Hmmwv

Модификации

За 35 лет производства «Хаммера» было создано свыше тридцати различных модификаций вездехода. В списке основные варианты, выпускаемые серийно и действующие в армейских соединениях по своему прямому назначению:


  • IMETS — передвижная метеорологическая служба;
  • Ground Mobility Vehicle — мобильная машина связи;
  • Lazer System — артиллерийская лазерная система нейтрализации противника;
  • М1109 — модель повышенной защищенности с легким стрелковым вооружением;
  • М1097 — тяжелый HMMWV «Мститель»;
  • М1069 — тягач легкий артиллерийский, для пушек калибром 100 мм;
  • М1046 — машина повышенной защищенности с комплексом TOW противотанкового действия;
  • М1045 — транспортер повышенной защищенности, с комплексом TOW и лебедкой;
  • М1044 — машина, оснащенная вооружением и лебедкой;
  • М1042 — транспортер для перевозки оборудования S250, с лебедкой;
  • М1038 — грузовой вариант с лебедкой;
  • М1036 — бронированная машина с лебедкой и комплексом TOW;
  • М1035 — санитарная машина с мягким тентом и четырехдверной кабиной;
  • М997 — санитарный транспортер с 4-местной кабиной, бронированный;
  • М996 — санитарная машина с двухместной кабиной, бронированная;
  • М966 — HMMWV, бронированный, с противотанковым комплексом TOW;
  • М56 — машина дымовая «Койот».

Ходовая часть

«Ходовка» «Партизана» — это укороченное шасси ГАЗ-66. В переделанной машине сохраняются штатные узлы и агрегаты. Для сохранения низкой капотной линии и обеспечения требуемого центра массы конструкторы обновленного внедорожника сместили «движок» назад, опустив его глубже в раму.

При этом параллельно были изменены точки фиксации генератора и насоса гидравлического рулевого усилителя. Кузов в средней части представляет собой перекроенную кабину 66-го с остеклением унифицированной конфигурации. Капотная и задняя грузовая части сделаны из армированного стеклопластика, собранного по новым матричным шаблонам.

«Хаммер» сегодня

В настоящее время американские специалисты разрабатывают оригинальную форму защиты на основе системы BAE Systems, применяемой для оперативных армейских соединений. Сиденье стрелка защищается 50-миллиметровыми стальными пластинами. HMMWV последнего выпуска оснащаются орудийной системой залпового огня малого калибра с дистанционным управлением. Таким образом, стрельбу можно вести, не выходя из кабины. На отдельные модификации «Хаммера» устанавливается система «Бумеранг», которая противодействует снайперским нападениям. Опции, заложенные в устройстве, позволяют мгновенно определить местонахождение снайпера и уничтожить его ответным огнем.

Некоторые страны Европы и Северной Африки закупают «Хаммер» для внутреннего пользования, а именно для подавления интенсивных конфликтов, спонтанно возникающих на их территории. Маневренный вездеход легко оснащается водометными пушками, стационарными ракетницами и бомбометателями для выстреливания шашек со следоточивым газом. Американский военный «Хаммер», цена которого не смущает правительство стран с неспокойной политической обстановкой, идеально подходит для этих целей.

Бронированных «Хаммеров» производится все больше и больше, машины закупают третьи страны для своих служб правопорядка, для военной полиции и патрульных дозоров. В 2007 году управление корпусом морских пехотинцев США ходатайствовало о намерении заменить фугасозащищенные броневики MRAP на «Хаммер», по причине частого опрокидывания высоких самоходок MRAP и недостаточной их проходимости.

Интерьер

Русский «Хаммер Комбат» оснащается отделкой салона кожей, включая фронтальную панель. Потолочная часть обшита алькантарой в светлых тонах. Большинство фурнитуры – американского производства, из родных «примочек» — подрулевая кочерга-автомат и масса подстаканников. Однозначно определить оснащение интерьера можно как разумно-достаточное. В наличии – двухзонный климатический контроль, водительское кресло с электроприводом, потолочное размещение пульта для открывания багажника. В конструкции предусмотрен монитор на фронтальной части панели, а также навигация и выход в Интернет.


Стеклоподъемник предусмотрен один, контролируется при помощи мощных сервоприводов, которые опускают и поднимают бронированное стекло категории В-7, весом 50 килограмм. Прочие прозрачные элементы соответствуют классу защиты В-2, выполнены статичными. Опытные модификации «Комбата» внутри тесноваты, большую часть полезного пространства отбирают массивные кузовные панели. Для рослых людей посадка может показаться несколько неудобной. Диван сзади имеет мягкую набивку, вполне комфортен. На серийных версиях большинство недочетов устранили.

Исторические факты

Многие источники информации утверждают, что опытные версии ГАЗ-66 разрабатывались с 1962 года. Серийный выпуск русских «Хаммеров» стартовал в 1964 г. Через четыре года машину оснастили специализированной системой централизованного контроля давления в шинах. Автомобиль получил «Золотую медаль» на «Современной аграрной выставке» в Москве (1966 год). Аналогичного приза машина удостоилась через год в Лейпциге. ГАЗ-66 является первым советским грузовиком, получившим государственный знак качества. Территория экспорта – все страны соцлагеря.

Оригинал рассматриваемого авто состоял на вооружении Советской и Российской армии (преимущественно в погранвойсках и ВДВ). Серийное производство модификаций прекращено в 1995 году. Последний образец вышел летом 1999 г. За все время выпущено около миллиона экземпляров.

Особенности

Русский военный «Хаммер Бархан» имеет несколько версий расположения людей и оборудования. В пассажирской версии вместимость составляет до 12 человек, вторая комплектация предусматривает посадку семи людей и 0,7 тонны груза. При этом имеется возможность буксировки прицепного устройства до 1,5 тонны. Пол в кабине имеет специальные отсеки для фиксации сидений, что дает возможность быстро переоборудовать салон из пассажирского вида в грузовой вариант.

Доступ внутрь осуществляется через четыре боковые двери и багажный отсек. Приличный по габаритам верхний люк может служить как для вентиляции, так и в качестве запасного выхода. Штатные модификации представлены в нескольких исполнениях:

  • грузопассажирская версия;
  • «люксовая» модель;
  • бронированный инкассаторский автомобиль;
  • патрульное транспортное средство.

Разведчики и машины разминирования

На базе шасси М1114 была создана модификация «Хаммера» для автономного двухнедельного трафика, с экипажем из четырех человек и повышенным уровнем баллистической защиты. Бронированный корпус отражает атаку 7-миллиметровых пуль из автоматического оружия, снарядов воздушного подрыва, а также взрывного действия противотанковых мин. Машина выкрашена в песочный камуфляж для маскировки и позволяет вести разведывательное наблюдение за объектами на расстоянии 800 метров.

Модификация М1115 предназначена для операций по разминированию территорий, зданий, ангаров, складов и подземных сооружений. В машине сосредоточено все необходимое оборудование для поиска мин и фугасных снарядов, а также комплект устройств, обеспечивающих подрыв и обезвреживание найденных боеприпасов. В оснащение спецмашины входят комплекты одежды для саперов, занятых на подрывных операциях.


«Хаммер М1116» — бронированная машина десанта, предназначенная для высадки с транспортного воздушного судна на парашютах вместе с экипажем из четырех человек.

Проект по созданию армейского вездехода

В семидесятых годах прошлого столетия руководство американских военных структур пришло к выводу, что грузовые вездеходы, поставляемые гражданскими производителями, не вполне отвечают армейским требованиям. Возникла необходимость в специальном многоцелевом транспорте для регулярных частей армии США. В 1979 году началась работа над масштабным проектом по созданию колесного супервездехода, который получил обозначение HMMWV. Машина должна была нести на себе скорострельное вооружение и иметь бронированную защиту. Летом того же года компания «АМ Дженерал» приступила к реализации проекта и менее чем через год первый опытный образец под индексом М998, уже прошел испытания в полевых условиях и был принят военной комиссией. После доработки вездеход рекомендовали к серийному производству.

На базе утвержденного М998 создали еще две модели внедорожника: М1025 и М1026. За 1980 год на заводах «АМ Дженерал» было выпущено 500 «Хаммеров», а в плане на период с 1981 по 1985 годы предполагалось производство 55 000 автомобилей.

В 1989 году «Хаммер» военный, машина супер-класса, участвовал в операции Just Cause при вторжении армии США в Панаму. После «боевого крещения» вездеход стал основным транспортным средством в американских войсках.

«Бархан»

Это еще одна разновидность русского «Хаммера» (фото ниже). По сути, машина представляет собой вместительный пассажирский вездеход на ходовой основе ГАЗ-66, отличающейся высокой проходимостью. «Бархан» обладает низким размещением центра тяжести, прекрасной устойчивостью при перемещении по пересеченной местности. Автомобиль оснащен самоблокирующимися дифференциалами кулачковой конфигурации, а также гидроусилителем рулевого управления.

Машина может оборудоваться централизованным блоком контроля давления в колесах, а также лебедочной установкой, тяговое усилие которой составляет 3,5 т/с. Кузов вездехода – цельнометаллического типа с пятью дверьми, фиксируется на раме при помощи стремянок и подушек из резины. «Бархан» оснащается вентиляционной и отопительной системой, поворотными форточками, опускающимися дверными стеклами. Капот совместно с крыльями поднимается вперед, освобождая доступ к мотору, системе передней подвески и рулевым механизмам. Для удобства посадки предусмотрены подножки и ручки для пассажиров.

Вездеход «Комбат»: описание

У русского «Хаммера» с экономичным двигателем (насколько это возможно) под наименованием «Комбат» отличительной чертой является массивный бампер спереди с явным намеком на таранный потенциал. Конструкция ветрового стекла состоит из трех отсеков, что позволяет снизить поражаемую поверхность. Передняя оптика посажена глубоко, что дополнительно свидетельствует о надежности брони кузовных панелей из высоколегированной качественной стали.


Левая пассажирская дверь отсутствует также в целях безопасности, нивелируя доступ посторонних лиц к охраняемому объекту. Несмотря на солидную массу, конструкция весом под 200 килограмм открывается довольно легко. Внутри бронированной капсулы сразу отмечают гнетущую тишину.

Способы переделки

Благодаря особенностям конструкции и отличным внедорожным параметрам ГАЗ-66 относится к наиболее интересным вариантам создания разных модификаций вездеходов. Еще один интересный фактор – обустройство внедорожника по своему усмотрению. Некоторые пользователи делают акцент на преобразовании металла, создавая единственную в своем роде и неповторимую модель автомобиля. Русский «Хаммер» на базе ГАЗ-66 представляет широкое поле деятельности для народных умельцев.

Не забывают конструкторы и об экстерьере, а также нюансах обустройства известных конкурентов, например, Hummer H1. Цена на оригинал для простых потребителей является неподъемной, в отличие от переделанного вездехода на базе отечественного грузовика. Рассмотрим варианты трансформации указанного авто.

Бронирование

Тем не менее, вскоре стало ясно, что «Хаммер», военный грузовик без вооружения, нуждается в большей защищенности. И тогда компанией «АМ Дженерал» была разработана модель М1114 с бронированным корпусом. Серийного производства не было, машина изготавливалась штучно и малыми сериями. Однако, после того как несколько «Хаммеров» погибло в Ираке от прямых партизанских атак с применением гранатометов, выпуск вездехода перевели на бронированный вариант Up-Armor. Одновременно усилили подвеску и установили новый, более мощный дизель с турбонаддувом. Все стекла в окнах заменили на пуленепробиваемые.

Русский «Хаммер Партизан»

В готовом виде данная модификация внешне сильно копирует американский Н1. Базой для «Партизана» является 66-й ГАЗ, выдерживающий существенные нагрузки на бездорожье. На шасси монтируются штатные узлы, включая силовой агрегат, подвеску, раздаточную и переключающую коробку.

Рассматриваемый внедорожник — настоящая находка для тех, кому нравится демонстрировать свой статус, пуская пыль в глаза. Зато от низкокачественных реплик машина отличается добротной «начинкой» и довольно простой конструкцией. Базовая вариация русского «Хаммера» в указанном исполнении обойдется раз в 10 дешевле «американского коллеги». За эту сумму владелец получает максимально близкую копию Н1, построенную на надежной военной платформе. Проблем с ремонтом и поиском запасных деталей, как правило, не возникает.

Управление

Управлять «Комбатом» (проект Т-98) можно с правами категории «В». Первому конструктору указанной серии, Д. Парфенову, удалось непостижимым образом удержать вес вездехода на уровне 3,5 тонны. Это на тысячу килограмм меньше, чем у гражданской версии американского Н1. Среди тяговых особенностей отечественной версии отмечают дизельный мотор «Дурамакс» объемом 6,6 литра с возможностью разгона до ста километров за девять секунд. Этот показатель – довольно неплохой для броневика, который априори не ориентирован на кольцевые скоростные гонки. Большинство подобных машин водят владельцы самостоятельно, причем львиная доля популярности приходится на легкобронированные версии.


С этим читают