Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле

Как почистить радиатор кондиционера авто?

Сразу скажем о том, что очистка автокондиционера своими руками при помощи пены – более сложный процесс, чем чистка оборудования с использованием аэрозоля. Однако результат применения пены все-таки лучше: пенные составы не просто дезинфицируют поверхности техники, а растворяют и удаляют с нее все загрязнения.


После введения дезинфицирующего состава, включите двигатель авто, рециркуляцию и кондиционер (дайте ему поработать в разных режимах). Ожидайте указанное в руководстве по использованию средства время (как правило, необходимо около 15 минут). Далее – проветрите салон машины, и чистка кондиционера автомобиля своими руками при помощи пены успешно подойдет к концу.

Kia Seltos: все подробности о новом конкуренте Крета Genesis G90 2019: цена в России «Незаметные» нарушения ПДД, которые будут стоить вам прав

Качественная очистка кондиционера автомобиля своими руками может быть выполнена с помощью аэрозоля. Перед началом процедуры, выдуйте сжатым воздухом пыль из воздухозаборной решетки и дефлекторов, продуйте конденсатор.

Использовать аэрозоль рекомендуется для очистки кондиционера новых авто, возрастом до 5 лет.

Специализированная химия для очистки кондиционеров:

  • LIQUI MOLY Klima-Anlagen-Reiniger;
  • PRESTO Klimaanlagen-reiniger;
  • CRC Airco Cleaner и т.д.

Объем одного флакончика для дезинфекции – 150 мл.

Заведите авто, включите вентилятор и кондиционер на максимум;

Закройте все двери и окна авто;

Установите флакон на полу перед сиденьем переднего пассажира, начните распылять состав;

Действуйте в соответствии с инструкциями производителя аэрозоля, и сложностей не возникнет.

Откачайте из системы фреон;

Отсоедините все составляющие системы;

По очереди подключайте промывочную установку ко всем узлам;

Промывайте каждый элемент в двух направлениях;

Ожидайте полного высыхания системы;

Соберите оборудование, заправьте его маслом и фреоном.

Оценка состояния системы целиком и всех ее элементов по отдельности;

Замена фильтров;

Обновление уплотнителей.

Состав некоторых специализированных средств для очистки кондиционера довольно простой. Так, на флаконе Кондиклина (цена за 200 мл. около 300 руб.) указывается присутствие хлоргексидина биглюконата 0,05% — он является основным активным компонентом. Стоимость хлоргексидина биглюконата в любой аптеке не превышает 10-15 руб. за 100 мл.

0,05% раствора хлоргекседина. Повысить эффективность средства можно, добавив к нему равный объем спирта(соотношение 1 к 1).

Хлорамина Б. Растворите всего 1 ст. ложку препарата в литре воды.

Лизоформина 3000. Средство успешно борется с плесенью и особо опасными бактериями. В 1 литре воды необходимо растворить 50 мл. 5% состава лизоформина.

Приготовив любой вышеуказанный раствор, вылейте его в распылитель. Снимите воздушный салонный фильтр, включите вентилятор и кондиционер на максимум. Распыляйте средство в отверстие фильтрующего элемента, заранее закрыв окна и двери машины.

Все, что нужно знать об очистке автомобильной системы кондиционирования — вы сможете увидеть в ролике.

 Загрузка …

2 Механическая и химическая чистка

Обработать систему кондиционирования в машине можно по-разному. Самой трудоёмкой является механическая антибактериальная обработка кондиционера автомобиля своими руками. Она требует провести следующие действия:

  1. 1. Разобрать приборную панель, чтобы открыть доступ к испарителю системы кондиционера.
  2. 2. Удалить из магистрали весь хладагент.
  3. 3. Обеспечить доступ к патрубкам испарителя, демонтировав печку.
  4. 4. Отключить трубки и датчики от радиатора теплообменника и достать его.
  5. 5. Обработать радиатор с помощью мыльного раствора. Чтобы хорошо очистить его от налипшей грязи и пыли, придётся приложить много усилий.


Альтернативой трудоёмкому механическому процессу является химическая антибактериальная обработка. Если механическую чистку легко провести самостоятельно, то химическая потребует определённых знаний и опыта безопасного обращения с сильнодействующими химикатами. Целесообразнее всего доверить эту процедуру работникам автомастерской. Там она проводится в несколько этапов:

  1. 1. Запускается двигатель автомобиля.
  2. 2. Кондиционер включается на максимальную мощность рециркуляции воздушных потоков.
  3. 3. Баллон с антибактериальным средством устанавливается рядом с патрубком, обеспечивающим забор воздуха, начинается распыление вещества.
  4. 4. Закрываются двери и окна в автомобиле. Распылённое средство начинает действовать на протяжении времени, указанного в инструкции.
  5. 5. После истечения нужного времени систему автокондиционирования отключают и проветривают машину.

Бывает, что после проведённой процедуры кондиционер продолжает издавать неприятный запах. Тогда обработку проводят повторно. Для этого:

  1. 1. Разбирают салонный фильтр, располагающийся за бардачком чуть выше печки.
  2. 2. На ёмкость с очищающей смесью надевают трубку-удлинитель.
  3. 3. Заполняют этим веществом воздуховоды и испаритель.
  4. 4. Двери и окна в автомобиле закрывают, заводят мотор.

4 Применение химических средств

Аэрозольные препараты способны удалить незначительные загрязнения. Они отлично подойдут для первой очистки в новой машине. Пенные препараты способны справиться с сильным загрязнением.

На каждом баллончике с аэрозольным составом указана инструкция по использованию. Порядок работ примерно одинаковый и состоит из следующих действий:

  • включение мотора автомобиля;
  • включение кондиционера и установка режима рециркуляции воздуха на максимальное значение мощности;
  • установка баллончика в районе печки со стороны переднего пассажирского сиденья и нажатие на клапан (именно там расположен воздухозаборник климатической установки);
  • после распыления указанного на этикетке объема аэрозоли закрытие окон, дверей и ожидание указанного в инструкции времени;
  • выключение кондиционера и тщательное проветривание салона.

Если неприятный запах не исчезнет после этих действий, тогда придется применить пенное средство или механическое удаление грязи. В комплект с баллоном пенного препарата входит длинная гибкая трубка. После снятия фильтра салона ее надевают на баллончик и продвигают в район испарителя. Затем заполняют пеной все воздуховоды испарительного радиатора и дренажную трубку. Выждав время, указанное в инструкции, заводят мотор и активируют климатическую систему, включая поочередно все ее режимы. Завершающий этап — это качественное проветривание салона автомобиля.

Препарат хлоргексидин в меньшей степени вредит пластиковым деталям автомобиля, поэтому его и используют чаще всего. Применяют готовый 0,05% раствор или разбавляют его с техническим спиртом в равной пропорции. Дезинфицирующий состав заливают в пульверизатор с длинным носиком и распыляют на все доступные части испарителя. Затем запускают двигатель, включают кондиционер и распыляют средство в воздухозаборник. После 10−15 минут выключают мотор и проветривают салон машины.

Как кондиционер в машине охлаждает воздух?

Фреон, заправляемый в кондиционер, попадает в систему в виде газа. Когда мы включаем кондиционер для охлаждения салона газ фреон сжимается компрессором, что приводит к его нагреву. Затем фреон попадает в теплообменник системы кондиционирования, где происходит охлаждение хладагента за счет его расширения в объеме. В этот момент газ-фреон переходит в жидкое состояние. Далее в жидком состоянии фреон переходит в расширительный клапан, откуда он попадает на испаритель.

Так как на этом этапе фреон не находится под давлением при прохождении через испаритель, он снова переходит в газообразное состояние. Во время перехода жидкого фреона в газообразное состояние он охлаждает стенки испарителя. 

Через испаритель кондиционера для охлаждения салона система вентиляции воздуха пропускает воздух с улицы или при включенной функции рециркуляции, пропускает воздух, поступаемый из салона автомобиля. 

Воздух, который проходит через поверхность холодного испарителя, охлаждается и попадает в салон. Стоит отметить, что при охлаждении теплого воздуха на испарителе образуется конденсат из-за содержания в воздухе воды (влаги). Конденсат затем стекает через дренажную систему кондиционирования на дорогу. 

Далее цикл повторяется. 

В принципе, все системы кондиционирования воздуха работают в автомобиле в соответствии с этим принципом. Правда в зависимости от марки, модели и конструкции кондиционера этот процесс операции преобразования фреона из газового состояния в жидкое, может немного различаться. 

Так, например, существуют две системы охлаждения воздуха в современных автомобилях: климат-контроль с автоматическим управлением системой кондиционирования воздуха в салоне и обычный кондиционер с ручным управлением. 

Например, обычный кондиционер может охлаждать температуру в салоне машины только в заданном диапазоне температур. То есть, включив обычный кондиционер, он будет охлаждать температуру постоянно. В случае изменения погодных условий для корректировки температуры в салоне машины вы должны вручную, как правило, либо увеличить мощность обдува салона или уменьшить его. Климатическая же система кондиционирования воздуха поддерживает необходимую температуру автоматически с помощью датчиков, даже при изменении внешних погодных условий. 

Самой удобной климатической системой является мультизональный климат-контроль (многозонный), который позволяет индивидуальную настройку температуры для водителя и отдельно для переднего пассажира. В дорогих автомобилях в последние годы появился климат-контроль и для задних пассажиров, которые могут настраивать желаемую температуру в задней части салона. 

Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно в домашних условиях

Чистка автокондиционера самостоятельно видео

Для чистки автомобильного кондиционера в принципе необязательно покупать дорогие специальные средства. Есть две альтернативы с использованием медпрепаратов. Однако обе они позволяют сделать лишь дезинфекцию. Поэтому если хотите избавится от проблемы надолго, то лучше приобрести и средства, которые позволят почистить испаритель от грязи.

Как почистить испаритель кондиционера лизолом

Кроме использования специально предназначенных для чистки кондиционера средств многие автолюбители (и не только они) используют для этих целей средство под названием «Лизол». Он же — раствор «Крезола» на мыльно масляной основе. Основе действующее вещество фенол.

Используют его для профессиональной дезинфекции (выпускают дезинфицирующие средства для больничных операционных, хирургических инструментов, кондиционеров). Также часто используют в ресторанах для удаления неприятного запаха с гриля. Поэтому в эффективности сомневаться не стоит.

Для последующей антибактериальной чистки испарителя автокондиционера необходимо раздобыть «Лизол» в концентрированном или разбавленном виде. Штука это достаточно дорогая, поэтому желательно пользоваться медицинскими растворами. Они бывают даже с ароматизаторами. Концентрированный «Лизол» разбавляется в пропорции 1:100, а хирургический — 1:20. Для работы вам понадобится приблизительно 300…400 граммов готового раствора. Далее процедура будет выполняться по следующему алгоритму:

  1. Наполнить получившимся раствором бутылочку с ручным распылителем.
  2. Открыть в салоне автомобиля окна.
  3. Запустить двигатель автомобиля и включить кондиционер на полную мощность, в том числе максимально включить вентилятор. В салоне сопла направить вниз, в сторону пола.
  4. Выйти из автомобиля и с помощью упомянутого ручного распылителя разбрызгать раствор в воздухозаборники возле лобового стекла. Брызгать нужно именно облаком/туманом. Процедура продолжается две-три минуты.
  5. Выключить двигатель и подождать около 10 минут.
  6. Вновь запустить двигатель, при этом кондиционер и вентилятор будут продолжать работать на полную мощность.
  7. На кондиционере включить внутреннюю рециркуляцию воздуха (исключить его попадание с внешнего воздухозаборника).
  8. Разбрызгать состав из бутылки под ноги переднего пассажира, под перчаточный ящик. Именно там находится забор воздуха в режиме рециркуляции. Процедура длится те же две-три минуты.
  9. Выключить зажигание, подождать около 10 минут.

В большинстве случаев такой чистки хватает, чтобы надежно избавиться от неприятного запаха от кондиционера. В крайнем случае можно повторить процедуру еще раз примерно через день. В идеале кроме описанного алгоритма еще желательно демонтировать элементы салона с целью добраться до испарителя и нанести раствор «Лизола» непосредственно на него.

Нежелательно использовать «Лизол» для чистки кондиционера с закрытыми окнами, поскольку это средство в больших концентрациях вредно для человеческого организма.

Чистка кондиционера хлоргексидином

Хлоргексидин по своим свойствам описанному выше «Лизолу». Этот препарат также используется для дезинфекции в медицинских учреждениях. Чтобы почистить автокондиционер хлоргексидином можно купить в аптеке готовый 0,05% раствор этого средства. Для повышения его эффективности разбавляют со спиртом 1:1.

Чистка кондиционера хлоргексидином выполняется по описанному выше алгоритму (разбрызгивают из распылителя на испаритель при работающей системе)

Обратите внимание, что обработку хлоргексидином лучше выполнять при температуре окружающего воздуха более +20°С

Вместо раствора хлоргексидина можно пользоваться другими аналогичными средствами, например, «Лизоморфин 3000». Это препарат российского производства. Используется для дезинфекции в медицинских целях, в том числе при особо опасных инфекциях. Для получения готового раствора для чистки кондиционера необходимо 50 мл средства развести в одном литре воды.

Еще одно средство — «Хлорамин Б». Реализуется в виде белого порошка. Для получения готового раствора необходимо одну столовую ложку порошка развести в одном литре воды. Использовать по указанному выше алгоритму. Главное — нанести средство на испаритель!

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера

Чтобы понять, зачем нужно регулярно чистить и дезинфицировать кондиционер в машине, давайте сперва разберемся с тем, как он устроен и работает.

Система автокондиционера заполнена хладагентом. Под высоким давлением, нагнетаемым компрессором, хладагент поступает в испаритель (теплообменник, находящийся в салоне), где из жидкого состояния он становится газом, при этом резко охлаждаясь.

На ледяном испарителе конденсируется влага, которая смешивается с пылью находящейся в потоке воздуха, обдувающего испаритель. Со временем грязь накапливается, и в ней появляются плесень, грибки и бактерии.

Для того чтобы снизить до минимума количество грязи и пыли, поступающих с воздухом в систему вентиляции и кондиционирования, в автомобилях существуют специальные салонные фильтры.

Но кроме грязного воздуха в салоне автомобиля, кондиционеру могут угрожать и другие опасности:

  • Дорожная грязь попадает в пространство между радиатором охлаждения двигателя и радиатором автокондиционера (конденсатором). Это ведет к нарушению охлаждения компрессора кондиционера и его поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
  • Грязь является еще и причиной коррозии алюминиевых деталей автокондиционера. Любая микротрещина может привести к утечке хладагента, что опять-таки приведет к необходимости ремонта системы кондиционирования в машине.

Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка автомобильного кондиционера помогут продлить срок его службы и не допустить появление многих неисправностей.

Как часто нужно проверять и обслуживать кондиционер в машине?

Чтобы система кондиционирования работала исправно долгий срок, как мы уже сказали, необходимо регулярное техническое обслуживание кондиционера, и всех связанных с ним систем. В регулярное техническое обслуживание входит диагностика исправности компрессора, испарителя, шлангов, прокладок и замер объема хладагента в системе.

Чаще всего владелец машины должен проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, так как они с возрастом высыхают и могут стать не герметичными. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха как минимум 1 раз в год в специализированных автомастерских.

Самым лучшим временем для проверки кондиционера является весна. Ведь перед наступлением жаркого летнего периода вы должны быть уверены, что ваш кондиционер сможет работать на полную мощь и эффективно охлаждать салон даже в самую жаркую погоду.

Обычно проверка работоспособности кондиционера и его плановое обслуживание не занимает много времени. Если конечно обслуживание будут проходить в том месте, где специалисты имеют соответствующий опыт и оборудование.

Помните, что неправильное или некачественное обслуживание кондиционера может нанести значительный ущерб системе кондиционирования воздуха, который будет связан с большими денежными тратами. Например, это может произойти, когда обслуживание выполняет неквалифицированный или плохо обученный автослесарь.

Что входит в регулярное обслуживание кондиционера в машине
• Визуальный осмотр и проверка работоспособности всей системы кондиционирования

Заправка кондиционера хладагентом (фреоном)

• Долив масла для компрессора кондиционера

• Дезинфекции системы кондиционирования для удаления бактерий и грибков

• При необходимости выполняется ремонт системы

Но не всегда обслуживание кондиционера проводится с определенной периодичностью. Ведь неисправность системы может появиться и раньше запланированного планового обслуживания системы. Например, если вы заметили, что со временем охлаждающая способность кондиционера снизилась, ваша машина должна быть, как можно скорее проверена на возможную утечку фреона, а также должен быть проведен замер уровня хладагента.

Также обратите внимание, что даже без утечки, количество хладагента с течением времени снижается в любом автомобиле. В среднем объем заправленного в систему кондиционирования хладагента снижается на 8 процентов в год

В результате естественного уменьшения объема хладагента снижается не только эффективность охлаждения. Например, недостаточный объем охладителя может стать причиной преждевременного выхода из строя компрессора.

Дело в том, что в компрессор кондиционера вместе с фреоном добавляется специальное масло, которое смазывает компрессор и защищает уплотнители от высыхания и растрескивания.


Так что если вы не будете заправлять систему кондиционирования воздуха долгое время, ваш компрессор кондиционера может выйти из строя. Кстати, стоимость нового компрессора вас может «приятно» удивить. Например, на Хонду Цивик новый компрессор кондиционера стоит в среднем 48,000 рублей.

Средняя стоимость комплексного обслуживания системы кондиционирования воздуха для той же Хонда Цивик составляет 2,500-4,000 рублей. Так что согласитесь, что лучше регулярно обслуживать кондиционер, чем рисковать потерями под 50,000 рублей.

Промывка кондиционера автомобиля. Как это делают

Если промывочные жидкости, которые продаются в автомагазинах эффективными можно считать довольно условно, то на сервисах для этого пользуются профессиональными составами. Все эти жидкости сертифицированы и одобрены производителями, совместимы со всеми системами автокондиционирования.

На автосервисах для промывки кондиционера используют профессиональные очистительные средства

От жидкости для промывки системы требуется вот что:

  • она должна хорошо растворять грязь;
  • быть полностью совместимой с элементами системы;
  • не представлять опасности для здоровья;
  • быстро высыхать;
  • не оставлять следов и разводов;
  • не оставлять осадков и не гореть.

Раньше для этого пользовались жидкостями дихлорметан R11, но несколько лет назад его запретили в связи с неблагоприятным воздействием на организм. General Motors допускает использование хладагентов R12, R134a, но практика показала, что они не удаляют полностью абразив и грязевые отложения. Наиболее распространенная жидкость для промывки — HCFC — 141B, или Dura Flush 141. Она совершенно безопасна и одобрена всеми производителями автомобилей.

А теперь посмотрим на алгоритм работ по промывке кондиционера:

  • Удаляется из системы хладагент.
  • Проводится тщательный осмотр системы.
  • Снимается компрессор, осматривается и дефектуется.
  • Демонтируются все элементы, которые подлежат замене или промывке.
  • Подсоединяется устройство для промывки, радиаторы, трубки промываются составом в двух направлениях.
  • Компоненты продуваются высушенным азотом тоже в двух направлениях.
  • Заменяется фильтр-осушитель.
  • Система собирается.
  • Вакуумирование не менее 120 минут.
  • Заправка системы маслом, хладоном и красителем.

Только таким образом можно получить чистую и на сто процентов работоспособную систему кондиционирования.

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и МО +7 (499) 938-51-97 С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86 Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Почему из кондиционера воняет канализацией

Откуда появляется неприятный запах? Какие средства для чистки автокондиционера нужно использовать? Чтобы узнать ответы, разберемся в конструкции и принципе работы бортовой климатической техники.

Принципиальная схема автомобильного кондиционера идентична устройствам, устанавливаемым в зданиях. Набор компонентов тот же:

компрессор;

система трубок;

конденсатор с вентилятором;

терморегулирующий вентиль;

испаритель с вентилятором.

Принцип действия основан на явлении охлаждения жидкости при испарении. Компрессор сжимает хладагент и по системе трубок подает в конденсатор, где фреон конденсируется, отдавая тепловую энергию. Вентилятор обдувает радиатор, унося тепло. Далее уже жидкий хладагент через регулятор потока поступает в трубчатый испаритель. Здесь фреон испаряется, резко снижая температуру трубок. Нагнетаемый вентилятором воздух, проходя сквозь трубчатый испаритель в салон, попутно охлаждается.

Со временем на элементах системы накапливается пыль, частички сажи, пыльца растений. На поверхности испарителя постоянно конденсируется влага, так как он всегда холоднее, чем воздух в салоне. В темноте и сырости микробы активно размножаются. Неприятный запах – это результат жизнедеятельности грибков и бактерий, которые обитают в грязи, скопившейся внутри системы вентиляции и кондиционирования.

Вывод: чтобы в салоне вашего автомобиля не воняло болотом или канализацией, нужна чистка автокондиционера. Если проблема не приобрела больших масштабов, можно использовать специальную автохимию: аэрозоль или пену. Этот способ достаточно прост, такую операцию можно выполнить даже своими руками.

Причины возникновения зловония

Возникает вопрос, почему при включении кондиционера в салоне машины воняет как в канализационном колодце? Причиной тому служат плесень и бактерии, появившиеся в системе автомобильного кондиционера. В процессе охлаждения внутрь испарителя, расположенного в блоке печки, поступает воздух вместе с пылью и грязью.

Образование конденсата в воздуховодах, а также внутри и снаружи испарителя, после нажатия кнопки выключения кондиционера и прекращения движения машины, обусловлено попаданием горячего и влажного воздуха на эти охлажденные узлы климатической системы. Возникновение в новообразованной сырости разнообразных микроорганизмов и их постоянное разрастание и способствует появлению неприятного запаха.

Так что если воняет из воздуховодов при включении печки или кондиционера нужно обязательно заняться очисткой климатической системы.


С этим читают