Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек

Продажи электромобилей

Особенностью российского автомобильного рынка является то, что доля электротранспорта в общей массе продаж крайне незначительна. В начале 2017 года в стране было всего 920 электромобилей, в то время как в мире их счет идет на миллионы. Примерно треть из них ездят по дорогам Москвы. В остальных субъектах РФ таких машин вообще крайне мало.


Больше всего электрических авто в нашей стране приходится на модель Nissan Leaf, которых насчитывается 340 единиц. На втором месте Mitsubishi i-MiEV (263 шт.). А сколько в России машин «Тесла»? Доля этого производителя также значительна: на Tesla Model S приходится 177 экземпляров.

Четвертые позиции у «Лады Эллады». Таких машин 93 штуки. Остальные модели представлены единичными экземплярами. Пока власти не спешат популяризировать этот вид транспорта, а решение связанных с машинами экологических проблем видят в переводе транспортных средств на газовое топливо. Вероятнее всего, Россия перейдет на электротранспорт одной из последних в мире.

[править] Примечания

  1. World Development Indicators Выбранные показатели: Passenger cars (per 1,000 people)
  2. World Development Indicators Выбранные показатели: GDP per capita, PPP (current international $)
Автомобильный транспорт
Европа  Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азия  Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Япония
Америка  Ангилья • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Аруба • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Монтсеррат • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • США • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка
Африка  Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР
Австралия и Океания  Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи
Прочее  Список стран по числу легковых автомобилей на 1000 человек населения
Списки стран
Внешняя торговля  Экспорт и импорт товаров на душу населения • Чистый экспорт топлива на душу населения • Чистый экспорт руд и металлов на душу населения • Чистый экспорт продовольствия на душу населения
Прочее  Валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности на душу населения • Потребление электроэнергии на душу населения • Количество легковых автомобилей на 1000 человек населения • Количество больничных коек на 1000 человек населения

Безлошадные депутаты

Декларации за 2020 год представили 64 краевых депутата. У 18 из них в документ не включено ни один автомобиль.

Без машины в собственности, например, обходится самый состоятельный депутат АКЗС, бизнесмен Дмитрий Аганов. Или дорожник Максим Степин, задекларировавший два дома и две квартиры (он — руководитель «Юго-Восточного ДСУ») и гендиректор «Сибирской медиа-группы» Андрей Абрамов, семья которого имеет четыре квартиры и два нежилых здания.

Но это может и не означать, что они ходят пешком или ездят на автобусе — многие просто регистрируют машины на свои юрлица.

Nissan Patrol в Барнауле

Олег Богданов

Что сейчас

После распада Советского Союза показатели резко пошли вверх: с 1991 к 2017 году — в 4,8 раза: с 63 до 305 машин. И так же резко (в 5,8 раза) сократился объем перевозок пассажиров трамваями и троллейбусами: с 15,6 до 2,7 млрд человек.

В настоящее время уровень автомобилизации в различных регионах и населенных пунктах РФ существенно различается. К примеру, в крупных городах — от 177 авто на 1000 жителей в Махачкале до 515 во Владивостоке.

Уровень автомобилизации в крупных городах России(с населением от 500 тыс. чел., 1 января 2018)Самый высокий(автомобилей на 1000 жителей)Владивосток — 515Краснодар — 361Самара — 335Санкт-Петербург — 316Тюмень — 298Самый низкий(автомобилей на 1000 жителей)Махачкала — 177Новокузнецк — 231Пермь — 236Кемерово — 238Хабаровск — 243

Что получилось

Анализ по географическим параметрам (агрегированная модель) обнаружил связь со средним уровнем зарплаты в городе, обеспеченностью жильем, плотностью населения и количеством поездок на пассажирском транспорте:

при увеличении средней заработной платы на 1% уровень автомобилизации поднимется на 0,59%;


при увеличении средней площади жилых помещений на одного жителя на 1% — на 1,07%;

при росте плотности населения на 1% снизится на 0,82%;

при росте пользования общественным транспортом на  1% — на 0,06%.

Результаты изучения домохозяйств (дезагрегированная модель) показали, что на присутствие автомобиля в семье положительно влияют ее доходы: при их росте на 1% вероятность владения машиной увеличится на 0,34%.

Способствует автомобилизации загородная недвижимость. Если члены семьи активно пользуются общественным транспортом, возможность появления автомобиля снижается.

Выявленные зависимости согласуются с результатами исследований, проведённых в других странах. IQ

Авторы исследования:

Татьяна Кулакова, директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ

Елена Кончева, младший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ

Мария Моисеева, главный эксперт Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 9 апреля, 2019 г.

Урбанистика Апрельская конференция 2019 транспорт урбанизация

Подпишись на IQ.HSE

Что такое автомобилизация?

Под этим термином подразумевается обеспеченность населения автомобильным транспортом. Расчет ее величины производят, исходя из среднего числа автомобилей на 1 тысячу жителей.

География автомобилизации довольно неоднородна. Наиболее высокая обеспеченность легковыми авто отмечается в США, Канаде, Германии, Японии, Австралии. В этих странах на одного человека приходится примерно по одному автомобилю.

Самый низкий уровень автомобилизации в Африке. Там в ряде стран на тысячу человек зарегистрировано менее 10 авто. Россия по данному показателю находится на одном из первых мест в мире, однако уступает некоторым развитым странам, но опережает Китай.


Тем не менее в последние годы отмечается бурный рост автомобилестроения в Китае и Индии. Поэтому позиции этих стран быстро поднимаются и могут в обозримом будущем приблизиться к уровню развитых государств.

Сколько ТС было зарегистрировано в 2020 году?

Показатели 2020 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2020 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2020 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2020 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2020 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Количество зарегистрированных ТС в России на январь 2018 г., млн. шт.

Тип транспортного средства Доля, % Количество машин
Легковые авто 79 44,1
Мотоциклы 3,6 2
Грузовики 10,7 6
Автобусы 0,56 1
Всего 100 56

По данным аналитического агентства «Автостат»

Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2020 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2020 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.

Таблица 4 — Количество легковых, грузовых машин и автобусов, зарегистрированных в регионах на 01.07.2017 г.

Регионы Легковые авто, млн. Грузовые авто, тыс. Автобусы, тыс.
Москва 3,75 171 19,7
Московская область 2,59 149,3 14,6
Краснодарский край 1,72 137,3 16
Ростовская область 1,26 112,2 12,2
Республика Татарстан 1,2 107,2 13,2

По данным аналитического агентства «Автостат»

Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов — 15,5 лет, при этом почти половина — старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.

Изменение структуры автопарка России

Бум иномарок

В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» — их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых —секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин — порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.

IZ8H7454

Родом из СССР

Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем парк зарубежных автомобилей рос достаточно быстро — в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин (по данным «Автостата»), а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи — одни уже канули в Лету (ЛуАЗ, «Москвич», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента (ГАЗ, «Иж»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АВТОВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза — до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.

С тех пор число легковых машин в нашей стране увеличилось вдвое, и сегодня на учете в ГИБДД стоит 40 млн. 850 тысяч автомобилей. При этом львиную долю этого роста обеспечили иномарки — в начале 2000-х годов к нам массово хлынули подержанные машины из Японии и Европы, а затем в России стали открываться и сборочные производства зарубежных автоконцернов. Тем более что благодаря развитию автокредитования иномарки стали доступны многим россиянам. Как следствие, автомобили иностранных брендов заняли более половины парка легковых машин в нашей стране (22,5 млн авто или 55%), тогда как на продукцию АВТОВАЗа сегодня приходится менее 35% (14,1 млн машин), а на прочие отечественные марки — всего 10% (4,1 млн авто). Таким образом, с 1993 года иномарки увеличили свое присутствие на российских дорогах в 38 раз, а их доля выросла более чем в 10 раз.

Таблица вычисления платежей

Размер таможенного сбора установлен законодательством РФ и зависит от стоимости транспортного средства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», для автовладельцев действуют следующие тарифы на растаможку авто:

Таможенная стоимость авто (руб.) Сумма сбора (руб.)
до 200 тыс. включительно 500
200 тыс. 01 коп. – 450 тыс. 1000
450 тыс. 01 коп. – 1200 тыс. 2000
1200 тыс. 01 коп. – 2500 тыс. 5500
2500 тыс. 01 коп. – 5000 тыс. 7500
5000 тыс. 01 коп. – 10000 тыс. 20000
10000 тыс. 01 коп. – 30000 тыс. 50000
Свыше 30000 тыс. 01 коп. 100000
Мотоциклы 250

Наряду с автоматическим расчетом таможенных платежей можно воспользоваться информацией, которую содержит таблица растаможки авто.

Эквивалент стоимости (€) Единая ставка (% от таможенной стоимости или согласно рабочему объему двигателя)
до 8 500 54% или не меньше 2,5 €/1 см3
от 8 500 до 16 700 48% или не меньше 3,5 €/1 см3
от 16 700 до 42 300 48% или не меньше 5,5 €/1 см3
от 42 300 до 84 500 48% или не меньше 7,5 €/1 см3
от 84 500 до 169 000 48% или не меньше 15 €/1 см3
свыше 169 000 48% или не меньше 20 €/1 см3

По несколько иному принципу рассчитывается пошлина за автомобили с пробегом.

Объем двигателя (см 3 ) Единая ставка
Возраст 3 – 5 лет Возраст более 5 лет
до 1 000 1,5 €/см 3 3 €/см 3
от 1 000 до 1 500 1,7 €/см 3 3,2 €/см 3
от 1 500 до 1 800 2,5 €/см 3 3,5 €/см 3
от 1 800 до 2 300 2,7 €/см 3 4,8 €/см 3
от 2 300 до 3 000 3 €/см3 5 €/см 3
свыше 3 000 3,6 €/см3 5,7 €/см3

Выводы

Поскольку при проведении расчетов выясняется, что цены на растаможку авто в России зависят от возраста ТС и объема двигателя, стоит обратить внимание на малолитражки до 5 лет или набирающие популярность электромобили. Если машина приобретается «для себя», расходы на таможенную очистку ниже, чем при покупке авто на юридическое лицо

Составляя смету, следует внести в статью расходов еще и стоимость доставки автомобиля (топливо или аренда ТС-доставщика).

К тому же следует учесть, что, хотя физическое лицо может оформлять автомобиль самостоятельно, на практике это оказывается сложным делом. Многие новоиспеченные автовладельцы предпочитают поручить оформление брокерам. Однако за их услуги придется заплатить от 10 000 до 25 000 рублей, в зависимости от страны происхождения предмета покупки.

Структура парка легковых автомобилей на начало 2019 года

В РФ насчитывается 43 526 тыс. легковых авто. Больше половины из них – иностранных марок. 

Модели иностранных брендов

В российском автопарке около 27 млн иностранных марок. Среди них больше всего моделей японских брендов (9,8 млн шт., или 22,5%), корейских (4,9 млн шт., или 11,3%) и немецких марок (4,5 млн шт., или 9,2%).

Таблица 1. Доля наиболее распространенных иномарок

Автомобили брендов В % к итогу
Японских 22,5
Корейских 11,3
Немецких 9,2
Американских 7,5
Французских 5,3
Чешских 1,9
Китайских 1,4

Что касается конкретных моделей, лидерство принадлежит:

  1. KIA Rio (752 тыс. шт.).
  2. Hyundai Solaris (739,2 тыс. шт.).
  3. Ford Focus (737,2 тыс. шт.).
  4. Toyota Corolla (697,3 тыс. шт.).
  5. Renault Logan (670,9 тыс. шт.).
  6. Chevrolet Niva (613,6 тыс. шт.).
  7. Volkswagen Polo (464,3 тыс. шт.).
  8. Toyota Camry (424,6 тыс. шт.).
  9. Daewoo Nexia (422 тыс. шт.).
  10. Skoda Octavia (394,5 тыс. шт.).

Интересно! Все о страховании КАСКО

Самый солидный автопарк

Между тем, у 19 депутатов и их семей больше одного автомобиля. Лидер по размеру автопарка — Сергей Бенслер: у него, как и в прошлом году, семь легковых машин. По три легковых авто указали пятеро.

Александр Демин Nissan Patrol 3.0 D Luxury, уже упомянутый Lexus LX 570, у его супруги Nissan Murano. Алексей Кривенко: Volkswagen Touareg, Nissan Tiida и УАЗ 331512. Александр Молотов: Nissan Qashqai, Volkswagen Touareg и Toyota Camry. Алексей Найден: Toyota Rav 4, Audi Q5 и Audi Q3, все это кроссоверы. Сергей Шабанов: в добавок к упомянутым выше «Мерседесам» у него кроссовер Hyindai Tucson. Сергей Серов: указал флагманскую модель Mitsubishi Pajero, среднеразмерный кроссовер Hyundai Santa Fe и УАЗ-469.

Mitsubishi Pajero Sport.

Автоцентр АНТ — официальный дилер Mitsubishi Motors.


С этим читают