Как диагностировать ходовую автомобиля

Проверка ходовой части

Обнаружив скрип или стук в районе подвески, не стоит ждать неприятностей, тянуть до последнего и надеяться «на авось». Во избежание аварийных ситуаций, поломок в пути, необходимо обязательно, не откладывая на потом, провести диагностику ходовой части. Не стоит торопиться везти свой автомобиль в сервис и перебирать всю подвеску: порой стук или скрип может быть вызван любой одной деталью, например лопнувшей резинкой уплотнителя.


Ниже представлены некоторые указания по визуальному осмотру транспортного средства своими руками. Не стоит забывать, что некоторые элементы, такие как сайлент-блоки, имеют ограниченный срок службы, по окончании которого требуют обязательной замены.

Необходимо произвести оценку состояния амортизаторов, демонтируя данные элементы

При осмотре современных авто недостаточно лишь одного раскачивание кузова для определения неисправности. Проверяем виброизоляторы (сайлент-блоки), поворотный кулак, шаровые опоры, штангу стабилизатора, болты крепления, рычаг передней подвески. С особым вниманием осматриваем наконечники рулевых тяг. Выполняем диагностику резиновых уплотнителей, оценивая их внешний вид и выявляя механические повреждения, такие как трещины, царапины, разрывы и т.д. Производим проверку резиновой защиты (пыльников) на рулевом наконечнике: возможен разрыв.

Диагностика подвески на вибростенде – что это такое

Поломки подвески автомобиля могут стать причиной серьезных неприятностей. Авто может пойти в занос при прохождении поворота и спровоцировать аварию. Неисправность ходовой части не возникает на «ровном месте». Ее детали изнашиваются постепенно, а степень такого износа можно выявить в ходе диагностики. Как известно, болезни проще предотвратить, чем лечить. Такое же утверждение будет справедливым и в отношении неисправностей подвески

Именно поэтому очень важно периодически проводить проверку.

Конструкция вибростенда для диагностики подвески включает раскачивающую платформу, которая имеет специальные датчики, подключенные к компьютеру. Когда площадка, на которой установлен автомобиль, раскачивается, датчики считывают информацию об отклонениях подвески и передают ее компьютерной программе. После этого система сравнивает полученные данные со стандартными значениями.

Для каждой модели машины существуют свои стандарты работы ходовой части, поэтому предварительно нужно правильно настроить систему. Диагностика подвески на стенде недоступна для автомобилей, которые не оснащены электронной системой управления. Такая проверка может проводиться только для современных машин с бортовым компьютером.

Компьютерная диагностика подвески – достаточно сложный процесс. Вибрация платформы, на которую устанавливается диагностируемый автомобиль, необходима для того, чтобы создать такие условия работы ходовой части, которые бы максимально совпадали с реальными процессами, происходящими в процессе езды по сложной дороге. Платформа создает колебания в диапазоне 0–25 Гц, которые постепенно возрастают. При этом замеряется динамический вес каждого колеса. Этот показатель сравнивается со стандартным.

При исправной подвеске будет наблюдаться меньшее значение динамического или статического веса. В ходе диагностики последовательно проводят проверку передней и задней оси.

Диагностика подвески автомобиля на вибростенде позволяет проверить работу следующих элементов:

  • сайлентблоков;
  • амортизаторов;
  • пружин;
  • рычагов;
  • тормозных колодок;
  • рулевых наконечников;
  • ступичных подшипников;
  • шаровых опор;

Эти детали ходовой части принимают на себя основную нагрузку при движении автомобиля. Вибростенд позволяет создавать имитацию, в том числе и боковое качание. Иногда во время раскачивания автомобиля могут быть слышны стуки, которые не относятся к подвеске машины. Стенд не сможет точно указать причину их появления, но станет индикатором наличия неисправности и даст старт дальнейшей проверке машины.

Часто автовладельцы недовольны итогами компьютерной диагностики подвески на стенде. Многие механики категорически не признают такое оборудование и предпочитают «по старинке» использовать монтировку для диагностирования деталей «ходовки» или раскачивают машину руками. Чем вызвано такое отношение к диагностике подвески на вибростенде? Оказывается, результаты такой проверки зависят от ряда факторов. Если мастер-диагност не будет их учитывать, то результаты диагностики будут недостоверными.

К примеру, неточные результаты проверки ходовой могут быть обусловлены включенной передачей КПП

ВАЖНО: при проведении диагностики подвески на вибростенде рычаг коробки передач должен быть установлен в нейтральное положение.. Недостоверные результаты проверки ходовой на стенде можно получить из-за неправильно накачанных шин

Наиболее часто встречающаяся ошибка мастеров-диагностов связана с неверно выбранной модификацией автомобиля. В результате компьютер будет сравнивать результаты проверки ходовой с заводскими настройками другой модели авто.

Недостоверные результаты проверки ходовой на стенде можно получить из-за неправильно накачанных шин. Наиболее часто встречающаяся ошибка мастеров-диагностов связана с неверно выбранной модификацией автомобиля. В результате компьютер будет сравнивать результаты проверки ходовой с заводскими настройками другой модели авто.

Чтобы получить точные результаты, диагностика подвески на стенде должна проводиться только опытными специалистами.

В качестве заключения

Как уже можно догадаться весь комплекс узлов, механизмов и деталей (что спереди, что сзади) представляет собой важный узел, который нуждается в регулярной диагностике и проведении нужных операций. Соответственно без обслуживания и ремонта подвески автомобиля, когда это необходимо просто не обойтись!

Только при исправном состоянии элементов подвески гарантируется безопасное использование транспортного средства без вреда для окружающих участников дорожного движения. Поэтому следует регулярно оценивать техническое состояние подвески спереди и сзади автомобиля. То есть не только, когда для этого найдется повод, а хотя бы каждый год. Такой подход к собственной машине обеспечит узлам, механизмам, деталям продолжительный ресурс.

К расходным материалам это не относится, поскольку их замена, это часть ТО

Но и здесь важно не допускать слишком частой их замены, что больно ударяет по семейному бюджету

Стоит ли покупать вибростенд для диагностики подвески автомобиля

Для большинства автолюбителей достаточно проверять подвеску своего автомобиля не чаще двух раз в год. Конечно же, приобретать свой собственный вибростенд в такой ситуации бессмысленно. Стоимость этих аппаратов начинается от 5 тысяч долларов. Оправданной такая покупка станет только для СТО.

Рынок оборудования для профессионального ремонта автомобилей пестрит объявлениями о продаже вибростендов. Однако подходить к покупке такого устройства нужно очень тщательно. Есть модели компьютерных стендов исключительно для конкретных марок автомобилей, содержащие всю эталонную информацию только по своей специализации. Широко представлены также полностью универсальные модели вибростендов.

Несмотря на высокую цену, каждая автомастерская просто обязана иметь диагностический стенд для подвески. Сумма, затраченная на покупку, окупится весьма быстро, а качественный сервис позволит привлечь дополнительных клиентов.

Стойки и амортизаторы

Амортизаторы предназначены, чтобы гасить такие колебания в считанные секунды. Если этого не происходит, значит они вышли из строя, «потекли». Они перестали сдерживать пружины подвески, которые подбрасывают авто вверх до упора, за счет массы кузова опять сжимаются и такой цикл вертикальных раскачиваний продолжается, пока не жесткость пружины не остановит их.

Для диагностики амортизаторов и передних стоек нужно подойти к передней или задней части машины, смотря какая часть кузова беспорядочно прыгает на кочках. Раскачать ее, упершись в крыло. Убираем руки, если кузов продолжил качаться еще 1-2 раза или плавно вернулся в исходное положение – значит все в порядке. Если вертикальная раскачка продолжается больше этого времени – пора задуматься о замене.

Неисправный амортизатор или стока может проявить себя при визуальном осмотре. В этом случае будут потеки масла на нижней ее части. Это называется в народе – «потекли». Рабочая жидкость вытекла наружу, сопротивляться раскачке он уже не может.

Еще один способ проверки

Он выполняется на снятых стойках. Взявшись за шток или верхнюю часть амортизатора, пробуем его «утопить» вовнутрь или вытащить максимально наружу. Для этого нужно приложить немалое усилие. Если так оно и есть, а в некоторых случаях для этого силы руки может не хватить, а только всей массы тела, тогда все исправно. В случае, если шток свободно двигается вверх и вниз одной рукой или, вытянув его в максимальное положение, он самостоятельно упадет вниз – стойку можно выбросить. Также можно ее проверить при покупке в автомагазине.

Бывает все хорошо, но при езде по неровностям стуки все равно слышно. Это могут прийти в негодность втулки амортизаторов – резиновые уплотнители, между крепежными элементами стоек и кузова. Если они порваны, то болт, которым они крепятся за кузов авто, будет стучать по «уху» амортизатора. При визуальном осмотре хорошо видно состояние этих уплотнителей.

Что есть подвеска?

Что понимать под этим определением? Это соединение узлов в единый комплекс, благодаря которому несущая часть авто опирается на поверхность дорожного полотна. При этом главная роль отводится колесам и мостам. Важная задача, которая возлагается на ответственную часть трансмиссии — это смягчение ударной силы, что возникает при передвижении транспорта по неровностям дороги. Исходя из геометрии, можно выделить две группы этого узла:

  • зависимая;
  • независимая.

Первая группа применима к классическим моделям транспортных средств. А вот современный транспорт производители оснащают независимым механизмом.

Шаровые опоры колес

Из личного опыта хочу сказать, что машина скрипела, как не смазанная телега, даже при начале движения. Малейшее раскачивание кузова, будь то на кочках, или кренах в поворотах на малых скоростях, отчетливо слышен скрип с одной стороны. Начиналось все с скрипа при повороте руля, стоя на месте. Дальше – хуже. На небольших ямках скрипела одна сторона. Через месяц эта сторона стала скрипеть даже при трогании с места, только кузов начинал шевелиться.

Для диагностики шаровых опор нужно мантажкой зацепиться за верхнюю часть шаровой, упереться в поворотный кулак, в зависимости от конструкции вашей подвески и пошатать ее вверх, вниз. Если есть люфт и слышны удары – ее пора менять. Нужно быть осторожным, чтобы не порвать защитный пыльник.


Можно в смотровой яме взяться за рычаг и пошатать автомобиль. Если при рывках вы не почувствуете люфта, а авто будет в унисон с вами качаться, то все хорошо – эта опора в порядке. При такой проверке, нужно, чтобы колесо стояло на земле.

Выход из строя этого элемента происходит по двум причинам:

  1. Разрыв резинового пыльника. Тогда во внутрь конструкции попадает грязь, пыль, выдавливается смазка. В результате разбивается втулка, в которой сидит шаровый палец.
  2. Срок эксплуатации подошел к ее замене. Со временем внутренние части шаровой изнашиваются и палец свободно начинает двигаться в корпусе. У меня одна шаровая опора «сдохла» на 40 тыс.км.
  3. Стиль езды. Многие владельцы дорогих автомобилей «летают» по ямам. Они считают, что если попой не чувствуют кочек на дорогах, то значит их там нет. Это не так, подвеска «проглатывает» все неровности, при этом страдает именно она, а не водитель.

Что делать, если скрип есть, а возможности заменять нет?

Можно ее прошприцевать. Для этого берете медицинский шприц с иглой, желательно тонкой. Набираете в него моторного масла и делаете укол в шаровую. Прокалываете пыльник и заливаете в него масло, пальцем щупая пыльник, чтобы он не стал твердым

Важно не переборщить с маслом. Если его нальете много, то при работе шаровой опоры, пыльник потеряет свободный ход и может порваться

В таком случае вся грязь с дороги будет ваша.

Как правильно сделать укол в шаровую, чтобы доехать:

Что проверяется при диагностике ходовой части

  • ступичные подшипники колес;
  • рычаги (состояние сайлентблоков);
  • шаровые опоры;
  • тормозная система (шланги, суппорта, колодки);
  • стойки стабилизатора;
  • торсионы (в случае торсионной подвески);
  • рессоры (как правило устанавливаются на задние оси грузовых или внедорожных автомобилей, могут устанавливаться и на все оси).

Подробно рассмотрим диагностику каждого узла ходовой части.

Ступичные подшипники

Для проверки ступичных подшипников колес необходимо вывесить колеса (поднять автомобиль на подъемника или же вывешивать по очереди каждое колесо домкратом).

Сначала проверяем подшипники на люфт, для этого беремся за колесо руками сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной и пробуем его шевелить. Например, проверяем в вертикальной плоскости. Если верхняя рука толкает от себя, то нижняя тянет на себя, затем наоборот. Если во время данных движений чувствуется, что колесо болтается, то это означает наличие люфта.

Стоит отметить, что передние колеса нужно проверять с учетом того, что во время горизонтального положения рук вы можете двигать рулевую рейку. В этом случае лучше проведите проверку в вертикальном положении рук.

Второй этап проверки подшипников заключается в повороте колеса. Толкаем колесо рукой в любую сторону вращения и пытаемся услышать посторонние механические звуки.

В случае же с подшипником, чаще всего, звук будет в виде скрежета или хруста.

Тормозная система

Любая диагностика тормозной системы начинается с проверки тормозных колодок, а именно их износа. В большинстве случаев, при установленных легкосплавных литых дисках, можно проверить степень износа, не прибегая к разборке. А если диски штампованные, то придется снимать колесо, чтобы увидеть толщину рабочей поверхности колодок.


Вкупе с колодками следует проверять и степень износа тормозных дисков. У каждого автомобиля есть свои минимальные показатели толщины диска. Замеры проводятся с помощью штангенциркуля.

Не стоит забывать и про проверку тормозных шлангов на наличие мокрых пятен, микротрещин и других повреждений. Особенно шланги подвержены потрескиванию в местах изгиба или под резинками, которыми они крепятся (чтобы не болтались).

Рычаги и сайлентблоки

Если вы не совершали наездов на жесткие препятствия (зимой часто может снести в поребрик) или не попадали в большие дорожные ямы, то сами рычаги у вас скорее всего целы. Проблемы чаще возникают с сайлентблоками (прокладки, устанавливающиеся в места крепления рычагов к кузову автомобиля).

Другой конец рычагов, как правило, соединен уже с самой ступицей, с помощью шаровой опоры. Необходимо проверять сайлентблоки на предмет механических повреждений, трещин. Шаровые опоры проверяются на люфт и целостность пыльника. В случае порванного пыльника шаровой, она проходит не долго, поскольку туда будет попадать грязь и песок.

Шаровые опоры на предмет люфта проверяются с помощью ломика или монтировки. Необходимо упереть лом и попытаться отжать или прижать шаровую, если заметите ход шаровой, то это свидетельствует о наличии люфта.

Аналогично проверяется и люфт рулевого наконечника.

Шрус

В случае переднеприводных автомобилей необходимо обязательно проверять не порван ли пыльник. В случае если пыльник порван, туда очень быстро забьется грязь с песком и он выйдет из строя. Шрус также можно проверять и на ходу, для этого необходимо полностью вывернуть руль (сначала проверяем в одну сторону, потому в другую) и начать движение. Неисправность шруса можно определить по характерному хрусту.

Амортизаторы

Амортизаторы проверяются на целостность нижнего сайлентблока, а также на подтеки, в случае если амортизатор масляный. Это если проводить диагностику визуально “на глаз”. Иным способом его можно проверить только демонтировав. Для проверки разжимаем амортизатор полностью и потом резко пытаемся сжать, если он двигается медленно и плавно, то скорее всего он в порядке, а если заметны рывки при сжатии (провалы при сопротивлении), то такой амортизатор подлежит замене.

Способы диагностики подвески авто

Как правило, диагностика подвески современных моделей проводиться двумя способами: механическим и компьютерным. Исключением являются машины старого образца, где современная аппаратура просто бесполезна.

Компьютерная диагностика подвески автомобиля выполняется с помощью специальных устройств. Принцип их работы заключается в отправке запросов на электронные узлы автомобиля, в ходе которых выявляются малейшие сбои и неполадки. Такой метод позволяет в кратчайшие сроки определить достоверные состояние основных элементов подвески. Единственный недостаток этой проверки заключается в том, что она предполагает наличие специального оборудования.

Механическая диагностика проводится без использования различных электронных приборов и устройств. Все операции выполняются вручную или с помощью обычных инструментов. В процессе проверки можно определить степень изношенности внешних элементов и механических узлов.

Этапы тестирования

Диагностика подвески автомобиля своими руками начинается с тестирования передней подвески, так как она является более сложной. Передняя подвеска содержит в себе большую часть узлов и механизмов управления. Также неполадки чаще всего возникают именно в этой части системы.


Пыльники и чехлы защищают от преждевременного износа узлы подвески, которые гасят основную часть ударов, получаемых во время движения

Тщательно осмотрите все элементы, при обнаружении нарушения целостности прокладки, нужно уделить особое внимание элементу, который она закрывает. Для определения состояния чехлов, их необходимо пощупать руками

Замена необходима при наличии глубоких трещин, при выпирании краёв втулок, смещении или обнаружении других дефектов. Диагностика сайлентблоков и рычагов подвески выполняется с помощью металлического прута. Суть процедуры заключается в смещении рычага относительно кузова. При наличии люфта или стука, элемент необходимо заменить. По такому же принципу проводится проверка и других шарниров, голыми руками определить их работоспособность невозможно.

  • Амортизаторы. Главной проблемой данных элементов является деформация поверхности, которая проявляется наличием нехарактерных звуков при движении или остановке автомобиля. Осмотрите амортизационные стойки, наличие потёков на которых является прямым признаком нарушения их работоспособности.

  • Пружины. Проверить качество работоспособности пружин достаточно просто. Низкая посадка кузова свидетельствует об их изношенности. Признаком ухудшения состояния пружин также является невозможность сделать правильный развал-схождение.

  • Опоры и тяги стабилизаторы. Неисправность сопровождается появлением стуков или люфта. Такую неполадку необходимо ликвидировать при первых признаках, так как она может привести к более серьёзным проблемам.

  • Рулевые тяги и наконечники. Проверка выполняется методом проворачивания колёс руками. Наличие люфта является признаком неисправности.

  • Подшипники. Диагностика выполняется методом покачивания колеса при небольших усилиях. Сначала его необходимо разгрузить. Для этого можно использовать домкрат. При наличии люфта, нужна незамедлительная замена.

  • Шарниры. Поломка этих элементов сопровождается наличием люфтов, шумов и стуков. Для диагностики элементов поворотного кулака понадобиться помощник. Процедура выполняется следующим образом: помощник нажимает педаль тормоза, а водитель покачивает колесо в вертикальной плоскости.

Для проверки нижнего шарнира, его необходимо разгрузить и покачать колесо. Степень износа определяется методом измерения свободного пространства от нижней стороны дна до головки пальца. Для этого отверните снизу резьбовую пробку и измерьте глубину, в идеале её значение должно быть менее 11,8 мм.

Как проверить ходовую часть автомобиля?

Визуальный осмотр ходовой

Для проверки подвески вам понадобится смотровая яма или подъемник.

1. Прежде всего необходимо осмотреть все резьбовые соединения, если болты и гайки покрыты многолетней ржавчиной, следует насторожиться, скорее всего, ходовую давно не чинили и не производили профилактических работ. В случае необходимости замены того или иного болта или сайлентблока у вас, скорее всего, возникнут сложности при попытке открутить его. Чем дольше специалист будет «ковыряться» над одним болтом, тем выше будет стоимость ремонта ходовой, это необходимо учитывать.

2. Вторым пунктом идет визуальный осмотр резиновых деталей. Стоят резиновые втулки, пыльники и уплотнители довольно дорого, поэтому, чтобы не платить за них из своего кармана, лучше обнаружить «уставшие резинки» до того, как вы «ударите по рукам»

Обратите внимание на микротрещенки, если они имеются на поверхности сайлентблоков, эти детали придется менять. Также обратите внимание на пыльники ШРУСов и амортизаторов, а также резиновые шланги, на вид они должны быть целыми без растрескиваний и повреждений, на ощупь мягкими и эластичными

Более кардинальный подход

Если визуально все выглядит приемлемо, можно перейти ко второму этапу проверки подвески автомобиля.

1. Используя монтажную лопатку, необходимо проверить люфт в соединениях рычагов. Для этого между соединениями устанавливается лопатка и прикладывается небольшое усилие с целью обнаружения люфта или разорванного сайлентблока. Проверьте рулевые тяги (они не должны болтаться), шаровые опоры (пыльники должны быть целыми, люфта быть не должно), стойки стабилизатора, а также сам стабилизатор поперечной устойчивости. Проверьте отсутствие люфта в других соединениях и рычагах ходовой части по тому же принципу, используя лопатку. Для сравнения можно пошатать один и тот же рычаг с левой и правой стороны автомобиля. Люфта не должно быть или он должен быть минимальным, и одинаковым с обеих сторон. Проверьте ШРУС, как это сделать правильно читаем здесь.

3. Все должно быть сухо. Наличие подтеков на амортизаторах или пыльниках ШРУСов или, не дай Бог, на тормозных шлангах, свидетельствует о неисправности узлов ходовой части, вы должны четко отличать смазку болта от подтеков. Все оправдания хозяина относительно подтеков, конечно, можно выслушать, однако все они указывают на состояние данного авто, а также на то, что эти нюансы придется устранять вам. Реально оцените стоимость необходимого ремонта или уточните это у работников СТО, и потребуйте вычесть данную сумму из стоимости машины.

Проверка ходовой части автомобиля на ходу

Большинство автовладельцев не разрешают потенциальным покупателям сесть за руль, чтобы сделать тестовый заезд и на это у каждого своя причина. Кто-то боится, что вы совершите ДТП на пока еще чужом авто, кто-то просто не видит необходимости давать каждому желающему «покататься», а кто-то просто пытается таким образом скрыть неисправности и «болячки» своего авто. Поэтому будьте на чеку, если хозяин не дает вам проехаться, следует насторожиться и уточнить причину.

Если же вам разрешили сесть за руль, обратите внимание на следующие моменты

  1. Первым делом выключите музыку и любые источники, способные помешать вам проверить «ходовку». При проезде неровностей или ям на средних скоростях не должно быть никаких стуков, амортизаторы должны работать четко и собрано. При резком торможении или остановке машина не должна «клевать» или «заваливаться». Если машина ведет себя «как корова на льду», это значит, что есть проблемы с амортизаторами или ходовой в целом. «Расхлябанность» сайлентблоков и шаровых может привести к тому, что вся подвеска автомобиля будет вести себя не как одно целое, а как «расстроенный оркестр».
  2. Тест развала и балансировки. Во время движения по трассе вы не должны ощущать биения, если оно есть, скорее всего, есть проблемы с балансировкой колес или шинами. Шины с грыжами и дефектами могут создавать биение, которое будет ощущаться не только на водительском сидении. Если развал/схождение выполнено правильно, машину не будет вести в сторону если вы отпустите руль на несколько секунд. Будьте внимательны выполняя такой тест, это может быть опасно! Во время торможения вы не должны ощущать биения ни в педаль, ни по кузову, наличие биения явный признак возможных неисправностей (деформация тормозных дисков, «горбатые» шины или глобальные проблемы с тормозной системой).

В общем, от ходовой части не должно исходить никаких скрипов, стуков и прочих звуков, которые свидетельствуют о проблемах и неисправностях, думаю это понятно.


С этим читают