Условия поставки deq инкотермс 2000

Практические аспекты применения условия поставки FOB Инкотермс 2010

При импорте условия поставки FOB (Инкотермс 2010) позволяют продавцу возложить расходы на доставку морским транспортом на покупателя. Данные условия весьма невыгодны белорусским субъектам хозяйствования, выступающим в качестве импортеров, так как они должны самостоятельно обеспечить доставку товара от порта отправления до порта назначения.


Пример 1. Белорусская компания заключила контракт с индийской компанией на поставку в Беларусь партии нефасованного цейлонского чая. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Port of Chennai, berth number 5 (Инкотермс 2010).

В соответствии с условиями FOB (Инкотермс 2010) индийская компания (продавец) несет расходы по транспортировке товара от места отгрузки до порта отправления (Port Chennai, berth number 5). FOB требует от индийской компании (продавца) выполнения таможенных формальностей для вывоза, в том числе уплаты экспортных таможенных пошлин, если таковые применяются, а также уплаты портовых сборов в порту отправления. Всю остальную часть следования груза, включая портовые сборы в порту назначения, а также импортное таможенное оформление, уплачивает белорусская компания (покупатель). Переход рисков утраты или повреждения товара переходит на покупателя (белорусскую компанию), когда товар находится на борту судна в порту отправления.

В силу того что на практике зачастую встречается некорректная трактовка условия FOB касательно уплаты портовых сборов, следует дополнительно прописать в контракте, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, в порту назначения — покупатель.

Белорусские экспортеры при доставке товаров морским транспортом часто согласовывают в контракте условия поставки товаров FOB (Инкотермс 2010), так как в этом случае за доставку товара морским транспортом отвечает покупатель.

Пример 2. Белорусская компания заключила контракт с китайской компанией на поставку в Бразилию калия хлористого. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Riga, KS Terminal, berth number 3 (Инкотермс 2010).

Условие поставки FOB (Инкотермс 2010) означает, что белорусская компания (продавец) считается выполнившей свое обязательство по поставке, когда товар поставлен на борт судна в согласованном порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3). Иными словами, товар грузится на корабль покупателя.

Переход рисков утраты или повреждения товара от продавца (белорусской компании) к покупателю (китайской компании) происходит, когда товар находится на борту судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3) либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя (китайской компании).

Используя FOB, белорусская компания (продавец) обязуется предоставить в распоряжение китайской компании (покупателя) груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3), а также уплатив портовые сборы в порту отправления. Покупатель (китайская компания) в свою очередь несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения, уплатой портовых сборов в порту назначения, включая обязательства по уплате импортных таможенных пошлин.

Таким образом, условие поставки FOB (свободно на борту (название порта отправления)) используется только при поставке морским и внутренним водным транспортом. Используя FOB, покупатель налагает на себя максимум ответственности и расходов. В соответствии с FOB продавец обязуется предоставить в распоряжение покупателя груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в согласованном порту отправления. Данный термин обязывает продавца уплатить экспортные таможенные пошлины, доставку товара в порт и портовые сборы в порту отправления. В таком случае покупатель несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения и уплатой портовых сборов в порту назначения. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар поставлен на борт судна в порту отправления либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя. Несмотря на то что данный термин подразумевает, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, а в порту назначения — покупатель, необходимо дополнительно это прописать в контракте.

Обязанности продавца по FCA

При выборе FCA все участники сделки обязуются соблюдать некоторые условия. Рассмотрим обязанности продавца.

Общие обязанности

Участник сделки, отвечающий за реализацию товара, должен предоставить своему партнёру:

  • товар;
  • счёт-инвойс.
  • бумаги, которые подтверждают соблюдение им всех пунктов договора купли-продажи.

Распределение расходов зависит от места поставки продукта.

Лицензии и разрешения на продажу товара, проверка безопасности

Для предоставления своему партнёру гарантий законности сделки и должного качества продукта продавец должен оформить ряд бумаг. К ним относятся:

  • экспортная лицензия,
  • разрешение на продажу товара,
  • документы, подтверждающие успешное прохождение товаром проверки безопасности и т. д.

Погашение всех расходов, связанных с оформлением бумаг, лежит на плечах самого продавца.

Но, тем не менее, продавец может отказать партнёру в осуществлении этой операции без указания причин отказа.

Договор страхования

Обязательств по оформлению страхования у этого участника сделки нет. Но по договоренности он может предоставить покупателю всю необходимую информацию для оформления договора страхования.

Поставка

Этот участник сделки должен поставить товар, соблюдая следующие условия, прописанные в договоре:

  • время поставки,
  • место поставки,
  • период поставки,
  • тип и количество товара.

Выполнение этого ряда обязанностей заключается в осуществлении поставки на должных условиях.

Поставка считается выполненной, если:

  • груз доставлен продавцу;
  • товар погружен в транспортное средство перевозчика.

Переход права собственности и рисков

Переход права собственности по FCA происходит в момент перехода рисков, то есть после передачи товара перевозчику, если другое не оговорено в контракте. До этого момента все расходы, связанные с грузом, погашает он.

Распределение доходов

Этот участник сделки несёт расходы за:

  • процедуры, связанные с хранением, транспортировкой и загрузкой товара до его передачи партнёру.
  • погашение таможенных сборов при экспорте товара.

Документ поставки

Поставщик обязан подтвердить факт поставки товара согласно всем условиям договора купли-продажи. Доказательства поставки предоставляются за его счёт.

Содействие в получении информации

По договоренности поставщик может оказать содействие другому участнику сделки в получении всей необходимой информации.

Особенности торгового термина

Базис поставки DAP заменил собой сразу четыре старых термина группы D, которые использовались в предыдущей редакции Инкотермс 2000 – DEQ, DES, DDU и DAF. Термин DAP, вступивший в силу 1 января 2011 года, считается наиболее универсальным базисом поставки, включив в себя все виды транспорта.

Исключенный из нового сборника торговых терминов базис DEQ (Delivered Ex Quay — Поставка с причала) относился только к морским перевозкам и требовал от продавца осуществить поставку груза к пристани с разгрузкой для последующей очистки импортером.

С введением нового торгового термина отпала необходимость в использовании также DAF (Delivered At Frontier — Доставлено к границе), который относился только к автомобильному и железнодорожному транспорту и налагал на обе стороны равные права и обязанности по таможенной очистке и перевозке до/с места перехода границы.

Ушли в прошлое еще два термина группы D: DES (англ. Delivered Ex Ship — Доставлено с корабля) и DDU (англ. Delivered Duty Unpaid — «доставлено, сборы не оплачены»). Согласно термину DES поставка считалась выполненной продавцом, когда товар прибывал в распоряжение получателя в судне в обозначенном порту без разгрузки.


DDU предусматривал переход обязательств и рисков от продавца к получателю в момент доставки в указанное место в стране импорта, тогда как все траты по перевозке и таможенному оформлению лежали на продавце, а по импортному оформлению – на получателе. Выгрузка прописывалась в контракте индивидуально, и могла выполняться как продавцом, так и покупателем.

Обязанности покупателя по FOB

Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.

Договор перевозки

Лицо, которое приобретает товар, должно заключить договор о его перевозке из указанного в официальном документе порта.

Переход рисков

Все риски и расходы после погрузки на судно продукта переходят к лицу, которое его приобретает. Риски и расходы могут быть связаны с потерей груза или его повреждением.

Распределение расходов

Лицо ответственно за оплату следующих пунктов:

  • Процедуры, которые, так или иначе, связаны с транспортировкой или потерей качества товара после его погрузки на судно.
  • Расходы, связанные с отсутствием отправки извещения партнёру или её задержкой.
  • Оплата таможенных сборов и иных расходов, связанных с перевозкой товара за границу.

Извещение продавцу

Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).

Инспектирование товара

Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.

Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

Настолько ли термин DDP выгоден для получателя?

Условия поставки DDP формально очень удобны для покупателя, но на деле он может столкнуться с некоторыми сложностями при выполнении поставки. Первая сложность в этом торговом термине – это цена DDP. Формально покупатель платит только фактурную (инвойсовую) стоимость товара, но на деле цена может отличаться от фактурной стоимости товара в разы, поскольку продавец включает в нее:

  • расходы на таможенные формальности;
  • все расходы перевозчика;
  • НДС при импорте.

Вторая сложность – это невозможность контроля и участия в процессе выбора перевозчика. При этом соглашение между поставщиком и перевозчиком является коммерческой тайной, и покупатель не может требовать от контрагента документов, связанных с перевозкой. Покупатель также не может контролировать общую стоимость транспортировки (например, выбрать более короткий и менее затратный маршрут), а только оплачивает расходы на доставку по факту включенные в цену товара на DDP.

Условия и значение термина FCA по ИНКОТЕРМС 2010

  1. Дословный перевод понятия. Free Carrier — «свободный перевозчик».
  2. Чаще употребляемый в документации перевод — франко перевозчик. Франко представляет собой непосредственно место, в которое доставляется товар. После доставки товара и его передачи перевозчику вся ответственность за его сохранность и дальнейшую транспортировку с продавца перекладывается на покупателя.

Иными словами, этот термин обозначает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчикам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию.


Существует и устаревшее название этого термина — FRC. Его и до сих пор можно встретить в обиходе. Но согласно новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010, этот термин неприемлем для использования в официальной переписке или ведения документации.

После указания условий поставки груза обязательно необходимо указать и адрес пункта его передачи.

Перевозчиком является то лицо, которое по договору берёт на себя всю ответственность за поставку и перевозку товара. По FCA могут использоваться, как одно любое транспортное средство, так и их различные комбинации.

Основные черты Инкотермс 2010

В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.

В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.

Таблица. Термины Инкотермс 2010

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Покупатель
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца

Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует

Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).

Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки

Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта

В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином

В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда


С этим читают