Проверка и замена предохранителей

Содержание

Причины отказов и диагностика.

Выход из строя электронного блока управления – явление, встречающееся нечасто. Причиной поломки могут стать:


  • монтаж электрооборудования (например, во время ремонта, установки сигнализации, видеорегистраторов, навигационных или развлекательных комплексов) специалистами, не имеющими соответствующего уровня квалификации.
  • Изменение полярности питающего напряжения бортовой сети на противоположную.
  • Снятие клеммы с аккумулятора во время работы двигателя, например, для запуска другого автомобиля.
  • Включение стартера при отключенных силовых проводниках.
  • Воздействие высоких напряжений на датчики или электрические провода авто.
  • Короткое замыкание в проводке.
  • Пробой в высоковольтной части системы зажигания.
  • Нарушение герметичности корпуса, проникновение влаги и окрестили агрессивных химических веществ, вызывающее коррозию элементов и проводников на печатной плате.
  • Механические повреждения вследствие удара, нарушение монтажа под действием вибрации.
  • Перегрев устройства, значительный резкий перепад температур.

Судить о выходе из строя ЭБУ достаточно просто:

  • Двигатель не заводится или стартует после нескольких попыток;
  • Наблюдается нестабильная работа силового агрегата;
  • Наблюдается срабатывание исполнительных механизмов или систем автомобиля с нарушением алгоритмов;
  • Отсутствует реакция на изменения сигналов датчиков.

Большинство автомобилистов считают, что электронный блок управления не подлежит ремонту, при выходе из строя нуждается в замене. В действительности значительная часть неисправностей может быть устранена собственными руками или подготовленными электронщиками.

Определить характер поломки можно самостоятельно, подключив ЕCU через специальный шлиф и диагностический разъем к ПК или специализированному стенду. При этом проводится анализ хранящейся в ЭРПЗУ информации об ошибках системы.

Видео о самостоятельной диагностике автомобиля.

Блок в салоне

Маджентис 1

Находится под панелью приборов, со стороны водителя за защитной крышкой.

Схема

Обозначение

RR НТО IND 10A Обогреватель заднего стекла, обогреватель зеркал заднего вида
HAZARD 10A Аварийная сигнализация, указатели поворотов
RRFOG 15A Задние противотуманные фары
A/CON 10A Кондиционер
ETACS 10A ETACS, система дистанционного управления замками дверей
DR LOCK 15A Привод замков дверей
P/SEAT 25A Сиденье с электроприводом
T/LID OPEN 15A Привод замка багажника
STOP LP 15A Стоп-сигналы
HL/P 10A Передние фары
AJBAG IND 10A Подушка безопасности
T/SIG 10A Указатели поворотов
A/COM SW 10A Проводка системы кондиционирования
ACC SOCKET 15A Розетка для дополнительного оборудования
S/HTR 15A Обогрев сидений
A/BAG 15A Подушка безопасности
B/UP 10A Фонари заднего хода
CLUSTER 10A Комбинированный фонарь
START 10A Выключатель пуска
SP1 15A Резерв
SP2 15A Резерв
SP3 15A Резерв
SP4 15A Резерв
D/CLOCK 10A Цифровые часы
TAIL(LH) 10A Габаритные огни, подсветка номерного знака, задние фонари
AUDIO 10A Аудиосистема
WIPER 20A Стеклоочиститель
ROOM LP 10A Фонари освещения салона, фонари подсветки проемов передних дверей
TAIL(RH) 10A Габаритные огни, подсветка номерного знака, задние фонари
C/LIGHTER  15A Прикуриватель
EPS  10A Электроснабжение блока EPS

С обратной стороны блока могут находится некоторые реле: реле блокировки замков дверей, резистор об­мотки возбуждения, реле задних габаритов, реле электродвигателя стеклоподъемников, реле обогревателя заднего стекла и обогревате­лей боковых зеркал.

Маджентис 2

Расположен в торце панели слева.

Фото — пример исполнения

Схема

Назначение

H/LP 10А Передние фары
A/CON SW 10А Кондиционер
START 10А Пуск двигателя
P/SEAT RH 30А Сиденье с электроприводом (справа)
P/WDW RH 25А Стекло подъемник (справа)
WIPER 25А Передний дворник
MIRR HTD 10А Обогрев наружного зеркала заднего вида
RR FOG 15А Задний противотуманный фонарь
P/SEAT LH 30А Сиденье с электроприводом (слева)
P/WDW LH 25А Электро стеклоподъемник (слева)
SPARE 10А Запасной предохранитель
MODULE-2 10А Кластер (реле вентилятора, люк, реле стеклоочистителя, панель, датчик дождя, реостат, реле обогрева)
W/DEICER 15А Антиобледенитель
TAIL RH 10А Задний фонарь (справа)
TAIL LH 10А Задний фонарь (слева)
EPS 10А Усилитель руля
A/CON 10А Кондиционер
SAFETY PWR 20А Окно безопасности
A/BAG IND 10А Предупреждение о подушке безопасности
A/BAG 15А Воздушная подушка
DR LOCK 25А Центральный замок
SPARE 10А Запасной предохранитель
CLUSTER 10А Кластер
MODULE-1 10А Зуммер BWS, выключатель ESP
HAZARD 15А Предупредительный световой сигнал опасности
STOP LP 15А Стоп свет
SPARE 15А Запасной предохранитель
TELL TALE 15А Часы
T/LID OPEN 15А Открыватель крышки багажника
ADJ PEDAL 10А Отрегулируйте реле педали
SPARE 15А Запасной предохранитель
T/SIG 10А Световой сигнал поворота
TPMS 10А TPMS
BLOWER MTR 10А Ветилятор кондиционера
MEMORY 15А Кластер ( ETACS, A / C, Часы, Комнатный светильник)
AUDIO 15А Аудио
C/LIGHTER 15А Прикуриватель
D/CLOCK 10А Часы

Блок под капотом

Он находится в левой части моторного отсека, рядом с аккумулятором.

Magentis 1

Фотография

Пример Схемы

Расшифровка предохранителей

COMD FAN 20A Вентилятор кондиционера
PWRWIND 40A Электропривод окон
ABS 2 30A ABS
IGN SW-1 30A Замок зажигания
ABS 1 30A ABS
IGN SW-2 30A Замок зажигания
RAD FAN MTR 30A Электропривод вентилятора радиатора
1 FUEL PUMP 20A Топливный насос
2 HD LP LO 15A Ближний свет фар
3 ABS 10A Система ABS
4 INJECTOR 10A Форсунка
5 A/С COM PR 10A Компрессор кондиционера
6 ATM RLY 20A Реле ATM
7 ECURLY 30A Реле электронного блока управления двигателем
8 IG COIL 20A Катушка зажигания, датчик неисправности системы зажигания
9 OZSNSR 15A Кислородный датчик
10 ECU 15A Электронный блок управления двигателем, реле топливного насоса, электромагнитный клапан принудительной вентиляции картера, сервопривод регулятора оборотов хх, дпкв
11 HORN 10A Сигнал
12 HEAD LP HI 15A Фары дальнего света
13 HEAD LP WASH 20A Электродвигатель омывателя фар
14 DRL 15A Система противоугонной системы
15 FRFOG 15A Передние противотуманные фары
16 HEAD LP LO RH 15A Ксеноновые фары
17 SPARE 30 A Запасной предохранитель
18 SPARE 20A Запасной предохранитель
19 SPARE 15A Запасной предохранитель
20 SPARE 10A Запасной предохранитель
21 BLOWER 30A Вентилятор отопителя
22 PWR FUSE-2 30A Силовой предохранитель 2
23 FWRAMP 20A Усилитель аудиосистемы
24 SUNROOF 15A Люк, диагностический разъём
25 VAIL LP 20A Реле Задних габаритов
26 PWR FUSE-1 30A Силовой предохранитель 1, блок предохранителей в салоне (предохранители 2,3,7,8,9)
27 ECU 10A Электронный блок управления двигателем
28 RRHTD 30A реле Обогрева заднего стекла и боковых зеркал.

Описание реле

HORN RELAY Реле сигнала
HDLP_LOW RELAY Реле фар
RAD FAN_HI RELAY Реле вентилятора радиатора
RAD FAN_LOW RELAY Реле вентилятора радиатора
F/PUMP RELAY Реле топливного насоса
WIPER RELAY Реле стеклоочистителя
START RELAY Реле стартера
ATM CONT RELAY Реле автоматического управления коробкой передач
A/CON RELAY Реле кондиционера

Magentis 2


Схема

Назначение

I/P B+ 2 50А На панели B +
ABS 2 40А ABS
DRL 15А Дневные ходовые огни
HORN 15А Сигнал
H/LP LOW 15А Фары
F/PUMP 20А Топливный насос
H/LP HI 15А Фары
ECU 10А Блок управления двигателем
ABS 1 40А ABS
ALT 125/150A Генератор
SPARE 10А Запасной предохранитель
SPARE 15А Запасной предохранитель
SPARE 20А Запасной предохранитель
FRTFOG 15А Передний противотуманный фонарь
ECU RELAY 30А Блок управления двигателем
POWER AMP 20А Усилитель звука
SPARE 15А Запасной предохранитель
SPARE 20А Запасной предохранитель
P/OUTLET 25А Розетка
RAD FAN 30/40A Вентилятор радиатора
PCU 10А Датчики системы управления силовой передачей, ТЦУ
ABS 10А ABS
S/WARMER 25А Подогрев сидений
ATM 20А Автоматическое управление коробкой передач
S/ROOF 20А Люк в крыше
SPARE 20А Запасной предохранитель
BACK UP 10А Фонарь заднего хода
RR HTD 40А Обогрев заднего стекла
IGN 1 30А Зажигание
B+ 30А В панели B +
TAIL 20А Задний свет
A/CON 10А Кондиционер
ECU-1 20А Блок управления двигателем
IGN COIL 20А Катушка зажигания
SNSR 3 10А Датчики
BLOWER 40А Вентилятор
IGN 2 30А Зажигание
SNSR 2 15А Датчики
HORN RELAY Реле сигнала
HDLP_LOW RELAY Реле фар
RAD FAN_HI RELAY Реле вентилятора радиатора
RAD FAN_LOW RELAY Реле вентилятора радиатора
F/PUMP RELAY Реле топливного насоса
WIPER RELAY Реле стеклоочистителя
MAIN RELAY Главное реле
START RELAY Реле стартера
ATM CONT RELAY Реле автоматического управления коробкой передач
A/CON RELAY Реле кондиционера

Дополнительный блок

Устанавливается в передней части под копотного пространства в моделях маджентис с дизельными двигателями.

Описание

GLOW PLUG FUSIBLE LINK 80А Свеча пред пускового подогрева, Воздушный обогреватель
PTC HEATER #1 FUSIBLE LINK 50А Реле обогревателя PTC 1
PTC HEATER #2 FUSIBLE LINK 50А Реле обогревателя PTC 2
PTC HEATER #3 FUSIBLE LINK 50А Реле обогревателя PTC 3
FUEL FILTER HEATER FUSIBLE LINK 40А Обогреватель топливного фильтра
GLOW PLUG RELAY Реле свечи пред пускового подогрева
PTC HEATER RELAY #1 Реле обогревателя PTC 1
PTC HEATER RELAY #2 Реле обогревателя PTC 2
PTC HEATER RELAY #3 Реле обогревателя PTC 3
FUEL FILTER HEATER RELAY Реле обогревателя топливного фильтра

На этом всё. Если остались вопросы или хотите дополнить материал, пишите в комментарии.

Основные контролируемые параметры.

Для обеспечения функционирования узлов и агрегатов автомобиля, блок управления проводит сбор и обработку сигналов следующих датчиков:

  • Температуры — двигателя, жидкости в системе охлаждения, окружающей среды;
  • Расхода воздуха и подачи топлива;
  • Режима холостого хода;
  • Положения автомобиля на полосе, антиизноса, АБС и других систем безопасности;
  • Скорости, количества оборотов двигателя, положение коленвала и распредвалов;
  • Наклона дроссельной заслонки и положения педали газа;
  • Давления жидкости в тормозной системе;
  • Климата в салоне и датчиков кондиционера;
  • Гидроусилителя или электрического усилителя руля;
  • Напряжения в бортовой сети автомобиля.

Набор обрабатываемых сигналов зависит от модели и модификации авто (например, для внедорожников с пневматической подвеской требуется контроль ее состояния). В наиболее престижных марках и комплектациях число опрашиваемых датчиков составляет несколько десятков.

Устройства, которыми управляет ЭБУ:

  • дроссельная заслонка и элементы системы подача воздуха (например, турбокомпрессоры);
  • устройства системы подачи топлива (инжекторы, форсунки, когда впрыск топлива осуществляется под контролем электроники);
  • система управления фазами газораспределения;
  • электронные распределители системы зажигания;
  • вентилятор системы охлаждения;
  • соленоиды и клапаны для переключения передач в автоматических и роботизированных коробках;
  • муфты блокировки дифференциалов;
  • печка, кондиционер и другие устройства климат-контроля;
  • головной свет, освещение салона;
  • стеклоподъемники;
  • элементы электрооборудования автомобиля.

Как и количество датчиков набор управляемых исполнительных механизмов зависит от марки, модели, комплектации, вариантов исполнения автомобиля. В машинах бизнес или премиум класса число команд управления может превосходить набор, характерный для бюджетных авто, на порядок.

Пример схемы устройства:

Блок предохранителей в моторном отсеке

Как правило, один из нескольких предохранительных блоков скрывается под крышкой двигательного отсека автомобиля. У Тойоты Аква он расположен неподалеку от резервуара охлаждающей жидкости и аккумуляторной батарейки. Верхняя часть его прикрыта крышкой из качественного пластика.

Схема предохранителя:

  1. SPARE – запасной вариант предохранителя;
  2. DRL – внешнее световое устройство для улучшения видимости днем;
  3. H−LP – галогенная светотехника левого освещения;
  4. LO RH – газоразрядная светотехника правого освещения;
  5. H-LP LO LH – 10 – галогенная светотехника левого освещения, 15 – газоразрядная светотехника правого освещения;
  6. RH – правая светотехника для улучшения видимости ночью;
  7. H−LP HI LH – левая светотехника для улучшения видимости ночью;
  8. EFI — система распределенного впрыска топлива;
  9. AM2 – Зажигание двигателя;
  10. HORN – звук;
  11. HEV – гибридная установка;
  12. P CON MAIN – электронное противоугонное устройство;
  13. ETCS – управляющее устройство заслонки дросселя;
  14. BATT FAN – вентиляция HV Battery;
  15. HAZ – сигнал аварийного оповещения;
  16. DOME – аудиосистема;
  17. FR FOG – фары для улучшения видимости в условиях непогоды;
  18. CDS FAN – вентиляция охлаждающей системы;
  19. PS HTR – устройство поддержания оптимального климата;
  20. RDI – регулирование мотора.

Как демонтировать ЭБУ?

Снять контроллер собственными руками несложно:

  • Производятся операции, обеспечивающие доступ к устройству, например, частичный демонтаж центральной консоли или разборка панели приборов.
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО снимается минусовая клемма аккумулятора чтобы избежать возникновение аварийных ситуаций с подключенным блоком.
  • Снимаются фиксирующие защелки или хомуты на шлейфах датчиков, исполнительных механизмов и питания.
  • Отсоединяются разъемы.
  • Выкручиваются фиксирующие болты и вынимается ЭБУ.

Решение о ремонте или замене принимается на основании диагностики. В любом случае выход из строя влечет значительные расходы – стоимость блоков для отечественных автомобилей лежит в пределах 10-20 тыс. руб., для иномарок 14-50 тыс.руб. (в зависимости от класса авто). Ремонт обойдется 40 — 50% указанных сумм.

Видео с инструкцией по замене блока ECU на моделях ВАЗ.

Редактор калибровок EcuLite

EcuLite предназначен прежде всего, вовсе не для зубров и монстров калибровки, хотя им тоже будет, безусловно, полезен. Этот продукт ориентирован на пользователей, у которых не стоит задача тонкой кропотливой настройки работы ДВС, продукт предназначен для быстрого решения простых повседневных задач – оперативно избавить авто от «ненужных» компонентов, понизить евронормы, сделать авто чуть послушнее и немного динамичнее

И, что немаловажно, имеет при этом гораздо более демократичную цену, в несколько раз ниже, чем у инженерных модулей, произведенных по A2L или путем реверс-инжиниринга

EcuLite не имеет доступных аналогов по редактированию прошивок Toyota Denso

И, что немаловажно, не имеет аналогов в своей ценовой категории

Программа строится по модульному принципу – сам пользователь формирует конфигурацию программы по своим требованиям. Стартовый пакет программы Eculite предполагает минимальную цену «вхождения в продукт»: нужно лишь приобрести ключ защиты и любой из имеющихся модулей.

В настоящее время редактором поддерживается линейка моделей Denso 1.6L – 3.5L, 2.8D, позволяющий производить чип-тюнинг, настройку и оптимизацию автомобилей Toyota (Avensis, Corolla, Camry, RAV4, Highlander, Hilux, Landcruiser Prado); Mitsubishi Melco 3th Generation (Lancer, Outlander); Volkswagen (Caddy, Golf, Passat, Touran).

Для редактирования доступны основные калибровки: угол опережения зажигания (УОЗ), маска детектирования ошибок связанных с неисправностью каталитического нейтрализатора (для Denso доступна расширенная маска ошибок), клапана рециркуляции отработавших газов (EGR), датчика концентрации кислорода (Oxygen sensor), таблицы характеристики дроссельной заслонки, таблица оптимального момента, запроса крутящего момента и др.  Для дизельных систем доступны карты давления наддува, запроса крутящего момента, фазы начала впрыска, времени впрыска, давления топлива, таблица клапана рециркуляции (EGR), маска детектирования ошибок и др. Количество калибровок (зависит от карты) от 30 до 80.

Скриншоты рабочих экранов программы:


Минимальные системные требования:  процессор с тактовой частотой не менее 1,8GHz; RAM 2Gb или более; TrueColor не менее 1024×768, USB-порт; ОС Windows 7, 8, 8.1, 10 (32- или 64-разрядные).

Программа скачивается бесплатно, для работы программы необходим эл. ключ, стоимость ключа 2300 руб. (+ стоимость доставки). Ключ приобретается один для всех модулей и только совместно с первым модулем.

Разблокирование приобретенных модулей не имеет особенностей и производится с помощью ввода кодов, генерируемых по номеру ключа.

Физическая реализация.

У автомобилистов, не сталкивавшихся с заменой и ремонтом электронного блока управления нередко складывается впечатление, что ЭБУ по конструкции близок к ПК или ноутбуку (за исключение дисплея). В действительности реализация блока несколько отличается – точнее аналогия с системной платой компьютера.

Фактически контроллер представляет собой единую печатную плату, расположенную в плоском малогабаритном корпусе (линейные размеры редко превышают 20-30 см, а толщина 3-5 см). Корпус выполняют из пластика (вариант применяется для ЭБУ, установленных в салоне) или алюминия (сплавов).

Производители максимально герметизируют блок, чтобы предотвратить попадание влаги и агрессивных химических веществ (особенно, если устройство монтируется под капотом автомобиля).

На корпусе располагаются разъемы (чаще всего, 2) для подключения шины стандарта CAN. Кроме того большинство ECU комплектуется диагностическим разъемом.

Поскольку некоторые силовые ключи, управляющих исполнительными механизмами, также установлены на плате, часть корпуса может представлять собой оребренную металлическую поверхность для обеспечения эффективного теплоотвода.

Печатная плата — микропроцессорное или микроконтроллерное устройство в сборе, с установленными:

  • Одним или несколькими микропроцессорами или контроллерами, обеспечивающими обработку сигналов датчиков, расчет управляющих воздействий и выдачу сигналы управления.
  • Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи, обеспечивающие согласование сигналов и преобразование из аналоговой формы в цифровую и наоборот (при необходимости).
  • Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ, RAM) предназначенное для временного хранения данных, обрабатываемых в текущий момент времени.
  • Программируемое постоянное запоминающие устройство (ППЗУ, PROM) в котором хранится основная программа работы блока, алгоритмы обработки сигналов датчиков и расчёта управляющих воздействий.
  • Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ, EEPROM). Используется для временного независимого хранения кодов доступа и эксплуатационных параметров, например, пробега, расход топлива, наработки двигателя.

ЭРПЗУ выполняет важную функцию — регистрация и хранение данных о сбоях и ошибках:

  • время работы двигателя с превышением температуры, допустимой частоты вращения, пропусками воспламенения смеси;
  • информацию о неверных на показаниях датчиков детонации, массового расхода воздуха или концентрации кислорода;
  • движение с превышением допустимой скорости;
  • состояние бортовой сети и пр.

ЭРПЗУ — энергонезависимое устройство, здание в котором сохраняются даже при полном отключении бортовой сети, что позволяет использовать хранимых данных для точной диагностики неисправностей.

В большинстве моделей ЭБУ на плате находятся силовые транзисторные ключи для управления исполнительными механизмами и выдачи сигналов на реле и соленоиды.

Видео с описанием принципа работы блока, очень подробно.

Предохранители и блоки в салоне Land Cruiser 100

Схема предохранителей в салоне для LHD-компоновки с 1998 по 2003 года

Предохранители в Тойоте Ленд Крузер 100, выпущенной с 1998 по 2003 года, для левосторонней компоновки (LHD) располагаются слева (если смотреть со стороны салона авто). Рядом по схеме находится:

  • плавкие вставки настроек рулевой колоны, реле поворотных указателей — №1, №4;
  • транспондер ключа (контролирующий компьютер) — №5;
  • узел, управляющий блокировкой дверей, и ETC — №6, №7;
  • блочок, включающий/выключающий поворотные фары — №1;
  • AHC или реле конструкции, созданной для управления кузовной высотой — №22;
  • основной блочок подушек безопасности (находится практически в центре салона) — №21;
  • управляющий блочок — №19;
  • замедляющий датчик — №20;
  • контрольные блоки приборной панели и противоугонной системы (располагаются выше, по центру) — №10, №11.

В отличие от указанной комплектации, в Тойоте Ленд Крузер LHD выпуска 2003-2007 годов, предохранители компьютера автотранспондера ключа (№5) расположены справа, а вместо распредблока или реле MTR (справа) установлен предохранительный блок (№17).

Схема предохранителей в салоне для LHD-компоновки с 2003 по 2007 год

Блок плавких вставок в салоне TLC 100 (1998 – 2002)

Схема блока предохранителей в салоне

Крузак 100 имеет в салоне плавкие предохранители (предохранительные блоки), отключающие при необходимости:

  • электропривод зеркал Ленд Крузер 100  (MIRR) — №1;
  • подушки безопасности, преднатяжение ремней (SRS) — №2;
  • ABS, механизм впрыска, другие подушки/ремни, сигнал, говорящий о разрядке (IGN) — №4;
  • прикуриватели, автоантенну, аудиосистему (CIGAR) — №3;
  • прогрев заднего стекла (DEFOG) — №15;
  • стеклоподъёмники, замок, люк, изменения положения рулевого колеса, ABS, привод для сидений (POWER, ECU-IG) — №5, №21;
  • сигналы STOP — №13;
  • освещение (DOME) — №6;
  • конструкцию для контроля положения кузова (AHC-IG, AHC-B) — №7, №18;
  • управляющую блокиратором дифференциала схему (DIFF) — №8;
  • индикаторы сервисных предупреждений, коробку передач, задние огни, (GAUGE) — №9;
  • омыватели, стеклоочиститель (WIPER) — №10;
  • приспособление для холостого хода мотора (I/UP) — №11;
  • задний обогреватель (RR HTR) — №20;
  • противотуманки, находящиеся спереди (FR FOG) — №12;
  • задний кондиционер (RR A.C) — №14;
  • противоугонную систему, регулирование руля, ходовые огни дневные (ECU-B) — №16;
  • освещение номера, габаритные, ходовые фары, панельную подсветку (TAIL) — №17;
  • разъём диагностический (OBD) — №19;
  • розеточку (PWR OUTLET) — №22.

Узлы предохранителей LC 100 (2002 – 2007)

Схема левого блока предохранителей в салоне

Левый блок плавких вставок Ленд Крузер 100 включает в себя контроль отключения:

  • прикуривателя (CIG) — №2;
  • кондиционера (A/C) — №16;
  • схемы впрыска бензина (AM1, ECU−IG1) — №4, №12;
  • подогрев для заднего стекла, топлива (DEFOG, FUEL HTR) — №5, №7;
  • обогревателя дополнительного (POWER HTR) — №8;
  • снижения токсичности (EFI NO.2, ECD NO.2) — №10;
  • компиляции нескольких приборов (GAUGE1) — №11;
  • розеток (PWR OUTLET) — №1;
  • навигатора (ECU−B1) — №13;
  • конструкции для питания прицепа Ленд Крузер 100 (BATT CHARGE) — №15;
  • фонарей, сигнализирующих об остановке машины (STOP) — №17;
  • диагност-разъёма Ленд Крузер 100 (OBD−2) — №18;
  • холостого хода (IDEL UP) — №19;
  • привода сиденья слева (LH SEAT) — №20;
  • центр.замка, стеклоподъёмников (DOOR) — №21;
  • подсвечивания приборной панели (ACC) — №3;
  • системы блокировки (DBL LOCK) — №14;
  • люка Ленд Крузер 100 (SUN ROOF) — №22;
  • заднего очистителя автостекла (RR WIPER) — №23;
  • управления кузовным положением (AHC−B, AHC−IG) — №6, №9.

Перегоревший и исправный предохранитель

Land Cruiser 100 (предохранители узла справа):

  • зарядка для автоприцепа (BATT CHARGE) — №18;
  • замок центральный, стеклоподъёмники (ECU−B2) — №1;
  • омыватель (WASHER) — №3;
  • регулирование наклона/высоты руля (TIL&TEL) — №20;
  • салонное освещение Ленд Крузер 100 (DOME) — №5;
  • рулевое управление (VGRS) — №6;
  • левые стеклоподъёмники (P/W (FL), P/W (RL)) — №7, №8;
  • стеклоочиститель (WIPER) — №9;
  • кондиционер, расположенный сзади (ECU−IG2, RR A/C) — №10, №21;
  • схема полного привода (DIFF) — №2;
  • подогревание сидений (SEAT HTR) — №11;
  • свет для автомобильного R-хода (GAUGE2) — №12;
  • комбинация приборов (MET) — №13;
  • система распределенного впрыска (ING) — №14;
  • противоугонка (SECURITY) — №15;
  • задний, передний правые стеклоподъёмники (P/W (RR) и P/W (FR)) — №16, №17;
  • аудиосистема (RADIO) — №4;
  • электропривод правого сиденья (RH SEAT) — №22.

Схема правого блока предохранителей в салоне

Блоки предохранителей под капотом TLC 100

Схема блоков в моторном отсеке


Схема предохранителей Тойоты Ланд Крузера включает в себя (расположены в правой части подкапотного пространства):

  • схему обогрева дополнительного — №7;
  • жидкости для охлаждения — №8;
  • кондиционерного вентилятора — №9;
  • фаровых очистительных приспособлений — №10;
  • предохранительные блочки (в том числе силовые) — №4, № 12;
  • узел контроля за левой фарой — №6;
  • реле свечей — №3;
  • основное реле лебедки — №2;
  • узел управления форсунками (EDU) — №1.

Узел плавких вставок (2002 – 2007)

Схема блока предохранителей в моторном отсеке (2002 – 2007)

Блок предохранителей Тойота Ленд Крузер 100 (плавких вставок), находящийся под капотом, отключает:

  • распределяющую впрыска бензина систему (ST1 или WIP−S) — №5;
  • свет для автомобильного прицепа (TOWING, TOWING TAIL) — №6, №17;
  • обогревание для зеркал (MIR HTR) — №7;
  • зарядную систему (ALT−S, FR−IG) — №10, №15;
  • свет для огней-противотуманок (FR FOG) — №12;
  • освещение автоприцепа, а конкретно стоп-фары (TOWING BRK) — №13;
  • спецреле: R 1 – обогреватель (HTR), R 2, R 3, R 4 – ABS-system (ABS-MTR1, ABS-MTR2, ABS-SOL), R 5 –управление автомотором (EFI, ECD), R 6 – регулировка расположения кузова (AHC), R 7, R 8 – насосы, по которым поступает бензин (C/OPN, F/PUMP), R 9 – стартер;
  • омыватель фар (HEAD CLNER) — №14;
  • подсвечивание панели приборной (PANEL) — №16;
  • габаритные фары (TAIL) — №18;
  • плавкая вставка «ECU_B2» (BAT) — №19;
  • заднее отопление (RR HTR) — №8;
  • телефон (TEL) — №20;
  • аудиосистему (AMP) — №21;
  • топливную сис-му (EFI NO.1, ECD NO.1, ETCS) — №22, №24;
  • автосигнал звуковой (HORN) — №25;
  • ближний, дальний свет (HEAD (RH−LWR), HEAD (LH−LWR), HEAD (RH−UPR), HEAD (LH−UPR)) — №27, №28, №29, №30;
  • IGN- (AM2) — №23;
  • аварийную сигналку, поворотные огни (HAZ−TRN) — №9;
  • ABS-ку (ABS NO.2, ABS NO.1) — №31, №32;
  • AHC-спецсистему, управляющую местоположением кузова (AHC) — №33;
  • запуск (STARTER) — №34;
  • плавкие вставки «BAT», «AMP», «HAZ-TRN», «ALT-S» (SHORT PIN A, SHORT PIN B) — №35, №36;
  • предпусковой подогрев двигателя (GLOW) — №37.

Оставьте заявку и получите диагностику АКПП в подарок

  • ГлавнаяСтатьиДиагностика Диагностика ЭБУ

Причины неисправностей ЭБУ

Электронный блок управления – необходимая составляющая АКПП. Без него работа коробки передач невозможна. Поэтому задача автовладельца – следить за его бесперебойной работой. Далее рассмотрим, какие возможны неисправности в работе ЭБУ и как их устранить.

Зачем это нужно?

Проблемы с ЭБУ распространены. Часто они проявляются у подержанных авто. Поскольку иномарки покупаются не новыми в большом количестве, услуги специалистов, способных сделать качественный ремонт АКПП, востребованы.

Электронное управление размещается:

  1. Вне коробки. Преимущество – удобное расположение, открытый доступ к агрегату для проведения ремонта и диагностики. Минус – множество проводов, которые могут быть повреждены.
  2. Внутри коробки. Преимущество – минимальное количество проводов, соединяющих датчики, расположенные на трансмиссии, с «мозгом» управления автомобилем. Недостаток – подверженность воздействию температур, особенно высоких. Это приводит к перегреву и возникновению неисправностей. Чтобы провести ремонт, до такого механизма, расположенного внутри, сложно добраться, что также усложняет процедуру и увеличивает ее стоимость.

ЭБУ, как и любой другой механизм может выйти из строя. Но проблема состоит в сложности ремонта. Во-первых, это дорого. Во-вторых, не всегда целесообразно. Иногда проще заменить вышедший из строя агрегат на новый. Поскольку в ЭБУ большое количество плат, микросхем, всевозможных датчиков, в случае поломки необходимо проанализировать каждый из них. Выполнить такую работу может только специалист, поскольку для этого необходимо дорогостоящее профессиональное оборудование. Самостоятельно определить, что произошло с ЭБУ, не получится.

Причины неисправностей

Различают следующие:

  1. Механическое воздействие.
  2. Перепад температуры.
  3. Попадание влаги.
  4. Наличие заводских недоработок.
  5. Некорректный стиль вождения (спортивная езда, езда по ямам, выбоинам, движение в пробках).
  6. Отсутствие прогрева АКПП в холодное время года.
  7. Нарушение сроков обслуживания, в частности замены масла.

После диагностики будет выявлено, почему не работает ЭБУ:

  1. Повреждение одного из датчиков (например, датчика положения распределительного вала или расходомера воздуха).
  2. Нарушение целостности проводки или соединений.
  3. Неполадки в исполнительных устройствах.

Неисправность определяется в момент диагностики. На используемом оборудовании высвечивается код, который представляет собой сочетание цифр, определяющих проблему. Прочитать и распознать коды можно с помощью специального сканера.

Сложность состоит в том, что некоторые повреждения не определяются с помощью сканера, что может усложнить диагностику и увеличить срок проведения.

Когда ЭБУ перестает функционировать, управление автомобилем становится невозможным. В лучшем случае машина перейдет на работу в аварийном режиме (с включением только третьей передачи). Не эксплуатируйте долго неисправный автомобиль. Действия направляются на то, чтобы в короткие сроки доставить авто в сервисный центр. Воспользуйтесь услугами эвакуатора. В худшем случае автомобиль полностью прекратит движение.

Доверяйте ремонт только автосервисному центру. Не стоит исправлять неполадки в работе ЭБУ в гаражах у частных мастеров. Это не дает гарантии на работу. А она необходима, потому что работа ЭБУ не всегда предсказуема и вы не можете знать, в какой момент и где возникнет проблема.

При замене вышедшего из строя ЭБУ важно правильно определить модификацию устройства. Установка неподходящего оборудования приведет к выходу из строя всей системы управления авто

Видео «Неисправности электронного блока управления»

Из видео вы узнаете, как устраняются неполадки ЭБУ.

Карбюраторные автомобили шли с конвейера без мозгов, так как все управление в них реализовано механически. С приходом инжекторных систем питания машины начали наполняться всевозможной электроникой. Обработкой информации от датчиков и генерацией управляющих сигналов занимается ЭБУ. Выход его из строя способен полностью обездвижить железного коня, поэтому к модулю управления следует относится с повышенной внимательностью.

Блоки под капотом

Главный блок предохранителей и реле

Он расположен рядом с аккумуляторной батареей.

Фото пример

Схема

Назначение

I/P B+ 2 40А Распределительная коробка приборной панели
HORN RELAY Реле звукового сигнала
H/LP LOW RELAY Реле фар (ближний свет)
H/LP HI RELAY Реле фар (дальний свет)
ABS 2 40А Блок управления системой ABS/ESP
DRL 15А Блок управления дневными ходовыми огнями
HORN 15А Реле звукового сигнала, Реле звукового сигнала противоугонной сигнализации
H/LP LOW 15А Реле фар (ближний свет)
F/PUMP 20А Реле топливного насоса
H/LP HI 15А Реле фар (дальний свет)
ECU 10А Блок TCM, генератор, Блок ECM
ALT ERNATOR 125/150А Генератор
RAD FAN HI RELAY Реле вентилятора радиатора (высоких оборотов)
RAD FAN LOW RELAY Реле вентилятора радиатора (низких оборотов)
F/PUMP RELAY Реле топливного насоса
ABS 1 40А Блок управления системами ABS/ESP
SPARE 15А Запасной предохранитель
MAIN 30А Реле управления двигателем
SPARE Запасной предохранитель
P/AMP 25А Усилитель
SPARE 15А Запасной предохранитель
S /ROOF 20А Блок управления люком
RAD FAN 40А Реле вентилятора радиатора
PCU 10А Генератор импульсов, Блок управления двигателем (ECM), Реле вентилятора радиатора, Выключатель стоп-сигнала, датчик присутствия воды в топливе
ABS 10А Блок управления ABS/ESP, Много функциональный диагностический разъем
S/ WARMER 20А Реле подогрева сидений
ATM 20А Реле управления ATM
TAIL 20А Реле задних фонарей
SPARE 20А Запасной предохранитель
BACK-UP 10А Датчик скорости автомобиля, Выключатель фонаря заднего хода, Переключатель режимов коробки передач
WIPER RELAY Реле стеклоочистителей
MAIN RELAY Главное реле
RR HTD 40А Реле устройства для предотвращения запотевания заднего стекла
IGN 1 40А Замок зажигания (ACC, IG1)
I/P B+ 1 30А Распределительная коробка приборной панели
ACC SOCKET 20А Задняя розетка подключения внешних потребителей
A/CON 10А Реле кондиционера
START RELAY Реле стартера
ECU-1 20А БЛОК ECM
IGN COIL 20А Катушка зажигания (для бензинового двигателя)
SNSR 3 15А Реле кондиционера воздуха, Форсунка, Лямбда-датчик, Привод турбо нагнетателя изменяемой геометрии, Реле вентилятора радиатора
BLOWER 40А Реле вентилятора
ATM CONT RELAY Реле управления ATM
IGN 2 30А Замок зажигания (IG2, START), Реле стартера
A/CON RELAY Реле кондиционера
SNSR 2 15А Реле топливного насоса, Датчик кислорода, Привод управления рециркуляции отработанных газов (EGR), Реле свечи предпускового прогрева, Реле No1 нагревателя PTC
SNSR 1 15А Блок управления иммобилайзером, Датчик положения распределительного вала, Датчик расхода воздуха, Контрольный масляный клапан, Электромагнитный клапан управления продувкой накопителя топливных паров, Привод управления оборотами холостого хода, электронный привод управления подачей топлива

Дополнительный блок предохранителей и реле

Используется только для дизельных двигателей.

Расшифровка элементов

1 Реле свечей накаливания
2 Реле дополнительного отопителя
3 Реле дополнительного отопителя
4 Реле дополнительного отопителя
5 Реле подогревателя топливного фильтра
F1 30A Подогреватель топливного фильтра
F2 80A Свечи накаливания
F3 40A Дополнительный отопитель
F4 40A Дополнительный отопитель
F5 40A Дополнительный отопитель

С этим читают