Особенности эксплуатации и обслуживания гидравлики на тракторе мтз-82: разбираем во всех подробностях

Внешнее и внутреннее оборудование

Внешние и внутренние системы МТЗ – комплекс оборудования, не принимающего непосредственного участия в полезной работе трактора, но способного повысить его эксплуатационные параметры, комфорт и безопасность.


Электрика

Электросистема предназначена для пуска мотора, питания устройств и приборов, а также обеспечения нормального функционирования транспортного средства в ночной период. В тракторах данной модели используется напряжение постоянного тока в 12 В, а все приборы соединены посредством однопроводной схемы, где роль второго провода выполняет масса трактора, к которой и подключаются отрицательные клеммы.

Электрооборудование МТЗ-80 включает в себя:

  • Электроисточники;
  • Пусковой комплекс двигателя;
  • Освещение и световая сигнализация;
  • Сеть электродвигателей;
  • Контрольно-измерительные приборы;
  • Дополнительные устройства.

Освещение

Трактора МТЗ обладают большим количеством самых разных осветительных приборов, в том числе:

  • Транспортные и технологические фары;
  • Габаритные огни;
  • Внешняя световая сигнализация;
  • Проблесковый маячок.

Топливная система

Комплекс подачи топлива – один из важнейших компонентов силовой установки, в функции которого входит строго дозированная подача горючего в нужный момент и с требуемым давлением. Основными составлявшими тракторной топливной системы являются ТНВД, топливный фильтр и форсунки.

Работа же топливного комплекса осуществляется следующим образом – одновременно с включением зажигания насос закачивает топливо внутрь системы. Проходя через топливный фильтр, оно очищается и поступает в систему впрыска, с последующим распылением и формированием топливно-воздушной смеси.

Управление трактором и ходовая часть

Передний мост у трактора полужесткий, балансирного типа и повторяет все неровности дороги при езде, независимо от положения каркаса и заднего моста машины. Задний мост жесткий, колеса закреплены при помощи клеммовых соединений к ведущим осям. Благодаря этому водитель может сразу установить нужную для работы колею, выбирая показатель в диапазоне от 140 до 210 см. Ширина передней колеи регулируется постепенно с шагом в 10 см.

Трактор оснащен дисковыми тормозами с отдельной схемой электрической. Такое устройство тормозов делает их независимыми от общей конструкции трактора. Поэтому, если что-то в общей схеме трактора выходит из строя, тормоза продолжают выполнять свою функцию.

МТЗ-80 снабжается рулевым управлением с гидравлическим усилителем. Работает этот механизм по тому же принципу, что и ГУР на любом автомобиле: в масляном насосе создается давление, после чего гидроусилитель направляет нужное количество масла к гидравлическому цилиндру.

Устройство и работа гидравлической системы трактора МТЗ

Трактора МТЗ оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой, которая необходима для обеспечения работы трактора с навесными и полунавесными агрегатами, а также с прицепными машинами, оборудованными гидравлическими механизмами.

Основу гидросистемы составляют следующие компоненты:

Гидравлический насос – создает в гидравлической системе давление потока масла, которое необходимо для управления гидравлическими органами управления прицепных и навесных сельхозмашин.

Он крепится к корпусу гидроагрегатов на шпильках и центрируется посредством специального стакана. Привод осуществляется с помощью промежуточной шестерни ВОМ. Включается насос только на малых оборотах двигателя.

Масло поступает в насос благодаря разрежению, которое создается в зоне всасывания вследствие вращения шестерен, после чего между зубьями и корпусом выбрасывается в нагнетательное отверстие. За счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий создается необходимое давление.

  • Направляет масло от гидронасоса к подключенному потребителю (силовой циллиндр, гидромотор прицепной машины).
  • Переключает систему в режим холостого хода путем перенаправления масла в бак.
  • При перегрузках в гидравлической системе ограничивает давление.

Трактора МТЗ преимущественно использовались с распределителями Р75-33. Управление им идет из кабины оператора.

Работа распределителя предусмотрена в четырех основных положениях:

  • «Нейтральное». В этом режиме работы золотники удерживаются пружинами, препятствуя прохождению масла в основной цилиндр, поэтому его поршень фиксируется. Разгрузка гидросистемы при работающем насосе осуществляется за счет перепускного клапана, который срабатывает от нарастающего давления.
  • «Подъем». После открытия предохранительного клапана под давлением отжимается пружина золотника и он открывает доступ рабочей жидкости в нижнюю полость гидроцилиндра. Механизм начинает подниматься.
  • «Опускание». Управляющий клапан перекрывается золотником и давление в распределителе выравнивается. Опускается перепускной клапан и масло перестает заходить в цилиндр.
  • «Плавающее». Это принудительный способ опускания механизмов, который используют в особых случаях. Позволяет заглубить сельхозмашину с силой, которая превосходит собственный вес орудия.

При долгой работе гидравлической системы возможны различные перегрузки. Для того, чтобы уберечь элементы системы от перепадов давления в состав распределителя внедрен предохранительный клапан, который срабатывает при превышении давления в 135 кгс/см2. Этот показатель устанавливается заводом-изготовителем, после чего клапан пломбируется.

В случае, когда трактор оснащен системой силового (позиционного) регулирования, используются распределители с литерой «Р» в обозначении. Например, Р75-33Р. Устанавливать его в систему без регулятора допустимо только в крайних случаях. При этом необходимо предусмотреть соединение управляющего канала распределителя с масляным баком. Перекрывать управляющий канал нельзя, так как в этом случае возрастет давление на предохранительный клапан, и система будет перегреваться от постоянных нагрузок.

Распределитель включается в систему просто. На схеме обозначены позиции:

  1. Подвод масла от шестеренчатого насоса.
  2. Подключение к потребителям для положения «Подъем».
  3. Подключение к потребителям для положения «Опускание».
  4. Отверстие для слива масла.
  5. Канал регулятора (догружателя).

В настоящее время помимо гидрораспределителей серии Р75 в различных тракторах МТЗ используются следующие модели:

Гидрораспределитель Марка трактора
Р80-3/1-222 Р80-3/1-222Г (с гидрозамком) МТЗ-50, МТЗ-80 и модификации
Р80-3/4-222 Р80-3/4-222Г (с гидрозамком) МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-570, МТЗ-572, МТЗ-80 и модификации, МТЗ-82 и модификации, МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221. Используется только на технике с силовым регулированием
РП70-1221 РП70-1221С МТЗ-100, МТЗ-1221, МТЗ-1521
РП70-822 МТЗ-1221, МТЗ-921
РП70-923 (РП70.000-01) МТЗ-1522/1523
РП70-921 МТЗ-1221
РП70-890 МТЗ 80.1, 82.1, 892.2 без регулятора и гидравлического подъемника


Устройство и принцип гидросистемы

Преимущества трактора перед другой техникой хорошо известны: универсальность, способность работать с разным навесным оборудованием и прицепами. Именно гидравлическая система позволяет агрегатировать, т. е. объединять трактор с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, различными прицепами и полуприцепами, оборудованными гидравлическими механизмами. За счет давления масла – рабочей жидкости системы – обеспечиваются манипуляции всем навесным оборудованием: бульдозерными отвалами, ковшами, плугами и боронами, органами для посадки и уборки урожая. Основу гидросистемы составляют гидронасос и распределитель.

Насос создает в системе необходимое давление, за счет которого делается возможным управление дополнительным оборудованием и прицепами. Во избежание перегрузки работает только на малых оборотах двигателя. Располагается насос на корпусе гидроагрегатов, зафиксирован шпильками, центровку обеспечивает специальный стакан. Привод соединен с промежуточной шестерней вала отбора мощности (ВОМ).

Гидравлика обеспечивает работу навесного оборудования

Принцип работы:

  1. Вследствие вращения шестерен насос создает в зоне всасывания разрежение.
  2. Разреженный воздух выбрасывается в нагнетательное отверстие, расположенное между зубьями шестерни и корпусом насоса.
  3. Необходимое давление создается за счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий.

Распределитель выполняет следующие функции:

  1. Направляет масло от гидронасоса к потребителю (оборудованию или прицепу).
  2. Обеспечивает перевод системы в режим холостого хода за счет перенаправления масла в бак.
  3. Ограничивает давление, тем самым защищая гидравлическую систему от перегрузок.

Режимы работа гидрораспределителя:

  1. Нейтральный (разгрузка системы за счет перепускного клапана).
  2. Подъем — предохранительный клапан открывается, отжимается пружина золотника и масло из бака поступает в нижнюю часть цилиндров. В результате навесное оборудование переходит в верхнее положение.
  3. Принудительное опускание — клапан закрывается, из-за чего масло не поступает в цилиндр, и оборудование опускается.
  4. Плавающее — рабочий орган опускается под действием собственного веса.

Гидробак МТЗ 82 представляет собой чугунный корпус с одной верхней и двумя боковыми крышками. К нижней части присоединены насос с приводом. Объем бака — 6 л, заправляется универсальными сезонными маслами. Уровень масла проверяется масломером по трем отметкам: О — минимальный допустимый уровень, П — верхний, С – верхний уровень для работе с самосвальными прицепами и стогометателями.

Общее устройство гидравлики организовано по раздельно-агрегатному типу. Это значит, что навесная гидросистема и система гидроусилителя руля (ГУР) управляются отдельно. Это обеспечивает одинаковую легкость управления независимо от вида и режима работы навески или прицепа.

Схема гидравлической системы

Это интересно: Как изготовить фрезу для минитрактора своими руками — познаем суть

Технические характеристики популярных моделей

Модельный ряд буровых установок на базе МТЗ-80 и 82 представляет массу возможностей для всех типов работ по устройству водяных, научно-поисковых, свайных и прочих скважин. Среди них найдутся удобные машины практически для всех видов буровых работ.

БМ-205

Для неглубокого бурения отверстий хозяйственно-строительного назначения отлично подойдет машина на базе МТЗ марки БМ-205. Удобный буровой аппарат здесь дополняется высокой мобильностью шасси, передвигающегося с допустимой для дорожного движения скоростью – 40 км/ч. Кроме этого, машины оснащаются фронтальными погрузчиками для выполнения погрузочных работ, расчищения территорий, засыпки траншей.

Фото буровой установки БМ-205

Особенности модели:

  • В качестве рабочего органа используется лопастной бур.
  • Несущая рама имеет особенно надежную усиленную конструкцию.
  • Вращение рабочего инструмента управляется посредством гидравлики.
  • Наличие 2-х гидравлических домкратов обеспечивает устойчивость при бурении.
  • Комплектация бурами разных диаметров.
  • Возможность установки подъемной лебедки.
Параметры Ед. измерения Величина
Общая масса т 6,5
Габариты, ширина/длина/высота м 2,1-7,4-3,99-7,5
Диаметр сверления мм 360-800
Макс. глубина сверления шнеком м 3,0
Макс. грузоподъемность кранового оборудования т 1,25-1,40
Макс. грузоподъемность погрузчика т 0,75

Буровая установка БМ-205 на базе трактора МТЗ в работе:

https://youtube.com/watch?v=zPdfPdieQQQ

БКМ-2МТ

Эта модель является спецмашиной бурильно-кранового типа. Она предназначена для устройства водяных скважин в грунтах до IV категории с залеганием водного пласта на глубине до 20-ти метров составным шнеком.

Может использоваться для установки опор линий электромагистралей и столбчатых фундаментов, сверления шурфов.

Особенности БКМ-2МТ:

  • Бурение наращиваемым шнековым буром.
  • Возможность создания наклонных отверстий под наклоном до 60-105 0.
  • Гидравлическое управление подачей и вращением шнека.
  • Скорость передвижения в рамках стройплощадки – 30 км/ч.
Параметры Ед. измерения Величина
Масса оборудования т 1,65
Габариты, ширина/длина/высота м 2,3-6,3-3,95
Диаметр сверления мм 350-600
Глубина сверления шурфов м 2,8
Глубина сверления под фундамент м 6
Грузоподъемность т 1,3
Частота вращения об/мин 80-120
Высота подъема крановым крюком м 7,0

На видео буровая установка БКМ-2Мт на базе трактора МТЗ в работе:

BUER 1030

BUER 1030 – это специализированная установка бурильно-кранового типа, используемая в основном для строительства, обслуживания и ремонта электросетей. Но также эта машина отлично себя показывает в установке винтовых свай и множестве других строительных, погрузочных и даже транспортировочных работах.

Фото буровой установки BUER 1030

Ее многофункциональность обеспечивается следующим набором возможностей:

  • Работа на любых категориях грунтов, в том числе мерзлых и каменистых.
  • Бурение ям и скважин в ограниченных условиях и труднодоступных местах, что достигается благодаря небольшой площади для стоянки машины, малой высоте крана и его возможностям.
  • Рабочий орган – наращиваемый шнековый бур.
  • Наличие опорных гидравлических домкратов, позволяющих работать на наклонных плоскостях.
Параметры Ед. измерения Величина
Общая масса т 6,5
Габариты, ширина/длина/высота м 2,22/5,54/3,58
Диаметр сверления мм 360-600
Глубина сверления макс. м 8,0
Глубина сверления телескопическим шнеком м 4,0
Грузоподъемность крана макс. т 2,5
Грузоподъемность в люльке макс. т 0,2
Частота вращения об/мин 35
Высота подъема люльки м 11,5

Работа гидравлической системы управления приводом ПВМ

Привод переднего ведущего моста тракторов Беларус-1221 и 1523 может работать в трех режимах:

• Автоматический режим. В этом режиме привод ПВМ включается только в моменты возникновения пробуксовки задних колес; • Режим принудительного постоянного включения переднего ведущего моста. В этом режиме мост включен всегда; • Режим принудительного постоянного отключения переднего ведущего моста. В этом режиме передний мост постоянно отключен.

При этом в автоматическом режиме включение привода ПВМ происходит только при движении вперед, при включении задней скорости передний мост отключается. Режим принудительного включения моста доступен как при движении трактора вперед, так и назад. Наконец, независимо от режима работы ПВМ, его привод отключается каждый раз при торможении трактора.

Рассмотрим работу гидравлики и привода переднего моста в каждом из режимов.

Автоматический режим. При таком режиме управление гидрораспределителем осуществляется несложным механизмом в редукторе привода ПВМ. При нормальном движении трактора вал привода вращается с высокой скоростью, размещенный на нем барабан гидромуфты на шлицах проворачивается на 45°, и через кулачки толкает полумуфту, на внешней поверхности которой предусмотрен конусный участок. В этот конус упирается толкатель выключателя гидрораспределителя, и при описанном положении полумуфты контакты выключателя разомкнуты. В итоге при нормальном движении трактора (задние колеса не пробуксовывают) гидрораспределитель выключен, масло в гидромуфту не подается, и передний мост не работает.

Однако стоит только задним колесам забуксовать, скорость трактора снижается, а вместе с этим резко падает угловая скорость вращения вала привода ПВМ — в результате барабан проворачивается на 45° в обратном направлении, его кулачки перестают давить на полумуфту, и она под действием пружины сдвигается по направлению к барабану. При перемещении полумуфты ее конусный участок поднимает толкатель, который замыкает контакты выключателя гидрораспределителя. Масло от насоса через гидрораспределитель поступает в полость между барабаном и поршнем (в бустер), в результате поршень перемещается и прижимает диски друг к другу — это приводит к стопорению шестерни на валу и поступлению потока мощности от коробки передач на редуктор переднего моста.

При преодолении опасного участка дороги сцепление колес заднего моста восстанавливается, угловая скорость вала привода ПВМ снова возрастает, барабан и вместе с ним полумуфта возвращаются в первоначальное положение, обеспечивая отключение гидрораспределителя. Особая конструкция деталей редуктора предотвращает преждевременное отключение привода ПВМ.

Таким образом, в автоматическом режиме передний привод включается каждый раз при пробуксовке задних колес, и отключается по завершению буксования. Однако использовать этот режим можно только при движении вперед, при включении заднего хода передний мост либо принудительно отключается, либо принудительно включается.

Режим принудительного постоянного включения ПВМ. В этом режиме гидрораспределитель принудительно включается, поэтому масло постоянно подается на гидромуфту независимо от направления движения трактора. Однако в этом режиме передний привод отключается каждый раз при нажатии на педаль тормоза.

Режим принудительного постоянного отключения ПВМ. В этом режиме гидрораспределитель принудительно отключается, поэтому масло, поступающее на него от насоса, сразу уходит на слив. В этом режиме механическая часть механизма автоматического управления приводом ПВМ работает так же, как в автоматическом режиме, однако даже при пробуксовке задних колес гидрораспределитель остается выключенным, и полный привод не включается.

Управление режимами работы привода ПВМ осуществляется одной трехпозиционной кнопкой, установленной на вынесенном пульте управления (рядом находится и кнопка управления блокировкой дифференциала заднего моста). Автоматический режим включается при нажатии на верхнюю часть кнопки, принудительное постоянное отключение — при среднем положении кнопки, принудительное постоянное включение — при нажатии нижней части кнопки.

Управление навесной гидросистемы

Навесная гидросистема МТЗ-1221.2 Беларус управляется двумя рукоятками, расположенными в кабине на правом пульте управления: рукояткой силового регулирования; и рукояткой позиционного регулирования.

Позиционное регулирование

Установите рукоятку силового регулирования в крайнее переднее положение по ходу трактора.

Рукояткой позиционного регулирования установите необходимую высоту орудия над почвой. Цифра «1» на пульте соответствует транспортному положению задней навески, а цифра «9» минимальной высоте орудия над почвой.

Если необходимо ограничить максимальную высоту подъема (например, из-за возможности поломки деталей заднего ВОМ), рукояткой установите максимальную высоту подъема и подведите к ней регулируемый упор.

Силовое регулирование

Используйте этот способ регулирования при работе с навесными орудиями (плуги, культиваторы).

Рукоятку силового регулирования переведите в крайнее переднее положение по ходу трактора (цифра «9» на пульте). С помощью рукоятки позиционного регулирования подсоедините орудие к навеске МТЗ-1221-2 Беларус.


После въезда в борозду переведите рукоятку в крайнее переднее положение и с помощью рукоятки настройте желаемую глубину обработки почвы.

При выезде и последующем заезде в борозду (при пахоте) пользуйтесь только рукояткой позиционного регулирования, не трогая рукоятку силового регулирования.

Если из-за неравномерной плотности почвы не удается достичь постоянства глубины обработки почвы, ограничьте максимальную глубину с помощью рукоятки позиционного регулирования (режим смешанного регулирования), запомнив соответствующую цифру на пульте управления.

Гидронавесная система на базе электрогидравлического регулятора управления задней навеской

Трактор оборудован двумя встроенными в гидроподъемник (без регулятора) вертикальными гидроцилиндрами Ц 90х220, управляемыми от электрогидравлического регулятора.

Принципиальная гидравлическая схема гидросистемы с электрогидравлическим регулятором управления навеской представлена на рис. 38.

Рис. 38. Схема гидравлическая принципиальная

1- гидрораспределитель RS 213 «Mita»; 2-электрогидравлический регулятор ЕНR5-ОС; 3-гидроцидиндры Ц80х220; 4-насос НШ-32-3; 5-фильтр сливной; 6 -быстросоединяемые муфты.

Функции управления задней навеской МТЗ-1221 Беларус и гидрофицированными рабочими органами внешних потребителей реализуются в новой гидросистеме (рис. 39) за счет электрогидравлического блока (3), смонтированного на маслобаке (1).

Рычажное управление распределителем (2) и шестеренный насос НШ-32-3 аналогично для всех вариантов перечисленных выше гидросистем.

Рис. 39. Корпус гидроагрегатов с агрегатами в сборе

1-маслобак; 2-управление распределителем; 3-электрогидравлический блок (RS 213 «Mita» + переходник + ЕНR5); 4-насос НШ32-3; 5, 6-боковые выводы.

Рис. 40. Электрогидравлический блок

1-электрогидравлический регулятор ЕНR5-ОС; 2-переходная плита; 3-распределитель RS 213 «Mita» (Финляндия).

Электрогидравлический блок (рис. 40) состоит из распределительных секций распределителя RS213 «Mita», производства Финляндия, электрогидравлического регулятора ЕНR5-ОС, производства фирмы «Bosch» (Германия) и переходной плиты (2) производства МТЗ.

Управление электрогидравлического регулятора ЕНR5-ОС осуществляется двумя пропорциональными магнитами с использованием электронной системы управления навеской

Как сделать гидравлику на самодельный трактор?

Для изготовление гидросистемы понадобятся:

  • масляный насос с достаточными техническими характеристиками (средний объем и показатели давления);
  • гидродвигатели;
  • рама;
  • распределитель (подойдет любой, например, от трактора «Беларус» или МТЗ);
  • золотник для отвода масла;
  • втулка качания для оси спереди.

Насос будет работать от основного мотора. Рама для крепления гидродвигаетелей варится из квадратного металлопрофиля. Сами гидродвигатели крепятся на раме как можно ближе к ведущей оси. Благодаря втулке для качания оси можно не подключать дифференциалы и карданный вал.

Предлагаем Вам также ознакомиться с видео, на котором показано работу и регулировку гидросистемы на самодельном мини-тракторе:


С этим читают