Методы оценки технического состояния оборудования

Проверьте шаровые шарниры

Шаровые опоры являются частью подвески автомобиля. Они обычно запрессованы в рычаг или в цапфу (часть вала или оси, на которой находится опора). То есть шаровая держит поворотный кулак. Например, когда вы начинаете вращать руль, то в движение включается поворотный кулак и ваши колеса начинают вращаться. 


Другими словами шаровая опора соединяет рычаги подвески со ступицей управляемого колеса. 

Повернув руль в определенную сторону, колеса также начинают поворачиваться под наклоном в ту сторону, в которую вы собираетесь поворачивать. В этот момент передние колеса испытывают колоссальную боковую нагрузку. Если бы не было шаровой опоры, то колеса упали бы. Конструкция шаровой опоры держит колеса, а также не дает им перемещаться под большим углом направления.

Для того чтобы увидеть к чему приводит поломка шаровой опоры, и понять какую важную роль выполняет эта деталь подвески, вбейте в поисковую строчку Яндекса или Google следующий запрос «шаровая сломалась» и вы увидите множество ужасных фотографий со сложенными колесами.

Стоит отметить, что поломка шаровой приведет к резкой остановки машины из-за блокировки колеса. На высокой скорости это может привести к катастрофическим последствиям.

На фото вы можете видеть износ шаровой опоры на Honda Accord. В этом автомобиле вырвало шаровую во время движения, и машина улетела в кювет. Но причина поломки шаровой не в ее износе из-за большого пробега, а в состоянии резины. На этом автомобиле на одной из покрышек была грыжа. В результате давление в этой покрышке было другим в отличие от других колес. В результате этого дисбаланса давления, привело к тому, что увеличилась нагрузка на шаровый шарнир. Это отличный пример, как несбалансированное колесо, может оказать влияние на элемент подвески, что в итоге приводит к преждевременному износу нескольких элементов машины. Так что чем раньше вы поменяете резину имеющую грыжу и установите изношенную шаровую опору, тем безопасней будет ваш автомобиль. 

Вот еще фотография, которая показывает вам состояние нижней шаровой опоры

Обратите внимание на состояние резинки шаровой. Резиновый элемент шаровой опоры находится в хорошем состоянии

Состояние этой резинки очень важно

Если в момент технического осмотра своей машины вы увидите поврежденную резинку шаровой опоры, то шарнир придется полностью заменить, поскольку частой причиной выхода из строя шаровой становится повреждение резинки, через которую внутрь опоры начинает попадать грязь и песок, что повреждает смазку шаровой опоры и выводит конструкцию опоры из строя.

Обращаем ваше внимание, что шаровые шарниры могут выйти из строя не только из-за повреждения резинового пыльника и попадания внутрь пыли, песка и грязи. Бывают случаи, когда шаровая опора выходит из строя и без внешних признаков повреждения резинового пыльника

Но, как правило, такие поломки бывают только после длительной эксплуатации автомобиля, когда как поломка шаровой из-за повреждения резинового наконечника может произойти даже при маленьком пробеге машины. 

 

Также стоит отметить, что если пыльник шаровой опоры имеет трещины это не означает что шаровая изношена и имеет дефект. Помните, что если внутрь шарнира не попала влага и грязь, то вероятнее всего опора находится в исправном состоянии, и вам нет надобности ее полностью менять. Достаточно просто заменить только резиновый пыльник.

Проводя визуальный осмотр подвески, для того чтобы понять, безопасен ли автомобиль для передвижения, обратите внимание в первую очередь на состояние шаровых. Во-первых, необходимо осмотреть внешнее состояние резиновых пыльников шаровых, а далее провести диагностику на предмет наличия возможных люфтов. . Вот простые примеры как вы можете самостоятельно провести диагностику шаровых.

Вот простые примеры как вы можете самостоятельно провести диагностику шаровых.

Зачем нужно проводить диагностику

Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:

  • Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например:
    • увеличенный расход топлива;
    • замедление при нажатии на педаль газа;
    • длительный (дольше обычного) прогрев;
    • не запускается / плохо запускается;
    • заметно потерял мощность;
    • издает посторонние шумы и стуки;
    • выпускает черный или белый выхлоп;
    • работает неравномерно и др.
  • После ДТП. Существует большая вероятность того, что рабочие компоненты авто имеют незаметные на первый взгляд повреждения, которые в любой момент могут создать вам проблемы.
  • При покупке автомобиля б/у. Диагностику проводят с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, чтобы не купить «кота в мешке».
  • Он заботится о своем автомобиле, о безопасной езде, и старается регулярно проходить плановое техническое обслуживание.

Информация, регистрируемая в процессе мониторинга

С.1 Сведения о машине

Для каждой единицы оборудования, включенной в программу мониторинга, необходимо регистрировать, как минимум, следующую информацию:

— идентификатор машины (код классификации оборудования или серийный номер);

— вид машины (двигатель, генератор, турбина, компрессор, насос, вентилятор и т.д.);

— номинальную частоту вращения (в мин-1 или Гц);

— номинальную мощность (в кВт);

— конфигурацию привода (прямой, ременной, от вала);

— вид опоры (жесткая или податливая);

— тип валопровода (жесткий или гибкий).

Полезно указывать также следующие сведения о машине:

— по источнику энергии: электрическая, паровая, газовая, дизельная, гидравлическая и т.д.;


— по передаваемому движению: ведущая или ведомая;

— основные элементы (подшипники, уплотнители, зубчатые передачи, крыльчатки и т.д.);

— назначение используемых жидкостей (смазка, охладитель, гидропривод).

С.2 Измерения

Следует регистрировать следующую информацию:

— дату и время проведения измерений (отбора проб);

— вид измерительной системы;

— расположение точек измерений (в описательной форме или в виде кода);

— единицы величин (например, мм/с, м/с2, мл);

— измеряемый параметр (пиковое значение, размах, среднеквадратичное значение, доля в объеме пробы и т.д.);

— измеряемую величину (объем, общий уровень, амплитуда, спектр, выборочные значения и т.д.).

Дополнительно могут быть указаны следующие сведения:

— тип датчика (вихретоковый, велосиметр, акселерометр, счетчик частиц и т.д.);

— метод крепления датчика (на щуп, на магнит, на шпильку, на клей и т.д.);

— способы преобразования (фильтры, число линий в спектре, число усреднений, число выборок, применяемые оконные функции);

— частота вращения во время измерений (в мин-1 или Гц);

— мощность машины во время измерений (в кВт);

— метод отбора проб (в оперативном режиме работы или автономно);

— другие важные рабочие характеристики (температура, давление и т.д.);

— требования к поверке средств измерений (вид, даты предыдущей и следующей поверок).

С.3 Другая информация

Кроме вышеуказанных сведений, в «истории» машины может быть зарегистрирована любая дополнительная полезная информация как о машине, так и о проведенных измерениях.

Приложение ДА (справочное)

Стадии существования машины

Стадии существования машины: проектирование, изготовление и эксплуатация. Идеи и свойства, заложенные конструкторами и машиностроителями, реализуются и проявляются на стадии эксплуатации.

Эксплуатация – совокупность всех фаз существования оборудования с момента взятия на балансовый учёт и до списания, включая периоды хранения, транспортирования, использования по назначению и все виды технического обслуживания и ремонта.

Хранение – комплекс мероприятий по защите от разрушающего воздействия внешней среды и разукомплектования. Ревизия – комплекс работ по установлению степени износа изделия для определения необходимого объёма ремонтных работ. Сборка – комплекс работ по воссозданию изделия из составных частей. Монтаж – вид сборочных операций, выполняемых с использованием грузоподъёмных машин для установки изделия на место. Наладка – приведение фактических отклонений режимов работы в соответствие с нормативными. Разборка – расчленение изделия на составные части.

Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия. Может включать: мойку, контроль технического состояния, очистку, смазывание, крепление резьбовых соединений, замену составных частей, регулировку.


Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия путём замены или восстановления отдельных частей. Капитальный ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой его частей, включая базовые.

Плановый ремонт – ремонт, остановка на который осуществляется по требованиям нормативно-технической документации. Неплановый ремонт – ремонт, осуществляемый без предварительного назначения. Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объёме установленном эксплуатационной документацией. Ремонт по техническому состоянию – плановый ремонт, объём и сроки которого определяются техническим состоянием изделия.

Виды технического состояния

Исправное состояние – состояние объекта, при котором он способен выполнять все заданные функции объекта.

Неисправное состояние – состояние объекта, при котором он неспособен выполнять хотя бы одну из заданных функций объекта. Неисправность часто является следствием отказа объекта, но может иметь место и без него.

Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором он способен выполнять все требуемые функции.

Неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором он неспособен выполнять хотя бы одну из требуемых функций.

Критическое состояние – состояние объекта, которое может привести к травмам работающего персонала, значительному материальному ущербу или другим неприемлемым последствиям. Критическое состояние не всегда является следствием критической неисправности. Для конкретного объекта должны быть установлены критерии критического состояния.

Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состоянии невозможно или нецелесообразно. Предельное состояние наступает тогда, когда параметр потока отказов становится неприемлемым и (или) объект считают неремонтопригодным в результате неисправности.

Техническое состояние определяется наличием и развитием в объекте неисправностей. Виды неисправностей:

  • дефект – каждое несоответствие объекта установленным требованиям;
  • повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта, при сохранении работоспособного состояния.

Развитие неисправностей приводит к отказу.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, т. е. в утрате объектом способности выполнять требуемую функцию. Отказ является событием в отличие от «неисправности», которая является состоянием и причиной отказа.

Сбой – самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора. Это событие, при котором в результате временного изменения параметров объекта возникают помехи, воздействующие на работоспособность.

В зависимости от необходимости проведения технического обслуживания и ремонта различают следующие категории технического состояния:

  • хорошее – техническое обслуживание и ремонт не требуются;
  • удовлетворительное – осуществляется техническое обслуживание и ремонт в соответствии с планом;
  • плохое – проводится внеочередное техническое обслуживание или ремонт;
  • аварийное – требуется немедленная остановка и ремонт.

Техническая диагностика – область знаний о распознавании состояния технических систем (объектов), исследующая формы проявления технического состояния, разрабатывающая методы и средства его определения.

Техническая система – материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов, объединённых связями и вступающих в определённые отношения между собой и с внешней средой, для выполнения определенных полезных функций. Технической системой необходимо управлять для получения эффективного результата.

Управление – это процесс получения, хранения и обработки информации для организации целенаправленных действий.

Служба технического диагностирования – подразделение, обеспечивающее технические службы предприятия информацией о техническом состоянии, прогнозе и причинах появления данного состояния.

Диагностирование – операции, проводимые с целью установления наличия неисправности и определения причин ее появления.

Диагностирование технического состояния объекта осуществляется средствами диагностирования (аппаратными и программными).

Средства и объект диагностирования, взаимодействующие между собой, образуют систему диагностирования.

Результатом диагностирования является диагноз, определяющий техническое состояние – установление неисправности в объекте и отнесение объекта к определенной категории технического состояния. Осуществляется диагностирование в соответствии с разрабатываемым алгоритмом.


Алгоритм технического диагностирования (контроля технического состояния) – совокупность предписаний, определяющих последовательность действий при проведении диагностирования или контроля. В общем случае алгоритм ‑ последовательность действий, построенная по определенным правилам для достижения поставленной цели.

Основные этапы диагностики двигателя автомобиля

Диагностика мотора – процесс, включающий не один этап. Однако пренебрегать каждым из шагов не стоит, поскольку все они очень важны для понимания ситуации. Перечислим эти этапы:

  1. Проверить наличие следов рабочих жидкостей.

Одной из самых часто встречающихся проблем является утечка рабочих составов. Работа ДВС немыслима без машинного масла

Именно поэтому на этом этапе в первую очередь обращают внимание на следы масла на моторе. Наличие масляных подтеков на двигателе свидетельствует о его негерметичности

Определив масштаб и причины масляных пятен, производят необходимый ремонт.

Проверить масло.

Следующий этап – контроль уровня и качества моторного масла. Если уровень недостаточный, то, вполне возможно, мотор имеет весомые проблемы. Иногда неисправность устраняется заменой уплотнителей, но случается и более серьезный ремонт.

Проверить работу мотора на посторонние шумы.

Исправный силовой агрегат во время работы не издает лишних шумов. Если работа или запуск мотора сопровождается необычными звуками, то без помощи профессионалов уже не обойтись. Этап можно назвать слуховой диагностикой.

Посторонние звуки, издаваемые работающим двигателем, указывают на износ или повреждение его отдельных деталей.

Осуществить проверку вибрации.

Современные двигатели работают тихо, без лишних рывков и вибраций. Если ДВС вдруг начал вибрировать во время работы, вероятнее всего, проблема в одном из цилиндров. Некоторые более серьезные повреждения моторов тоже сопровождаются скачками вибрации. При возникновении таких симптомов необходимо прибегнуть к компьютерной диагностике агрегата.

Проверить подушки крепления.

Крепление двигателя играет огромную роль. Оно гасит вибрации агрегата, помогает синхронизировать его работу с коробкой передач. Следует поэтапно проверить надежность и целостность каждой подушки крепления мотора. Только исправные крепления могут обеспечить работу машины в номинальном режиме.

Проверить выхлопную систему.

Надежная работа двигателя невозможна без правильного отвода выхлопных газов. При нарушении целостности системы выхлопа мотор не только теряет мощность, но и значительно повышается концентрация вредных веществ в выхлопных газах, так что этот этап важен еще и с точки зрения влияния на окружающую среду.

Проверить систему питания.

Быстрота пуска двигателя зависит от качества зарядки аккумуляторной батареи. Полнота и скорость зарядки батареи напрямую связаны с исправностью генератора. На этапе диагностики системы электропитания двигателя обязательно нужно проконтролировать степень натяжения и состояние ремня привода генератора

Также важно проверить систему зажигания.

Если диагностика показала наличие вышеперечисленных неисправностей, нужно провести углубленное изучение проблемы до выяснения первопричин. Одним из этапов такого обследования должна быть компьютерная диагностика, она особенно очень помогает в случае приобретения автомобиля. В результате такой процедуры можно сэкономить время и финансы на обслуживание машины.

Проверьте колесные гайки и болты

Проверьте колесные болты или гайки литых дисков. Нужно убедиться, что они закручены достаточно хорошо. Вы ведь не хотите, чтобы колесо машины отвалилось во время движения. Это очень опасно.

К сожалению, визуально определить ослабли ли колесные болты на колесах, у вас не получится. Поэтому вам придется взять балонный ключ и проверить затяжку вручную.

Чтобы убедиться в том, что уровень затяжки нормальный, вы должны, установив ключ на болт или гайку, нажать на ключ ногой или надавить на него своим весом. Правда будьте осторожны, так как вы можете перекрутить болты, которые потом открутить будет очень и очень трудно. Советуем вам вместо балонного ключа использовать динамометрический ключ, который может замерять уровень затяжки.

В среднем момент затяжки колес на большинстве автомобилей составляет 115-120 (Нм). 

Что будет, если неисправность будет обнаружена сотрудником ГИБДД?

Водителю автомобиля, в котором нашли неисправность будет выписан штраф. И после этого вы будете свободны, но если неисправность была обнаружена во время передвижения, то к водителю автомобиля не может быть никаких претензий.

Потому что:

  •  Если водитель провёл полную проверку автомобиля на техническое состояние, то он не может знать, что неисправность появилась по пути, то тут нет вины водителя.
  •  Если была обнаружена именно водителем неисправность во время пути, то он имеет полное право держать свое направление к месту ремонта машин или на стоянку. Но если на следующий день автомобиль будет замечен в городе с неисправностью, то это может повлечь водителя к штрафу.

Простой пример, если водитель проверил с утра техническое состояние автомобиля. И выезжая на дорогу сотрудники ГИБДД останавливают водителя и говорят, что задняя фара у водителя не работоспособна, то он имеет полное право отправиться к месту ремонта автомобилей или домой.

Другой пример, если водитель стал участником ДТП и у него разбилась задняя фара, то ему следует вызвать эвакуатор или съездить самому, купить заднюю фару и сменить её на месте ДТП никуда не отъезжая, так как неисправность возникла не в пути, водитель не имеет права разъезжать по городу.

Средства диагностирования.

Средства диагностирования подразделяются на:

— встроенные, которые являются составной частью автомобиля. Это датчики и приборы на панели приборов. Их используют для непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Современные средства встроенного диагностирования на основе электронного блока управления (ЭБУ) позволяют водителю постоянно контролировать состояние тормозных систем, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее экономичный режим работы автомобиля;

— внешние средства диагностирования не входят в конструкцию автомобиля. К ним относятся стационарные стенды; передвижные приборы и станции, укомплектованные необходимыми измерительными устройствами.

Диагностические стенды с беговыми барабанами позволяют имитировать условия движения и нагрузки. Стенд оснащен тормозной установкой и расходомером топлива, что в конечном итоге позволяет проверить основные характеристики всех узлов и агрегатов автомобиля, сравнить их с паспортными данными, произвести корректировку датчиков и приборов на панели приборов автомобиля, выявить неисправности.

Посты диагностики отдельных агрегатов оснащаются специальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей. Так, пост для диагностирования работы двигателя комплектуется виброакустической аппаратурой, стетоскопом и другими приборами, позволяющими по особенностям и уровню шумов и стуков определять техническое состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

С помощью стетоскопа определяют увеличение зазоров в латунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилин­дром, клапанами и толкателями и т. д., устанавливают необходимость выполнения регулировочных и ремонтных работ.

Передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские предназначены для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей вне СТОА и автотранспортных предприятий. Располагаются такие мастерские в кузове грузовых автомобилей и включают в себя оборудование для выполнения заточных работ по металлообработке, слесарных, сверлильных, токарных и др. Такой комплекс оборудования позволяет проводить мелкий ремонт, вплоть до изготовления неответственных деталей.

Кроме того, передвижная ремонтная мастерская комплектуется приспособлениями, приборами, датчиками для измерения рабочих параметров агрегатов и узлов автомобиля и диагностирования их технического состояния.

Усталостные разрушения

Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей. Совершенствование методов расчета и технологии изготовления автомобилей (повышение качества металла и точности изготовления, исключение концентраторов напряжения) привело к значительному сокращению случаев усталостного разрушения деталей. Как правило, оно наблюдается в экстремальных условиях эксплуатации (длительные перегрузки, низкие или высокие температуры) у рессор, полуосей, рамы.

Виды диагностики автомобиля

Проведение проверки ТС осуществляется не только во время эксплуатации, но и на специальном стенде. Обращают внимание на нехарактерные шумы, фильтры электропроводки, видимые соединения и узлы. Проверка технического состояния автомобилей по «ходовке» подразделяется на несколько видов:

Проверка технического состояния автомобилей по «ходовке» подразделяется на несколько видов:

  1. Внеплановый (экстренный) вариант – во время эксплуатации сделать обследование автомобиля следует, если четко прослеживаются лязги и постукивания, непонятные шумы при повороте руля. Авто кренится на поворотах, неустойчиво на большой скорости. Указанные признаки свидетельствуют о том, что ходовая часть ТС неисправна и требует срочного вмешательства специалиста.
  2. Плановая процедура. Диагностика и ремонт производятся в определенный период, независимо от состояния ТС. Обычно, весной и осенью или при очередном ТО.
  3. Проверка перед покупкой или продажей. Стоимость полной диагностики автомобиля будет дороже, зато надежнее и выгоднее для клиента, независимо от покупки в сервисе или у частного лица.

Важным моментом называется обследование двигателя и тормозов. На этом этапе проверяются все составные элементы на предмет работоспособности, смазки и износа.

Диагностика решает задачи трех типов по определению состояния объектов диагностирования:

  • к первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент (диагноз — от гр. diágnosis — распознавание, определение)
  • ко второму — задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент (прогноз — от гр. prognosis — предвидение, предсказание)
  • к третьему — задачи по определению состояния, в котором находился объект в некоторый момент в прошлом (генезис — от гр. génesis — происхождение, возникновение).

Задачи первого типа относят к технической диагностике, второго — к технической прогностике (или, как чаще говорят, к техническому прогнозированию), третьего — к технической генетике.


С этим читают