Эксплуатационные свойства автомобиля

Какие еще автомобили стоит рассмотреть при покупке

Автомобили в России эксплуатируются в более жестких условиях, чем в Европе


Поэтому стоит уделять внимание своевременному обслуживанию и прохождению ТО

Не стоит приобретать редкие автомобили, стоимость запчастей и отсутствие их в магазинах могут сыграть злую шутку в процессе эксплуатации.

К дешевым в эксплуатации и с хорошим уровнем надежности можно также отнести авто:

  • Hyundai Solaris;
  • Hyundai Creta;
  • Mazda 3;
  • Kia Ceed;
  • Kia Rio;
  • Renault Logan;
  • Toyota Auris;
  • Toyota Rav4;
  • Volkswagen Polo.

Какой автомобиль самый надежный и экономичный, зависит от условий эксплуатации, но традиционно первые строчки занимают японские марки.

Влияние методов обработки на формирование физико-механических свойств поверхностного слоя

При обработке лезвийным инструментом — точении, фрезеровании, строгании и т. п. в зоне обработки доминирует силовой фактор. У стальных деталей в поверхностном слое образуется пластически деформированный слой (наклеп), у которого различают три зоны: Рис. 8. Структура поверхностного слоя обработанной поверхности1 —     микротрещины; 2 —     наводораживание;               Зоны пластически деформируемого слоя3 —     измельчение зерен; h —     глубина дефектного слоя 1. Зона резко выраженной деформации — дефектный слой с измельченным зерном, значительными искажениями кристаллической решетки, деформированной структурой, наличием механических повреждений с резким повышением твердости материала. 2. Зона деформации с характерной текстурой: вытянутыми в направлении рабочего движения инструмента зернами; наволакиванием одних зерен на другие. Твердость материала в этой зоне заметно снижается по сравнению с прилегающей к поверхности. 3. Зона перехода от наклепа к исходному материалу.

При доминирующем влиянии силового фактора в поверхностном слое образуются напряжения сжатия, уровень и глубина залегания которых с увеличением глубины и степени наклепа возрастают (рис. 9). Это присуще грубым методам обработки. Рис. 9. Характерная эпюра остаточных напряжений в поверхностном слое

При получистовой и чистовой обработках с изменением режима и других условий, начинает заметно проявляться тепловой фактор и остаточные напряжения под поверхностью могут менять знак, т. е. быть растягивающими.

При черновой и чистовой обработках стальных заготовок пластическая деформация распространяется на глубину от 50 до 300 мкм; при обдирке-до 1000 мкм.

ГОСТ в документации заказчика

С 1 июля 2016 года в Закон № 44-ФЗ внесли изменения, направленные на то, чтобы применение ГОСТов и техрегламентов при госзакупках стало общим правилом. Заметьте — именно общим правилом, а не прямой обязанностью.

Дело в том, что согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, с одной стороны, должны использовать ГОСТы при описании объекта закупки, в то время как раньше такой обязанности на них не возлагалось. C другой стороны, в этом пункте так же как и прежде говорится, что если заказчик не пользуется ГОСТами и техрегламентами, то он должен обосновать необходимость использования других показателей. Выходит, что возможность обойтись без ГОСТа при описании объекта закупки у заказчиков как была, так и осталась.

Судите сами, вот сравнение старой и новой редакций п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Старая редакция Новая редакция
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Сказанное подтверждается и в комментариях Минэкономразвития России. Так, по мнению Департамента развития контрактной системы министерства, из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ по-прежнему следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.

По мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3517).

Готовим заявку на участие в тендере с учетом ГОСТов

На вебинаре разберемся с алгоритмом подачи заявки на участие в тендере Смотреть

В другом письме Департамент добавляет, что указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Но тут же делает оговорку: учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы: ссылаться на ГОСТ заказчик:

а) не обязан;

б) вправе;

в) ему это рекомендуется делать;

г) ограничиться только данной ссылкой ему все же нельзя, и наряду с ссылкой на стандарт нужно указывать конкретные параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.

Главные показатели экономичности автомобиля следующие:

  1. Первоначальная стоимость, которая зависит от:
    • а) веса конструкции;
    • б) сложности изготовления;
    • в) стоимости материалов.
  2. Амортизационные расходы, которые тем ниже, чем больше долговечность конструкции.
  3. Эксплуатационные расходы, состоящие из:
    • а) расхода топлива;
    • б) расхода шин;
    • в) расхода масла и других эксплуатационных материалов;
    • г) стоимости обслуживания;
    • д) стоимости хранения (размеры и устройство гаража).

В данном случае мы рассматриваем автомобиль в движении, поэтому первые две группы расходов не имеют значения. Из третьей группы следует выделить расход топлива и расход шин, так как эти расходы непосредственно связаны с движением автомобиля. Остальные расходы зависят в основном от конструктивного решения отдельных механизмов и частично от компоновки автомобиля (например, от удобства доступа к точкам обслуживания, от габаритных размеров и веса автомобиля).

Экономичность автомобиля обычно оценивают, прежде всего по расходу топлива. Но какую нужно выбрать меру и в каких условиях измерять расход?

Прежде всего нужно отличать расход топлива двигателем от расхода его автомобилем. Расход топлива двигателем зависит от развиваемой мощности и времени работы. Чтобы сравнивать экономичность двигателей, удобно подсчитывать расход топлива на каждую лошадиную силу за час работы. Полученную величину называют удельным расходом топлива и обозначают через ge.

Приведем пример: двигатель развивает мощность 40 л. с. и при этом расходует в час 13 л топлива. Удельный вес топлива равен 0,75 г/см^3, поэтому двигатель расходует 13 X 0,75 X 1000 = 9750 г в час. Отсюда находим удельный расход:

Удельный расход топлива правильно характеризует экономичность работы двигателя, но он не пригоден для оценки экономичности автомобиля. Экономичность автомобиля зависит и от расхода топлива, и от выполненной при этом работы, которую обычно считают пропорциональной пройденному расстоянию.

Эксплуатационный расход топлива вычисляют путем деления суммарного расхода за возможно больший период времени на число пройденных сотен километров (включая расход топлива на стоянках, при езде накатом, при прогреве двигателя, т. е. весь расход). Например: за месяц автомобиль прошел 4527 км или 45,27 сотен км и израсходовал 510 л топлива.

Эксплуатационный расход составляет:

Эксплуатационный расход является важнейшим измерителем экономичности автомобиля; для каждого типа автомобилей установлены государственные нормы эксплуатационного расхода топлива.

Для более скорой проверки экономичности находят контрольный расход топлива (тоже в л/100 км). Контрольный расход определяют на ровном шоссе (без больших подъемов и спусков) при движении полностью нагруженного автомобиля на определенном расстоянии ПО, 50. 100 или 200 км) с примерно постоянной скоростью (60—80 км/час для легковых автомобилей и 30—40 км/час для грузовых) без применения наката. Измерять расход топлива можно путем доливки топлива в бак; бак автомобиля полностью заправляют перед заездом, а после заезда доливают, используя мерную посуду или взвешивая долитое топливо.

Стоимость перевозки в значительной степени зависит от стоимости израсходованного топлива. Поэтому часто определяют расход топлива на перевозку одного пассажира или 1 т груза. Приведем примеры:

  • автомобиль М-20 «Победа» при пяти пассажирах расходует на шоссе 11 л/100 км или 2,2 л/100 пасскм (2,2 литра на 100 пассажирокилометров);
  • грузовой автомобиль ЗИЛ-150 с нагрузкой 4 т расходует в тех же условиях 29 л/100 км или 7,25 л/100 ткм (7,25 литра на 100 тоннокилометров).

Моторные масла

В отдельную категорию выделяются эксплуатационно-смазочные материалы. Одной из их разновидностей являются моторные масла. Они обеспечивают:

  • снижение износа подвижных элементов из-за трения благодаря созданию на поверхности прочной и тонкой масляной пленки;
  • уплотнение зазоров в местах соединений;
  • отведение тепла от подвижных деталей;
  • удаление продуктов износа, загрязнений из зон трения;
  • защиту металлических элементов от коррозии;
  • предотвращение образования отложений любого вида.

К моторным маслам сегодня выдвигают повышенные требования:

  • оптимальная вязкость на всех режимах работы;
  • хорошие смазывающие качества;
  • низкий показатель испарения, расслоения и вспенивания;
  • защита от коррозии, низкая окисляемость смазки;
  • малый расход масла при работе мотора;
  • длительный срок эксплуатации без ущерба для системы;
  • сохранение качеств при хранении и транспортировке.

Основными качествами масла являются вязкость и устойчивость к низким температурам. Сегодня применяется три группы моторных масел:

  • синтетика (полностью из искусственных компонентов);
  • минеральный состав (производится в ходе переработки нефти);
  • полусинтетика (в составе присутствуют минеральные и синтетические соединения).

Существуют определенные нормы расхода эксплуатационных материалов, которые зависят от многих факторов. Стоит отметить, что у синтетических разновидностей смазочной продукции этот показатель выше. Норма на угар будет на 30-40% выше, чем у минеральных составов. Поэтому синтетические масла меняют гораздо реже. Это более совершенные составы, способные обеспечить качественную защиту узлов и механизмов даже в нагруженных условиях.

У синтетических масел вязкостно-температурные характеристики лучше, за счет чего расход топлива машины снижается на 4-5%. Но при этом стоит отметить, что далеко не для всех моторов подходит синтетика. Для двигателей нового образца это лучший вариант. Но для моторов с пробегом, которые устанавливались на автомобилях в прошлом, подходит только минеральная смазка. Неправильный выбор типа состава приводит к быстрому разрушению механизмов.

1.1. Общие сведения


Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рисунок 1.1), которые составляют две группы, связанные и не свя­занные с движением автомобиля.

Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свой­ства, характеризующие выполнение им транспортных и специ­альных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального обо­рудования. Эти свойства определяют приспособленность автомо­биля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удоб­ство его использования.

Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная эконо­мичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.

Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом опреде­ляют эффективность и удобство использования автомобиля.

Что же представляют собой эксплуатационные свойства авто­мобиля? Дадим определения этим свойствам.

Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, опреде­ляющие диапазоны изменения скоростей движения и максималь­ные ускорения разгона в различных дорожных условиях при рабо­те в тяговом режиме.

Тяговым называется режим движения автомобиля, при кото­ром от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подво­дятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.

Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорож­ных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его от­носительно поверхности дороги.

Топливная экономичность — это свойство автомобиля, опреде­ляющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.

Рисунок 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля

Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на ру­левое управление.

Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля от­клоняться вследствие увода колес от направления движения, за­данного рулевым управлением.

Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.

Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направле­ние движения и противостоять силам, стремящимся вызвать за­нос или опрокидывание автомобиля.

Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими до­рогами.

Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обес­печивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.

Экологичность — это свойство автомобиля минимально загряз­нять окружающую среду отработавшими газами и шумом.

Безопасностью движения называется свойство автомобиля дви­гаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свой­ство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, манев­ренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопас­ность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомоби­ля, грузов и других материальных ценностей.

Вместимость представляет собой свойство автомобиля, опре­деляющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.

Прочностью называется свойство автомобиля работать без по­ломок и неисправностей.

Долговечность — это свойство автомобиля работать без интен­сивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.

Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и тру­доемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представ­ляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.

Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называет­ся свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.

6.2. Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач

Представленная на рис. 6.1 тяговая характеристика соответствует автомобилю ограниченной проходимости с колесной формулой 4 х 2, в трансмиссии которого установлена только механическая ступенчатая коробка передач и отсутствует дополнительная ко­робка передач. Однако в трансмиссии полноприводных автомоби­лей, тяжелых грузовых автомобилей и автомобилей-тягачей, ра­ботающих с прицепами и полуприцепами, кроме основной уста­навливают еще и дополнительные коробки передач: делитель, демультипликатор или раздаточную коробку. Они позволяют улуч­шить тягово-скоростные свойства, повысить проходимость и топ­ливную экономичность автомобиля.

Делитель (мультипликатор) представляет собой повышающую коробку передач. Он устанавливается перед основной коробкой передач и увеличивает число ее передач в 2 раза. Обычно он имеет две передачи: прямую с передаточным числом и = 1 и повышаю­щую с и < 1.

Рис. 6.3. Тяговые характеристики автомобилей с дополнительными коробками передач:

а — с делителем; б — с демультипликатором; I—IV — передачи;———-вклю­чена повышающая передача;———-включена понижающая передача

Тяговая характеристика автомобиля с делителем представлена на рис. 6.3, а, где штриховыми линиями показано изменение тя­говой силы на ведущих колес автомобиля при включенной по­вышающей передаче делителя. Из рисунка видно, что делитель не увеличивает передаточные числа коробки передач и тяговую силу на ведущих колесах, а только уменьшает разрыв между переда­точными числами соседних передач и расширяет диапазон пере­дач и значений тяговой силы.

Демультипликатор является понижающей коробкой передач. Он устанавливается за основной коробкой передач и увеличивает в 2—3 раза ее передаточные числа и количество передач. Он имеет две или три передачи: прямую с передаточным числом и = 1 и понижающие с и > 1.

На рис. 6.3, б приведена тяговая характеристика автомобиля с демультипликатором. Штрих-пунктирными линиями показано из­менение тяговой силы при включенной понижающей передаче демультипликатора. Из тяговой характеристики следует, что де­мультипликатор увеличивает передаточные числа и количество передач, а также значения тяговой силы на ведущих колесах авто­мобиля, существенно расширяя их диапазон.


Раздаточная коробка представляет собой понижающую короб­ку передач. Она устанавливается в трансмиссии полноприводных автомобилей и увеличивает передаточные числа и количество пе­редач коробки передач, а также тяговую силу на ведущих колесах автомобиля. В автомобилях со всеми ведущими колесами раздаточ­ная коробка выполняет функции демультипликатора.

Тяговая характеристика автомобиля с раздаточной коробкой при включенной понижающей передаче раздаточной коробки имеет такой же вид, как у автомобиля с демультипликатором (см. рис. 6.3, б).

Технологические свойства

Технологические свойства характеризуют способность материала подвергаться различным способам холодной и горячей обработки.

1. Литейные свойства.

Характеризуют способность материала к получению из него качественных отливок.

Жидкотекучесть – характеризует способность расплавленного металла заполнять литейную форму.

Усадка (линейная и объемная) – характеризует способность материала изменять свои линейные размеры и объем в процессе затвердевания и охлаждения. Для предупреждения линейной усадки при создании моделей используют нестандартные метры.

Ликвация – неоднородность химического состава по объему.

2. Способность материала к обработке давлением.

Это способность материала изменять размеры и форму под влиянием внешних нагрузок не разрушаясь.

Она контролируется в результате технологических испытаний, проводимых в условиях, максимально приближенных к производственным.

Листовой материал испытывают на перегиб и вытяжку сферической лунки. Проволоку испытывают на перегиб, скручивание, на навивание. Трубы испытывают на раздачу, сплющивание до определенной высоты и изгиб.

Критерием годности материала является отсутствие дефектов после испытания.

3. Свариваемость.

Это способность материала образовывать неразъемные соединения требуемого качества. Оценивается по качеству сварного шва.

4. Способность к обработке резанием.

Характеризует способность материала поддаваться обработке различным режущим инструментом. Оценивается по стойкости инструмента и по качеству поверхностного слоя.

Эксплуатационные свойства характеризуют способность материала работать в конкретных условиях:

1. Износостойкость – способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения.

2. Коррозионная стойкость – способность материала сопротивляться действию агрессивных кислотных, щелочных сред.

3. Жаростойкость – это способность материала сопротивляться окислению в газовой среде при высокой температуре.

4. Жаропрочность – это способность материала сохранять свои свойства при высоких температурах.

5. Хладостойкость – способность материала сохранять пластические свойства при отрицательных температурах.

6. Антифрикционность – способность материала прирабатываться к другому материалу.

Эти свойства определяются специальными испытаниями в зависимости от условий работы изделий.

При выборе материала для создания конструкции необходимо полностью учитывать механические, технологические и эксплуатационные свойства

Амортизационные жидкости

К техническим жидкостям относятся различные эксплуатационные материалы. Одной из разновидностей является состав, предназначенный для систем гашения колебаний кузова. Это амортизационные жидкости, которые применяются в амортизаторах телескопического типа. Это позволяет сделать ход автомобиля более плавным при езде по плохой дороге.

Маловязкие жидкости служат в системе рабочим телом. Их изготавливают преимущественно на нефтяной основе. Основным показателем, который применяется для определения свойств амортизационной жидкости, является ее вязкость. Особенно высокие требования выдвигаются к этой характеристике при минусовых температурах. В противном случае работа амортизаторов заметно ухудшается. Подвеска может быть из-за этого заблокирована. Поэтому сегодня применяются составы на синтетической основе.

Амортизационная жидкость должна обладать соответствующими показателями теплопроводности, теплоемкости, высокими смазывающими свойствами. Она не должна быть склонной к пенообразованию, окислению. Важными качествами является механическая стабильность, показатель испаряемости, совместимости с элементами конструкции, особенно с уплотнителями из резины.

Моторные масла

В отдельную категорию выделяются эксплуатационно-смазочные материалы. Одной из их разновидностей являются моторные масла. Они обеспечивают:

  • снижение износа подвижных элементов из-за трения благодаря созданию на поверхности прочной и тонкой масляной пленки;
  • уплотнение зазоров в местах соединений;
  • отведение тепла от подвижных деталей;
  • удаление продуктов износа, загрязнений из зон трения;
  • защиту металлических элементов от коррозии;
  • предотвращение образования отложений любого вида.

К моторным маслам сегодня выдвигают повышенные требования:

  • оптимальная вязкость на всех режимах работы;
  • хорошие смазывающие качества;
  • низкий показатель испарения, расслоения и вспенивания;
  • защита от коррозии, низкая окисляемость смазки;
  • малый расход масла при работе мотора;
  • длительный срок эксплуатации без ущерба для системы;
  • сохранение качеств при хранении и транспортировке.

Основными качествами масла являются вязкость и устойчивость к низким температурам. Сегодня применяется три группы моторных масел:

  • синтетика (полностью из искусственных компонентов);
  • минеральный состав (производится в ходе переработки нефти);
  • полусинтетика (в составе присутствуют минеральные и синтетические соединения).

Существуют определенные нормы расхода эксплуатационных материалов, которые зависят от многих факторов. Стоит отметить, что у синтетических разновидностей смазочной продукции этот показатель выше. Норма на угар будет на 30-40% выше, чем у минеральных составов. Поэтому синтетические масла меняют гораздо реже. Это более совершенные составы, способные обеспечить качественную защиту узлов и механизмов даже в нагруженных условиях.


У синтетических масел вязкостно-температурные характеристики лучше, за счет чего расход топлива машины снижается на 4-5%. Но при этом стоит отметить, что далеко не для всех моторов подходит синтетика. Для двигателей нового образца это лучший вариант. Но для моторов с пробегом, которые устанавливались на автомобилях в прошлом, подходит только минеральная смазка. Неправильный выбор типа состава приводит к быстрому разрушению механизмов.

6.5. Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой

Значение тяговой силы, необходимой для движения, ограни­чено вследствие действия силы сцепления колес с дорогой.

Под силой сцепления понимают силу, противодействующую скольжению колеса относительно поверхности дороги. Она равна силе трения, возникающей в месте контакта колеса с дорогой.

Сила сцепления

Рсц = Rzφ,

где Rzнормальная реакция дороги; φ — коэффициент сцепле­ния.

Равномерное качение колеса без скольжения и буксования воз­можно только при выполнении условия РТ < РсцЕсли тяговая сила

больше силы сцепления т> Рси), то автомобиль движется с про­буксовкой ведущих колес. Это происходит, например, тогда, ког­да при движении по сухой дороге он попадает на участок со скольз­ким покрытием. Если же автомобиль стоял на месте, то не только движение, но и его трогание с места невозможны.

Коэффициент сцепления. Этот коэффициент во многом опре­деляет значение силы сцепления. В зависимости от направления скольжения колеса относительно поверхности дороги различают коэффициенты продольного φ х и поперечного φ усцепления. Эти коэффициенты зависят от одних и тех же факторов, и можно счи­тать, что они практически равны (φ х = φ у).

На коэффициент продольного сцепления ц>хоказывают влия­ние многие конструктивные и эксплуатационные факторы. Он определяется экспериментально. Ниже приведены средние зна­чения фх для различных дорог и состояний их поверхности:

                                                                 Сухое       Мокрое

Асфальтобетонное шоссе……………….  0,7…0,8     0,35…0,45

Дорога с щебенчатым покрытием ….  0,6…0,7      0,3…0,4

Грунтовая дорога…………………………..  0,5…0,6      0,2…0,4

Снег……………………………………………..      0,2             0,3

Лед………………………………………………..      0,1             0,2

Рассмотрим, как влияют различные конструктивные и эксплу­атационные факторы на коэффициент продольного сцепления.

Тип и состояние покрытия дороги. На сухих дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления имеет наибольшее значение, так как в этом случае он обусловливается не только трением сколь­жения, но и межмолекулярным взаимодействием материалов ко­леса и дороги (механическим зацеплением). На мокрых дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления существенно уменьшается (в 1,5 — 2 раза) по сравнению с сухими дорогами, так как между колесом и дорогой образуется пленка из частиц грунта и воды. На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зави­сит от внутреннего трения в грунте и сопротивления грунта срезу.

Рис. 6.6. Рисунки протектора шин:

а, б — дорожный; в, г — универсальный; д—з — повышенной проходимости

Рисунок протектора шины (рис. 6.6). Дорожный рисунок про­тектора обеспечивает наибольший коэффициент сцепления на дорогах с твердым покрытием, универсальный — на дорогах смешанного типа, а рисунок протектора повышенной проходимо­сти — в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. По мере изнашивания рисунка протектора значение коэффициента сцеп­ления уменьшается.

Внутреннее давление воздуха в шине. При увеличении давле­ния воздуха в шине (рис. 6.7, а) коэффициент сцепления сначала возрастает, а затем уменьшается.

Рис.  6.7. Зависимости коэффициента сцепления от давления воздуха в шине (а), скорости движения (б) и вертикальной нагрузки на колесо (в)

Скорость движения. При увеличении скорости движения (рис. 6.7, б) коэффициент сцепления сначала возрастает, а по­том падает.

Нагрузка на колесо. Увеличение вертикальной нагрузки на ко­лесо (рис. 6.7, в) приводит к незначительному уменьшению ко­эффициента сцепления.

Коэффициент сцепления существенно влияет на безопасность движения. Его недостаточно высокое значение вызывает много­численные аварии и несчастные случаи на дорогах. Как показали исследования, по этой причине происходит 15% общего числа Дорожно-транспортных происшествий, а в неблагоприятные пе­риоды года — около 70 %. Исследованиями установлено, что для обеспечения безопасного движения значение коэффициента сцеп­ления должно составлять не менее 0,4.

Corolla с пробегом

Не каждый автовладелец может потянуть стоимость покупки нового транспорта. Подержанный экземпляр сохраняет отличный внешний вид благодаря качественному металлу кузовных деталей и головной оптики

Также нет никаких нареканий к двигателю и коробке, но подвеске стоит уделить особое внимание

Амортизаторы потребуют замены на новые при пробеге около 100-120 тысяч километров, шаровые выйдут из строя примерно на этом же рубеже. Оригинальные сайлентблоки не стучат даже на 150 000 км, однако уже начинают покрываться микротрещинами. Тормозные диски следует заменить на 90 000 пробега.

Стоимость запчастей на «Тойоту» не опустошит кошелек автовладельца, а благодаря наличию дубликатов и оригинальных деталей практически в любом магазине ремонт не затянется на долгие месяцы.

Двигатель и трансмиссия исправно работают даже на больших пробегах при своевременной замене масел, фильтров и дополнительных расходников.

Цены на авто с пробегом снижаются с каждым годом, но к «Королле» это не относится. Нередко автовладельцы продают подержанный автомобиль даже за большую сумму спустя несколько лет эксплуатации.


С этим читают