Исправен ли датчик коленвала: 2 самых простых способа проверки

Как проверить датчик коленчатого вала

Самый надежный, простой (пусть даже затратный) способ – профессиональная диагностика в специализированных автосервисах. Там проведут тестирование автосканером. Он в мельчайших подробностях выдаст все необходимые сведения о состоянии вашего датчика (и всех других деталей).


Проверку нужно начинать с визуального осмотра.

— измерить зазор. Сравнить с нормой. В случае необходимости, привести к норме.

— установить наличие посторонних элементов в зазоре. В случае обнаружения, устранить.

— оценить состояние (износ, поломка, загрязнение) зубьев

Есть три основных метода самостоятельного выявления неисправности синхронизируюего датчика:

  1. Замер сопротивления, с использованием мультиметра. Дотронуться выходами измерительного прибора контактов катушки, для снятия показаний сопротивления. Двигатель включен. Норма лежит в пределах 20 мОм, при подаче генератором напряжения 500В. Отклонения от этих параметров означает неисправность датчика, его надо менять.
  2. Измерение индукции, и ее изменения. В этом случае нужно иметь под рукой: мегаомметр, сетевой трансформатор, вольтметр и измеритель индукции. Измерение индуктивности должны показать 200 – 400 мгн. Сопротивление должно быть в пределах 0,5мОм. Трансформатор нужен для размагничивания. Если, полученные вами данные отличаются от нормы, ДПКВ надо менять.
  3. Снятие осциллограммы. Этот метод позволяет наиболее точно диагностировать состояние датчика. Требуется соединение измерителя с проводом от катушки. Проводя металлическим предметом вблизи датчика, можно оценить его состояние по графику на осциллографе. Если на графике отражены изменения (интенсивные неровности линии), значит, датчик исправен. Стоит только отметить, что все действия проводятся при работающем моторе, а график считывается с режима «Inductive_Crankshaft» осциллографа.

Теперь становится понятным, почему ДПКВ считается чуть ли не самым важным элементом системы двигателя. Пожалуй, он один способен полностью остановить мотор. Автовладельцы со стажем советуют всегда иметь в бардачке запасной датчик. Стоит он сущие копейки, зато вклад в поддержании бесперебойного функционирования двигателя – огромен.

Какие разновидности датчиков ПКВ используются

Отличаются ДПКВ способом сбора и передачи данных.

  1. Индукционный. Еще его можно назвать магнитный. На коленвале имеется колесо, по всему внешнему диаметру которого расположены зубья. Два зуба специально пропущены. Вращение колеса рядом с датчиком сильно будоражит магнитное поле вокруг него. От этого в катушке образуются импульсы, которые и передаются в контрольный центр. Место двух пропущенных зубьев воспринимается им как нулевое состояние вала. По числу полученных импульсов, компьютер определяет текущее положение вала, что является исходным кодом для пространственного изменения заслонок.
  2. Датчик Холла. В них начинается движение электрического тока, с появлением вокруг него магнитного поля (это и есть эффект Холла). С изменением параметров магнитного поля, изменяются электромагнитные параметры в датчике, в частности его напряжение. Возмущение магнитного поля происходит по вине синхронизирующего диска. На нем вырезаны зубья. Положение двадцатого соответствует уровню первого или четвертого цилиндра двигателя. Чувствительный элемент детали представляет собой магнитное сердечко, в коконе из медной проволоки, намотанной на катушку.
  3. Световой или оптико-фотонный. Здесь, также, происходит взаимодействие с пластиной, на которой есть зубья и отверстия. Он проходит перпендикулярно световому потоку от светодиода к фотонному приемнику, который фиксирует прерывания светового луча. Создается импульс напряжения, что, по сути, и является кодом, передаваемым в центр управления.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА

Поломку датчика коленвала можно спутать с неполадками других механизмов автомобиля, в том числе, системы впрыска топлива или же блока, управляющего работой двигателя. Поэтому необходимо отличать характерные черты этого случая, ориентируясь на «симптомы» автомобиля. Среди распространенных признаком неполадок датчика коленвала отмечают:

  • самопроизвольное изменение динамики оборотов;
  • существенное снижение характеристик коленвала;
  • отсутствие устойчивости в оборотах на холостом ходу;
  • проблемы с запуском двигателя;
  • возможна детонация в двигателе при нагрузке.

Это лишь основные нюансы, свидетельствующие о поломке датчика коленвала. Их можно спутать с неполадками генератора или шкива привода ГРМ. Существует множество признаков поломки датчика, но большая часть из них индивидуальна и проявляется лишь в частных случаях.


Однако догадками ничего не добиться, при таких признаках стоит отвезти автомобиль в сервис или самостоятельно проверить состояние датчика коленвала. Хотя он довольно труднодоступен, использование инструкции позволит достаточно быстро добраться до него и проверить его работоспособность. Проверка довольно проста и дает точный результат, который сообщит об исправности устройства.

Как проверить датчик фаз

Проверка работоспособности датчика фаз двигателя внутреннего сгорания выполняется при помощи диагностического прибора, а также при помощи электронного мультиметра, способного работать в режиме измерения постоянного напряжения. Пример проверки обсудим для датчиков фаз автомобиля ВАЗ-2114. На моделях с 16-ти клапанным двигателем устанавливается датчик модели 21120-3706040, а на 8-ми клапанные — 21110-3706040.

В первую очередь перед диагностикой датчики необходимо демонтировать с их посадочного места. После этого нужно произвести визуальный осмотр корпуса ДФ, а также его контактов и контактной колодки. В случае, если на контактах присутствует грязь и/или мусор — от него необходимо избавиться при помощи спирта либо бензина.

Для проверки датчика 8-ми клапанного мотора 21110-3706040 его необходимо подключить к аккумуляторной батарее и электронному мультиметру по приведенной на рисунке схеме.

Далее алгоритм проверки будет следующим:

  • Выставить питающее напряжение на уровне +13,5±0,5 Вольт (для питания можно воспользоваться обычным автомобильным аккумулятором).
  • При этом напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно составлять не менее 90% от питающего (то есть, 0,9V). Если оно ниже, а тем более равно или близко к нулю, значит, датчик неисправен.
  • Поднести к торцу датчика (которым он направлен к реперу распредвала) стальную пластину.
  • Если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно быть не более 0,4 Вольт. Если больше — значит, датчик неисправен.
  • Убрать стальную пластину от торца датчика, напряжение на сигнальном проводе опять должно вернуться к исходным 90% от питающего напряжения.

Для проверки датчика фаз 16-ти клапанного двигателя 21120-3706040 его необходимо подключить к блоку питания и мультиметру по приведенной на втором рисунке схеме.

Для проверки соответствующего датчика фаз вам понадобится металлическая деталь размером шириной не менее 20 мм, длиной не менее 80 мм и толщиной 0,5 мм. Алгоритм проверки будет похожим, однако, с другими значениями напряжений:

  • Установить питающее напряжение на датчике, равное +13,5±0,5 Вольт.
  • При этом, если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» не должно превышать 0,4 Вольта.
  • Поместить заранее подготовленную стальную деталь в щель датчика, куда помещается репер распределительного вала.
  • Если датчик исправен, то напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 90% от значения питающего напряжения.
  • Убрать пластину от датчика, при этом напряжение опять должно упасть до значения не более 0,4 Вольт.

В принципе, подобные проверки можно выполнять, и не демонтируя датчик с его посадочного места. Однако, чтобы осмотреть его лучше снять. Зачастую при проверке датчика имеет смысл проверить и целостность проводов, а также качество контактов. Например, бывают случаи, когда фишка неплотно держит контакт, из-за чего с датчика не поступает сигнал на электронный блок управления. Также, при возможности, желательно «прозвонить» провода, идущие от датчика к ЭБУ и к реле (питающий провод).

Кроме проверки мультиметром, нужно проверить наличие соответствующих ошибок датчика при помощи диагностического прибора. Если подобные ошибки выявлены первый раз, то можно попытаться их сбросить при помощи программных средств, либо просто отсоединив на несколько секунд минусовую клемму аккумуляторной батареи. Если же ошибка появилась вновь — нужна дополнительная диагностика по приведенным выше алгоритмам.

Типовые ошибки датчика фаз:

  • P0340 — отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
  • P0341 — фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
  • P0342 — в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала (фиксируется при замыкании на массу);
  • P0343 — уровень сигнала от измерителя превышает норму (обычно возникает при обрыве проводки);
  • P0339 — от датчика поступает прерывистый сигнал.

Таким образом, при выявлении указанных ошибок желательно выполнить дополнительную диагностику как можно быстрее с тем, чтобы двигатель работал в оптимальном рабочем режиме.

Как проверить ДПКВ? Проверка датчика положения коленвала в домашних условиях

Когда машина не заводится, первыми «подозреваемыми» становятся: пустой бак, неисправные свечи, забитый карбюратор, севший АКБ или нерабочий стартер. Однако случается так, что все вышеописанные узлы абсолютно исправны, а двигатель «таинственно молчит» и даже не собирается заводится.

На самом деле причин намного больше, и порой самостоятельно найти причину просто невозможно. С появлением «мозгов», а также огромного количества разных датчиков у водителей и автомехаников поприбавилось «головной боли». Маленький неприметный датчик может стать причиной нарушения работы двигателя или полного его выхода из строя. Недавно мы говорили о том, как проверить датчик Холла, а также как проверить ДПДЗ

На этот раз речь пойдет о другом, не менее важном датчике, который называется датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Многие автомобилисты, наверное, даже не подозревают о существовании такого датчика, и еще большее количество автовладельцев не подозревают о том, что он нередко становится причиной неисправности двигателя.

Несколько слов о датчике положения коленвала…

ДПКВ необходим для синхронизации подачи топлива и зажигания автомобиля, его сигналы поступают в электронный блок управления, который корректирует работу вышеописанных систем. Нарушения в работе датчика положения коленчатого вала ведут к проблемам с запуском двигателя, также нельзя исключать вероятное снижение мощности, и полный выход из строя силового агрегата.

Среди признаков свидетельствующих о неисправности ДПКВ:

  • Мотор не заводится вообще, периодические проблемы с запуском.
  • Нестабильные (плавающие) обороты холостого хода, самопроизвольное повышение или понижение.
  • «Провалы» в мощности.
  • Детонация двигателя во время больших нагрузок.

!!! Примечание: Следует отметить тот факт, что динамика может ухудшиться и по другим причинам, таким как: неисправный бензонасос, проблемы со свечами и т. д. Правда, в таких случая на приборной панели появляется соответствующая ошибка или сообщение «CHECK ENGINE».

Как проверить ДПКВ своими руками?


Существует несколько способов проверки этого датчик, для каждого из них необходим специальный прибор. Сегодня я поделюсь с вами двумя наиболее эффективными и популярными способами проверки ДПКВ в домашних условиях.

Способ №1

Снимите датчик и зафиксируйте его первоначальное положение на двигателе, используя специальные метки. Затем проведите небольшой визуальный осмотр ДПКВ на предмет отсутствия повреждений корпуса, контактов, и сердечника

Протрите контакты и сам датчик, используя спирт или бензин. При снятии обратите внимание на промежуток между сердечником и диском синхронизации, расстояние не должно быть больше 0,6 – 1,5 мм. В случае отсутствия видимых повреждений, можно перейти ко второй фазе проверки, более кардинальной

Мы проверим электронную часть, а если точнее — обмотку датчика коленвала, скорее всего причина именно в ней. Обмотка проверяется путем измерения сопротивление, для этого вам потребуется омметр. Рабочий ДПКВ имеет сопротивление — 550-750 ом, от этих значений мы и будем отталкиваться. Чтобы минимизировать погрешности и неточности, перед началом проверки датчика положения коленчатого вала ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля, именно в нем вы узнаете какими именно должны быть показатели ДПКВ вашего авто. Если при измерении вы получили большее/меньшее сопротивление, то можно предположить, что датчик неисправен и требует замены.

Способ №2

Этот способ проверки датчика коленвала более сложный и требует нескольких приборов:

  1. Сетевой трансформатор.
  2. Мегаомметр.
  3. Измеритель индуктивности.
  4. Цифровой вольтметр.

!!! Примечание: Желательно проверять ДПКВ при температуре воздуха не превышающей 22°.

  1. При помощи омметра проверяется сопротивление обмотки.
  2. Измеритель индуктивности позволит проверить индуктивность датчика, у вас должно получиться примерно 200-400 мГц.
  3. Сопротивление изоляции можно измерить, используя мегаомметр, при напряжении 500 В датчик должен показать сопротивление примерно — 20Мом, но не больше этого.
  4. Иногда после ремонта ДПКВ намагничивается диск, для того чтобы решить эту проблему необходимо провести размагничивание, для этого используют сетевой трансформатор.

Таким образом проведение тестов изложенных выше, вы самостоятельно, без особых усилий сможете диагностировать состояние датчика коленвала, а также сделать вывод о необходимости его замены или отсутствии таковой. Установка нового датчика выполняется по меткам сделанным в начале диагностики (зазор 0,5-1,5 мм между сердечником ДПКВ и диском синхронизации).

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Имеет и другие название — датчик температуры, датчик охлаждающей жидкости. Как понятно из названия — его задача фиксировать температуру тосола или антифриза, и передавать эту информацию на электронный блок управления двигателя (ЭБУ). На основании полученной информации блок управления корректирует обогащенность топливовоздушной массы, попадающей в двигатель, соответственно, чем холоднее двигатель — тем более богатая будет эта самая смесь. Датчик температуры охлаждающей жидкости чаще всего расположен на выпускном патрубке головки блока цилиндров (хотя могут быть и другие варианты, это зависит от конкретной модели автомобиля).

По сути, этот датчик является термистором — то есть, резистором, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от температуры его контрольного элемента. Чем ниже температура — тем выше сопротивление, и наоборот, чем выше температура — тем ниже сопротивление. Однако на ЭБУ датчик подает значение не сопротивления, а напряжения. Это реализовано системой управления датчиком, когда на него подается сигнал напряжением 5 Вольт через резистор с постоянным сопротивлением, которое находится внутри управляющего контроллера. Поэтому вместе с сопротивлением меняется и выходное напряжение. Так, если температура антифриза будет низкая, то выходное напряжение будет большим, а по мере прогревания напряжение будет уменьшаться.

Признаки выхода датчика из строя:

  • самопроизвольное включение охлаждающего вентилятора при холодном двигателе;
  • не включение охлаждающего вентилятора при горячем двигателе (на предельных температурах, когда он должен включиться);
  • проблемы с запуском двигателя «на горячую»;
  • увеличенный расход топлива.

Справедливости ради стоит отметить, что устройство датчика достаточно простое, и ломаться там попросту нечему. Однако в некоторых случаях (например, при механических повреждениях или от старости) может повредиться электрический контакт внутри датчика. Вторая возможная причина поломки — обрыв проводки от датчика до ЭБУ или повреждение ее изоляции. Как и в случае с другими датчиками, этот узел ремонту не подлежит, и его нужно только менять на новый.

Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости можно как прямо на его посадочном месте в двигателе, так и предварительно демонтировав его.


С этим читают