личных данных, а также нажать кнопку «ОК».

  2. Нажав на кнопку «ОК», вы попадёте на страницу сайта с графами для заполнения. Обязательные строки выделены красной звёздочкой. После внесения данных не забудьте пройти проверку «Я не робот», поставив галочку в соответствующем окошке.

  3. Наконец, нажмите кнопку «Поиск» и ознакомьтесь с результатами, высветившимися в отдельном окне.

КБМ в других странах

Великобритания

Присуждается бонус за безаварийное вождение. При этом базовый тариф платит менее 1 % страхователей. Событие, приводящее к снижению бонуса ограничено размером страховой выплаты, поэтому регистрируется больше страховых случаев, чем событий, приводящих к снижению бонуса.

Швеция

Наибольшее значение на тарификацию имеет годовой пробег ТС, который контролируется при прохождении ТО и при страховом случае. Если после ДТП выясняется, что страхователь занизил пробег, то размер выплаты снижается. При грубом нарушении ПДД или договора, или 3 ДТП в течение года страховщик имеет право расторгнуть договор и повысить тариф на 100 %.

Швейцария

Страхователь имеет право возместить ущерб страховой компании (которая заплатила потерпевшему), чтобы избежать повышающего коэффициента (малуса).

Германия

Разный КБМ для разных типов машин. Скидка за первый безаварийный год 75 %, за второй — 35 %. Существует право страхователей самостоятельно урегулировать незначительные убытки, чтобы избежать повышения тарифа.

Как рассчитывается КБМ

Расчет коэффициента происходит по нескольким пунктам. К таким относится возраст водителя, стаж вождения, количество страховых случаев (ДТП), характеристика автотранспорта, территориальный КБМ, условия заключенного договора. КБМ является своеобразной скидкой при подписании договора со страховой компанией. В расчет берутся все нюансы, чтобы высчитать наиболее точный коэффициент.

Если водитель получил полис впервые, он получит 3 класс. Однако, если он в течение года станет участником ДТП, он не только лишится скидки на продление страховки, но и повысит ее стоимость. Так происходит только в случае обращения клиента за выплатой в страховую компанию, т.е фиксация случая в компании. Если клиент восстанавливает машину за свои средства, то коэффициент останется без изменений, а на следующий год изменится в лучшую для него сторону.

Как изменяется КБМ

Пришло время выяснить, в каких случаях и по каким причинам изменяется коэффициент. Как уже говорилось выше, бонус-малус рассчитывается в соответствии с приведенной ранее таблицей, согласно которой за каждый год следует рост «классности» на 1 (при условии безаварийности). Если же в течение предыдущего расчетного периода водителям не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, в котором они являются непосредственными виновниками, тогда изменятся КБМ за год. То есть на установленную величину будет понижен класс и, соответственно, возрастет цена полиса ОСАГО. Отметим, что, например, в случае аварии, произошедшей по вине водителя, имеющего 4 класс, в следующем году он понизится до 2-го.

В 2020 г. КБМ все также является одним из основных показателей при расчете стоимости автогражданки, и если водитель никогда не являлся виновником дорожного происшествия, то значение коэффициента уменьшается. Если очередной полис приобретается после ДТП, то цена повысится, причем значительно в сравнении с предыдущими годами. Данное обстоятельство объясняется тем, что скидка за безаварийную езду предоставлена не будет, а коэффициент возрастет. Выплата возмещения будет осуществляться лишь при наличии полиса, стоимость которого уже выше предыдущего, либо при этом не будет учтена накопленная скидка.

До настоящего времени на коэффициент оказывали влияние такие факторы, как:

  • тех. состояние ТС;
  • модель;
  • год выпуска авто.

Сейчас учитывается и стаж водителя. Безусловно, максимально выгодным КБМ будет при безаварийной езде.

Примеры расчета


Ситуация 1. Водитель, условно назовем его Сергеем М., решил проверить свой коэффициент, в этих целях ему достаточно было воспользоваться уже известной таблицей и осуществить ряд последовательных действий:

  1. Для начала Сергей находит присвоенный ему на начало страхования класс, пусть он будет со значением 3.
  2. Затем ему необходимо определиться с числом случаев, признанных страховыми, за определенный (за время действия полиса) период. Если ДТП по его вине за это время не случилось, тогда их значение будет равно 0.
  3. Из данных таблицы видно, что на следующий год его класс повысится до 4.
  4. Теперь без труда определяется, какой КБМ должен быть при езде безаварийной, в данном случае указанному классу соответствует коэффициент, равный 0,95.

Если и в следующем году Сергей не допустит дорожных происшествий, в которых он будет признан виновным, то его КБМ вновь уменьшится на 5%, т.е. скидка составит еще 0,05

Ситуация 2. Также можно рассмотреть в качестве примера такой случай: водитель-новичок Владимир является виновником ДТП, произошедшего у него впервые. При обращении к страховщику ему будет сообщено, что его бонус-малус теперь составит 55% от цены страховки.

Ситуация 3. Михаил впервые попадает в дорожное происшествие по прошествии 4 лет вождения без аварий. Ему придется столкнуться с тем, что накопленная им скидка в размере 15% аннулируется. А что касается приобретаемой им очередной страховки, то скидка на нее теперь составит только 5%.

Ситуация 4. Если речь идет об обоюдной вине водителей в дорожном происшествии, тогда со стороны страховщика подобная ситуация будет рассматриваться в зависимости от определенных факторов. Например, может быть отменена/сокращена имеющаяся у них скидка.

Возможен и такой вариант: когда у водителей (у одного из них) отсутствует длительный стаж езды без допущения ДТП, то данное обстоятельство является основанием для применения повышенного коэффициента.

Приобретение полиса вполовину дешевле его первоначальной стоимости возможно за 10 лет безаварийного стажа, когда КБМ будет равен 0,5, а снижение его цены на четверть является своеобразным вознаграждением за 5 лет безаварийной езды.

Подводя итоги сказанному ранее, отметим, что не только КБМ влияет на итоговую стоимость страховки. При желании ее можно правильно рассчитать, воспользовавшись специальным калькулятором ОСАГО.

До начала 2011 г. значения коэффициента находились в архивах страховщиков, и при смене компании водителю требовалось получить справку в той из них, услугами которой он пользовался ранее. На сегодняшний день ситуация изменилась, и хранением КБМ в единой базе занимается РСА. На СК при заключении договоров ОСАГО, возложена обязанность использовать данные только из нее. Если же необходимая информация в базе отсутствует, то в расчете автоматически будет применен коэффициент 1.

Зачем надо знать свой КБМ

Аббревиатура расшифровывается как коэффициент бонус-малус, что в переводе с латыни обозначает «хороший-плохой». КБМ указывает на наличие или отсутствие компенсации по закончившимся договорам ОСАГО. Существует 15 классов, отображающих количество выплат в прошлом. Если история по конкретному водителю не доступна, то система присваивает ему класс КБМ-1.

Проверить КБМ стоит не только для понимания стоимости очередного полиса ОСАГО. Зачастую коэффициент отображается неверно и, как следствие, цена страховки существенно и неоправданно возрастает. Причины некорректного отображения данных кроются в несовпадении информации в АИС.

Для идентификации водителя используются:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения;
  • паспортные данные (для собственника автомобиля).

Важно! При обнаружении ошибки и некорректном расчете коэффициента необходимо обращаться к страховщику, оформившему действующий ОСАГО. В случае отказа агента вносить изменения в данные РСА можно подать жалобу в Банк России или Российский Союз Автостраховщиков

Данные для онлайн проверки собственнику ТС

Просмотреть информацию о коэффициенте в онлайн режиме просто. Собственнику автомобиля достаточно ввести минимум данных, чтобы проверить КБМ.

Именно:

  1. фамилию, имя, отчество владельца машины;
  2. дату рождения;
  3. данные документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство).

Проверить КБМ можно и без заполнения паспортных данных. В этом случае потребуется вписать данные о водительском удостоверении.

Мнение эксперта Мария Скорая Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

При обнаружении неточности при заполнении данных о владельце транспортного средства следует уведомить страховую компанию о допущенной ошибке. К письму необходимо приложить подтверждающие документы и запрос на пересчет стоимости полисов ОСАГО, оформленных ранее с неверным бонусом-малусом.


С этим читают