Ё-мобиль

[править] См. также

  • Marussia
  • Отечественный автопром
Ё-мобиль — неотъемлемая часть транспортной жизни этой страны.
Мета  Top Gear • VIP-атрибуты • Автожур • Автомобильные номера • Зарубежный автопром • ОСАГО • Отечественный автопром
Заповедники  /au/ • /tr/ • auto.ru • ru_auto • Южный Порт
Типажи  Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист
Вёдра передвижения  Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль
Лоховозки  Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка
Хрустоциклы  Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер
Летающие гробы  De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154
Шушпанцеры  БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • МАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь
Кошмары  Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик
Направления  Вокруг • M4 • Нахуй
Спецсоревнования  Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • • Формула 1 • Электричкинг
Мемы  • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом?
Фанаты  Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки (Болашенко) • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики

[править] Общая информация

Проектированием модельного ряда Ё-мобилей занимается российская компания «Ё-авто». В декабре 2010 — феврале 2011 компания Ё-авто показала прототипы 4 будущих моделей Ё-мобиля. В апреле 2011 компанией «Ё-авто» был открыт прием заявок на будущие Ё-мобили. В настоящее время строится завод под Санкт-Петербургом, запуск которого намечен на сентябрь 2012 года. Предполагаемая мощность завода — 10 тыс. автомобилей в год.


Олигарх из России Михаил Прохоров, являющийся одним из инвесторов производства Ё-мобилей сделал следующие заявления:

  • 8 февраля 2011
    • вначале планируется получить западную сертификацию, а потом российскую, которая будет завершена ориентировочно в мае 2012 г.
    • Ё-мобили на 90 % будут состоять из отечественных комплектующих, причем компания «ё-АВТО» сама будет контролировать или в кооперации с подконтрольными партнёрами производство основных компонентов (двигателя, шасси и пр.).
    • новый диапазон цен на будущие гибриды: от 320 тыс. руб. до 12 тыс. евро (то есть около 480 тыс. руб.)

[править] ё-Crossback EV

Несотря на закрытие проекта, осенью 2014 года было сообщено, что Михаил Прохоров выделил 1 млн евро на создание 4 действующих экземпляров ё-мобиля, получивших название ё-Crossback EV. ё-Crossback EV построен по другой схеме, нежели предыдущие экземпляры ё-мобилей и представляет собой классический электромобиль, а не гибрид на суперконденсаторах. Отмечается, что в основе нового варианта автомобиля — «тележка» известного прежде ё-мобиля, однако дизайн кузова — более агрессивный. Ходовая часть почти не претерпела изменений, в качестве силовой машины использованы фирменные «ёшные» мехатронные модули. Модуль массой 58 кг содержит асинхронный электродвигатель, системы управления и жидкостного охлаждения, высоковольтную электронику и редуктор. Пиковая мощность — 60 кВт, в номинале — 30 кВт. Долговременный крутящий момент — 200 Н·м. Машина как и ранее — полноприводная. Один из экземпляров был подарен В. В. Жириновскому, и таким образом М. Прохоров выполнил данное ранее обещание.

Не апробированные технологии: вместо заключения

Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…

Интересно!

Начало: Илон Маск, основавший PayPal, решил выпускать нишевые электрогибриды. После покупки стартапа Tesla, в штате которой прагматики-компьютерщики, стало ясно, что своими силами создать машину не выйдет.

Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).

Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.

Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.

[править] Что нам обещали?

Работа воображаемого движка

Философия Ё

Прохоров активно форсил свой продукт, обещая кучу инноваций и прорыв в автомобилестроении — после того, как создадут ё-мобиль, все бензиновые тачки можно будет выкинуть на помойку. Вот неполный список обещанных инноваций и просто фич:

  • Работает от двух видов топлива — бензина и экологичного метана. Что разумно, ведь автомобиль, не работающий на бензине, в этой стране и заправить-то негде, за исключением некоторых южных губерний.
  • Накопитель энергии на суперконденсаторах — обещана повышенная ресурсоёмкость и более быстрая зарядка/разрядка, что приведёт к более эффективной рекуперации энергии при торможении. Бирюков, конечно же, поливает говном литий-ионные аккумуляторы — не заряжаются на холоде, взрываются, мало циклов заряд/разряд. А суперконденсаторный накопитель будет устойчив даже к сибирским морозам!
  • Несущий кузов (монокок) повозки будет состоять из сотового полипропилена, армированного базальтовым волокном. Создатели утверждают, что подобное решение лучше обычного жестяного кузова, ввиду более эффективного распределения энергии удара. После аварии кузов нельзя будет выправить и впарить — только сменить детали или вообще весь кузов целиком в ремонтной мастерской автодилера, что, во-первых, по утверждениям, займёт не более чем один день, а во-вторых, безопаснее чем «сваренные посередине пятёрки». Единственно очевидное преимущество прохоровского кузова — он не требует покраски, поскольку используется «родной цвет» пластмассы. Ну и никакой ржавчины и коррозии, опять же. И вес — пустого — в 650 кг. Кроме того, новые кузовы будут состоять на треть из трупиков старых.
  • Из-за того, что кузов пластиковый, заводу не нужен большой конвейер с тысячами роботов или китайцев, клепающих и красящих его. В результате выгодно строить маленькие заводы мощностью 10-50 тыс. автомобилей в год, вместо километрового гиганта на сотни тысяч вёдер и тазов.
  • Разгон до 100 км/ч за 8-10 секунд в среднем. Есть три режима: «спорт», «эко» и «скользко». Бурление вызвало ограничение скорости автомобиля в 130 км/ч, из соображений безопасности. А как же погонять? Однако ограничение скорости, скорее всего, техническое, то есть выше не поднять в принципе. В дело пошел тонкий маркетологический ход — чтобы не пугать поциентов раньше времени, решили сказать, что скорость ограничена специально.
  • Расход бензина 3,5 литра на 100 км. Такой расход планируется за счет гибридной схемы и рекуперации энергии при торможении, а также благодаря использованию суперконденсаторов и меньшему весу машины. Впрочем, Приус и Шеви Вольт также имеют функцию рекуперации, и их расход в городском режиме редко падает ниже 5-6 л/100. А на трассе рекуперация вообще смысл теряет, что приводит к тому, что авто жрет по полной.
  • Около 80% деталей — разработки российских инженеров. Правда, не ясно до конца, достоинство это или недостаток.
  • Климат-контроль, синий зуб, музыкальный центр, читающий USB-флэшки, и тому подобные свистелки и перделки.
  • ГЛОНАСС, куда ж без него. GPS, правда, тоже будет.
  • Вместе с ключами, для того чтобы заводить тачку, будут мобилы. Ё-мобилы. Две ё-мобилы прилагаются в комплекте. Особенно это доставит пользователям тогда, когда они выйдут за пределы зоны покрытия сотовой связи.

Немало вопросов оставил вырвиглазный дизайн. Впрочем, создатели сказали, что как раз на дизайне решили сэкономить. Зачем простым смертным красивые тачки?

История «Ё-мобиля»

По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.

Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.

Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?

2011 год

Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.

Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:

  • революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
  • запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
  • отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
  • рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.

Идея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.

Интересно! Первые каршеринг-сервисы открылись в РФ только в конце 2015 года.

2012 год

Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.

2013 год


В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.

В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.

В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.

2014 год

Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.

Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.

https://youtube.com/watch?v=5WLxKka2H9U

Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.

Скепсис иностранных партнеров быстро улетучился

— Мне достаточно много приходилось общаться с иностранными поставщиками в ходе работы над компонентами электроники и силового привода. И отношение, конечно, было первоначально скептическое. Тем не менее им нужно было продавать свой товар, а тут приехал покупатель. Скепсис длился до той поры, пока они не приехали к нам, и мы их не покатали на готовых автомобилях. Ходовые качества прототипов их поразили. После этого они пошли навстречу, серьезно подвигались по цене. Отношение сильно поменялось. И возросла конкуренция между компаниями, производящими силовые модули, потому что многие захотели участвовать в проекте. Они увидели перспективу, — рассказывает Олег.

— У производителей механических компонентов тоже был поначалу заметен некоторый скепсис, но к моменту выхода предсерийных прототипов он прошел. Приведу пример с компанией GKN. Она поставляла редуктор, который мы встроили в электрическую машину с инвертором. Нам необходимо было немного изменить их серийный образец, и по этому поводу мы общались с компанией в Германии, непосредственно с разработчиками. Первые полчаса немцы были категорически против. Но к концу переговоров они не возражали против доработок. И к моменту выхода прототипов у них уже новый редуктор был на стадии завершения испытаний и было готово производство, — вспоминает Григорий.

— В принятии технических решений нас не ограничивали, но, конечно, это не было проектом, где мы все делали, как хотели. Были строгие рамки техзадания, ежедневные совещания. Но у нас присутствовало понятие творчества. Да, любое решение может быть как дешевым, так и дорогим. Но мы действовали в рамках здравого смысла, дурью маяться никто не давал. Люди работали опытные, и им не приходилось объяснять очевидные вещи, — говорит Олег.

В индустриальном парке «Марьино» под Санкт-Петербургом началось строительство завода, который будет выпускать одноименные автомобили.

Сегодня в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-Петербургом гораздо чаще обычного звучала буква «ё». Там началось строительство завода, который будет выпускать одноименные автомобили.

Автор идеи Михаил Прохоров на церемонии рисовал радужные перспективы, объявив, что уже подумывает о ё-экспорте. По словам миллиардера, окупаться «Ё-мобиль» будет за пять лет, а починить его можно будет в любом автосервисе.

Корреспондент НТВ Илья Федосов проводил съемку.

Закладка автозавода  дело серьезное, но сегодняшнюю церемонию можно назвать самой веселой в истории отечественного автомобилестроения. На всем ее протяжении и официальные лица, и журналисты постоянного говорили «ё». И в данном случае это было оправданно, учитывая креативное название линейки будущих народных автомобилей.

Когда решался вопрос, где возводить ё-мобильный завод, Санкт-Петербург сразу рассматривался в числе главных претендентов. Во-первых, здесь уже накоплен достаточный опыт строительства автозаводов. Во-вторых, городское руководство испытывает явные симпатии к ё-концепции.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга: «Когда представляли „Ё-мобили“, я посидела во всех типах, и говорю искренне и честно: мне нравится идея, мне нравится дизайн. Мне нравится то, что это гибридные автомобили, это будет экологически и экономически эффективный автомобиль».

Создатели «Ё-мобиля» называют свою машину самой прогрессивной в стране авторазработкой. Ё-генератор может работать как на бензине, так и на газе. Да и возможность заправлять машину электричеством из обычной розетки подкупает сама по себе.

Михаил Прохоров, предприниматель: «Чтобы конкурировать с большими концернами, необязательно тратить десятки миллиардов долларов. Достаточно запустить потенциал нашего народа. И вот в этом автомобиле уникально именно это, что более 20 решений, самых сложных, были сделаны нашими инженерами. Вот в этом, я считаю, основная уникальность этого проекта».

Церемония закладки также прошла нестандартно  в стиле «Ё», как уже принято говорить здесь. После марша барабанщиц гости запустили под землю памятные капсулы, выполненные в виде шаров для боулинга. После чего грянул ё-салют.


Закладка ё-завода стала ощутимым аргументом в споре с ё-скептиками, которые сомневаются, что такой амбициозный проект может быть осуществлен в столь короткие сроки. Безусловно, на данном этапе стройплощадка ё-завода производит достаточно скромное впечатление.

Пока это выглядит, как стоящий в чистом поле оранжевый ангар с буквой «Ё» на фасаде, но потенциально  это автогигант, который будет выпускать до 50 тысяч «Ё-мобилей» в год.

Новости СМИ2

Предполагаемые технические характеристики

Последовательная схема Ё-мобиля

Автомобиль предполагалось выпускать в трёх вариантах кузова. В качестве моторного топлива мог использоваться как бензин, так и газ (метан). В качестве главного источника энергии предполагалось использовать ДВС мощностью 60 л. с., спаренный с электрогенератором. Вырабатываемый ток запасается в накопителе (суперконденсаторе) и передаётся на два ведущих электромотора (по одному на каждую ось), которые через дифференциалы вращают колёса, реализуя схему . Всё электрооборудование управляется специально разработанной единой компьютерной системой, минимизирующей количество проводки в машине. Приборная панель снабжена электронным табло и блоком сенсорного управления. По состоянию на 27 января 2012 года для всех моделей заявлены следующие параметры (символом «*» обозначены позиции, снижающие стоимость стандартной комплектации):

  • несущий кузов из полипропиленового композитного материала;
  • силовая установка — скомбинированный с электрогенератором обычный ДВС мощностью 45 кВт/60 л. с.;
  • электрическая трансмиссия с постоянным полным приводом или передним приводом* (по одному бесколлекторному электродвигателю мощностью 25 кВт/33,5 л. с. (максимальная — до 50 кВт) на каждую ведущую ось), с системой рекуперации энергии и накопителем в виде суперконденсатора ёмкостью 50 фарад;
  • запас хода — до 700 км при работе ДВС и до 2 км — только на энергии накопителей;
  • розетка 220 В на 20 кВт (розетка в данном авто, в отличие от электромобилей, служит не для подзарядки, а наоборот — для снабжения электроэнергией потребителя);
  • ёмкость бензинового бака — 20 л, запас сжатого природного газа эквивалентен 14 м³ в несжатом виде;
  • ABS и ESP;
  • две подушки безопасности (для водителя и переднего пассажира);
  • круиз-контроль;
  • климат-контроль;
  • головные фары со светодиодными дневными ходовыми огнями;
  • сенсорная панель управления TFT с разрешением 640×480, а также дисплей 8″ с разрешением 800×480;
  • возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей;
  • мультифункциональный руль;
  • бортовой компьютер на основе процессора «Sitara Cortex» производства Texas Instruments, ОЗУ 128 МБ, 256 МБ флеш-памяти, операционная система Android;
  • система навигации ГЛОНАСС и GPS на основе модуля «ГеоС-1» от КБ «ГеоСтар навигация» с возможностью использования бесплатных карт OpenStreetMap, редактирования и загрузки их через Интернет или USB-порт;
  • система автоматического пуска и остановки двигателя;
  • литые или штампованные* колёсные диски с Run-flat-шинами, удерживающими воздух после прокола, позволяя автомобилю продолжать движение со скоростью до 80 км/ч до места ремонта (вследствие этого в ё-мобилях не предусматривается наличия запасного колеса);
  • подвеска колёс: спереди — стойки «макферсон», сзади — ;
  • мультимедийная система, состоящая из:
  • интернет-подключения (4G Yota, возможен другой провайдер);
  • медиаплеера с загрузкой файлов записей из внешних USB-накопителей;
  • мобильного телефона с интерфейсом Bluetooth.
Заявленные технические характеристики ё-микровэн ё-кросс-купе пятидверное ё-кросс-купе ё-фургон
Габаритные размеры (д×ш×в), мм 3925×1750×1549 4065×1832×1495 4011×1722×1640 4200×1855×1822
Количество мест (включая место водителя) 5 2+2 5 2
Количество дверей 5 3 5 3
Количество подушек безопасности 2 2 2 2
Снаряжённая масса, кг 700 650 1100 950
Полная масса, кг 1200 900 1600 1500
Грузоподъёмность, кг 550
Объём грузового отсека/багажника, л 450/1100 4000
Колёсная формула 4×4 (4×2*) 4×4 (4×2*) 4×4 4×4
Тип и посадочный диаметр шин, дюйм R16 (R15*) R17 (R16*) R17 (R16*) R16 (R15*)
Дорожный просвет (клиренс), мм 180 200 210 180
Максимальная скорость (ограничена электроникой), км/ч 120 120 130 130
Время разгона до 100 км/ч, с: 9,9
Режим «Эко» 12 12 12 12
Режим «Спорт» 10 10 8
Режим «Скользко» 14 14 14 14
Расход топлива на 100 км, л 3,5 3,5 4,0 4,0
Запас хода при полной заправке обоих баков, км 700 700 700 700

Особенности, которые обещали создатели ё-мобиля и проекта

  • Радикально снизить количество узлов и деталей (в 2—2,5 раза меньше, чем у обычного автомобиля).
  • Производственный процесс планировалось провести так, чтобы уменьшить инвестиции в оборудование в 2—2,5 раза по сравнению с производимыми в настоящее время автомобилями.
  • Модульную конструкцию, состоящую из 400 взаимозаменяемых блоков, позволяющих упростить производство, обслуживание, ремонт и адаптацию к дальнейшим новым разработкам и к индивидуальным запросам владельца.
  • Концепция кузова изначально предполагала комбинацию пространственной алюминиевой рамы массой около 100 кг с навесными панелями из базальтового волокна, однако позже изменилась в пользу несущей конструкции из композиционного материала на основе полипропилена. Ремонтопригодность такого решения признаётся невысокой (вплоть до необходимости полной замены кузова после серьёзных повреждений), однако это обстоятельство вполне укладывается в концепцию сборки и ремонта модульного автомобиля (предприятия холдинга производят заказную подготовку машинокомплектов, а сборку производят дилерские центры).
  • В качестве накопителя энергии должен был использоваться блок электрических суперконденсаторов (ионисторов) разработанный ЗАО «ЭЛТОН» — участником Инновационного центра «Сколково», массой менее 100 кг, размещаемый под задними сиденьями. Для его полной зарядки требуется 10 минут. Конденсатор ёмкостью 9,6 Ф должен зарядиться за 20—30 с при мощности генератора 30 кВт; разрядиться он должен за примерно такое же время. Впоследствии ионисторы предполагалось заказывать у южнокорейской фирмы.
  • Заявленный межсервисный пробег — 40 тыс. км.
  • Для увеличения ресурса 0,6-литровой энергетической установки ё-мобиля массой 55 кг (35 кг — РЛД с синхронизатором, 20 кг — электрогенератор) предполагалось уменьшить её мощность со 100 кВт до 45 кВт.
  • Цена — от 450 до 490 тыс. рублей
  • Производство автокомплектов планировалось осуществлять на региональных мини-заводах с годовой программой 10 тыс. автомобилей.

Политика

По мнению многих экспертов, проект «ё-мобиля» был не только бизнес-предприятием Прохорова, но также работал на его имидж политика.

Летом 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию «Правое дело», но в сентябре после скандала на предвыборном съезде был отстранен от управления партией и вышел из ее рядов.

Он публично обвинил в причастности к скандалу заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.

Image caption 1 апреля 2011 года на «ё-мобиле» покатался Владимир Путин

После этого компания начала сталкиваться с административными проволочками. В частности, Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство дороги к заводу «ё-АВТО» под Петербургом.

В декабре 2011 года Прохоров объявил о планах баллотироваться в президенты и даже подарил во время теледебатов другому кандидату — председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому —

сертификат на получение «ё-мобиля».

Реакция на проект

Одной из причин закрытия проекта стало участие Михаила Прохорова в президентских выборах 2012 года

Общественность и политические деятели, несмотря на первоначальную заинтересованность проектом, постепенно остывали к нему. Причиной во многом был тот факт, что начало серийного производства постоянно переносилось. К 2012 году большинство стало прочно ассоциировать «Ё-Мобиль» с избирательной кампанией Михаила Прохорова. Заявления прессе от конструкторов становились все более амбициозными как по задумкам, так и по срокам реализации. В то время как сам коллектив нельзя было назвать опытным или высокобюджетным.

Если свести воедино всю критику от профи сферы авто, получается следующая картина:

  • пониженная пассивная безопасность;
  • заявленные ходовые характеристики не могут соответствовать реальным условиям;
  • отказ от бюджетных комплектаций лишает автомобиль «народного» статуса;
  • использование ДВС от FIAT лишает авто статуса «российского проекта»;
  • серьёзные внешние изменения перед каждой новой демонстрацией;
  • предполагаемое использование полимерных материалов в производствах кузова.

Общественность, то есть потенциальные будущие владельцы автомобиля, высказывали мнение, что действующие отечественные производители станут всячески саботировать проект.

Критика проекта

Заявления о начале серийного производства гибридных автомобилей отечественной разработки некоторыми обозревателями воспринимаются как неосуществимые, а всю затею они считают лишь эффектным пиар-ходом, связанным с избирательной кампанией владельца проекта. Эксперты журнала «За рулём» утверждают, что заявления конструкторов являются слишком амбициозными по замыслу и по времени воплощения для столь малоопытного и малобюджетного коллектива, которым является «Ё-Авто».

Проект вызывает недоверие даже у высших чиновников государства. Так, заместитель министра промышленности и экономики Андрей Дементьев высказал сомнение в возможности осуществления проекта. Он в частности заявил: «Всё красиво, всё симпатично, но пока малореально».

Критики проекта указывают на:

  • Низкую пассивную безопасность в связи с невозможностью создать зоны программируемой деформации в монококе.
  • Анонсируемые ходовые характеристики автомобиля рассчитаны для идеальных случаев, в реальных же условиях ёмкости конденсатора может не хватать, что приведёт к заметному дефициту мощности и снижению скорости. В ходовых характеристиках не учтёны расходы энергии на питание системы управления, фар, кондиционера и других внутренних систем.
  • Отказ от дешёвых комплектаций, что, по мнению критиков, выводит ё-мобиль из категории «доступных» городских автомобилей.
  • Использование двигателя зарубежного производства идёт вразрез с идеей создания российского автомобиля, на 90 % состоящего из отечественных комплектующих.
  • Возможные проблемы, которые могут быть выявлены при испытании серийного образца полипропиленового кузова и решение которых усложнится из-за использования купленной под ключ технологии производства.
  • Серьёзное изменение внешнего вида ё-кроссовера, показанного во Франкфурте, по сравнению с изначальным дизайном.
  • Отказ от выпуска ё-микровэна (его описание исчезло с сайта производителя во время проведения Франкфуртского автосалона).
  • Разработка роторно-лопастного двигателя, который рассматривается в качестве будущего силового агрегата была прекращена за малоперспективностью.
  • Смещение сроков открытия первого завода и запуска серийного автомобиля. Таким образом, вместо многократно обещанной даты начала серийного выпуска автомобилей с осени 2012 года, первых моделей следует ожидать не ранее 2015 года.
  • Существующие автопроизводители будут всячески препятствовать появлению на свет нового конкурента.

Создатели ё-мобиля недавно разработали самоходное кресло-коляску

В 2013 году, когда стало понятно, что история с ё-мобилем завершается, трое коллег приняли решение уйти из проекта и организовать свою инжиниринговую компанию — «2ТС Инжиниринг».

— Было бы очень жалко потерять приобретенные знания, опыт, команду, а главное — идею разрабатывать и создавать новые, современные продукты, тем самым развивать инженерное дело, — говорит Владимир Тарасик, учредитель и директор ООО «2ТС Инжиниринг».

Сегодня компания ведет разработки в различных направлениях, будь то роботизированная платформа, электронное устройство, средство передвижения или изделие, используемое в быту. На данный момент успешно реализовано более 20 интереснейших проектов по всему миру в различных отраслях.


— А работает это просто. Вот, к примеру, у вас родилась идея, вы придумали какой-то новый продукт и хотели бы его реализовать «живьем», но у вас даже нет уверенности, что это вообще возможно. Именно в такой момент и наступает необходимость в инжиниринговой поддержке, для того чтобы оценить возможность разработки и производства данного продукта, его востребованность на рынке, стоимость изделия и при необходимости осуществить сопровождение запуска в серийное производство, — объясняет Владимир Тарасик.

Об одной из разработок рассказал главный конструктор ООО «2ТС Инжиниринг» Григорий Целуйко.

Концепция самоходного кресла-коляски имеет несколько решений и уже интересует потенциальных инвесторов

— У нас есть перспективная разработка самоходного кресла-коляски. Оно способно передвигаться по сложным поверхностям, лестницам, пандусам. Главная особенность состоит в том, что кресло обеспечивает сохранение пространственного положения сидящего. Если угол наклона тележки меняется, электроприводы горизонтируют положение кресла. Если он едет по лестнице вверх или вниз, то кресло сохраняет центр тяжести в пределах опорного контура. Диапазон боковых уклонов меньше, но в путевом направлении разработанный механизм обеспечивает уклон до 30 градусов, — Григорий показывает виртуальную модель кресла.

Эта разработка обеспечивает автономную прогулку для людей с ограниченными возможностями в сложных условиях. В «металле» кресла пока не существует — только в виде аванпроекта. Но все технические решения, которые здесь предлагаются, легко могут быть воспроизведены, они уже применяются в серийных изделиях компании. Конструкторы предлагают оснастить кресло системой, которая будет сама определять сложность препятствия и предупрежать пользователя. Также возможно снабдить кресло функцией автономного передвижения, чтобы можно было просто задать ему точку  и кресло само проложило безопасный для человека маршрут.

— При разработке мы учитывали несколько критериев: способность перемещаться и разворачиваться в обычном подъезде и на стандартной лестничной клетке, заезжать через стандартные двери. Заложенная дальность поездки — до 10 км. Еще мы бы хотели реализовать в кресле возможность подъема сиденья на высоту комфортного общения со стоящим человеком. В тех же гипермаркетах это тоже необходимо, чтобы можно было смотреть на полки, расположенные выше уровня глаз. Это же относится к банкоматам. Целевых показателей не было, но мы стремились сделать конструкцию максимально легкой и компактной, — говорит Григорий.

Проект находится на завершающей стадии проработки и в ближайшее время может быть представлен потенциальным инвесторам.

Ё — мобиль: новости 2014

Когда начнутся продажи «ё-мобиля», теперь остается только гадать. Проект могут свернуть окончательно. Бизнесмен Михаил Прохоров от «ё-мобиля» отказался и передал все документы на него Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту.

По данным газеты «Коммерсант», договор о передаче прав был подписан 3 апреля, сумма сделки составила 1 евро.

Закрытие проекта «ё-мобиль»: причина

На официальном сайте группы «Онэксим» сообщается, что компания не видит возможности продавать автомобили по заявленной изначально невысокой цене и при этом вывести проект на самоокупаемость.

«В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля», — заявил гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов.

«На фоне резко падающего спроса на рынке мы также не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости. Все это, а также усложнение и заметное удорожание заимствований отрицательно повлияли на фундаментальные финансовые показатели проекта», — продолжил он.

По словам гендиректора «Ё-авто», которые приводятся на официальном сайте, компании поступали предложения от зарубежных компаний купить проект и его отдельные разработки. Однако решено было, что разработки потребуются для развития отечественного легкового и грузового транспорта.

Результатом команды «Ё-авто» стало «одно из лучших в мире решений по электрической трансмиссии, реализация новейших разработок по суперконденсаторам, создание оригинальной конструкции кузова с использованием современных материалов», сказал Гинзбург.

«Ё — мобиль»: цена

Проект создания отечественного автомобиля миллиардер Михаил Прохоров представил в начале 2010 года. Он показал три образца гибридного автомобиля — хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Планировалось, что машина будет работать на бензине или газе, также в ней должен был быть установлен электромотор.

Прохоров уверял, что машина на 90% будет состоять из отечественных компонентов, и даже двигатель будет собственной разработки. В 2011 году началось строительство завода в индустриальном парке «Марьино» под Петербургом. Инвестиции в проект составили более 250 млн евро.

По планам производство ё-мобиля должно было начаться в 2012 году, но проект все время менялся. Претерпел изменения внешний вид автомобиля, интерьер «выставочных» машин. Оказалось, что двигатели в машине все же будут не отечественные, а производства FIAT. Из линейки исчез фургон.

Изначально планировалось, что ё-мобиль будет стоить от 350 до 450 тыс. рублей. Но цена его все время росла.

Срок проекта перенесли на 2014 год. Спустить первые машины с конвейера обещали в начале 2015 года. Однако в феврале стало известно, что проект откладывается на неопределенный срок.

«Е-авто» (ранее — ООО «Городской автомобиль», по данным СПАРК, принадлежит люксембургской фирме Car Investments SA.


С этим читают