Как открыть категорию водительского удостоверения d для управления автобусом

основные понятия

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством — легковым автомобилем, грузовым автомобилем, трактором, мотоциклом и другими транспортными средствами. Прицеп для легкового автомобиля называют легковой прицеп и автоприцеп. Прицепы предназначены для перевозки различных грузов. По своему назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники. Автоприцепы для перевозки техники имеют широкий спектр применения: прицепы для катеров и лодок, гидроциклов, снегоходов, яхт, катеров, автомобилей и т.д.


Автомобиль-тягач (далее — автомобиль) — механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.

Снаряженная масса прицепа — его собственная масса без груза, то есть масса прицепа, включая необходимые запчасти, такие как запасное колесо (если прицеп им комплектуется), исключая перевозимый груз.

Разрешенная максимальная масса прицепа (полная масса) — масса снаряженного транспортного средства с грузом, установленная предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.

Разрешенная максимальная масса состава, то есть тех транспортных средств, которые сцеплены между собой и движутся как одно целое, называется сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в этот состав.

Среди всего разнообразия различных максимальных масс принято выделять легкие и тяжелые классы прицепов.

К классу легких прицепов относится категория легковых прицепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 750 кг и, поскольку это относительно легкие прицепы, то оснащение их тормозной системой не обязательно.

Тяжелые прицепы — это автоприцепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. Тяжелые прицепы в обязательном порядке должны быть оснащены тормозной системой. Для транспортировки таких прицепов необходимо наличие водительской категории «Е».

К движению по дорогам в составе с легковым автомобилем допускаются прицепы, прошедшие соответствующие испытания, сертифицированные и имеющие регистрационные знаки.

Важная информация:

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.

Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.

Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.

Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание». Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить «внатяг».

Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.

При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.


На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.

Наиболее сложным является движение задним ходом (смотри «эксплуатация прицепа»)

При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром

Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

! Хотите узнать больше о прицепах ?

Практика на автодроме и в городе

Если теория была успешно сдана, тогда кандидата в водители допускают к практическому экзамену на специализированном автодроме (п. 11 Постановления № 1097), в противном случае придется сначала сходить на пересдачу.

Сдача экзамена на получение категории прав D на автодроме в 2020 году происходит следующим образом:

  • сначала экзаменатор осуществляет проверку автобуса на работоспособность, видеокамер, фиксирующих процесс сдачи, соответствие оборудования зон испытательных упражнений установленным требованиям (конусы, разметка) (п. 106 Приказа МВД № 995);
  • далее проверяется личность водителя;
  • затем кандидат, по команде экзаменатора, садится на водительское место и готовится к началу выполнения упражнений (пристегивается ремнем, осуществляет регулировку зеркал заднего вида), после этого – подтверждает готовность к старту, включив ближний свет фар (п. 11 Приложения 7 к Приказу МВД № 995);
  • по сигналу экзаменатора, начинается выполнение упражнений – “Остановка и начало движения на подъеме”, “Маневрирование в ограниченном пространстве”, “Въезд в бокс задним ходом”, “Парковка ТС и выезд с нее”, “Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров”, “Проезд регулируемого перекрестка”.

В 2020 году оценка “Не сдал” будет присвоена, если, например:

  • двигатель заглох 3 или более раз (п. 113.7. Приказа МВД № 995);
  • были сбиты конусы 3 или более раз;
  • водитель двигался задним ходом при выполнении упражнений, где это делать запрещено;
  • был допущен откат ТС на 30 сантиметров при выполнении остановки и начала движения на подъеме.

После успешной сдачи автодрома будет назначено время и место проведения экзамена в городе. Подготовка к нему осуществляется примерно так же, как и на автодроме (то есть экзаменатор проверяет готовность ТС, средств видеоконтроля, по команде водитель занимает свое место, проверяет зеркала, пристегивается ремнем и др.).

Далее начинается движение по установленному маршруту. По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п. 2 Приложения 2 к Постановлению № 1097 (совершить обгон, остановиться для пропуска граждан на пешеходном переходе, проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог и др.).

Экзаменатор оценивает, как кандидат соблюдает ПДД, и при допущении ошибок начисляет штрафные баллы:

  • 5 – за грубые ошибки;
  • 3 – за средние;
  • 1 – за мелкие (п. 129 Приказа МВД № 995).

A, B, C, D И M — АЛФАВИТ ВОДИТЕЛЯ. КАК ОТКРЫТЬ НОВУЮ КАТЕГОРИЮ?

Кроме двухбуквенных значений форм, существуют специальные подгруппы. Они конкретизируют виды транспортных агрегатов, что позволяет человеку иметь именно ему нужную серию.

Ещё совсем недавно существовала одна единственная категория, дающая право управления автомобилем с прицепом – это была категория Е.

Существует уловка в категории В1, к которой относится управление квадроциклом. Учтите, что квадрицикл и квадроцикл – это разные вещи, поэтому будьте внимательны, когда садитесь за новое транспортное средство.

В 2018 году при зачислении в автошколу понадобятся документы:

  • Паспорт.
  • Медсправка о состоянии здоровья с обязательными отметками от нарколога и психиатра.
  • Разрешение от родителей, если учиться будет несовершеннолетний.
  • 2 справки 3х4 на оформление внутренних документов в автошколе.

DE – буквенное обозначение категории для вождения автобусов любого размера с присоединённым прицепом, вес которого больше 750 килограмм и двучленных автобусов «гармошкой». Дело в том, что согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения любая открытая категория дает право на управление мопедом. Поэтому категория «М» будет открыта автоматически. А вот с подкатегорией «В1» все гораздо сложнее.

Стоимость получения прав «С»


Основной суммой, которую придется заплатить при получении таких прав, является стоимость обучения. Она колеблется от региона к региону, а также зависит от наличия уже открытой категории B. Средняя же ее величина по стране составляет около 25000 рублей. Также к ней надо добавить оплату госпошлины (стандартный ее размер — 2000 рублей) и медкомиссии (стоимость последней также очень сильно отличается по регионам, в среднем же она равна 3500 рублей). Таким образом, общая сумма составит примерно 31000 рублей (для Москвы около 40000 рублей). При этом, если у водителя уже имеется категория В, то появляется возможность серьезно сэкономить — стоимость обучения в этом случае будет ниже на 4000-5000 рублей.

Категория «ВЕ» в автошколах Москвы

 

Учебный комбинат — Северодвинская, учебный кабинет Северодвинская, д 25 к 1

 

ТК № 21 — Ивантеевская, учебный кабинет Ивантеевская, д 25 к 2

 

ДОСААФ — Шелепихинский, закрытая площадка туп Шелепихинский, д 19А

 

ПремЪер, учебный кабинет Верхоянская, д 18 к 1

 

Учебный центр «СТАРТ» — Ивана Сусанина, учебный кабинет Ивана Сусанина, д 2 стр 2

 

КИГМ № 23 — Семеновская М., Учебный кабинет Семеновская М., д 15

 

УЦ «Автошкола МИД» — Фестивальная, Учебный кабинет Фестивальная, д 24А

 

УСЦ ООГО, Учебный кабинет Ташкентская, д 26 к 2

 

ТК № 21 Вербная, д 4 стр 2

 

Автолицей — АС 50 лет Октября, д 4, комн 130

 

ДОСААФ — Симоновская, закрытая площадка наб Симоновская, д 3 к 2

 

Учебный центр «СТАРТ» — Лазоревый, учебный кабинет проезд Лазоревый, д 3 стр 4

 

Автомотошкола «Р-АВТО», учебный кабинет Изюмская, д 49 к 4

 

КАТ № 9 — Вятская, Учебный кабинет Вятская, д 78 стр 3

 

Дорит — Смольная, Учебный кабинет Смольная, д 7

 

ТК № 21 — Сиреневый, учебный кабинет б-р Сиреневый, д 4Г

 

ДОСААФ — Антонова-Овсеенко, учебный кабинет Антонова-Овсеенко, д 6 стр 1

 

ПремЪер Верхоянская, д 18 к 1

 

Учебный центр «СТАРТ» — Локомотивный, учебный кабинет проезд Локомотивный, д 21 стр 5

 

КИГМ № 23 — Напольный, Учебный кабинет проезд Напольный, д 9

 

УК на Яблочкова, Закрытая площадка — Яблочкова Яблочкова, д 5

 

Учебный центр «СТАРТ» — Черского, Закрытая площадка проезд Черского, влд 7

 

КАТ № 9, учебный кабинет проезд Керамический, д 59

 

УК на Яблочкова, учебный кабинет Яблочкова, д 5 стр 1

 

ДОСААФ — Симоновская, учебный кабинет наб Симоновская, д 3 к 2

 

Учебный центр «СТАРТ» — Илимская, учебный кабинет Илимская, д 5 к 1

 

Автомотошкола «Р-АВТО» Изюмская, д 49 к 4

 

КАТ № 9 — Амбулаторный 1-й, Учебный кабинет проезд Амбулаторный 1-й, д 8 стр 1, кв 2

 

ДОСААФ -, Закрытая площадка — Измайловский 11 проезд Измайловский, д 11

 

ТК № 21 — Вербная, учебный кабинет Вербная, д 4 стр 3

 

ДОСААФ — Антонова-Овсеенко Антонова-Овсеенко, д 6 стр 1

 

УЦ «Автошкола МИД», учебный кабинет пл Смоленская-Сенная, д 32 к 34, кв 57

 

Учебный центр «СТАРТ» — Шокальского, учебный кабинет проезд Шокальского, д 11 к 2

 

КИГМ № 23 — Буденного, Учебный кабинет пр-кт Буденного, д 35

 

УК на Яблочкова, Закрытая площадка Яблочкова, д 5 стр 1

 

Автолицей — АС — Дружбы, Учебный кабинет Дружбы, д 2/19

 

КАТ № 9 проезд Керамический, д 59

 

УК на Яблочкова Яблочкова, д 5 стр 1

 

ДОСААФ — Каширское ш Каширское, д 12

 

Учебный центр «СТАРТ» — Илимская Илимская, д 5 к 1

 

Учебный центр «СТАРТ» — Юрловский, закрытая площадка проезд Юрловский, влд 10

 

КАТ № 9 — Керамический, Автодром проезд Керамический, д 59

 

ДОСААФ -, Учебный кабинет — Измайловский проезд Измайловский, д 11

 

Учебный центр «СТАРТ» — Бажова, учебный кабинет Бажова, д 4

 

КИГМ № 23 пр-кт Будённого, д 35

 

КАТ № 9 — Стандартная, Закрытая площадка Стандартная, д 4А

 

АРГОС, Учебный кабинет пер Юрьевский, д 16А

 

ДОСААФ — Дмитров — Московская, учебный кабинет Московская, д 20 к 1

 

ТК № 21, закрытая площадка Вербная, влд 4

 

ДОСААФ — Измайловский проезд Измайловский, д 11 стр 2

 

ПремЪер, закрытая площадка ш Ярославское, д 54

 

Учебный центр «СТАРТ» — Серебрякова, учебный кабинет проезд Серебрякова, д 2 к 1

 

КИГМ № 23 — Буденного, Закрытая площадка пр-кт Буденного, д 35

 

Учебный центр «СТАРТ» — Дмитровское, Учебный кабинет ш Дмитровское, д 107 стр 1

 

ТК № 21, учебный кабинет Вербная, д 4 стр 2

 

Автолицей — АС, учебный кабинет 50 лет Октября, д 4, комн 130

 

ДОСААФ — Каширское, учебный кабинет ш Каширское, д 12

Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять

Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.

Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.

ВЕ

Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.

Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.

Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.

Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа

СЕ

Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.

В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.

Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.

DE

Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.

Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.

Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.

C1E

Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.


Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.

Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.

D1E

Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.

Основные категории прав

Категория A

Позволяет управлять любыми мотоциклами и мотоциклами с коляской, мотоколясками.Если у вас уже имеется открытая категория “А”, при замене прав вам откроют категорию «А1».

Категория B

С правами категории В можно управлять автомобилем, масса которой не превышает 3500 кг и число сидячих мест не превышает 8 помимо места водителя. Если водитель управляет машиной с тяжелым прицепом, необходимо открывать категорию “ВЕ”. Если у вас уже имеется открытая категория “В”, то категория «B1» открывается автоматически.

Категория С

С этой категорией вам доступно к управление грузовые машины массой более 3500 кг. Но имея эту категорию нельзя управлять легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории «С» с тяжелым (более 750 кг) прицепом, необходимо открывать права категории «CE». Если у вас уже открыты права категории «C», категория «C1» открывается автоматически.

Категория D

Категория «D» предназначена для управления автомобилями, превышающими 8 сидячих мест помимо водителя. Для управления авто с тяжелыми прицепом необходимо открытие категории «DЕ».

Открытая категория «D» автоматически открывает категорию «D1».

Категория М

Имея права данной категории можно управлять скутерами и мопедами. Имею любую открытую категорию прав, водитель допускается к управлению мопедом.

Как сдать на категорию С с первого раза

Сдать на категорию С с первого раза можно, если хорошо знать теорию, собраться и внимательно отвечать на вопросы на компьютере, не бояться быть в первых рядах на вождении. На практике все же очень тяжело – учеников «смущают» габариты автомобиля и присутствие рядом сотрудника ГИБДД в качестве экзаменатора.

Что нужно знать для теории

Теоретический экзамен проходит по «матрицам», сейчас вся система приема зачета компьютеризирована, поэтому нужно четко знать вопросы билетов и ответы на них. Перечень экзаменационных вопросов идентичен тем, которые даются на получение прав категории D. Специалисты рекомендуют:

  • предельно внимательно работать с компьютером, чтобы не ошибиться с кнопкой при нажатии;
  • вести себя спокойно, не размахивать руками, чтобы случайно не задеть клавиши;
  • не пить успокоительные средства – они могут навредить при сдаче практического вождения, затормозят реакции.

Экзамен на вождение в Москве

Экзамен на вождение на автодроме сдают практически все, так как у курсантов достаточно часов для проработки каждого элемента. Трудности начинаются, когда проходит этап перемещения по городу. И для успешной сдачи специалисты дают следующие советы:

  • лучше сдавать экзамен одним из первых;
  • контроль за дорогой по зеркалам нужно осуществлять так, чтобы инспектор это видел – не просто «стрельнуть» глазами, а демонстративно повернуть голову;
  • при посадке в автомобиль нужно отрегулировать сиденье и зеркала «под себя»;
  • обязательно включаются дневные ходовые огни или ближний свет фар, пристегивается ремень и снимается ручник – можно начинать движение, не забыв включить левый поворотник;
  • остановка по требованию инспектора должна осуществляться в соответствии с ПДД – выбрать удобное место, убедиться, что оно разрешено для парковки.

Вождение в Москве сдают за пределами столицы, потому что по законодательству в дневное время въезд на территорию города грузовому транспорту запрещен.

Смотрите в этом видео о том, как сдать экзамен на категорию С на автодроме:

Что можно упростить в получении категории «B»?

Допускается зачет теоретического экзамена на категорию прав «С» или «D». Однако сроки действительности теста предельно минимальны — 3 месяца. Превышение данного отрезка времени влечет необходимость повторной сдачи теоретических знаний, а следовательно, платного обучения. Если сроки соблюдены, потребуется обратиться в ГИБДД, чтобы уточнить, как зачесть ранее успешно сданные экзамены. Существует ряд косвенных упрощений лицам, имеющим открытую «С». Это наличие водительского стажа и подтверждение достижения совершеннолетия. Для получения категории «В» в ГИБДД нужно предоставить такие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Водительские права с талоном к ним;
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказанию к вождению;
  • Документы, подтверждающие обучение в автошколе и оплату государственной пошлины.

Медицинская справка должна содержать подпись профильных специалистов и быть заверена печатью учреждения. Если существует необходимость в пересдаче экзаменационных тестов, придется обращаться в соответствующее учебное учреждение. Выбирая автошколу, необходимо убедиться, что заведение имеет лицензию для обучения водителей на соответствующую категорию.


С этим читают