Датчик угла поворота автомобильного руля

Сделай сам, чтобы почистить датчик угла поворота рулевого колеса BMW


Датчик угла поворота рулевого колеса, который встроен в модуль SZL, часто является виновником. Наиболее распространенным признаком является то, что ваш индикатор тяги/DSC вместе с другими сигнальными лампами загорится, как только вы начнете движение и поверните рулевое колесо.

Эта проблема часто вызывается грязным датчиком угла поворота рулевого колеса, который может накапливаться на нем. Хорошей новостью является то, что его можно почистить, и в большинстве случаев это решит проблему с SZL.

Существует два типа датчиков угла поворота рулевого колеса BMW. Процедура очистки зависит от типа датчика угла поворота рулевого колеса, установленного на вашем BMW. После того, как вы удалите SZL, вы сможете сказать, какой тип установлен в вашем BMW. В качестве приблизительного ориентира, у большинства BMW до 2007 года был датчик угла поворота рулевого колеса потенциометра. Пока 2007 и новее используют оптический датчик.

Датчик угла поворота рулевого колеса BMW использует потенциометр

Примерно в 2007 году BMW использовала потенциометр для измерения сопротивления и расчета положения рулевого колеса. Этот датчик угла поворота рулевого колеса можно очистить с помощью электронного очистителя контактов.

Датчик угла поворота рулевого колеса BMW использует оптический диск и датчик

Оптический диск со временем будет накапливать тонкий слой грязи и масла. Этот слой может мешать оптическому датчику. Когда лазер посылает свет на диск, слой блокирует или рассеивает луч света, и в этом случае положение рулевого колеса больше не может быть определено. Очистите диск датчика угла поворота рулевого колеса и установите его заново.

Используйте только чистящую ткань без ворса. Вы также можете использовать очиститель для очков. Используйте продукт, похожий на Meguiars Clear Plastic

Обратите внимание, что алкоголь может вызвать помешательство на пластиковых оптических дисках. Лучше использовать продукт, предназначенный для чистки дисков и пластика.

Как только вы закончите с уборкой и соберете все обратно, запустите автомобиль и поверните рулевое колесо к часам. Перезапустите автомобиль и проезжайте на нем небольшое расстояние, и огни должны загореться. Если огни остаются включенными, считывайте коды с помощью диагностического прибора BMW. Выполните калибровку угла поворота рулевого колеса и очистите коды.

Механические и оптические ДУПы с последовательным выходом

Содержат диск из диэлектрика или стекла с нанесёнными выпуклыми, проводящими или непрозрачными участками. Считывание абсолютного угла поворота диска производится линейкой переключателей или контактов в случае механической схемы и линейкой оптронов в случае оптической. Выходные сигналы представляют собой код Грея, позволяющий избавиться от неоднозначности интерпретации сигнала. Основным недостатком механического ДУПа является дребезг контактов, который может приводить к неправильному подсчёту и определению направления вращения. Оптические и магнитные ДУПы лишены данного эффекта.

Измерение угла поворота руля датчиком

Какие виды бывают

В зависимости от производителя, модели автомобиля и года выпуска, применяются несколько типов датчиков, при помощи которых измеряется угол поворота руля, а также сопутствующие величины (скорость и направление поворота):

  • Потенциометрического типа. Это простейшее контактное устройство, состоящее из двух потенциометров, расположенных под углом 90ᵒ друг к другу. Обычно устанавливаются на рулевой колонке. Со временем изнашивается, так как имеет подвижные контакты.
  • Оптического типа. Это более современный и надежный вариант датчика измерения угла поворота рулевого колеса. В его состав входит специальный кодирующий диск, преобразователи (светодиоды, фоторезисторы) и приемный блок.
  • Магниторезистивного типа. Точно определяет угол, направление и скорость поворота. Состоит из корпуса, подвижных магнитных пластин и магниторезисторов. Служит регулятором скорости электродвигателя усилителя руля.

Последний — самый функциональный и современный вид сенсорных устройств, устанавливается на элитные марки автомобилей.

Принцип действия

Рассмотрим потенциометрическую систему. Она самая простая и компактная, не нуждается в электронных элементах в своем составе. Ее преимуществом является устойчивость к электромагнитным помехам. Работа прибора основана на пропорциональном изменении сопротивления датчика при различных углах поворота руля. Два переменных резистора, при повороте руля водителем, изменяют свое сопротивление, что фиксируется приемным электронным блоком.


Недостатком данных датчиков является изнашиваемость движущихся элементов.

В оптических сенсорах, применяют источник света в виде светодиодов, который попадает на фоторезисторы некоторыми импульсами через специально размеченный диск. При вращении рулевой колонки, срабатывает датчик угла поворота руля — фоторезисторы уменьшают свое сопротивление при попадании на них света, и наоборот. Диск состоит из внутренней и наружной плоскостей. Каждая из них предназначена для подачи светового сигнала, дающего информацию о разных параметрах — угле поворота и направлении движения руля.

К недостаткам системы относится отсутствие универсальности измерения. Такой параметр, как угловая скорость вращения недоступен. Для его регистрации применяются магниторезистивные элементы.

В магниторезистивном датчике поворота и измерения скорости движения рулевого колеса имеются движущиеся магниты. Они вращаются относительно неподвижных магниторезисторов, закрепленных в корпусе, при помощи зубчатых колес с определенным числом зубьев. Во время вращения магнитов происходит изменение магнитного поля, что влечет за собой изменение сопротивления резисторов.


В данный момент, магнитные приборы самые востребованные в России, а также на мировом рынке автомобилестроения, так как они достаточно точно помогают в регулировке работы электропривода руля.

Использование

Подключение

Датчик использует два стандартных 3-пиновых разъема и подключается в контроллера «Трекдуино». Для подключения одного датчика требуется 2 свободных порта (по одному на каждый канал). Всего можно подключить и использовать до 4 энкодеров.

При подключении датчика следует выбрать, какой из проводов будет «каналом А», а какой — «каналом B». Соответствие каналов и проводов не фиксированное, пользователь сам должен выбрать в зависимости от ситуации, руководствуясь при это правилом: при чтении показаний датчика программа будет принимать за положительное направление вращение от «А» в сторону «В», например:

Программирование

Блоки, необходимые для работы с энкодером, расположены в группе блоков «Датчики».

При использовании энкодеров первым делом необходимо выполнить установку всех подключенных энкодеров в секции с помощью блока в графическом режиме или функции в текстовом режиме.

Изменение переменных, в которых хранятся углы поворота энкодеров, происходит с помощью т.н. механизма прерываний, поэтому эти показания будут меняться даже если программа занята чем-либо, например, выполняет функцию задержки. Поэтому обращаться за показаниями энкодера можно сколь угодно редко, «срабатывания» оптических датчиков пропускаться не будут.

Точность энкодера (минимальный шаг)- 5 градусов.

Значения, возвращаемые блоком , всегда кратны 5 градусам (-20, -15, -10, -5, 0, 5, 10…)

Счетчик (переменная), в которой храниться угол поворота, переполняется при ± 2,147,483,645 градусах (около 6 миллионов оборотов). Впрочем, ресурс самого датчика гораздо меньше

Блок и генерируемая им функция Описание
void setupEnc(int encoder, int chA, int chB)
Выполняет установку энкодера, сообщает программе, к каким портам он подключен. Необходимо вызывать в секции «Установка» для каждого подключенного энкодера.Аргументы: — условный номер энкодера, по которому в дальнейшем к нему будет обращаться функция опроса. — порт IN, к которому подключен провод канала А — порт IN, к которому подключен провод канала B
long getEncDegrees(int encoder)
Возвращает угол поворота определенного энкодера в градусах.Аргументы: — условный номер энкодера, угол поворота которого необходимо сообщить
void setEncToZero(int encoder)
Обнуляет текущие показания по определенному энкодеру, «сбрасывает» счетчик.Аргументы: — условный номер энкодера, показания которого необходимо обнулить

Номера деталей для модулей BMW SZL

Следующие номера деталей приведены только для справки. Всегда проверяйте номер детали, удалив старый модуль SZL или позвонив дилеру

Обратите внимание, что номера деталей изменятся, если BMW представит новый или модернизированный блок переключателей рулевого управления.

Показать номера деталей

  • 61316967324

    3 серия E90

  • 6131 9 253 757

    • BMW 3 серии (E21, E30, E36, E46, E90, E91, E92, E93): 3 модели, 9 вариантов в период с 2012 по 2015 год.

    • BMW X Series (E53, E70, E71, E83): 1 модель, 21 вариант в период с 2010 по 2016 год.

  • 61 31 9 368 597/61 31 9 330 563/61 31 9 261 757

    F45 Активный Tourer/2 ‘F46 Гран Турер/X1 F48/X1 F49/X3 F25/X5 F15

  • 6 958 296, 6 965 289, 9 121 893, 6 962 448, 6 989 579, 9 110 886, 6 962 675

    BMW 1 E82 E88 3 E90 E92 E93

  • E000280792 Valeo

    640 650 650I 640I M6 GRAN COUPE, F10

  • 9164422


    X5 E70 X5 E70 LCI

  • 9317856 9305954

    F22/F23/F87M2/F30/F34/F35GT/F80M3/F32/F33/F82M4/F83M4/F26X4

  • 9169071 9 123 033, 6 965 288, 9 110 885, 9 196 281, 6 962 674, 6 962 447, 6 958 295, 6 989 578, 9 121 746

    BMW 1 E82 E88 X6 E71 3 E90 E92 E93

  • 9121901 9 123 049, 6 965 290, 6 962 676, 9 121 901, 6 989 580, 6 962 449, 9 110 887, 6 958 297

    BMW 1 E82 E88 3 E90 E92 E93

  • 9253746 61319253746/61319351140/61319242274

    F22/F30/F34/F35GT/F80M3/F32/F33/F82M4/F83M4/F26X4


С этим читают